Узнайте Секреты Воспитания Ребенка И Легко Получите Результат

имя и адрес пусто пусто


5 простых приемов для развития у ребенка самостоятельности.

Узнать

 


Методика выполнения движений с ребенком от специалиста высшей квалификации

Скачать бесплатно

 




Путёвые заметки о воспитании детей 1-3 лет. Статья 3. Особенности «спирального» воспитания.

Дата добавления: 2015-02-25

Автор: Татьяна Короткова

Особенности спирального воспитания

«Ходунки»- так иногда в народе называют детей раннего возраста - от года до трех, потому что дети этого возраста не столько готовы передвигаться на ногах, сколько готовы изучать и воспринимать окружающий мир.

И поэтому «ходунки» начинают передвигаться все дальше и дольше, буквально выматывая родителей своей тенденцией «пойдет туда, а потом сюда».

Однако, если оставить временные физические нагрузки, то родители вместе с ребёнком смогут принять роль практического исследователя, потому что ребенку раннего возраста принадлежит неповторимый облик практического исследователя - ему все интересно, все любопытно.

Вероятно, если бы родители знали, как гипер важен этот период в развитии ребенка, то с пониманием отнесли бы к «странностям» в поведении ребёнка, который может расчленять игрушки на мелкие части, собирать их обратно, конструировать из предметов, экспериментировать с предметами.

Например, надевать кастрюлю на голову или туфли на руки, а варежки на ноги и тд.

Так что же происходит на самом деле с ребенком раннего возраста?

Во-первых, под влиянием предметной деятельности, общения и игр у ребенка развиваются познавательные процессы, такие как восприятие, мышление, память.

И восприятие – это наиболее значимая, можно сказать фундаментальная психическая функция, которая обеспечивает ориентацию ребенка в окружающем мире.

И важность развития восприятия не только в том, что она связана с практическими действиями ребенка, а в том, ребенок путем проб и ошибок получает результат, который сравнивает с «идеальным». Например, пробует собрать колечки в пирамидке по размеру или по цвету или вложить предметы в отверстия-вкладыши. И хотя первоначальное сравнение требует многократного повторения, ребенка это не останавливает, и он упорно добивается результата.

И к двум годам ребенку порой достаточно посмотреть, чтобы определить «на глаз», то есть с помощью зрения, как правильно собрать игрушку. И родители радуются успехам ребенка, порой удивляются его смекалке и способностям, потому что по-прежнему считают, что он маленький, и все, что ребенок делает, - это просто игра-забава.

Похожие процессы происходят и тогда, когда ребенок поступает в первый класс начальной школы. Путем многократных проб и ошибок ребенок проходит путь экспериментатора, заполняя учебные тетради палочками и кружочками, но когда у ребенка не получается, родители считают и говорят: «Ты уже большой и может справиться с таким легким заданием!»

Однако на самом деле, ребенок попадет всего лишь на новый виток спирали развития, на котором вновь оказывается маленьким и неумелым и поэтому нуждается в родительском понимании и эмоциональной поддержке. Например,

-Я понимаю, как тебе не просто выполнить задание.
-Я чувствую, как ты стараешься, и вижу, что сегодня у тебя получилось намного лучше.

Конечно, путем многократных проб и ошибок ребенок научиться выполнять эти и более сложные задания. Но когда у ребенка что-то не получается, а родители утверждают, что он «большой» и поэтому может справиться с предложенным заданием, а ребенок не справляется, то происходит подмена. Ребенок начинает стараться угодить (понравиться) родителям, но теряет всякий интерес к процессу обучения (научения).

И важность не в том, что ожидания родителей относительно результатов ребенка не всегда совпадают с действительностью, а в том, чтоважнее другое - доброжелательное отношение родителей к взрослеющему ребенку, который не всегда может справиться с тем или иным заданием.

Этот временной отрезок напоминает подъем лыжника в гору. Один лыжник делает это с первого раза на одном вдохе, крепко упираясь палками и буквально взлетая на гору, веря в себя и свои силы, а другому необходимы многократные тренировки, чтобы подняться на новый уровень. И поэтому ребенку важно, чтобы родители понимали его состояния и важны слова одобрения и поддержки: «Я верю, что сегодня ты сделал все, что мог, а завтра сделаешь лучше».

