Узнайте Секреты Воспитания Ребенка И Легко Получите Результат

имя и адрес пусто пусто


5 простых приемов для развития у ребенка самостоятельности.

Узнать

 


Методика выполнения движений с ребенком от специалиста высшей квалификации

Скачать бесплатно

 



Содержание, карта сайта.

Аутоподобное поведение у детей


Аутоподобное поведение у детей: признаки и симптомы заболевания. Диагностика и лечение

Аутоподобное поведение

Аутоподобное поведение – распространенное явление, которое нередко путают с аутизмом. Данное заболевание является частым среди детей вследствие ограниченного количества диагностической информации и общих сведений состояния ребенка. Такой тип поведения может быть причиной серьезных патологических процессов в головном мозге ребенка. Если ребенок перенес детский аутизм или аутистическую психопатию, такое поведение станет логическим следствием этих недугов. Болезни неврологической патологии, психологические расстройства и генетические патологии также повлекут за собой данный тип поведения.

Причины аутистического поведения

Такой тип поведения может быть вызван из-за ряда причин. Среди них выделяют следующие:1. Прививки.2. Тяжелые инфекции.3. Пси-отравпирующих ситуации в раннем возрасте.4. Тяжелые травматичные роды.Что именно вызывает аутистическое поведение медицина и наука может только предположить. Исследования пришли к выводу, что возможные патологии, как правило, появляются в раннем периоде развития мозга.

Симптомы аутистического поведения

Возраст, в котором нарушение поведения ребенка становится заметным составляет около 2 лет. Ранее достаточно сложно что-либо диагностировать, так как малыш слишком мал и не может описывать свое состояние. При малейших изменениях поведения ребенка его следует показать специалистам. Однако такое явление не так легко и распознать, ведь его часто путают с нарушением слуха или медленным развитием речи.Большое количество информации поможет родителям ребенка до 1 года распознать симптомы этой болезни, среди которых:1. Ребенок в 6 и боле месяцев не показывает эмоций радости и не улыбается.2. Ребенок не произносит ни звуки гуления, ни лепета.3. Постоянно хлопает в ладоши и детально рассматривает пальцы рук.4. Ребенок не проявляет любознательность к окружающему миру и людям, не показывает на предметы и не может сконцентрировать взгляд на их передвижении.5. Общение с родителями не вызывает никакого интереса.6. Движения ребенка не логичны.Признаки ребенка в возрасте 2 лет с аутистическим поведением такие же, как и в возрасте 1 года. Но следует добавить такие:1. Ребенок проявляет вспышки агрессии (может укусить себя или ударить).2. Хаотичные движения головы, рук, кистей.3. Уровень интеллекта снижен: его речь неэмоциональна, отсутствие различий между местоимениями.4. Прием пищи ребенка нарушен.

Диагностика и лечение

Аутистическое поведение ребенка вылечить можно, если провести раннюю диагностику и вовремя поставить правильный диагноз. Следует подобрать правильную медикаментозную терапию и психологическое сопровождение врача.Сам процесс диагностики заболевания состоит в прохождении ряда обследований. Среди них электроэнцефалография, консультации психиатра и невролога, МРТ и КТ головного мозга. Если говорить про используемые препараты в лечении, то это нейролептики, стимуляторы и антиконвульсанты.Альтернативой психофармакологических препаратов может служить метаболическая терапия аминокислотными композитами. Именно благодаря такой терапии у ребенка значительно улучшается внимание и психоречевое развитие, проходит аутоагрессия и агрессия. Со временем поведение детей становится уравновешенным и адекватным, они начинают понимать окружающий мир и людей.

Результат лечения такого поведения зависит от ряда факторов. К ним относят возраст ребенка, при котором диагностировали заболевание, тяжести аутистических симптомов, интеллект малыша. Гарантией нормального последующего развития становится своевременная диагностика и качественная коррекция.

zaderzhka-razvitiya.ru

Мягкий аутизм и аутоподобное поведение

 Введение в психологическую теорию аутизмаФранческа Аппе

Мягкий аутизм и аутоподобное поведение

Правомерно ли описывать ребенка как аутоподобного или имеющего «аутистические черты», если он не аутист? Триада нарушений, характеризующая аутизм, — это не просто случайное совпадение не связанных друг с другом поведенческих проявлений, как полагали Wing и Gould (1979). Напротив, эти три нарушения, появляющиеся одновременно и взаимосвязанные, образуют синдром. Это убеждает в существовании одного ключевого когнитивного дефекта, вызывающего все три поведенческих нарушения. Что же тогда подразумевается, когда говорится, что ребенок «немного аутичный»? Люди, называющие ребенка «немного аутичным», по-видимому, подразумевают несколько вещей:

а. Ребенок, которого они описывают, может быть нетипичным, не соответствовать аутизму каннеровского типа: он может быть достаточно многоречив (хотя и со слабой коммуникацией), у него может быть интерес к другим людям (хотя взаимодействие носит странный характер).

В таком случае, термин «аутоподобный» используется, чтобы избежать стереотипной ассоциации с неговорящим и замкнутым аутичным ребенком. Это, по-видимому, не оправданный способ рассуждения об аутизме, поскольку, используя по отношению к таким детям термин «аутоподобный», мы способствуем неправильному пониманию того, как может проявляться аутизм. Этот термин также не вполне ясен, и ребенок, получающий такое определение, может не получить тех прав на образование, которые дает диагноз «аутизм».

b. Ребенок, которого они описывают, может быть более способным, чем большинство аутистов. В этом случае, возможно, стоит говорить о «мягком аутизме», «аутоподобный» же предполагает наличие нарушений иных, чем при аутизме, которые только сходны с аутистическими — и это вносит путаницу.

c. Термин может касаться только какого-то аспекта поведения ребенка: например у ребенка видны «аутоподобные» трудности коммуникации. Такое использование термина игнорирует представление об аутизме как о настоящем синдроме, вызываемом базовым когнитивным дефектом, проявляющимся в триаде нарушений. Ребенок с трудностями коммуникации, но без нарушений социализации и воображения — не аутичный, поскольку аутизм характеризуется сочетанием триады нарушений. Ребенок, у которого имеются трудности коммуникации, — это просто ребенок с трудностями коммуникации. В том, чтобы называть такого ребенка аутоподобным (если у ребенка нормальная символическая игра и социальное взаимодействие), не больше смысла, чем называть ребенка с прыщиками «кореподобным». Любое нарушение из триады само по себе не характеризует аутизм, и изолированные проблемы в социальном взаимодействии, коммуникации или в сфере воображения должны описываться отдельно.

Такой подход менее запутывает и более информативен — само по себе любое нарушение из триады может вызываться причинами, совершенно отличными от тех, которые лежат в основе аутизма.

