Узнайте Секреты Воспитания Ребенка И Легко Получите Результат

имя и адрес пусто пусто


5 простых приемов для развития у ребенка самостоятельности.

Узнать

 


Методика выполнения движений с ребенком от специалиста высшей квалификации

Скачать бесплатно

 



Содержание, карта сайта.

Центр искусства воспитания вальдорфская школа


Новости

   Наши дети – это ключ к будущему. Им предстоит решать сложнейшие общественные проблемы, о которых мы сегодня можем только догадываться. Необходима педагогика, которая помогает детям развивать способности, выходящие за пределы запоминания фактов и абстрактных определений. Это должен быть широкий, интегрированный метод, который будет пробуждать живой интерес ребенка к окружающему его миру, развивать его таланты и способности, а также умение мыслить и действовать.

   Вальдорфская педагогика пытается достичь именно этого. Она представляет собой сплав многих компонентов, поистине драгоценных в современной педагогической ситуации: гармоничное сочетание академического, эстетического и практически-трудового аспектов образования; новые методы естественно-научного образования, преподавания живописи, иностранных языков, музыки, искусства речи; новая система построения «учебного расписания» (от учебного года в целом до особой структуры урока); новая форма социальной организации школы, её учительско-родительского самоуправления; новое понимание деятельности учителя и путей его подготовки. Все эти особенности и различные стороны вальдорфской педагогики образуют внутреннее органическое единство, определяющееся ее идеальным антропософским ядром.

ziwspb.ru

Краткая история

   Наша школа родилась из инициативы педагогов и родителей совместно развивать вальдорфскую педагогику на благо детей. 18 сентября 1994 года 15 первоклассников переступили порог школы, и этот первый класс вместе с группой детского сада и группой студентов Семинара по дошкольной педагогике образовали Центр Искусства Воспитания. Научным руководителем Центра была Марион Фишбах – опытный вальдорфский педагог из Швейцарии. Её многолетняя самоотверженная работа, а также помощь других кураторов позволили учителям и воспитателям дополнить и углубить  полученное ими специальное образование по вальдорфской педагогике.       За 11 лет благодаря большой работе коллегии учителей и помощи многих людей школа выросла до полной средней школы. Выпускники школы получают государственный аттестат о среднем образовании.       За эти годы школа ежегодно прирастала на 1 класс, и уже к 1998 году совсем перестала помещаться в маленьком здании бывшего детского сада, которое арендовала в Кировском районом отделе образования. Мы начали искать здание, в котором могли бы разместиться полная школа, детский сад и другие отделения центра. Так начался долгий и очень трудный проект, сопровождавшийся многими надеждами, разочарованиями, огромными усилиями и помощью самых разных людей и организаций и благополучно завершившийся почти через 10 лет переездом в новое собственное здание на Васильевском острове.       Однако всё это время школе нужно было где-то жить, и в 2000 году нам пришлось переехать на Канонерский остров, в здание бывшей начальной школы – единственный спасительный вариант, который опять нашелся для нас в Кировском районе. Здание требовало капитального ремонта, но через месяц напряженной работы родителей и учителей там стало чисто, тепло и красиво. Дорога на Канонерский остров была долгой и неудобной, но мы прожили там 6 лет, и именно тогда число учеников школы возросло до 130.       В эти же годы школа доросла до старшей ступени, у нас появились выпускники – сначала 9-го, а потом и 11-го классов, и, конечно, сразу выросла учительская коллегия – прибавилось много учителей-предметников.

      В школе выросли свои традиции (например, праздники , театр), появлялись всё новые инициативы (литературный клуб, мастер-классы, проекты, различные занятия для взрослых и детей).

      И вот, наконец, вся эта многообразная жизнь в сентябре 2007 года смогла переехать в долгожданное здание на Васильевский остров.

      Хочется сказать большое спасибо и низкий поклон всем, кто помогал и поддерживал – добрыми мыслями, словами или делами, всем, благодаря кому наша школа живет, и учителя могут учить, а дети – учиться.

ziwspb.ru

Особенности учебного плана

1. Ритм дня.    Каждый ребенок живет в ритме бодрствования и сна, запоминания и забывания. Когда в школах составляют расписание и распределяют учебный материал по урокам, учителя исходят из ритма дня и годового цикла. При этом необходимо учитывать определенные методические особенности воспитания как искусства: - организация дня в определенном ритме; - изложение учебного материала большими учебными блоками (эпохами), что усиливает способность учеников сосредоточиваться; - через художественно-эстетические упражнения воспитание воли.    Утром ребенку легче всего дается мыслительная деятельность. Поэтому школьный день начинается с таких предметов, которые опираются преимущественно на знания и понимание, требуют обдумывания и мыслительного представления. Каждое утро в течение нескольких недель на занятиях, которым дано название «главный урок», преподносится один и тот же предмет, составляющий учебный блок, большую по объему учебную единицу – «эпоху». (Например, математика, родной язык, ботаника, география, физика и т.д.). После этого идут предметы, нуждающиеся в постоянном ритмическом повторении на отдельных уроках: иностранные языки, эвритмия, физкультура, музыка (2-3 урока каждую неделю). Ручной труд, ремесло, садовничество, постановка опытов по естествознанию и другие занятия переносятся, по возможности, ближе к полудню или на послеобеденное время. После уроков, требующих повторяющихся упражнений, наступает время художественно-практической деятельности. Такую же последовательность надо сохранять и при выполнении домашних заданий: упражнения, оформление материала, овладение навыками.    Такая организация школьного дня, быть может, не всегда удобная учителям, соответствует естественному дневному ритму, необходимому для развития детей. Между восприятием, переживанием и осуществлением, между этими «вдохом» и «выдохом» как раз и колеблется этот главный ритм.

