Узнайте Секреты Воспитания Ребенка И Легко Получите Результат

имя и адрес пусто пусто


5 простых приемов для развития у ребенка самостоятельности.

Узнать

 


Методика выполнения движений с ребенком от специалиста высшей квалификации

Скачать бесплатно

 




Методы воспитания. Метод «П». Статья 5.

Дата добавления: 2014-12-10

Автор: Татьяна Короткова

Методы воспитания. Метод "П" Статья 5.

Как жаль, что многие образованные и компетентные в своей профессиональной области люди, оказавшись в роли родителей, бывают совершенно безграмотными.

Это выражается и в речи, то есть в словах, с помощью, которых они общаются с ребенком, и в поведении, и в восприятии событий, которые искажаются, как у родителей, так и у ребенка.

И родителям намного проще сказать: «Мне не нравится поведение ребенка-оно меня раздражает, оно меня огорчает, оно меня озадачивает». И поэтому они начинают искать соответствующую литературу или компетентных педагогов, которые смогли бы оперативно помочь разобраться с такой головной болью.

И это хороший уровень родительской компетенции, потому что родители на «зависают» в состоянии «мне не нравится», а стремятся изменить или улучшить ситуацию. И эта статья однозначно поможет сделать это.

Однако мало кто говорит о том, что и детям не нравится поведение родителей и поэтому по ряду обоснованных причин, они начинают поступать и действовать с точки зрения взрослых «неадекватно» и тоже «зависают» в таком состоянии.

И получаются своеобразные детские качели в виде доски-качалки с сидениями на концах, в центре которой треугольная подставка. Если соблюдается баланс общения, баланс уважения, баланс управления-подчинения, то доска балансирует сверху-вниз, снизу вверх. И качающиеся на такой доске-качалке получают удовольствие от взаимодействия, от общения, не так ли?

Надеюсь, вы наблюдали, что бывает, когда на одной стороне восседает ребенок с большой массой тела, а на другой - ребенок с небольшим весом? «Тяжеловес» перевешивает малыша и как тот не пытается опуститься вниз, у него ничего не получиться, пока «тяжеловес» сам себя не подбросит вверх. И как правило это нарушает радостное состояние. А иногда и приводит к травмам.

И похожая ситуация складывается, когда родители «силовыми» методами стремятся исправить поведение «непослушного» ребенка. А к чему это приводит? Увеличивается тревожность как у ребёнка, так и у родителей, которые ведут к конфликтным ситуациям, к ссорам, к взаимным упрекам и обидам и к обвинению. И круг опять замывается. Так как же из него выбраться?

Давайте взглянем на тревогу, как на социальное чувство. И с этой точки зрения можно наблюдать несколько компонентов, из которых складывается тревога.

Первый компонент тревоги связан с прогнозированием будущего.

С одной стороны, родители как бы предвидят возможные варианты развертывания событий и прекрасно понимают, что есть вилка выбора. Возможен как позитивный сценарий, так и негативный.

И в силу ранее обозначенных причин, скорее всего - неосознанно родители выбирают негативный сценарий. Например: «Ты упасть хочешь? Куда полез? Быстро слезай»! или «Ты хорошо выучил стихотворение (сделал русский, решил задачу)? А то завтра опять получишь замечание (двойку).

И таким образом родители загодя формируют ребенку сценарий, причем выбирают негативный сценарий, программируя и порождая тревогу. А чуть позже тоже автоматически обвиняют ребенка в «провале».

А знаете ли вы, что понимание категории времени детьми осознается трудно. Например, дети сразу не понимают, что обозначает «завтра и вчера», потому что у детей есть только настоящее время и живут они в настоящем спокойно, пока их не научат взрослые тревожиться о чем-то, что возможно, произойдет –завтра, через год. «Не научиться читать, считать, то в школе будешь учиться плохо»!

А вот ведь какая петрушка получается - в силу своих возрастных особенностей дошкольнику важно играть, проигрывать свои впечатления, ощущения, чувства, социальный опыт, а не учиться по аналогии школьного обучения. У детей, которые НЕ «наигрались», в начальной школе НЕ формируется познавательный интерес, то есть не сформирован фундамент, на котором ребенок сможет хорошо усваивать учебный материал.

НО поверив словам родителей, ребенок программируется на негативный сценарий «Что бы я ни сделал, у меня не получиться (получится плохо, я ошибусь)» и ребенок начинает изо-всех сил стараться, выполнять скучные и неинтересные для его возраста задания. А раз не получается, то ребенок начинает тревожиться, верит родителям, теряет веру в себя, в свои силы, способности и возможности, потому что родители за ребенка определили выбор и обозначили его.

Можно ли обвинять родителей в способности к предвидению?

Конечно, понятно, что из самых лучших намерений родители предупреждают ребенка, пекутся о его будущем. Может быть, лучше выбрать позитивный сценарий. Например, так: «Вот только представь себе, что ты пришел в первый класс, выходишь к доске, решаешь задачу и получаешь пятерки. Девчонки восхищаются, мальчишки хотят с тобой дружить». Вероятно, такое программирование способствует мотивации и желанию ребенка чему-то научиться.

