Узнайте Секреты Воспитания Ребенка И Легко Получите Результат

имя и адрес пусто пусто


5 простых приемов для развития у ребенка самостоятельности.

Узнать

 


Методика выполнения движений с ребенком от специалиста высшей квалификации

Скачать бесплатно

 




Путёвые заметки о воспитании детей 1-3 лет. Статья 1. Воспитание через предметы.

Дата добавления: 2015-02-04

Автор: Татьяна Короткова

Воспитание детей 1-3 лет. Предметная деятельность.

Недавно получила актуальный вопрос от мамочки, которая обеспокоена развитием сына. И поняла, что это типичная ошибка в ожиданиях родителей.Как же выбраться из иллюзий и осознать реальную ситуацию? И поэтому приготовила серию статей об особенностях развития детей 1-3 лет.

-Моему сыну 2,4 года, он довольно осторожен и не инициативен, я бы сказала- пассивно-трусоват. Не самостоятелен, конечно, практически сам ничего не начинает, если действует, то с вопрошающей оглядкой на меня или других взрослых.

Хотя как раз с нашей стороны идет полное поощрение его инициативы в разумных и не опасных пределах. Не могу понять - это особенности характера, то ли проблема в нашей опеке...

Как развить в нем смелось, энергию дерзновения и любознательность - не знаю.

Причины разочарования в ожиданиях родителей, если ребенку чуть больше двух лет.

Младший дошкольный возраст- это период с года до трех лет, который предполагает формирование и развитие новых навыков в новой социальной ситуации- ребенок уверенно ходит, расширяет границы познания окружающего мира, увеличивается его словарный запас, но сам еще не имеет опыта, потому что НЕ ЗНАЕТ И НЕ УМЕЕТ действовать с предметами, которые видит и которыми, возможно, пользуются взрослые.

И дело не в том, что у ребенка нет опыта действий с предметами, а в том, что ребенок сможет научиться действовать с предметами только в одном случае- когда родители создадут ситуацию совместной деятельности. И только в такой ситуации ребенок сможет усвоить общественно выработанные способы использования предметов. Например, на стуле сидят, за столом едят и играют, ложкой едят суп, а из чашки пьют.

И если до года, родители выполняли действия по уходу за ребенком, то после года ребенку уже интересно попробовать, что можно делать с предметами, поэтому взрослым кажется, что ребёнок балуется, озорует, например, бросая чашку на пол. Но самом деле ребенок не знает и не умеет пользоваться предметами и порой просто экспериментирует с ними. И время от времени эмоциональные реплики и реакции родителей значат для ребенка больше, чем словесное неодобрение.

Главными достижениями ребенка в этом возрасте являются:

1.переход от эмоционального общения (би-би, ав-ав) к речевому общению (это машина едет, это собачка лает)

2.усвоение человеческих способов использования предметов.

К какому результату приходит ребенок, действуя с предметами?

Ребенок второго года открывает для себя их физические свойства, которые определяют:

1. Величину (большой- маленький)
2. Форму (круглый, квадратный)
3. Цвет (семь основных цветов - красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый плюс черный и белый)
4. Динамические свойства (едет, двигается, - стоит, находится)
5. Пространственные отношения (далеко- близко, внизу-вверху)
6. Разделение целого на части и составление целого из частей (пирамидки, матрешки, игры-вкладыши, конструктор, крупная мозаика)

И если многолетними исследованиями специалистов в области детства доказано, что все это ребенок может освоить, то почему тогда ребенок не использует предметы по назначению?

Припомните басню А. Крылова «Мартышка и очки». Почему сколько разнообразных способов применения очков использовала главная героиня? Только потому, что не знала, как их применить на самом деле.

И дело не в том, младший дошкольник, о котором мы с вами говорим, тоже не знает, что делать с предметами, как их использовать. А в том, сколько бы ребёнок ни действовал с предметами, самостоятельно он не сможет научиться этому. И поэтому назначение предмета, и способ его употребления открывает ребенку взрослый.

Как это происходит?

К началу второго года на основании практического опыта у ребенка складывается ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о том, что можно делать с предметами, об их назначении, но по-прежнему ребёнок НЕ УМЕЕТ ДЕЙСТВОВАТЬ с предметами.

Постепенно ребёнок начинает СРАВНИВАТЬ свои действия с предметами с действиями взрослых. Затем он узнает действия взрослого в своих действиях, называет себя и взрослого по имени.

Специалисты называют этот возрастной этап у ребенка развитием предметной деятельности. И в общем дело не только в названии, а в том, что взрослые могут показывать и называть действия, которые изначально соответствуют предметам.

Например, шапку надевают на голову, платье-рубашку на тело, мяч катают, бьют ногой, отбивают рукой, перебрасывают.

Что происходит, если ребенок хорошо освоил предметную деятельность?

Развивая умения ребенка использовать предметы по назначению, родители подготавливают ребёнка к новой деятельности, которая называется ИГРА.

Научившись пить из чашки, ребенок может понарошку поить куклу или другую игрушку чаем. Поэтому использует настоящие предметы или предметы-заместители (кубики, палочки, другие игрушки) в самостоятельной сюжетно-отобразительной игре и воспроизводит с помощью предметов-заместителей отдельные сюжеты из повседневной жизни.

И чем больше ребенок знает о жизни в социуме, тем содержательнее и разнообразнее его сюжеты. Например, в поликлинике доктор лечит детей, делает прививки, смотрит горлышко. В магазине продавец-кассир продает продукты. Дома мама готовит обед или папа занимается ремонтом (машины).

