Узнайте Секреты Воспитания Ребенка И Легко Получите Результат

имя и адрес пусто пусто


5 простых приемов для развития у ребенка самостоятельности.

Узнать

 


Методика выполнения движений с ребенком от специалиста высшей квалификации

Скачать бесплатно

 




Серия "Семейное воспитание".3.Почему ребенок берет чужие вещи (игрушки).

Дата добавления: 2010-11-28

Автор: Татьяна Короткова, Горбушина О.П., психолог

Вы можете задать «наболевший» вопрос о воспитании ребенка  в разделе «Служба поддержки» и получить бесплатную презентацию "5 правил воспитания счастливых детей".


Подписчица рассылки «Секреты воспитания» Ольга пишет : «Здравствуйте. Я работаю воспитателем и бывают случаи, что дети берут домой все, что им понравилось. Вот последний случай: мальчик, ему 6 лет, всё, что ему хочется (машинка, игрушка в шкавчике другого ребенка, конфеты, лежащие на моем столе) кладет себе в карман и утверждает, что это его. Приходиться ждать маму и спрашивать у нее: правда это или нет. Как поступать с таким ребенком и что посоветовать родителям такого ребенка? Заранее спасибо за ответ».
За этот вопрос Презентация отправлена Ольге.

 

Ребенок постоянно берет чужие вещи (и не только игрушки). Эта животрепещущая тема, на мой взгляд, состоит из нескольких самостоятельных проблем и имеет несколько причин. Найдя первопричину такого поведения ребенка, можно назначить «лекарство», то есть провести профилактику воспитательно-образовательной работы и коррекцию поведения ребенка.


Итак, первое. Ребенок дошкольного возраста повторяет и делает то, что делают значимые взрослые в окружении ребенка. Это могут быть родители, бабушки - дедушки, тети-дяди, старшие  сёстры - братья, любимые персонажи мультфильмов и пр.
Исходя из этого утверждения, надо побеседовать с ребенком и с родителями и узнать, кто или что оказывает негативное влияние на ребенка.


Очень важно, чтобы беседа носила доброжелательный характер и вопросы были корректные. Мы хотим помочь ребенку, а для этого просим помощи у родителей. Нам надо узнать, что родители думают по этой проблеме, знают ли, что она у ребенка есть.

1.Знают ли родители, что хочет ребенок?  Просит ли ребенок купить ему понравившуюся игрушку?

2.Покупают ли родители то, что просит ребенок? Какие игрушки (вещи) покупают родители?  Чем обусловливают СВОЙ выбор?

- отдали родственники (кто-то отдал),
-нет денег на детские игрушки,
-мало ли чего он хочет…
3.Контролирут ли ребенка: что он приносит из детского сада?
4.Разрешают ли ребенку  брать и приносить домой чужие вещи? Как  поступают в такой ситуации: просят вернуть завтра же, не разрешают вообще, не обращают внимания?


Надеюсь, принцип понятен. Теперь сравните ответы ребенка и родителей. Чаще всего уже на этом этапе становится ясно, где лежит камень преткновения, в чем проблема ребенка и в чем проблема родителей.


Второе. Какие бы ответы вы не получили, совершенно ясно и понятно: у ребенка не сформированы  нравственные, правовые и  экономические представления и  понятия. Вот этим вам надо и заняться, причем систематически, а не раз от раза. В возрасте шести лет ребенок имеет негативный опыт, который неоднократно был подтвержден. У ребенка сформированы СВОИ представления по  поводу чужих вещей.


И здесь опять надо очень корректно подойти к решению вопроса. Не редко бывает так, что один ребенок другому не дал поиграть и второй ОБИЖАЕТСЯ и МСТИТ. Но на самом деле игрушка принадлежит первому, он просто не может это доказать, потому что второй - более активный и коммуникабельный, но с низким нравственным потенциалом, подговорил детей. Не наступите на эти грабли.


Воспитательница или родители выступает  в роли судьи и их задача – обеспечить презумпцию невиновности двум сторонам. Поэтому, не торопясь, спокойно и уверенно, расставляем все точки по местам. Как?


В течение недели по утрам проведите неделю любимой игрушки. (Назовите, как удобно и как нравится вам). Предложите детям приносить маленькую любимую игрушку и,  войдя в группу, рассказывать о ней.  Это занимает не более минуты. (со временем)
Предложите план рассказа:

  • Как называется?
  • Из каких частей она состоит?
  • Какого цвета?
  • Какого размера?
  • Как в нее можно играть?
  • За что (почему) ты ее любишь?
  • Кого из детей, ты пригласишь поиграть с ней?

