Узнайте Секреты Воспитания Ребенка И Легко Получите Результат

имя и адрес пусто пусто


5 простых приемов для развития у ребенка самостоятельности.

Узнать

 


Методика выполнения движений с ребенком от специалиста высшей квалификации

Скачать бесплатно

 




Пусть нашим детям достанутся лучшие педагоги.

Дата добавления: 2009-09-30

Автор: Л.С.Соловейчик, писатель

Слово учитель, как и все слова, многозначно и многослойно.

-Потише, вон училка идет!
-Ты что, слишком молоденькая…
-Теперь знаешь, каких молоденьких присылают?

Это разговор двух пятиклашек возле школы 1 сентября. Оба нарядные и несут по цветку, как и положено. Но «училка». Что ж. Переросли страх перед учителем и не доросли до уважения к нему. Может быть, только в 17, а то и в 40, а то и в 70 выучиваем мы произносить слово УЧИТЕЛЬ так, чтобы сердце переворачивалось, и голос дрожал.

Будем вкладывать в слово учитель высокий смысл. Пусть возвышенное представление о нем и не совсем согласуется с повседневным, земным образом учительницы, «училки», не всё же будни да будничное…

Выражение «рядовой писатель» странное: рядовой писатель, в общем-то, не писатель. «Рядовой учитель» - тоже не очень законченное сочетание : учитель не может быть рядом, в противным случае он не учитель. Учитель – профессия для людей с мужественной совестью. «Не станет ли этот мальчик великим ученым, если попадет в другие руки?» - вопрос, который лишает сна и покоя избравших это поприще.

Подавший заявление в педагогический институт, по сути, берет на себя обязательство стать идеалом человека хотя бы для будущих своих учеников. Для учеников он единственный, и они не должны страдать от того, что судьба дала им не лучшего учителя. Учитель не имеет права быть рядовым, он – да простится мне эта кощунская мысль – вынужден играть роль прекрасного человека. Эта однажды принятая на себя роль исполняется годами и постепенно перестает быть только ролью – становится характером.

Обыкновенный человек превращается в необыкновенного – в учителя. Учителями его делает не педагогический институт, а многолетнее общение с детьми, для которых, ежели он честен – он обязан быть лучшим человеком на Земле. Ему просто некуда деться, ему профессионально необходимо становиться прекрасным человеком.

Мы все замечаем рост учеников. Но кто замечает трудный, мучительный и невероятно важный для общества рост учителя? Да и как это увидеть?

Учитель не делает карьеры. Он приходит в школу учителем и хоронят его в том же звании, разве что прибавляя слово пенсионер. Он – артист. Но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он - скульптор. Но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться.

Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела. И только в поддержке всего общества, в уважении общества к нему, учителю.

Будни захлестывают его – план, журнал, отметки, родители, методкомиссия, директор, инспектор, мелкие разговоры в учительской… А ему надо всё это оставить у порога в класс и войти к детям возвышенно настроенной душой.

В любом педагогическом коллективе вам расскажут серию анекдотических, но правдивых историй про первый урок. О том, как практикант, бывший лётчик, от волнения не мог произнести ни слова, и как девочка с первой парты снисходительно подала ему стакан воды – но он и стакана не смог удержать в дрожащих руках.

О том, как вдруг у студента остановились часы, кто-то дал ему свои, но и эти остановились, и тогда он сел за стол учителя и в отчаянии схватился за голову. Или о том расскажут, как учитель на первом уроке в чужом еще классе, сам не свой от страха, запустил руку в аквариум, стоявший на окне, и стал увлечено ловить золотых рыбок, пока староста не подошел и не переставил аквариум подальше о нового преподавателя…

Со временем страх проходит, и довольно быстро. Бывает вместе с ним и уходит волнение. Но если бы попросили дать самую короткую характеристику хорошего учителя. Я бы сказал: «Он преподает не первый десяток лет, но волнуется перед каждым уроком». Вечного движения нет, но вечное волнение – в человеке.

