Узнайте Секреты Воспитания Ребенка И Легко Получите Результат

имя и адрес пусто пусто


5 простых приемов для развития у ребенка самостоятельности.

Узнать

 


Методика выполнения движений с ребенком от специалиста высшей квалификации

Скачать бесплатно

 




Современные подходы к воспитанию детей. Статья 1. Счастливый баланс.

Дата добавления: 2010-08-10

Автор: Татьяна Короткова

За последнее десятилетие в нашей жизни произошли большие изменения. Эти изменения обусловлены социально-экономическими, политическими, правовыми, национальными и другими причинами.


Поэтому родителям необходимы новые прогрессивные и реально помогающие методы воспитания  детей в современной действительности. Для более быстрого и эффективного изучения  новых методов и форм воспитания воспользуемся методом сравнения.


Существует большое различие между тем, что необходимо для подготовки ребенка к жизни в  современных условиях и тем, что требовалось для его жизни в условиях авторитарного режима.  


Наши права претерпели изменения. То же самое случилось с правами наших детей. Пришло время признать этот факт и пополнить содержание  семейной энциклопедии воспитания реально работающими методами, которые помогут взаимодействовать родителям и детям.


Вот такая гармония в воспитании -  счастливый баланс для родителей и детей, наверное, устроит всех.


Как установить счастливый баланс между принуждением  и взаимопониманием?


Чтобы было ясно и понятно, на минуту вернемся к педагогической терминологии.


Родители  тем или иным образом воздействуют на ребенка. Так что же такое воздействие?


Воздействие — осознанный и целенаправленный процесс, суть которого заключается в оказании влияния одного из участников совместной деятельности и общения на другого.


В социально-психологической науке выделяют два основных вида воздействия — прямое (открытое) и косвенное.


Прямое воздействие - это  непосредственное обращение к ребенку  с целью предъявления ему каких-либо требований или предложений. Например, родители довольно частого использования именно такого типа воздействия.


Недостаток такого взаимодействия с ребенком – слишком прямолинейная и не гибкая тактика. А в результате  противодействия ребенка родителям стороны  получают конфликтные ситуации. По сути это и есть «авторитарное воздействие».


Поэтому более эффективным оказывается прием косвенного воздействия. Суть его заключается в следующем. Родители  направляют свои усилия не  на ребенка, а на его окружение. Цель данного приема -изменяя обстоятельства жизнедеятельности  ребенка, изменить в нужном направлении и его самого. По сути это и  есть «демократическое воздействие».

К чему приводят принуждения?


Авторитарное воздействие изначально рассматривает самих детей и ситуации, связанные с ними, как нечто негативное, такое, с чем нужно «бороться», используя методы принуждения, что неизменно влечет за собой разобщение родителей и детей.


Принуждение используется для того, чтобы подчинить действия ребенка желаниям родителей. При этом в ход идут обвинения, угрозы, наказания, рукоприкладство, осуждение, сарказм, запугивание, унижение, покрикивания, придирки или другие попытки насильно заставить ребенка сделать что-нибудь против его собственной воли.


Авторитарное воздействие основано на страхе, а не на любви, и учит детей быть зависимыми от внешних факторов. Истоки вины за свои ошибки, а также своего счастья они ищут за пределами собственного поведения.
Причины принуждения.


Когда вы подвергаете ребенка такому воздействию, то это, наверняка, происходит потому, что вы сами чем-то озабочены в жизни. Возможно, вы только что поскандалили с мужем или женой, вы не успели сделать свои дела, вы спешите куда-нибудь, у вас конфликт на работе, вас беспокоит денежная проблема и т. д.


Иногда родители принуждают детей, потому что находится во власти собственных переживаний или никак не могут сконцентрироваться на  решении своих проблем.  Возможно, в оправдание своим действиям у вас и сложилось убеждение, что детей нужно наказывать, чтобы чему-нибудь их научить.


Когда ребенок или один из супругов делает то, что не по нраву другому, то этот другой применяет метод принудительного воздействия с целью изменить положение дел в свою пользу, и напряжение возрастает. Все заканчивается высказываниями и поступками, которые мы впоследствии стремимся вычеркнуть из памяти навсегда.

Результат принуждения.


Постоянное применение авторитарного воздействия на личность влечет за собой месть, враждебность, обвинения в адрес друг друга. Упреки, напряженные отношения в семье, заниженная самооценка также могут привести к тому, что близкий человек откажется пойти вам навстречу и перестанет вас уважать.

Учимся взаимодействовать с ребенком.


Демократичное воздействие на личность, напротив, полностью исключает взгляд на ребенка как на «плохого» или «неправильного». Оно предусматривает тесную взаимосвязь с ним, взаимопонимание (не осуждение или приговор!), любовь без всяких условностей, создание положительного мнения о себе, особое внимание к внутренним стимулам.


Демократичное воздействие помогает детям быть творцами собственного счастья.  Демократическое воздействие  несет в себе чуткое отношение к ближнему, уважение, ответственность, здоровую инициативу, взаимовыручку и радостное чувство полноты жизни.


Нет ничего проще, чем воспользоваться принудительной мерой воздействия на ребенка, потому что многих из нас именно так воспитывали наши родители.  Но, увы, принудительное воздействие на ребенка  не приносит удовлетворения, которого мы ищем во взаимоотношениях.


Как правильно взаимодействовать с ребенком?


Попытайтесь перейти к демократичному воздействию на ребенка. Предлагаю вашему вниманию пошаговое освоение этого метода.


Первым шагом должно стать ясное понимание того, что ваш ребенок не «плохой» и не сделал ничего «неправильного». Он — такое же существо, как и вы. Ведь если вы попали в беду, то это произошло не потому, что вы родились неудачником или вам свойственно делать ошибки, а просто потому, что не всегда получается так, как хочется.


Второй шаг — признайтесь себе в том, что поведение, основанное на принуждении, все равно не приведет к желаемому результату.


Третий шаг — найдите альтернативы принудительному поведению, отдайте предпочтение косвенному воздействию на ребенка.


Четвертый шаг — если выбор, сделанный вами, удался, закрепите его; если нет, то спросите себя, что бы вы сделали по-другому в следующий раз.
Не надо отчаиваться. Если вы будете отчаиваться, то возрастет вероятность, что вы откажетесь от задуманного и опять воспользуетесь принудительными методами.
 Конечно, легче делать то, что привычно. Но попытайтесь строить свои отношения с ребенком по-новому и не будьте слишком строги к себе.


Пятый шаг — систематически  читайте книги, которые расширят ваш кругозор в сфере воспитания.

---------------

Понравилась эта статья?
Поделитесь со своими друзьями в социалках:

Подпишитесь на бесплатный курс "Секреты воспитания"
и получите бесплатно
Секретную книгу.

Из данного курса Вы узнаете о тайнах народной педагогики, о секретах современных технологий воспитания и массу другой полезной информации для решения Ваших проблем.
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

12 простых формул для подготовки ребенка к детскому саду

Узнать

 


Адаптационные игры с песком

Узнать

 


Как быть счастливыми родителями

Узнать