Следующая глава

Мягкий вариант очищения печени Если вы по каким-либо причинам не можете воспользоваться указанными двумя очистительными процедурами печени, то попробуйте такой вариант.Возьмите три свежие свеклы средних размеров. Помойте ее хорошенько, порежьте на мелкие кубики,

МЯГКИЙ ШАНКР Мягкий шанкр (син.: язва венерическая, шанкроид) – венерическое заболевание острого течения.Случаи неполового заражения крайне редки. Распространен в Юго-Восточной Азии, Африке, Америке. Чаще наблюдается у мужчин. Нередко ассоциируется с другими

Глава 3. Мягкий шанкр Мягкий шанкр (син.: шанкроид, третья венерическая болезнь) – островоспалительное заболевание, передающееся почти исклю­чительно половым путем.Этиология. Возбудитель мягкого шанкра Haen-iophilus Kylios Ducrej, грамотрицательная, неподвижная факультативно

7. Вытяжение кобры (мягкий прогиб назад) Опуститесь на колени на бедра партнера, максимально близко к седалищным костям. Захватите его запястья, медленно  выпрямитесь, а затем отклоняйтесь назад до тех пор, пока партнер не почувствует приятное  раскрытие. Задержитесь в

Мягкий вариант очищения печени Если вы по каким-либо причинам не можете воспользоваться указанными двумя очистительными процедурами печени, то попробуйте такой вариант.Возьмите три свежие свеклы средних размеров. Помойте ее хорошенько, порежьте на мелкие кубики,

Мягкий зоб Паренхиматозный зоб Мягкий диффузный зоб возникает вследствие разрастания паренхимы щитовидной железы (микрофолликулярный зоб) и наблюдается в юношеском возрасте, в период климакса или беременности и после истощающих болезней. В этих ситуациях вспомните о

Аутизм Аутизм — патологическая замкнутость, когда человек не способен установить душевный контакт с другим человеком. Аутизм — одна из самых непостижимых загадок и одно из наиболее тяжелых нарушений развития у детей. Эту проблему называют «расстройством развития»,

Мягкий способ перехода. Мягкий или более медленный переход заключается в уменьшении количества съедаемой пищи и это первый шаг. На качество и происхождение еды на данном этапе мы не обращаем внимания. Проще всего начать так. Вы продолжаете есть то, что ели раньше, включая

153. «Мягкий животик» ИП – лежа на спине. Ноги слегка согнуты в коленях (можно подложить под колени небольшой валик). Правая рука, согнутая в локте, лежит ладонью на животе, левая – на груди. При вдохе брюшная стенка немного выпячивается, правая рука приподнимается; левая

Аутизм Лео Каннера В первой работе Каннера перечисляется ряд признаков, характерных для всех детей-аутистов. Эти признаки включают следующее:«Крайнее артистическое одиночество» — дети не могли нормально налаживать отношения с другими людьми и выглядели совершенно

Наследуется ли аутизм? Существуют веские данные в пользу генетической природы аутизма, хотя конкретная роль генов далеко не ясна (Rutter и др. 1990). Весьма показательно распределение полов при аутизме. Как уже упоминалось в третьей главе, аутизм более чем в два раза чаще

IX. Аутизм и не аутизм В этой главе природа аутизма объясняется снова — через то, что не является аутизмом. Это приводит к более практическим вопросам: может ли ребенок быть аутистом только отчасти? Какова связь аутизма с другими диагнозами? Может ли ребенок вырасти из

Мягкий рис 1 стакан бурого риса, 10 стаканов воды, 1 пластинка комбу размером 2 ? 2 см, 1 щепотка морской соли.Положите рис в скороварку, добавьте комбу и соль, влейте воду и варите 5–8 часов на минимальном

Мягкий рис с пастой мисо 1 стакан вареного бурого риса, 3–4 стакана воды, 1 пластинка комбу размером 15 ? 15 см, 2 гриба шиитаке, 1 черешок сельдерея, ячменная паста мисо, лук-шалот.Комбу и сельдерей нарежьте ромбиками, предварительно вымоченные грибы – ломтиками или кубиками,

Мягкий химический домашний пилинг СоставДетское мыло — 1 кусок.Раствор хлористого кальция (10?%).Приготовление и применениеНанесите на лицо круговыми движениями мыльный крем или мыльную пену.Капните из флакона прямо на лицо, в мыльную пену (на проблемные зоны) раствором

Аутизм Проще всего описать указанные симптомы в связи с нарушениями структуры шизофренического мира. Аутизм — явление, противоположное информационному метаболизму. Человек избегает контактов с окружением, замыкается в себе, живет в своем собственном мире, сторонится

med.wikireading.ru

Аутоподобное поведение. Советы родителям. (по материалам Темпл Грандин)

• Помните: среди аутичных детей, как и среди всех остальных, нет двух одинаковых. То, что помогает одному, может не сработать с другим. Разумеется, существуют некие общие принципы обучения, годные в любой ситуации, однако необходимо внимательно наблюдать за специфическими реакциями каждого ребенка и исходить уже из них.

• Попытайтесь понять, что интересует и привлекает ребенка. Если, например, он проводит целые дни в туалете, беспрерывно спуская воду в бачке, — спросите себя, что его завораживает? Шум воды, дерганье за ручку, или, может быть, причинно-следственные отношения между действием и результатом? Ответив на этот вопрос, постарайтесь направить его увлечение в другое русло.

• Будьте внимательны. Старайтесь понять, не только какие моторные действия (например, опускание воды в туалете) нравятся ребенку, но и что ему неприятно. Многие аутичные дети, не выносят громких звуков и крепких объятий взрослых. Отнеситесь к этому с пониманием и уважением!

• Поощряйте аутичного ребенка к двигательной активности, способствующей осознанию своего тела. Осязание может научить очень многому, и его следует использовать чаще — не только с аутичными, но и с обычными детьми. Предлагайте ребенку различные материалы — шелк, шерсть, глину, наждачную бумагу. Пусть он играет с глиной и песком. Танцы и движение под музыку приносят таким детям неоценимую пользу. Неговорящие дети с аутизмом иногда пропевают слова, которые не могут произнести.

• Все мы порой нуждаемся в уединении. Аутичным детям тоже бывает необходимо «тайное место», где они могли бы спрятаться и углубиться в свой внутренний мир. Помимо всего прочего, аутизм — это неспособность находиться внутри ситуации, и таким людям иногда бывает необходимо отключиться от всего окружающего.

• Будьте осторожны с домашними животными. Из-за неправильного восприятия мира аутичные дети часто бывают с ними жестоки. Сперва подарите ребенку мягкую игрушку, которую можно ласкать и гладить. Когда он поймет, что значит любить животное и заботиться о нем, можно переходить от игрушечного котенка или щенка к живому. Дайте ребенку подержать его и погладить. Становится все более и более очевидным, что домашние животные удивительно помогают улучшать состояние не только аутичных, но и просто очень пожилых и ослабленных разными немощами людей.

• Еще один метод работы — применение техник модификации поведения. Но трудность здесь в том, что при аутизме, как правило, нарушена способность к обобщению задачи. Например, аутичный ребенок научился есть ложечкой мороженое. Значит ли это, что он с такой же легкостью использует приобретенное умение при использовании столовой ложки для супа? Часто он не способен воспользоваться своими умениями в новой ситуации. Предлагайте ему каждую задачу как что-то новое. И имейте в виду: совершив очередное обобщение, ваш ребенок сделал еще один шаг к реальности.

• Помните о спонтанных реакциях. Упреки и выговоры иногда могут привести к улучшению поведения, но гораздо чаще ребенок не контролирует такие реакции и попросту не может с собой справиться.

• Создайте для ребенка спокойную, стабильную, безопасную обстановку. Аутичный ребенок просто не может нормально жить, если мир вокруг него постоянно меняется. Установите четкий распорядок дня. «Утром мы встаем, затем умываемся, затем завтракаем…» — и так далее. Аутичный ребенок не способен сам внести порядок в свой мир. Этот порядок должны установить вы. Изменения в обычном ритме жизни допустимы, если они имеют смысл.

•  Следите за тем, что и как вы говорите ребенку. Обращайтесь к нему с короткими, простыми фразами. Смотрите прямо на него: аутичные дети воспринимают не только слова, но и «язык тела». Если это необходимо, возьмите ребенка за подбородок и установите зрительный контакт. Конечно, для аутичного ребенка это непростое испытание: он готов смотреть на что угодно, только не на собеседника… Будьте драматичны в выражении чувств. Пусть ребенок догадается о вашей радости по улыбке, а об унынии — по скорбно опущенным уголкам губ. Эта смена выражений привлечет его внимание к вашим глазам, лицу и телу. Ваш голос не должен быть монотонным; подчеркивайте главное слово, например: «Какого красивого кролика ты нарисовал!»

