Узнайте Секреты Воспитания Ребенка И Легко Получите Результат

имя и адрес пусто пусто


5 простых приемов для развития у ребенка самостоятельности.

Узнать

 


Методика выполнения движений с ребенком от специалиста высшей квалификации

Скачать бесплатно

 




Статья № 10. Программа «Давайте жить дружно!».

Дата добавления: 2010-08-28

Автор: Светлана Крюкова, педагог-психолог

Программа «Давайте жить дружно!» разработана Светланой Крюковой, педагогом-психологом ГОУ № 1641 Юго-Восточного административного округа Москвы  и  опробована в разновозрастных группах (дети от 4 до 6 лет).

Программа стала призером Всероссийского конкурса авторских разработок по социально-психологической адаптации детей и подростков, проводимого Центром социально-психологической адаптации «Генезис», а книги, в которые она входит, выдержали уже несколько переизданий.

Цель программы-  Развитие дружеских взаимоотношений у детей 5–7 лет.

Задачи программы:

1.Развитие эмоциональной сферы: формирование умения различать эмоции и называть их, осознавать свои эмоции и чувства, выражать их
2.Формировать умение устанавливать контакты
3.Повышение уверенности в себе
4.Развитие самостоятельности
5.Обучение умению задавать вопросы и отвечать на них
6.Развитие умения слушать и понимать других
7.Обучение умению отстаивать свою позицию
8.Формирование позитивного отношения к сверстникам

В каждой группе — 14-16 человек в возрасте от 4 до 6 лет, поэтому при составлении программы было особенно важно подобрать упражнения так, чтобы на протяжении всего занятия — всего их 7, проводятся 1-2 раза в неделю в форме мини-тренингов продолжительностью 30-40 минут — и у малышей, и у детей постарше сохранялся интерес к ним.

Программа «Давайте жить дружно!» строится в основном на игровых упражнениях для того, чтобы обеспечить психологически комфортное пребывание ребенка в дошкольном учреждении.

Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Структура была разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Опираясь на эту простую схему, каждый педагог сможет сам составить любое развивающее занятие для детей этого возраста. Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно.

Часть 1. Вводная. Цель — настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедуры работы — приветствия, игры с именами.

Часть 2. Рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка. Основные процедуры: элементы сказкотерапии, элементы психодрамы, игры на развитие навыков общения, игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения; рисование, кляксография, пуантилизм.

Часть 3. Завершающая. Ее цель — создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы или другой коллективной деятельности, например, создание общего рисунка.

Поскольку программа предполагает работу с маленькими детьми, то ведущий должен постоянно следить за тем, чтобы участники занятия были включены в работу, не уставали, не отвлекались.

Поэтому каждое занятие обязательно включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции детей, а именно:

  • упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение);
  • дыхательную гимнастику (действует успокаивающе на нервную систему);
  • мимическую гимнастику (направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей);
  • двигательные упражнения, включающие попеременное или одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку (способствуют межполушарному взаимодействию);
  • чтение детских потешек с чередованием движений, темпа и громкости речи, (способствует развитию «произвольности»).

 

Все эти процедуры могут проводиться в любой части занятия, в зависимости от ситуации. В каждом занятии, помимо новой информации, есть повторы.

Во время занятий дети сидят в кругу — на стульчиках или на полу. Круг — это прежде всего возможность открытого общения. Форма круга создает ощущение целостности, завершенности, придает гармонию отношениям детей, позволяет им ощутить особую общность, облегчает взаимопонимание и взаимодействие.

Занятия с малышами всегда несут в себе массу неожиданностей и сюрпризов, которые могут стать помехой в работе, а могут быть использованы ведущим и как материал для совместной деятельности всех участников занятия.

 

Особое внимание уделяется роли и профессионализму педагога. Педагог должен быть искренним, эмоционально открытым, артистичным, способным к импровизации и владел навыками саморегуляции и релаксации.

Критерии отбора детей:

  • Запрос и желание  родителей, педагогов;
  • на основе результатов социометрии;
  • включаются изолированные, отвергнутые дети, отрицательные лидеры.

 

Этапы программы:

  • Развитие эмоциональной сферы (3–4 занятия)
  • Формирование коммуникативных навыков (4–5 занятий)
  • Формирование навыков сотрудничества (6–7 занятий)
  • Формирование умения находить выход из конфликтной ситуации (2–3 занятия)

Организация занятий:

Занятия проводятся один раз в неделю по 45–60 минут. Количество занятий — 15. Количество детей в группе — 6–10 человек, (в зависимости от возраста).

Критерии эффективности программы:

На последнем занятии детям даются задания, требующие умения сотрудничать, договариваться, решать спорные вопросы. Успешность выполнения этих заданий является критерием эффективности проведенной коррекции.

---------------

Понравилась эта статья?
Поделитесь со своими друзьями в социалках:

Подпишитесь на бесплатный курс "Секреты воспитания"
и получите бесплатно
Секретную книгу.

Из данного курса Вы узнаете о тайнах народной педагогики, о секретах современных технологий воспитания и массу другой полезной информации для решения Ваших проблем.
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

12 простых формул для подготовки ребенка к детскому саду

Узнать

 


Адаптационные игры с песком

Узнать

 


Как быть счастливыми родителями

Узнать