    В маленьком человеке такое колебание маятника повторяется каждый час. Если слишком много времени уделять нагрузке на память, размышления, дети станут бледными, усталыми. Живое чувство, деятельная воля вновь заставляет порозоветь щеки ребенка. Учитель, в первую очередь в младших классах, должен следить за влиянием процесса обучения на состояние здоровья учеников.

  В основе обучения, которое занимает в школе два первых учебных часа, входит тщательно составленная вводная ритмическая часть, причем в младших классах она длится до 20 минут. В это время дети активизируются, объединяются в коллектив, настраиваются на собственно обучение. Они играют на флейтах, поют и читают стихи, в первых классах «протопывают» и «прихлопывают» ритмические упражнения, для развития культуры речи занимаются разнообразными языковыми упражнениями. Затем подводится итог – повторяется вчерашний учебный материал: поднимается какая-то моральная проблема, обсуждается закон природы, вытекающий из демонстрировавшихся на уроке экспериментов, выноситься суждение об упоминавшихся накануне каких-либо исторических лицах или делается общий обзор знаний, которые были получены о каком-нибудь представителе животного мира. После того, как все сосредоточились на предмете, учитель может органически продолжить изложение материала. Он ведет образное повествование и, учитывая темперамент детей, то захватывает их внимание, заставляя переживать, то дает им возможность расслабиться. Далее наступает более активный этап, когда резюме услышанного надо перенести в тетрадь эпохи или изобразить в виде рисунка. Урок завершается каким-нибудь рассказом, содержание которого в каждом классе меняется, но отвечает основному мотиву всего учебного года. Так, в первом классе это сказки, во втором идут легенды и басни, в третьем идут библейские сказания, в четвертом – отечественная мифология, в пятом – истории о греческих богах и героях и т.д.   

2. Преподавание по эпохам.

   В первом классе каждая эпоха (период) обучения длится долго и еще слабо дифференцирована. Дети попеременно рисуют, слушают рассказы о природе и временах года, изучают окружающий мир и родной край, занимаются письмом, чтением и счетом, а учитель выбирает момент, когда следует поменять вид деятельности. Затем он переходит к специализации и дифференциации главных эпох, продолжительность каждой – три-четыре недели. В результате у детей наступает чувство удовлетворения от того, что они чего-то достигли: усвоили родную речь, получили представление о различных вещах, животных, людях, растениях, камнях, изучали природоведение (вначале дают краеведение), физику, химию, арифметику, геометрию и т.д.

    Ученики занимаются различными упражнениями, пересказом, самостоятельно выполняют небольшие работы, помогающие им почувствовать удовлетворение от собственного умения или пробудить в них желание заниматься лучше, прилежней.     Один и тот же предмет преподается как эпоха не более двух раз в год, так что дети за это время могут забыть изученное. Пауза между эпохами – то же, что ночь между двумя учебными днями. Чтобы знания были прочными, перешли в способности, еще раз вернуться к пройденному так же важно, как пробудиться от сна. В тот момент, когда новая область знания начинает овладевать умами, а предыдущая, еще недавно составляющая целую эпоху, меркнет, совершается нечто, в высшей степени значительное. Повторение пройденного материала, который дети когда-то с восторгом начинали изучать (и это завершилось формированием в их сознании определенных образов), демонстрирует более высокую степень их зрелости в понимании проблемы, показывает, как возросли за это время их способности. То, что было недопонято, например, в арифметике, теперь может быть усвоено легко и непринужденно. Именно при такой форме работы создаются наилучшие возможности для того, чтобы сконцентрировать интерес детей, активизировать его и представить содержание предмета в виде емких, легко запоминающихся образов.

 

    Принцип преподавания по эпохам оправдывает себя и при изучении других предметов. Он является ведущим при изучении ремесел, технологии и искусства в старших классах. Каждый на собственном опыте может убедиться в преимуществах этого способа обучения, так как он позволяет сконцентрироваться на какой-то заданной теме до тех пор, пока упорным трудом поставленная цель не будет достигнута, а затем перейти к другой. Такой прием благотворно сказывается на ребенке, дисциплинирует его, что особенно важно в современном обществе, где так велик переизбыток внешних раздражителей и где внимание людей все более рассеивается.  

3. Живое слово.