• Не боритесь с чрезмерными увлечениями, а переводите их в позитивное русло. Упорство, т. е. сосредоточенность на одной цели, может творить чудеса. Аутичные взрослые, способные самостоятельно жить и работать, часто трудятся в области своих детских увлечений. Так, один человек, с детства увлеченный цифрами, сейчас успешно составляет налоговые ведомости.

• Обращайтесь к специалистам. Выслушивайте разные мнения. Посещайте местные общества помощи детям с нарушениями развития. Будьте в курсе событий — новых открытий, исследований, разработок, методик. И, разумеется, обсуждайте свои проблемы с другими родителями!

 

www.b17.ru

Доклад «Использование игровых технологий с детьми дошкольного возраста с аутоподобным поведением»

Инна Свинцова Доклад «Использование игровых технологий с детьми дошкольного возраста с аутоподобным поведением»

Содержание

Введение

Причины аутоподобного поведения

Симптомы аутоподобного поведения

Игра как метод коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного

возраста с аутоподобным поведением

ПРИЛОЖЕНИЕ

Список литературы

Введение

Термин «аутоподобное поведение», означает, что ребенок, возможно, находится в пограничном состоянии, и его поведение может быть следствием как аутизма, так и задержки психоречевого развития. Дело в том, что в возрасте от 2 до 4 лет аутизм у детей, симптомы которого схожи с другими нарушениями в развитии, как психиатрический диагноз выставляется очень редко, дабы не травмировать родителей. К тому же существует риск ошибки, поскольку явное течение заболевания прослеживается в малом количестве случаев.

И в наше время количество детей со сложным адаптивным механизмом и со своеобразием психоэмоционального развития с каждым годом неумолимо растет. Без специальной помощи таким детям крайне сложно адаптироваться среди окружающих их детей и взрослых и полноценно и качественно проживать в социуме, особенно в мегаполисе.

Причины аутоподобного поведения

Аутоподобное поведение – распространенное явление, которое нередко путают с аутизмом. Такой тип поведения может быть причиной серьезных патологических процессов в головном мозге ребенка. Если ребенок перенес детский аутизм или аутистическую психопатию, такое поведение станет логическим следствием этих недугов. Болезни неврологической патологии, психологические расстройства и генетические патологии также повлекут за собой данный тип поведения.

Что именно вызывает такой тип поведения наука может только предположить. Исследования пришли к выводу, что возможные патологии, как правило, появляются в раннем периоде развития мозга.

Симптомы аутоподобного поведения

Возраст, в котором нарушение поведения ребенка становится заметным составляет около 2 лет. Ранее достаточно сложно что-либо диагностировать, так как малыш слишком мал и не может описывать свое состояние. При малейших изменениях поведения ребенка его следует показать специалистам. Однако такое явление не так легко и распознать, ведь его часто путают с нарушением слуха или медленным развитием речи.

Ребенок с аутоподобным поведением не соответствовать аутизму каннеровского типа*: он может быть достаточно многоречив (хотя и со слабой коммуникацией, у него может быть интерес к другим людям (хотя взаимодействие носит странный характер).

В развитии эмоциональной сферы детей с аутоподобным поведением наблюдаются следующие особенности:

1. нет точной эмоциональной дифференциации. Дети с аутоподобным поведением склонны к полярным, недостаточно дифференцированным, лишенным тонких оттенков эмоциям;

* Этот подвид детского аутизма является его ядерной формой, то есть тяжелым проявлением всех симптомов. Особо остро дети ощущают возникновение дискомфорта при общении с другими, вплоть до болевой гиперестезии на тактильные раздражители. Характерной чертой каннеровского расстройства является дисгармоничность развития разных сфер психической деятельности ребенка. Очень медленно развивается речевой аппарат. Такие малыши редко говорят так, как их сверстники. Для них очень сложным считается разделение окружающего на живое и неживое. Дети с такой формой аутизма относятся практически одинаково как к одному, так и к другому.

2. неустойчивость эмоциональных реакций. Эмоции детей с аутоподобным поведением поверхностны, подвержены быстрым, нередко резким изменениям;

3. инертность эмоциональных реакций, часто имеющих ярко выраженный эгоцентрический характер;

4. эмоции бесконтрольны. Такие дети весьма слабо контролируют свои эмоциональные проявления, а часто и не пытаются этого делать. Многим свойственна эмоциональная незрелость, нестабильность чувств, крайне реактивный характер проявления радости, огорчения, веселья.

Эти особенности эмоциональной сферы таких детей отрицательно сказываются на вхождении ребенка в социальные группы и на их взаимодействие с взрослыми и со сверстниками.

Очень важно помнить, что развитие эмоциональной сферы детей с нарушениями в развитии в большой мере определяется внешними условиями, важнейшими из которых являются правильная организация всей жизни детей и специальная психокоррекционная работа. Свойственные таким детям импульсивные проявления обиды, злости, радости и т. п. постепенно сглаживаются под воздействием психокоррекции.

У детей появляются осмысливание своих действий и поступков, формируются положительные привычки и правильное бытовое поведение, необходимое для их успешной социальной адаптации.

Игра как метод коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с аутоподобным поведением

Одним из коррекционных методов в работе с детьми с аутоподобным поведением является игра. В условиях игровой ситуации, созданной специалистом, такие дети смогут приобрести социальные и коммуникативные навыки, а также социально желаемые модели поведения в социуме. Правильно разработанная психокоррекционная игровая программа решает данную проблему и обеспечивает подготовку детей к успешной социальной адаптации в обществе, активизирует их скрытые возможности.

Целью такой работы должна являться коррекция искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкция контактов ребенка со сверстниками, гармонизация образа «я».

Задачи, которые реализуются в процессе игровой коррекции следующие:

a) развитие социальной активности детей;

b) развитие коммуникативных навыков;

c) изменение негативного отношения к себе и сверстникам;

d) повышение уверенности и снятие тревожности.

Основные техники такой программы, которые предполагается использовать в психокоррекционной работе, это игровые методы и упражнения, подвижные игры, игры с правилами, ролевые игры, методы саморегуляции и релаксации.

Занятия следует проводит 1 раз в неделю во второй половине дня.

Количество детей в группе не должно превышать 4-5 человек. На занятии дети должны находиться с родителями или взрослыми их замещающими. Родители или взрослые, их замещающие должны активно участвовать в работе группы.

Предварительно дети должны пройти курс индивидуальной психокоррекционной работы с психологом для установления контакта и доверительных отношений, принятия игровых правил, формирования адаптивных социально желаемых форм поведения. Групповая работа является как закрепление уже сформированных навыков и переноса их в контакты с другими детьми и взрослыми. Присутствие детей с агрессивным и ассоциальным поведением на занятиях в группе исключено. Оптимальная продолжительность таких занятий по времени не более одного часа.

Вся работа выстраивается в несколько этапов:

1 этап: Вводный (знакомство, установление контакта и доверительного отношения между участниками, всего 4 занятия);

2 этап: Основной (коррекционный: обучение социальным и коммуникативным навыкам, гармонизация образа «я», от 5 занятий и более);

3 этап: Завершающий (итоговый: закрепление приобретенных социальных навыков и новых форм поведения - 4 занятия). Все занятия имеют определенную структуру: Приветствие, Разогрев, Основная часть, Завершение, Прощание.

