Узнайте Секреты Воспитания Ребенка И Легко Получите Результат

имя и адрес пусто пусто


5 простых приемов для развития у ребенка самостоятельности.

Узнать

 


Методика выполнения движений с ребенком от специалиста высшей квалификации

Скачать бесплатно

 




Метод воспитания 3.Наказание.

Дата добавления: 2013-06-27

Автор: Татьяна Короткова

Пожалуй, самый любимый метод воспитания в российской педагогике - это наказание. И намерение у взрослого, который наказывает за провинность ребенка, самое что ни есть хорошее – предотвратить негативное поведение ребенка в будущем.

И закавыка не в том, как это выглядит с внешней стороны, а в том, что за наказанием, так сказать, с внутренней стороны следует и происходит. Потому что чаще всего, наказывая ребенка, взрослый проявляет СВОЮ беспомощность, свое разочарование в том, что НИКАК ИНАЧЕ не может справиться с ребёнком, и уже хорошенько разозлившись, и наказывает ребенка. УХ! Не слабое расследование, согласитесь!

Итак, наказание…

Бывает ли наказание справедливым?

Представьте себе, что ребенок разбил вазу, или порезал мамину кофточку, или сломал папину бритву. И что, пропустить этот проступок мимо, чтобы еще раз повторил? Вероятно, наказание за реально нанесенный ущерб воспринимается и родителями и ребенком как более-менее справедливый, и ребенком воспринимается как адекватная мера за материальный ущерб и понижает его чувство вины (сделал- получил). Возможно, родителям еще долго хочется, чтобы ребёнок чувствовал себя виноватым, так как жалко потерять любимую вещь.

Бывает ли наказание несправедливым?

Вероятность несправедливого наказания не мала и рождает в людях и в детях обиду, злобу, возмущение и нежелание сотрудничать или взаимодействовать с обидчиком, который не понимает всей прелести совершенного поступка. И забегая вперед, предложу вам один вариант выхода из подобных ситуаций. Когда ваш ребенок сделал что-то, с вашей точки зрения, недостойное - спросите СЕБЯ: «Что хорошего в этом поступке?» Весьма вероятно, вы увидите очень полезные подсказки на будущее.

Что транслирует взрослый своим поведением - наказанием – ребёнку?

1. Ты совсем не понимаешь, что совершил плохой поступок? Сейчас поймешь!
2. Ты заставил меня переживаться, стыдиться за тебя. И я сделаю тебе плохо, сделаю тебе больно, унижу тебя ниже некуда!
3. Ты меня разочаровал. И я вымещу боль моего разочарования на тебе.
4. Я боюсь (я страшусь, не хочу) быть плохим родителем и я хочу, чтобы ты надолго запомнил, как плохо ты поступил сегодня.

Что происходит с детьми, которых постоянно наказывают?

Подтверждено жизнью и специалистами многих направлений следующее: тот, кого наказывают с помощью унижения, физического или психологического насилия, как правило, становится тоже НАСИЛЬНИКОМ. И серьезные последствия не в том, что ребёнок не в силах противостоять родителям, а в том, что он ВЫМЕЩАЕТ свою злость на других детях в детском саду, в школе, на собственных братьях-сестрах, на родственниках, словом НА ЛЮБОМ, кто будет позволять ему это сделать.

И как следствие несправедливого наказания, ребенок, с одной стороны, воспринимает его как акт унижения, проявления агрессии, а с другой стороны, в его душе рождается ответное желание унижать и мстить.

И к сожалению, есть еще одно стойкое образование, которое часто наказывающие родители формируют у своего ребенка. Перенести унижения, оскорбления, побои, у ребенка нет сил сопротивляться, он однозначно слабее. И ребенку страшно оказать сопротивление своим родителям…мучителям, потому что в нем зарождается чувство страха быть похожими на них.

От природы все дети хорошие. Возьмет это за аксиому, т.е. за утверждение, которое не требует доказательств. Ребенок хочет быть хорошим, у него есть такое желание «быть хорошим» и тогда, с точки зрения ребенка, его - «хорошего» не будут наказывать, унижать, оскорблять, т.е. он избежит нападения и наказания. И у ребенка формируется жертвенно-мазохистская модель, которая ВСЕГДА будет притягивать к нему нападение и насилие. И это будет не только в семье, повсеместно-на улице, в детском саду, в школе, в общении…

Наказывая ребенка, родители не делают его лучше.

Наказывая ребенка, родители отнимают у него достоинство, истребляют его самоуважение, лишают способности уважать окружающих.

Положа руку на сердце, согласитесь, что унижение рождает месть, агрессию, жертвенность и закрывает путь к добру и свету, не так ли?

Как исправить подобные родительские ошибки?

