Узнайте Секреты Воспитания Ребенка И Легко Получите Результат

имя и адрес пусто пусто


5 простых приемов для развития у ребенка самостоятельности.

Узнать

 


Методика выполнения движений с ребенком от специалиста высшей квалификации

Скачать бесплатно

 




Экстренная психологическая помощь.

Дата добавления: 2009-11-09

Автор: Крюкова М.А., Никитина Т.И., Сергеева Ю.С.

В современном мире всё чаще стали происходить различные экстремальные и негативные ситуации. Если вы находитесь рядом с человеком, получившим психологическую травму в результате воздействия различных факторов, НЕ ТЕРЯЙТЕ САМООБЛАДАНИЯ.

Это особенно важно!

Поведение пострадавшего не должно вас пугать, раздражать или удивлять. Его состояние, поступки, эмоции – это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства.

Позаботьтесь о своей психологической безопасности.

Не оказывайте психологическую помощь в случае, если Вы этого не хотите. Найдите того, кто это сможет сделать.

Придерживайтесь принципа: «Не навреди!»

Не делайте того, в пользе чего Вы не уверены. Ограничьтесь тогда лишь сочувствием и как можно быстрее обратитесь к специалисту.

Далее перечислены различные состояния пострадавших, их признаки и практические методы помощи.

ЭКСТРЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ.

I.АПАТИЯ.

Апатия возникает после длительной, но безуспешной деятельности или в ситуации, когда человек терпит серьезную неудачу, перестает видеть смысл своей деятельности, или не удалось помочь тому, кто попал в какую-то беду.

НАВАЛИВАЕТСЯ ОЩУЩЕНИЕ УСТАЛОСТИ - такое, что не хочется не двигаться, ни говорить: движения и слова даются с большим трудом.

В ДУШЕ – ПУСТОТА, безразличие, нет сил даже на проявление чувств. Если человека оставить без поддержки и помощи в таком состоянии, то апатия может перейти в депрессию (тяжелые и мучительные эмоции, пассивность поведения, чувство вины, ощущение беспомощности перед лицом жизненных трудностей, бесперспективность…)

В состоянии апатии человек сожжет находиться от нескольких часов до нескольких недель.

ПРИЗНАКИ:

• Безразличное отношение к окружающему,
• Вялость, заторможенность,
• Речь медленная с большими паузами.

ПОМОЩЬ:

1. Поговорите с ребенком (с человеком). Задайте ему несколько простых вопросов, исходя из того, знаком он вам или нет.
-Как тебя зовут?
-Как ты себя чувствуешь?
-Хочешь пить, есть?

2.Проводите его к месту отдыха, помогите удобно устроиться (обязательно снимите обувь)

3.Возьмите человека за руку или положите свою руку на лоб.

4.Дайте пострадавшему возможность поспать или просто полежать.

Если нет возможности отдохнуть, то больше говорите с таким человеком (ребенком), вовлекайте в любую совместную деятельность (прогуляться, попить чая, помочь окружающим).

II.СТУПОР.

Ступор может длиться от нескольких минут до нескольких часов. Поэтому, если не оказать помощь, и пострадавший пробудет в таком состоянии достаточно долго, это приведет к его физическому истощению. Так как контакта с окружающим миром нет, пострадавший не заметит опасности и не предпримет действий, чтобы их избежать.

ПРИЗНАКИ:

• Резкое снижение или отсутствие произвольных движений или речи,
• Отсутствие реакций на внешние раздражите (шум, свет, прикосновения, щипки),
• «Застывание» в определенной позе, оцепенение, состояние полной неподвижности,
• Возможно напряжение отдельных групп мышц.

ПОМОЩЬ:

1.Согните пострадавшему пальцы на обеих руках и прижмите их к основанию ладони. Большие пальцы должны быть подняты назад. Это движение напоминает ответ на вопрос: «Как дело?» мы показываем большой палец , при этом рука сжата в кулак.

2.Кончиками большого и указательного пальцев массируйте пострадавшему точки, расположенные на лбу, над глазами ровно посередине между линией роста волос и бровями, четко над зрачками.

3.Ладонь свободной руки положите пострадавшему на грудь. Подстройте свое дыхание под ритм его дыхания.

