Узнайте Секреты Воспитания Ребенка И Легко Получите Результат

имя и адрес пусто пусто


5 простых приемов для развития у ребенка самостоятельности.

Узнать

 


Методика выполнения движений с ребенком от специалиста высшей квалификации

Скачать бесплатно

 




О воспитании. «Необычное» поведение у ребенка. Статья 2. Отчего бывает «короткое замыкание»?

Дата добавления: 2013-03-27

Автор: Татьяна Короткова

«Необычное» поведение у ребенка. Статья 2.

Согласитесь, что все дети развиваются по-разному и даже есть такая пословица «У одной мамки все детки разные», которая подтверждает тот факт, что имея наследственные черты родителей и находясь в благоприятной среде развития, каждый ребенок развивается индивидуально. И поэтому у одного ребенка хорошо развита способность читать, у другого - способность считать, а у третьего - способность быстро бегать на дальние дистанции. И если вы смотрели «Папины дочки», то легко себе можете представить, чем способности Галины Сергеевны отличались от способностей Маши, Даши и Пуговки.

И индивидуальность развития способностей даже не в том, что дети НЕ ХОТЯТ овладеть конкретными способностями и навыками, а в том, что они не овладевают ими в ожидаемой скорости. (Даша и Галина Сергеевна учились в одном классе, хотя по возрасту должны были учиться в разных, помните - почему?)

И в современных социально-экологических условиях есть дети, которые отстают в сфере адаптивности и самоконтроля. И в отличие от родителей, которые применяют к детям с «нестандартным» поведением «классические» методы воспитания, - вы, конечно, понимаете, что детям с «необычным» поведением нужны более гибкие, более специфичные методы воспитания. И это делает вам честь и, конечно же, старицей вознаградит ваши поиски новых, современных и эффективных методов воспитания и методов общения с ребенком, у которого «необычное» поведение.

Потому что развитие способности адаптивности и самоконтроля крайне важно для гармоничного развития ребенка. Немыслимо представить себе современного человека без способности решать возникающие трудности и преодолевать возможные препятствия, улаживать разногласия с окружающими, контролировать себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и в стрессовых, не так ли?

Хотите примеры. Пожалуйста. Ребенок занят видеоигрой. Его приглашают обедать. Но ребенок не в состоянии оторваться от захватывающей игры… и сначала он просит минутку, потому просит оставить его в покое, затем сердится, злится, и Б-У-М - разные проявления «необычного поведения- истерика, поток скверных слов, явная или скрытая агрессия… Да мало ли возможных вариантов развертывания сюжета.

А вот еще пример, когда дети играют и НЕ МОГУТ справедливо поделить игрушки или договорится о ходе игры и в результате - Б-У-М- испорченное настроение, злость, переходящая в «хроническую раздражительность» или «хроническую конфликтность».

Если вы наблюдательные родители, то вероятно припомните, что ребенок с «необычным» поведением с самого раннего возраста иначе реагировал на внешние факторы раздражения. Например, никогда нельзя было предугадать режим кормления и сна или его реакцию на внешний шум, свет и дискомфорт разного рода - от холода до тепла, потому что такой ребенок плохо переносит ЛЮБЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ. И взрослея, ребенок не справляется с возрастающими требованиями к нему, потому что он отстает в развитии адаптивности - отстает развитие речи, отстает развитие самоконтроля эмоций, самоконтроля поведения, навыки социализации.

И теперь, вероятно, вам понятно, что ребенок с «необычным» поведением НЕ ВЫБИРАЕТ СОЗНАТЕЛЬНО, НАМЕРЕННО такую манеру поведения, потому что он просто-напросто отстает в развитии способности в адаптивности и самоконтроля. И поэтому традиционные методы воспитания для такого ребенка не приемлемы. И поэтому народные широко рекламируемые объяснения типа: «Ребенок обделен вниманием», «Он хочет, чтобы всегда было так, как ОН хочет», «Когда ему надо, он ведет себя обычно» и т.д. не соответствует действительности.

Согласитесь, если ребенок знает как себя вести и ведет себя соответственно в различных жизненных ситуациях - это одно. И методы развития и воспитания такого ребенка могут быть классические – поощрения и наказания. И с таким ребенком этими методы работают хорошо.

