Узнайте Секреты Воспитания Ребенка И Легко Получите Результат

имя и адрес пусто пусто


5 простых приемов для развития у ребенка самостоятельности.

Узнать

 


Методика выполнения движений с ребенком от специалиста высшей квалификации

Скачать бесплатно

 




Серия «Семейное воспитание». О «коварных» словах ваших детей.

Дата добавления: 2010-10-19

Автор: Татьяна Короткова


Недавно я получила вопрос от одной моей подписчицы - мамы четырехлетнего сына. Ирина получает бесплатную презентацию «5 правил воспитания счастливых детей» Поздравляю!


Вы тоже можете задать «наболевший» вопрос о воспитании ребенка  в разделе «»Служба поддержки» и получить эту бесплатную презентацию.


Вот вопрос Ирины:
«Здравствуйте! В лексиконе моего 4-х летнего сына появилось слово "убью". Все мои объяснения смысла этого слова выслушиваются очень внимательно и вроде, как мне кажется, с понятием. Но через какое-то время в момент его неприятия какой-то ситуации, это слово употребляется снова.


Подскажите, пожалуйста, как реагировать на эту ситуацию? Опять говорить, что так говорить плохо или стараться не замечать этого?
С уважением,  Ирина А.


Получив такой вопрос, я сразу вспомнила другие «коварные» словечки  детей, типа «блин», «козел», «идиот». Это не единичный вопрос. Это типичная ситуация.  Почему?  Потому что такие проблемы имеются во  многих семьях.


Давайте проанализируем эту ситуацию с нескольких сторон, чтобы иметь полную картину происходящего и увидеть  причины и последствия из этой картины вытекающие.


Первое. Для ребенка четырех лет по-прежнему важны и авторитетны близкие взрослые: мама с папой, старшие братья-сестры и бабушка с дедушкой, если они живут вместе. Психологи их называют «значимые взрослые». Ребенок может копировать в речи, в поведении некоторые моменты, которые ему по тем или иным причинам нравятся.
Поэтому,  послушайте, понаблюдайте и поймите,  кто из вашей семьи использует в речи такое слово,  и попросите его заменить на более пристойное, например, «класс!», «классно!», «здорово!», «вот это, да!» Реакция человека  на что-то осталась, а сколько позитива добавилось!


Второе. У ребенка четырех лет еще не сформированы понятия о добре и зле, о том, что «плохо» и делать не надо и о том, что «хорошо» и желательно делать  то, что хорошо. Поэтому обязательно надо читать рассказы  с нравственным содержанием и рассказывать сказки, в которых показаны реальные примеры, как бороться со злом, как побеждать его и как стать победителем. Добро  умеет защитить себя!

Очень важно донести  до ребенка эмоциональные переживания взрослых или других людей, которым неприятны такие слова. Этому и надо учить ребенка и показывать на конкретных примерах, какие слова можно и нужно употреблять, потому что они радуют и приносят счастье,  а какие слова, как сорняки,  надо выбрасывать и забывать.


Важно формировать новый положительный  идеал и  дать средства и  методами, как добиться желаемого.
Третье. Иногда, побывав в гостях,  пообщавшись с более старшими братьями - сестрами и получив от этого общения большой эмоциональный «заряд», ребенок перенимает и «коварные» словечки своего «кумира». Этот «кто-то» становится идеалом ребенка. Кто, на ваш взгляд, в недалеком прошлом так «запечатлился» в памяти и воображении ребенка?


Ни в коем случае не надо говорить, что  «идеал» плохой.  Прекрасно, если в жизни ребенка есть идеал. И подражая своему идеалу (даже с нашей точки зрения – плохому герою или плохому человеку) ребенок будет  развиваться. Важно доказать ребенку, что  «коварные» словечки отталкивают доброжелательных людей и притягивают плохих и злых, грубых и  жестоких. Спросите ребенка  о том, каким он хочет быть: добрым, умным, умелым (красивой, умницей, доброй и ласковой) или злым, жестоким, бессердечным (злюкой, врединой, ябедой)?


Понимаете, как важно помочь ребенку найти- выбрать  идеал для подражания с нравственной, с позитивной основой.  Для мальчиков важными и значимыми для подражания являются былинные герои, положительные герои комиксов и мультиков, спортсмены.
Для девочек важны «золушки», «дюймовочки», «розочки-беляночки», словом, девочки,  которые  имели свою мечту и осуществили её такими способами, которые поддерживает общество.


