Узнайте Секреты Воспитания Ребенка И Легко Получите Результат

имя и адрес пусто пусто


5 простых приемов для развития у ребенка самостоятельности.

Узнать

 


Методика выполнения движений с ребенком от специалиста высшей квалификации

Скачать бесплатно

 



Содержание, карта сайта.

Чему обучать ребенка в 1 год


Развитие ребенка в 1 год, что должен уметь, чему учить и как развивать малыша

Казалось бы, совсем недавно родители принесли из роддома маленький свёрток, в котором находился такой долгожданный малыш. Он ещё ничего не мог делать самостоятельно. А через двенадцать месяцев взрослые видят перед собой маленькую личность: малыш уже умеет ходить или пытается сделать свои первые шаги, проговаривает отдельные слова и показывает характер. Ведь годовалый ребёнок — уже личность, со своими желаниями и требованиями. Врачи не устают повторять, что каждый ребёнок индивидуален и темпы развития малышей могут отличаться. Но Всемирной организацией здравоохранения разработаны нормы и стандарты, в рамки которых кроха должен укладываться в годовалом возрасте. Рассмотрим подробнее, что должен уметь ребёнок в двенадцать месяцев. Какие признаки показывают, что нужно обратиться к врачу.

Особенности физического развития мальчиков и девочек

К году малыш делает большой скачок в физическом развитии. Некоторые дети начинают ходить самостоятельно, другие с опаской осваивают первые шаги. В тоже время малыши продолжают активно ползать, для них этот способ передвижения привычнее и быстрее. Именно на четвереньках ребёнок полностью чувствует своё тело и может его контролировать.

Специалисты обращают внимание, что родителям не стоит волноваться, если и в год кроха ещё не ходит самостоятельно. Но малыш должен уверенно стоять и шагать у опоры, за руку со взрослыми. Если в двенадцать месяцев ребёнок не пытается совершить эти действия, это повод обратиться к врачу за консультацией.

К году малыши очень любознательные, они умеют садиться и вставать, могут забраться на диван или кровать и слезть с неё. Многие родители замечают, что к году дети очень интересуются музыкой, у них отличное чувство ритма и под звуки песен они начинают раскачиваться из стороны в сторону. Несмотря на то что каждый малыш индивидуален и сроки, когда он осваивает новые умения и навыки, могут отличаться, есть общепризнанные нормы физического развития детей. Ребёнок развивается согласно возрасту, если к двенадцати месяцам он умеет:

  • сидеть самостоятельно, уверенно удерживая спину;
  • активно ползать: врачи предупреждают, что некоторые дети минуют этап ползания и сразу начинают садиться, а затем вставать. Это также считается вариантом нормы. Такие малыши могут освоить ползание уже после того, как сделают свои первые шаги;
  • взбираться на кровать, лазить по ступенькам лестницы;
  • самостоятельно вставать на ноги, стоять с опорой и без;
  • ходить с опорой или за руку со взрослым;
  • пить из чашки с помощью родителей и делать попытки выполнить это действие самостоятельно, есть из ложки с маминой помощью;
  • перекладывать предметы с места на место, собирать свои игрушки, показывать на интересующий ребёнка объект.

Некоторые дети к году уже ходят самостоятельно. Но специалисты обращают внимание, что если ребёнок не пошёл сам в двенадцать месяцев, это не повод паниковать. В норме малыши начинают делать первые шаги сами к 1,2 года

К первому юбилею у малыша есть в среднем 8 зубов. Но эта цифра приблизительная: у некоторых детей прорезывается 4–6 молочных зубов, а другие могут похвастаться наличием целых 12 помощников пережёвывать пищу.

Нормы прорезывания молочных зубов приблизительные. Но если в год у малыша нет ни одного зуба, это повод показать ребёнка стоматологу-ортодонту

Время сна и отдыха в двенадцать месяцев

Меняется и режим дня ребёнка: малыш больше бодрствует, чем спит. Ночной сон занимает 11 часов, а днём кроха отдыхает всего 3 часа, которые распределяются на два дневных сна. Некоторые дети уже в этом возрасте переходят на один дневной сон. Доктор Комаровский объясняет, что это не отклонение от нормы, а индивидуальные потребности организма. Дело в том, что малыши, которые укладываются на ночной сон позже, утром позже просыпаются, поэтому отдых в первой половине дня им не нужен. Организму достаточно дневного сна в послеобеденное время.

Если ребёнок активен, имеет хороший аппетит и развивается согласно нормам, значит ему достаточно одного дневного сна. Доктор Комаровский рекомендует прислушиваться к потребностям малыша и не заставлять его спать два раза днём.

Рост и вес — это главные показатели, которые подтверждают, что ребёнок развивается согласно нормам. С самого рождения каждый месяц врач и медсестра оценивают прибавку малыша в сантиметрах и граммах. Дефицит массы тела у детей до года может сигнализировать об анемии, проблемах в работе пищеварительной и эндокринной систем, а также о нарушениях центральной нервной системы.

Специалисты обращают внимание родителей, что постоянный недобор веса, который приводит к дефициту массы тела ребёнка, может стать причиной отставания в физическом и психическом развитии малыша.

Основные рефлексы, навыки и умения ребёнка в 1 год

Для детей разного возраста существуют свои параметры психологического, умственного и речевого развития. Каждая мама сравнивает своего ребёнка с другими. И если её малыш отстаёт по каким-то критериям, сразу же спешит к доктору. Специалисты предупреждают, что темпы развития зависят от темперамента крохи, а также от генетической предрасположенности. Поэтому доктор на приёме оценивает навыки, которые приобрёл малыш к году, его рост и вес, и объясняет родителям, стоит ли волноваться или есть время немножко подождать, чтобы ребёнок освоил новые умения.

Родителям нужно принимать непосредственное участие в развитии ребёнка: разговаривать с малышом, читать сказки и играть

Психологическое и эмоциональное развитие годовалого малыша

Именно в этом возрасте малыш начинает проявлять характер. Некоторые родители недоумевают: только вчера ребёнок был полностью послушным, не устраивал истерик, а сегодня его просто не узнать. Детские психологи объясняют такое поведение первым психологическим кризисом. Кроха изучает границы дозволенного: на слово «нельзя» малыш может не обращать внимания и устраивать истерику по каждому поводу.

Психологи объясняют, что родителям нельзя разрешать маленькому ребёнку манипулировать собой. В этом возрасте дети понимают, что плачем могут добиться желаемого. Взрослые должны чётко определить границы, если что-то малышу запрещается, нужно стоять на своём, даже когда он плачет и истерит. Со временем дети понимают, что родительский запрет нельзя отменить слезами.

Такое поведение может продолжаться до полугода. В это время родителям нужно запастись терпением, чтобы объяснять малышу, почему нельзя те или иные вещи. В год он уже хорошо понимает, что можно, а что нельзя делать. Умеет различить похвалу, а также реагирует, когда его ругают за проступки. Ребёнок понимает, когда его просят что-то принести или подать. Различает родителей и знакомых: на лице появляется радость при виде мамы и папы.

Психологи рекомендуют не позволять ребёнку манипулировать родителями с помощью плача

В двенадцатимесячном возрасте для ребёнка важно общение. Он учится контактировать с ровесниками. Малыш уже не так боится незнакомых людей, но мама остаётся самым важным для него человеком. Присутствие мамы успокаивает кроху, он чувствует себя в безопасности. Детские психологи рекомендуют родителям приучать детей к общению в компании ровесников. Именно в этом возрасте можно объяснять ребёнку, что игрушками можно делиться, нельзя обижать сверстников. Для социальной адаптации отлично подходят школы раннего развития, где малыш будет заниматься в группе с другими детьми.

Учимся говорить: речевое развитие малыша

Дети в двенадцать месяцев могут произносить самые простые слова: мама, папа, баба, дай, ам, ляля и другие. В лексиконе малыша уже есть 10–20 слов, хотя многие из них ребёнок произносит не полностью, в них отсутствуют некоторые звуки. Но он старается повторить слова за родителями, и со временем словарный запас расширится.

Некоторые дети не говорят в год, или их словарный запас ограничивается двумя — тремя словами. Если врач не видит никаких отклонений в развитии, такая ситуация может быть обусловлена генетической предрасположенностью и особенностями темперамента ребёнка. Но родителям стоит уделить внимание развитию речи, больше читать сказок крохе, часто разговаривать с ним. В процессе игры можно объяснять каждое действие и называть предметы.

