Узнайте Секреты Воспитания Ребенка И Легко Получите Результат

имя и адрес пусто пусто


5 простых приемов для развития у ребенка самостоятельности.

Узнать

 


Методика выполнения движений с ребенком от специалиста высшей квалификации

Скачать бесплатно

 




Как за 9 шагов помочь себе и ребенку пережить горе, облегчить страдания и вернуть желание радоваться жизни.

Дата добавления: 2014-06-25

Автор: Татьяна Короткова

Как помочь себе и ребенку пережить горе, облегчить страдания и вернуть радость жизни.

Из своей практики я точно знаю, что перед летом, когда дети расстаются на летние каникулы с друзьями, родителями и после летних каникул, когда дети расстаются с бабушками и друзьями, а также в жизненных ситуациях, когда дети «теряют» своих любимцев-домашних животных – котят, щенят, попугайчиков, хомячков, или теряют любимые вещи-игрушки, они печалятся и горюют. Что, в общем-то, свойственно и взрослым.

Конечно, каждый человек реагирует настолько, насколько в нем развита природная или воспитанная чувствительность-чувственность.

Иногда - это проходит относительно безболезненно, а иногда горе-печаль капсулируется в душе и с тяжелой ношей идет ребенок или взрослый человек по жизни…А вернее застывает-зависает в прошлом, игнорируя настоящее. И это состояние мешает жить легко, весело и радостно, что скорее норма для здорового ребенка и любого взрослого человека, не так ли?

И при таком развитии событий происходит сбой в жизненном цикле человека. Цикл — это регулярно появляющаяся последовательность событий. Восход солнца каждое утро и закат каждый вечер представляют собой цикл. Четыре времени года — тоже цикл и т.д. И заметьте, что каждый цикл имеет начало, развитие и завершение. Именно поэтому необходимо цикл, связанный с потерей, утратой, горем, печалью, тоской, пустотой - завершить. Остается один вопрос: «А как это сделать»?

К истокам.

В различных источниках, которые посвящены теме печали, потери, горя сообщается о том, что человек может пройти через несколько этапов, чтобы успокоиться. С небольшой разницей авторы отмечают следующие этапы печали:

1-несогласие,
2-озлобленность,
3-ожидание,
4-принятие. Иногда «принятие» больше похоже на смирение.

Чуть подробнее.

Представьте, что у ребенка умерла кошка или собака. Или он расстался с другом, который переехал в другой город или родители развелись или потерял дорогую для него вещь-любимую игрушку, подаренную каким-то значимым человеком.

Ребенок не может и не хочет согласиться с этой потерей. Ребенок ухаживал за своим питомцем, проводил с ним много времени, разделял с ним самые лучшие игры и тайны…как с лучшим другом. Ребенок любит обоих родителей, а ему приходится выбирать, с кем остаться…

И сложность ситуации не в том, что нормальной реакцией ребенка и кстати любого взрослого является злость на весь мир, на несправедливость, которая по мнению ребенка (или взрослого) произошла. И поэтому он находится в состоянии озлобленности. А сложность в том, что ребенок (или взрослый) ожидает возвращение – находку - исполнение мечты. И как здравомыслящие взрослые вы же понимаете, как бывает больно, когда ожидания не оправдываются. И состояние озлобленности разрастается как тесто в слоеном пироге.

Возможно, кто-то раньше, кто-то позже принимает ситуацию потери, и боль немного утихает. Возможно, кто-то смиряется с потерей, но « не проработанные» чувства утраты остаются в душе, отнимая слишком много сил, внимания, постоянно возвращая в прошлое. А жизнь продолжается. И в помощь людям, потерявшим близких и родных, дорогие или ценные вещи, любимых животных была создана данная техника, позволяющая избавляться от печали и пережить гореть утраты.

Сколько времени может печалиться-горевать человек (ребенок)?

Вряд ли стоит торопить время. Скорее, важнее понимать психическую структуру печали и потери и только осознавая это, вы будете знать, как следует поступить, чтобы изменить ситуацию.

Как пережить горе, отпустить страдания и жить дальше.

По мнению известных психотерапевтов, ГОРЕ- это реакция человека на потерю кого-то или чего-то важного в жизни человека, обычно любимого человека, которая сопровождается ощущением пустоты и грусти (печали)

Что приносит горе человеку?

Горе приносит человеку страдания. А, как известно, страдания обладают некоторыми негативными качествами.

