Узнайте Секреты Воспитания Ребенка И Легко Получите Результат

имя и адрес пусто пусто


5 простых приемов для развития у ребенка самостоятельности.

Узнать

 


Методика выполнения движений с ребенком от специалиста высшей квалификации

Скачать бесплатно

 



Содержание, карта сайта.

Борисоглебский монастырь женский


Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь Ставропигиальный женский монастырь

В 1821 году при церкви была открыта богадельня, преобразованная вскоре в женское общежитие, а затем – в монастырь. Устав для общежития был составлен лично святителем Филаретом (Дроздовым), который и впоследствии не оставлял Аносину пустынь своим милостивым вниманием, любил навещать ее и дорожил духовной дружбой с ее настоятельницами.

Княгиня Евдокия Мещерская, давно желая принять монашество, ходатайствовала о своем вступлении в общежитие. Ее душа стремилась к смиренному пути простой инокини, но по настоянию святителя Филарета она приняла крест игуменства. Так в 1823 году княгиня Евдокия Мещерская стала первой настоятельницей Аносина монастыря – игуменией Евгенией.

Дел предстояло много, но игумения не страшилась трудов. Имея целью воскресить дух древнего иноческого жития, которым так ярко сияли монастыри древней Руси, она испрашивает у святителя Филарета для Борисоглебской обители строгий устав, и владыка дает сестрам чин общежития Феодора Студита. Обитель в Аносино, удаленная от человеческого жилья и мирской суеты, была пустынью не только по названию. По территории монастыря никто из посторонних вообще не ходил (это правило строго соблюдалось вплоть до его закрытия в советское время). По уставу в обители не допускалось наемного труда. Все работы, вплоть до изготовления обуви, сестры выполняли самостоятельно. При этом запрещалось ходить в мир «за сбором» (то есть за милостыней на нужды монастыря). Труда в монастыре было много, но столько, чтобы он не препятствовал молитве. Уставные, долгие службы начинались глубокой ночью. Келейно же сестры упражнялись в молитве Иисусовой. Дабы ничто не отвлекало сестер от внутреннего делания, в кельях не было даже освещения (кроме лампадки перед иконами). Общежительный устав избавлял насельниц от излишних попечений и вместе с тем приучал к смирению и нестяжательности. По кельям не позволялось иметь ничего лишнего, только самое необходимое, никто ничего не мог получить от мира. При мудрой и деятельной начальнице монастырь быстро благоустраивался как внешне, так и внутренне.

Стараясь ввести древний чин общежительной иноческой жизни, матушка Евгения не забывала и о созидании собственной души. В храме молилась благоговейно, в келлии неукоснительно исполняла монашеское правило, кроме самонужнейших вещей не имела почти ничего, наблюдая воздержание, довольствовалась простой пищей в монастырской трапезе, носила на теле власяницу и спала на жестком ложе, самым кратким сном. Большую часть ночи проводила она в молитве, чтении Слова Божия и святоотеческих книг. Чтобы пробудить в себе память смертную, она за много лет до кончины велела устроить гроб и вырыть могилу, которую нередко посещала со слезами и плачем. Игумения Евгения была наделена живым умом и даром красноречия, беседа ее увлекала слушателей. Но особой отличительной чертой матушки было глубочайшее нелицемерное смирение, которое пронизывало ее отношение как к монашествующим, так и к мирянам.

В 1837 году, в возрасте 63 лет, основательница монастыря и его первая игумения, матушка Евгения, скончалась и была погребена в монастырском Троицком храме возле придела святых благоверных князей Бориса и Глеба. Настоятельницей обители стала ее крестница и воспитанница, сестра Анастасия, прежде бывшая крепостной княгини Мещерской, служанкой ее дочери Анастасии. Сопребывание с игуменией Евгенией, при которой она была довольно долго казначеей, образовало ее, и так как она благоговела перед памятью покойной настоятельницы, то старалась о том, чтобы поддержать заведенный ею порядок, и ее игуменство было продолжением предыдущего. Она управляла Аносиным монастырем в течение двадцати лет (до перевода в Серпуховской Владычный монастырь).

Во время ее игуменства поступила в монастырь и постриглась в монахини внучка основательницы обители Евдокия (в монашестве Евгения) Озерова, ставшая третьей настоятельницей монастыря (1854–1875). Как и ее бабушка, в сан игумении новая настоятельница была возведена митрополитом Московским Филаретом. Прежде принятия должности настоятельницы, Евдокия Семеновна, нисколько не кичась своим происхождением и родством с матушкой-основательницей, в течение 5 лет со смирением и любовью проходила все послушания: носила воду и дрова на поварню, стирала белье, готовила пищу для трапезы сестер, мыла полы, сама закладывала лошадь.

Под руководством игумении Евгении-младшей Аносин монастырь успешно благоустраивался и к семидесятым годам прошлого века стал образцовой общежительной пустынью как по укладу жизни, так и по духовным своим достижениям. Обитель славилась прежде всего своим подвижничеством. Ее монахини нередко становились настоятельницами других монастырей и общин. Не случайно портрет Аносинской игумении Евгении украшал настоятельский корпус Оптиной пустыни – оптинские старцы часто направляли своих духовных дочерей в Аносину пустынь, зная, что именно там они получат помощь в монашеском подвиге и духовное окормление. Вообще Аносинский монастырь часто называли «женской Оптиной пустынью»: здесь также было развито старчество – традиция духовного окормления монашествующих, особенно новоначальных сестер. Каждая из них вручалась опытной монахине – старице, и отношения между ними строились на взаимном доверии, без чего невозможно стяжать смирение и послушание – начало всех других христианских добродетелей.

В 1875 году мать Евгению перевели в Москву, где до своей кончины в 1890 году она была настоятельницей московского Страстного монастыря. А настоятельницей Аносина монастыря после нее сталамонахиня Рафаила (Ровинская), единодушно избранная сестрами и утвержденная епархиальным начальством. Игумения Рафаила была достойной преемницей игумении Евгении в 1875–1879 годах; после Аносиной обители она управляла еще рядом монастырей Московской епархии.