А если ребенок ЗНАЕТ, но НЕ МОЖЕТ вести себя адекватно в жизненной ситуации, это совсем другое и поэтому в данном случае «необычное» поведение ребенка – это НЕ НАМЕРЕННОЕ, НЕ СОЗНАТЕЛЬНОЕ И НЕ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ поведение.

И поэтому в данном случае традиционные методы развития, воспитания и воздействия не работают. Ребенку с «необычным» поведением необходимы особенные способы взаимоотношений, иные методы развития и воспитания.

А можно ли у ребенка с «необычным» поведением развить способности адаптивности и самоконтроля?

Однозначно - МОЖНО! Однако время развития способности адаптивности и самоконтроля ребенка зависит от формы запущенности (хроническая форма, естественно, поддается корректировке за более длительное время).

Многие родители отдают себе отчет в том, что ребенок с «необычным» поведением интеллектуально развит. НО его интеллект не гибок и поэтому ребенок осознает, как себя ведут «хорошо», однако его склонность, предрасположенность к раздражительности, гневливости, истерикам, конфликтности, скандалам, агрессии любого вида свидетельствует о том, что он отстает в развитии способности адаптивности и самоконтроля.

И поэтому непослушание ребенка, якобы «неуважение» взрослых в различных жизненных ситуациях – это не «дефект» воспитания, а скорее «дефект» развития ребенка. И силовые методы - принуждение, вынужденное послушание, требования, объяснения «Кто главный в семье», мотивация «хорошего» поведения – бессмысленны в данной жизненной ситуации, и дают скорее отрицательный результат, нежели положительный. А при отсутствии хорошего положительного результата страдают все - и ребенок, и взрослые, не правда ли?

Согласитесь, было бы замечательно, если бы разумные родители знали истинные причины «необычного» поведения ребенка и умели применять правильные слова при общении с таким ребенком и использовали альтернативные стратегии воспитания. Тогда родителям поможет первое правило Разумных Родителей: «ЛЮБОЕ поведение имеет положительное намерение».

И я согласна, что с первого прочтения и поверхностного восприятия дикость данного предположения вызывает непонимание и отторжение, не так ли? Однако в ситуациях, когда ребенок с «необычным» поведением закатывает очередную истерику в магазине или ругается трехэтажным нелитературным сленгом или того хуже бьет-громит все вокруг или несется на вас с кулаками… верьте мне - такое поведение ребенка имеет положительное намерение. Просто вы пока что, не знаете, в чем оно - положительное намерение выражается, не так ли?

Вам ведь хочется в отношениях с ребенком, у которого «необычное» поведение, придерживаться прежних взглядов: «Ребенок ведет себя «хорошо», если хочет». И вы уверены в том, что если ребенок ЗАХОЧЕТ, то в состоянии вести себя «достойно»

А вы можете ответить, почему же тогда ребенок с «необычным» поведением» ведет себя «не достойно»? Я вот часто сталкиваюсь с таким бытовым мнением, что родители таких детей - плохие воспитатели и искренне удивляюсь, потому что другой или другие дети у таких родителей в различных жизненных ситуациях ведут себя более чем достойно и социально приемлемо. И сами родители – образованные и заботливые люди, которые достигли определенных высот в профессии, умеют доброжелательно общаться с окружающими и вообще интересные личности. И все, что эти заботливые родители предпринимают, чтобы гармонизировать «необычное» поведение ребенка имеет, конечно же, позитивное намерение. И в чем же тогда противоречие?

А вот представьте себе такую жизненную ситуацию. Допустим, что современный человек знает, что такое «электричество». Однако во время ремонта и поклейки обоев дотрагивается мокрыми пальцами до оголенной розетки. И что? Происходит короткое замыкание и электрический ток проходит по телу человека. Б-У-М- и короткое замыкание. Человека трясет и если он еще контролирует свои разумные мысли и «наэлектризованные» эмоции, то он отдернет пальцы от розетки, а если эмоции зашкаливают, то вариантов масса - от ожогов до летальных исходов.