Каждое занятие начинается с приветствия друг друга. На первом занятии определяется ритуал приветствия, который впоследствии будет неизменным на протяжении всего цикла. Его предлагают сами участники или ведущий, (рукопожатием, приятными словами, взглядом, жестом, мимикой, какими-то движениями и т. д.). Это располагает к общению, снимает напряжение, устанавливает доверительные отношения.

Разогрев необходим для того чтобы настроиться на взаимодействие друг с другом, снять оставшееся напряжение и недоверие, полностью включиться в процесс занятия. Для этого используются игры и игровые упражнения, которые предполагают контакт, взаимодействие, положительные эмоции, развлекательный элемент.

В основной части занятия предусматриваются игры и игровые упражнения, которые и призваны решать коррекционные задачи программы.

В завершающей части занятия необходимо использовать спокойные игры с элементами релаксации, а также обсуждение того, что происходило. Окончанием занятия должен быть ритуал прощания, который придумывают сами участники или ведущий на первом занятии. Как и приветствие, он должен быть неизменным на протяжении всего цикла, так как это служит объединяющим фактором для всех занятий, что создает эмоционально благоприятный фон.

Основной принцип такой последовательности – это «повторение с наложением». Новый игровой материал накладывается на знакомый. То есть, знакомые изученные игры не просто повторяются на последующих занятиях, а каждое последующее занятие строится на материале предыдущего и добавляется новый игровой элемент. Таким образом, дети с аутоподобным поведением получают возможность каждый раз начинать занятие на привычном знакомом материале, что, безусловно, снимает некоторые барьеры контакта, взаимодействия с такими детьми, у них повышается доверие к ведущему, к участникам, к месту пребывания, что повышает эффективность каждого занятия.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Примерный вариант занятия (1-е):

Задачи:

1. Знакомство участников.

2. Объединение участников, создание доброй, безопасной психологической ситуации.

3. Определение ритуала приветствия и прощания.

Оборудование:

1. Мяч среднего размера;

2. Колокольчик;

3. Набор «Собери картинку» на каждого участника;

4. Игрушки для свободной игры.

5. Мягкие модули.

Ход занятия:

I часть: 1. Приветствие («Колокольчик звонит. Всем здравствуй говорит»); 2. Игра- знакомство: «Передай мяч и назови свое имя» 3. Игра: «Запомни меня» («У меня в руках колокольчик, дам его я (называется имя любого участника, далее по кругу»); 4. Игра: «Каравай, каравай, кого хочешь – выбирай»; 5. Игра: «Идет коза по лесу, по лесу…»; 6. Игра: «Паровозик» («Мы едем, едем, едем в далекие края, веселые соседи, хорошие друзья. Тра-та-та, тра-та-та, мы везем с собой кота, чижика, собаку, Петьку- забияку, обезьяну, попугая. Вот компания какая»); 7. Игра: «Собери картинку» (работа в парах родитель-ребенок, по завершению смотрим что у кого получилось, делимся впечатлениями).

II часть: 1. Свободные игры по выбору детей с родителями; 2. Обмен впечатлениями по занятию; 3. Прощание («Колокольчик звонит, до свидания говорит»).

В процессе работы после каждого занятия целесообразно делать некоторые записи, отражающие динамику изменения поведения детей на занятиях, так называемые заметки психолога.

Приложение 2

Заметки психолога:

3.02. Занятие № 1 (Вводное. Знакомство.) Знакомство состоялось. В поведении Юли доминировал протест. Это выражалось в виде крика и плача, отказа от общих игр. Саша принял групповые правила, хотя с трудом, принимал участие во всех играх. В свободной игре к Грише и Юле не присоединился, играл с папой. Гриша все-время хотел убежать к игрушкам, но смогли удержать, выдержал без крика все занятие. В конце пришлось дать возможность свободной игры всем детям с родителями. Юля получила от этой части занятия положительные эмоции.

10.02. Занятие № 2 (вводное). Юля опять сидела на диване. От приветствия и игр отказалась. Плакала не так уже сильно. Включилась в процесс занятия с игры «У медведя во бору» и дальше до конца занятия принимала участие во всех играх. И Гриша и Саша негативно отнеслись к приветствию с помощью колокольчика. Закрывали уши. Не хотели говорить слова? С большим удовольствием играли в «Каравай». Саша вставал в центр круга уже по своей инициативе. Игру «У медведя во бору» приняли все и сразу.

17.02. Занятие № 3 (вводное) Юля включилась сразу в процесс занятия и участвовала во всех играх. Саша также был включен в игры. Стоял в круге. Выходил на роль медведя, но ни за кем не бегал и не догонял. Юля и Гриша берут на себя роли свободно. Саша отказывается от колокольчика. Юля и Гриша приветствуют с колокольчиком. Негатива и протеста у Юли и Гриши меньше. У Саши по прежнему много.

7.04. Занятие № 10 (итоговая часть) Дети стали более свободно общаться. Протеста меньше. Истеричное поведение не демонстрируют. Саша стал говорить на занятиях громко, участвует во всех играх. Гриша стал спокойнее.

14.04. Занятие № 11 (итоговая часть) Дети сами напоминают о приветствии и прощании, участвуют во всех играх. Просят поиграть в знакомые игры. В процессе реализации данной программы ожидается, что дети со сложным адаптивным механизмом и аутоподобным поведением в процессе совместной игровой деятельности приобретают социальный и коммуникативный опыт по взаимодействию с другими детьми, что является важным компонентом по успешной интеграции таких детей в социум.

www.maam.ru

Аутоподобное поведение у детей

Если вас беспокоит поведение вашего малыша, но вам кажется, что большинство симптомов аутизма к вам не подходит, может статься, что у вашего ребенка мягкая степень этого расстройства. Эту форму часто называют высокофункциональным аутизмом или синдромом Аспергера. При мягкой степени аутического расстройства у детей наблюдаются не все классические симптомы, а посторонние люди иногда даже не замечают, что с малышом что-то не так, пока им не укажут на конкретный признак.

Признаки лёгкой степени аутизма проявляют себя в том, как ребенок взаимодействует с другими людьми, играет с игрушками и использует повседневные предметы.

Вот перечень симптомов, характерных для мягкого аутизма (не обязательно, чтобы все они проявлялись в одном ребенке):

  • Избегание глазного контакта
  • Пристальное разглядывание других людей
  • Необычные выражения лица
  • Необычные положения тела
  • Неспособность понимать смысл изменения тона и громкости голоса
  • Монотонный голос
  • Непереносимость изменений в распорядке
  • Нехватка навыков поведения в обществе и общения с другими людьми
  • Трудности в начале или в поддержании социальных контактов
  • Сложности в поддержании диалога (говорят монологами)
  • Непонимание языка тела других людей
  • Хорошо развитая для его возраста речь
  • Готовность много и долго говорить на отдельные темы, которые его безмерно интересуют
  • Произнесение вслух своих мыслей
  • Трудности с развитием моторики
  • Большая заинтересованность в составных частях, а не во всем предмете
  • Гиперчувствительность к свету, запахам, шумам, поверхностям и другим стимулам (сенсорная дисфункция)

Как можно видеть, многие из симптомов высокофункционального аутизма связаны с аномальным поведением в обществе. Чаще всего, проблемы вашего ребенка будут лучше всего заметны, когда он будет окружен детьми своего возраста.

РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ КЛАССИЧЕСКИМ И МЯГКИМ АУТИЗМОМ

Основное различие между двумя формами аутизма состоит в том, что дети с мягкой формой обычно обладают нормальной речью и уровнем интеллектуального развития. У некоторых детей обе сферы могут быть даже развиты выше среднего.