Пятая игумения матушка Иоанна (Макарова) стояла во главе монастыря около сорока лет (1879–1918-1919?) и преставилась в возрасте 90 лет уже после революции (пришла в обитель матушка еще 18-тилетней девушкой). Она была строгой подвижницей, не принимала никаких личных услуг, сама делала все в своей келлии: убирала, топила, ставила самовар, отдельного стола не имела, а пользовалась общим, сестринским, и, как свидетельствовали современники, за все свое долговременное игуменство ни разу не нарушила этого правила. Церковные службы матушка посещала неопустительно, последний ее выход в церковь был за два дня до смерти. После смерти на ней нашли власяницу. Как настоятельница игумения Иоанна была строга. Принимая в обитель сестер, она брала с них подписку до смерти безвыходно пребывать в монастыре, не разрешала никаких поездок и отпусков на родину. Вела старческое окрмление и всемерно заботилась, дабы насельницы обители не проводили времени праздно. В то же время строгость настоятельницы в отношении духовного уклада монастырской жизни не была ни черствостью, ни жестокостью. К сестрам она была милостива, как мать, а они благоговели перед своей игуменией. По свидетельству епископа Арсения (Жадановского), «святое сродство» объединяло ее душу с душой известного старца Зосимовой пустыни схиигумена Германа (Гомзина), который «время от времени проведывал ее с целью поучиться монашеству и поутешиться беседою».

Перед революцией 1917 года Борисоглебская Аносинская обитель была процветающей. В ней подвизалось около 180 монахинь и послушниц, хозяйство было хорошо налажено, здесь производили почти все виды сельскохозяйственных работ, занимались вышивкой и другими рукоделиями.

Лихолетье

После революции Аносин-Борисоглебский монастырь существовал еще десять лет. В 1923 году, уже при большевиках, он отметил свое столетие. Его последняя перед закрытием игумения Алипия (1875–1942; в миру Мелания Петровна Таишева, духовная дочь схиигумении Фамари (Марджановой), в схиме – Евгения), приняв обитель в цветущем состоянии, всеми силами старалась сохранять монастырский дух и уклад жизни на прежнем высоком уровне. Но притеснения от властей не могли не сказаться: монастырь был обложен тяжелыми налогами. Инокини всегда много работали, но ровно настолько, чтобы обеспечивать себя: устав обители не позволял им иметь ничего лишнего, так как главной в их жизни была молитва. Теперь же, чтобы платить налоги, пришлось расширять хозяйство: стали разводить свиней, стегать одеяла, вязать на специально приобретенных машинах чулки и пуховые вещи на продажу, разводить для этого пуховых кроликов. Питание ухудшилось, сестры стали уставать. Пришлось, не сокращая служб, переносить их с ночного на более удобное утреннее время. Новых сестер из мира стало поступать мало, но до самого закрытия все еще оставалось около 130 инокинь и послушниц. В эти годы, с июня 1925 по июль 1926 (до ссылки в Дивеево), в Аносино или на пустынном монастырском хуторе под Кубинкой жил епископ (священномученик) Серафим (Звездинский). Во время пребывания в монастыре владыка ежедневно совершал Божественную литургию в храме св. великомученицы Анастасии, наедине, с одной лишь псаломщицей. Весной 1928 года из Павловской слободы в монастырь приехали представители власти и потребовали, чтобы через час в трапезной были собраны все сестры. Когда все собрались, приезжие оповестили насельниц, что отныне они будут именоваться не монастырем, а трудовой артелью. Но уже в конце июня приехали снова и арестовали матушку, двух священников и еще четырех сестер. Арестованных повезли в Москву, а остальным приказали через три дня освободить монастырь. Сестры разошлись кто куда, но еще до этого, не дожидаясь их ухода, кельи монахинь заняли местные жители, так что последние дни они ночевали в трапезной на полу. Монастырский архив и библиотека были изъяты и отправлены в г. Истру. Иконы, вывезенные воинствующими безбожниками из Аносиной обители, погружались в специальные чаны с кислотой для получения золота, после чего тут же сжигались. Погибли и монастырские колокола. Что касается различной церковной утвари, то она была конфискована еще в начале 20-х годов в ходе кампании по изъятию церковных ценностей. Территория монастыря также подверглась разорению. В храме вмц. Анастасии Узорешительницы сперва устроили клуб, потом он был перестроен в здание барачного типа. Колокольня и приделы Троицкого собора были взорваны во время Великой Отечественной войны. В церкви свт. Димитрия Ростовского расположился сельский магазин. На основе слаженного хозяйства была создана сельскохозяйственная коммуна, преобразованная в один из первых подмосковных колхозов. Еще в начале 90-х годов на территорию монастыря через огромные проломы в стенах въезжали тракторы и грузовики – здесь были размещены автохозяйство и ремонтные мастерские. Но огонек духовной жизни не угасал, и вне монастырских стен инокини не порывали связи друг с другом – духовная дружба связала их на всю жизнь. Они навещали сестер на именинах, помогали во время болезней, были друг другу надежной опорой во всех скорбных обстоятельствах жизни. Особенно трогательной была привязанность к своим наставницам их духовных дочерей – многие из них добровольно поехали в ссылку за своими старицами. Другие инокини до глубокой старости жили при церковных сторожках, обслуживая храмы. Их отличали кротость, смирение, молчаливость, – все то, что было так характерно для прежних аносинских монахинь. Две аносинские сестры прославлены в сонме новомучеников и исповедников Российских – преподобномученица Дария (Зайцева), расстрелянная на полигоне Бутово под Москвой – память 1 / 14 марта, и преподобномученица Татиана (Фомичева), принявшая смерть в заключении – память 20 ноября / 3 декабря. Блаженная Пелагея, любившая посещать Аносину пустынь, незадолго до ее закрытия предсказывала: «Обитель будет до тех пор, пока последняя сестра не переселится в вечность». Последняя сестра –схимонахиня Анна (Теплякова), бывшая послушница Борисо-Глебского Аносина монастыря – дождалась возрождения родной обители.