Четвертое. Очень часто родители считают, что ребенок уже самостоятельный и  в возрасте четырех лет  разрешают смотреть мультфильмы ребенку, оставив его один на один с видео. И очень часто в мультфильмах и видеосказках понравившиеся персонажи (совсем не обязательно положительные, а как раз наоборот – отрицательные с  нравственной точки зрения) произносят «коварные» словечки, а ребенок не понимает, что это «плохо» и начинает их повторять.
Поэтому есть два варианта: или смотреть вместе с ребенком и комментировать, что «плохо» и что «хорошо» или заранее точно знать, что происходит по сюжету и после просмотра обязательно беседовать с ребенком и выяснять, что он понял, что и кто из героев понравился и почему.


Пятое. Когда об этом говоришь родителям, они обижаются и утверждают, что такого  в их семье не может быть. Поэтому, не обижайтесь. Я НЕ утверждаю,  что в вашей семье это есть, но рассматриваю такой вариант, как возможный и имеющий место в жизни.
Бывает так, что старший- первый ребенок в семье  тревожится, ревнует, не любит младшего, который , как он думает,  «отнял» у него родительскую любовь и родительское внимание именно к нему. А родители не замечают такого отношения, потому что внешне все прилично, но внутри у старшего кипят такие страсти… и оставшись наедине с младшим,  он, не стесняясь, проявляет всю гамму своих «тревожных и агрессивных» чувств.


Возможен и такой вариант. Кто-то из ближайших родственников не «принимает» вашего сына или дочь, «отвергает» его, хотя и косвенно за то, что он похож на маму,  а не  на папу, на родственников по маминой или папиной линии. Кто хотел сына или внука, а получил дочь или внучку? Посмотрите, подумайте.


В словах, в движениях, в поступках этого родственника будет неосознанный негатив  и агрессия по отношению к ребенку.
Взрослые не придают «таким мелочам» внимания. А ребенок еще очень чувствителен на слова, взгляды, мимику, жесты, недомолвки, недосказанные выражения. И скрытая агрессия взрослого передается «негативным вирусом» ребенку.
Вот, на мой взгляд, основные причины, которые провоцируют  использование «коварных» слов. Зная причины, можно назначить «результативное лечение».


Как быть, если ребенок использует «коварные» слова»?


Спокойно, в доброжелательном тоне сделайте  замечание ребенку. Например, «Я очень люблю тебя, дружок (розочка). Но мне  НЕ нравится, что  ты пользуешься таким словом(говоришь, называешь). Добрые (умные, отважные, смелые, ласковые…) мальчики-девочки в таких случаях говорят так…» И подскажите ребенку возможные варианты, как можно сказать, какие слова использовать в данном конкретном случае.


Если не обращать внимания на «коварные» слова и высказывания, у ребенка появится первая вредная привычка – негативно реагировать на то, что не нравится. А важно научить ребенка и эмоции «выплескивать» и выражать свои эмоциональные состояния добрыми словами.


И именно в возрасте  пяти лет можно сформировать стойкие нравственные понятия о добре и зле, о прекрасном и о безобразном, о счастливых и гармоничных отношениях в семье. Важно делать это систематически, а не тогда, когда лексикон «коварных» слов будет составлять основную массу словарного запаса ребенка.


Может быть,  вам и вашему ребенку понравится игра «Упс!», «Хлопки», «Знаки». Суть этих игр-упражнений в том, что  вы заранее договариваетесь с ребенком о том, что если ему что-то не нравится или не получается, то он может  использовать  «секретный знак», хлопок в ладоши или нейтральные выражения, которые  помогают «разрядить» эмоции, но не передают негативных эмоций.


Надо ли ругать ребенка за использование «коварных» слов»?


Чаще всего в возрасте четырех лет, ребенок не понимает, почему его ругают. Его «идеал» так говорит, так  поступает, и в мультиках над этим смеются, в жизни –  взрослому «идеалу» никто  не делает замечание. Почему же ребенку  нельзя так говорить и так поступать?
Может быть, просто запретить произносить «коварные слова? Пора запомнить родителям: запреты НИКОГДА не давали положительный результат. Они как бы отстраняли во времени назревающий конфликт, который только сильнее проявлялся чуть позже.
И еще один нюанс. Дошкольники и младшие школьники НЕ понимают, НЕ  слышат, НЕ воспринимают  выражений с частицей НЕ. Например, не дерись – ребенок «переводит» -  дерись, не бегай -  ребенок «переводит» бегай и т.д.


Как же быть?


Во-первых, позволять ребенку выплескивать негативные эмоции. Растущий организм и особенности темперамента и нервной системы  ребенка требуют «выплеснуть» наружу накопившиеся эмоции.
Во-вторых, учить и формировать способность ребенка, добрыми словами описывать, рассказывать, реагировать на негативные ситуации.
Для этого надо рассказывать  о добрых и злых словах и применять, то есть систематически упражнять в использовании добрых слов. Обязательно на личном примере показывать, как можно сказать, когда развязались шнурки, когда не успели посмотреть любимую передачу или лидер сделал что-то не так, когда на ужин полезная, но не  любимая еда, о творчестве ребенка и т.д.