Нужно ли обвинять ребенка в том, что он не оправдал ожиданий родителей или не справился с каким-то заданием?

И вот тут мы подходим вплотную к еще одному компоненту, вызывающему и формирующему тревожность как качество личности.

Второй компонент тревоги - завышенные требования. Завышенные требования бывают у родителей к самим себе и к ребенку.

С одной стороны, родители говорят себе: «Я училась хорошо (получила красный диплом) и мой ребенок будет учиться хорошо» или «Я - умный человек и не имею права делать ошибки со своим ребенком»

С другой стороны, ребенок любит своих родителей и не хочет их огорчать и поэтому боится, что не справится, что у него не получится, начинает сомневаться и тревожиться, становится невнимательным, допускает ошибки.

Ни для кого ни секрет, что перед важными событиями совершенно бесполезно «заводить» себя или ребенка, потому что чем выше накал эмоций и чем сильнее себя накручивать, тем тревожнее человек становится. Намного лучше научиться сбрасывать тревожные состояния и дать себе внутреннее разрешение быть спокойным, а не быть самосовершенным. Иллюзия самосовершенствования проходит, тревожность уменьшается.

В защиту тревожных детей.

Тревожные дети, как показывает жизнь, чаще всего - достаточно интеллектуально развитые дети, тонко чувствующие, как говорят, - с утонченной душой. И это прекрасно. Но дело не в этом, а в том, что одновременно у таких детей не по возрасту развито чувство ответственности. И здесь тоже образуется вилка, поэтому что не по возрасту развитая ответственность и чувствительная нервная система формирует у ребёнка честолюбие, задатки лидерства и на фоне личной активности и врожденных талантов приводит к повышенной тревожности.

А знаете, чем расплачиваются дети за такой «перекос» в развитии?

Тревожные дети «уходят в болезнь» (читайте об этом на сайте Ваша Воспитательница, там очень подробно рассказано об этом феномене), довольно часто у тревожных детей проявляется психосоматические компоненты, время от времени бывают нервные срывы, и со временем формируется такое качество личности, как перфекционизм.

Что это за капкан-перфекционизм?

Да, из такого капкана непросто выбраться, но можно. И важно понять, что происходит в такой ситуации. И капкан не в том, что такой ребенок будет по сто раз проверять и перепроверять задание, и даже не в том, что он будет стремиться все выполнить идеально и качественно. Это замечательно! Но капкан в том, что идеализирование приводит к разочарованиям и не эффективной трате времени, сил, энергии, душевного тепла.

И поэтому при наличии замечательных качеств, таких как работоспособность, усердие, трудолюбие, тревожный ребенок чаще бывает неуспешен, чем успешен. А это уже настоящий удар по его самолюбию!

И у тревожных детей при сравнении с другими детьми, получившими или лучший результат или лучшие отметки, но затратившими меньше сил, времени, энергии, трудолюбия и усердия появляется ощущение несправедливости в этом мире.

А я неустанно повторяю - дети существа справедливые и критерий «справедливости» для них наивысший по значимости. Поэтому они еще больше будут стараться все довести до идеального состояния, потратят силы, время, энергию, душевное тепло и усердие, а результат не оправдает их ожидания, потому что есть те, кто достигает этого, порой тратят меньше сил, времени, энергии и усердия. И опять ребенок получает удар по самолюбию и разочарование.

И надеюсь, вы теперь догадываетесь, почему тревожные дети теряют мотивацию к учению?

Третий компонент тревоги – это волнение или возбуждение.

Естественно, когда люди чем-то увлечены, они производят внутреннюю энергию, а когда энергии много, то ее надо куда-то деть, не так ли? Энергию хочется куда-то вылить или приложить к какому-то действию. И ребенок, а вместе с ним и родители «прилипают» к одной форме поведения.

Если производя действия, результат не радует, то энергия блокируется, капсулируется, ее просто не выпускают из себя. И формируется «прилипчивое» поведение, нежелательное ни для ребенка, ни для взрослых.

Но феномен тревожных детей в том, что они свою энергию выпускают другим способом - они начинают много и хаотично двигаться- то бегают, то «замирают», то что-то теребят или ломают, то теряют интерес к окружающему миру.

Но их руки и ноги все время в движении, однако движения их скованные. И опять вилка – энергия есть, а движения «скованы».

Информация для размышления. Однокоренные слова к слову скован - оковы, прикованный, заковать, скованный. Мне представляется картинка рабовладельческого строя. А вам?

Что может снять тревожность и раскрепостить движения?

Один из лучших способов справиться с тревогой - это «правильные» движения. И этим движениям можно научить ребенка, чтобы при ощущении тревоги он мог сам себе оказать первую помощь без стеснения.

