Узнайте Секреты Воспитания Ребенка И Легко Получите Результат

имя и адрес пусто пусто


5 простых приемов для развития у ребенка самостоятельности.

Узнать

 


Методика выполнения движений с ребенком от специалиста высшей квалификации

Скачать бесплатно

 




Детский сад. Механизмы защиты ребенка

Дата добавления: 2012-08-30

Автор: Татьяна Короткова

Детский cад.Адаптация. Психологическая защита у ребенка

И снова Новый учебный год. С 1 сентября 2012 года детские сады официально получили статус образовательных учреждений и прикреплены к близлежащей школе. И пока организационные и прочие вопросы решаются в Департаменте Образования, родители по-прежнему вынуждены искать различные способы, чтобы облегчить и организовать период вхождения в детский сад (по- научному период адаптации, т.е., приспособления ребенка к новым условиям жизни)

Попадая в детский сад, ребенок подвергается новым воздействиям окружающей действительности, которая является для ребенка чужеродной. И именно новая действительность выступает в качестве стрессора длительного действия, который в свою очередь забирает большое количество жизненной ( в том числе и психологической) энергии у ребенка.

И трагизм данного положения, в котором оказывается ребенок даже не в этом. А в том, что это приводит к дезорганизации психики и неадекватному поведению ребенка, т.е. такому поведению, которое в обычных жизненных ситуациях у ребенка родители не наблюдали ранее.

И поэтому родителям важно знать, КАК, КАКИМИ способами снять напряжение у ребенка, помочь ему выйти из стрессовой или конфликтной ситуации. И поняв, КАКИЕ защитные способы психологической защиты использует ребенок, будет весьма просто помочь ему выйти из этого негативного состояния. Согласны?

Для правильного оценивания поведения ребенка и осуществления помощи ребенку необходимо знать об имеющихся возрастных особенностях проявления защитных реакций ребенка. Одной из таких защитных реакций ребенка является психологическая защита.

Что же такое психологическая защита?

Психологическая защита - это специальная регулятивная система стабилизации личности, которая направлена на устранение или сведение к минимуму чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта.

Какую задачу выполняет психологическая защита ребенка?

Одной из самых главных задач, которую выполняет психологическая защита – это сохранение позитивного образа «Я» и ограждение сознания от негативных, травмирующих ребенка переживаний, ситуаций, а также снижение тревоги и повышение самооценки.

На сегодняшний момент выделяют четыре основных составляющие позитивного образа «Я»

Я-защищенный, нахожусь в безопасности, благополучный, здоровый.
Я-самостоятельный, независимый, свободный, в чем-то превосходящий других.
Я-умный, знающий, компетентный, контролирующий ситуацию.
Я- красивый, принимаемый, любимый, «неотразимый»

Когда проявляются у ребенка механизмы психологической защиты?

Первые проявления механизмов психологической защиты связаны у ребенка с первым отрицательным опытом свободного самовыражения. Свободное выражение желаний ребенка с самого раннего детства подвержено различным ограничениям, которые в целях безопасности и охраны здоровья ребенка неизбежны. Однако именно в раннем детстве ребенок подвергается ограничениям самой большой интенсивности. И что делает ребенок? Он приспосабливается к тем самым воздействиям взрослых, которые препятствую ему и прибегает к психологическим механизмам защиты.

Какие механизмы защиты существуют?

Механизмы защиты связаны с возрастом ребенка. Так, например, у детей от рождения и полутора лет ярко выражены так называемые ОТРИЦАНИЕ и ПРОЕКЦИЯ.

С полутора до одиннадцати лет можно выделить такие механизмы защиты:

Регрессия
Замещение
Подавление
Интеллектуализация.

Итак. Одной из форм психологической защиты является ОТРИЦАНИЕ–это наиболее ранний и примитивный механизм защиты, при котором ребенок старается привлечь к себе внимание любыми известными способами и не принимать в качестве реальности события, которые его беспокоят. Вот именно таким образом и работает механизм защиты ребенка.

Теперь несколько слов об особенностях защитного поведения в норме.

В норме в критических и стрессовых ситуациях ребенок эгоцентричен, ему легко можно внушать определенную мысль или идею или он сам себе внушает какую-то мысль. Чаще всего ребенок активен и общителен и стремиться быть в центре внимания взрослых. Ребенок дружелюбен, однако временами подвержен хвастовству и при умелом руководстве он с удовольствием будет приходить на помощь другим.

А теперь давайте посмотрим, что же происходит с поведением ребенка в стрессовой ситуации, когда включается такой механизм защиты как «отрицание».

Ребенок может солгать и сам быть уверен в правоте своих слов. Так, например, трехлетние малыши подтверждают любой вопрос, заданный в утвердительной форме: «Тебя обижали сегодня?» И ребенок уверен, что его сегодня обижали. И если родители будут знать об этой особенности ребенка, и спрашивать его иначе, например, так: «Что ты сегодня кушал?» Или «С кем ты сегодня играл?» у ребенка появится возможность рассказать о реальных событиях, которые родители смогут проанализировать и подсказать ребенку, как можно поиграть и поступить в той или иной ситуации. Почему это важно? Потому что у ребенка еще НЕТ ОПЫТА общения с другими детьми, с другими взрослыми и именно в такой помощи родителей нуждается ребенок.

Чтобы привлечь к себе внимание, ребенок склонен к симуляциям. Например, неожиданно вдруг заболела ножка, горлышко или любой другой орган, который когда-то лечили или про который читали или смотрели мультфильм…

Как поступить родителям в такой ситуации? Конечно же, посочувствовать, посмотреть на «больное место» и перевести внимание ребенка на любимую игрушку, на что-то интересное в окружении и своим собственным примером показать положительные эмоции, хорошее доброе настроение. Вряд ли поможет грубое порицание за ложь, которая в данном случае является механизмом защиты. И кроме ухудшения ситуации и настроения оно ничем не поможет. А вот перевести ситуацию в игру, где можно догонять друг другу, идя в детский сад или считать деревья, наблюдать за прохожими, рассказывать занимательные истории, это те варианты, которые реально помогают.

Хорошее настроение у родителей с утра – это 90% сформированности привычки у ребенка радоваться новому дню и встречать его с улыбкой. А как вы понимаете, в комфортных ситуациях защищаться не нужно.

Продолжение следует…

---------------

Понравилась эта статья?
Поделитесь со своими друзьями в социалках:

Подпишитесь на бесплатный курс "Секреты воспитания"
и получите бесплатно
Секретную книгу.

Из данного курса Вы узнаете о тайнах народной педагогики, о секретах современных технологий воспитания и массу другой полезной информации для решения Ваших проблем.
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

12 простых формул для подготовки ребенка к детскому саду

Узнать

 


Адаптационные игры с песком

Узнать

 


Как быть счастливыми родителями

Узнать