Узнайте Секреты Воспитания Ребенка И Легко Получите Результат

имя и адрес пусто пусто


5 простых приемов для развития у ребенка самостоятельности.

Узнать

 


Методика выполнения движений с ребенком от специалиста высшей квалификации

Скачать бесплатно

 




Статья 3. Чем вам поможет механизм формирования привычки?

Дата добавления: 2012-11-01

Автор: Татьяна Короткова

Уникальное исследованиебыло проведено специалистами одного из университетов в Бостоне. И уникальность данного исследования не в том, что в нем добровольно приняло участие более 100 000 человек по всему миру, а в том, что при помощи мобильных телефонов ученые отслеживали ежедневные перемещения обычных граждан по всему миру.

Цель данного исследования - составить полную картинку человеческих передвижений в течение дня, и выяснить привычки современных людей в плане организации своего времени.

И можете ли вы себе представить, к какому выводу пришли исследователи? А вывод такой, что каждый человек сам является создателем своих привычек потому, что изо дня в день он посещает примерно одни и те же места в одно и то же время, следуя, при этом, одним и тем же маршрутом. (А если дети копируют поведение взрослых, то поступают точно таким же образом, не так?)

Следовательно, привычки проявляются в поступках, в поведении людей, связаны с деятельностью человека и с его психологией. И когда вы поймете, в чем отличие понятий «поведение», «деятельность», «привычка», то весьма вероятно сможете сформировать и развить полезные привычки и для своего блага и для блага своего ребенка. Возможно, вы уже начали осознавать, что у вас просто не хватает конкретных знаний, чтобы помочь себе. И как исправить такое положение? Вероятно, можно узнать у специалистов в данной области.

По мнению известного российского психолога С. Л. Рубинштейна «Под поведением разумеют определенным образом организованную деятельность, осуществляющую связь организма с окружающей средой... Обычно различают три основных, различных по своей психологической природе, типа поведения: инстинктивное поведение, навыки и разумное поведение».

И как вы догадались, в отличие от большинства недогадливых родителей, в основе первых двух типов поведения могут присутствовать привычки. Поведение более узкое понятие, оно является составной частью деятельности человека, в котором и проявляется.

И чем отличается деятельность от других «увлечений» человека? Деятельность всегда связана с трудом, а результатом труда всегда является продукт труда. Например, деятельностью осознанных родителей является целенаправленный процесс развития и воспитания ребенка и как любой труд тоже имеет результат, так ведь?

И чем характеризуется поведение человека?

А поведение — это комплекс ответных реакций, обусловленных действием на организм внешних условий существования, это совокупность поступков по отношению к объектам живой и неживой природы, к отдельному человеку или обществу. Например, мама говорит ребенку утром «Пора вставать!» или вечером «Пора ложится спать!», а ребенок с первого раза не реагирует и приходится маме многократно повторять свои пожелания, и у ребенка формирует привычка НЕ слушаться с первого раза, а у мамы формируется привычка - повторяя многократно, повышать голос, прибегать к различным уловкам, возможно угрозам, а у ребенка…. Можете вы себе представить, как изменится ваша жизнь, если вы сможете закладывать такие привычки, которые будут помогать вам и вашему ребенку жить в радости и взаимопонимании?

А есть какая-то связь между поведением и деятельностью?

И вы могли бы намного лучше разбираться в невидимых, но постоянно происходящих процессах развития вашего ребенка, если бы точно знали, что хотите заложить в характер ребенка, потому характер-это разноплановые привычки.

Итак. Во-первых, и поведение, и деятельность основаны на действиях. Как себя почувствует мама, когда в поведении папы, получающего меньше внимания от мамы, которая постоянно занята ребенком, который привык (от слова привычка), что все мамино внимание принадлежит только ему, могут появляться агрессивные действия по отношению к ребенку (и словесные и физические) и ,возможно, со временем папа начнет заниматься какой-то деятельностью, задерживаясь на работе, с другом... Вы могли бы намного быстрее найти оптимальное решение во многих семейных сложностях, если бы знали, какие ваши действия являются первопричиной негативных привычек, не так ли?

А действие, по определению С.Л.Рубинштейна, составляет основу поступков(а следовательно, и поведения), ибо «поступок — это действие, которое воспринимается и осознается самим действующим человеком как общественный акт, как проявление человека, которое выражает его отношение к другим людям».

Во-вторых, в основе поведения, как и в основе деятельности, лежит психологический феномен, который называется мотивом. И если привычка - это многократные действия - переходящие в поступок - проявляющиеся в поведении-связанные с деятельностью, то где же место мотиву и каким он должен быть, чтобы сформировать полезную привычку?

Многие наши поступки и особенности поведения со временем становятся привычками, т. е. автоматическими действиями.

Автоматизируя наши действия, привычка делает движения более точными и свободными. Она уменьшает степень сознательного внимания, с которым совершаются действия. Насколько быстро могли бы справиться годовалый и трехлетний ребенок со многими естественными процессами, типа одевания или уборки игрушек, если бы вы правильно объяснили им, зачем им это надо сделать, как вы думаете?

Когда-нибудь вы наверняка научитесь объяснять ребенку именно так, чтобы он понял, ЗАЧЕМ ЕМУ ЭТО НАДО сделать и именно в тот момент, вы научитесь закладывать правильные=полезные привычки, и в ваши отношения с ребенком придет взаимопонимание. Не этого ли так не достает современным родителям и современным детям?

С.Л.Рубинштейн отмечал, что образование привычки означает появление не столько нового умения, сколько нового мотива или тенденции к автоматически выполняемым действиям. Другими словами, привычка — это действие, выполнение которого становится потребностью.

Какие потребности человека удовлетворяет привычка?

Можно выделить 5 основных групп потребностей, которые удовлетворяют привычки. Это привычки связанные с физиологией человека, с обеспечением его безопасности, с социальной жизнью, с уважением и с саморазвитием. Вам было бы интересно узнать более подробно о мотивах, которых образовывают полезные привычки?

Продолжение следует…

---------------

Понравилась эта статья?
Поделитесь со своими друзьями в социалках:

Подпишитесь на бесплатный курс "Секреты воспитания"
и получите бесплатно
Секретную книгу.

Из данного курса Вы узнаете о тайнах народной педагогики, о секретах современных технологий воспитания и массу другой полезной информации для решения Ваших проблем.
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

12 простых формул для подготовки ребенка к детскому саду

Узнать

 


Адаптационные игры с песком

Узнать

 


Как быть счастливыми родителями

Узнать