С одной стороны, вы научите детей рассказывать  (составлять рассказ), а с другой стороны, уже утром вы будете знать, кто какую игрушку принес.


Провести  серию бесед (назовем их «Моё и чужое») о том, что у каждого человека есть личные вещи. Это и зубная щетка, и одежда, и игрушки. И каждый человек бережет и дорожит своими вещами. Он может пользоваться только сам (щетка, носовой платок), а может  поделиться и дать поиграть другому (игрушка).


Но эти вещи детям покупают родители. Они работают, получают за свою работу деньги и на свои заработанные деньги покупают СВОЕМУ ребенку все необходимое. Определите самые важные вопросы для вашей группы и для ваших детей.  И позвольте детям высказаться. Вы многое поймете.


Рассказать надо и том, что брать без  разрешения – плохо. В нашей стране закон защищает собственность людей.
Особо обратите внимание на чувства, которые возникают у ребенка в процессе конфликта:
- Ты попросил и тебе дали поиграть. У обоих хорошее настроение, улыбки на лицах, вы радостные и светитесь от счастья.
-Ты взял без спроса. У всех плохое настроение, кошки на душе скребут, кто-то плачет. Это плохо, безнравственно.


И если тебе очень хочется иметь игрушку, попроси родителей, попроси ребенка - хозяина игрушки, дай ему свою игрушку (разобрать всевозможные ситуации). Спросите у детей. Это такие юристы и психологи! Они лучше нас знают, КАК добиться желаемого.
А в заключении покажите  работающие приемы, слова, с помощью которых можно просить и возвращать понравившиеся игрушки. И проведите игру-практикум «Как попросить? Как вежливо отказать, чтобы не обидеть?»(Ты – хороший, красивая, но я играю в эту игрушку сам (сама), с подругой(с другом).Не обижайся.)


Очень часто именно НЕУМЕНИЕ вежливо СКАЗАТЬ, вызывает негативные чувства у детей и порочный круг конфликтов.


Лично мне всегда помогает  ЕДИНСТВО ТРЕБОВАНИЙ. Да, это не просьба.


Это правило, о котором я рассказываю детям и сообщаю родителям. Вместе при единстве требований детского сада - школы-семьи  у детей никогда не возникает желания и мысли нарушать их. 


Правило такое.

  • Из детского сада (из школы) игрушки не брать: поиграл – убери на место. («Каждой вещи – свое место»)
  • Хочешь поиграть в чужую игрушку - вежливо попроси.
  • Если тебе отказали, не обижайся. Это ЧУЖАЯ вещь и  её хозяин в праве тебе отказать.
  • Найди себе друзей, которые будут с  тобой делиться. Или найди себе более интересное занятие. Тогда к тебе обязательно потянуться друзья и будут  собой играть вместе.
  • Я – твоя самая лучшая подружка (лучший друг), давай с тобой поиграем… (предложите игру или игрушку).

И понаблюдайте, что произойдет. Авторитет лидера  ( в данном случае – воспитательницы) помогает детям с другой стороны взглянуть на ребенка с низким  социальным статусом. Чаще всего таких детей и не принимают в игру и не делятся с ними ничем. А они в отместку вредничают, не зная, как добиться заветного и сильно желаемого. И порой выдумывают о том, что чужая вещь – принадлежит именно им.

Третье. Используйте всевозможные  сюжетные игры с правилами. Не путайте с самостоятельными ролевыми играми детей. Эти систематические игры носят определенную цель – сформировать нравственные представления ребенка и упражнять детей  в  применении и использовании полученных  нравственных знаний.

Например, «Гараж», «Правила дорожного движения», «ГАИ», «Путешествия». Поскольку проблема с мальчиком, мы и выбираем тематику игр, интересную мальчикам.

Определите МЕСТО (где будем играть), определите роли (кто кем будет и что входит в круг  его обязанностей - что он делает), распределите роли - сегодня завгаром будет Ваня, а завтра гаишником будет Петя и зафиксируйте внимание детей на том,  Как стоят игрушки. Это правило - игрушки стоят здесь и именно так и после игры каждый убирает их на место.

Всегда подводите итог игры и акцентируйте внимание детей на той задаче, которую преследовали вы. Например, игрушки убраны по местам. Хорошо. Все играли дружно, у всех хорошее настроение. Замечательно! Развивайте положительные эмоции детей!!!