Первое, страдание делает человека и особенно ребенка меньше. Человек и особенно ребенок как бы сжимается, уменьшается.

Второе, - человек мыслит в черно-белых тонах. «Ничего хорошего у меня уже без него не будет».(больше не будет у меня такого надежного друга, такой умной собачки, такой нежной кошечки…)

Третье, - страдание сужает фокус внимания человека. Похожий эффект происходит, когда человек смотрит в подзорную трубу и видит небольшую часть – кусочек реальности. Человек видит как бы кусочек от большой картины, на которой и сосредотачивает свои черно-белые мысли. «Никогда не добраться мен до берега!»

Четвертое, - и возможно, самое неприятное. Человек перестает двигаться, а если двигается, то либо по кругу, как щенок, пытающийся поймать свой хвост, либо прямолинейно - по одной и той же прямой – в прошлое и обратно.

Пятое, и пожалуй, самое опасное – человек перестает развиваться. А ведь всем хорошо известно, что жизнь – это движение и развитие.

Что происходит с человеком, который перестает двигаться?

Как правило, «потерянного» человека (животного, вещь, место, информацию, возможность) представляют себе маленьким, далеким, недоступным. И скорее всего именно такая картина вызывает чувство пустоты, потому что пространство остается незаполненным. Вы видите «потерянного» человека (животное, вещь , место, деятельность, информацию, возможность), но вы не в состоянии ощутить те приятные позитивные чувства, которые испытывали вместе с ним (с ними), потому что видите этого человека( предмет, место, деятельность, информацию, возможность) далеким от вас.

Довольно часто люди горюют по каким-либо потерям и эти потери связаны с шестью основными понятиями. Это:

1-человек,
2-вещь,
3-деятельность,
4-место,
5-информация,
6-утрата возможностей.

И здесь важно отметить и осознать, что конкретно происходит с человеком: воспринимает ли человек утрату, как потерю «себя» (ощущение пустоты) или как потерю «другого».(утрата другого)

Люди могут горевать по утрате возможностей, т.е., о том, о чем страстно мечтали, чего никогда не имели, но надеялись иметь в будущем. Например, женщина, которая узнает, что не сможет иметь детей или ребенок, который хочет иметь сестру или брата, НО узнают, что не смогут получить желаемое. В таких ситуациях, то состояние, которое испытывают люди и которое они ощущают, как горе, как потери, - это на самом деле потеря субъективного опыта, а не реальности.

В народе бытует крылатое выражение: «Время лечит». Однако в ситуации потери время у человека ассоциируется с прошлым, и могут пройти годы, прежде чем человек вернется в настоящий момент и захочет составлять и реализовывать планы на будущее. Именно поэтому цикл потери и утраты необходимо завершить.

Какие чувства сопровождают или отождествляют с горем?

1.В чрезвычайно неприятных обстоятельствах у человека могут развиться различного рода фобии, т.е., страхи, которые скапливаются в «контейнеры» или «капсулируются». И естественно, которые надо раскапсулировать, разморозить..

2.За состоянием горя у человека могут проявляться и другие чувства – человек может чувствовать себя покинутым, озлобленным, переживать депрессию.

3.Человека подстерегает и еще одна неприятность.

Что происходит с человеком, который испытал горе?

Он воспринимает свою потерю в прошлом и его чувства, связанные с этой потерей тоже остаются в прошлом. Человек воспринимает их диссоциировано, т.е., он становится как бы «не включенный» в переживание, рассматривающий и слышащий ситуацию со стороны стороннего наблюдателя. Его чувства «замерзают» и человек застывает в состоянии горя, печали…

И вот та самая ловушка, из которой без посторонней помощи человеку довольно сложно выбраться, потому что потеря диссоцирована, и по этой же причине чувства тоже пропадают, и человек ощущает пустоту…

Чем можно конкретно помочь человеку, испытывающему горе?

Можно восстановить «потерянные» чувства. И с помощью данной методики можно «потерянные» чувства не только восстановить, а перенаправить с «-» на «+», с негативных чувств на позитивные и сделать ресурсом для настоящего.

Что такое ресурс?

К ресурсам можно отнести практически ВСЁ, что помогает человеку избавиться (сегодняшнее состояние) от чего-то или получить ( желаемое состояние) что-то, т.е. это то, что помогает в достижении вашей цели.