Существует множество пособий и материалов, с помощью которых можно заниматься с ребёнком развитием речи

Ребёнок с помощью слов уже пытается рассказать что-то родителям. Например, при виде машины, он может произнести «би-би», или попросить подать интересующий его предмет или игрушку: «дай». Малыш пытается озвучить свои просьбы и недовольство. В этом возрасте у него хорошо развита мимика и интонация: то, что кроха не может выразить с помощью слов, он пытается сказать интонацией своего произношения.

Как развивать речь малыша

Логопеды рекомендуют как можно больше разговаривать с ребёнком:

  • читать истории и сказки каждый день;
  • рассматривать картинки и иллюстрации в книжках, при это называя каждый предмет, животное и т.д., чётко проговаривая название;
  • объяснять малышу все действия и ситуации: например, во время купания, можно рассказать ему, что это вода, а это мыло и т.д.;
  • случать детские песни: ребёнок в этом возрасте очень любит музыку, это также развивает чувство ритма;
  • развивать мелкую моторику: учёные доказали, что такие занятия непосредственно влияет на умственное развитие малыша, в том числе и на формирование речи.
Как помочь малышу научиться говорить: мнение доктора Комаровского — видео

Развитие моторики ребёнка

Врачи и педагоги в один голос твердят, что развивать малыша нужно с раннего возраста. Доказано, что мелкая моторика влияет не только на умственное развитие детей, но и на речь. В один год малыш хорошо умеет:

  • собирать свои игрушки на место: в игровой уголок или корзину для игрушек;
  • брать предметы двумя пальцами;
  • играть самостоятельно на протяжении получаса;
  • собирать пирамиду;
  • ставить кубик на кубик;
  • играть с мячом: пытается забросить его в коробку или корзину.

Пирамиды являются отличным способом развития мелкой моторики малыша

Если родители замечают, что ребёнок не проявляет интерес к игрушкам, мячу, не может держать предметы в руках, это повод обратиться за консультацией к педиатру и неврологу. Одной из причин может быть гипер- или гипотонус мышц. Поставить точный диагноз и дать рекомендации может только врач.

Приобщаем к прекрасному: музыкальное развитие

По мнению психологов, нужно уделять внимание не только физическому и умственному, но и музыкальному развитию ребёнка. В возрасте двенадцати месяцев он уже имеет чувство ритма, ему интересно двигаться под музыку, слушать детские песенки и весёлые ноты. Многие дети любят играть на игрушечных музыкальных инструментах: им нравится воспроизводить звуки, случать звучание. Музыка имеет свойства расслаблять и успокаивать: звуки природы положительно влияют на нервную систему ребёнка.

Музыкальное развитие просто необходимо детям. Музыка влияет на активные процессы в головном мозге, а также оказывает положительное действие на развитие мышления, памяти и внимания.

Часто врачи рекомендуют использовать музыку в качестве лечебной терапии. Например, детям с гиперактивностью неврологи назначают включать шум воды, звуки дельфинов, чтобы успокоить нервную систему и расслабить малыша. Психологи рекомендуют включать музыку ребёнку каждый день. Это необязательно должны быть классические произведения, можно случать детские песни или шумы природы. Главное, чтобы музыка нравилась крохе. Но не стоит перегружать слух малыша: достаточно 10–20 минут в день для прослушивания музыки.

Нормы и сроки развития ребёнка — видео

Нужные занятия: как развивать, чему учить ребёнка в этом возрасте

Ребёнок не может развиваться самостоятельно, ему нужно помогать, подсказывать, а главное — создавать комфортные условия. Врачи предупреждают, что физическому и умственному развитию родители должны уделять одинаковое внимание, чтобы малыш развивался гармонично.

Спорт обязателен

С самого рождения врачи настаивают, что для укрепления мышц крохи необходимо делать массаж и гимнастику. Хотя в год ребёнок уже более самостоятелен, отказываться от физических упражнений не стоит. После пробуждения рекомендуется делать гимнастику, которая взбодри, настроит на активное времяпровождение. Вечером можно сделать расслабляющий массаж.

Физические упражнения обязательны в возрасте двенадцати месяцев

Врачи рекомендуют такие физические упражнения:

  • обязательны прогулки на свежем воздухе, игры на спортплощадках, а также занятия с мячом;
  • если есть возможность, дома можно установить спорткомплекс для малыша. Врачи только за, если ребёнка приобщают к спорту с раннего возраста. Это отлично укрепляет мышцы, является профилактикой проблем с позвоночником;
  • полезно плавание в бассейне. Можно заниматься с инструктором или самостоятельно. Гидромассаж также очень полезен для общего состояния организма, а также укрепления мышц всего организма;
  • упражнения на фитболе не только нравятся детям, но и полезны для тренировки вестибулярного аппарата.
Упражнения на фитболе для годовалого малыша — видео

Развитие мелкой моторики

Развитие мелкой моторики играет огромную роль для ребёнка в возрасте одного года. Именно в это время малыш становится более активным и любознательным. И задача родителей — направить его интерес в правильное русло. Сегодня взрослые могут записать кроху на занятия в детские развивающие центры, где с ними будут заниматься опытные педагоги. Также родители самостоятельно могут разработать программу занятий, чтобы дома выполнять различные упражнения с ребёнком.

Существуют авторские методики, которые разработаны для детей разного возраста. Родители могут заниматься по какой-то одной методике или выбирать отдельные задания, которые интересны малышу. Самыми популярными на сегодня являются методики Марии Монессори, Глена Домана и Никитиных.

Упражнения для мелкой моторики — видео

Педагоги и детские психологи утверждают, что в двенадцать месяцев с малышом можно заниматься:

  • лепкой: пластилин, солёное тесто, или специальная масса для лепки отлично развивают фантазию, мышление и мелкую моторику;
  • играми с песком и водой: детям интересно изучать разные формы. Жидкость можно переливать из одной ёмкости в другую. А из песка делать разные фигуры или замки. Сегодня в продаже есть специальный кинетический песок, которые не оставляет пятен и с ним можно играть дома, когда на улице холодно и в песочницу пойти не получается;
  • упражнениями с бизибордом: твёрдые или мягкие развивающие доски, коврики или книги обязательно заинтересуют ребёнка. Детали и элементы, которые закреплены на бизибордах, отлично развивают мелкую моторику, терпение, логику, мышление и внимание;
  • рисованием: развитие творческих способностей влияет на речевое развитие. Можно начинать знакомить кроху с кистью и красками, если малыш не заинтересуется таким способом рисования, рекомендуется попробовать пальчиковые краски;
  • играми с конструктором: для детей этого возраста в продаже есть конструкторы с крупными блоками, которые они не смогут проглотить.

Игры с конструктором положительно влияют на развитие мышления, внимания и логики

Доктор Комаровский утверждает, что с детьми обязательно нужно заниматься. Но существую определённые правила: занятия обязательно должны проходить в игровой форме, а также только при желании ребёнка. Если малыш капризничает и не хочет выполнять упражнения, занятия лучше перенести на более позднее время или другой день.

Раннее развитие ребёнка: мнение доктора Комаровского — видео

Уход за ребёнком в один год

Чистота — залог здоровья. Эта фраза знакома всем с самого детства. За годовалым малышом требуется специальный уход, ведь он ещё не может самостоятельно выполнять многие действия.

Водные процедуры

Обязательны водные процедуры: утром это может быть лёгкий душ, во время которого мама подмывает ребёнка, чистит зубы, уши и нос. Вечером лучше набрать ванну и не менее 30–40 минут малыш может купаться и играть в воде.

Педиатры и дерматологи предупреждают, что для купания ребёнка нужно использовать специальные шампуни или мыло, разработанные для детей этого возраста. Взрослые гели для душа могут вызвать аллергическую реакцию, раздражение или излишнюю сухость нежной кожи малыша.

Купать ребёнка нужно обязательно каждый день утром и вечером. В жаркое время года можно проводить водные процедуры чаще

Как купать ребёнка — видео

Как правильно одевать ребёнка

Ещё один важный момент — правильный выбор одежды:

  • вещи должны быть из натуральных материалов, чтобы позволять коже дышать и не вызывать аллергических реакций;
  • не следует слишком тепло одевать малыша: у детей терморегуляция отличается от взрослых, поэтому ребёнка следует одевать по погоде;
  • одежда должна быть удобной: она не может быть слишком тесной или свободной. Допускается небольшой запас, чтобы кроха мог свободно двигаться.