Именно в игре  формируются нравственные представления,  такое  ролевое поведение и такая речь детей, которые способствуют  развитию:

  • Нравственных действий - умению детей публично положить (убрать, поставить) на определенное место вещь - игрушку, играть аккуратно и т.д.,
  • Коммуникативных способностей – вежливо договориться о своей нужде,
  • Бесконфликтное поведение.

Сколько раз надо играть?

Некоторым детям достаточно пяти-семи раз. Есть дети, которым требуется повтор в 17-25 раз. Научите играть  детей в несколько сюжетов игры, поддерживайте интерес к игре и постепенно игровые и нравственные умения детей вас начнут радовать.

Если причины поведения ребенка были установлены верно, то и последующая работа принесет положительный результат.

Что делать, если ребенок по-прежнему берет чужие вещи?

В том случае, если после СИСТЕМАТИЧЕСКОЙ  воспитально-образовательной работы,  вы не получите положительного результата, конечно, надо обратиться за помощью к психологу или старшему воспитателю детского сада.

Проблема осталось и ее надо решить другим методами. Провести более детальное и специальное обследование и выявить первопричину такого поведения ребенка.

Информация к размышлению.


Клептомания (от греч. klépto — краду, похищаю и mania — безумие), неодолимое, периодически возникающее болезненное влечение к воровству. Симптом психического расстройства, относимого к импульсным влечениям.


Помогает разобраться в первопричинах  нашей проблемы  Горбушина Ольга Петровна, Психолог Медико-психологического центра индивидуальности


Психологические особенности детской и подростковой клептомании как социальное явление


В один ужасный момент мы вдруг замечаем, что из нашего кошелька исчезла крупная сумма денег. Вроде бы ничего не покупали, никуда не выходили, супруг не брал. Дальнейшее выяснение обстоятельств показывает, что исчезли они именно из дома, и вторая половина здесь ни при чем… Потрясает страшная мысль: "Вор! Вор в собственной семье!" Да не кто-нибудь, а свое собственное, обожаемое, любимое чадо нанесло удар в спину. Верить не хочется, на многочисленные "ПОЧЕМУ" ищем советы друзей, психологов, читаем соответствующую литературу, и тогда всплывает этот непонятный диагноз - клептомания.


Звучит как обухом по голове. Чтобы рассеять ложные стереотипы и действительно понять причины, почему это произошло, рассмотрим некоторые факты, предшествующие развитию клептомании.


Клептомания - это неосознаваемое стремление человека присвоить себе не принадлежащие ему вещи, предметы, деньги.
Одним из определяющих факторов возникновения клептомании считается врожденный - генетический. Но далеко не всегда "непреодолимое болезненное стремление к воровству" является генетической предпосылкой, так же как и факт воровства денег не является симптомом истинной клептомании. Очень многое зависит от психологических особенностей ребенка и от самих родителей.
Давайте определим, какой мы сами внесли вклад в эту ситуацию и какие наши действия повлекли за собой такие последствия.


Роль отца в семье, или не все решают деньги


В современных семьях роль отца очень часто заключается в зарабатывании денег для поддержания материального благополучия семьи. Отец - кормилец, а все воспитательные функции возлагаются на мать. И действительно, после утомительного рабочего дня хочется отдохнуть, расслабиться, да и просто посмотреть телевизор.


Уже  не до детских рассказов об очередной отметке в школе, бурных эмоций или долгих разговоров. На это есть мать. Поэтому общение с ребенком часто ограничивается красивой игрушкой, карманными деньгами, сладостями. "Я его люблю, поэтому я о нем забочусь, я его обеспечиваю" - думает взрослый.


Дети, к сожалению, а, может, к счастью, воспринимают окружающий мир по-другому. Далеко не на первом месте для них материальное благополучие, это просто обязательный факт их жизни. А вот чего действительно они жаждут и к чему стремятся - так это внимание, любовь и общение с любимым человеком. Общение, не опосредованное игрушками и конфетами, а живое, эмоциональное, доверительное. Через теплое, близкое общение с родителями ребенок получает энергию, душевное равновесие, чувство защищенности и безопасности, чувство, что он любим.


А ребенок привыкает к тому, что внимание, ласка, любовь - это красивая игрушка, дорогая вещь, деньги. Но природное стремление к человеческому теплу не искореняется.  Возникает(хотя и не осознается совсем) щемящее чувство утраты самого важного. Ребенок стремится заполнить болезненную пустоту и выбирает тот способ, к которому он приучен, к которому он привык - он  берет деньги. Вначале незначительные суммы, затем все больше и больше. До тех пор, пока не замечать этого уже не возможно…


Вот так родитель сам приводит в действие механизм "материальной" любви, такой не свойственной ребенку, которая ударяет по нему же своей оборотной стороной.