Другое различие состоит в том, что люди с классическим аутизмом воздерживаются от социальных взаимодействий, а люди с мягкой формой обычно ищут общения и хотят завести дружбу. Но у них, чаще всего, не получается наладить полноценный контакт с другими людьми из-за незнания, как это сделать.

ПООБЩАЙТЕСЬ С ВРАЧОМ

Если вам кажется, что у вас или у вашего ребенка – мягкий аутизм, обратитесь к врачу-терапевту. Если он, пообщавшись с вами и попросив вас заполнить специальный опросник, разделит ваши опасения, то вам придется посетить специалиста-невропатолога. Возможно, он поставит вам диагноз – тогда вам придется начать работу над навыками, развитие которых отстает у вас или у вашего малыша.

ЗНАНИЕ — СИЛА

Аутизм звучит страшно, но с ним можно работать и смягчать его проявления. Вам обязательно нужно будет пополнять копилку ваших знаний, общаясь на специализированных форумах, читая статьи и книги. Знание, поддержка и любовь, объединённые вместе – лучшее, что можно предложить человеку, страдающему аутизмом.

Аутоподобное поведение. Советы родителям. (по материалам Темпл Грандин)

• Помните: среди аутичных детей, как и среди всех остальных, нет двух одинаковых. То, что помогает одному, может не сработать с другим. Разумеется, существуют некие общие принципы обучения, годные в любой ситуации, однако необходимо внимательно наблюдать за специфическими реакциями каждого ребенка и исходить уже из них.

• Попытайтесь понять, что интересует и привлекает ребенка. Если, например, он проводит целые дни в туалете, беспрерывно спуская воду в бачке, — спросите себя, что его завораживает? Шум воды, дерганье за ручку, или, может быть, причинно-следственные отношения между действием и результатом? Ответив на этот вопрос, постарайтесь направить его увлечение в другое русло.

• Будьте внимательны. Старайтесь понять, не только какие моторные действия (например, опускание воды в туалете) нравятся ребенку, но и что ему неприятно. Многие аутичные дети, не выносят громких звуков и крепких объятий взрослых. Отнеситесь к этому с пониманием и уважением!

• Поощряйте аутичного ребенка к двигательной активности, способствующей осознанию своего тела. Осязание может научить очень многому, и его следует использовать чаще — не только с аутичными, но и с обычными детьми. Предлагайте ребенку различные материалы — шелк, шерсть, глину, наждачную бумагу. Пусть он играет с глиной и песком. Танцы и движение под музыку приносят таким детям неоценимую пользу. Неговорящие дети с аутизмом иногда пропевают слова, которые не могут произнести.

• Все мы порой нуждаемся в уединении. Аутичным детям тоже бывает необходимо «тайное место», где они могли бы спрятаться и углубиться в свой внутренний мир. Помимо всего прочего, аутизм — это неспособность находиться внутри ситуации, и таким людям иногда бывает необходимо отключиться от всего окружающего.

• Будьте осторожны с домашними животными. Из-за неправильного восприятия мира аутичные дети часто бывают с ними жестоки. Сперва подарите ребенку мягкую игрушку, которую можно ласкать и гладить. Когда он поймет, что значит любить животное и заботиться о нем, можно переходить от игрушечного котенка или щенка к живому. Дайте ребенку подержать его и погладить. Становится все более и более очевидным, что домашние животные удивительно помогают улучшать состояние не только аутичных, но и просто очень пожилых и ослабленных разными немощами людей.

• Еще один метод работы — применение техник модификации поведения. Но трудность здесь в том, что при аутизме, как правило, нарушена способность к обобщению задачи. Например, аутичный ребенок научился есть ложечкой мороженое. Значит ли это, что он с такой же легкостью использует приобретенное умение при использовании столовой ложки для супа? Часто он не способен воспользоваться своими умениями в новой ситуации. Предлагайте ему каждую задачу как что-то новое. И имейте в виду: совершив очередное обобщение, ваш ребенок сделал еще один шаг к реальности.

• Помните о спонтанных реакциях. Упреки и выговоры иногда могут привести к улучшению поведения, но гораздо чаще ребенок не контролирует такие реакции и попросту не может с собой справиться.

• Создайте для ребенка спокойную, стабильную, безопасную обстановку. Аутичный ребенок просто не может нормально жить, если мир вокруг него постоянно меняется. Установите четкий распорядок дня. «Утром мы встаем, затем умываемся, затем завтракаем…» — и так далее. Аутичный ребенок не способен сам внести порядок в свой мир. Этот порядок должны установить вы. Изменения в обычном ритме жизни допустимы, если они имеют смысл.

• Следите за тем, что и как вы говорите ребенку. Обращайтесь к нему с короткими, простыми фразами. Смотрите прямо на него: аутичные дети воспринимают не только слова, но и «язык тела». Если это необходимо, возьмите ребенка за подбородок и установите зрительный контакт. Конечно, для аутичного ребенка это непростое испытание: он готов смотреть на что угодно, только не на собеседника… Будьте драматичны в выражении чувств. Пусть ребенок догадается о вашей радости по улыбке, а об унынии — по скорбно опущенным уголкам губ. Эта смена выражений привлечет его внимание к вашим глазам, лицу и телу. Ваш голос не должен быть монотонным; подчеркивайте главное слово, например: «Какого красивого кролика ты нарисовал!»

• Не боритесь с чрезмерными увлечениями, а переводите их в позитивное русло. Упорство, т. е. сосредоточенность на одной цели, может творить чудеса. Аутичные взрослые, способные самостоятельно жить и работать, часто трудятся в области своих детских увлечений. Так, один человек, с детства увлеченный цифрами, сейчас успешно составляет налоговые ведомости.

• Обращайтесь к специалистам. Выслушивайте разные мнения. Посещайте местные общества помощи детям с нарушениями развития. Будьте в курсе событий — новых открытий, исследований, разработок, методик. И, разумеется, обсуждайте свои проблемы с другими родителями!

Аутоподобное поведение – распространенное явление, которое нередко путают с аутизмом. Данное заболевание является частым среди детей вследствие ограниченного количества диагностической информации и общих сведений состояния ребенка. Такой тип поведения может быть причиной серьезных патологических процессов в головном мозге ребенка. Если ребенок перенес детский аутизм или аутистическую психопатию, такое поведение станет логическим следствием этих недугов. Болезни неврологической патологии, психологические расстройства и генетические патологии также повлекут за собой данный тип поведения.Причины аутистического поведенияТакой тип поведения может быть вызван из-за ряда причин. Среди них выделяют следующие:1. Прививки.2. Тяжелые инфекции.3. Пси-отравпирующих ситуации в раннем возрасте.4. Тяжелые травматичные роды.Что именно вызывает аутистическое поведение медицина и наука может только предположить. Исследования пришли к выводу, что возможные патологии, как правило, появляются в раннем периоде развития мозга.Симптомы аутистического поведенияВозраст, в котором нарушение поведения ребенка становится заметным составляет около 2 лет. Ранее достаточно сложно что-либо диагностировать, так как малыш слишком мал и не может описывать свое состояние. При малейших изменениях поведения ребенка его следует показать специалистам. Однако такое явление не так легко и распознать, ведь его часто путают с нарушением слуха или медленным развитием речи.Большое количество информации поможет родителям ребенка до 1 года распознать симптомы этой болезни, среди которых:1. Ребенок в 6 и боле месяцев не показывает эмоций радости и не улыбается.2. Ребенок не произносит ни звуки гуления, ни лепета.3. Постоянно хлопает в ладоши и детально рассматривает пальцы рук.4. Ребенок не проявляет любознательность к окружающему миру и людям, не показывает на предметы и не может сконцентрировать взгляд на их передвижении.5. Общение с родителями не вызывает никакого интереса.6. Движения ребенка не логичны.Признаки ребенка в возрасте 2 лет с аутистическим поведением такие же, как и в возрасте 1 года. Но следует добавить такие:1. Ребенок проявляет вспышки агрессии (может укусить себя или ударить).2. Хаотичные движения головы, рук, кистей.3. Уровень интеллекта снижен: его речь неэмоциональна, отсутствие различий между местоимениями.4. Прием пищи ребенка нарушен.Диагностика и лечениеАутистическое поведение ребенка вылечить можно, если провести раннюю диагностику и вовремя поставить правильный диагноз. Следует подобрать правильную медикаментозную терапию и психологическое сопровождение врача.Сам процесс диагностики заболевания состоит в прохождении ряда обследований. Среди них электроэнцефалография, консультации психиатра и невролога, МРТ и КТ головного мозга. Если говорить про используемые препараты в лечении, то это нейролептики, стимуляторы и антиконвульсанты.Альтернативой психофармакологических препаратов может служить метаболическая терапия аминокислотными композитами. Именно благодаря такой терапии у ребенка значительно улучшается внимание и психоречевое развитие, проходит аутоагрессия и агрессия. Со временем поведение детей становится уравновешенным и адекватным, они начинают понимать окружающий мир и людей.