Возрождение

В 1992 году по ее просьбе Святейший Патриарх Алексий IIблагословил взять обитель на восстановление, сперва – в качестве патриаршего подворья, а в 1999 году она получает статус самостоятельного ставропигиального монастыря. Для возобновления иноческой жизни в Аносине прибыли насельницы Рижского Троицкого монастыря во главе с монахиней Варахиилой (Бучельниковой). Знаменательно, что основательница Рижского монастыря схиигумения Сергия (Мансурова) была духовной дочерью третьей аносинской игумении Евгении (Озеровой), внучки первоначальницы Евгении, и переняла заветы Аносиной пустыни. Строителем и духовником монастыря был назначен насельник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Спиридон. В 2005 году настоятельницей монастыря поставлена монахиня Мария (Солодовникова). За последние годы из руин воссозданы Троицкий храм и привратная церковь Святителя Димитрия Ростовского. Отстраивается церковь Анастасии Узорешительницы. В 2006 году Патриархом Алексием II освящен храм-часовня Святой царицы Тамары, возведенный на кладбище деревни Аносино. Благоустроены сестринские корпуса, при обители устроен приют для девочек, налаживается крепкое монастырское хозяйство. Среди святынь монастыря – мощевики с частицами мощей многих святых: покровителей монастыря благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, святителей Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника, Спиридона Тримифунтского, Луки (Войно-Ясенецкого), Киево-Печерских подвижников, Оптинских старцев, преподобных Кирилла и Марии Радонежских, Серафима Саровского, Даниила Переяславского, праведного Симеона Верхотурского, блаженной Матроны Московской, мученицы Татианы, преподобномученицы Евгении, преподобномучениц Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары и других святых. Сестры благоговейно чтят память первоначальницы игумении Евгении (Мещерской), ее внучки игумении Евгении (Озеровой), впоследствии – настоятельницы Страстного монастыря в Москве, строгой подвижницы и пламенной молитвенницыигумении Иоанны (Макаровой), стяжавшей дар непрестанной молитвы Иисусовой, и исповедницы схиигумении Евгении (Таишевой). Место захоронения двух игумений Евгений (первоначальницы и ее внучки) было обретено у стен Троицкого храма. Сюда же в 2001 году были перенесены честные останки схиигумении Евгении (Таишевой), завершившей свой земной путь в изгнании, вдали от родной обители. Насельницы часто приходят на дорогие могилки, испрашивая помощи в несении благодатного, но нелегкого монашеского креста. Богослужения в обители совершаются ежедневно: с 6 часов утра – утренние молитвы, полунощница, в 8.00 - Божественная Литургия, в 17.00 – вечернее богослужение. День и ночь читается Неусыпаемая Псалтирь с поминовением о здравии и упокоении православных христиан. На благо обители и для спасения своей души сестры несут назначенные послушания: выращивают овощи и сочные плоды, ухаживают за коровами и курами, изготавливают сыры, творог, сметану и другие молочные продукты, выпекают душистый аносинский хлеб. Труды по благоустройству и развитию обители продолжаются, но главную свою задачу сестры видят в возрождении былой духовной высоты монашеской жизни.

Ежегодно 1 октября, в день открытия обители, совершается крестный ход с молебном. Также крестные хода совершаются на все престольные праздники обители.

Богослужение проходит в Троицком соборе монастыря. В случаях, когда служба совершается  в других храмах, информация приводится в Объявлениях и тексте расписания Богослужений.

Во время Великого поста совершаются уставные богослужения утром в 7.00 и вечером в 17.00. По средам и пятницам совершается Литургия Преждеосвященных Даров.

Обращаем внимание прихожан на то, что таинство Исповеди проводится за вечерним богослужением. Во время Божественной Литургии исповедь проводиться не будет (исключение будет делаться только для прихожан с маленькими детьми и немощных). Напоминаем, что для желающих приступать к причастию Святых Таин Христовых молитва за вечерним богослужением является обязательной.

monasterium.ru

Борисоглебский Аносин женский монастырь: где находится, фото, история, отзывы

В 1796 году Евдокия Тютчева, которой было тогда 22 года, по большой любви вышла замуж за князя Бориса Мещерского. Увы, вскоре тот простудился на охоте и через два месяца умер от туберкулеза. Так и не увидев своей дочки, которую Евдокия родила через несколько месяцев.

Княгиня сама воспитала дочь. В 1799-м она купила для летнего отдыха небольшое село Аносино. Построила усадебный дом, а в 1810-1812 годы — еще и каменную церковь в честь Живоначальной Троицы с приделами Тихвинской иконы Божией Матери и святых Бориса и Глеба (в память об умершем супруге). Сделала все на свои деньги.

Но тут беда: в 1812 году войска Наполеона вошли в Москву и добрались до Аносино. Княгиня с дочкой и прислугой к тому времени уехали в эвакуацию под Тамбов. А когда по окончании войны они вернулись, то нашли усадьбу и церковь разоренными напрочь. Пришлось все восстанавливать заново.

К 1917 году Борисоглебский Аносин женский монастырь процветал. В нем жили около 180 монахинь и послушниц, которые занимались практически всеми видами сельхозработ.

В 1928 году монахиням объявили, что отныне они будут не монастырем, а… трудовой артелью. Потом начались аресты. Многие из оставшихся сестер ушли куда глаза глядят, а их кельи заняли местные жители — устроили такую коммуналку в монастыре, который еще недавно казался им святым местом.

