Узнайте Секреты Воспитания Ребенка И Легко Получите Результат

имя и адрес пусто пусто


5 простых приемов для развития у ребенка самостоятельности.

Узнать

 


Методика выполнения движений с ребенком от специалиста высшей квалификации

Скачать бесплатно

 




Детская игра в контексте современности

Дата добавления: 2011-03-30

Автор: Смирнова Е.О., доктор психологических наук, профессор, заведующий центром игры и игрушки МГППУ.

Эта статья – конспект выступления Смирновой Е.О. на 10 юбилейном Педагогическом Марафоне в Москве.

Поэтому Короткова Т.П. оставляет за собой право выделять главные мысли автора в силу своего понимания темы, но без искажения смысла.

В современном мире мы наблюдаем противоречивое отношение к игре.


В чем заключается это противоречие?


Многие понимают, что ребенку необходимо играть. Но в  реальности  в дошкольном возрасте игру вытесняет обучение.
Специалисты разных стран и разных профессий (психологи, педагоги, физиологи) отстаивают игру, потому что в реальном мире игра сворачивается. А сворачивание игры пагубно отражается на недоразвитии многих функциях детского организма.


Что включает в себя понятие «недоигранность»?  Как оно проявляется?


Во-первых, недоигранность  проявляется в  неорганизованности  поведения ребенка.
Во-вторых, недоигранность – это  плохая коммуникативность. У ребенка дошкольного возраста не формируются чувства общности, сочувствия, понимания другого ребенка.
Тенденция вытеснения детской игры  у дошкольников приводит к тому, что у подавляющего количества детей дошкольного возраста игра не становится ведущей деятельностью.


Почему это происходит?


Многие взрослые считают игру развлечением, а коль это развлечение, то на него не надо тратить время.  Родители считают, что ребенка важно как можно раньше начать обучать.


Термин  «игра» заменяется другими близкими и похожими терминами, такими как  «игровые методы», «игровые технологии». Но на самом деле это совершенно разные понятия. «Игровые методы» и «игровые технологии «– это игровые приемы и  средства обучения, но вовсе не игра.

Значение  игры в другом. Значение игры в  приобретении новых  познавательных процессов. Игру самого ребенка  нельзя использовать как  прием.


Так что  же самое главное в содержании игры? В чем ее значение?


Во-первых, игра учит ребенка общению и передаче человеческих отношений.
Во-вторых, игра учит ребенка организации и самоорганизации.
Поэтому игра – это средство обучения, это средство развития дошкольника.

Почему происходит редукция детской игры?

Специалисты, занимающиеся детьми дошкольного возраста консолидируются, чтобы отстоять право ребенка на игру. Создана всемирная организация «Ассоциация защиты игры»

В ст.31 «Декларации прав ребенка говорится: «Каждый ребенок имеет право на игру».

Почему же эта статья не выполняется в жизни? Законодательно «Декларация прав ребенка» - это такая же Конституция, которая гарантирует права детей.

Члены Ассоциации изучили причины редукции детской игры.

1.Взрослые, как родители, так и политики не понимают пользу игры.

В современном мире игру противопоставляют обучению и труду.

2.В современном мире резко сократилось безопасное пространство для самостоятельной игры ребенка. Дети находятся под постоянным контролем взрослых. Исследовательские данные констатируют, что почти до 10-11 лет ребенка одного никуда не отпускают.

 

У родителей в современном мире появился реальный страх за ребенка, поэтому они и вынуждены за ним следить постоянно.

А из этого следует, что игровое пространство нарушено, как на улице, так в адекватном окружении.

3.Игрушки, которые выпускает  промышленность,  не поддерживают игру, т.к. коммерческий интерес побеждает: взрослые выпускают игрушки для взрослых.

 

Отсутствие детских  игрушек блокирует потенциальные возможности ребенка. И  роботы-трансформеры и все дорогие игрушки созданы для развлечения, для развития реакции (быстро собери, быстро трансформируй), а не для игры ребенка.

