Узнайте Секреты Воспитания Ребенка И Легко Получите Результат

имя и адрес пусто пусто


5 простых приемов для развития у ребенка самостоятельности.

Узнать

 


Методика выполнения движений с ребенком от специалиста высшей квалификации

Скачать бесплатно

 




9 критериев здоровья родителей. Как сделать 1 шаг от боли к удовольствию. Статья 7.

Дата добавления: 2014-01-22

Автор: Татьяна Короткова

9 критериев психологического здоровья родителей. Статья 5.

Продолжая тему предыдущих статей, сразу сообщу вам, что Здоровый родитель учит ребенка эмоциям.

А что же такое эмоции?

Эмоции - это многогранные многоплановые реакции организма человека на внешние и внутренние раздражители, которые впоследствии проявляются в неадекватных переживаниях, неадекватном поведении и физиологическом возбуждении.

Вероятно, вы замечали, как у человека учащается сердцебиение, появляется пот на лице или потеют и дрожат руки, появляются спазмы в желудке или человек дрожит. Вот это и есть проявление эмоций на физиологическом уровне. Возможно, вы накричали на ребенка за мелкий проступок, а затем переживали, что были не сдержанны, потому что можно было пошутить и привести ситуацию к нейтральной или положительной эмоциональной реакции. Вот так проявляются неадекватное поведение.

С чем связаны эмоции?

Представьте себе прямой отрезок. И на одном конце этого отрезка всегда удовольствие, а другом всегда боль. А между ними менее сильные эмоции и чувства. И любой человек выражает положительные эмоции, когда испытывает удовольствие, и отрицательные эмоции, когда испытывает боль. И если ребенок проявляет различные по силе и интенсивности эмоции, значит, - он выражает или чувства удовольствия или чувства боли, не так ли? И тогда, с какой целью родители порой запрещают ребенку выражать свои эмоции?

Почему человек начинает испытывать эмоции?

Вероятно потому, что эмоции возникают тогда, когда человек ощущает правильно или ошибочно, что происходящая ситуация или ситуация, которая должна произойти, повлияет на его благополучие. И поэтому главная задача эмоций - подготовить человека к быстрым действиям в ситуациях, которые имеют большее значение для его жизни. И по большому счету, эмоции – это адаптация (быстрое приспособление) человека на конкретную ситуацию.

Представьте себе ребенка, который залез на подоконник и мать, которая хватает и шлепает и ругает, и при этом плачет и целует его. И дело не том, что ребенка ругают. Это как раз ребенку понятно - он совершил нехороший поступок. И дело не в том, что ребёнка целуют, и чаще это происходит, когда ребенок сделал что-то хорошее. А дело в том, что ребенку сложно понять, что произошло, когда родители проявляют очень сильные эмоции или проявляют их неверно, или проявляют совсем не ту эмоцию в данной конкретной ситуации. И поэтому эмоции надо называть ребенку и объяснять конкретно, почему отреагировали, так или иначе.

Когда человек начинает испытывать эмоции.

Возможно, что многим людям, эмоции помогают реагировать на самые разные виды удовольствия и боли, потому что удовольствие и боль - это крайние точки на линии эмоций. Но время от времени наши эмоции могут создавать нам проблемы.

Когда эмоции человека создают ему проблемы.

Во-первых, когда человек испытывает или показывает правильную эмоцию, но интенсивность, сила эмоции не соответствует ситуации. Например, родители часто беспокоятся за ребенка, и это нормально, но сила беспокойства иногда бывает таковой, что пугают ребенка.

Во-вторых, когда человек испытывает правильную эмоцию, но проявляет ее не адекватно ситуации. Например, родители разгневаны поведением ребёнка, но скрывают в себе этот гнев. И тело, как надёжное хранилище пассивной формы агрессии - молчания, умалчивания,- запечатлевает эту молчаливую негативную реакцию, что приводит в последствии к психосоматическим заболеваниям, как у взрослых так и у детей.

В-третьих, когда человек проявляет вообще не ту эмоцию, которую должны были бы испытывать в данной конкретной ситуации. И чаще это связано с наказанием и поощрением. Ребенок получил удовлетворительную оценку в школе и вместо слов поддержки слышит слова укора и эмоции на линии «удовольствие-боль» у родителей и у ребенка смешаются в сторону боли. А верно ли это?

И следовательно, самим родителям пришла пора раскрыть и развить в себе такую способность как эмоциональной интеллект- то есть такую способность, которая поможет осознать свои эмоции и эмоции других людей и своего ребёнка и использовать эмоциональную информацию, чтобы направлять свои мысли и управлять своим поведением.

А что же такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект – это способность. У каждого человека от природы заложены способности:

- осознавать свои эмоции,
-распознавать эмоции других людей,
-использовать эмоциональную информацию.

И обладая таким даром, человек может направлять свои мысли и управлять своим поведением. А ребенок, на основе поведения родителей неосознанно на бессознательном уровне учится у родителей и развивает в себе эту способность.

Американские психологи П.Саловей и Д.Мейер выделили четыре группы способностей, которые входят в состав эмоционального интеллекта и помогают человеку адаптироваться в различных жизненных ситуациях.

Во-первых, способность правильно воспринимать, оценивать и выражать эмоции.

Во-вторых, способность вызывать эмоции, когда они облегчают познание.

В-третьих, способность понимать эмоциональное сообщение и использовать эмоциональную информацию.

В-четвертых, способность регулировать собственные эмоции, чтобы способствовать своему развитию и благополучию.

Как можно способствовать урегулированию своих эмоций, своему развитию и благополучию?