Вскоре в монастыре расположилась сельхозкоммуна, в церкви во имя святителя Димитрия Ростовского устроили сельский магазин. Вплоть до 90-х годов на территории монастыря действовали авторемонтные мастерские. В 1992-м обитель начали восстанавливать.

Жилой корпус и хозяйственная территория монастыря огорожены от посторонних.Фото: Наталия АНДРЕАССЕН У южной монастырской стены стоит храм Анастасии Узорешительницы, а за ним — больничный корпус.Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

Интересные факты

  • В 19 веке Борисоглебский Аносин женский монастырь был самой настоящей пустынью: по нему запрещалось ходить посторонним. Наемный труд не допускался, и монахини все делали сами: готовили, выращивали овощи-фрукты, собирали урожай, даже изготавливали обувь. А чтобы ничто не отвлекало сестер от молитвы, в кельях не было света (кроме лампадки перед иконами).
  • Матушка Евгения (она же тетя Тютчева) воздвигла на территории монастыря храм в честь ангела ее дочки, Анастасии Озеровой, — великомученицы Анастасии Узорешительницы. В советские времена тут разместили сначала колхозный клуб, потом медпункт.
  • За несколько лет до смерти основательница монастыря выкопала себе могилу, к которой часто приходила. В 1837 году матушка Евгения скончалась. Ей было 63 года. Погребена в монастырском Троицком храме возле придела святых благоверных князей Бориса и Глеба. После ее смерти настоятельницей обители стала воспитанница Евгении, сестра Анастасия, которая раньше была… крепостной княгини Мещерской. А потом монастырь возглавила внучка Евдокии Мещерской, тоже решившая посвятить себя Богу.
  • В этом монастыре жила монахиня, которую в миру звали Дарья Зайцева. В 1930-е годы на 68-летнюю женщину поступил донос: якобы она продает святую воду. А еще ведет божественные разговоры и недолюбливает советскую власть. Дарью арестовали и вскоре расстреляли на Бутовском полигоне. 12 марта 2002 года ее канонизировали.
  • Из письма бывшей княгини Тютчевой, игуменьи Евгении, — ее дочери: «Учись избегать гордости и тщеславия, но не быть льстивой, говорить разумно, но не употреблять ума на то, чтобы говорить чего не чувствуешь (это было бы гнусное притворство), соблюдать во всем благопристойность и скромность, столь любезные в человеке, а наипаче — в женщине. Вот чему научает благий закон наш, столь приятный для благомыслящего».

Троицкий собор

Работы по реставрации Троицкого собора еще идут, но он все равно открыт для прихожан.Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

Главный в монастыре храм сейчас ремонтируют, но вход в него открыт и службы идут.

Планируется, что у монастыря скоро будет свой музей. Помочь в его создании может любой желающий: если у вас есть исторические предметы 19-го — первой четверти 20-го веков (посуда, рукоделие, одежда, лампы, часы, сельскохозяйственные орудия), сестры готовы их принять.

Храм великомученицы Анастасии Узорешительницы

В советские времена в храме великомученицы Анастасии Узорешительницы разместили сначала клуб, потом медпункт.Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

Церковь примыкает к больничному корпусу. Тот самый храм, который построили в честь ангела дочери матушки Евгении. Между церковью и медкорпусом был крытый переход: таким образом монахини, находившиеся тут на лечении, могли попасть на службу, не выходя на улицу.

Церковь святого Димитрия Ростовского

Небольшая церковь во имя святого Дмитрия Ростовского, построенная в стиле ампир, находится у главного входа в обитель.Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

Маленькая красно-белая церковь с зеленым куполом будто встроена в ворота. Она удивляет симметричностью и атмосферностью внутри. Вы увидите ее слева, как зайдете на территорию монастыря.

Мощевики с частицами мощей многих святых: покровителей монастыря благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, святителей Димитрия Ростовского, Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника, Спиридона Тримифунтского, Луки (Войно-Ясенецкого), Киево-Печерских подвижников, Оптинских старцев, преподобных Кирилла и Марии Радонежских, Серафима Саровского, Даниила Переяславского, праведного Симеона Верхотурского, блаженной Матроны Московской, мученицы Татианы, преподобномученицы Евгении, преподобномучениц Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары и других святых.

Нажмите, чтобы посмотреть панораму Борисоглебского монастыря

8:00Божественная Литургия
17:00Вечернее богослужение

Экспертное мнение

Александр Ракитин, историк, преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета:

«Все монашество 19 века вышло из маленьких женских общин»

— Была усадьба, принадлежавшая Мещерским, и в какой-то момент в 19 веке в приусадебном храме возникла небольшая женская община. В России почти все женское монашество того периода времени выросло из таких небольших общин. Причем женщины, которые в них жили, не принимали постриг, но фактически жили как монахини и называли друг друга “сестры”. Инициаторами, как правило, были дворянки, купеческие дочери, многие получали благословение на создание подобных общин от старцев.

В Аносино храм и небольшая рядом территория уже потом получили статус монастыря. От усадьбы ничего не осталось: ни парка, ни господского дома. А вот церковь стала монастырским собором, со временем тут появились кельи и ограда, но внутри осталась уютная камерная атмосфера.

Электричка

С Рижского вокзала до станции «Нахабино» (33 км), далее пересесть на автобус № 22 до Аносино (14 км)

Автобус

От станции метро «Щукинская» автобусом № 480 до остановки «Павловская Слобода». Далее на автобусе № 22 до Аносино.

Машина

По Новорижскому шоссе, поворот на Павловскую Слободу, далее 12 км через поселок в сторону Аносино.

www.kp.ru

Борисоглебский Аносин женский монастырь

На северо-западе Московской области в деревне Аносино располагается небольшая женская монашеская община, который в народе называют женской Оптиной пустынью. Борисоглебский Аносин монастырь — одна из самых уважаемых обителей дореволюционной России. Сегодня в ней возрождаются традиции строгой иноческой жизни, основанной на молитве, прилежном труде и благих делах во славу Господа.

