Узнайте Секреты Воспитания Ребенка И Легко Получите Результат

имя и адрес пусто пусто


5 простых приемов для развития у ребенка самостоятельности.

Узнать

 


Методика выполнения движений с ребенком от специалиста высшей квалификации

Скачать бесплатно

 




Путёвые заметки о воспитании детей 1-3 лет. Статья 2. Воспитание через действия. Эмоциональный комфорт.

Дата добавления: 2015-02-11

Автор: Татьяна Короткова

Воспитание детей 1-3 лет. Эмоции. Эмоциональный комфорт.

После года в жизни ребенка все больше и все чаще появляются новые взрослые и новые дети. Если малыша отдали в ясельки или детский сад, то круг новых знакомых будет относительно стабильным и он быстрее адаптируется в социуме.

Если ребенок встречает новых взрослых и детей в общественных местах, на прогулках, то разовые встречи так же оказывают влияние на ребенка. Каким образом?

На первом месте в восприятии и общении с ребенком до трех лете по-прежнему остается потребность ребенка в доброжелательном внимании и заботе. И именно на этом фоне у ребенка развивается новая потребность- потребность в общении со взрослыми, а затем и с другими детьми.

Вы, наверное, замечали, что с одними взрослыми ребенок как бутон розы раскрывается – дает свои игрушки, отвечает на вопросы, позволяет себя погладить или взять за руку. Взрослые, которые открыты и с интересом относятся к малышу, вызывают у него ответный интерес.

Но если после года у ребенка не расширяется круг новых знакомых, то у него формируются и развиваются негативные эмоции и страхи, которые отражаются в теле зажимами, ребенок не желает вступать в общение с другими или начинает плакать при виде незнакомых людей и цепляется за маму.

И здесь личный пример родителей может помочь ребенку переступить через такие препятствия. С одной стороны, общаясь с другими, родители показывают шаблоны речи и шаблоны поведения – как поздороваться, как стоять, как реагировать мимически и тд. С другой стороны, родители могут побуждать малыша к общению, сопровождая его поведение эмоциональной положительной характеристикой.

Например, 2-3х летнему ребенку можно сказать так:
-Смелые дети здороваются и вместе играют. (Знакомство с миром отношений и качествами взрослых-что можно делать, как можно взаимодействовать)). - Во что ты хочешь поиграть? или Ты будешь насыпать песочек в ведерко или катать машину? (Обозначить возможные действия)
-Какая веселая игра у вас получилась! (результат общения, игры)

Ребенку до трехлетнего возраста важно быть хорошим и поэтому он стремиться соответствовать пожеланиям взрослым и получить их одобрение. А родители могут рассказывать о том, какие качества человека способствуют хорошему результату, как бы обозначая последовательность возможных действий.

Обратите внимание на такой важный момент.

Родители НЕ оценивают ребенка, его качества, его личные особенности. Это тупиковая стратегия, потому что подрастая, ребенок будет постоянно ожидать похвалы (или критики) от взрослых, перестанет проявлять самостоятельность и инициативу или родители поспособствуют низкой самооценке ребенка, повесив на него характерный «ярлык». Критерий «правильности-неправильности» будет находиться не в самом ребенке, а во вне - в родителях.

Родители рассказывают о различных качествах вообще и предлагают попробовать выполнить возможные действия. Сравните оценочную характеристику и побуждение к действию.
-Ты быстрый! Ты сильный! (оценка)
-Как хорошо, когда люди умеют быстро бегать (одеваться, договариваться), потому что успевают вовремя прийти в назначенное место, потому что так поступают взрослые. (рассказ о действии и оценка результата)

К двум годам многие дети могут дать себе общую положительную самооценку. Например, «хороший», «большой», «добрый»

Для двух - трехлетних детей становится достоинством и важными качествами сила, умение бегать и прыгать, умение одеваться, умение «читать-рассказывать» книжки, обладать и называть красивую одежду и красивые игрушки.

Но также появляются первые переживания-

1-неуверенность в способности что-то выполнять, произвести какое-то действие
и 2- удовольствие от самостоятельных действий.

Если родители сделают упор на удовольствии от самостоятельных действиях ребенка и будут расширять круг удовольствий, подсказывая переопределяя наперед, какой результат можно получить, ребенку быстрыми шагами начнет осваивать мир взрослых.