Прогулки на свежем воздухе

В любом возрасте ребёнку полезны прогулки на улице. Педиатры рекомендуют гулять даже в плохую погоду, исключения составляют сильные морозы, ниже — 15 градусов, и ливни. В остальное время нужно быть на улице как минимум два часа в день. В хорошую погоду рекомендуется один из дневных снов проводить на свежем воздухе. Это очень полезно для здоровья малыша.

Не стоит забывать о свежем воздухе в комнате, где спит ребёнок. Помещение нужно часто проветривать и проводить влажную уборку как минимум два раза в неделю. Если в детской находятся комнатные растения, убедитесь, что они не могут вызвать аллергию у малыша, в противном случае цветы нужно убрать из комнаты.

Ребёнок и прогулки — видео

Питание ребёнка в двенадцать месяцев

В год ребёнок уже ест не только грудное молоко или смесь, но и многие твёрдые продукты в виде пюре или соков. Малыш принимает пищу 4–5 раз в день, с интервалом в 3–4 часа. У детей в этом возрасте в среднем восемь зубов, поэтому активно развиваются жевательные навыки. Родители должны помогать ребёнку учиться жевать, для этого можно не перетирать блюда в пюре, а оставлять небольшие кусочки. В продаже есть специальные каши для тренировки жевательного рефлекса.

В год малыш ещё не может есть самостоятельно, но уже делает попытки брать ложку и набирать еду

Питание малыша должно быть сбалансированным, в меню включены:

  • мясные и рыбные пюре;
  • овощные блюда;
  • кисломолочные продукты: творог и кефир, йогурт;
  • желток;
  • сливочное и растительное масло добавляют в блюда;
  • фруктовые пюре и соки;
  • каши.

Все блюда готовят на пару или отваривают. Категорически запрещено давать ребёнку в этом возрасте копчёные и жареные блюда, ведь несформированный ЖКТ не в состоянии принимать пищу, приготовленную таким способом. Детские гастроэнтерологи предупреждают, что детей ещё рано переводить на общий стол.

Советы педиатра о питании ребёнка в 9–12 месяцев — видео

Дети развиваются с каждым днём. Ребёнок в год очень любознателен, стремиться узнать как можно больше нового, а также все повторяет за взрослыми. Специалисты не перестают повторять, что с малышом обязательно нужно заниматься. Правильно распланированный распорядок дня позволит распределить время, чтобы успеть погулять с крохой, провести развивающие занятия, вовремя принять пищу, а также оставить время на отдых. Следует уделять внимание не только умственному развитию, но и не забывать о физических упражнениях. Ребёнок должен развиваться всесторонне.

babyzzz.ru

Как развивать ребенка в год

Свершилось: крохе исполнился годик! В этом возрасте детки становятся невероятно любознательные и активные. Выбор игр и занятий становится все более обширным. Как лучше развивать и обучать ребенка в этот период? На что сделать упор? Какие занятия с ребенком и игрушки выбрать?

Многие мамочки, воодушевленные советами педагогов по раннему развитию, бросаются скупать игрушки и пособия для обучения, как только ребенку исполнился годик. Но в большинстве случаев кроха совершенно игнорирует паззлы, «шнуровки» и прочие «развивалки». А на навязывание таких игрушек ребенок реагирует негативно. Он плачет, бросает их на пол, пытается убежать. Это не повод отчаиваться и ставить крест на развитии малыша!

Не нужно заставлять его играть в то, что ему пока не интересно.Такие полезные игрушки обязательно заинтересуют его рано или поздно. В самом начале лучше сделать упор на развитие и закрепление уже имеющихся навыков ребенка, а именно, ходьба, первые слова, мелкая моторика, сенсорика. Игры для детей 1 года весьма разнообразны и помогут родителям не только закрепить, но и многократно улучшить навыки малыша, присоединив новые умения и знания.

Не нужно ждать мгновенного результата. Ребенку надо немного времени, чтобы освоить какую-то новую игру или научиться играть с новой игрушкой. Родителям необходимо набраться терпения и каждый день заниматься с малышом.

Делать это нужно как можно более позитивно, не уставая, показывать, как правильно строить башню из кубиков или собирать пирамидку. Результаты обязательно появятся, возможно, гораздо быстрее, чем считают мама с папой. Нельзя давить на ребенка! Не интересно – ничего страшного.

Развитие речи

Развитие речи – важнейшее направление занятий с малышом. Как развивать речь у годовалого ребенка? Конечно, разговаривать с ним. Постоянно. Не ленитесь рассказать ребенку, как прошел день, или описать то, что вы делаете (готовите еду, убираете квартиру). Описывайте ему окружающий мир, когда гуляете на улице. Называйте предметы, их цвет, размер (достаточно терминов «большой» и «маленький»).

Отлично подходят для развития речи сказки, детские песенки, потешки и стихи. Сейчас продается множество красивых детских книг со стихами. Ритмичные фразы легче воспринимаются на слух и запоминаются ребенком. Очень хорошо купить много разных книжек с яркими картинками, в том числе и специальные экземпляры для купания, чтобы весело и познавательно проводить время в ванной.

Когда малышу исполнится полтора года, можно обратить внимание на методику с работы карточками с яркими картинками и словами. Такие занятия есть у Монтессори, Домана, Лупан, известных и авторитетных педагогов по раннему развитию.

Смысл занятия заключается в том, чтобы показывать крохе карточку и говорить о ее содержании, называя предмет или животное, описывая цвет и т.д. Такие занятия с ребенком можно проводить несколько раз в день, используя не более трех-четырех карточек. Нужно следить, чтобы малыш не устал.

Карточки можно приобрести в готовых наборах или сделать своими руками

Развитие мелкой моторики и сенсорики

Развитие моторики и сенсорики имеет колоссальное значение! Такие занятия как нельзя лучше развивают мозговую деятельность, правильное восприятие окружающей среды, психоэмоциональное становление личности.

В этой области можно придумать великое множество занимательных игр. Детки очень любят играть с крупами. Для годовалых малышей, которые еще тянут все в рот, лучше выбирать манку. Она относительно безопасна, ей невозможно подавиться, закупорить ухо или нос.

Советуем почитать:Что должен уметь ребенок в год

«Найди игрушку»:

  • Понадобится большое ведро, тазик или пластиковый контейнер (не менее 10 л).
  • Несколько пачек самой дешевой манной крупы.
  • Несколько небольших игрушек типа шариков для пинг-понга.

Необходимо высыпать крупу в большую емкость и зарыть в ней игрушки. Далее ребенку предлагается найти в манке то, что там зарыто. Игра очень веселая. Детки будут с удовольствием рыться в крупе, пересыпать ее в ручках, искать игрушки.

Очень хорошо для моторики практиковать пальчиковые игры – обычные «Ладушки» или «Сорока-Воровка». Это не только весело, но и отлично развивает координацию и ритм.

Дети обожают игры с водой. Можно играть в ванне, переливая водичку из мисочек разного размера, ловить небольшие резиновые или пластмассовые игрушки в большом тазу или ведре.

Отличным приобретением будут различные резиновые игрушки для ванны, специальные детские насадки на кран или душ, которые делают купание интересным и веселым

Развитие творческих способностей

Чем занять ребенка в год, чтобы развить творческое видение мира? Отлично подойдет пальчиковое рисование и лепка из пластилина. Лепку лучше отложить на то время, когда малыш перестанет тянуть в рот все подряд. А вот рисование пальчиковыми красками можно практиковать сразу после 1 года или даже раньше.

Отлично развивает моторику и мышление игры с кубиками, пирамидкой и игрушками-сортировщиками. Это развивающие игрушки, которые можно смело приобретать к году и раньше. Если активно играть с ребенком в эти игры, учить, как строить башенку и собирать пирамидку, то через месяц он будет с легкостью делать это сам.

Отлично развивают моторику и координацию попытки самостоятельно кушать. Не нужно бояться давать ребенку ложку. Да, сначала большая часть каши будет на одежде и на полу, но пройдет несколько недель, и можно будет с радостью наблюдать за крохой, который ест самостоятельно.

