Узнайте Секреты Воспитания Ребенка И Легко Получите Результат

имя и адрес пусто пусто


5 простых приемов для развития у ребенка самостоятельности.

Узнать

 


Методика выполнения движений с ребенком от специалиста высшей квалификации

Скачать бесплатно

 




О воспитании. «Необычное» поведение ребенка. Статья 6. О социальных способностях.

Дата добавления: 2013-05-29

Автор: Татьяна Короткова

Вы могли бы припомнить сцены жизни русского дворянства, описанные Львом Николаевичем Толстым в романе «Война и мир» или в кинофильмах на похожую тему? Возьму на себя смелость и все-таки напомню вам, что в «высшем» обществе были хорошо прописанные «неписанные» правила поведения, которые строго выполняли взрослые и не менее вычурно обучали правилам поведения в обществе детей с самого раннего возраста.

И именно поэтому к моменту выхода в «высший» свет у детей были хорошо развиты способности адаптивности в светских беседах, в светском этике, в межличностной коммуникации. А в современном мире мы может смело назвать вышеперечисленные навыки - социальные способности.

А почему именно развитию социальных способностей уделяли так много внимания?

Потому что не многие виды человеческой деятельности требуют большей гибкости, большого кругозора, широты мышления, быстроты реакции, чем общение и взаимодействие в социуме.

И на современном этапе развития общества исследователи выделяют несколько интеллектуальных способностей, которые назвали способностью обработки информации в процессе социального общения. И именно способности обработки информации участвуют практически во всех взаимодействиях между людьми.

Предлагаю вам познакомиться с кратким обзором этих способностей, чтобы понять, почему и как общение становится источником непонимания, раздражения, конфликтов, агрессии. И поэтому мы наблюдаем всплеск «необычного» поведения у детей (да что там - и у взрослых), которым не у кого научиться перенять социальные способности, и поэтому мы и наблюдаем задержку в развитии социальных способностей, и отсутствие которых приводит к «короткому» замыканию, с последующей неадекватной реакцией, не так ли?

Предлагаю вам для примера представить такую картинку с мальчишками. Почему с мальчишками? Потому что они довольно быстро, честно и естественно реагируют и потому что именно в 70% случаев - являются «героями» мыльных опер, сами того не замечая.

Итак. Стоит один мальчишка Костя…в детском саду на прогулке или в школе на перемене. Это не так важно и возраст - дошкольный, младший школьный, - не играет большого значения, потому что неадекватное поведение в социуме мало чем отличается у дошкольников и младших школьников. И теперь вы уже понимаете, что вопросы задержки адаптации захватывают большую возрастную аудиторию.

Словом, стоит Костя, спокойно так сам с собою занимается. И вдруг, нежданно-негаданно подбегает другой мальчика - Витя, более активный, более жизнерадостный, более… в чем-то продвинутый и со всего маха-ба-бах по плечу Косте и ничего больше не говорит.

И если бы адаптивные способности у Кости были развиты, он для начала посмотрел бы, кто это такой и по лицу определил, что Вите надобно. Если улыбается, значит, - шутит, только шутки болезненные. А если серьезное лицо, значит, - хочет драться и надобно или защищаться или давать дёру. И опять непонятно, что делать надо.

А современные дети привыкли, что технические игрушки типа телефонов, смартфонов, планшетов в доли секунды выдают ответную реакцию, раз - и на новом уровне или раз - и потерял жизнь. А здесь надо понаблюдать, поразмышлять, что же Витька хотел: это дружеский, но сильный хлопок по плечу, или вражеский обидчик посягает на рубежи родины… И к тому же надобно вспомнить предшествующий опыт, сопоставить с сегодняшней ситуацией, чтобы ПРАВИЛЬНО оценить ситуацию - это радостное приветствие или вражеское нападение.

И уж только после этого принять решение - какой сценарий развертывания событий предпочтительнее, потому что вариантов много. И это может быть ответное дружеское похлопывание по плечу и радостные мысли: «Вот ща поиграем!», или «Как развернусь, как вмажу, тоже со всей силы!» или «Да не охота мне сегодня с этим типом связываться» или...

Хотя вот эти самые варианты могут возникнуть у ребенка, у которого развита способность к адаптивности и контролю эмоций. Потому что, опираясь на свою оценку ситуации, он подумает и найдет самый лучший на этот момент и на его взгляд ответ, учитывая и свой предшествующий опыт, учитывая возможные последствия представленных вариантов.