В случае с потерей, утратой кого-то или чего-то человек может избавиться от чувства пустоты, горя, печали, страданий и получить приятные воспоминания, с которыми, и на основе которых он будет строить новые отношения с другими людьми.

Ресурсы у человека и у ребенка могут быть внутренними – это способности, умения, знания, ценности, убеждения, состояния, качества и т.д.

Ресурсы могут быть внешними – это другие люди и знания, информация, которые вы от них получает. В нашем случае, я с вами делюсь проверенными знаниями, и вы сможете получить благодаря им новые навыки.

В каких жизненных ситуациях эта техника поможет практически любому, кто ее поймет и использует?

Во-первых, ситуации, связанные с потерей близкого человека, будь то уход в иной мир, или физическая разлука.

Во-вторых, в ситуации развода родителей.

В-третьих, в ситуации расставания ребенка с родителями, например, перед отъездом в оздоровительный лагерь летом или к родственникам.

В четвертых, в ситуации потери домашнего животного.

В-пятых, в ситуации потери значимой важной в жизни человека вещи, например, кольца с изумрудом или подаренной безделушки от любимого человека.

В-шестых, в ситуации потери деятельности - работы, хобби.

В-седьмых, в ситуации потери значимого места.

Как эта методика работает?

Если у вас в жизни были потери, и вы до сих пор возвращаетесь к прошлым неприятным воспоминаниям и живите этими прошлыми воспоминаниями, то именно сейчас вы сами себе можете помочь.

А если вы хотите помочь своему ребёнку, который, например, горюет о потере любимой вещи и потери домашнего любимца, то просто идите по шагам, которые подробно и конкретно описаны и помогут вам легко передвигаться в нужном направлении.

Что такое жить прошлыми воспоминаниями?

Недавно, я встречалась и общалась с одним известным и популярным когда-то художником-скульптором, который каждой своей мыслью, каждым словом живет в прошлом.

-У меня были выставки по всей стране. Я получал международные награды. Мои работы пользовались популярностью, а сейчас меня никто не помнит.

Понимаете, он живет прошлыми воспоминаниями, прошлыми достижениями, однако в настоящем времени он ничего не может сделать, потому что его мысли, его чувства находятся в прошлом. Его внимание сосредоточено на том, что он Уже создал, а не на том, что может сделать сегодня и что будет пользоваться успехом в будущем. Вот так происходит, когда один цикл в развитии, в жизни не закончен, поэтому другой цикл и не имеет начала- останавливаются дела, не ладится жизнь…

Итак, спокойно отправляемся в путь за возвращением «потерянных» чувств.

ШАГ 1.

Представьте (предложите представить) человека (животное, место, вещь, деятельность, место, информацию, возможность), который ушел из вашей жизни, но при мысли о котором, вы чувствуете себя хорошо. Например, вы вспомнили друга или родственника, который переехал в другой город, но воспоминания о нем отзываются в вас теплой волной и как в захватывающем фильме мелькают чередой ярких и счастливых воспоминаний эпизоды из жизни . Наверное, эти картины- кадры фильма, будут находиться ближе к вам, будут яркими, красочными, контрастными.

И вам, скорее всего, вам помогут наводящие вопросы, чтобы определить, КАК вы или ребенок воспринимает и ощущаете ПРИЯТНЫЕ ЧУВСТВА.

-Где в теле ощущается приятное чувство?
-На что это похоже? (размер, цвет, состав, консистенция)
-Какая эта картина- статичная(как картина на стене) или динамичная ( как фильм с меняющими кадрами)
-Где в пространстве находится?
-На каком расстоянии?
-Что видите? В каких красках?
-Что слышите? Какие звуки или речь?
- Видите ли вы какие-то важные детали?

*Не переживайте за то, что ребенок может нафантазировать – напридумывать. У детей как раз весьма хорошо развито ВООБРАЖЕНИЕ и поэтому дети намного ярче и конструктивное относится к предложенным вопросам.

ШАГ 2.

Вспомните (предложите ребенку представить) «потерянного» человека (животное, вещь, место, деятельность, информацию). Представили? А теперь ответьте на вопрос:- «Как вы (ты) это сделали?».

Возможно, ребенок представили себе картину. Тогда узнайте- «Что человек увидел на этой картине»?

Как правило, люди вспоминают и видят чаще плохое. И с одной стороны, человеку это помогает меньше тосковать, печалиться, но с другой стороны- увеличивает расстояние между неприятными чувствами к этому человеку (объекту).