Лучше всего выбирать специальные краски, яркие и безопасные, и ватман самого большого размера. Сегодня такие товары можно приобрести в любом канцелярском магазине или детском супермаркете

Физическое развитие

С детьми нужно играть не только в игры, которые развивают мозг, физкультуре нужно уделять не меньше времени. Как позаботиться о физическом развитии крохи?

Первое и главное правило – больше гулять! При этом нужно позволять ребенку топать ножками по улице. Часто бывает такое, что в год малыши еще не умеют ходить сами. Не беда! В год и месяц большинство таких деток уже делают первые самостоятельные шаги. Необходимо всячески поощрять кроху, хвалить и восхищаться его стараниями.

Дома тоже нужно организовать такие занятия, как гимнастика и зарядка. При этом важно не только учить ребенка упражнениям, но и показывать на собственном примере, занимаясь с ним каждый день. Родителям такая практика пойдет только на пользу.

Специалисты считают, что в детском возрасте физическое и умственное развитие неотделимы одно от другого

Можно включить следующие упражнения:

  • Катание мяча от мамы к ребенку и обратно.
  • Бег («догонялки» с родителями).
  • Подбрасывание мячика.
  • Ходьба по наклонной плоскости.
  • Лазание по стремянке, ступеням или лесенке с поддержкой мамы или папы.
  • Залезание на кресло, стул, диван. Слезание оттуда.
  • Перекатывание на большом надувном мяче с помощью взрослых.
  • Ходьба на месте.
  • Подъем рук вверх и в стороны.
  • С полутора лет можно начинать прыжки на месте.
  • Ближе к двум годам хорошо практиковать такие упражнения, как «мельница» руками и поднимание ног, согнутых в колене, под прямым углом к туловищу (марширование).

Разумеется, не стоит отчаиваться, если малыш не сразу станет повторять движения. Или какие-то из них ему не понравятся. Пройдет месяц-другой, ребенок привыкнет, и гимнастика станет его любимым занятием.

Нельзя лениться учить своего кроху чему-то новому. Развитие ребенка в год очень важно! Каждый месяц необходимо вводить новые занятия, давать малышу полезные знания, обучать нужным навыкам. Эта работа быстро принесет плоды, и малыш будет давать все больше и больше поводов для гордости.

floragaz.ru

Как развивать ребенка в 1 год

Время в первый год жизни малыша летит очень быстро. К году ребенок, как правило, уже уверенно сам ходит на ножках, может брать небольшие предметы, хорошо понимает речь мамы и папы, с удовольствием играет и, конечно, с огромным любопытством наблюдает за окружающим миром. Главная задача родителей в этот период – направить его развитие в нужное русло. Как это сделать правильно, рассказывают специалисты центра раннего развития «Каркуша».

Интеллектуальное развитие

Поскольку ребенок пока довольствуется ролью наблюдателя, игры должны быть направлены на активное получение зрительных, слуховых и тактильных впечатлений, их осмысление, запоминание и применение.

  • Сделайте тематические альбомы «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Одежда» и другие, наклеив в обычные блокноты для рисования соответствующие картинки. Давайте его рассматривать малышу, называя изображенное.
  • Также ребенку полезно разглядывать семейный альбом, где собраны качественные фотографии ближайших родственников, которых он хорошо знает.
  • Если выдался солнечный день, покажите ребенку, что предметы и люди отбрасывают тень, поиграйте зеркальцем, попробуйте наступить на нее или поймать солнечного зайчика.
  • Включайте ребенку музыку разных направлений, изучайте, как звучат разные музыкальные инструменты, это способствует развитию слухового восприятия.
  • Игры с сортером и геометрическими фигурами сформируют у ребенка представления о разных размерах и формах.
  • Соберите ребенку его первую библиотеку из книжек с толстыми картонными страницами и красочными рисунками. Конечно, он не научится сходу читать, но полюбит заниматься с книгой, это первый шаг к чтению.
  • Поощряйте общение ребенка с другими детьми и взрослыми.
  • Играя с малышом, предоставляйте ему свободу действий, даже если с вашей точки зрения он делает что-то неправильно.
  • Купите конструктор типа «Лего» с крупными деталями, кубики, игрушки без музыкальных и других развлекательных элементов. Игры с ними заставляют проявлять фантазию, самостоятельно придумывать сценарий.
  • Постепенно приучайте ребенка к самостоятельности, разрешайте ему вам помогать, давая посильные поручения.

Ограничьте просмотр телевизора и занятия с планшетом. Из-за «готовых» развлечений ребенок становится пассивным наблюдателем, а не активным участником игрового процесса, как должно быть.

Речевое развитие

В норме активный словарь годовалого ребенка состоит из 10-12 односложных или двусложных слов. Одно слово часто обозначает полную фразу, кроме того, малыш дополняет слова жестами и мимикой. Для этого возраста характерно становление и совершенствование навыков речи, но сами по себе они не появятся. Речевое развитие требует максимального внимания родителей. Итак, что нужно делать?

  • Постоянно разговаривайте с малышом и следите за правильностью своей речи, ведь вы являетесь почти единственным образцом. Годовалые дети хорошо понимают то, что говорят ему родители.
  • Рассматривая иллюстрации в книжки, описывайте их вслух, задавайте малышу простые вопросы, например, «где у кошки хвостик?».
  • Читайте вслух короткие сказки, стишки, потешки. Включайте детские песенки, пока ребенок бодрствует.
  • Пропевайте с малышом гласные звуки и слоги, постепенно усложняя «песенку».
  • Рассказывайте крохе об окружающем мире, обо всем, что вы видите во время прогулки или дома: как называется, зачем нужно, что делает и т. д. Проговаривайте свои действия, описывайте предметы.
  • Обсуждайте сюжетные картинки, объясняйте ребенку, как выстроить логическую цепочку. Конечно, в основном говорить будете вы, но ребенок будет вас слушать и запоминать речевую модель.

Обязательно выполняйте зарядку для развития артикуляции, чтобы мышцы, участвующие в произнесении звуков, привыкли к новым движениям. Не пренебрегайте пальчиковой гимнастикой и массажем. Мозговые центры, связанные с нервными окончаниями на ладони и подушечках и отвечающие за крупную и мелкую моторику, находятся рядом с центрами речи, логического мышления, памяти.

Мелкая моторика

Важность развитой мелкой моторики очевидна. Педагоги центра раннего развития «Каркуша» рекомендуют выполнять следующие игры и упражнения:

  • Лепка из соленого теста, пластилина, глины. Начните с шарика, потом сплющите его в лепешку и скатайте колбаску и т. д.
  • Рисование обычными или пальчиковыми красками, карандашами. Сначала вам придется помогать малышу, поддерживать его ручку, показывать, как делать мазки и рисовать линии.
  • Создание композиций из пластилина, палочек, камешков, пуговиц, ракушек и др.
  • Шнуровка, наматывание ярких шерстяных ниток в клубок.
  • Бизи-боард. Ее можно купить в магазине или сделать дома: на лист фанеры прикрутите выключатель, шпингалет, счеты из крупных бусин, розетку с привязанной вилкой, лоскуты с липучками, кнопками и т. д.
  • Игры с рамками-вкладышами и сортером.
  • Заведите сенсорную коробку, туда нужно положить предметы разного цвета, формы, размера, веса, поверхностью.
  • Игры с цветным рисом, фасолью, макаронами: пересыпание, выкладывание узоров, «рисование» картин.

Прекрасные результаты дают различные эксперименты с песком и водой. Они оказывают постоянное воздействие на рецепторы и дают ребенку богатый тактильный опыт. Обязательно водите его в песочницу, играйте во время купания в ванне и детском бассейне, купите ему плавающие игрушки, формочки, сито, ведерко, совочек или ковшик, чтобы он мог играть с водой и песком.

Развивающие занятия с годовалым малышом должны строиться на следующих принципах:

    • Регулярность. Занимайтесь ежедневно, желательно в одно и то же время. Только в этом случае упражнения будут эффективны.
    • Разнообразие. Чередуйте упражнения, направленные на физическое,

познавательно, сенсорное, моторное, речевое, психическое развитие.

  • Игровая форма, так как игра – это ведущая деятельность маленького ребенка.
  • Небольшая длительность. В день достаточно потратить 10-15 минут на каждое упражнение.
  • Помощь. Вам придется постоянно помогать малышу, ведь многие действия ему придется выполнять впервые.
  • Комфорт. Занимайтесь в теплом проветренном помещении, убедитесь, что ребенок в чистом памперсе, хорошо себя чувствует, не испытывает голода и жажды, нормально поспал.