4.В современном мире взрослые  отдают  приоритет обучающим занятиям. Взрослые не могут понять, что в дошкольном  возрасте развивается не интеллект. Это задача  стоит в школьном возрасте.

 

Почему происходит именно так? Потому что интеллект – более изменяемое и реально ощутимое. А в игре результат не виден сразу, результат отстранен во времени. Этот результат игры сказывается через 2-3 года и позже -  во взрослой жизни. Поэтому игра и кажется не важной и не адекватной деятельностью ребенка.

5.Жесткое программирование времени и деятельности детей. Это приводит к тому, что у детей нет времени и свободного пространства  для игры. Дети постоянно обучаются и заняты в другом месте и другими видами деятельности.

6.Технологизация и компьютеризация.

Современные дети стали заложниками телевизоров и компьютеров.
Современные дети или часами смотрят мультфильмы по телевизор,  или  часами играют на компьютере.

Просмотр мультфильма – это пассивное расслабление. Получается, что весь досуг ребенок проводит в расслаблении. И лишь детские сады спасают ребенка от компьютера и телевизора в будни.

Для ребенка-дошкольника такое проведение досуга губительно и впоследствии вызывает зависимость.

Вывод печален: «Паралич» внутренней пассивности НЕ ведет к развитию ребенка.

7.Главной причиной ухода игры из жизни детей дошкольного возраста – это отсутствие понимания сущности игры.

 Как гарантировать право ребенка на игру?

Для этого надо  определиться с понятием «Игра». Сложность заключается в том, что понятие «Игра» – полисемантическое понятие (т.е. многозначащее).
Игра – это не работа. Игра не  продуктивна, не приносит результата. Даже в конструировании есть результат- постройка.

Новый феномен современности заключается в том, что  ребенок пассивно ожидает указания взрослого. Родитель говорит: «Иди,  поиграй», а ребенок играть не умеет,  ребенок берет в лучшем случае настольную игру или держит игрушку в руке.

Существуют ли признаки игры?

Понятие игра можно рассматривать в широком и узком смысле.

Рассмотрим понятие игры  в широком смысле.

1.Игра – это свободная деятельность, без принуждения и контроля взрослых.
Взрослые не имеют права вмешиваться в игру и запрещать игру.
Взрослый может быть наблюдателем или участником.

Иногда взрослые отождествляют игру и инсценировку. Это совершенно разные понятия. В инсценировке взрослый распределяет роли,  и  ребенок четко действует по сюжету.

Почему раньше дети играли свободно, без принуждения и контроля взрослых. Потому что игра усваивалась от старших детей в семье. Затем совместные игры младших и старших детей во дворе, в семье происходили по обоюдному желанию, без принуждения, без обучения. Раньше не было нужды обучать и передавать опыт. Всё было естественно.

А в современных условиях, когда как норма в семье один ребенок, взрослый не может стать партнером по игре, взрослому трудно изобразить что-то, у него нет такой гибкости как у ребенка т.к. в силу возраста уже нет определенных качеств. Взрослому не хватает артистизма, эмоциональности и энергичности для игры.

2.Игра должна приносить  удовольствие, радость и эмоциональное настроение.
Источником удовольствия является процесс,  не результат и не оценка взрослого.
Для ребенка важен сам процесс делания, радость от самого действия.
Главный мотив взрослого – оценка деятельности. Для взрослого главный стимул детской деятельности – это движение и достижение успеха. И у ребенка закладывается стремление заслужить что-то, сделать что-то такое, чтобы его похвалили. Ребенку становится важно одобрение других.


И такая ситуация ведет к внутриличностному конфликту. И если главным мотивом ребенка становится одобрение и оценка окружающих взрослых, то это приводит ко многим комплексам, таким, например, как застенчивость, демонстративность, обидчивость.

А вот когда у ребенка главным мотивом является удовольствие от самого процесса игры, а не оценка его деятельности, тогда ребенок развивается нормально.

Хочу напомнить вам, что в Вольдорфовскойпедагогике запрещают оценивать дошкольников. Дошкольники должны получать радость от процесса игры. Чем позже «конкуретность» придет к дошкольникам, тем меньше у ребенка будет комплексов.