История

Борисоглебская женская обитель, расположенная в деревне Аносово Истринского района, имеет интересную историю, в которой были и радостные, и печальные страницы. Все они укрепляли Веру и Дух инокинь.

Основание

История Борисоглебской обители началась в 1799 году, когда княгиня Евдокия Николаевна Мещерская (урождённая Тютчева) купила деревню Аносово, расположенную в красивой местности на берегу Истры. В 1810 г. вдова князя Бориса Мещерского получила благословение митрополита Московского Платона на строительство в своих владениях храма во имя Живоначальной Троицы. В память о покойном супруге северный придел церкви был освящён в честь святых страстотерпцев Бориса и Глеба.

Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь

В 1820 г. при Троицком храме была организована богадельня, в которой проживали 11 женщин. Через 2 года богадельню преобразовали в женское общежитие в честь святых Бориса и Глеба. По благословению святителя Филарета её попечительницей стала княгиня Мещерская. Через год монашеская община получила статус монастыря, а её попечительница была пострижена в монахини под именем Евгения и возведена в сан игуменьи, организованной ею обители.

Её духовным наставником был святитель Филарет, который составил общины строгий ионический устав, характерный для пустыни.

Были установлены следующие правила:

  • на территорию обители не имели права передвигаться посторонние люди;
  • монахиням запрещалось выходить из монастыря, навещать родственников;
  • сбор милостыни был запрещён;
  • насельницы должны проводить время в труде и молитве, которые начинались ночью;
  • монахини обладали минимальным набором необходимых вещей, не имея права принимать что-либо из мира.

Игуменья Евгения управляла созданной обителью до 1937 года. В феврале этого года её земной путь завершился. Основательницу монастыря похоронили у северного придела Троицкого храма. За время её управления сложился основной архитектурный облик монастырской территории. Были возведены следующие здания:

  • монастырская ограда со святыми воротами и часовней святого Дмитрия Ростовского;
  • больничный корпус;
  • церковь во имя Анастасии Узорешительницы;
  • каменные кельи;
  • трапезное помещение;
  • амбар для хранения хлеба;
  • мастерской корпус.

Помимо постройки жилых и хозяйственных сооружений, на территории монастыря был устроен сад и 2 пруда для разведения рыбы.

Интересно: при игумении Евгении в Аносинскую монашескую общину начали отправлять для покаяния и исправления женщин, злоупотребляющих алкоголем, прелюбодеек, а также старообрядцев женского пола. Эта практика проводилась вопреки желанию настоятельниц.

Период расцвета

Наибольшего расцвета монастырь достиг во второй половине XIX в. При внучке основательницы монашеской общины, также получившей при постриге имя Евгения, продолжалась постройка новых и реконструкция существующих зданий. Расположенный на небольшой территории монастырь являлся образцом общежительной пустыни, насельницы которой прославились по всей стране своими духовными подвигами. Они становились настоятельницами женских обителей по всей стране.

Троицкий собор Аносина Борисоглебского монастыря

Множество богомольцев приезжало в московское подворье Борисоглебского Аносина монастыря. В саму подмосковную пустынь часто приезжали высшие чины Московской епархии, для проживания которых построили специальное здание.

Помимо духовных подвигов, монахини славился своей хозяйственной деятельностью. Успешный опыт в земледелии, животноводстве и ремесленном деле перенимали миряне и монахи со всей империи.

Уже после захвата власти большевиками обитель торжественно отпраздновала свой вековой юбилей.

Упадок и разрушение

Борисоглебский Аносин монастырь официально существовал до 1928 г. Жизнь его насельниц в это время значительно изменилась. Монахиням, обложенным высокими налогами, пришлось расширять своё хозяйство и производить продукцию для продажи. Тяжёлые условия жизни укрепляли смирение и силу духа сестёр. На момент закрытия в обители проживали 130 насельниц.

Летом 1928 г. игуменью Алипию и несколько монахинь арестовали, а после выслали в трудовые лагеря. Остальных насельниц выгнали из обители. Они разошлись в разные районы страны, но продолжали поддерживать связь и помогать друг другу. На территории монастыря организовали сельскохозяйственную коммуну, которая просуществовала до окончания монастырских продуктовых запасов.

Материальные ценности и святыни, собранные в храме, подверглись разорению. Ценную утварь ещё в 1922 г. изъяли под предлогом помощи голодающим. Святые образы в драгоценных окладах погружали в кислоту, отделяя золото. Монастырские колокола переплавили для хозяйственных нужд.

Больница с церковью Анастасии Аносина Борисоглебского монастыря

В церкви святой Анастасии организовали клуб, который позже переделали в жилой барак. В Дмитровском храме разместили сельский магазин. Часть Троицкого собора была уничтожена в годы Великой Отечественной войны. В уцелевшей части до 90-х гг. прошлого века функционировала ремонтная мастерская для сельскохозяйственной техники.

Возрождение

К 1992 г. из бывших насельниц в живых находилась только схимонахиня Анна. Она обратилась к Святейшему патриарху с просьбой способствовать восстановлению обители. До 1999 г. монастырская территория носила статус патриаршего подворья. В последние дни XX столетия подворью в Аносино был присвоен статус ставропигиального монастыря.

Первыми насельницами возрождённой обители стали насельницы Троицкого монастыря, основанного в Риге монахиней Сергией (Мансуровой), являющейся духовной дочерью аносинской игуменьи Евгении (Озеровой). В 2005 г. игуменьей стала монахиня Мария (Солодовникова).

Современность

Сегодня Борисоглебский Аносин монастырь переживает период очередного расцвета. Монахини несут духовное служение, работают в обширном хозяйстве и принимают в своих стенах многочисленных паломников и туристов.