Почему люди так поступают?

Потому что такая стратегия помогает человеку преодолеть БОЛЬ утраты или БОЛЬ ПОТЕРИ.

Что можно еще спросить о картине, которую представил и увидел ребенок?
-Где эта картина расположена? (справа или слева, сверху или снизу, далеко иди близко).
-Каковы размеры этой картины?
-Цветная она или черно-белая?
-Статичная или как фильм, в котором происходит смена кадров?
-Слышны ли какие-то звуки?

-А теперь предложите человеку осознать, что произойдет, если эту - «негативную» неприятную картину поменять на другую- «позитивную» приятную, на которой будет запечатлены приятные моменты.

Скорее всего вы или ребенок расслабитесь и улыбнетесь, потому что счастливые- радостные-веселые эпизоды и мгновения жизни человек неосознанно хочет вернуть и также как музыкант тысячу раз прослушивает любимую мелодию или как режиссер тысячу раз просматривает отснятый фильм, так и любой другой человек любит вспоминать счастливые эпизоды своей жизни. Так уж мы устроены…

Шаг 3.

На что следует обратить внимание на данном шаге?

Важно проанализировать и отметить, чем конкретным отличается картина - с позитивными воспоминаниями от картины- с негативными воспоминаниями. Например,

Первая картина

Динамичная (смена кадров), находится близко, вызывает позитивные чувства, цветная картина, в теле легкость .И т.д.

Вторая картина

Статичная, находится далеко, вызывает негативные чувства в черно-белых красках, вызывает ощущения тоски. И т.д.

-Ответьте еще на несколько вопросов.

-Что происходит?
-Как в теле это отзывается?

-Какие чувства вы испытываете теперь к «потерянному» человеку? (животному, вещи, месту, деятельности, информации, возможности)

ШАГ 4.

Возможно то, что вы или ребенок осознал и прочувствовал как раз и «привязывало» и стояло на пути, мешая двигаться и развиваться дальше.

Преобразование картин - это по сути- трансформация, перенос чувств. Это процесс однозначно помогает человеку испытать и вернуть приятные чувства, которые человек когда-то испытывал. И вследствие такой трансформации, такого переноса приятные чувства смогут вытеснить неприятные – тоску, опустошённость, озлобленность, обиду и т.д., потому что на смену неприятным воспоминаниям придут приятные.

Согласитесь, намного приятнее вспоминать, как весело резвился ваш ребенок вместе с верным Дружком и сколько радости они получали от такого общения. Вот это и есть тот самый реальный ресурс, то реальное воспоминание, которое и вернет человека или ребенка к жизни и поможет не только пережить горе, но и по-прежнему жить и радоваться жизни …

И сразу хочу обратить ваше внимание наодин весьма важный и значимый момент.

Чуть позже вы или ребенок сможете воспользоваться своими приятными воспоминаниями, на основе которых, как на надежном фундаменте сможете построить отношения с другими людьми, в другом месте, в другой деятельности.

Еще раз. Припомните один приятный момент, одну приятную жизненную ситуацию с «потерянным» человеком (животным, вещью, местом, деятельностью, информацией, возможностью).

Представьте «потерянного» человека в полный рост, в движении, в том же месте, где вы видели друга или родственника на второй картинке.

Обычно, это людям доставляет удовольствие, и они улыбаются, у них изменяется дыхание, цвет кожи. У человека в теле появляются какие-то приятные ощущения.

И по сути - сознание человека переносит его в другое состояние. Если раньше вы или ребенок печалились, горевали, злились, отвергали произошедшее…, то теперь вам приятно вспоминать о «потерянном» человеке (животном, вещи, месте, деятельности, информации, возможности)

Эти несколько шагов помогут любому человеку негативные воспоминания, неприятные чувства заменить приятными чувствами, приятными воспоминаниями. И эти шаги выполнили до вас тысячи человек. И им это помогло пережить горе, перестать страдать и печалится. Что мешает вам попробовать облегчить свое состояние или состояние вашего ребенка?

ШАГ 5.

Закройте глаза (предложите закрыть глаза ребенку ) и представьте- увидьте приятные моменты, которые у вас были с «потерянным» человеком (животным, вещью, местом, деятельностью, информацией, возможностью). И теперь подумайте о тех ЦЕННОСТЯХ, которые характерны для этих взаимоотношений.

