Узнайте Секреты Воспитания Ребенка И Легко Получите Результат

имя и адрес пусто пусто


5 простых приемов для развития у ребенка самостоятельности.

Узнать

 


Методика выполнения движений с ребенком от специалиста высшей квалификации

Скачать бесплатно

 




Путёвые заметки о воспитании детей 1-3 лет. Статья 4. Как помочь ребенку перейти от сенсорной культуры к культуре мышления.

Дата добавления: 2015-04-01

Автор: Татьяна Короткова

Воспитание детей раннего возраста. Сенсорная культура-культура общения

Сенсорная культура. Нет, не убегайте! Вы же культурные люди! И знаете о том, что посеете, то и пожнете, не так ли. И сенсорика- это не извращение, не оккультная наука и вообще ею нельзя отравиться или замерзнуть, соприкасаясь с ней, потому что это то самое, что человек видит, слышит, обоняет, ощущает кожей и внутренними органами.

Через ощущения люди узнают о вкусе, о запахе, о цвете, о звуке, о движении, о состоянии своих внутренних органов и т.п. Из этих ощущений складываются целостные восприятия предметов и всего мира.

И поэтому крайне полезно развивать у ребенка так называемую сенсорную культуру. И гвоздь программы даже не в том, что чем лучше развиты сенсорные системы человека,(см предыдущий абзац) тем лучше в последующем будут работать познавательные процессы: восприятия, представления, память, мышление.

А в том, что после получения информации мозгом, результатом ее обработки является выработка ответного действия или стратегии, направленной, например, на улучшение физического тонуса, большее сосредоточение внимания на текущей деятельности или осуществление настройки на ускоренное включение в умственную деятельность.

И поэтому, ответное действие или выработанная стратегия в каждый момент времени является лучшим выбором из вариантов, доступных человеку в момент принятия решения.

Уф, целая теория в трех абзацах.

Так как же развить сенсорную культуру ребенка 1,5-3 лет ?

Для этого сейчас представлено огромное количество игрушек, от которых разбегаются глаза, но ребенок, нормально развивающийся, как правило, предпочитает или выбирает одну - любимую. И даже когда эта любимая игрушка становится «грязной» и старой, ребенок ее предпочитает новым и «чистым».

Вот на примере любимой игрушки давайте разберем, что же происходит и почему ребенок так поступает.

Ребенку раннего возраста наиболее важен тактильный контакт - ощущения кожи, потому что кожа матери была и еще остается надежной защитой для ребенка и любое прикосновение к коже ребенок ощущает наиболее сильно.

И первое, что притягивает любимую игрушку к малышу, ее внешние качества - мягкость, которую ощущает ребенок на ощупь, температура, которая указывает на тепло и яркость, особенно теплые тона. И знакомя ребенка с качествами различных предметов, родители могут естественным образом развивать и тренировать сенсорную систему, закладывая предпосылки для развития мышления. Так как этому способствовать? Пойдем по шагам.

Шаг 1. Как вы уже знаете, что детей можно познакомить:

• с цветом (семь цветов радуги и белый, черный)
• с формой (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник),
• с величиной (большой-маленький)
• с весом (тяжелый-легкий)
• с температурой (тепло-холодно)
• постепенно добавляя и другие качества предметов (Из какого материала сделан –дерево-пластмасса, как в него (с ним) играют)

(Эти характеристики используются и в играх с детьми, представленных ниже)

Называя и показывая предмет, можно акцентировать внимание ребенка на указанные характеристики, а затем просить ребенка принести или дать названную игрушку (предмет). Как только ребенок научиться легко и быстро справляться с предложенными заданиями, можно переходить на новый более сложный уровень.

Шаг 2. Этот уровень предполагает задания и игры на классификацию предметов по указанным характеристикам.

Собрать сначала все предметы круглой формы и сравнить их по форме. Сегодня ребенок собирает круглые предметы (мяч, шарик, ваза), на следующий день квадратные (коробка, кубик), далее-прямоугольники (книги, коробки) и тд.

Затем находит предметы одного цвета, например, красного или зеленого. И так по всем характеристикам, указанным выше. Эти игры проходят весело и быстро и если родители занимаются этим каждый день, то ребёнок сам будет предлагать поиграть в них.

Сейчас придумано много игр-вкладышей, но как правило, дети с ними играют не долго- им это кажется скучным и неинтересным. А вот классикой жанра- являются игры типа «Чудесный мешочек» и «Что изменилось», потому что каждый раз представляют новый вариант, новое содержание знакомых по форме игр.

Игра «Чудесный мешочек».

Можно сшить красивый мешочек среднего размера, а можно взять любой красивый полиэтиленовый пакет и положить в него разные игрушки или разные предметы.

Вначале игры не более 3 предметов/игрушек. Затем количество постепенно увеличивается.

Задача игры - не подсматривая, опустить руку в мешочек, ощупать предмет и ответить на вопрос: «Что ЭТО»?