Архитектурный ансамбль

Основные культовые постройки были возведены в первой половине XIX в. После 70-ти лет забвения и разрухи монастырские храмы были вновь отстроены и заново освящены. На территории монашеской общины в Аносино функционируют следующие культовые постройки:

  1. Самой старой постройкой Борисоглебской обители является Троицкий собор, возведённый в 1812 г. Храм, выполненный в стиле классицизма, состоит из основной части, представляющий собой круглую ротонду, к которой примыкает полукруглая апсида, трапезной части и изящной колокольни. Ротонда перекрыта полусферическим куполом, увенчанным небольшой башенкой. В его основании располагается пояс люкарн. В трапезной части устроены два придела во имя Успения Божией Матери и святых Бориса и Глеба.

    В верхней части трёхъярусной колокольни, возведённой над западным притвором, располагается звонница. Фасады здания оформлены белоснежными рустами, сандриками и карнизами. Внутренние стены и своды покрыты росписями и иконами.

  2. Частью северной стены городской ограды является часовня святого Дмитрия Ростовского. Она была построена в 1824 г. Здание представляет собой бесстолпный храм, к которому примыкает маленькая трапезная часть и полукруглая апсида.Иконостас церкви Димитрия, митрополита Ростовского, в Борисоглебском монастыре

    Как и главный монастырский храм часовня украшена белоснежными архитектурными декоративными элементами. В период дореволюционного расцвета в храме проводили частные требы. Современная история монастырских богослужений началась в этом маленьком храме.

  3. Храм во имя святой Анастасии Узорешительницы находится в северной части монастырских владений рядом с больничным корпусом. Храм, возведённый в честь дочери основательницы монастыря, был освящён в 1829 г. Квадратный в плане бесстолпный храм перекрыт четырёхскатной крышей, увенчанной круглой ротондой со сферическим куполом. Красные фасады здания украшены белыми декоративными деталями. Чин великого освящения восстановленного здания был проведён в ноябре 2013 г.

Помимо культовых зданий, на территории современной обители располагаются жилые и административные корпуса, хозяйственные постройки и искусственные пруды.

Расписание богослужений

Насельницы Борисоглебского Аносина монастыря круглосуточно читают Неусыпаемую Псалтирь с поминовением о здравии и упокоении православных христиан. Кроме этого, ежедневно проводятся богослужения, проходящие по следующему расписанию:

  • с понедельника по субботу службы проводятся в 8 и 17 часов;
  • в воскресные и праздничные дни службы проводят в 6.30 и 8.45;
  • в дни престольных праздников вокруг монастырской территории проходит крестный ход.
Богослужение в Троицком соборе монастыря

Престольными праздниками обители являются следующие дни:

  • День Святой Троицы — 50-й день после Светлого Христова Воскресения;
  • Успение Пресвятой Богородицы — 28 августа;
  • поминовение святых Бориса и Глеба — 15 мая и 18 августа;
  • дни памяти святителя Дмитрия Ростовского — 4 октября, 10 ноября;
  • поминовение великомученицы Анастасии Узорешительницы.
Интересно: по будням утренние молитвы для насельниц начинаются в 6 утра.

Общественная деятельность

Монахини Борисоглебского монастыря, расположенного в деревне Аносино, проводят активную общественную деятельность, заключающуюся в следующем:

  1. При монастыре организован приют для девочек-сирот.
  2. На базе обители работает воскресная школа для детей и взрослых. Юные ученики изучают Слово Божие, а также развивают свои творческие способности под руководством специалистов, работающих в монастырской школе на добровольной основе. Со взрослыми людьми священнослужители обсуждают основные вопросы христианской Веры и православия.
  3. Насельницы ведут переписку с людьми, находящихся в местах лишения свободы, оказывая им духовную поддержку.
  4. Частыми гостями обители являются воспитанники детских социальных учреждений Подмосковья.
Храмовый образ на апсиде церкви Димитрия, митрополита Ростовского

Также в монастырь организуются туристические экскурсии и паломнические поездки, во время которых можно увидеть и поклониться множеству святынь, собранным в стенах монастырских храмов. К ним относятся:

  • Тихвинская икона Божией Матери;
  • икона Успения Пресвятой Богородицы;
  • образ Димитрия Ростовского с частицей мощей;
  • мощи святых Бориса и Глеба;
  • мощевик с частицами мощей многих святых.

Как добраться

Борисоглебский Аносин монастырь находится в деревне Аносино Истринского района Московской области, на улице Троицкой, д. 37.

Чтобы самостоятельно посетить обитель на общественном транспорте туристам из Москвы следует доехать до Рижского вокзала и сесть на электричку, следующую до станции Нахабино. Затем необходимо пересесть на автобус маршрута No22 и доехать до остановки Аносино.

Женский Борисоглебский монастырь, расположенный в подмосковной деревне Аносино — тихое и живописное место, в котором возрождаются древнерусские традиции иночества. В соответствии с православными традициями монахини не только занимаются духовным служением, но и ведут общественную и образовательную деятельность.

Богослужение в Борисоглебском Аносином монастыре

molitva-info.ru

Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь / Организации / Патриархия.ru

История

История монастыря восходит к 1810 г., когда княгиня Евдокия Николаевна Мещерская, родная тетя Ф.И. Тютчева, на свои средства заказала строительство храма Живоначальной Троицы, при котором была создана община из числа крепостных. В 1820 г. княгиня открыла при церкви богадельню. 17 апреля 1823 г. богадельня была реорганизована в Борисоглебское женское общежитие в честь святых благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба, в память о покойном муже основательницы князе Б.И. Мещерском. Перед этим Е.Н. Мещерская подала императору Александру I прошение об обращении общежития в монастырь. Указ императора Александра I об обращении Борисо-Глебского общежития в монастырь и поступлении в него учредительницы Е.Н. Мещерской вышел 25 июня 1823 г. 13 сентября того же года княгиня была пострижена в монахини с именем Евгения и стала первой игуменией монастыря.