    Учитель преодолевает опасность субъективизма тем, что, отказываясь от личного, отдает все силы тому, чтобы пробудить интерес к предмету. Но для достижения этой цели он должен уметь сделать действенным живое слово. Ценность такого слова настолько велика, что в первые годы обучения наблюдается решительный отказ от учебников, к ним сдержанно относятся и в старших классах.     Ни в одном учебнике нельзя отыскать тот лейтмотив эпохи, который, проходя сквозь нее, спрессовывал бы учебный материал в единое целое, чтобы он содержал и стадии подготовки, кульминации, завершения и перехода к следующей эпохе. Этот лейтмотив выбирается каждым учителем с учетом своего класса, в зависимости от того, какое воспитательное воздействие он думает оказать на учеников. Свои знания он черпает из многих источников, а их педагогическое воздействие он постигает из науки человековедения.     Книги используются как материал для чтения, сопровождающий основной учебный курс, но предпочтение при этом отдается оригинальным работам, обладающим художественной или научной ценностью. Конечно, нельзя обойтись без книг для чтения при изучении иностранного языка. Но и в этом случае следует предпочитать оригинальные поэтические произведения специально составленным школьным заданиям.

    Готовя устный рассказ, учитель тщательно отбирает материал, принимая во внимание специфические отношения, сложившиеся внутри класса, его состав и даже ориентируясь на отдельные индивидуальности. Если учитель проявит достаточное усердие и изобретательность, то найдет объективные ответы на актуальные вопросы и проблемы. Благодаря активной деятельности педагога, обучение носит живой характер, что позволяет сотрудничать ученикам различной степени одаренности и различной направленности талантов.

   Способность к общей радости, состраданию, сочувствию лежит в основе всех социальных ценностей. Именно живое слово, идущее от человека к человеку, в наш век расцвета техники и средств массовой информации может стать действенным методом воистину общественного человеческого воспитания.   

 4. Работа с книгами и тетрадями по эпохам.

    Часто задают вопрос: не получится ли так, что дети, которые прослушали учебный материал только в устной подаче, окажутся в плену у определенных авторитетов? Однако учитель вызывает у детей интерес к чтению, ориентируясь на специальную литературу, которую рекомендует учащимся средних и старших классов в определенном объеме и в соответствии с возрастом. Признание их растущей самостоятельности дает дополнительный импульс к работе с источниками. Достаточно ранняя подготовка рефератов, уже в пятом и шестом классах, – конечно, задания должны отвечать индивидуальным возможностям каждого, – делает самостоятельное чтение настоятельно необходимым. Тем более что в дальнейшем, в седьмом и восьмом классах, ученики готовят довольно большие самостоятельно выбираемые годовые работы, с которыми выступают в классе. Конечно, учебники, в которых глава, сменяя главу, содержит строго очерченный материал, представляют материал гораздо суше и одностороннее, чем учитель.  

    Ну так что же? Никаких учебников? Выход простой – ученики готовят их сами. В так называемых тетрадях по эпохам они ведут записи по каждому разделу занятий (по каждому предмету), фиксируя самое существенное. Тексты, как правило, до восьмого класса диктуются учителем или формулируются совместно всеми в классе. А вот иллюстрации к текстам – всецело творчество самих учащихся, мастерски превращающих наброски, сделанные учителем на доске, в великолепные изображения. Лишь постепенно, на старшей ступени ученики начинают самостоятельно записывать сообщаемый учителем материал в тетради по эпохам. Изложить текст (составить своего рода конспект урока) ясно, понятно и сжато – чрезвычайно важное умение. Включить в этот текст цитату или некоторые сведения из дополнительного источника – полезное умение для подростка, которое понадобится ему и в дальнейшей жизни. Некоторым ученикам удается (конечно, не без помощи учебной и самостоятельно найденной специальной научной литературы) выполнять записи в тетрадях по эпохам весьма индивидуально и с удивительной оригинальностью.

  Тетради эпох - это такие  маленькие самодельные учебники, которые дети создают сами, опираясь на устный рассказ учителя, записывая самое существенное. Тексты подбирает учитель, или они формулируются всем классом в процессе урока. Чем старше ученики, тем более самостоятельными становятся записи, превращаясь в настоящий конспект урока. Иллюстрации к текстам - целиком творчество самих детей. 

 5. Роль художественной деятельности.

    Занимаясь художественным творчеством, мы сталкиваемся с теми же проблемами, которые ставит перед нами весь окружающий мир. Причина лежит в необходимости преодолеть сопротивление обрабатываемого материала; им могут быть краски, дерево, глина, какая-то форма движения, какое-то стихотворное произведение. Эта задача неразрешима до тех пор, пока мы сами несвободны, не вжились в материал. Процесс вживания нередко вызывает в нас целую гамму переживаний: ожидание, разочарование, гнев, решимость, обдумывание, удивление, новые надежды, новое напряжение воли, интенсивную радость творчества. В подобном процессе участвует не только душа. Сопричастность становится глубоко физической, проникает вплоть до нервных окончаний, «достигает пальцев ног».     Художественное творчество занимает особое место в нашей жизни. В век техники наше существование наполняется более или менее автоматически совершаемыми действиями: например, когда нам нужно зажечь свет, повернуть рукоятку обогрева, включить посудомоечную машину, занять место в вагоне метро и т.д.     Некоторые виды деятельности требуют от нас обостренного внимания. Так, управляя автомобилем, маневрируя краном, сверля зуб бормашиной, мы не можем ни на мгновение отвлечься. Однако сосредоточенность должна сочетаться с трезвым расчетом. Нужно быть внимательным, слушать, думать. И во всей гамме чувств и проявлений воли есть лишь немного таких, которыми следует руководствоваться в подобных видах деятельности.     Когда же мы занимаемся художественным творчеством, то находимся в совершенно ином положении. Здесь нет никакой рутинной деятельности. Конечно, при этом нужна сосредоточенность, но понимать ее нужно широко. Учиться водить машину может быть достаточно интересным занятием, но оно не оказывает на нас такого разностороннего и глубокого внутреннего впечатления, и даже по чисто «телесному» участию не приближается к тем результатам, которые дают, например, лепка, разучивание на музыкальном инструменте какого-либо произведения или воплощение роли в театральном спектакле.     Именно поэтому становится ясно: наше существование стало бы бесконечно бедным без таких видов деятельности, которые требуют участия не только тела, но и души.