3.Игра-это  спонтанная, необдуманная, непредсказуемая деятельность ребенка. Даже если дети вводят игровые правила, они проносят удивление, сюрприз, импровизацию. Если этого нет – нет и игры.

Рассмотрим понятие « игра» в узком смысле.

Игрой нельзя назвать такую деятельность, где есть директивы взрослого и строгое руководство со стороны взрослого.

Право ребенку на игру предполагает время и место для свободной эмоциональной деятельности ребенка.

Эта деятельность дает возможность проявлять самостоятельность и ответственность: «Я это выбрал и я за это отвечаю!» В игре ребенку надо решить за себя и почувствовать свою ответственность.

Автор приводит пример из своих наблюдений в детских садах Германии. Детям дошкольного возраста  уже с 3-х лет при посещении детского сада разрешают выбирать,  где и с кем он будет заниматься целый день, т.е. ребенок  находится в ситуации самостоятельности и выбора.

Ребенок может выбрать помещение, в котором будет заниматься и воспитательницу на 2 часа. Важен выбор: «Я решил!» и в ребенке развивается самостоятельность. Поэтому дети растут не инфальтивными. Этот пример показывает, что ребенок имеет право на самостоятельность и ответственность.

Существует узкое определение игры. Д.Б. Эльконин, говоря  о сюжетно-ролевой игре, подчеркивал, что в такой игре «восстанавливаются социальные отношения между людьми». Дети берут на себя  профессиональные и социальные роли взрослых. Эта форма игры имеет исключительное значение. В этой форме игры проявляется воля и произвольность»

Л.С.Выготский отмечал, что детская игра «Это школа произвольного поведения», т.к. ребенок берет на себя жёсткие правила игры.

Интересен такой факт. У современных детей  в игре «Дочки-матери» роль «мамы» предается по-разному. Одни мамы готовят, стирают, убирают и опять готовят, стирают, убирают. Другие мамы прибегают, красятся, прихорашиваются и опять убегают. Третьи мамы все время учат ребенка, сажают на стул и читают нотации. Четвертые мамы включают телевизор и смотрят его всё свободное время. В содержании игры видны ролевые стереотипы. Каждая роль накладывает определенный характер действий.

Ребенок хочет выполнить эту роль, т.е. у него есть мотив – показать этого персонажа,  и он старается выполнить все действия в соответствии с ролью, которую принимает на себя.

Эти правила, которые связаны с выполнением роли, становятся как бы законом. Ребенок берет на себя роль добровольно и выполняет её до конца. Он  САМ подчиняется правилам, которые хочет выполнить. Правило становится желанием.

По мнению Л.С.Выготского уникальность игры в том, что ребенок понимает «мне нужно это сделать,  даже если это трудно сделать».
Мы где-то ищем моральные основы и хотим их воспитать в ребенке, а они есть в игре.

Автор приводит пример игры в «Самолет». Дети сидят на стульях парами и как бы летят  в самолете. Два мальчика-пилота озвучивают высоту и дальность полета в меру своих знаний. Стюардессы ходят по узким проходам и предлагают напитки.

Пассажиры: кто читает, кто нянчит куклу-ребенка. И вдруг один мальчик кричит: «Скорее на посадку. Я хочу в туалет» (а туалет в одном шаге, в самой группе).
Мальчики-пилоты, как только могут быстро и экстренно сажают самолет на запасной аэродром, но мальчику уже поздно. Никто  из детей над ним не смеется. Дети понимают, что  он был  в полете.
В современном мире – это редкость,  и она уходит из реальной жизни.

Почему же дети  перестали играть?

Во-первых, дети становятся все дальше от взрослых.
Во-вторых, социальная реальность мало понятна ребенку. Как показать действия и поиграть в менеджера, дизайнера, дистрибьютора. Что они делают? Как изобразить эти профессии, ребенку не понятно.

Чтобы ребенок взял на себя роль, ему надо  взять на себя последовательность действий и связать это с физическими, психическими и эмоциональными действиями.