Всего в монастыре в дореволюционные годы было три храма: Живоначальной Троицы, св. Димитрия, митрополита Ростовского, и св. Анастасии Узорешительницы. Территорию окружала кирпичная ограда с четырьмя угловыми башнями. Обитель была столь знаменита своим укладом и духовными подвигами, что ее называли «женской Оптиной пустынью».

В 1928 г. монастырь подвергся разорению. Как и насельницы других российских обителей, многие аносинские сестры претерпели аресты, ссылки, изгнания. Две из них прославлены в сонме новомучеников и исповедников Российских: преподобномученица Дария (Зайцева) — день памяти 1/14 марта; преподобномученица Татиана (Фомичева) — день памяти 20 ноября/3 декабря.

Возрождение иноческой жизни в Аносине началось в 1992 г., когда по благословению Святейшего Патриарха Алексия II обитель была открыта в качестве Патриаршего подворья.

В 1999 г. постановлением Священного Синода Патриаршее подворье было преобразовано в женский монастырь со статусом ставропигиального.

Святыни

Мощевики с частицами мощей многих святых: покровителей монастыря благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба, свт. Димитрия Ростовского, свт. Игнатия (Брянчанинова), свт. Феофана Затворника, свт. Спиридона Тримифунтского, свт. Луки (Войно-Ясенецкого), Киево-Печерских подвижников, Оптинских старцев, свв. прпп. Кирилла и Марии Радонежских, прп. Серафима Саровского, прп. Даниила Переяславского, прав. Симеона Верхотурского, блж. Матроны Московской, мц. Татианы, прмцц. вел. кн. Елисаветы и инокини Варвары и других святых.

***

Настоятельница — игумения Мария (Солодовникова).

Страна: Россия Адрес: 143581, Московская обл., Истринский р-н, дер. Аносино; п/о Павловская Слобода, ул. Троицкая, д. 37 Телефон: +7 (495) 994-65-97 Web-сайт: www.anosinomonastir.ru E-mail: [email protected]

www.patriarchia.ru

Аносин Борисоглебский женский монастырь

Дата публикации или обновления 15.12.2017

Адрес Аносина Борисоглебского монастыря: 143591, Московская область, Истринский район, п/о Павловская Слобода, село Аносино. Телефоны Аносина Борисоглебского монастыря: (495) 994-65-97, 994-65-42. Как проехать к Аносину Борисоглебскому монастырю. Проезд на общественном транспорте: с Рижского вокзала до станции «Нахабино», далее автобус № 22 до остановки «Аносино» (14 км).

Расписания автобусов - в полезных ссылках.

Фотоальбом Аносина монастыря. Рассказ о поездке в Аносину пустынь. Сайт Аносина Борисоглебского монастыря: http://anosinomonastir.ru Посмотреть на карте яндекса:

Борисоглебский Аносин женский монастырь в Аносино.

Много на Руси иноческих обителей, просиявших своей историей, святостью основателей и благочестием насельников. Есть среди них те, что могут гордиться почти тысячелетней древностью, выдающейся архитектурой или изысканной церковной утварью. Но есть и смиренные пустыньки, заслужившие в православном народе не меньшую любовь высотой духовной жизни. Среди таких монастырей - расположенный в 30 километрах от Москвы Аносин Борисоглебский, всего за 105 лет своего существования стяжавший славу «женской Оптиной пустыни». В 2007 году исполняется 15 лет с того дня, как в его стенах вновь затеплилась негасимая лампада монашеской жизни.

Основательницей и первой настоятельницей Аносина Борисоглебского монастыря была игумения Евгения (1774-1837), в миру Евдокия, урожденная Тютчева (тетка известного русского поэта Ф.И. Тютчева). В 22 года Евдокия вышла замуж за князя Бориса Мещерского. Однако Господь судил ей иной путь... Едва коснувшись устами чаши радостей земных в благословенном браке, княгиня Евдокия Николаевна Мещерская испила горесть полной чашей. Менее чем через три месяца после венчания горячо любимый супруг скоропостижно скончался, оставив молодую вдову в ожидании младенца. Княгиня не пожелала вторично связывать себя узами брака, посвятив жизнь воспитанию дочери и делам благотворительности.

В 1799 году она приобрела сельцо Аносино на живописном берегу реки Истры, где, несмотря на тяготы и нестроения, причиненные наполеоновской армией, тщанием княгини Мещерской была возведена церковь в честь Живоначальной Троицы с приделами Тихвинской иконы Божией Матери и святых страстотерпцев Бориса и Глеба (в память о почившем супруге).

Троицкий собор.

В 1821 году при церкви была открыта богадельня, преобразованная вскоре в женское общежитие, а затем - в монастырь. Устав для общежития был составлен лично святителем Филаретом (Дроздовым), который и впоследствии не оставлял Аносину пустынь своим милостивым вниманием, любил навещать ее и дорожил духовной дружбой с ее настоятельницами.

Княгиня Евдокия Мещерская, давно желая принять монашество, ходатайствовала о своем вступлении в общежитие. Ее душа стремилась к смиренному пути простой инокини, но по настоянию святителя Филарета она приняла крест игуменства. Так в 1823 году княгиня Евдокия Мещерская стала первой настоятельницей Аносина монастыря - игуменией Евгенией.

При мудрой и деятельной начальнице монастырь быстро благоустраивался как внешне, так и внутренне. Матушка Евгения, стараясь ввести древний чин общежительной иноческой жизни, не забывала и о созидании собственной души. В храме молилась благоговейно, в келлии неукоснительно исполняла монашеское правило, кроме самонужнейших вещей не имела почти ничего, наблюдая воздержание, довольствовалась простой пищей в монастырской трапезе, носила на теле власяницу и спала на жестком ложе, самым кратким сном. Большую часть ночи проводила она в молитве, чтении Слова Божия и святоотеческих книг. Чтобы пробудить в себе память смертную, она за много лет до кончины велела устроить гроб и вырыть могилу, которую нередко посещала со слезами и плачем.