Если ребенок капризничает, то занятие лучше отложить. В случае если вы не можете сами заниматься с ребенком регулярно, запишитесь на занятия в центр раннего развития. Занимаясь в мини-группе под руководством опытного педагога, ребенок быстро социализируется и овладеет нужными навыками.

Запишитесь на консультацию!

karkusha.su

Чему нужно учить ребенка в 1 год

8 сентября 2014

Автор КакПросто!

Годовалый ребенок познает окружающий мир через игру, и задача родителей — помочь ему в этом. Так, малыш изучает мир, совершает свои небольшие открытия. В этот период жизни взрослые должны как можно больше внимания уделять карапузу.

Содержание статьи

К году малыш должен уже знать около 12 слов. Ваша задача — обогатить словарный запас крохи. Как это сделать? Читайте ему как можно больше сказок, стихов. В книгах обязательно должны быть яркие картинки. Так, ребенок будет видеть рисунок и слушать вас, тем самым он будет сопоставлять изображения с действиями, которые вы будете рассказывать. В этом возрасте дети уже понимают все то, что говорят ему взрослые, только не могут ответить. Поэтому спрашивайте мнение вашего малыша о прочитанном вами, пусть он будет отвечать непонятно, зато так будет развиваться его речь.Специальные игры также помогут вам. Показывайте ребенку на картинке корову; изображайте, как она мычит. То же касается и других животных. Здесь вам на помощь могут прийти развивающие мультфильмы. Разговаривайте с малышом без сюсюканий: он повторяет за взрослыми, копирует их модель поведения, поэтому может начать произносить слова неправильно. Постоянно общайтесь с крохой, даже если он вам не будет отвечать. Он должен слышать правильную речь взрослых, только так ребенок быстро заговорит.Годовалые дети познают окружающий мир. Ваш ребенок стал ползать по шкафам, под кроватями, и ему интересны многие вещи? Радуйтесь, ведь так он делает новые для себя открытия. Ни в коем случае не ругайте кроху, а дайте возможность исследовать все интересующие его предметы. Не забудьте убрать все мелкие вещи, в противном случае ребенок может проглотить их.Приучайте малыша делать зарядку. Пусть это будут не нудные упражнения, а веселые танцы под динамичную музыку. Так, ребенку будет обеспечен заряд бодрости на целый день. Также не забывайте про закаливающие процедуры, благодаря которым повысится иммунитет малыша.Необходимо развивать мелкую моторику рук малыша, для этого давайте ему разные по формам и размерам предметы. Пусть он щупает их, переворачивает, перекладывает из рук в руки. Купите специальные игрушки, например, лабиринты с бусинками. Передвигая их, у малыша будет развиваться мелкая моторика.Гуляя на улице с ребенком, объясняйте ему все, что происходит вокруг. Например, расскажите о проезжающем трамвае, играющих котятах, деревьях, растениях, домах и т.д. Учите малыша различать цвета, формы, размеры; понимать предназначения тех или иных предметов.

Пусть кроха бегает, играет в песочнице, общается со сверстниками. Объясняйте ему, как можно поступать, а как нельзя. Вам только кажется, что карапуз еще пока ничего не понимает, на самом же деле это не так.

Распечатать

Чему нужно учить ребенка в 1 год

www.kakprosto.ru

Чему можно научить ребенка в 1 год

Свершилось: крохе исполнился годик! В этом возрасте детки становятся невероятно любознательные и активные. Выбор игр и занятий становится все более обширным. Как лучше развивать и обучать ребенка в этот период? На что сделать упор? Какие занятия с ребенком и игрушки выбрать?

Многие мамочки, воодушевленные советами педагогов по раннему развитию, бросаются скупать игрушки и пособия для обучения, как только ребенку исполнился годик. Но в большинстве случаев кроха совершенно игнорирует паззлы, «шнуровки» и прочие «развивалки». А на навязывание таких игрушек ребенок реагирует негативно. Он плачет, бросает их на пол, пытается убежать. Это не повод отчаиваться и ставить крест на развитии малыша!

Не нужно заставлять его играть в то, что ему пока не интересно.Такие полезные игрушки обязательно заинтересуют его рано или поздно. В самом начале лучше сделать упор на развитие и закрепление уже имеющихся навыков ребенка, а именно, ходьба, первые слова, мелкая моторика, сенсорика. Игры для детей 1 года весьма разнообразны и помогут родителям не только закрепить, но и многократно улучшить навыки малыша, присоединив новые умения и знания.

Не нужно ждать мгновенного результата. Ребенку надо немного времени, чтобы освоить какую-то новую игру или научиться играть с новой игрушкой. Родителям необходимо набраться терпения и каждый день заниматься с малышом.

Делать это нужно как можно более позитивно, не уставая, показывать, как правильно строить башню из кубиков или собирать пирамидку. Результаты обязательно появятся, возможно, гораздо быстрее, чем считают мама с папой. Нельзя давить на ребенка! Не интересно – ничего страшного.

Развитие речи

Развитие речи – важнейшее направление занятий с малышом. Как развивать речь у годовалого ребенка? Конечно, разговаривать с ним. Постоянно. Не ленитесь рассказать ребенку, как прошел день, или описать то, что вы делаете (готовите еду, убираете квартиру). Описывайте ему окружающий мир, когда гуляете на улице. Называйте предметы, их цвет, размер (достаточно терминов «большой» и «маленький»).

Отлично подходят для развития речи сказки, детские песенки, потешки и стихи. Сейчас продается множество красивых детских книг со стихами. Ритмичные фразы легче воспринимаются на слух и запоминаются ребенком. Очень хорошо купить много разных книжек с яркими картинками, в том числе и специальные экземпляры для купания, чтобы весело и познавательно проводить время в ванной.

Когда малышу исполнится полтора года, можно обратить внимание на методику с работы карточками с яркими картинками и словами. Такие занятия есть у Монтессори, Домана, Лупан, известных и авторитетных педагогов по раннему развитию.

Смысл занятия заключается в том, чтобы показывать крохе карточку и говорить о ее содержании, называя предмет или животное, описывая цвет и т.д. Такие занятия с ребенком можно проводить несколько раз в день, используя не более трех-четырех карточек. Нужно следить, чтобы малыш не устал.

Карточки можно приобрести в готовых наборах или сделать своими руками

Развитие мелкой моторики и сенсорики

Развитие моторики и сенсорики имеет колоссальное значение! Такие занятия как нельзя лучше развивают мозговую деятельность, правильное восприятие окружающей среды, психоэмоциональное становление личности.

В этой области можно придумать великое множество занимательных игр. Детки очень любят играть с крупами. Для годовалых малышей, которые еще тянут все в рот, лучше выбирать манку. Она относительно безопасна, ей невозможно подавиться, закупорить ухо или нос.

Советуем почитать: Что должен уметь ребенок в год

  • Понадобится большое ведро, тазик или пластиковый контейнер (не менее 10 л).
  • Несколько пачек самой дешевой манной крупы.
  • Несколько небольших игрушек типа шариков для пинг-понга.

Необходимо высыпать крупу в большую емкость и зарыть в ней игрушки. Далее ребенку предлагается найти в манке то, что там зарыто. Игра очень веселая. Детки будут с удовольствием рыться в крупе, пересыпать ее в ручках, искать игрушки.

Очень хорошо для моторики практиковать пальчиковые игры – обычные «Ладушки» или «Сорока-Воровка». Это не только весело, но и отлично развивает координацию и ритм.

Дети обожают игры с водой. Можно играть в ванне, переливая водичку из мисочек разного размера, ловить небольшие резиновые или пластмассовые игрушки в большом тазу или ведре.

Отличным приобретением будут различные резиновые игрушки для ванны, специальные детские насадки на кран или душ, которые делают купание интересным и веселым

Развитие творческих способностей

Чем занять ребенка в год, чтобы развить творческое видение мира? Отлично подойдет пальчиковое рисование и лепка из пластилина. Лепку лучше отложить на то время, когда малыш перестанет тянуть в рот все подряд. А вот рисование пальчиковыми красками можно практиковать сразу после 1 года или даже раньше.