Вероятно, если есть трудности во взаимопонимании, взаимоотношениях, то есть различные варианты исправления ситуации. Вам Выбирать Ваш Вариант!

Вариант 1. Интересы ребенка

Довольно часто ребенок не слушается родителей и выражается это в том, что он занимается сверх указанного родителями времени тем, чем ему интересно и супер важно заниматься. А родители, естественно, другого мнения на этот счет.

А что мешает вам использовать возможность ОБСУДИТЬ СЛОЖИВШУЮСЯ СИТУАЦИЮ И ДОГОВОРИТЬСЯ о сроках, о форме, об альтернативе.

Например, так: «Я понимаю (я вижу, я чувствую), что тебе не хочется идти домой (убрать игрушки, отказаться от игры) и я могу пойти тебе навстречу и дать тебе минимум 5 минут, а потом мы уйдем домой (уберешь, закроешь, сделаешь), а завтра мы опять придем(поиграем, доделаем)

Конечно, не все дети воспримут ваше предложение с энтузиазмом, однако тот факт, что вы с уважением и пониманием отнеслись к интересам ребёнка, он заметит и вполне вероятно, будет более сговорчивым раз от раза.

Вариант 2. Наказание - как способ привлечь к себе внимание родителей.

Есть дети, которым важна эмоциональная реакция взрослых. И чтобы и где бы они ни делали, чем бы ни занимались, им важна ЛЮБАЯ, даже негативная ответная реакция взрослого, потому что ребёнку НЕДОСТАТОЧНО эмоционального общения со стороны родителей и ПОЭТОМУ он ДОБИВАЕТСЯ ЛЮБЫМ ПУТЕМ, чтобы на него обратили внимание.

Вариант 3. Мамы и папы бывают разные и поэтому чувства и намерения у них разные.

Есть мамы и папы, которые спокойным и тихом голосом говорят один раз «нет» или «стоп». И это не просто слова, это обозначение границы дозволенного. И ребенок очень тонко чувствует, и воспринимает твердость маминых-папиных слов, что не следует переходить этот порог и поэтому на рубеже «можно-нельзя» останавливается, САМОСТОЯТЕЛЬНО уходя от наказания.

Есть мамы и папы, которые повторяют по сто раз и все без результата и при этом начинают истерично повышать голос, переходя порой на крик и ор. И тем самым демонстрируют своему ребёнку свое бессилие с ним что-то сделать, чтобы призвать его к порядку. И если можно ослушаться один раз, то и дальше ребёнок будет игнорировать мамины и папины слова, нарушая границы дозволенного, воспринимая маму или папу как НЕСПОСОБНЫХ справиться с ним.

Родителей - внимательных и твердых (разумно требовательных) в своем намерении остановить ребенка от плохого поведения или возможных ошибок - ребёнок слышит и воспринимает.

Родителей - добреньких и вялых в своем намерении оградить ребёнка от возможных ошибок ребенок не слышит, игнорирует и не воспринимает.

Вариант 4. Обсуждение импринта.

Импринт- это событие в прошлом, которое эмоционально значимо до сих пор и поэтому отнимает силы, энергии, эмоции из сегодняшнего состояния человека, ребенка.

Взрослея, ребенок помнит поступки, за которые ему стыдно и он переживает, сожалеет о случившемся. И как итог, довольно часто, ребенок САМ СЕБЯ НАКАЗЫВАЕТ.

Согласитесь, самонаказание - не самый лучший способ разобраться с прошлыми ошибками. Однако, чувство вины будет водить ребёнка как бы по заколдованному кругу (И зачем я это сделал?! Это неправильно! Не надо было этого делать!)

Есть и еще один вариант развития событий, когда ребенок старается вытеснить прошлое событие из своей памяти, чтобы его забыть, чтобы найти оправдания себе, чтобы переложить ответственность на других.

И спокойное доброжелательное ОБСУЖДЕНИЕ в тесном семейном кругу поможет ребёнку:

1. понять МОТИВЫ своих поступков,
2. выяснить обстоятельства, при которых это событие произошло,
3. осознать важную потребность, которая двигала этим поступком
4. лучше понять себя и окружающих,
5. осознать последствия
6. научиться жить, не предавая себя и не нанося вред окружающим.

Продолжение следует…

---------------

Понравилась эта статья?
Поделитесь со своими друзьями в социалках:

Подпишитесь на бесплатный курс "Секреты воспитания"
и получите бесплатно
Секретную книгу.

Из данного курса Вы узнаете о тайнах народной педагогики, о секретах современных технологий воспитания и массу другой полезной информации для решения Ваших проблем.
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

12 простых формул для подготовки ребенка к детскому саду

Узнать

 


Адаптационные игры с песком

Узнать

 


Как быть счастливыми родителями

Узнать