Словом все, что ребенок видит и познает, он может переложить в действие, а действуя, вообразить увиденную жизненную ситуацию. И поэтому чем шире кругозор ребенка, тем интереснее и содержательные бывают игры детей.

Нет новых впечатлений,- нет новых игр, и ребенок возвращается на более низкий уровень развития и порой, зная, как действовать с игрушкой-предметом, ломает ее или использует не по назначению.

Есть новые впечатления у ребенка, тогда появляются более сложные действия с предметами. Например, к трем годам девочки могут самостоятельно катать кукол в коляске, кормить их, купать и тд, а мальчики катают машинки, представляя разные дороги, гаражи, возможно, столкновения.

Поэтому так важно ежедневно показывать ребенку новые действия с предметами, называя их, а затем приглашать ребенка в совместную деятельность. Вместе покатать машинки - я тебе, а ты- мне. Вместе покупать куклу - я ее подержу, а ты мой голову, вытирай полотенцем. И постепенно ребенок осваивает все новые и новые действия, а вместе с ними и новые слова, их обозначающие.

В какие игры целесообразно играть с младшими дошкольниками?

К счастью, содержание игр замывается на ближайшем круге общения. Мама гладит белье и может предложить ребёнку любого пола взять игрушку-заменитель и выполнять соответствующие движения. Папа идет в магазин и набирает продукты, и ребенок может из предметов -заместителей наполнить полную сумку, а затем готовить обед и угощать игрушки-кукол, мишек.

Что такое предметы-заместители?

Чтобы долго не объяснять, приведу пример. Папа с помощью отвертки починил розетку. Ребенок берет палочку, пластмассовую шпагу, ложку и представляет, что «этот предмет» и есть отвертка и с помощью этого предмета, замещающего настоящий предмет, выполнить похожие действия с этим «заместителем».

Если родители используют предметы-заместители в общении и взаимодействии с ребёнком, ребёнок может увлеченно играть часами, используя свое воображение и показывая действия, которыми овладел.

И здесь не надо ухищряться. Родители что-то выполняют по дому, а ребенок рядом выполняет похожее движение. Если мама пылесосит, то может дать ребёнку предмет-заместитель (предмет чем-то похожий на настоящий) и предложить пылесосить вместе. Если папа что-то чинить, собирает, то и ребёнку может дать предмет-заместитель для совместного выполнения действий.

Кстати, период младшего дошкольного детства называют период «игры рядом». Именно поэтому иногда среди детишек возникают конфликты в песочницах или в группах детского сада. Дети не умеют играть. Они учатся действовать с предметами, находясь рядом друг с другом. И если взрослый не показывает новые способы действия с предметами, то у ребенка возникает скука, а затем возможны капризы или ссоры.

Во что можно играть с ребенком младшего дошкольного возраста.

Возможная тематика игр:

• Угостим куклу печеньем, фруктами.
• Напоим куклу чаем.
• Поедем в гости к… (бабушке, подруге)
• Искупаем куклу.
• Лечим куклу.
• Чиним, исправляем игрушки.
• Едем на машине, летим на самолете, едим на поезде.

И если перевести действия, которые обозначены, то можно увидеть сюжеты следующих игр:

• Семья
• Доктор
• Магазин
• Парикмахерская
• Транспорт
• Путешествия

Таким образом, все, что ребёнка окружает, поможет родителям показать ФУНКЦИИ различных предметов и называть действия, которые можно совершать, эти предметы используя.

Порой родители затрудняются в том, о каких предметах можно рассказывать и как это делать, потому что у родителей навык пользования предметами доведён до автоматизма многолетними повторениями. И чтобы родителям было легко, они могут представить себе, что играют с ребёнком в интересную игру «Повелитель вещей».

С какой целью можно играть в совместные игры с предметами?

К концу раннего возраста, то есть к трем года (плюс-минус) при соответствующих совместных игровых играх-упражнениях у ребенка возникают предпосылки к развитию ролевой игры, когда ребенок самостоятельно берет на себя конкретную роль (я- шофер, я-доктор) и действует с предметами в соответствии с этой ролью. И дело уже не в том, что ребенок многое знает и многое умеет, а в том, хочет быть «Повелитель отношений», то есть переходит на новый уровень развития.

И подведя итог можно обратить внимание на такие моменты:

1.Только взрослые могут показать, назвать и научить ребенка пользоваться предметами по назначению.

2.Ребенку необходимы новые впечатления и новые наблюдения за действиями взрослых, которые расширяют его кругозор, дают новый опыт действия с новыми предметами и расширяют словарный запас.

3.В совместной деятельности «родитель-ребенок» происходит плавное и постепенное формирование предпосылок для следующего периода развития- 1.действие с одним предметом- 2.сюжетно-отобразительная игра- 3.игра рядом- 4.сюжетная игра-5. ролевая игра.

4.Пройдя естественные этапы развития через освоение предметов, у ребенка формируются предпосылки для следующего этапа развития – познавательной (учебной) деятельности.

Продолжение следует…

---------------

Понравилась эта статья?
Поделитесь со своими друзьями в социалках:

Подпишитесь на бесплатный курс "Секреты воспитания"
и получите бесплатно
Секретную книгу.

Из данного курса Вы узнаете о тайнах народной педагогики, о секретах современных технологий воспитания и массу другой полезной информации для решения Ваших проблем.
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

12 простых формул для подготовки ребенка к детскому саду

Узнать

 


Адаптационные игры с песком

Узнать

 


Как быть счастливыми родителями

Узнать