Узнайте Секреты Воспитания Ребенка И Легко Получите Результат

имя и адрес пусто пусто


5 простых приемов для развития у ребенка самостоятельности.

Узнать

 


Методика выполнения движений с ребенком от специалиста высшей квалификации

Скачать бесплатно

 




Метод воспитания 7. Ограничение или лишение ребенка способности контролировать самого себя. Статья 7.

Дата добавления: 2013-12-18

Автор: Татьяна Короткова

О воспитании. Метод воспитания –ограничивание, т.е лишение ребенка способности контролировать самого себя. Статья 7.

Не могу вам сказать точно о том, откуда берет начало такой метод воспитания и общения с ребенком как ограничение. Ну, в период повального социалистического ограничения, т.е., тотального дефицита, это понятно. Однако и до всех перестроек в нашей стране жила такая тенденция к ограничению во всем. Поверьте.

И современные родители неосознанно получили в наследство такой метод взаимодействия с ребенком как устанавливание ограничения и сегодня довольно много семей, где родители транслируют детям такую родительскую модель поведения.

Что является причиной, запускающий такой механизм поведения родителей?

Во-первых, как уже было обозначено выше, НЕОСОЗНАННО родители переносят в свою жизнь и в сферу общения, в свое поведение модели поведения своих родителей. И стоит лишь один раз осознать, как этот механизм работает и что конкретно его запускает, а затем отслеживать свое поведение, как отношения родителей с ребенком потеплеют и будут взаимно радовать многие годы жизни, сохраняя здоровья и даруя удовольствие.

Во-вторых, существует такой феномен как родительская «власть», когда в силу некоторых психологических заморочек родители …куражатся над ребенком, наслаждаясь ВЛАСТЬЮ хотя бы над ребенком.

В-третьих, родители действительно так думают, что ДОЛЖНЫ ограничивать все растущие «аппетиты ко всему» у ребенка и тем самым они сделают самое доброе, важное, значительное для своего ребенка.

Что родители транслируют ребенку, устанавливая ограничения?

Во-первых, с самого раннего детства родители берут контроль над желаниями и интересами ребенка, просто констатируя: «Тебе хватит. Тебе достаточно. Тебе довольно». И таким образом лишают ребенка ЕГО выбора.

Во-вторых, с самого раннего детства родители показывают свое превосходство над ребенком, по сути устанавливают авторитарный стиль в общения и взаимодействия.

-Я считаю, что много игрушек…одежды…друзей у тебя быть не должно…
-Ты сам не знаешь…не можешь… не понимаешь, как определить меру…
-Я знаю лучше,… когда ты замерз,…. когда ты сыт, …когда тебе плохо…

В-третьих, не секрет, что у каждого нового поколения детей игрушки, одежда, развлечения все разнообразнее и красочнее… Нет, не лучше, а разнообразнее и красочнее. И где-то в самых темных закоулках души, родители совсем немножко… завидуют своим детям и поэтому утверждают: -У меня было не много игрушек…развлечений и ничего, жив-здоров и у тебя будет не много или не больше, чем было у меня.

В-четвертых, современные родители, связанные договором 25-летней ипотеки, возможными кредитами, ограничивая себя во всем, естественно ограничивают и ребенка, внушая ему:

-Если мы – твои родители, ограничиваем себя, то и ты ДОЛЖЕН ограничивать себя во всем.

А что же происходит на самом деле?

На самом деле дело не в том, что ребенка кто-то (родители или другие члены семьи) ограничивает, а в том, что ребенок однозначно вырастает зависимым (о зависимости чуть ниже).Потому что психологами и психотерапевтами многолетней практикой доказано, что ребенок, которого ограничивали в детстве однозначно будет зависим от ВНЕШНЕГО КОНТРОЛЯ, от МНЕНИЯ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ.

И на самом деле именно наличие постоянно контролирующих родителей или контролирующих взрослых приводит к такой ситуации – ребенок как бы попадает в плен того, чем он занят- едой, компьютерными играми, телевизором, телефоном, эмоциональными переживаниями и у него постепенно развивается либо пищевая зависимость, либо компьютерная зависимость, либо телевизионная зависимость, либо эмоциональная зависимость, а чуть позже, возможно, –алкогольная либо наркотическая. И такие ситуации доказывают одно - полное отсутствие контроля внутреннего, контроля самого ребенка.

К чему приводит отсутствие внутреннего контроля у ребенка?

И в итоге получается заколдованный круг. Родители из добрых побуждений устанавливают ограничения для ребенка, а когда ребенок остается «безнадзорным» он уже не в состоянии самостоятельно справится и самостоятельно остановится:

-Вот еще одну конфетку, одну сосиску, одно пирожное, один бигмаг, один…один
-Еще один мультик. Еще одну серию, еще один кадр, еще…еще…
-Еще один звонок подруге…другу…бабушке…маме…

А затем формируется привычка, когда ребенок, понимая, что его вот-вот сейчас чего-то лишат или установят на что-то ограничения и вообще он без родителей сам справиться с чем-то не может. И родители верят в то, что ребенок сам справиться не может и ребенок подтверждает эту родительскую веру в то, что без родительских ограничений он сам не справится ни за что и ни с чем.

Хотя, конечно, встречаются в жизни и другие ситуации, когда ограничения взрослых провоцируют сопротивление ребенка и ребенок пробует преодолевать внешние ограничения с помощью обмана (лжи), различных уловок и ухищрений, манипуляций и при этом получает желаемое.