Но в жизни есть причины, по которым действительно сложно уделять много времени ребенку. Например, из-за рождения второго или более младшего ребенка.


Рождение младшего ребенка


С рождением другого малыша перестраивается весь уклад семьи, на ребенка уже возлагается больше ответственности или, если не ответственности, то роль старшего. Естественной в данной ситуации будет ревность, что ему уделяется меньше внимания, времени. Такова субъективная оценка ребенком происходящих в семье событий.


В такой ситуации ребенку обычно легче адаптироваться к новым условиям, если до этого он был приучен хотя бы в некоторой степени к самостоятельности, обучен  навыкам самообслуживания (например, если маленький ребенок, то одеваться самостоятельно, а если более взрослый, то и помогать посильно родителям).


Тогда легче и самим родителям, и ребенку, так как в его сознании уже сформированы начальные понятия о человеческих правах и обязанностях. Ему легче будет принять новые условия, при которых в силу сложившихся обстоятельств на него будут "смотреть как на взрослого".


 Вообще, включенность ребенка в дела семьи: разделение вместе с родителями семейных радостей, возможно, трудностей (конечно, до определенной степени) развивает ответственность, делает ребенка "сопричастным" и значимым для своей семьи. Ребенок ощущает тесную, неразрывную связь себя с родителями, учится сопоставлять свои потребности с их, учится взаимодействовать в коллективе.  Это  позволяет быстрее и гармоничнее приспосабливаться к новым условиям, проникнуться ситуацией.


Сложнее обстоит дело, если до рождения более позднего малыша ребенок был центром внимания всей семьи. Его нужды, потребности воспринимались взрослыми, как немедленный посыл к действию, а не как повод для размышлений. "Теряя" позицию самого "важного" в семье, ребенок, следуя собственной логике, решает, что его не любят, что он больше не нужен.


Здесь также может сработать механизм компенсации. Не получая столько же внимания от родителей, как прежде, ребенок начинает брать его. Это может вылиться в капризы, отставание по школьным предметам, излишнюю привязчивость, а также воровство, как один из способов привлечь к себе внимание родителей. Ребенок не осознает, почему он так поступает, поэтому никакие логические доказательства и вопросы, почему он так поступил, в данной ситуации не помогут.


Вот наиболее распространенные причины, которые могут послужить развитию детской клептомании. Мы не рассматривали наиболее очевидные случаи, когда ребенок воспитывается в среде, где присвоение чужого скорее является нормой жизни, чем нонсенсом.


Мы обратили внимание на "подводные камни", которые могут подстерегать родителей даже из внешне благополучных семей. В любом случае нужна квалифицированная помощь грамотного психолога, чтобы выявить истинную причину, послужившую предпосылкой действий ребенка в вашей семье, и составить программу совместных действий всей семьи.


Почему так поступают подростки


В подростковом возрасте на первый план выходит общение со сверстниками. Стремление влиться в компанию, быть принятым в ней и одновременно отстаивать свою индивидуальность, "свои права" перед родителями - наиболее характерные черты поведения для подростков.


Общение со сверстниками, принадлежность к выбранной группе, соответствие ее нормам и правилам  важны для подростка  больше всего. Это может выражаться в стремлении одеваться в определенную одежду, следовать определенному музыкальному направлению, если такая мода у сверстников. Читать литературу определенного плана, если это интеллектуальная тусовка. То есть выражать себя выбранным, доступным ему способом, заручившись поддержкой референтной (значимой для него группы). Здесь материальный фактор выступает как способ соответствия, средство для легкого вхождения в коллектив сверстников.


Бывают моменты, когда у подростка сложности с нахождением общего языка со сверстниками, когда нет возможности быстро и гармонично влиться в компанию. Причинами могут послужить природная застенчивость, неумение общаться и налаживать контакт с людьми, роль "отверженного" или "козла отпущения" в классе, переход в новую школу и мн.др. Если при данных условиях у подростка занижена самооценка, низкий уровень развития ответственности за свои действия, нет умения отстаивать свою точку зрения, а желание во что бы то ни стало попасть в выбранную компанию велико - это может привести к тому, что подросток будет пытаться купить расположение сверстников.