Тяжкие испытания выпали на долю аносинских сестер в первой половине XX века. В 1928 году на день Пресвятой Троицы состоялась последняя служба. Монастырь подвергся разорению. На основе слаженного хозяйства была создана сельскохозяйственная коммуна, преобразованная в один из первых подмосковных колхозов. Как и насельницы других российских обителей, многие аносинские сестры, включая матушку игумению Алипию (впоследствии схиигумения Евгения), претерпели аресты, ссылки, изгнания.

Две из них прославлены в сонме новомучеников и исповедников Российских - преподобномученица Дария (Зайцева), расстрелянная на полигоне Бутово под Москвой - память 1/14 марта, и преподобномученица Татиана (Фомичева), принявшая смерть в заключении - память 20 ноября/3 декабря. В Великую Отечественную войну была взорвана колокольня с приделами Троицкого храма. К 60-м годам территория обители пришла в окончательное запустение.

Еще в начале 90-х годов через огромные проломы в монастырских стенах въезжали тракторы и грузовики - здесь были размещены автохозяйство и ремонтные мастерские. Но огонек духовной жизни не угасал. Блаженная Пелагея, любившая посещать Аносину пустынь, незадолго до ее закрытия предсказывала: «Обитель будет до тех пор, пока последняя сестра не переселится в вечность». Последняя сестра - схимонахиня Анна (Теплякова), бывшая послушница Борисоглебского Аносина монастыря - дождалась возрождения родной обители.

В 1992 году по ее просьбе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил взять обитель на восстановление.

Для возобновления иноческой жизни в Аносине прибыли насельницы Рижского Троицкого монастыря во главе с монахиней Варахиилой (Бучельниковой). Знаменательно, что основательница Рижского монастыря схиигумения Сергия (Мансурова) была духовной дочерью третьей аносинской игумений Евгении (Озеровой), внучки первоначальницы Евгении, и переняла заветы Аносиной пустыни. Строителем и духовником монастыря был назначен насельник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Спиридон. В 2005 году настоятельницей монастыря поставлена монахиня Мария (Солодовникова).

С первых дней возрождения Аносиной пустыни, открытой в 1992 году сначала в качестве Патриаршего подворья, а в 1999 году получившей статус ставропигиального монастыря, ее поддерживают благословение и молитвы Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Первосвятитель неоднократно посещал обитель и внимательно следит за ее восстановлением.

За последние годы из руин воссозданы Троицкий храм и привратная церковь Святителя Димитрия Ростовского. Благоустроены сестринские корпуса, при обители открыт приют для девочек, налаживается крепкое монастырское хозяйство.

Церковь Димитрия, митрополита Ростовского.

В сонме небесных покровителей Аносиной пустыни помимо святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба и новомучениц Татианы и Дарий также святитель Димитрий Ростовский, великомученица Анастасия Узорешительница (в ее честь в монастыре была освящена домовая «больничная церковь»), преподобный Евмений, епископ Гортинский (день его памяти, 18 сентября/1 октября, считается «днем рождения» обители). В Троицком храме один из приделов посвящен Тихвинской иконе Божией Матери.

Среди святынь монастыря - мощевики с частицами мощей святителей Игнатия (Брянчанинова), Феофана Затворника, Спиридона Тримифунтского, Луки (Войно-Ясенецкого), блаженной Матроны Московской, оптинских старцев, преподобных Кирилла и Марии Радонежских, Серафима Саровского, Даниила Переяславского, Моисея Угрина, праведного Симеона Верхотурского, мученицы Татианы, преподобномученицы Евгении и других святых. Сестры благоговейно чтят память первоначальницы игумений Евгении (Мещерской), ее внучки игумений Евгении (Озеровой), впоследствии - настоятельницы Страстного монастыря в Москве, строгой подвижницы и пламенной молитвенницы игумений Иоанны (Макаровой), стяжавшей дар непрестанной молитвы Иисусовой, и исповедницы схиигумении Евгении (Таишевой).

Духовник обители архимандрит Спиридон с детьми монастырского приюта.

Место захоронения двух игумений Евгений (первоначальницы и ее внучки) было обретено у стен Троицкого храма. Сюда же в 2001 году были перенесены честные останки схиигумении Евгении (Таишевой), завершившей свой земной путь в изгнании, вдали от родной обители. Насельницы часто приходят на дорогие могилки, испрашивая помощи в несении благодатного, но нелегкого монашеского креста.

Настоятельница монастыря монахиня Мария с вопитанницами приюта.

На благо обители и для спасения своей души сестры несут назначенные послушания: выращивают овощи и сочные плоды, ухаживают за коровами и курами, изготавливают сыры, творог, сметану и другие молочные продукты, выпекают душистый аносинский хлеб.

Чтение Неусыпаемой Псалтыри.

Труды по благоустройству и развитию обители продолжаются, но главную свою задачу сестры видят в возрождении былой духовной высоты монашеской жизни.

Богослужения в обители совершаются ежедневно: с 6 часов утра - утренние молитвы, полунощница, в 8.00 – Божественная Литургия, в 17.00 - вечернее богослужение.

День и ночь читается Неусыпаемая Псалтырь с поминовением о здравии и упокоении православных христиан.

С использованием материалов из книги «Аносина пустынь». В начало

www.vidania.ru


Смотрите также

Подпишитесь на бесплатный курс "Секреты воспитания"
и получите бесплатно
Секретную книгу.

Из данного курса Вы узнаете о тайнах народной педагогики, о секретах современных технологий воспитания и массу другой полезной информации для решения Ваших проблем.
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

12 простых формул для подготовки ребенка к детскому саду

Узнать

 


Адаптационные игры с песком

Узнать

 


Как быть счастливыми родителями

Узнать