А теперь давайте представим, что в подобной ситуации оказывается ребенок с «необычным» поведением. Первое касание – ребенок чем-то занят, а взрослые или сверстники о чем-то спрашивают, что-то просят сделать, т.е. «короткое замыкание». Реакция - пошел электрический ток по телу, и ребенок сам не может оторвать пальцы от оголенной розетки и не осознающий разум не контролирует «наэлектризованные» эмоции и они зашкаливают. Б-У-М – и финал - «необычное» поведение, которое проявляется в различных негативных действиях и эмоциях.

Неадаптивное поведение появляется у ребенка когда к нему предъявляются просьбы, требования, пожелания, которые ПРЕВЫШАЮТ способность ребенка адекватно на них отвечать. И поэтому положительное намерение ребенка в «необычном» поведение - показать взрослым, что он сам не справляется, не знает, не может адекватно решить эту самую жизненную задачку.

А если родители не знают и не понимают первопричин «короткого замыкания», проявляющегося в «необычном» поведении ребенка, то они переходят в хроническую форму и уже эти хронические формы (Б-У-М и взорвалась лампочка, Б-У-М – перегорели предохранители, Б-У-М – и перегорели электрические провода) родители не могут их игнорировать и начинают спрашивать ребенка: «Почему ты не можешь оторваться от игры и почему так возбужден? Почему ты не можешь мне ответить и злишься? Почему ты не можешь договориться сам с братом-сестрой и постоянно с ними ссоришься?» Почему?

Хорошо, если ребенок ответит: «Я не знаю». Взрослых это выводит из равновесия, раздражает и порой они тоже попадают в ту же жизненную ситуацию, когда «короткое замыкание» лишает родителей рассудка, и они перестают контролировать свои «наэлектризованные» эмоции.

Не вините себя, потому что вы просто не знаете второго правила Разумных Родителей: « В любой ситуации каждый человек делает наилучший выбор из всех, что он может представить себе в данный момент». И лишь спустя время и проанализировав ситуацию, человек приходит к выводу, что вел себя не самым лучшим образом и возможно, надо было вести как-то иначе, чтобы и самого «не коротило» и чтобы помочь ребенку адаптироваться к различным жизненным ситуациям.

И поэтому задача взрослых и родителей- предотвратить «короткое замыкание» у ребенка, которое отключает разум и не контролирует эмоции и помочь ребенку рационально мыслить и контролировать эмоции, и тем самым развить способность к адаптивности и самоконтролю.

Подведем итоги.

1.Первое правило Разумных Родителей: «ЛЮБОЕ поведение имеет положительное намерение», как у взрослого, так и у ребенка. Даже если эти намерения противоречат друг другу.

2.Второе правила Разумных Родителей: « В любой ситуации каждый человек делает наилучший выбор из всех, что он может представить себе в данный момент». И лишь спустя время и спокойно проанализировав ситуацию, взрослый может найти более рациональное решение, а ребенок осознать, что его «необычное» поведение огорчает его самого и взрослых.

3.Если бы ребенок мог бы вести себя «хорошо», то он делал бы это каждый раз. Потому что ребенку намного легче и приятнее выбрать «пряник», чем кнут, не так ли?

4.С одной стороны, и это печально - задержка в развитии способности адаптивности и самоконтроля у ребенка ведет к различным формам «необычного» поведения – к необъяснимым вспышкам гнева и раздражительности, к бурным истерикам, к физической и словесной агрессии, замыкании в себе, которые часто – это реакция на самые невинные стечения обстоятельств и травмируют и ребенка и его оппонентов и негативно влияют на взаимоотношения с ними.

С другой стороны, и это радует, потому что способности можно развивать, что будет способствовать улучшению взаимоотношениям.

5.Родители могут помочь ребенку с «необычным» поведением и стратегия помощи зависит от того, КАК и КАКИМИ словами родители смогут общаться с ребенком.

Продолжение следует…

---------------

Понравилась эта статья?
Поделитесь со своими друзьями в социалках:

Подпишитесь на бесплатный курс "Секреты воспитания"
и получите бесплатно
Секретную книгу.

Из данного курса Вы узнаете о тайнах народной педагогики, о секретах современных технологий воспитания и массу другой полезной информации для решения Ваших проблем.
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

12 простых формул для подготовки ребенка к детскому саду

Узнать

 


Адаптационные игры с песком

Узнать

 


Как быть счастливыми родителями

Узнать