Можно придумать и показать ребенку комплекс упражнений, в котором образ любимого героя и будет делать эти физические упражнения, или научить ребенка нескольким танцевальным движениям.

Как бы мы с вами не назвали эти движения, важно соблюдать некоторые правила.

Вначале выполняются движения руками (вверх-вниз, вперед-назад, по кругу вперед-назад)

Затем упражнения для туловища –приседания, наклоны, повороты, прогибания назад, скручивания.

Затем упражнения для ног –махи вперед-назад, сгибания, отведения)

Можно совместно с ребенком выбрать спортивную секцию. Занятия спортом однозначно помогают разуму управлять телом.

Очень эффективно помогают справиться с тревогой дыхательные упражнения. Не буду перечислять их, потому что на сайте Ваша Воспитательница довольно подробно описаны приемы дыхательных упражнений.

Однако самый эффективный способ справиться с тревогой, это научиться родителям иным формам поведения и реагирования- вместо тревоги и негативных сценариев концентрироваться на позитивных сценариях, вместо завышенных требований жить сегодняшним днем и делать упор на лучших качествах, поступках, делах ребёнка, потому что имея надежные опоры, ребенок автоматически старается укрепить и улучшить свои результаты. Проверено и доказано не одним поколением российских детей!

У правильных родителей иногда складывается иллюзия о том, что ВСЁ, что они говорят детям, дети воспринимают. Во-первых, из услышанного люди воспринимают около 10 % . Тогда нужно говорить еще больше? Но и больше не надо говорить! Это бесполезно, это точно также как если бы в маленький лифт поместить более 10 человек. Что произойдет, если лифт перегрузить? Он не поедет в лучшем случае, или застрянет между этажами в худшем случае.

А во-вторых, дети воспринимают не столько слова, сколько слышат интонации, улавливают смысл, повторяют особенности поведения родителей, модели жизни родителей.

Родители могут говорить ребенку о том, что надо здороваться или дружить с ребятами, но при этом не замечать знакомых и не здороваться с ними или грубо разговаривать с коллегами, пусть даже по телефону. Ребенок слышит одно, а наблюдает, видит, понимает совсем другое.

Однажды мы провели эксперимент. Опросили родители о том, хотят ли они, чтобы их дети курили. 100% ответили отрицательно.

Когда мы опросили детей, курят ли их родители, то 90% ответили утвердительно.

Когда же мы спросили, запрещают ли родители курить детям, то 100% детей ответили утвердительно, но при этом сделали такие физиономии, которые без слов говорили о том, что родители говорят одно, а делаю другое.

Некоторые дети не скрывали, что родители говорят в одном месте одно, а в другом другое, то есть обманывают, а затем обвиняют, что их неправильно поняли.

Поэтому мало только говорить «правильные» слова ребёнку, потому что ребёнок в большей степени воспринимает не то, что родители сказали, а то, что родители сделали, как поступили, в каком стиле живут.

Жизненные сценарии достаются детям в наследство от родителей. Родители тревожатся, и ребёнок растет тревожным, родители обманывают, и ребенок учиться лгать, родители укрепляют здоровье, и ребёнок скорее всего повторит этот сценарий. А когда вырастит, у него будет больше шансов, опираясь на позитивный сценарий достичь высот, о которых возможно, родители даже не мечтали.

Я предлагаю вам памятку, которую создали психологи. Вы можете распечатать ее и повесить в видном месте, чтобы выучить как «Отче наш», потому что она поможет вам жить в позитивном сценарии и жить спокойной и радостной жизнь.

Если ребенка часто критикуют, то он учиться осуждать.

Если ребенку часто демонстрируют враждебность, то он учиться драться.

Если ребенка часто высмеивают, то он учиться быть робким.

Если ребенка часто позорят, то он учиться чувствовать себя виноватым.

Если к ребенку часто бывают снисходительны, то он учиться быть терпеливым.

Если ребенка часто подбадривают, то он учиться уверенности в себе.

Если ребенка часто хвалят, то он учится оценивать.

Если с ребенком обычно честны, то он учиться справедливости.

Если ребенок живет с чувством безопасности, то он учиться верить.

Если ребенка часто одобряют, то он учится хорошо к себе относиться.

Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным, то он учиться находить в этом мире любовь.

Можно ли улучшить сценарий жизни?

Конечно можно, потому что сценарии жизни связаны с процессом выбора и процессом принятия решений. Опять вилка. Что выбираете, то и получаете. Не так ли?

---------------

Понравилась эта статья?
Поделитесь со своими друзьями в социалках:

Подпишитесь на бесплатный курс "Секреты воспитания"
и получите бесплатно
Секретную книгу.

Из данного курса Вы узнаете о тайнах народной педагогики, о секретах современных технологий воспитания и массу другой полезной информации для решения Ваших проблем.
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

12 простых формул для подготовки ребенка к детскому саду

Узнать

 


Адаптационные игры с песком

Узнать

 


Как быть счастливыми родителями

Узнать