Игра – это воплощение замыслов. А реальная жизнь взрослых не дает  возможность ребенку показать действия взрослых.

В-третьих, Содержание для детских игр дают мультфильмы и художественные фильмы. Лучше это, чем ничего. Но какие фильмы и мультфильмы смотрят дети?
В-четвертых, сюжетно-ролевая игра – вещь экзотическая и довольно редко встречается. И скорее как исключение она есть и ВСЁ ЗАВИСИТ ОТ РОЛИ ВЗРОСЛОГО.

Если ребенок не любит играть, это значит, 1-что его не научили, и 2-не заразили эмоционально.

Л.С. Выготский также отмечал, что главной характеристикой игры  является «расхождение реальной и мнимой ситуации». Действия ребенка идут не от действия, а от мысли. Предметы приобретают разные функции. Так,  например, бутылка, может быть и лекарством, и ракетой. Ребенок живет параллельно в двух мирах, в реальном и в воображаемом.
Это мощный источник развития ребенка.

Автор приводит  такой пример. Девочка готовит из песка, камушков и травки в игрушечной кастрюльке кашу. Затем накладывает в тарелку и дает папе. Тот пробует, похваливает и незаметно выбрасывает содержимое, а затем отдает дочке пустую тарелку.
Дочка удивлена: Ты съел эту кашу? Разве можно есть ЭТУ кашу?»(реальный мир, где ребенок понимает, что кашу из песка есть нельзя)
-Да что ты! Я и не ел эту гадость, а выбросил.
-Ну как ты мог выбросить МОЮ кашу?! Я же ее для ТЕБЯ варила и это не гадость!!!(эмоции и мотив ребенка)

Из примера видно, что в игре складываются и развиваются:

творческое воображение,
образное мышление,
внутренний план действий (что захочу, то и будет).

Детская игра – исток внутреннего мира. Становление этих качеств способствует становлению сознания. И в этом главный специфический признак игры.

Принятие роли – это частный случай мнимого «Я».

Существуют так называемые «мнимые игры» Что это такое?

1.Под мнимую игру попала режиссерская игра, т.к. ребенок превращает не себя, а своих игрушек в кого-либо. Ребенок осуществляет роль не сам, а передает роль через игрушку. В такой игре игрушка должна молчать, а  ребенок говорить за нее.

2.Процессуальная игра-  многократное повторение одних и тех же действий ребенка. В такие игры начинают играть дети раннего возраста и младшие дошкольники, например, катание машинки взад-вперд.

3.Образные игры. В таких играх ребенок сам себя помещает в воображаемую ситуацию, например,  в ситуацию пожара. Пожар - это мнимая ситуация, но ребенок реальный, он сам находится в такой мнимой ситуации.

Мнимые игры предполагают осознанный выход, понарошку, как будто. Это выход за пределы контролируемой ситуации. Утрата-  не ровна потере в игре. Если ребенок фантазирует, то в данном случае он неадекватно воспринимает реальность.

Итак, каковы главные черты сюжетной игры ребенка?
1.Игра ребенка – это свободная деятельность,
2.Игра ребенка эмоционально насыщена,
3.Игра ребенка спонтанна.

Что необходимо для игры ребенка?

1.Свободное время,
2.Пространство (место для игры).

Какую роль выполняет взрослый в игре?


1.Взрослый вдохновляет ребенка на игру.
2.Взрослый может быть участником игры на правах равных.
3.Взрослый может наблюдать за ходом игры.

---------------

Понравилась эта статья?
Поделитесь со своими друзьями в социалках:

Подпишитесь на бесплатный курс "Секреты воспитания"
и получите бесплатно
Секретную книгу.

Из данного курса Вы узнаете о тайнах народной педагогики, о секретах современных технологий воспитания и массу другой полезной информации для решения Ваших проблем.
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

12 простых формул для подготовки ребенка к детскому саду

Узнать

 


Адаптационные игры с песком

Узнать

 


Как быть счастливыми родителями

Узнать