Отлично развивает моторику и мышление игры с кубиками, пирамидкой и игрушками-сортировщиками. Это развивающие игрушки, которые можно смело приобретать к году и раньше. Если активно играть с ребенком в эти игры, учить, как строить башенку и собирать пирамидку, то через месяц он будет с легкостью делать это сам.

Отлично развивают моторику и координацию попытки самостоятельно кушать. Не нужно бояться давать ребенку ложку. Да, сначала большая часть каши будет на одежде и на полу, но пройдет несколько недель, и можно будет с радостью наблюдать за крохой, который ест самостоятельно.

Лучше всего выбирать специальные краски, яркие и безопасные, и ватман самого большого размера. Сегодня такие товары можно приобрести в любом канцелярском магазине или детском супермаркете

Физическое развитие

С детьми нужно играть не только в игры, которые развивают мозг, физкультуре нужно уделять не меньше времени. Как позаботиться о физическом развитии крохи?

Первое и главное правило – больше гулять! При этом нужно позволять ребенку топать ножками по улице. Часто бывает такое, что в год малыши еще не умеют ходить сами. Не беда! В год и месяц большинство таких деток уже делают первые самостоятельные шаги. Необходимо всячески поощрять кроху, хвалить и восхищаться его стараниями.

Дома тоже нужно организовать такие занятия, как гимнастика и зарядка. При этом важно не только учить ребенка упражнениям, но и показывать на собственном примере, занимаясь с ним каждый день. Родителям такая практика пойдет только на пользу.

Специалисты считают, что в детском возрасте физическое и умственное развитие неотделимы одно от другого

Можно включить следующие упражнения:

  • Катание мяча от мамы к ребенку и обратно.
  • Бег («догонялки» с родителями).
  • Подбрасывание мячика.
  • Ходьба по наклонной плоскости.
  • Лазание по стремянке, ступеням или лесенке с поддержкой мамы или папы.
  • Залезание на кресло, стул, диван. Слезание оттуда.
  • Перекатывание на большом надувном мяче с помощью взрослых.
  • Ходьба на месте.
  • Подъем рук вверх и в стороны.
  • С полутора лет можно начинать прыжки на месте.
  • Ближе к двум годам хорошо практиковать такие упражнения, как «мельница» руками и поднимание ног, согнутых в колене, под прямым углом к туловищу (марширование).

Разумеется, не стоит отчаиваться, если малыш не сразу станет повторять движения. Или какие-то из них ему не понравятся. Пройдет месяц-другой, ребенок привыкнет, и гимнастика станет его любимым занятием.

Нельзя лениться учить своего кроху чему-то новому. Развитие ребенка в год очень важно! Каждый месяц необходимо вводить новые занятия, давать малышу полезные знания, обучать нужным навыкам. Эта работа быстро принесет плоды, и малыш будет давать все больше и больше поводов для гордости.

Ребенку 1 год

Развитие ребенка в 1 год

За первый год своей жизни малыш много чему уже успел научиться. В его словарном запасе присутствуют несколько самых простых слов – «мама», «баба», «би-би», «мяу», «дай». Он знает названия частей тела, лица, любимых игрушек, может на них показать по просьбе, различает интонацию речи, может пританцовывать или раскачиваться под музыку. Радостно реагирует на появление знакомых лиц, машет ручкой при прощании, шлет воздушные поцелуи, подражает действиям взрослых.

К этому периоду возрастает его подвижность и любознательность. Он взбирается на диван, ходит по комнатам, заглядывает в потайные уголки. Передвигаться он может как на четвереньках, так и вставать на ножки. Любит «хозяйничать» на кухне: открывать дверцы шкафов, исследовать содержимое баночек и коробочек. Кухня довольно травмоопасное место, поэтому одного в ней малыша оставлять нельзя. К году ребенок пробует держать карандаш в руке, ему очень нравится рисовать. Поэтому в этот период на листке бумаги или обоях появляются первые его каракули.

Многие малыши очень любят, когда им читают книжки, показывают яркие картинки. Если ребенок не сидит на месте, можно с ним разговаривать и читать, когда он играет, например, собирает пирамидку, рассматривает кубики. Даже если он не обращает визуально на вас внимание, ваши слова он непроизвольно впитывает как губка.

Уход за ребенком в 1 год

С каждым днем малыш становится все более самостоятельным. Он уже пьет сам из чашки, старается есть ложкой, пусть даже не всегда у него это аккуратно получается. Роль родителей в уходе за ребенком сводится к тому, чтобы научить его навыкам самообслуживания, следить за его режимом, питанием, гигиеной, здоровьем.

Ребенок, скорее всего, еще не всегда сам просится на горшок. Чтобы ускорить этот процесс, необходимо его высаживать на этот гигиенический «трон» после еды и каждые час-полтора. Постепенно у него выработается привычка, и если вы забудете его туда посадить, он сам вас об этом попросит.

Необходимо следить за его прической, чтобы челка не лезла в глаза. Своевременно подстригать волосы и отрастающие ногти. Дети обычно не очень любят эту процедуру, поэтому ее можно совместить с игрой.

Комнату, где играет и спит малыш, необходимо часто проветривать и проводить влажную уборку. Следить, чтобы не было сквозняков, а в игровом уголке был постелен на полу ковер. Пластмассовые игрушки периодически необходимо мыть с мылом. Чтобы постепенно приучить ребенка к порядку, после игры все игрушки необходимо сложить в ящик или расставить на полке. Вначале это нужно делать вместе с малышом, затем он сможет справиться самостоятельно.

Питание ребенка в 1 год

Первые полгода после своего рождения малыш питался исключительно грудным молоком или молочными смесями. Затем в его рацион постепенно начали вводить овощные пюре, молочные кашки, паровые котлетки, печенье и прочую «взрослую» пищу. У него появились первые зубы, он научился жевать. Но это не значит, что он готов есть пищу с общего стола.

В 1 год еду для малышей также необходимо готовить отдельно. Подают ее в пюреобразном или мелко нашинкованном виде. В год ребенок должен уже познакомиться с такими продуктами, как куриные или перепелиные яйца, картофель, макароны, овсяные, рисовые, гречневые каши, сырые и отварные овощи и фрукты, рубленое мясо (паровые котлеты, запеченное суфле), хлеб, сливочное масло, молочные супы. В рацион можно ввести измельченную зелень – петрушку, укроп, Еда не жарится, а варится, запекается на пару или доводится до готовности в духовке. Твердые овощи и фрукты ребенку подают в протертом виде (яблоки, груши). Бананы, мягкие груши, можно нарезать мелкими кусочками, очистив от кожуры. Вишни, сливы, черешню рекомендуется давать в отварном виде, в виде пюре и компотов.

Желудок годовалого малыша имеет небольшие размеры, но организму требуется много энергии. Поэтому ребенка необходимо кормить небольшими порциями, но часто. За сутки – пять раз: завтрак после пробуждения, обед, полдник, ужин и молоко или кефир с печеньем на ночь. Примерно через полгода, можно перейти на четырехразовое питание, отказавшись от кормления перед сном. Если у ребенка плохой аппетит, пробудить его поможет яркая посуда, салфетки или красиво оформленная еда в тарелке.

Режим дня ребенка в 1 год

Годик – это такой возраст, когда можно начать вырабатывать с ребенком домашние ритуалы и традиции, которые приучат его к режиму. Они дадут ему чувство постоянства, будут успокаивать и настраивать на определенные действия. Например, он будет нормально воспринимать, что после ночного сна нужно почистить зубки, сделать зарядку. Повторять их нужно в одно время на протяжении длительного периода. Например, в кроватке, перед сном, прочитать книжку или поцеловать на ночь.

Если малыш не любит спать днем, после пробуждения ему обязательно нужно сделать что-то приятное — покормить вкусным полдником, дать сладость, поиграть с ним, разрешить немного пошалить. Зная, что после сна его ждет что-то интересное, он быстрее будет укладываться в кроватку и засыпать.

Не стоит устанавливать режим, как в пионерском лагере и расписывать день малыша по минутам. Смотрите на его настроение, самочувствие, иногда можно отойти от запланированного графика. Режим обязательно нужно корректировать по мере взросления малыша. Вводить дополнительные моменты и убирать те, которые потеряли актуальность. Например, увеличить время прогулки, игр, уменьшить продолжительность дневного сна и т.п. Главное соблюдать последовательность – сон, бодрствование, игра, еда и сохранять промежутки между кормлениями – примерно 3-4 часа. Подчиняясь режиму дня, ребенку будет хватать времени и на отдых, и на бодрствование. Он будет меньше утомляться, и капризничать.