Несколько слов о добрых словах.


Ребенок должен знать, что слова, которые помогают устанавливать с людьми хорошие, доброжелательные  отношения, это добрые слова. К ним относятся слова  приветствия и расставания, просьбы, благодарности, комплименты. Добрые слова улучшают здоровье, приносят счастье и радость, подчеркивают лучшие качества человека.


Сравните и почувствуйте разницу в словах и ответной реакции на них.


О шнурках- «Вот, блин, достали!!!» или «Вот здорово, опять наклонюсь и позанимаюсь зарядкой»
О любимом футболисте - «Этот козел никогда не забьет гол в ворота!» или «Если бы твой любимчик больше тренировался, он бы больше забил голов»,
О полезной пище - «Что за хрень! Опять эта бурда!! Или «Сегодня укрепляем здоровье и с удовольствием едим полезную кашу»
О детском творчестве- «Что за фигню ты нарисовал?!» или «Да у тебя неординарные способности в рисовании!»
Как думаете, какие фразы укрепят семейные отношения и обогатят речь ребенка?


А теперь хочу предложить вашему вниманию несколько небольших рассказов для чтения детям и последующей беседы с ними.
«Седой волосок»


Маленький Михайлик увидел  в материнской косе три седых волоска.
-Мама, а у вас в косе три седых волоска, -сказал Михайлик.
Мама улыбнулась и ничего не ответила.


Через несколько дней Михайлик увидел в косе матери еще несколько седых волосков.
-Мама, спросил Михайлик удивленно, а у вас в косе еще седых волосков добавилось…Почему же вы посидели?
-От боли, - ответила мама.- Когда болит сердце, тогда  и седеет волосок…
-Отчего же у вас болело сердце?


-Помнишь, ты полез на высокое-высокое дерево. Я выглянула и увидела тебя на тоненькой ветке. Сердце заболело и появился седой волосок.
Михайлик долго сидел задумчивый, молчаливый. Потом он подошел к маме, обнял её и тихо спросил:
-Мама, а если я на толстой ветке буду сидеть, волосок не поседеет?

Прим. Побеседуйте с ребенком о том, что плохие слова и плохие поступки приносят маме неприятности и старят её.

«Доброе слово»

У одной женщины была маленькая дочка Оля. Когда Оле исполнилось пять лет, она тяжело заболела: простудилась, слегла в постель, стала кашлять и таяла на глазах.

К несчастной матери стали приходить родственники: Олины тети, дяди, бабушки и дедушки. Каждый приносил что-то вкусное и питательное: липовый мед, коровье масло, свежие ягоды и орехи…Каждый говорил, что надо хорошо питаться, надо дышать свежим воздухом – и болезнь уйдет в глухие леса и на болота.

Оля ела медовые соты и сладкое коровье масло, лесные ягоды и орехи…Но ничего не помогло. Девочка уже не вставал с постели.
Однажды у постели больной собрались все родственники. Девяностолетний дедушка Афанасий сказал:

-Чего -то ей не хватает! А чего – и сам не могу понять!
Вдруг открылась дверь, и в хату вошла прабабушка Оли…Подойдя к кроватке больной, она села на стульчик, взяла Олину руку в свою морщинистую руку и сказала:

-Нет у меня ни медовых сот, ни коровьего масла, ни свежих лесных ягод…Принесла я тебе моя, милая моя внученька, один-единственный подарок:сердечное желание. Одно желание осталось у меня в сердце – чтобы ты, мой цветочек, выздоровела и снова радовалась солнцу ясному.

Такая огромная сила любви была в этом добром слове, что маленькое Олино сердце забилось учащенно, щечки порозовели, в глазах вспыхнули радостные огоньки:


- Вот чего не хватало Оле, сказал Дед Афанаcий. - Доброго слова.

Прим. Поупражняйте своего ребенка каждый день пользоваться добрыми словами. Добрые привычки способствуют всеобщему счатью.

И помните:

«Доброе слово и кошке приятно»,
«Верная указка - не кулак, а ласка»,  
«Слово- великое орудие жизни»,
«Нет ничего сильнее слова».

---------------

Понравилась эта статья?
Поделитесь со своими друзьями в социалках:

Подпишитесь на бесплатный курс "Секреты воспитания"
и получите бесплатно
Секретную книгу.

Из данного курса Вы узнаете о тайнах народной педагогики, о секретах современных технологий воспитания и массу другой полезной информации для решения Ваших проблем.
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

12 простых формул для подготовки ребенка к детскому саду

Узнать

 


Адаптационные игры с песком

Узнать

 


Как быть счастливыми родителями

Узнать