Результат лечения такого поведения зависит от ряда факторов. К ним относят возраст ребенка, при котором диагностировали заболевание, тяжести аутистических симптомов, интеллект малыша. Гарантией нормального последующего развития становится своевременная диагностика и качественная коррекция.

а. Ребенок, которого они описывают, может быть нетипичным, не соответствовать аутизму каннеровского типа: он может быть достаточно многоречив (хотя и со слабой коммуникацией), у него может быть интерес к другим людям (хотя взаимодействие носит странный характер).

В таком случае, термин «аутоподобный» используется, чтобы избежать стереотипной ассоциации с неговорящим и замкнутым аутичным ребенком. Это, по-видимому, не оправданный способ рассуждения об аутизме, поскольку, используя по отношению к таким детям термин «аутоподобный», мы способствуем неправильному пониманию того, как может проявляться аутизм. Этот термин также не вполне ясен, и ребенок, получающий такое определение, может не получить тех прав на образование, которые дает диагноз «аутизм».

b. Ребенок, которого они описывают, может быть более способным, чем большинство аутистов. В этом случае, возможно, стоит говорить о «мягком аутизме», «аутоподобный» же предполагает наличие нарушений иных, чем при аутизме, которые только сходны с аутистическими — и это вносит путаницу.

c. Термин может касаться только какого-то аспекта поведения ребенка: например у ребенка видны «аутоподобные» трудности коммуникации. Такое использование термина игнорирует представление об аутизме как о настоящем синдроме, вызываемом базовым когнитивным дефектом, проявляющимся в триаде нарушений. Ребенок с трудностями коммуникации, но без нарушений социализации и воображения — не аутичный, поскольку аутизм характеризуется сочетанием триады нарушений. Ребенок, у которого имеются трудности коммуникации, — это просто ребенок с трудностями коммуникации. В том, чтобы называть такого ребенка аутоподобным (если у ребенка нормальная символическая игра и социальное взаимодействие), не больше смысла, чем называть ребенка с прыщиками «кореподобным». Любое нарушение из триады само по себе не характеризует аутизм, и изолированные проблемы в социальном взаимодействии, коммуникации или в сфере воображения должны описываться отдельно.

Такой подход менее запутывает и более информативен — само по себе любое нарушение из триады может вызываться причинами, совершенно отличными от тех, которые лежат в основе аутизма.

В 2016-м ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) сообщила, что расстройства аутистического спектра находят у одного из 160 ребятишек. Именно поэтому так важно иметь представление о том, каковы ведущие и второстепенные признаки аутизма у детей.

Сегодня подростки могут обозвать «аутистом» замкнутого одноклассника, а педиатры освоили нежное словечко «аутята». Хотя корректно сказать – «человек/ребёнок с аутизмом». Так ничьё самолюбие точно не будет задето.

Что такое аутизм?

Раньше аутизм считали детским вариантом шизофрении. Сейчас это мнение признали ошибочным. Теперь выделяют РАС – расстройства аутистического спектра. Это комплекс разных состояний с похожими симптомами. Основная черта – ребёнку трудно общаться, взаимодействовать с людьми, ему некомфортно в социуме. Также характерны повторяющиеся модели поведения.

Ученые пока не знают, что провоцирует это заболевание. Оно встречается в любых социальных слоях, любых народах одинаково часто. Чаще у мальчиков, чем у девочек — соотношение 4:1.

Факторы риска:

  • возраст родителей старше 35 лет;
  • патология беременности, родовая травма;
  • неблагоприятные воздействия во время беременности;
  • наличие в семье детей с аутизмом, умственной отсталостью, задержками речевого развития;
  • психиатрические болезни у родственников.

Аутизм и прививки

Иногда признаки аутизма у детей становятся заметны после прививок. Это тяжело для восприятия, но после – не означает вследствие. Карапузам за первый год жизни делают минимум 7 прививок, поэтому такие совпадения возможны.

Была популярна гипотеза о том, что ранний аутизм вызывает вакцина от кори, краснухи и паротита (КПК). Точнее, ртуть, которую она содержит. Из-за этой информации многие мамы отказывались вакцинировать детей. Это не снизило распространённость аутизма, зато привело к эпидемии кори.

Панику в 1998 году начал хирург, Эндрю Уэйкфилд, и его статья в медицинском журнале «Ланцет» (всемирно уважаемое издание). Врач писал о проведённом исследовании, в ходе которого оказалось, что КПК провоцирует аутизм.

Другие ученые пытались повторить этот эксперимент. Никто не смог получить даже отдаленно похожих результатов. В 2002 Кристен Мадсен рассказала о своём исследовании, которое доказало отсутствие связи между прививками и РАС.

Мотивом лжи Уэйкфилда были деньги. За фальсификацию хирург получил около 800 тысяч долларов. Ему платил адвокат, Ричард Барр. Такая статья была необходима ему, чтобы требовать у государства материальную компенсацию для детей с аутизмом.

В 2010-м суд признал, что Уэйкфилд действовал незаконно. Ему запретили заниматься практической медициной в Великобритании. После судебного решения «Ланцет» напечатал опровержение.

Подробно об этом случае можно прочитать в книге Пола Оффита «Смертельно опасный выбор».

Когда появляется аутизм?

Аутизм – врожденное состояние. Им нельзя заразиться или переболеть. Но и заметить неладное выходит не сразу. Особенно, если ребёнок – первый, и у молодой пары нет опыта общения с малышами. Тогда новоявленные родители не могут уверенно отличить возрастные капризы от тревожных сигналов.

До года обычно не говорят про аутизм, но к двум его уже можно предположить. Нарушения проявляются до 3-летнего возраста. Официальный диагноз ставят в 3-5 лет и позже.

Симптомы аутизма

Классические признаки

Существует классическая триада симптомов.

  1. Проблемы с социальным взаимодействием. Ребёнок избегает смотреть в глаза, не умеет показать, что ему нужно (отсутствует указательный жест, вместо него используется рука взрослого), не хочет делиться, не приветствует знакомых, не участвует в коллективных играх.
  2. Однообразные, повторяющиеся интересы, поведение, ритуалы. Если идти в магазин, то одной дорогой. Истерика при попытке сменить маршрут. Игры неигровыми предметами (например, между куклой и ключами выбирает ключи). Однотипные «упорядочивающие» игры: расстановка предметов по размеру, цвету. Может быть главенствующая тема интересов. Допустим, это поезда. Тогда школьник будет знать мельчайшие детали про их строение и работу, не умея при этом удержать в голове базовую информацию о мире (например, страна проживания, профессия папы).