Для благополучного развития детям до трех лет важен эмоциональный комфорт. Что это значит?

Родители могут научиться открыто и доверительно выражать свои чувства и тем самым дать ребенку понять, что они его любят и заботятся о нем, вместе с ним сопереживают и предлагают различные варианты действий.

И поэтому способствуют тому, чтобы и ребенок открыто выражал свои эмоции, как отрицательные (страх, беспокойство, тревогу, обиду, злость, грусть итд), так и положительные (радость, удовольствие, благодарность, веселье, интерес итд)

Дело в том, что нравственная основа социального поведения и общения у ребенка закладывается и формируется через эмоции. К примеру, такая типичная ситуация, когда годовалый ребенок шлепает маму по лицу или кусает другого ребенка.

Три варианта эмоционального реагирования на действие ребенка?

Вариант 1.

Если мама посмеется и пропустит такую форму общения, то в последующем ребенок будет именно в такой «силовой» манере поведения общаться с другими людьми. А теперь задайтесь вопросом: «Почему ребенок так действовал»? Видимо он еще не знает, как по-другому выразить свое недовольство, свои чувства, не хватает слов, не хватает опыта общения.

Да и мама смеется (ведет себя неадекватно ситуации -ей больно, но она скрывает свою боль и бессознательно учит такой манере поведения ребенка - испытывать боль, позволять другим сделать себе больно, но терпеть ее, прикрывать ее смехом)

Вариант 2.

Если мама ударит, накажет ребенка, то тоже покажет «силовую» форму решения вопроса. И таким образом подтвердит эксперимент малыша в познании, как можно действовать, когда он чем-то недоволен или у него что-то болит. Кто сильнее, тот и прав, верно ли это?

Вариант 3.

А вот если мама выскажет откровенно свои негативные эмоции – Мне больно! Так поступают плохие дети, а хорошие просят, говорят, показывают, когда им что-то надо. Что тебе надо? Что болит? Чем ты недоволен?

В таком варианте мама показывает адекватное решение и приемлемые способы реагирования.

Во-первых, она откровенно рассказывает ребенку о том, что чувствует боль и ребенок слышит, что маме это неприятно. Со временем, он поймет, что это недостойный поступок.

Во-вторых, мама может предложить сразу вариант выхода из такой ситуации- извиниться, пожалеть, так больше не делать, потому что это неприятно, нехорошо.

В-третьих, уточнить, что произошло? Что случилось? Тебе больно, ты хочешь эту игрушку?

В-четвертых, дать словесную инструкцию, как можно поступить в подобной ситуации-попросить, сказать, обменяться, предложить, итд.

Отрицательные оценки и отрицательные характеристики сильно влияют на взаимоотношения ребенка с другими людьми и детьми и могут привести к эмоциональному неблагополучию ребенка в будущем.

Нейтральные общие характеристики (Сильные защищают, слабые обижают), откровенное выражение эмоций (мне больно, я сочувствую, что тебе больно) и побуждение к адекватным действиям ( добрые люди извиняются и просят помочь) способствуют формированию нравственных поступков в конкретных жизненных ситуациях.

И в любой жизненной ситуации родители могут пользоваться подобным алгоритмом общения для формирования нравственных поступков через конкретные действия ребенка.

Например,
-Веселая игра получается у тех, кто играет вместе. Ваня добрый и веселый, он играет вместе с Колей.

И положительные эмоции, подкрепляющие действия ребёнка, создадут представление о нравственных поступках и укрепят веру ребенка в себя –«хорошего» и создадут атмосферу эмоционального комфорта.

Продолжение следует…

---------------

Понравилась эта статья?
Поделитесь со своими друзьями в социалках:

Подпишитесь на бесплатный курс "Секреты воспитания"
и получите бесплатно
Секретную книгу.

Из данного курса Вы узнаете о тайнах народной педагогики, о секретах современных технологий воспитания и массу другой полезной информации для решения Ваших проблем.
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

12 простых формул для подготовки ребенка к детскому саду

Узнать

 


Адаптационные игры с песком

Узнать

 


Как быть счастливыми родителями

Узнать