Согласитесь, у каждого человека есть свои ценности. Что ценно для вас? Например, кто-то ценит дружбу, любовь, а кто-то взаимозависимость. Кто-то ценит юмор, кто-то деловые отношения и деньги.

Словом, себе (ребёнку) помогите определить, ЧТО создавало ЦЕННОСТЬ этих отношений.

Когда вы определите, что создавало ценность отношений с «потерянным» человеком (животным, вещью, местом, деятельностью, информацией, возможностью) представьте ее и поместите на отдельную картинку в другом месте.

Эта новая картинка может быть отличной от предыдущей. Она может быть абстрактной, может быть каким-то символическим изображением. Важно другое. Эта картинка сохраняет СУТЬ тех переживаний, которые вы или ребенок испытали, общаясь с «потерянным» человеком (животным, вещью, местом, деятельностью, информацией, возможностью).

ШАГ 6.

Хорошо, что у вас получилось представить картинку - образ ценностей. Теперь еще раз предоставьте себе эту ценность и перенесите ее в будущее.

-Каким образом эта ценность (эти ценности) могут быть удовлетворены в общении с другим человеком?

Может быть, эта картина будет как в тумане, смутная, нечеткая. Это не столь важно. Важно другое - что образ ценности вы все равно увидите, почувствуете, сможете даже услышите. Что хорошего в том, что ценность, которую вы определили и назвали, будет присутствовать в вашей жизни?

ШАГ 7.

Вы четко прошли по предложенным шагам и теперь, несмотря на потерю, вы можете испытывать приятные чувства и спокойно говорить и думать о человеке (животном, вещи, месте, деятельности, информации, возможности).

Сейчас, из человека, который печалится, горюет, страдает, вы превратились в человека, который вспоминает и переживает приятные чувства.

Это тот самый важный шаг, который возвращает любого человека к его естеству из прошлых переживаний и позволяет двигаться вперед, развиваясь и продолжая жить.

И, сделав предложенные шаги, вы научились или научили ребенка заменять ощущения пустоты на теплые чувства любви и нежности и приятные воспоминания о…

ШАГ 8.

Представьте (предложите представить ребенку) каким образом вы можете ощутить те же самые ценности с другим человеком и направьте ваше внимание на другие отношения, на других людей (животным, вещью, местом, деятельностью, информацией, возможностью).

Теперь представьте эту картину и поместите мысленно ее на белый лист бумаги 4А и отксерьте в воображении множество экземпляров также, как раньше неоднократно множили на ксероксе важные документы.

Конечно, каждая новая картина при копировании будет чуть тускнее предыдущей, но каждая картина сохранит суть отношений, которые вы захотите построить в будущем.

Когда в воображении вы получите множество копий, представьте, что вы бросаете эти отксерённые листы-картины в будущее. Какие-то картины-листы улетают далеко, какие-то приземляются рядом.

ШАГ 9.

Последний шаг, когда вы точно удостоверитесь, что у вас прекрасно получилось создать тот ценный ресурс, который вернет вам реальность и добрые чувства.

Припомните вторую картину (предложите ребенку представить) .Подумайте о потерянном» человеке (животным, вещью, местом, деятельностью, информацией, возможностью).

А теперь ответьте на вопрос - Ощущаете вы теперь чувство пустоты?

Если вы все сделаете по шагам, что займет у вас не более 15-20 минут вашего времени, вы расчистите себе дорогу в будущее от неприятных чувств, таких как- горе, печаль, страдание, озлобленность, неприятие, пустота, которые забирают ваши жизненные силы, рвут сердце на части, мешают свободно дышать.

Вы почувствуете вкус жизни и точно захотите твердо стоять на своих ногах, на пользу себе и людям использовать отведенное вам время на нашей планете, создавая умные отношения и проявляя добрые чувства к тем, кто вам дорог.

---------------

Понравилась эта статья?
Поделитесь со своими друзьями в социалках:

Подпишитесь на бесплатный курс "Секреты воспитания"
и получите бесплатно
Секретную книгу.

Из данного курса Вы узнаете о тайнах народной педагогики, о секретах современных технологий воспитания и массу другой полезной информации для решения Ваших проблем.
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

12 простых формул для подготовки ребенка к детскому саду

Узнать

 


Адаптационные игры с песком

Узнать

 


Как быть счастливыми родителями

Узнать