Ритуалы таковы: помыть руки обязательно пять раз, дважды обходить вокруг дома каждое утро, есть только одной ложкой, ходить только в красной рубашке и т. д.

  1. Нарушения в общении. Человек мало разговаривает, не пытается заговорить со сверстниками на площадке, в парке. В школе не отвечает на вопрос учителя, даже если знает ответ или отделывается односложным «угу». Испытывает сильный дискомфорт при необходимости ответить на звонок, позвонить, задать вопрос продавцу в супермаркете. Такой человек предпочтет трижды заблудиться, чем спросить дорогу у незнакомца. Будет молчать о боли, потому что терпеть ему всё равно легче, чем самому обратиться ко взрослому.

Дополнительные признаки

Дополнительные критерии аутизма:

  • эхолалия (бессмысленное повторение слов за собеседником);

— Как тебя зовут?

— Тебя зовут.

— Тебя зовут Дима.

— Зовут Дима.

  • снижение чувствительности к боли;
  • стереотипии. У аутичных детей наблюдаются стереотипии или стимминг/стим, т.е. регулярно повторяющиеся движения, звуки. Самостимуляция имеет различные формы: накручивание волос на палец, кусание себя, выкрики, ковыряние в носу, верчение брелока и т.д.;
  • самоповреждения (селфхарм);
  • снижение чувства самосохранения;
  • невозможность понимать социальные сигналы. Косвенные просьбы, намёки, переносные смыслы – всё это чуждо для понимания человека с РАС. «Яблоко от яблони» — для них действительно история про деревья;

Пример:

Звонит телефон. Мама спрашивает у дочери:

— Ты можешь ответить? – естественно, мама надеется, что дочь снимет трубку.

— Могу, — спокойно отвечает девочка и не двигается с места.

Телефон продолжает звонить.

  • невозможность изменять своё поведение в зависимости от ситуации;
  • избирательность в еде, проблемы с приёмом пищи;
  • сложности с засыпанием;
  • приступы агрессии, гнева;
  • гиперактивность;
  • снижение концентрации;
  • неумение проявить эмпатию, «считать» чувства другого человека по тону, выражению лица, позе.

Все мы периодически делаем что-то из этого списка. Это нормально: бывает разное настроение, обстоятельства, самочувствие.

Паниковать нужно, когда начинают проявляться несколько признаков постоянно. Нужно обратить внимание и на силу их проявлений. Для ребёнка естественно иметь любимую игрушку и стесняться незнакомых взрослых. Но если истерика из-за забытой машинки не утихает третий час и вы всерьёз подумываете просить пилота остановиться… Вычурность, интенсивность, постоянность таких ситуаций – повод проконсультироваться у врача.

Важно отличить аутизм как самостоятельное заболевание от аутизации, которую вызвала иная патология (депрессия, шизофрения и т. д.).

Особенности внешнего вида

Выглядят ли иначе дети-аутисты? Как распознать их при встрече? Особенности таковы:

  • человек не смотрит в глаза;
  • погружен в себя, едва реагирует на происходящее вокруг;
  • избегает случайного тактильного контакта;
  • отсутствуют выраженные эмоции, мимика;
  • при этом может быть чрезмерная неадекватная реакция на незначительный раздражитель;
  • неопрятность в одежде;
  • неуклюжесть.

Внешние признаки аутизма у детей до 1 года:

  • ребёнок мало улыбается;
  • почти не привлекает к себе внимания;
  • не оживляется при виде мамы и папы;
  • не гулит, не лепечет;
  • взгляд фиксирован.

Всегда ли у людей с РАС есть умственная отсталость?

Не всегда. По данным ВОЗ, около 50 % людей с диагностированным аутизмом имеют такую проблему.

Уровень интеллектуального развития напрямую зависит от того, насколько своевременно начата коррекция. Чем раньше стартовала терапия, тем более высокие результаты будут достигнуты.

Нужно учитывать и сложности диагностики. Нейротипичного (обычного) ребёнка можно уговорить пройти тесты, выполнить задание. Мотивировать человека с аутизмом сделать то, что ему неинтересно, гораздо сложнее. По этой же причине затруднено обучение таких детей.

Другие виды аутизма

Синдром Аспергера (синдром саванта): все признаки РАС, помимо нарушений в когнитивной (познавательной) сфере. Характерен высокий интеллект, глубокое погружение в изучаемый предмет, сильная неуклюжесть. Такие люди получают признание в науке, искусстве.

Синдром Ретта: чаще встречается у девочек. Характерно нормальное развитие в первом полугодии жизни, после чего наступает ухудшение с потерей навыков. Отличительная черта – повторяющиеся движения кистями рук. Выглядит, будто ребёнок постоянно моет руки.

Диагностика детского аутизма

Когда мама замечает, что чадо не отзывается на имя, не смотрит в глаза, предпочитает в сотый раз разложить мишек от большего к меньшему, а не поиграть с соседским Петькой, естественно, она обращается к педиатру или детскому психологу.

Оба специалиста обязаны увидеть тревожные знаки и отправить семью на консультацию к детским неврологу и/или психиатру.

Методы исследования

Основой для постановки диагноза являются жалобы родителей, педагогов и наблюдение за ребёнком. Мать и отца тщательно опрашивают, выясняя причины их беспокойства и ход событий.

После чего применяют дополнительные методы исследования.

Метод Для чего используется
Электроэнцефалография Для поиска эпилептических очагов. Эпилепсия часто сопутствует аутизму.
МРТ головного мозга Позволяет найти следы травм, выявить вероятные опухолевые образования, которые могли бы объяснить нарушения поведения.
Консультация ЛОРа Проверка слухового и речевого аппарата. Нужно убедиться, что ребёнок слышит и может ответить, но не использует эту возможность.
Уровень гормонов щитовидной железы Проблемы щитовидки всегда влияют на эмоции.
Кровь на фенилкетонурию При отсутствии лечения эта болезнь может дать схожую симптоматику.

Тесты и опросники

Для определения аутизма применяют:

  • опросник M-CHAT-R (для детей 1-2 лет);
  • шкала аутизма C.A.R.S. (для детей 2-4 лет);
  • тест ASSQ (для детей 6-16 лет);
  • опросник на повторяющееся поведение;
  • опросник для оценки эффективности терапии при аутизме.

Они есть в интернете. Их можно пройти дома, за компьютером, бесплатно.

Бывают ли взрослые с аутизмом?

В странах СНГ до сих пор «переписывают» аутизм в шизофрению, как только пациенту исполнится 18. Не нужно быть психиатром, чтобы не заметить неувязки в этой «логической» цепи.

В реальной жизни взрослые люди с аутизмом, естественно, существуют. Документально же аутизм пока остается детским диагнозом.

Лечение аутизма

Доказанных методов лечения РАС не существует. Таблетки от аутизма нет. Но есть работающие методы психосоциальной коррекции. Они повышают качество жизни человека с диагнозом и его близких.

Фармакотерапия

Из медикаментов применяют нейролептики, транквилизаторы, ноотропы, витамины.

Единственный разрешенный детям нейролептик – Рисперидон. Это атипичный нейролептик, т. е. препарат нового поколения, дающий меньше побочных эффектов. Названия препаратов: Рисполепт, Рилептид, Рисперидон, Риссет. Доза подбирается лечащим врачом для каждого пациента отдельно. Расчёт производят по весу, а не по возрасту.