    Одна из характерных особенностей детей – тесная взаимосвязь душевного и телесного. В вальдорфской школе дают возможность детям проявить свою душевную склонность в разных видах художественной деятельности, высвобождая, таким образом, заложенные в них инстинкты. Достижение цели при выполнении некоторых художественных задач требует от нас внутреннего самообладания, к которому мы отнюдь не способны в силу своих инстинктов. Так, осторожный человек вынужден стать отважным, неосмотрительный – осторожным, слабовольный – проявить выдержку, упрямый – суметь приспособиться.

 

    Как воспитатели учителя могут содействовать превращению дремлющих в глубине инстинктов в постоянное качество: например, желание принимать участие во всем, что нас окружает, посвящать ему какое-то время и пытаться его воплотить. Самый лучший способ позаботиться о развитии такого глубинного инстинкта еще в раннем детстве – это занятия искусством. В ходе художественной деятельности человек привыкает бороться, вовлекая все свои душевные способности и каждую клеточку тела в достижение проблемы, важной не потому, что в случае успеха возможны особые материальные преимущества, а потому, что она интересна в чисто человеческом плане. Таким путем закладывается основа роста и развития интереса к жизни.  

 6. Занятия искусством.

    В ходе обучения вальдорфские школы готовят не специалистов узкого профиля, а разносторонних, физически здоровых, заинтересованных людей, которые смогут найти свое место и в дальнейшей профессиональной жизни. Здесь не идет речь о «детском искусстве». Когда говорят о художественной деятельности детей, то подразумевают совершенно иное.

    Стремясь в дереве или в глине изобразить характерную повадку какого-то животного, прикладывая усилия для максимального раскрытия возможностей материала в ходе рисования, чтобы как можно лучше решить поставленную задачу, трудясь, порой дерзко, порой кропотливо над воплощением задуманного, переживаешь полную самоотдачу. Чтобы постичь тонкость обращения с глиной, овладеть нюансами лирического хорового пения или гармонией инструментального произведения, необходимы выдержка и терпение. Кризисы и катастрофы, возможные при подготовке большой пьесы (на сцене или во время оформления кулис и шитья костюмов), становятся для детей поучительным опытом совместной жизни. Но как велико удовлетворение, когда аплодисменты вознаграждают вас за все труды, сомнения и подтверждается счастье художественного творчества.

 

    Все подобные занятия художественной деятельностью и развитие творческих способностей служат тренировкой воли. Нет лучшего способа воспитать волю, чем постоянно, с радостью возвращаться к одним и тем же упражнениям именно тогда, когда требуется преодолеть трудности. Если взрослому все равно, что избрать в качестве предмета для упражнений, то ребенку нужно нечто прекрасное, нужна радость при выполнении задания. Любое занятие искусством, если его преподносят живо, с фантазией, отвечает этому требованию. Идущие от учителя импульсы, его доброе участие в процессе творческой деятельности детей постоянно поддерживают в них неизменную глубокую заинтересованность в работе. 

 

7. Обращение с красками.