И как это получается?

Вся жизненная энергия ребенка уходит на открытые или скрытые протестные способы избавления или снятия любых ограничений. И энергии на развитие своего внутреннего личного контроля у ребенка уже не остается.

Так что на самом деле делают родители, когда постоянно устанавливают ограничения для ребенка?

Иногда заботливые родители хотят научить ребёнка быть ответственным и самостоятельным. А для этого ограничивают его как бы снаружи, не развивая внутренние ресурсы ребенка.

И ограничивая ребенка, родители на самом деле освобождают его от необходимости контролировать себя самому.

И постепенно разочаровавшиеся родители понимают, что не могут помочь ребенку меньше есть, меньше болтать по телефону, меньше смотреть телевизор или меньше играть в компьютерные игры.

Хотя есть «родители-стоики», которые усиливают ограничения и действительно какое-то время ребенок как будто меньше ест или меньше смотрит телевизор или меньше играет, однако сила желания у ребенка больше, чем родительские запреты, ограничения, и родители только МЕШАЮТ ребёнку обладать собственным внутренним мотивированным контролем.

Как исправить подобные родительские ошибки?

Представьте себе по порядку день ребенка. Чем он заполнен? Чем ребенок занят? Как правило, дети , у которых помимо детского сада или школы есть любимые кружки, любимые занятия, домашние животные, друзья или подруги, проблем с зависимостями не имеют, потому что их личная жизнь наполнена удовольствием, радостью, разнообразными интересами.

И суть родительских ошибок не в том, что любой человек неосознанно стремиться наполнить свою жизнь удовольствием и неосознанно уходит от боли любого рода - физической, психической, эмоциональной, а в том, что в жизни ребенка мало или вообще нет интереса к чему-либо, то вероятность получить зависимость от чего-то или кого-то довольно высока. И, следовательно, нет никакого проку в установлении ограничений

Как проявляется зависимость?

Зависимость проявляется через ощущения. Человек или ребенок ощущает, что что-то ценное и важно для него прямо сейчас могут отобрать. Он лишится конкретно чего-то или конкретно кого-то.

Как предупредить зависимость у ребенка?

Многие дети любого возраста любят посидеть рядом с родителями или на коленях, т.е., в таком доверительном теплом окружении. И в такой ситуации можно рассказать ребенку, что все силы и все возможности у него уже есть, только пока он о них не знает или не умеет ими пользоваться. Все, что ребенку нужно, так это объяснить какими ресурсами он уже обладает.

А что такое ресурсы?

Ресурсами может быть что угодно, чем непосредственно ребенок обладает. Это время для прогулок или для занятий, это сладости или полезная и вредная еда, это игры для развития или для пустого время провождения, это деньги на еду или на важные мелочи и т.д.

Дети понимают прямые и понятные слова, короткие инструкции. Например, -Сыночек или доченька! У тебя есть разные ресурсы. И теперь ты можешь самостоятельно распоряжаться своими ресурсами, и это очень важные и полезные вещи, потому что только ты знаешь и можешь использовать их по назначению.

С ребенком старшего дошкольного возраста и младшим школьником можно раз и навсегда договориться о том, что он сам определяет для себя, например, сколько времени будет играть, сколько заниматься и отвечать за результаты будет тоже сам. Возможно, не всем это понравится (если привычки ограничения уже сформированы). Однако для радостного будущего ребенка весьма плодотворно научить ребенка пользоваться своими ресурсами самостоятельно.

Как понять, что ребенок готов к самоконтролю?

Довольно часто маленькие дети отказываются от еды, а родители по-прежнему уговаривают их что-то съесть. И дело не в том, что родители не доверяют ощущениям ребёнка и не слышат слова отказа «Мне достаточно» или «Я больше не хочу», а еще и в том, что родители самоуверенно лишают ребенка этого ощущения, этого бессознательного навыка, единовластно и авторитарно решая за ребенка СКОЛЬКО , ЧЕГО, КОГДА ему надо.

И утверждения родителей «тебе хватит», «тебе рано», и т.д. вызывают у ребенка возмущение и желание запастить впрок и начинается это с раннего возраста.

Вероятно, так было и возможно так будет… Ребенок ВСЕГДА чего-то хочет, однако жизнь такова, что ребенок не может иметь ВСЕ и по первому требованию и в тех количествах, в которых хочет. Это всего лишь мечты- иллюзии-напрасные надежды.

И родители могут лишь помочь реально относиться к напрасным надеждам, разрешая ребёнку проявлять свои чувства – и злости и радости, и грусти и веселья. И в итоге ребенок в жизни будет выбирать лишь то, что действительно для него важно, что он любит и таким образом научиться управлять собой сам.

Продолжение следует…

---------------

Понравилась эта статья?
Поделитесь со своими друзьями в социалках:

Подпишитесь на бесплатный курс "Секреты воспитания"
и получите бесплатно
Секретную книгу.

Из данного курса Вы узнаете о тайнах народной педагогики, о секретах современных технологий воспитания и массу другой полезной информации для решения Ваших проблем.
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

12 простых формул для подготовки ребенка к детскому саду

Узнать

 


Адаптационные игры с песком

Узнать

 


Как быть счастливыми родителями

Узнать