Узнайте Секреты Воспитания Ребенка И Легко Получите Результат

имя и адрес пусто пусто


5 простых приемов для развития у ребенка самостоятельности.

Узнать

 


Методика выполнения движений с ребенком от специалиста высшей квалификации

Скачать бесплатно

 




Статья 1. Как медики определяют понятие «здоровье» в современных условиях?

Дата добавления: 2010-04-12

Автор: Татьяна Короткова

Здоровье – это взаимосвязанный и взаимозависимый комплекс  физического, психического и нравственного состояний человека.
Чтобы всестороннее  и полно осветить данный вопрос, давайте обратимся за помощью к медицинским работникам и узнаем их точку зрения на данный вопрос.

Эффективность медико-профилактического воздействия на детей в конечном результате определяет состояние их здоровья.

По мнению медиков, Здоровье – это способность противостоять воздействиям инфекции, физических, химических и психических факторов окружающей среды.

Такое определение здоровья ребенка содержит пять признаков.

Первый признак – адаптируемость – это приспособляемость к окружающей среде;


Второй признак – равновесие – способность организма функционировать во внешней среде, сохраняя гомеостаз, т.е. постоянство внутренней среды;


Третий признак – благополучие – состояние душевного и физического покоя, которое вызвано благоприятным протекание всех жизненных процессов ребенка;
Четвертый признак – гармоничность – это уравновешивание всех функций, которые обеспечивают наиболее успешное протекание роста и развития организма.


Пятый признак – способность функционировать – это главная составляющая практического понимания здоровья, которая отражает степень согласованности всех вышеперечисленных признаков и которая обеспечивает высокий уровень биологической и социальной активности и трудоспособности человека.


Если взять за основу все перечисленные признаки, то  здоровье можно рассматривать, как способность организма выполнять   биологические и социальные функции или как свойство любого состояния организма от  оптимального благополучия до экстремального - болезни.
На сегодняшний день общепризнано, что  рассматривать  понятие «здоровье» как противоположность  понятию «болезнь»– не правильно, потому что наличие или отсутствие здоровья свидетельствует только о потере  или сохранении части здоровья.


Как вы видите, основу здоровья составляет физическое состояние человека.


Физическое состояние человека подразумевает степень его готовности к выполнению различной нагрузки в определенный отрезок времени и зависит от уровня физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости), особенностей физического развития, функциональных возможностей отдельных систем организма, соответствия или не соответствия биологического возраста календарному,  наличия или отсутствия заболеваний и травм.


Каждая из этих составляющих может позитивно или негативно влиять на здоровье.


Гармоничное взаимоотношение ребенка с окружающей средой формирует гармонично развитого, здорового ребенка, который  в состоянии выполнить свои общественные функции.


К сожалению, до сих пор нет чёткого понятия «здоровый ребенок». И связано это с огромным количеством индивидуальных особенностей  в важных показателях жизнедеятельности организма и с многообразием факторов, которые влияют на здоровье человека.


Какие факторы в первую очередь влияют на здоровье и физическое состояние воспитанников детского сада?

Первый фактор – среда обитания.
Сюда  же можно отнести психологический микроклимат детского сада и дома.
В  понятие «среда обитания» вкладываются:

  • жилищно-бытовые условия, в которых находится ребенок;
  •  пребывание в детском учреждении (тип застройки, коммунальные условия, состояние и набор помещений, количество детей в группе и количество свободной площади на одного ребенка, озеленение территории детского сада);
  •  квалификация работающего персонала, который определяет морально-психологический климат в детском саду;
  • образование и самообразование, кругозор и интересы  родителей,  
  • влияние антропогенных факторов, таких как,  загрязнение окружающей среды.

Второй фактор – питание в детском саду.


 Почему питанию в детском саду придаётся такое большое значение? А потому, что 90% суточной потребности ребенка в еде, определяется полноценностью, сбалансированностью суточного рациона и правильным распределением пищи в течение дня, которое и обеспечивает полное потребление и усвоение.


Третий фактор – двигательный режим.


Этому фактору также придается большое значение, потому что он тесно связан с гиподинамией и гипокинезией. Что это такое? Это «наследственные болезни» нашего общества.


Экономика диктует  детским учреждениям брать как можно больше детей в одну группу детского сада (от 25 и более). Вот и получается, что большое количество детей  находится в слишком маленьком замкнутом  пространстве, в результате чего  дети малоподвижны.
Но и домашних условиях дети также мало подвижны, родители не занимаются  физическими упражнениями с детьми дома, не более 10% детей посещают  спортивные секции.


Это приводит  к развитию в организме детей функциональных и морфологических изменений, и происходит так называемая «атрофия от бездействия».