    Совершенно ясно, что работая с красками, мы можем найти спокойный и гармоничный выход из самого возбужденного состояния. Если кто-то стал жертвой безудержного гнева, то он получит больше радости от того, что нанесет огненно-красную краску на кусок бумаги, чем от того, что разобьет окно.     Для особо эмоциональных детей занятия с кисточками и мелками могли бы поэтому оказаться идеальным способом выражения своих эмоций и освобождения от внутреннего гнета.     Возбудимому ребенку лучше иметь дело с красными или красно-желтыми тонами, ему нужно дать возможность одеваться в эти цвета. Наоборот, если ребенок безучастен, то нужно перейти к синим и сине-зеленым краскам. Собственно говоря, идет речь о цвете, который отражается внутри нас как противоположный. Для красного таким цветом будет зеленый, для синего – оранжево-желтый. В этом легко убедиться, если некоторое время смотреть на поверхность, закрашенную соответствующей краской, а затем быстро перевести взгляд на какую-нибудь белую поверхность. Противоположный цвет воспроизводится физиологическими органами ребенка и способствует становлению всей необходимой внутренней структуры. Если возбудимый ребенок видит в своем окружении красный цвет, то внутри него возникает противоположный образ зеленого цвета. Работа по превращению другого цвета в зеленый действует успокаивающе.     Если использовать терапевтические возможности красок на протяжении первых лет школьной жизни, главное не ограничиваться тем, что позволять детям «самовыражаться» в пределах имеющегося у них опыта. Сегодняшние дети, давая полную волю своему темпераменту, рисуют однообразно: угрюмый холерик изображает все время горящие города, негармоничный меланхолик – виселицу с повешенными людьми и т.д. Повторяя такие занятия, видно, что ребенок не освобождается от этих мотивов, а все более погружается в них. Даже если, в лучшем случае, по собственной инициативе или благодаря усилиям учителя (или другого взрослого) дети переходят к изображению более радостных и здоровых мотивов, «самовыражение» не выходит за пределы весьма ограниченной по значению функции – оно всего лишь приносит облегчение. Однако в глубине души не многое меняется.     Те, кто использует краски, чтобы выразить в них себя, никогда не смогут вырваться из колдовского плена собственного «Я». Те же, кто, забыв о самом себе, «вживается» в цвет, вступает в новый безграничный внутренний мир, который постоянно расширяется и изменяется.     Если вы хотите по-настоящему узнать, что такое цвет, не начинайте с изучения и отображения каких-то мотивов внешнего мира: в этом случае цвет становится чем-то вторичным по отношению к форме, мотиву. Чтобы воспринять многокрасочный мир, нужно исходить из самих красок. Начинать следует с чисто цветовых упражнений. Этот способ живописи – первый и самый важный в начальных классах вальдорфской школы. Ребенку относительно легко дается обращение с акварельными красками, наносимыми на мокрую бумагу, оно помогает почувствовать пространство и воздух. Рисуя мелками, почти невозможно смешивать цвета или добиваться тонких оттенков, поэтому они меньше годятся для упражнений в цвете. Кроме того, большое значение имеет сам подготовительный этап: нужно постоять в очереди, чтобы получить свою дощечку для рисования, краски, кисточку, воду, затем натянуть бумагу, прикоснуться к ней жидкими красками. Если дети не будут неукоснительно соблюдать порядок, то произойдет «морское сражение». Для семилетнего ребенка – большое событие нарисовать, по просьбе учителя, например, желтое пятно на синем фоне, а затем синее на желтом. Когда рисунки высохнут, их вывешивают и внимательно разглядывают. Шаг за шагом дети овладевают опытом использования красок: все оттенки желтого и красного цвета всегда перекрывают другие цвета, а синий, фиолетовый и другие им уступают. Более нейтрален зеленый. Постепенно каждая краска предстает перед детьми как живое существо с совершенно определенными жестами и свойствами.

    Неоценимую помощь может оказать живопись и в корректировке темперамента у детей. В общем виде можно было бы отметить следующее. Если холерикам предоставить возможность выполнять по своему усмотрению упражнения с красками, то в их работах драматический красный цвет и его оттенки распределятся по всему листу, подавляя другие. Меланхолики обычно рисуют что-нибудь маленькое и темненькое, где-нибудь в верхнем уголке листа. Сангвиники со страшной скоростью изображают что-нибудь небольшое, но светлое и радостное, и тут же переходят на следующий лист бумаги. Флегматики, как правило, заполняют весь лист чем-то большим и нудным.

 

    Трудно переоценить то, как много может значить для дальнейшей жизни человека умение тонко чувствовать краски. Ведь речь идет о некоем внутреннем богатстве, которое нельзя взять в руки, о тончайших, не поддающихся описанию качествах и оттенках. Однако с уверенностью можно утверждать лишь одно – весь мир преображается в глазах того, кто научился чувствовать и понимать тихий язык красок, совершенно не интеллектуалистический, но глубоко проникающий в суть всех вещей.   

 8. Учебный праздник.     Календарный или учебный праздник в каком-то смысле является «сердцем» всей вальдорфской педагогики. В конце каждой четверти все классы демонстрируют друг другу и родителям, чему они научились на  занятиях (декламируют стихи, поют песни, ставят простые и более сложные драматические произведения).     Казалось бы, это очень просто. Однако требуются большие усилия для последовательного осуществления этого принципа. Учителя и ученики каждого класса должны постоянно думать о том, какой вклад каждый из них может внести в коллективную жизнь школы. Можно назвать и еще одну весомую причину. В нашей современной деятельности, постоянно направленной на достижение все больших успехов, а также все более отвлекающей наше внимание на массу глобальных событий, все труднее становится проявлять интерес к проблемам живущих рядом с нами людей. «Тренировочным полем» для развития этого интереса и служит учебный праздник. Старшие узнают младших себя, вспоминают темы и мотивы, над которыми они в свое время работали сами, и улыбаются. Младшие временами испытывают подлинное почтение перед достижениями старших ребят и приходят к мысли: «Мы тоже когда-нибудь сможем делать это!»

    Для семнадцатилетних и восемнадцатилетних учебный праздник – это, прежде всего, взгляд назад, в прошлое, а для самых маленьких – в будущее. Для учеников средних классов это и то, и другое одновременно.

ziwspb.ru

Лекторий «Знакомство с вальдорфской школой»

Ежегодно в начале каждого учебного года ЧОУ «Центр Искусства Воспитания «Общеобразовательная Вальдорфская школа и детский сад» проводит утренний курс для родителей «Знакомство с вальдорфской школой».

Целевая аудитория курса - родители новых и будущих учеников вальдорфских школ.

