Узнайте Секреты Воспитания Ребенка И Легко Получите Результат

имя и адрес пусто пусто


5 простых приемов для развития у ребенка самостоятельности.

Узнать

 


Методика выполнения движений с ребенком от специалиста высшей квалификации

Скачать бесплатно

 




Компьютерные игры и дошкольник.

Дата добавления: 2011-04-03

Автор: Парамонова Л.А., доктор педагогических наук, академик РАЕН, председатель Российского комитета Международной организации по дошкольному воспитанию (ОМЕР), руководитель Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца.

Эта статья создана на основе выступления Парамоновой Л.А., которая рассказала об итогах эксперимента  в центре  «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца на 10 Педагогическом Марафоне в Москве.


Короткова Т.П. оставляет за собой право выделять главные мысли без искажения смысла выступления автора.


Современный мир невозможно представить без компьютера. И если взрослых компьютер как магнитом притягивает к себе в первую очередь для работы,  а затем  для развлечения, и для получения удовольствия от общения на форумах и в социальных сетях,  то  ребенку  «взрослая»  игрушка интересна вообще.


По результатам последних опросов  в больших городах у людей работоспособного возраста развивается компьютеромания: люди бросают все дела и занимаются компьютером.


Наши дети попадают в очень трудное положение. С одной стороны, подражая взрослым, ребенок тянется поиграть за компьютером. С другой стороны,  в магазинах продают игрушки, которые не способствуют самостоятельной игре ребенка.


Родители предпочитают покупать ребенку игры и игрушки-трансформеры. Но,  к большому, сожалению, эти игрушки не способствует игре ребенка как таковой. Такие игрушки развивают скоростные качества и быстроту реакции (быстро схватить, быстро положить, быстро застрелить). А это грозит ребенку еще одной бедой – у детей не развивается полноценно речь и порой в речи у ребенка одни глаголы.

Многие родители необдуманно позволяют ребенку слишком длительное время играть за компьютером и не вникают в содержание игры.

Ведущие специалисты Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца провели в течение нескольких лет эксперемент- наблюдение за дошкольниками и однозначно сделали следующие выводы:

1.Компьютер для дошкольника можно использовать только как обучающее средство.
2.Компьютер для дошкольника можно использовать как развивающее дидактическое средство.
3.Как только ребенок использует компьютер для развития, надо постоянно следить за состоянием здоровья ребенка, а именно,  за зрением, физическим здоровьем и эмоциональным здоровьем.

Сколько времени можно  использовать компьютер для развития ребенка?


По мнению специалистов,   оптимально использовать компьютер 2 раза в неделю  по 15-20 минут.


С какого возраста можно использовать компьютерные развивающие игры?


Ответ однозначный. Возраст ребенка  не ранее  5 лет. Потому что знаковая функция мозга созревает именно к этому возрасту и  только к этому возрасту ребенок начинает различать «знак» и реальный объект.


Какие  условия необходимо создать ребенку для игр за компьютером?

Родителям необходимо запомнить три  фундаментальных вещи:

1.У хорошей компьютерной игры должна быть связь с предметной деятельностью ребенка. Что это значит? Ребенку необходимо перекладывать, выкладывать, т.е. действовать с предметами или персонажами игры.
2.У хорошей компьютерной игры  должны быть связь с конструированием и восприятием ребенка.
3.Компьютерные развивающие игры должны отражать взаимодействие интеллектуального и эмоционального здоровья ребенка. Роль эмоций настолько велика, что трудно себе представить. Эмоции управляют, корректируют и инициируют интеллектуальную деятельность.

Говоря о развивающих компьютерных играх, необходимо рассмотреть два разных понятия «сложность» и «трудность».

Что такое «сложность»?  Это понятие объективно, потому что любая задача имеет много ходов решения.
Что такое «трудность»? Это понятие субъективно, т.к. трудность от решения задачи возникает у какого-то субъекта. Задача может быть трудная, но если ребенок  владеет разными способами решения, то ему будет легко.

Какими должны быть Развивающие Программы для дошкольников?

1.Специалисты в этой области предлагают создавать Компьютерные Игровые Комплексы.

В детских садах  уже существуют и  будут развиваться Компьютерные игровые комплексы.

Что такое «Компьютерный Игровой Комплекс»?


Создаются такие комплексы на базе детских садов и предполагают  помощь старшим дошкольникам в обучении и развитии.
Несколько  компьютеров  объединены единой программой и подключены к компьютеру взрослого. Взрослый  может корректировать ее, учитывая индивидуальные особенности ребенка  или определенные задачи обучения.


Какими должны быть компьютерные игровые комплексы?


Компьютеры стоят по кругу,  дети работают в парах, сидят на общей скамеечке.