4.Человек, находясь в ступоре, может слышать и видеть. Поэтому говорите ему на ухо тихо, медленно и четко то, что может вызвать сильные эмоции (лучше негативные).

ПОМНИТЕ! Необходимо любыми средствами добиться реакции пострадавшего, вывести его из оцепенения.

III.ДВИГАТЕЛЬНОЕ ВОЗБУЖДЕНИЕ.

Иногда потрясение от различных ситуаций настолько сильное, что человек просто перестает понимать, что происходит вокруг него. ОН не в состоянии определить, где враги, а где помощники, где опасность, а где спасение.

Человек теряет способность логически мыслить и принимать решения, становится похожим на животное, мечущееся в клетке. «Я побежал, а когда пришёл в себя, оказалось, не знаю, где нахожусь».

«Я что-то делал, с кем-то разговаривал, но ничего не смогу вспомнить».

ПРИЗНАКИ:

• Резкие движения, часто бесцельные и бессмысленные действия.
• Ненормально громкая речь или повышенная речевая активность человек говорит без остановки, иногда абсолютно бессмысленно)
• Часто отсутствует реакция на окружающих(замечания, просьбы, приказы)

ПОМНИТЕ! Пострадавший может причинить вред себе и другим.

ПОМОЩЬ:

1.Используйте прием «Захват»:находясь сзади, просуньте свои руки пострадавшему под мышки, прижмите его к себе и слегка опрокиньте на себя.

2.Изолируйте пострадавшего от окружающих.

3.Массируйте пострадавшему «позитивные» точки. Говорите спокойным голосом о чувствах, которые он испытывает. ( Тебе хочется что-то сделать, чтобы это прекратилось? Ты хочешь убежать, спрятаться от происходящего?).

4.Не спорьте с пострадавшим, не задавайте вопросов. В разговоре избегайте фраз с частицей «Не», которые относятся к нежелательным действиям (Не бери, не размахивай руками, не кричи)

Двигательное возбуждение обычно длится недолго и может смениться нервной дрожью, плачем, а также агрессивным поведением.

IV.АГРЕССИЯ.

Агрессивное поведение – один из произвольных способов, которыми организм человека пытается «снизить» внутреннее напряжение. Проявление злобы или агрессии может сохраняться достаточно длительное время и мешать самому пострадавшему и окружающим.

ПРИЗНАКИ:

• Раздражение, недовольство, гнев( по любому, даже незначительному поводу)
• Нанесение окружающим ударов руками или какими-то предметами,
• Словесное оскорбление, брань,
• Мышечное напряжение,
• Повышенное кровяное давление.

ПОМНИТЕ! Если не оказать помощь разъяренному человеку, это приведет к опасным последствиям. Из-за снижения контроля за своими действиями человек будет совершать необдуманные поступки, может нанести увечья себе и другим.

ПОМОЩЬ:

1. Сведите к минимуму количество окружающих.

2. Дайте пострадавшему возможность «выпустить пар» (например, выговориться или «избить подушку»)

3. Поручите работу, связанную с высокой физической нагрузкой.

4. Демонстрируйте благожелательность. Даже если вы не согласны с пострадавшим, не обвиняйте его самого, а высказывайтесь по поводу его действий.

Иначе агрессивное поведение будет направлено на вас. Нельзя говорить: «Что же ты за человек! Надо говорить: «Ты ужасно злишься, тебе хочется всё разнести вдребезги. Давай вместе попытаемся найти выход из этой ситуации»

5.Старайтесь разрядить обстановку смешными комментариями и действиями.

Агрессия может быть показана страхом наказания:

• Если нет цели получить выгоду от агрессивного поведения;
• Если наказание строгое и вероятность его осуществления велика.

V.СТРАХ

Ребенок просыпается ночью от того, что ему приснился кошмар. Он боится чудовищ, которые живут под кроватью. Однажды попав в автомобильную катастрофу, мужчина не может снова сесть за руль. Человек, переживший землетрясение, отказывается идти в свою уцелевшую квартиру.

Причиной всего этого является страх.

ПРИЗНАКИ:

• Напряжение мышц (особенно лицевых),
• Сильное сердцебиение,
• Учащенное поверхностное дыхание,
• Сниженный контроль собственного поведения.