Еще одним фактором, "заставляющим"  подростка воровать, является внутренний конфликт между надо и хочу. Когда личные интересы ставятся на первый план, а интересы семьи практически не учитываются.
У подростка не сформировано должного отношения к деньгам и собственности. Например, если в детстве сформировался стереотип  "деньги падают с неба".


Другой вопрос, если в семье периодически возникают трудности с деньгами, если часто не хватает средств на новое или модные вещи. В этой ситуации может развиться тенденция брать  и носить чужие вещи, брать и не отдавать.


Необходимо воспитать в ребенке чувство собственного достоинства, акцентировать внимание на его талантах и способностях, показывать важность других, доступных ему сфер жизни. Важно, чтобы ребенок чувствовал поддержку и любовь (хотя бы со стороны родителей) вне зависимости от того, как он выглядит. Ведь чем больше человек обделен материальными благами в детстве, тем выше потенциал и стремление добиться успеха.


Уход одного из родителей из семьи


Развод или разрыв отношений между родителями тоже может послужить отправной точкой в развитии клептомании. Но ,как правило, факт развода не является самостоятельной предпосылкой к воровству. Конечно же, это стресс для всей семьи и последствия могут быть самые разнообразные (не всегда самые худшие, особенно если вопросы решаются "мирным" путем и учитываются интересы всех сторон, в том числе и психологическое благополучие ребенка). В такие сложные для бывших членов семьи периоды, даже просто ради профилактики, полезно проконсультироваться с психологом.


Профилактика


Перечисленные причины являются факторами риска для появления детской и подростковой клептомании, а не обязательными условиями ее возникновения. Родителям не обязательно отказываться от счастья родить еще одного ребенка или строить личную жизнь по своему усмотрению. Идти на такие жертвы не нужно и даже вредно, а вот сделать так, чтобы этого избежать, вполне возможно.


Первая ошибка, которую часто допускают родители, - это не обращают внимание или "закрывают глаза" на мелкие пропажи. То два рубля со стола, то десятка из кошелька, у каждой семьи свой рубеж "мелкой" суммы. Так что мудрое правило - деньги любят счет - актуально. Всегда точно знайте, какая у Вас сумма денег и где она находится.


Второй момент - это как в семье относятся к деньгам. Не сложилось ли у ребенка представление, что "вещи и деньги падают с неба". Очень важно, чтобы ребенок знал, что деньги ЗАРАБАТЫВАЮТСЯ  ТРУДОМ, чтобы он "видел", что "деньги надо заслужить". Объяснить ребенку будет проще, если у него есть какие-нибудь обязанности по дому или то, за что он несет ответственность (например, домашнее животное). Тогда ему легче будет понять, что у родителей тоже есть обязанности, только на другом уровне, выполняя которые, они получают деньги, а потом распределяют их на нужды всей семьи.


Третье, - это помнить, что любовь и внимание необходимы ребенку как воздух, которым он дышит. И никакая самая дорогостоящая игрушка не заменит ребенку общения с папой или с мамой. Если Вы очень сильно заняты (по разным причинам), найдите для ребенка хотя бы 15 минут времени в день, когда вы будете полностью в его распоряжении. Пусть в эти 15 минут Вы будете "полностью принадлежать" только ему.


Одним из важных секретов общения с ребенком является то, что дети воспринимают отношение к себе через прикосновение. Если вы, общаясь с ребенком, не дотрагиваетесь до него, то через какое-то время он начинает нервничать. Если вы медленно и с любовью поглаживаете ребенка, пока он рассказывает Вам свою "самую животрепещущую историю в мире", ребенок успокаивается, расслабляется. Поэтому касайтесь своего ребенка и обнимайте его как можно чаще, но только не второпях, а когда у Вас есть желание.


Соблюдая эти нехитрые правила, вы не только осуществите профилактические меры развития клептомании, но и получите еще больше удовольствия от  общения с собственным ребенком. Ну, а если такое несчастье все же произошло в Вашей семье, не впадайте в панику, а проконсультируйтесь с опытным специалистом-психологом.

---------------

Понравилась эта статья?
Поделитесь со своими друзьями в социалках:

Подпишитесь на бесплатный курс "Секреты воспитания"
и получите бесплатно
Секретную книгу.

Из данного курса Вы узнаете о тайнах народной педагогики, о секретах современных технологий воспитания и массу другой полезной информации для решения Ваших проблем.
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

12 простых формул для подготовки ребенка к детскому саду

Узнать

 


Адаптационные игры с песком

Узнать

 


Как быть счастливыми родителями

Узнать