«Атрофия от бездействия» - это разновидность дизадаптации,  и она   имеет свои специфические проявления:

  • уменьшение энергообмена и потребности в пище,
  • отрицательный азотистый баланс,
  • перестройка жирового обмена с тенденцией к увеличению доли жирового компонента в массе тела,
  • деминерализация костной ткани.

В результате вышеперечисленных причин  у детей изменяется общая способность организма реагировать на воздействия из вне, снижается сопротивляемость организма заболеваниям, развивается астения, падает физическая работоспособность и устойчивость к стрессовым воздействиям.


Четвёртый фактор – специфический иммунитет ребенка, который формируется в результате плановой иммунопрофилактической работы в детском саду.


Иммунопрофилактика – единственное средство, которое предупреждает массовые инфекции,  передающиеся воздушно-капельным путем. Большое значение иммунопрофилактики в предупреждении таких заболеваний, как туберкулез, дифтерия, коклюш, скарлатина, полиомиелит.


Пятый фактор – уровень неспецифической резистентности (сопротивляемости организма) детей.


Сюда относятся нарушения обмена веществ, дефицит по отдельным питательным веществам (белкам, витаминам, микроэлементам), избыточное питание, гиподинамия, гипокинезия, нарушение нормального течения психических и физиологических процессов. Поэтому особое внимание надо уделять закаливанию детей.

Шестой фактор – уровень санитарной культуры родителей,  детей и сотрудников детского сада.
 На этом уровне определяется стереотип «здорового» поведения в быту, в семье, в детском саду.


Стереотип  «здорового» поведения – это ежедневные действия, доведенные до автоматизма. Например,  у ребенка  насморк, а мама вытирает  ему нос носовым платком. Как будет поступать ребенок самостоятельно? Скорее всего,  так же.
Или еще пример, малыш идет по улице и кашляет, а бабушка участливо говорит: «Откашляйся, будет легче». Вот она, воздушно-капельная инфекция и не соблюдение санитарных норм. «Закрой платком рот или нос и сморкайся, будет легче» - это санитарная культура,  привитая с детства на всю оставшуюся жизнь.


Санитарная грамотность  определяет санитарную культуру. Но  в жизни широко распространен такой вариант поведения – «знаю, но не делаю».
Поэтому санитарная культура  предполагает наличие и выполнение двух составляющих - « знать» и «уметь». На сегодняшний день – это самый «больной» вопрос. Формировать санитарную  культуру, так же как и культуру поведения надо ежедневно. Воспитание культурно-гигиенических навыков – это основа  физического здоровья детей.


 А для этого родители  и педагоги  должны знать санитарные нормы, т.е. быть санитарно грамотными и хотеть научить детей на собственном примере, в повседневной жизни, а затем упражнять и контролировать выполнение санитарно-гигиенических, культурно-гигиенических, эстетических, этических норм и правил.


Седьмой фактор – уровень медицинского обслуживания детей.


Он зависит от качества специальной подготовки медицинского персонал.
К сожалению, на сегодняшний день главным критерием квалификации  медиков считается стаж работы и ориентация на лечение уже болеющего ребенка. И в этом медики преуспели. А вопрос профилактики и оздоровления пока  требует глубокого изучения и переквалификации специалистов.
И опять мы приходим к неутешительным выводам: при всем многообразии медицинского обслуживания детей в детских садах  и поликлиниках на сегодняшний день нет единой  комплексной системы оздоровления и профилактики детей.


Восьмой фактор – биологический (наследственность). 


Риск нарушения здоровья детей напрямую связан, в первую очередь, с вредными привычками родителей -  матери и отца, инфекционными заболевания, которые перенесла мать в период беременности…  Вредные привычки родителей повышают возможность развития патологии у детей.
Именно по этой причине оздоровительная и профилактическая работа  в детских садах разрабатывается в расчете на среднестатистического ребенка.


Подведем небольшой итог. Окружающая среда, которая воздействует на ребенка  в семье, в детском саду определяет уровень его здоровья.

Основа здоровья, которая отражает физиологическое состояние организма и которая поддерживает жизнеспособность организма в пределах нормы,  и есть адаптация.

---------------

Понравилась эта статья?
Поделитесь со своими друзьями в социалках:

Подпишитесь на бесплатный курс "Секреты воспитания"
и получите бесплатно
Секретную книгу.

Из данного курса Вы узнаете о тайнах народной педагогики, о секретах современных технологий воспитания и массу другой полезной информации для решения Ваших проблем.
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

12 простых формул для подготовки ребенка к детскому саду

Узнать

 


Адаптационные игры с песком

Узнать

 


Как быть счастливыми родителями

Узнать