Узнайте Секреты Воспитания Ребенка И Легко Получите Результат

имя и адрес пусто пусто


5 простых приемов для развития у ребенка самостоятельности.

Узнать

 


Методика выполнения движений с ребенком от специалиста высшей квалификации

Скачать бесплатно

 




Статья № 3. Программа "Развитие"

Дата добавления: 2010-08-28

Автор: Л.А.Венгер, российский психолог, исследователь умственного развития дошкольников.

Программа «Развитие» основана на личностно-ориентированной модели воспитания, которая предполагает создание отношений сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми.

Цель программы: развивать умственные и художественные способности детей дошкольного возраста.

В основу программы авторского коллектива под руководством Л. А. Венгер «Развитие» заложены два теоретических положения.

Первое - теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, перехода от утилитарного понимания дошкольного детства к гуманистическому пониманию.

Второе - концепция Л. А. Венгер о развитии способностей, которые понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольника образных средств решения задач.

Данная программа не содержит задач по физическому развитию ребенка.

М. Д. Маханева и доктор психологических наук О. М. Дьяченко в 2000 году в дополнение к программе «Развитие» разработали методические рекомендации по воспитанию здорового ребенка.

Они содержат в себе, с одной стороны, общую характеристику средств, обеспечивающих здоровье ребенка (гигиенические, закаливание, физические упражнения), с другой – конкретные описания физкультурных занятий, проводимых в зале.

Они ценны тем, что позволяют использовать их при планировании самых различных сторон организации здорового образа жизни детей, сочетая занятия по программе «Развитие» и ряд дополнительных с проведением необходимых оздоровительных мероприятий.

М. Д. Маханевой уделяется большое внимание правильному питанию детей, его полноценности. Ею критикуется общепринятая система физического воспитания, «которая не может решить проблемы на современном этапе, так как не учитывает конкретных условий в детских учреждениях разных регионов России, не предусматривает дифференцированного подхода к детям в соответствии с их индивидуальными особенностями и здоровьем, не реализует потребности детей в движении». М. Д. Маханевой разработаны:


Гигиенические факторы – режим, питание, гигиенические процедуры.
Средства физического воспитания.
• Закаливание – специальные меры закаливания, беседы.
• Физические упражнения – спортивные игры, праздники, развлечения.
• Физкультурные занятия – подвижные игры, утренние гимнастики, плавание.

В. Т. Кудрявцев– доктор психологических наук, Б. Б. Егоров – кандидат педагогических наук определили идею комплексного междисциплинарного подхода к вопросу физического воспитания дошкольника, и в 2000 году возникла развивающая педагогика оздоровления.

Их программно-методическое пособие отражает две линии оздоровительно-развивающей работы:

  •  приобщение к физической культуре;
  • развивающая форма оздоровительной работы.

Они критикуют устоявшийся подход к физкультурно-оздоровительной работе дошкольников, говорят о необходимости кардинального пересмотра существующих методов физического воспитания в дошкольных учреждениях, школах. В. Т. Кудрявцев и Б. Б. Егоров указывают на ряд противоречий, существующих на современном этапе.

«Роль движений в целостном психологическом развитии является очевидной и общепризнанной и потому не требует какого-то особенного обоснования. С другой стороны, двигательная активность, различные формы ее целенаправленной организации занимают более чем скромное место в жизни современного ребенка-дошкольника». Они вынесены, по мнению ученых, на периферию образовательного процесса. То же они говорят об оздоровительной работе.

Все это, на их взгляд, ведет к утрате источников развития ребенка, росту детской заболеваемости. Материалы В. Т. Кудрявцева и Б. Б. Егорова продолжают идеи физиологов А. А. Ухтомского и Н. А. Бернштейна, психологов А. В. Запорожца и В. Л. Зинченко, педагога П. С. Лесгафта, философа Э. В. Ильенкова, педиатра и педагога Ю. Ф. Змановского.

Авторы программы исходят из того, что «ребенок – это целостный духовно-телесный организм – средоточник, посредник и преобразователь значимых для него природно- и социально-экологических связей. Эффект образовательно-оздоровительный усматривается нами в воспитании у ребенка способности осмысленно регулировать эти связи через особые формы двигательно-игровой деятельности».

Общая цель данного программно-методического материала состоит в формировании двигательной сферы и создании психолого-педагогических условий развития здоровья детей на основе их творческой активности.

Развивающая педагогика оздоровления состоит из 4 разделов и постепенно оформляется на стыке возрастной физиологии, педиатрии, педагогики, детской психологии. Одним из зачинателей этого подхода был российский ученый педиатр и педагог Ю. Ф. Змановский.

Названному направлению присущ ряд отличительных черт:


1. Представление о здоровом ребенке как эталоне и практически достижимой норме детского развития.
2. Здоровый ребенок рассматривается в качестве «целостного телесно-духовного организма».
3. Оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей.
4. Индивидуально-дифференцированный подход является ключевым, системообразующим средством оздоровительно-развивающей работы с детьми.

---------------

Понравилась эта статья?
Поделитесь со своими друзьями в социалках:

Подпишитесь на бесплатный курс "Секреты воспитания"
и получите бесплатно
Секретную книгу.

Из данного курса Вы узнаете о тайнах народной педагогики, о секретах современных технологий воспитания и массу другой полезной информации для решения Ваших проблем.
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

12 простых формул для подготовки ребенка к детскому саду

Узнать

 


Адаптационные игры с песком

Узнать

 


Как быть счастливыми родителями

Узнать