Если вы представители себе весь мыслительный процесс, происходящий без остановок и разборок, происходящий автоматически в одной жизненной ситуации, то понимаете, насколько это не просто для ребенка, у которого НЕ РАЗВИТЫ адаптивные способности. А сколько подобных ситуаций бывает за день? И теперь понятно, откуда берется это самое «необычное» поведение с выплеском повышенной возбудимости и раздражительности, с различными формами агрессии, истериками, слезами…

И многие дети с «необычным» поведением просто плохо разбираются или вообще не понимают, что происходит, не адекватно оценивают человеческие, чаще неправильно истолковывают жизненные ситуации, и при этом откровенно говорят о том, что «со мной никто не хочет дружить, «меня никто не принимает в игру», все ко мне придираются», «все меня ненавидят- не любят»

Так какие первопричины способствуют неадекватному социальному поведению ребенка и, вызывающие впоследствии негативные ответные реакции окружающих.

Как быть родителям и чем помочь ребенку?

Во-первых, подтвердите ребенку его точку зрения. Ребенок говорит вам: «Со мной никто не хочет дружить». Довольно спокойно и доброжелательно, оставив все ВАШИ важные дела, посмотрите на ребенка и ответьте ему: «Да, с тобой никто не хочет дружить».

И если у вас - взрослых людей, хватит мужества так ответить своему ребенку, то вы совершите… ПОСТУПОК, который моментально вызовет у ребенка доверие к вам, как к человеку, который его УСЛЫШАЛ, а значит, заинтересовался им и который СОГЛАСИЛСЯ с ЕГО видением ситуации. Это моментально примирит ребенка и родителя, создав ОДНУ ОБЩУЮ ЗАДАЧУ, которую следует решить как можно быстрее, а не противопоставлять разные точки зрения и продолжать конфликтовать, НИЧЕГО не изменяя, раздражаясь, злясь и обижаясь друг на друга, не так ли?

Во-вторых, уточните у ребенка: «А кто не хочет с тобой дружить?» и скорее всего он назовет тех, с кем ему самому хотелось бы подружиться или пообщаться, но в силу вышеописанных причин у него это не получается. Знаете, интуитивно мы все - и дети и взрослые делаем самый лучший выбор, неосознанно определяя, с кем дружить, т.е. общаться.

В-третьих, улыбнитесь или хитро прищурьтесь и спросите: «А откуда ты знаешь, что они не хотят с тобой дружить?» и ребенок вам выскажет СВОИ доводы, которые чаще всего являются его предположениями, его домыслами, не основанными на реальных фактах.

Есть и еще один вариант для родителей, которые черно-белые картинки любят раскрашивать во все цвета радуги. Можно сказать, что это для продвинутых родителей, любящих посмеяться….Нет, ни в коем случае над ребенком и его трудностями, а вообще, легко и играючи воспринимающих жизненные ситуации и так же легко и скоро их решающие.

Итак… Попробуйте ПРЕУВЕЛИЧИТЬ и тоном голоса (низкий, медленный) и количеством то, что сказал вам ребенок. Этим приемом вы поможете ребенку найти исключение из его обобщенного вывода о ком-то или о чем-то, а самое главное - покажите ребенку, что на самом деле есть масса других выборов и вариантов в рассказанной житейской ситуации.«С тобой НИКТО-НИКТО-НИКТО не дружит?»

И в довершение спросите о себе или о тех родственниках, которые дружат с вашим ребенком и этим вы разорвете черно-белое утверждение ребенка и покажите возможные разноцветные варианты ситуации. «А разве папа-мама-сестра-брат с тобой не дружат?»

B у вас появится возможность реально помочь ребенку разобраться в первопричинах его «необычного»=неудачного поведения, и преобразовать его в более социально приемлемое.

Продолжение следует…

---------------

Понравилась эта статья?
Поделитесь со своими друзьями в социалках:

Подпишитесь на бесплатный курс "Секреты воспитания"
и получите бесплатно
Секретную книгу.

Из данного курса Вы узнаете о тайнах народной педагогики, о секретах современных технологий воспитания и массу другой полезной информации для решения Ваших проблем.
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

12 простых формул для подготовки ребенка к детскому саду

Узнать

 


Адаптационные игры с песком

Узнать

 


Как быть счастливыми родителями

Узнать