Занятия с ребенком в 1 год

В этот период ребенок очень любит совершать совместные действия со взрослыми, пытается им помогать и повторяет движения – подметает, пылесосит, перемешивает еду. Он знакомится с окружающей обстановкой. Ему интересно, как включается свет, звонит телефон, играет музыка. Он может по несколько раз совершать одни и те же действия. Например, щелкать выключателем, наблюдая за лампочкой, или нажимать на кнопки пульта от телевизора. Он анализирует и пытается разобраться, как это работает. Не отказывайте ему в этом удовольствие.

Во время совместных действий, разговаривайте с ним, например, когда одеваете малыша. Попросите вытянуть ручку, поднять ножку, нагнуть голову. Он охотно поможет одеть себя. В этом возрасте можно приучать ребенка к опрятности – подставлять носик или ротик под салфетку или носовой платок. Протянуть ручки, чтобы их вымыть.

В это время малыш легко обучаем. Поэтому знакомьте его с миром, объясняя и рассказывая доступным языком, как это действует, почему происходит, как себя вести в разных ситуациях. Можно рассматривать дождик через окно, смотреть на движущиеся машины, идущих людей. Не беспокойтесь, даже если малыш еще не говорит, он многое понимает и запоминает названия предметов. Уже в этом возрасте можно познакомить малыша с возможными опасностями – показать, что иголка колется, это больно, а вода бывает очень горячей, поэтому можно обжечься.

Игры и игрушки для детей в 1 год

Даже если у ребенка есть много игрушек – куклы, зайчики, мишки, клоуны, детская посуда, играть с ними он еще не умеет. Он воспринимает их просто как предметы. Поэтому ему нужно показать, как кормить куклу, как ее качать и баюкать, чтобы уложить спать. Его можно попросить пожалеть и погладить плюшевого котенка или зайчика, потому что ему больно, у него болит лапка. Так развивается способность к состраданию.

Чтобы развивать логическое мышление, к году можно приобрести такие игрушки, как пирамидка, кубики, шарики разных размеров и цветов. Малыш любит с ними играть, пытаясь с сосредоточенным видом нанизать колечки на штырек пирамидки или просунуть круглый шарик в квадратное отверстие. И совсем необязательно, что он с первого раза будет все делать верно. Скорее наоборот. Мягко подтолкните его в правильном направлении, объяснив, как и почему нужно действовать именно так.

Чтобы развивать у малыша мелкую моторику пальчиков, можно начать играть с ним в самые простые игры-потешки – например, «Сороку-ворону». Загибать и массировать каждый пальчик, приговаривая, что сорока должна сделать. Можно в его ручки положить кусок мягкого пластилина, и показать, как можно его помять в кулачке или отщипывать по кусочку пальчиками. Можно насыпать в коробку крупу – манку, пшено и позволить малышу поиграть. Пусть он собирает ее в кулачки или пропускает сквозь пальцы. Не стоит его ругать, если крупа просыплется на пол, ее за пару минут можно собрать пылесосом.

Медицинское наблюдение в 1 год

С самого рождения малыш находится под наблюдением врачей. В основном это участковый педиатр и медсестра, которые следили за его физическим развитием – ростом, весом, делали прививки. Сейчас малыш подрос, ему уже не требуется ежемесячное наблюдение, достаточно будет одного визита в два месяца.

Чтобы не пропустить возможные отклонения в состоянии здоровья, ему рекомендуется сделать УЗИ тазобедренных суставов, брюшной полости, головного мозга и пройти отдельных врачей-специалистов. В годик его обязательно следует показать хирургу-ортопеду, окулисту, невропатологу, отоларингологу. Желательно сделать прививки от краснухи, кори, паротита, сдать общий анализ мочи и крови.

Полезные советы родителям

Если ваш ребенок к году еще не говорит, не стоит расстраиваться и принимать этот факт близко к сердцу. Он обязательно заговорит, только чуть позже. Все дети разные и ожидать от них абсолютно одинаковых результатов не следует. Многое зависит от темперамента ребенка, его индивидуальных особенностей и прочих факторов. Поэтому, если сосед по песочнице Вася говорит чуть ли не стихами, а ваш Андрюша или Танечка знает только два слова, не беда. Это никак не отражает умственные способности, и не влияет на будущие отметки в школе.

Не накручивайте себя и не требуйте от ребенка невозможного. Запаситесь терпением и продолжайте его воспитывать и развивать дальше. И помните, что в годик ваш несмышленый непоседа подвержен повышенному риску. Поэтому не оставляйте его ни на минуту одного. Необходимо поднять наверх хрупкие вазочки и статуэтки, чтобы малыш не разбил их и не поранился, спрятать мелкие и острые предметы, лекарственные препараты, а электрические розетки закрыть заглушками.

© 2012—2017 «Женское мнение». При копировании материалов — ссылка на первоисточник обязательна! Контактная информация:

Главный редактор портала: Екатерина Данилова

Электронная почта: [email protected]Телефон редакции: +7 (926) 927 28 54Адрес редакции: ул. Сущевская д. 21Информация о размещении рекламы

Чему нужно учить ребенка в 1 год

Развитие речи

К году малыш должен уже знать около 12 слов. Ваша задача — обогатить словарный запас крохи. Как это сделать? Читайте ему как можно больше сказок, стихов. В книгах обязательно должны быть яркие картинки. Так, ребенок будет видеть рисунок и слушать вас, тем самым он будет сопоставлять изображения с действиями, которые вы будете рассказывать. В этом возрасте дети уже понимают все то, что говорят ему взрослые, только не могут ответить. Поэтому спрашивайте мнение вашего малыша о прочитанном вами, пусть он будет отвечать непонятно, зато так будет развиваться его речь.

Специальные игры также помогут вам. Показывайте ребенку на картинке корову; изображайте, как она мычит. То же касается и других животных. Здесь вам на помощь могут прийти развивающие мультфильмы.

Разговаривайте с малышом без сюсюканий: он повторяет за взрослыми, копирует их модель поведения, поэтому может начать произносить слова неправильно. Постоянно общайтесь с крохой, даже если он вам не будет отвечать. Он должен слышать правильную речь взрослых, только так ребенок быстро заговорит.

Познание окружающего мира

Годовалые дети познают окружающий мир. Ваш ребенок стал ползать по шкафам, под кроватями, и ему интересны многие вещи? Радуйтесь, ведь так он делает новые для себя открытия. Ни в коем случае не ругайте кроху, а дайте возможность исследовать все интересующие его предметы. Не забудьте убрать все мелкие вещи, в противном случае ребенок может проглотить их.

Физическое развитие

Приучайте малыша делать зарядку. Пусть это будут не нудные упражнения, а веселые танцы под динамичную музыку. Так, ребенку будет обеспечен заряд бодрости на целый день. Также не забывайте про закаливающие процедуры, благодаря которым повысится иммунитет малыша.

Развитие мелкой моторики рук

Необходимо развивать мелкую моторику рук малыша, для этого давайте ему разные по формам и размерам предметы. Пусть он щупает их, переворачивает, перекладывает из рук в руки. Купите специальные игрушки, например, лабиринты с бусинками. Передвигая их, у малыша будет развиваться мелкая моторика.

Гуляя на улице с ребенком, объясняйте ему все, что происходит вокруг. Например, расскажите о проезжающем трамвае, играющих котятах, деревьях, растениях, домах и т.д. Учите малыша различать цвета, формы, размеры; понимать предназначения тех или иных предметов.

Пусть кроха бегает, играет в песочнице, общается со сверстниками. Объясняйте ему, как можно поступать, а как нельзя. Вам только кажется, что карапуз еще пока ничего не понимает, на самом же деле это не так.