Анонсы очередного лектория публикуются в новостях.

Примерное тематическое планирование

  1. История возникновения вальдорфской школы:

  • Р.Штайнер – основоположник антропософии и вальдорфской педагогики;
  • история создания первой вальдорфской школы в г.Штутгарте (Германия) в 1919 году;
  • история российского вальдорфского движения ;
  • история создания нашей школы – ЧОУ «Центр Искусства Воспитания «Общеобразовательная Вальдорфская школа и детский сад»; история школы с 18 сентября 1994 года до настоящего времени; роль родителей учеников школы в жизни школы.
  1. Основные принципы вальдорфской педагогики:

  • антропософские и антропологические основы вальд.педагогики;
  • возрастные особенности ученика как основа для уч.плана;
  • один классный учитель с 1 по 8 класс;
  • феноменологический принцип преподавания, связь всех шк.предметов с человеком;
  • преподавание эпохами, особый ритм учебного дня в вальд.школе;
  • отсутствие соревнования и безоценочная система обучения;
  • особенность структуры вальдорфской школы, педагогическая коллегия школы как орган управления;
  • место ученика, учителя, родителей ученика в образовательном и воспитательном процессе; взаимодействие и сотрудничество учителей и родителей.
  1. Возрастные особенности школьников и учебный план школы:

  • семилетие как важный биографический этап; особенности I, II, III семилетия жизни как основа для педагогики (I семилетие: мир ДОБР (семья и детский сад), II семилетие – мир ПРЕКРАСЕН (время классного учителя), III семилетие – мир ИСТИНЕН (старшая школа)).
  • основные особенности каждого школьного года и их отражение в учебном плане каждого класса с 1 по 8 (основные эпохи и материал для рассказывания).
  1. Возрастные особенности младших школьников и учебный план 1-3 классов:

  • образ 1, 2 , 3 класса как метаморфоза круга (1 кл. – единство с миром; 2кл. – поиск собственных границ, дуализм; 3кл. – кризис 9 лет: образование внутреннего пространства, переживание одиночества);
  • возраст подражания и формирование хороших привычек как основа здорового развития человека в социальном пространстве;
  • взаимодействие и сотрудничество учителя и родителей как основа для здорового развития ребенка, укрепления его интереса к познанию мира.
  1. Основные ритмы и их переживание в течение школьного дня:

  • развитие воли, чувств и мышления в процессе познания мира человеком;
  • ритмы – вдоха-выдоха, сна-бодрствования, узнавания-забывания – и их значение в развитии воли, чувств, мышления в учебном процессе;
  • «главный урок» и его строение: постоянное наблюдение изменений в природе и беседа в начале утреннего урока; ритмическая часть и ее особенности в связи с возрастом учащихся; основная часть: трехдневный ритм в преподавании шк.предметов эпохами (восприятие, переживание, представление/понятие); «дыхание» в течение главного урока, рассказывание в конце урока;
  • недельные уроки упражнений, ритм в их построении;
  • уроки «волевого» цикла, их значение для здорового завершения учебного дня.
  1. Подробный учебный план 1 класса:

  • возрастные особенности ребенка на седьмом году жизни/семи лет как основа для учебного плана и школьного расписания;
  • постепенная адаптация к школе (особое расписание в сентябре, постепенное расширение учебного расписания 1 кл.);
  • встреча с классным учителем; естественный авторитет учителя как воплощение потребности возраста 7 лет;
  • обучение на основе подражания («география тела» в ритмической части главного урока; телесное «переживание» предмета обучения);
  • основные эпохи в 1 классе; обучение на основе образов для глубокого восприятия, развития творческой фантазии, активного переживания учебного материала;
  • образы волшебной сказки в мире первоклассника;
  • воспитание чувства благоговения как основа для развития интереса, уважения, почтения, религиозности; воспитание чувства красоты как основа для развития здорового эстетического вкуса;
  • организация второй половины дня для первоклассника в школе и дома.
  1. Подробный учебный план 2 класса:

  • возрастные особенности ребенка на восьмом году жизни/восьми лет как основа для учебного плана;
  • темперамент ребенка, особенности темпераментов в помощь педагогам и родителям;
  • углубление пройденного в 1 классе и новое во 2 классе; эпохи по основным предметам: жизнь ритмов в учебном материале;
  • дуализм как поиск собственных границ: басни и легенды о святых как материал для рассказывания; моральные истории вместо наказания и порицания;
  • учителя и родители ребенка – единомышленники: возможности для взаимодействия и сотрудничества.
  1. Подробный учебный план 3 класса:

  • возрастные особенности ребенка на девятом году жизни/девяти лет как основа для планирования учебной деятельности учащихся 3 класса;
  • «Рубикон» - кризис 9 лет; активная деятельность для преодоления трудностей развития – особые эпохи в 3 классе: Сотворение мира, Земледелие, Строительство дома, Ремесла, Измерения и пр.;
  • родительское сопровождение жизни учеников 3 класса;
  • «обычные» школьные предметы в учебном плане 3 класса;
  • истории Ветхого завета как материал для рассказывания в 3 классе: религиозные, культурные и общечеловеческие аспекты.
  1. Учебный план 4-8 классов (обзор):