Когда ребенок определит и назовет предмет/игрушку, то он может достать ее и теперь по наводящим вопросам родителей может рассказать об игрушке/предмете. Какой формы, размера, цвета, температуры, веса, как с ней играют, что еще можно делать с предметом.

Если заглянуть на 5-6 лет вперед, то же самое делают первоклассники в школе, вычленяя и объединяя характерные признаки предметов (математика) или составляя устные рассказы или делая письменные зарисовки о предметах (письмо, русский язык, литература).

Как показывает опыт, ученики, с которыми в детстве играли в подобные игры, МНОГОКРАТНО преуспевают в учебе, потому что в них развита сенсорная культура и поэтому культура мышления формируется быстрее.

Представьте себе дом в виде бутылки с узким горлышком. Широкая круглая основа- надежный фундамент и гарантия долговечности дома, и к нему можно пристраивать новые этажи и сверху и с боков, не так ли. А вот в Твери построили дом-бутылку, основанием которого служит узкое горлышко. Красивый, многоэтажный дом, в котором люди не живут, потому что считают его ненадежным и небезопасным.

Заложив хороший фундамент сенсорной культуры в раннем возрасте у ребенка, родители сделают самое важное- построят надежный мост для успешного обучения ребенка в школе.

Игра «Что где лежит» (Варианты «Что изменилось», «Чего не стало»)

На столе выкладываются игрушки разные по размеру, цвету, весу итд.

Вначале игры- это 3-5 предметов, затем количество постепенно увеличивается.

Ребенку предлагают посмотреть и запомнить расположение предметов на столе, а затем отвернуться и не подсматривать.

Родители изменяют: • расположение
• или количество
• или то и другое (постепенно)

игрушек (предметов) на столе и ребенок пробует определить, что изменилось (как лежало раньше: выше-ниже, справа-слева, вверху-внизу, над-под), чего не стало, а что появилось.

Задача та же – зрительно определить, что изменилось, чего не стало.

Подобные игры можно проводить со звенящими игрушками, например с колокольчиками или погремушками («Где звенит») или с едой и напитками («Узнай по вкусу).

И если опять совершить путешествие в будущее, то любой учитель скажет вам, что эти игры помогают ребенку ориентироваться на листе тетради (математика) и помогают развивать речь ребенка, которая тоже помогает развивать культуру мышления.

Кстати о внимании и силе воли ребенка. Самая лучшая мотивация в учебе - это личный интерес и тогда внимание сконцентрировано на нахождении ответов на поставленные задачи, и сила с волей начинают взаимодействовать для нахождения ответов.

В основе предлагаемых игр находятся способы обследования сенсорных свойств и качеств, таких как ощипывание, рассматривание, сравнение, сопоставление.

По многочисленным теоретическим сведениям, дети 6-7 лет переходят от наглядно-действенного мышления к абстрактному мышлению. Возможно, так когда-то было.

Однако по наблюдениям практиков современные дети и в 10 лет затрудняются, посмотрев и потрогав, рассказать о предметах, и поэтому неуспешны по многим предметам.

Нет сенсорной культуры, отсутствует культура мышления. Нет интереса, нет внимания- не подключается воля.

Поэтому, для формирования и развития первоначальной культуры мышления можно как можно больше:

• развивать интерес ребенка к предметам, которые окружают ребенка, • их свойствам,
• качествам
• и способам использования.

И суть сенсорной культуры не только в том, чтобы ребенок больше взаимодействовал с предметами/игрушками (ощипывал, двигал, называл свойства и качества), а также в том, чтобы ребёнок был в состоянии и действовать одним предметом/одной и той же игрушкой разными способами, обозначая свои действия словами.

И поэтому ребёнок на всю жизнь может усвоить правило жизни- одним и тем же способом можно решать разные задачи. Например, двигать к себе, чтобы достать из-под кресла и взять в руки или от себя, чтобы дать другому поиграть, двигать от края, чтобы игрушка не упала со стола итд.

Шаг 3. Как долго играть в подобные игры?

Возможно, что некоторые родители возразят: «Мы не может носить с собой наборы для сенсорного развития ребенка». А этого делать и не нужно.

Обязательно можно использовать то, что есть под рукой и в шаговой доступности- песок, снег, воду, воздух, листья, траву, животных, игрушки, словом все, что находится в зоне досягаемости, чтобы ребенок постоянно расширял границы своей сенсорной культуры, овладевая культурой мышления.

Продолжение следует…

---------------

Понравилась эта статья?
Поделитесь со своими друзьями в социалках:

Подпишитесь на бесплатный курс "Секреты воспитания"
и получите бесплатно
Секретную книгу.

Из данного курса Вы узнаете о тайнах народной педагогики, о секретах современных технологий воспитания и массу другой полезной информации для решения Ваших проблем.
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

12 простых формул для подготовки ребенка к детскому саду

Узнать

 


Адаптационные игры с песком

Узнать

 


Как быть счастливыми родителями

Узнать