Панический страх, ужас может побудить к бегству, вызвать оцепенение или, наоборот, возбуждение, агрессивное поведение. При этом человек плохо контролирует себя, не осознает, что он делает и что происходит вокруг.

ПОМОЩЬ:

1. Положите руку пострадавшего себе на запястье, чтобы он ощутил ваш спокойный пульс. Это будет для него сигналом: «Я сейчас рядом, ты не один!»

2. Дышите глубоко и ровно. Побуждайте пострадавшего дышать в одном с вами ритме.

3. Если пострадавший говорит, слушайте его, выказывайте заинтересованность, понимание, сочувствие.

4. Сделайте пострадавшему лёгкий массаж наиболее напряженных мышц тела. Можно погладить сзади по плечам, по спине.

ПОМНИТЕ! Страх может быть полезным, когда помогает избегать опасности (страшно ходить ночью по темным улицам) Поэтому бороться со страхом нужно тогда, когда он мешает жить нормальной жизнью.

VI.ПЛАЧ

Каждый человек хоть раз в жизни плакал. И каждый знает, что после того, как дашь волю слезам, на душе становится легче. (ребенок проплакавшись, быстро засыпает). Подобная реакция обусловлена физиологическими процессами в организме.

Когда человек плачет, внутри у него выделяются вещества, обладающие успокоительными действиями.

Хорошо, если рядом есть человек, с которым можно разделить горе.

ПРИЗНАКИ:

• Человек уже плачет или готов разрыдаться,

• Подрагивают губы,

• Наблюдается ощущение подавленности,

• В отличие от истерики нет возбуждения в поведении.

ПОМНИТЕ! Не происходит эмоциональной разрядки, облегчения, если человек сдерживает слёзы. Когда ситуация затягивается, внутреннее напряжение может нанести вред физическому и психическому здоровью человека. Не зря говорят: «Сошёл с ума от горя».

ПОМОЩЬ:

1. Не оставляйте пострадавшего одного.

2. Установите физический контакт с пострадавшим (возьмите за руку, положите свою руку ему на плечо или спину, погладьте его по голове). Дайте ему почувствовать, что Вы рядом.

3. Применяйте приемы «активного слушания» (они помогут пострадавшему выплеснуть свое горе):

a. периодически произносите «ага», «да», кивайте головой, т.е. подтверждайте, что слушаете и сочувствуете;

b. повторяйте за пострадавшим отрывки фраз, в которых он выражает свои чувства;

c. говорите о своих чувствах и чувствах пострадавшего.

4. Не старайтесь успокоить пострадавшего. Дайте ему возможность выплакаться и выговориться, «выплеснуть» из себя горе, страх, обиду.

5. Не задавайте вопросов, не давайте советов.

ПОМНИТЕ!Ваша задача - выслушать!

VII.ИСТЕРИКА

Истерический припадок длиться несколько минут или несколько часов.

ПРИЗНАКИ:

• Сохраняется сознание,
• Чрезмерное возбуждение, множество движений, театральные позы,
• Речь эмоционально насыщенная, быстрая,
• Крики, рыдания.

ПОМОЩЬ:

1. Удалите зрителей, создайте спокойную обстановку. Оставайтесь с пострадавшим наедине, если это не опасно для вас.

2. Неожиданно совершите действия, которое может сильно удивить (можно дать пощечину, облить водой, с грохотом уронить предмет, резко кричать на пострадавшего),

3. Говорите с пострадавшим короткими фразами, уверенным тоном («Выпей воды!, «Умойся!»)

4. После истерики наступает упадок сил. Уложите пострадавшего спать. До прибытия специалиста наблюдайте за его состоянием.

Не потакайте желаниям пострадавшего.

---------------

Понравилась эта статья?
Поделитесь со своими друзьями в социалках:

Подпишитесь на бесплатный курс "Секреты воспитания"
и получите бесплатно
Секретную книгу.

Из данного курса Вы узнаете о тайнах народной педагогики, о секретах современных технологий воспитания и массу другой полезной информации для решения Ваших проблем.
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

12 простых формул для подготовки ребенка к детскому саду

Узнать

 


Адаптационные игры с песком

Узнать

 


Как быть счастливыми родителями

Узнать