  • главные возрастные аспекты каждого года в 4-8 классах, основное содержание учебного плана; новые шк.предметы каждого класса;
  • 6 класс и начало активного развития логического мышления школьников, причины «позднего» интеллектуального развития учащихся в вальдорфской школе;
  • зачетная система в средней вальдорфской школе как альтернатива школьным отметкам;
  • начало трудного подросткового возраста и особая важность взаимодействия учителей и родителей подростка;
  • особая роль классного учителя для подростка.
  1. Особенные предметы в вальдорфской школе. Эвритмия:

  • история возникновения эвритмии как искусства и как школьного предмета;
  • эвритмия как искусство движения, связанное с переживанием речи и музыки; учебный план по эвритмии для классов с 1 по 11;
  • лечебная эвритмия: индивидуальная помощь детям в преодолении трудностей развития;
  • эвритмические выступления учащихся в начальной, средней и старшей школе;
  • практическое занятие по эвритмии с родителями.
  1. Праздники в школе как переживание кругооборота года:

  • особые праздники вальдорфской школы: День Святого Михаила, Рождество, Пасха, День Святого Иоанна; христианские и общечеловеческие аспекты праздников; другие праздники в школе: праздник Фонариков, День Святого Николая, Предрождественский садик, Рождественские игры, Масленица, Летний праздник; связь праздников с переживанием учебного процесса;
  • праздники окончания четверти – отчет о достижениях учеников каждого класса, их роль в школьной жизни для детей разных возрастных ступеней;
  • школьные ярмарки, их роль в жизни школы и ее учеников;
  • участие родителей в подготовке школьных праздников и ярмарок – основа для «вхождения» во внутреннюю жизнь школы, возможность проявить творческую фантазию, увидеть учителей, учеников других классов и их родителей.
  1. Структура главного урока:

  • преподавание эпохами как возможность учителя и учеников погрузиться в предмет; строение эпохи, трехдневный ритм преподавания;
  • ритмическая часть главного урока, ее роль в главном уроке, содержание, связь с изучаемым школьным предметом; музыкальные, речевые, счетные и другие упражнения в ритмической части главного урока;
  • предмет эпохи и основная часть главного урока; устная составляющая основной части и работа в тетради; характеристика результата работы ученика на уроке; разные способы проверки домашней и классной работы;
  • тетрадь эпохи как учебная книга; особенности проверки тетрадей учителем в разных классах (в зависимости от возраста);
  • рассказывание, завершающее главный урок, – «пища по возрасту», красная нить, соединяющая все эпохи и шк.предметы в учебном году.
  1. Классный учитель с 1 по 8 класс – как это возможно:

  • классный учитель как преподаватель всех основных шк.предметов с 1 по 8 класс; предметы, которые преподает классный учитель в начальной и средней школе(феноменологический метод);
  • роль классного учителя в жизни ученика: от естественного авторитета – к сознательному уважению; от безусловной любви – к долгожданному расставанию и новой встрече;
  • учеба без оценок: подготовка к выступлению класса на празднике окончания четверти; характеристика в конце каждого учебного года;
  • роль классного учителя в восьмилетнем сопровождении ученика в неустанном взаимодействии и сотрудничестве с его родителями и другими учителями, работающими в классе.
  1. Преподавание основных школьных предметов в вальдорфской школе. Русский язык:

  • особенности преподавания русского языка с 1 по 11/12 класс;
  • развитие устной и письменной речи учащихся; роль музыкальных занятий в становлении грамотности на письме, интонированности/выразительности устной речи ученика; развитие чувства языка как путь освоения практической грамотности письма;
  • роль творческих работ в обучении; формирование способности к устному и письменному выражению мысли;
  • особенности учительской проверки написанных текстов в зависимости от возраста ученика и задания;
  • подготовка к экзаменам, результаты экзаменов, рейтинг учеников и школы в образовательном пространстве.
  1. Преподавание основных школьных предметов в вальдорфской школе. Математика:

  • особенности преподавания математики с 1 по 11/12 класс;
  • основные темы по математике в каждом учебном году в связи с возрастными особенностями учеников;
  • алгебра: от конкретных примеров – через поиск закономерностей – к формулам, алгебраическим преобразованиям;
  • геометрия: от геометрии свободной руки – через точное построение при помощи инструментов – к доказательствам теорем – к проективной геометрии в старшей школе;
  • математика в старшей школе: подготовка к экзаменам, результаты экзаменов, рейтинг учеников и школы в образовательном пространстве.
  1. Преподавание иностранных языков в вальдорфской школе:

  • погружение в поток иностранной речи, накопление устного словарного запаса в 1-2 классе;
  • начало письма и чтения в 3-4 классе; ведение тетрадей по иностранному языку;
  • начало изучения грамматики, страноведение, национальная культура на уроках иностранных языков в средней школе;
  • особенности уроков иностранных языков в старшей школе; языковая практика и ходе международные проекты;
  • сотрудничество с партнерскими школами, обмен учениками.
  1. Труд и рукоделие в вальдорфской школе:

  • учебный план по технологиям с 1 по 11/12 класс;
  • разнообразие умений и навыков, приобретаемых учеником вальдорфской школы;
  • практическая направленность обучения технологиям;
  • художественные работы, проекты и практики, связанные с технологиями;
  • практическое занятие с родителями по лепке.
  1. Музыка в вальдорфской школе:

  • учебный план по музыке с 1 по 11/12 класс;
  • учебный план занятий оркестрового класса с 4 по 8 класс;
  • роль музыки в развитии человека; индивидуальные особенности человека и выбор музыкального инструмента;
  • музыка в школе: хор и оркестр в каждом классе и в школе; музыкальное сопровождение выступлений и театральных постановок; концертная деятельность учеников и учителей в школе;
  • практические занятия с родителями: пение и занятие в оркестровом классе.
  1. Переход от классного учителя к учителям-предметникам в старшей школе:

  • особенности возраста учеников 15 лет; закономерности и проблемы перехода в 9 класс;
  • классный руководитель – новые шансы, новые отношения, новый этап в жизни подростков;
  • 9 класс – первые экзамены: трудности и радости;
  • школьные практики вне школы как необходимое дополнение к учебному процессу в школе;
  • взаимодействие и сотрудничество коллегии старшей школы с родителями учеников старших классов.
  1. Наша старшая школа сегодня:

  • компромисс между идеалом вальдорфской старшей школы и требованиями российского государственного стандарта для выпускников средней школы;
  • задача школы - гармонично развитая личность выпускника: равновесие между большой интеллектуальной нагрузкой и творческой самореализацией старшеклассников в последних классах вальдорфской школы;
  • результаты обязательных экзаменов и экзаменов по выбору;
  • жизненный выбор выпускников – статистика поступления в средние специальные заведения и вузы;
  • дальнейшая судьба выпускников вальдорфской школы: встреча с выпускниками – круглый стол (ответы выпускников на вопросы родителей учеников школы).

ziwspb.ru

Руководство. Педагогический состав

В школе работают 32 педагога (из них 3 совместителя), в том числе 4 мужчин.  Высшее специальное образование имеют 30 учителей, остальные среднее специальное. 23 педагога получили дополнительное образование по вальдорфской педагогике. 6 учителей имеют высшую или первую квалификационную категорию, один – ученую степень кандидата наук. 2 учителя награждены знаком «Почетный работник образования».

В детском саду работает 5 педагогов. Высшее образование имеют 3 педагога, остальные среднее специальное, в том числе 2 по вальдорфской педагогике.

Все педагоги школы и детского сада за последние 3 года прошли курсы повышения квалификации по Федеральным государственным образовательным стандартам, ИКТ и/или по вальдорфской педагогике.

Руководство

Директор                

Кадырова

Ирина Викторовна

часы приема  

понедельник     9.30 - 11.00

пятница           16.00 - 18.00

Заместитель директора  

Волкова

Ирина Георгиевна

часы приема  

понедельник    14.00 - 16.00

вторник           13.00 - 15.00

Заместитель директора

по учебно-методической работе

 

Каменских

Наталья Николаевна

часы приема  

вторник           12.00 - 14.00

четверг            12.00 - 14.00

Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе (вопросы качества образования)

 

Трофимова Анастасия Дмитриевна

часы приема  
Тел. 350-90-86, 498-80-59, e-mail: [email protected]    

Справка о персональном составе педагогических работников ЧОУ

ziwspb.ru

Практики

Сельскохозяйственная практика

 Эта практика проходила три года в деревне Моисеевичи на Валдае. Девятиклассники работали десять дней в биодинамическом хозяйстве «Зерно Света». 

 Практические задачи: 

  • Участие в жизни настоящего хозяйства, что очень отличается от привычной городской жизни,
  • Практическое использование простейших методов математической статистики.
  • Возможность увидеть образование плодородных почв (работа с компостом).
  • Знакомство с одним из альтернативных методов ведения сельского хозяйства (биодинамика)

    

 Социальные задачи: 

  • Жизнь без привычного городского комфорта
  • Необходимость взаимодействовать друг с другом и взрослыми в нестандартной обстановке, самостоятельно принимать решение, заботиться о себе и других.

 В этом возрасте (9 класс) особенно сильно у человека могут пробуждаться вопросы, касающиеся всех жизненных процессов: какое отношение имеет человек к Земле, к миру растений и к миру животных, какие проблемы привносят в эти связи техника, как выстраивается социальные отношения в духе современности. Все это молодые люди хотят понять своим пробуждающимся сознанием. 

 Молодым людям этого возраста важно испытать свою волю, они элементарно стремятся применить свои силы и с удовлетворением выполняют работу, требующую энергии и осмотрительности, смелости и присутствия духа.

 Нужно учесть также, что такая практика дает возможность осуществить здоровое, естественное стремление к выходу на природу, которое в наших промышленных районах и мегаполисах не находит должного удовлетворения.

ziwspb.ru


Смотрите также

Подпишитесь на бесплатный курс "Секреты воспитания"
и получите бесплатно
Секретную книгу.

Из данного курса Вы узнаете о тайнах народной педагогики, о секретах современных технологий воспитания и массу другой полезной информации для решения Ваших проблем.
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

12 простых формул для подготовки ребенка к детскому саду

Узнать

 


Адаптационные игры с песком

Узнать

 


Как быть счастливыми родителями

Узнать