Цена препарата варьируется от 145 до 400 рублей за упаковку таблеток.

Диетотерапия

Применяют безглютеновую и безказеиновую диету. Исключают молоко, хлеб, пшеницу, ячмень, рожь. Чтобы оценить, работают ли пищевые ограничения, нужно продержаться без клейковины минимум полгода.

Диета получила популярность, т. к. заметно улучшает поведение у детей с РАС.

Программы реабилитации

Название Суть метода
АВА — терапия Поведенческая терапия, использование окружающей среды для коррекции поведения. Очень эффективна. Эксперт в СНГ – Юлия Эрц.
Томатис Использование звуковых импульсов для работы с корой головного мозга.
Анималотерапия Лечение контактом с животными: дельфинами (дельфинотерапия), лошадьми (иппотерапия), собаками (канистерапия).
Арттерапия Лечение рисованием.
Кинезитерапия, сенсорная интеграция Лечение движением.
Занятия с логопедом Для решения речевых проблем.

У моих друзей ребёнок с аутизмом. Как с ними общаться?

Не верно Верно
Наука не стоит на месте, вылечат! Ты научишься с этим жить. Если я могу помочь, я рядом, только скажи.
Ты, наверное, пила во время беременности, да? Ну, если честно? Промолчать.
Это всё из-за прививок, да? Промолчать.
Я слышал, помогает гомеопатия/обтирания кровью гадюки/заговоры/гипноз! Почему ты не пробуешь? Что вы уже пробовали? Чем я могу помочь?
Сдайте его в интернат, молодые ещё, нового родите! Промолчать.
Я не умею общаться с… ТАКИМИ. Подскажи, я должен что-то знать, чтобы не навредить?

Способы помочь:

  • собрать материальную помощь на работе/в спортклубе и т. д.;
  • помочь с уборкой/готовкой;
  • посидеть пару часов с ребёнком;

Это требует больших усилий, чем возня с нейротипичным школьником, но всё абсолютно реально. Такая помощь очень нужна, потому что маме иногда хочется на маникюр или попить кофе одной, а вот бабушек-энтузиасток после постановки диагноза становится в разы меньше.

  • обсудить, в какой информации нуждается семья (курсы реабилитации, школы с инклюзией, тьюторы, педиатры), и посёрфить интернет на эту тему;

Не нужно скидывать всё подряд с тегом #аутизм.

  • продолжать общение, приглашать на мероприятия в прежнем режиме.

babytwins.ru

Ребенок избалованный или аутичный — как понять? | Фонд Выход, аутизм в России

26.11.15

Советы тем, кто случайно стал свидетелем странного поведения ребенка, которое может быть вызвано особенностями развития

Источник: Autism.about.com

Дети с аутизмом склонны к странному поведению. Они могут издавать странные звуки, действовать импульсивно, убегать или залезать туда, куда не следует. Они могут быть чрезвычайно разборчивы в еде, отказываться надевать определенную одежду или им может быть трудно уснуть и оставаться в постели всю ночь. Они могут снова и снова стучать дверью, спускать воду в унитазе без надобности, снимать с себя одежду или драться с другими детьми. У них могут быть проблемы с вниманием, они могут легко отвлекаться, с ними даже может случиться очень длительная и громкая истерика, «нервный срыв».

Эти виды поведения социально неприемлемы. И нет такого поведения, которое может случиться только с ребенком с аутизмом. Так что в реальности, большинство взрослых людей, которые видят ребенка старше трех лет, ведущего себя таким образом, быстро приходят к выводу, что перед ними «донельзя избалованный» ребенок. Им кажется, что ребенка поощряли плохо себя вести, и что родители просто никогда не говорят ему «нет».

Вероятно, есть только две ситуации, в которых взрослый человек может заподозрить, что он наблюдает аутичное поведение, а не просто банальные капризы.

Во-первых, это ситуации, в которых язык тела и движения ребенка слишком необычны и выдают его особенности развития. Например, если подросток вообще не говорит, а для общения издает отрывочные звуки, или если ребенок раскачивается и машет кистями рук. Такое поведение может сообщать окружающим, что «у этого ребенка есть особые потребности».

Вторая ситуация происходит тогда, когда этот взрослый сам воспитывает или работает с ребенком с аутизмом. Мы, родители детей с аутизмом, так часто встречаем людей в этом спектре в приемных, на группах и в коррекционных классах, что знаем возможные проявления как свои пять пальцев.

Но что, если у вас нет ребенка с аутизмом, но вы просто наблюдаете или общаетесь с ребенком, который, как вам кажется, ведет себя плохо. Может быть, вы тренер в спортивной секции, вожатый в лагере, инструктор в бассейне или смотритель музея. Как вы можете понять, столкнулись ли вы с аутичным ребенком или же его действительно избаловали?

Вот несколько возможных подсказок, которые помогут вам понять, нуждается ли этот ребенок в строгой дисциплине или в специальной поддержке.

1. Странное поведение происходит «на ровном месте». В то время как обычные дети могут плохо себя вести, когда им в чем-то отказывают, или они недовольны ровесником, проблемное поведение детей с аутизмом часто является результатом сенсорных трудностей (слишком светло, слишком громкие звуки, неудобная одежда, странные запахи), которые могут быть невидимы для остальных людей.

2. Поведение повторяется, но не преследует какую-либо цель. Ребенок, который снова и снова открывает и закрывает дверь, возможно, для того, чтобы понаблюдать за движениями двери, вряд ли делает это потому, что он «балуется». Вероятно, ему нравится этот сенсорный опыт, и он просто не знает о том, что данное поведение неуместно.

3. Поведение не соответствует возрасту ребенка. Когда способный двенадцатилетний мальчик настаивает на том, чтобы без конца говорить про видео или мультики «для малышей» или выпаливает ответы, не поднимая руку и обращая внимания на одноклассников, то вряд ли он просто хочет всех «достать». Подобное импульсивное поведение, а также интересы, странные для данного возраста, часто связаны с аутизмом.

4. Ребенок не ждет реакции окружающих. Если обычные дети «балуются», чтобы добиться реакции взрослых или сверстников, дети с аутизмом могут делать то же самое по своим собственным, внутренним причинам. Если вы видите, что ребенок делает то, что вы считаете «баловством» (сидит под столом, встает на скамью, бегает, хотя делать этого нельзя), но его при этом не интересует реакция на его поведение, то это может быть проявлением аутизма.

5. Ребенок не понимает социальные аспекты ситуации. Дети с аутизмом могут не понимать реакцию других людей, особенно если она неявная. В результате, они могут говорить без конца на одну и ту же тему, потому что не понимают, что она уже всем наскучила, вторгаться в личное пространство или считать, что им тут рады, даже если это не так.

Ни один из этих признаков еще не доказывает, что у ребенка можно диагностировать аутизм, но они определенно говорят о том, что ребенок не просто мешает окружающим ради того, чтобы их позлить или добиться своего. Независимо от аутизма эти дети нуждаются в дополнительной помощи, чтобы справиться с повседневными сложностями!

Также смотрите:

Что делать, если вы стали случайным свидетелем истерики, связанной с аутизмом

Понимание аутизма: что важно знать каждому

Что такое аутизм

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

outfund.ru


Смотрите также

Подпишитесь на бесплатный курс "Секреты воспитания"
и получите бесплатно
Секретную книгу.

Из данного курса Вы узнаете о тайнах народной педагогики, о секретах современных технологий воспитания и массу другой полезной информации для решения Ваших проблем.
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

12 простых формул для подготовки ребенка к детскому саду

Узнать

 


Адаптационные игры с песком

Узнать

 


Как быть счастливыми родителями

Узнать