Для начала, возможно, просто научиться выражать свои чувства и эмоции. А затем научить выражать свои чувства и эмоции ребенка. И тогда в физическом теле не будет зажимов, не будет мышечного напряжения.

Как снять мышечное напряжение в теле?

Дети от природы умеют быстро и спонтанно снимать мышечное напряжение, потому что любят получать эмоции удовольствия и не любят получать эмоции боли. А у родителей появляются вопросы: «Как прекратить истерику у ребёнка? Почему ребёнок падает на пол и начинает кричать? Почему ребёнок бьет меня?»

И как это и парадоксально звучит, именно так дети снимают мышечное напряжение, когда родители по тем или иным причинам неадекватно среагировали на предшествующие эмоции ребенка. И ребенок спонтанно и непроизвольно снимает это напряжение в теле, а родители разучились это делать и поэтому в теле взрослых родителей тоже появляется мышечное напряжение.

И первое, что необходимо сделать, когда, как вам кажется, ситуация выходит из под контроля - это начать глубоко дышать. Углубленное дыхание помогает движению, а движения является проводником чувств и эмоций. И дело даже не в том, что дыхание вызывает у человека вибрации в теле, а в том, что человек начинает ощущать, что его чувства живые, и он способен переживать удовольствие. И, следовательно, - здоровая личность – это вибрирующая личность, это пульсирующая личность.

А что происходит, когда родители замалчивают свои чувства и запрещают ребёнка доступным ему способ показывать, проявлять свои чувства? Происходит мышечное напряжение, которое может перерасти в хроническое, потому что подавление чувств и эмоций требует высвобождения подавленного движения. Именно это и делает ребёнок, когда «протестует».

Припомните, что происходит с ребёнком перед тем, как он заплачет? У ребёнка трясётся подбородок, или он начинает дрожать или что-то происходит с ногами.

Согласитесь, и родителями и детям, есть против чего протестовать и против чего отбрыкиваться. Одним из самых простых и легких движений, с которым я хочу вам познакомить и которые можно использовать для ослабления мышечного напряжения являются удары по кровати.

Научитесь сами и научите свое ребенка этому простому и эффективному упражнению!

1.Лягте не кровать, руки вдоль туловища и поднимите вверх обе ноги, колени слегка согнуты, а ступки максимально натянуты. Голова лежит свободно и как бы не учувствует в последующих движениях, т.е. голову следует «отключить» от последующего думания, потому что этот «контролер» помешает получить вам настоящее удовольствие. У детей это получается быстро, а родителям надо потренироваться и тоже получится замечательно.

Итак. Руки лежат вдоль туловища. Если пятки максимально натянуть и направить вверх, то это натянет мышцы голени и ноги начнут вибрировать. Если дышать медленно, то вибрации в теле замедляться. Если дышать глубоко и легко, то дыхание поможет телу вибрировать.

Как ослабить напряжение? Конечно же, ударять ногами по кровати. Пятка движется впереди, нога согнута в колене и поочередно поднимаются и опускаются ноги на кровать. При правильном выполнении стопа будет находиться перпендикулярно к кровати, нога будет двигаться за стопой, и голени будут ровно опускаться на кровать.

При нанесении ударов по кровати тело становится относительно свободным, дыхание подстраивается под движения, а голова движется вверх-вниз вслед за движениями ног.

Если тело слишком зажато, то напряжение шеи не позволят двигаться голове. Поэтому упражнение можно повторять до тех пор, пока человек или ребёнок научиться отдаваться движению и постепенно приобретет свободу и координацию движений.

Взрослому можно выполнять от 50 до 200 ударов, отсчитывая вслух каждый удар. Ребенку в зависимости и от возраста от 10-12 раз (4-5 лет), 20-24 раз (5-6 лет) и по возрастающей.

Упражнение невозможно выполнить неправильно, однако польза, которую дает это упражнение- колоссальна. В теле появляется энергия, мышцы расслабляются, эмоции и чувства легко и свободно озвучиваются.

Если у взрослых или у ребёнка на первых порах движения неуклюжие и нескоординированные, это говорит лишь об одном. В детстве было заблокировано САМОВЫРАЖЕНИЕ. Именно поэтому важно развивать у ребенка эмоциональный интеллект. И если эмоциональный интеллект недостаточно развит у родителей, то это упражнение поможет исправить небольшие «недочеты» в воспитании. И в итоге вы осознаете, что от удовольствия до боли по прямой несколько шагов, и в какую сторону вам двигаться, пока выбираете вы - родители.

Второе. Научившись правильно пинать кровать, можно усилить эмоции и добавить речь и совместно с движениями говорить: «Нет!», «Я не буду!», «Отстаньте от меня все!» и подобные. Слова произносить можно громко и четко, с протяжными гласными, потому что такая манера речи способствует глубокому дыханию и еще более раскрепощает эмоции.

Когда вы научитесь и научите своего ребенка отдаваться звуку и движению, удары ногами участятся, тон голоса повысится, постепенно удары станут непроизвольными и наступит момент, когда переживая действие наступит эмоциональное выражение.

Продолжение следует…

---------------

Понравилась эта статья?
Поделитесь со своими друзьями в социалках:

Подпишитесь на бесплатный курс "Секреты воспитания"
и получите бесплатно
Секретную книгу.

Из данного курса Вы узнаете о тайнах народной педагогики, о секретах современных технологий воспитания и массу другой полезной информации для решения Ваших проблем.
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

12 простых формул для подготовки ребенка к детскому саду

Узнать

 


Адаптационные игры с песком

Узнать

 


Как быть счастливыми родителями

Узнать