Тот, кто сам не преподавал, и представить себе не может, как это тяжело – 45 минут урока! Когда слышишь про учителей, у которых 28-30 часов в неделю, содрогаешься! Не хотел бы я быть на их месте. Всем хорошо знакомо ожидание звонка за партой, но как подчас ждет последнего урока человек, навечно вызванный к доске!

Сейчас много говорят о техническом мастерстве учителя, о том, то у него должен быть поставлен голос, отработан жест, выверены интонации. Но еще важнее…как бы это сказать? – нравственный облик, манера общения и поведения учителя.

Пианист в день концерта, бывает, не ест, почти не разговаривает - сосредотачивается. Потом он переодевается во фрак. Хирург перед операцией долго моет руки – собирается с силами и с духом. У педагога нет и этих спасительных коротких процедур – он должен быть готов к уроку со звонком.

Ему, словно актеру за кулисами кричат: «Ваш выход! На сцену!» - но ему нельзя даже подгримироваться, ибо все его зрители – в первом ряду партера. Он входит в свет сорока двойных прожекторов детских глаз, и их лучи пронизывают его насквозь.

Сколько я знал хороших учителей, все они были спокойными, неторопливыми людьми. Казалось, урок и общение с детьми не составляют для них труда. Такие учителя воспитывают одним своим появлением перед учениками, тембром голоса, культурой речи, одухотворенным взглядом.

Говорят о «сверхзадаче» актера. Но вот кто постоянно живет в мире сверх- и сверхзадач – учитель! Он рассказывает о деталях анатомии беспозвоночных или о тригонометрических функциях, ему нужно, чтобы дети поняли формулы и запомнили детали, но еще больше нужно ему, чтобы, выучив все, что положено, его дети стали людьми…

В нынешней школе деление на естественный и гуманитарный циклы весьма условно, в школе все предметы – гуманитарные, гуманизирующие, одухотворяющие…

Школа учит, одухотворяет, вкладывает смысл в каждую развивающуюся жизнь, озаряет светом. «Жажда денег, неверие в добро, отсутствие нравственных правил, презрение к мысли, равнодушие к общему благу, снисходительность к нарушению законов честности…- вот враги воспитания, с которым оно призвано бороться». Это – Ушинский и умное многоточие тоже принадлежит ему.

Увы! Кто не встречал людей, у которых совмещены все эти качества разом?..Ни за что не поменять, как это возможно: десять, ну пусть пять лет ходить в школу, общаться с учителями и после этого пяти – и даже десятилетнего общения, воровать, хулиганить… Нет ничего легче, чем обвинять школу в «недоработке». Эта легкость рождает протест, и тогда запальчиво говорят, что нельзя во всем винить школу – есть еще семья, улица, двор…

Но после всех объяснений, после самых кропотливых социологических изысканий, чувствуешь себя темным крестьянином белых времен, который, терпеливо выслушав рассказ об устройстве трактора, спрашивает: «Я всё понял, но как же в него лошадь запрягать?» Всё понимаешь про семью, и двор, но как же всё – таки возможно, чтобы ученик много лет общался с учителем, и не одним, и чтобы это общение прошло бесследно?

Но стоп! Учителя критиковать так легко, так безопасно, что не следует увлекаться этим занятием…

Пусть всем нашим детям достанутся лучшие педагоги – бескорыстные, страстно верящие в добро, со строгими нравственными правилами, с глубоким уважением к мысли, болеющие за общественное благо и не знающие снисходительности к нарушению законов честности. Такие, каким должно быть человеку, НАВЕЧНО ВЫЗВАННОМУ К ДОСКЕ отвечать перед детьми, отвечать за детей.

---------------

Понравилась эта статья?
Поделитесь со своими друзьями в социалках:

Подпишитесь на бесплатный курс "Секреты воспитания"
и получите бесплатно
Секретную книгу.

Из данного курса Вы узнаете о тайнах народной педагогики, о секретах современных технологий воспитания и массу другой полезной информации для решения Ваших проблем.
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

12 простых формул для подготовки ребенка к детскому саду

Узнать

 


Адаптационные игры с песком

Узнать

 


Как быть счастливыми родителями

Узнать