При таком варианте ребенку не обидно и не страшно, что его разлюбят или он не оправдает ожиданий родителей. Отсчет идет относительно самого ребенка и его индивидуальных способностей и именно это тот знаменатель, на который можно и полезно ориентироваться родителям для точки отсчета в развитии и воспитании ребенка.

Конечно, родители могут предполагать возможные варианты в своих ожиданиях относительно ребенка, которые порой не совпадают с реальностью, но показывать и выказывать из-за этого ребенку обиду, недовольство, порицание – это слишком тяжелая ноша для ребенка, с которой он не справиться, как бы ни хотел. А вот подорвать веру в себя, отказаться от своих личных желаний в пользу родителей или другого человека такой вариант взаимодействия может. И вопрос тогда в другом: «Что хорошего добиваются родители от ребенка, обижаясь, критикуя и принижая его способности и возможности?»

Во-вторых,путем практического экспериментирования «ходунки» открывают новые средства для достижения результата. Например, закатившийся под диван мячик, ребенок пробует достать палкой или встает на стул, чтобы дотянуться до картины, полки или висящего вверху шарика. (Мамы и папы! Будьте готовы !)

И здесь тоже происходит интересный феномен. Изобретая новые средства и способы взаимодействия с вещами и предметами, ребенок познает сами вещи.

Например, попробовав лопаткой черпать воду из лужицы, ребенок шагает в лужу или наливает воду в ведерко (полиэтиленовый пакет) и переносит в них воду в другое место, которое становится или мокрым или вода протекает внутрь. А феномен в том, что новые не знакомые явления и предметы вызывают у ребенка удивление, и поэтому стимулирует дальнейшие побуждающие действия и новые открытия.

И хотя порой родителям не понятно, почему ребенок закапывает нужную в хозяйстве вещь, например, любимый папин будильник, а затем начинает его поливать водой, то зная особенности развития «ходунков», родители будут знать, что делает это ребенок из самых лучших побуждений - для любимого папы выращивает его любимые будильники.

В-третьих, постепенное развитие речи и многократные повторения действий с предметами приводят к тому, что ребенок вместо имитационных действий с предметами-заместителями (палочка=ложка, палочка=градусник) ребенок начинает использовать новое и главное средство обозначения и замещения – слово. Например, ребенок может сказать: «Я - самолет» или «Я летаю», и, расставив руки-крылья передвигаться по комнате.

В-четвертых, расширение познавательной активности ребенка и обобщение его небольшого опыта начинает проявляться в вопросах типа: «Это кто (что)? Это машина? А зачем это»?

И на основе практических действий с предметами, общения со взрослыми каждый ребёнок строит собственные представления об окружающем мире. Еще такие представления называют «картина мира», которые могут не совпадать с картиной мира родителей и отсюда начинают свое начало непонимания, ссоры и конфликты.

Но если до трех лет ребенку доброжелательно объяснить, что можно и полезно делать, а что приведет к порче, опасности, нежелательным последствиям, ребенок с удивлением обнаруживает, что ему нравится быть послушным и «правильным».

А еще ребенок с удовольствием интересуется людьми, которые выполняют какую-либо работу и которые общаются друг с другом. И родителям, вероятно, будет интересно понаблюдать, как ребенок наблюдает за другими людьми, а затем задает более сложные, а порой необъяснимые вопросы…

Продолжение следует…

---------------

Понравилась эта статья?
Поделитесь со своими друзьями в социалках:

Подпишитесь на бесплатный курс "Секреты воспитания"
и получите бесплатно
Секретную книгу.

Из данного курса Вы узнаете о тайнах народной педагогики, о секретах современных технологий воспитания и массу другой полезной информации для решения Ваших проблем.
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

12 простых формул для подготовки ребенка к детскому саду

Узнать

 


Адаптационные игры с песком

Узнать

 


Как быть счастливыми родителями

Узнать