2.В чем особенность и специфика обучения дошкольников?

Во-первых, бОльшая часть детей боится ошибиться  при выполнении заданий. Дошкольники чувствуют себя зажатыми, не свободными.
Во-вторых, после многочисленных наблюдений специалисты Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца выявили и такую закономерность. У 13 % детей, проявляется жестокость по отношению  к героям   и персонажам развивающих игр,  и эта жестокость управляет  их действиями.


Нужно ли развивать в детях жестокость?


Поэтому так важно, чтобы во время развивающих компьютерных игр  с дошкольником находился взрослый, который бы рассказывал, пояснял и общался с ребенком.


В качественной развивающей компьютерной игре должны быть нейтральные фиксаторы, на которые ребенок мог бы реагировать менее эмоционально. Например, выполнил задание правильно – солнышко улыбается, или ромашка раскрыла лепестки.

В свое время психолог  Б.Ф.Ломов предупреждал о том, что «Не надо ВСЁ тащить на экран: «То, что можно сделать другими средствами, а не только с помощью компьютера, и надо делать без помощи компьютера». С помощью компьютера можно развивать у дошкольника пространственные представления, которые в реальном мире ребенок постигает с трудом.

3.Развитие пространственного представления у дошкольника.

С помощью компьютерных игр это делается легко и просто,  и кроме этого замечательно развивается мышление ребенка. Например, в игре ребенку предлагается построить дом, но по дороге на стойку машина  перевернулась и  кирпичи разбилась. Задача - собери кирпичи и построй дом. И ребенок,  разными способами прикладывая части кирпича-прямоугольника, учится в пространстве собирать из частей целое.

В такой игре учитываются особенности возраста ребенка,  и поэтому присутствует некий сюжет, различные действия и результат. Ребенок заинтересован и получает радость от самого процесса игры.

Такие  игры закладывают предпосылки для успешного овладения в будущем тригонометрией, геометрией, где особенно важны представления о пространстве и для будущих дизайнеров и художников.

4.Темп восприятия ребенка.

Темп игры должен соответствовать темпу детей старшего дошкольного возраста. Это относится и к музыкальному сопровождению, и к звуку, и к движениями героев.

5.Тематика игровых компьютерных программ.

Тематика игровых компьютерных игр должна соответствовать возрасту ребенка и должна быть понятна ему по содержанию. Например, такие игры как  «Космос», Лесные жители», «Морские жители», Домашние животные»,  или «Рисование».

 

Что важно при выборе  компьютерных игр.


Для дошкольника очень важны положительные эмоции. И если в игре у ребенка что-то не получилось, происходит «явление незаконченного действия». Ребенок  не получает удовлетворения  от игры и поэтому его эмоции остаются на низком уровне. Чтобы этого не случилось, родители должны быть вместе с ребенком, чтобы помочь ему.


Детям нравятся так называемые «режиссерские игры». Суть их в следующем. Ребенок действует с изображением человечка или изображением сказочного персонажа и, озвучивая и производя какие-то действия с этими персонажами,  создает сказку,  мультфильм, создает книжку или придумывает интересные истории.


На сайте Института новых технологий» представлены развивающие компьютерные игры, которые отвечают  медицинским, психологическим и педагогическим требованиям.


 Что должно обязательно присутствовать в компьютерных играх  для дошкольников.


1.Игры, в которых  заложена перспектива общения кого-то с кем-то.
Психологи утверждают, что компьютерные игры имеют место быть, когда интересны взрослому и когда взрослый играет вместе с ребенком.


2.В игре должны присутствовать элементы сюжетосложения, т.е. присутствуют  фигурки героев, маркеры пространства. И  очень важно, чтобы в виртуальном мире ребенок реально общался, разговаривая и действуя,  со взрослым человеком.

Подлинная дидактика там, где дети учатся у детей или на подражательной основе у взрослых. Поэтому в детских учреждениях детей сажают по двое. Дети насторожены, боятся ошибиться. Но в игре,  соревнуясь или продвигаясь за более успешным,  непроизвольно развиваются.


Вы всегда можете выбрать самое лучшее для вашего ребенка. Так сделайте правильный выбор!

---------------

Понравилась эта статья?
Поделитесь со своими друзьями в социалках:

Подпишитесь на бесплатный курс "Секреты воспитания"
и получите бесплатно
Секретную книгу.

Из данного курса Вы узнаете о тайнах народной педагогики, о секретах современных технологий воспитания и массу другой полезной информации для решения Ваших проблем.
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

12 простых формул для подготовки ребенка к детскому саду

Узнать

 


Адаптационные игры с песком

Узнать

 


Как быть счастливыми родителями

Узнать