Источники: http://mladeni.ru/obshee/kak-razvivat-rebenka-god, http://zhenskoe-mnenie.ru/themes/maternity/the-child-is-1-year/, http://www.kakprosto.ru/kak-900503-chemu-nuzhno-uchit-rebenka-v-1-god-

vospitanye.ru

Как развить ребенка в 1 год самостоятельно: игры, занятия, мультфильмы и рекомендации

Отпраздновав первый день рождения своего ребенка, родители начинают задумываться о том, как стремительно летит время. И многим из них в голову приходит мысль о том, что нельзя упускать драгоценные моменты. То, что мама с папой не дадут своему малышу в раннем возрасте, в будущем наверстать будет очень сложно, а иногда и невозможно. Но как развить ребенка в 1 год? Что нужно делать в этом возрасте, чтобы малыш рос не только умным, но и счастливым и беззаботным? Как сохранить гармонию и не перегнуть палку в раннем развитии ребенка? Попробуем разобраться в этом сложном и важном вопросе.

Психологические особенности детей второго года жизни

После года малыш – это уже не тот мирно спящий (или постоянно плачущий) сверток в кроватке. Ребенок в течение первых двенадцати месяцев жизни освоил огромное количество умений, но впереди его ждет еще больше открытий. Отличными помощниками в этом будут различные развивающие занятия для детей 1 года.

В этом возрасте у малышей наряду с самостоятельностью и неуемной тягой к постоянному изучению своего окружения проявляются страхи и сомнения. Очень важно, чтобы родители помогали справляться с первыми трудностями своему ребенку, это поможет ему не бояться делать новые открытия, а значит, ответ на вопрос о том, как развить ребенка в 1 год, придет сам по себе. Малыши очень мудрые, в них от природы заложена настоящая жажда знаний. Они во всем стараются подражать родителям, и эта особенность – отличная возможность своим примером подвигнуть малыша на освоение нового.

При условии правильного развития к году малыш уже начинает самостоятельно ходить. К большому изумлению своих родителей, через месяц после первых шагов он уже вполне уверенно ходит без посторонней помощи, а еще через два – начинает бегать. Темпы роста в этот период несколько замедляются, организм тратит огромные ресурсы на то, чтобы развить все системы малыша. В том числе его ловкость, координацию движений. Поспособствовать в этом могут спортивные развивающие игры для детей 1-2 лет:

  • игры с мячом;
  • занятия на спортивном комплексе или шведской стенке;
  • зарядка и простые гимнастические упражнения;
  • плавание в большой ванной или бассейне.

В этом возрасте очень важно не ограничивать физическую активность ребенка. Прогулки на свежем воздухе - в парке и на специальных детских площадках – отличная возможность дать малышу вволю набегаться и проявить свой исследовательский дух. А как развить ребенка в 1 год, если не посредством общения с окружающим миром?

Раннее развитие ребенка

Вокруг этой темы витает огромное количество мифов и легенд. Противники и сторонники раннего развития имеют диаметрально противоположенные точки зрения. Одни считают, что ребенок должен сам всему научиться тогда, когда придет подходящее время. Другие искренне верят, что с малышом можно и нужно заниматься обучением едва ли не с рождения (в поддержку этой теории педагоги создают для своих маленьких подопечных специальные дидактические материалы, развивающие игры для детей от 1 года).

Ученые в своем мнении однозначны: ребенок – это чистый лист бумаги. До 4-5 лет его мозг в состоянии запомнить и усвоить огромные объемы информации, так почему бы не воспользоваться этим, и наряду со знаниями, необходимыми для самообслуживания, не помочь ребенку быстрее освоить речь, не научить его различать цвета, фигуры и животных?

Одним из наиболее популярных направлений в ранней педагогике является система Монтессори, которая учит родителей тому, как развить ребенка в 1 год. Созданная итальянкой Марией Монтессори в первой половине XX века, эта система нашла сторонников во многих странах. Что же это такое? Изначально Мария Монтессори занималась с детьми, которые имели различные отставания в развитии. Со временем ее методы стали применять для воспитания абсолютно здоровых детей.

В этой методике педагоги и психологи учат малыша принимать решения, быть независимым в своих суждениях и действиях, но при этом подчиняться общепринятым правилам и нормам. Примечательно, что игрушек как таковых в группах, где занимаются дети по этой системе, нет. Там невозможно отыскать машинку, пистолет или куклу, наоборот, дети занимаются и учатся. Помогают им в этом развивающие игрушки для детей 1-2 лет:

  • кубики;
  • пирамидки;
  • сортеры;
  • пазлы;
  • музыкальные инструменты.

Занятия по системе Монтессори предполагают развитие у ребенка навыков самообслуживания, то есть малыш должен научиться самостоятельно играть, кушать, пить. Если родители и дома планомерно придерживаются данных принципов, то ребенок вырастает самодостаточной личностью, которой с детства привиты нормы общения в социуме. Такой малыш в состоянии справляться с конфликтными ситуациями и с достоинством выходить из них.

В Москве тоже созданы специальные развивающие центры для детей от 1 года, основанные на педагогике Монтессори: «Ступеньки», «Монтессори-сад», «Клуб раннего развития» на ул. Трофимова и многие другие.

Нужно ли мучить малыша?

Раннее развитие ребенка – это нелегкий процесс как для малыша, так и для его родителей. Выбрав одну тактику поведения, создав определенные правила и нормы, не стоит поддаваться соблазну и уходить в сторону от заданного курса.

Когда родители решают для себя важный вопрос, касающийся будущего их чада: «Развиваем ребенка дома, 1 год – это подходящий возраст», - очень важно, чтобы мама и папа совместно занимались с ним. Ни в коем случае нельзя перегибать палку, иначе добиться можно противоположного эффекта – ребенок замкнется в себе. В этом возрасте маленький человек познает многие вещи через призму сравнения, подражания и только в игровой форме. Поэтому даже развивающие игры для детей 1-2 лет должны быть интересными для малыша.

Во время самостоятельных занятий не стоит наседать на ребенка; если ему не интересно, он плохо себя чувствует или занят другим, важным для него делом - необходимо дать ему вволю наиграться. Обучение лишь тогда принесет плоды, когда будет происходить в атмосфере взаимного расположения и ученика (ребенка), и его учителя (мамы). Тогда процесс принесет удовольствие и, конечно же, результат, который не заставит себя долго ждать! Многих родителей смущает вопрос касательно того, можно ли детям в таком возрасте смотреть мультфильмы? Как показывает практика, оградить полностью ребенка от благ современной цивилизации практически невозможно, но если подойти к вопросу с умом, давать малышу возможность смотреть развивающие мультфильмы для детей 1-3 лет, но недолго и именно те, которые подходят по возрасту, ничего страшного не произойдет.

Во что поиграем?

После года дети начинают совершать первые шаги по своей социализации. Они учатся играть вместе с мамой, братом или сестрой. Чем взрослее малыш, тем шире становится его круг общения. У него появляются новые друзья на детской площадке, он с удовольствием рассматривает их, слушает и пытается не просто наблюдать за игрой других детей, но и поучаствовать в процессе.

В этот период развивающие игры для детей от 1 года можно разнообразить. Очень важно дать ребенку возможность развивать моторику, для этого можно создать несколько простых занятий (под присмотром родителей!):

  • Сортировка различных мелочей – для этого можно взять крупные бусины, природный материал (каштаны, орехи), помпоны. Они могут быт разного цвета или фактуры, ребенок должен разложить предметы по отдельным лоткам или ячейкам.
  • Переливание, пересыпание – это очень важный аспект в развитии ребенка. Игра с водой, кинетическим песком, крупами – это увлекательно и полезно, развивает усидчивость и пространственное мышление.
  • Рисование – не стоит ожидать, что ребенок создаст шедевр, но сам процесс принесет ему и родителям удовольствие. Рисовать можно чем угодно – мелом, карандашами, красками (пальчиковыми, гуашью, акварелью).

Такие развивающие занятия для детей 1 года помогут показать ребенку разницу между большим и маленьким, он научится распознавать свои тактильные ощущения, это также способствует речевому развитию.

Не стоит забывать и о подвижных играх. С ребенком можно научиться делать простые физические упражнения: показать ему, как приседать, ходить на месте, играть с мячами разных размеров.

Чем поиграть?

Часто родители в поисках идеальной игрушки теряются и скупают все подряд. Предоставлять такую свободу выбора малышу нецелесообразно. В силу своего возраста он еще не в состоянии сделать его и остановиться на чем-то одном, тем более самостоятельно. Развивающие игрушки для детей от 1 года должны быть дома обязательно, но их соответствие возрасту и уровню развития, а также предпочтениям самого ребенка – обязательное условие. Что можно предложить:

  • кубики, конструктор «Городок»;
  • различные пирамидки;
  • деревянные пазлы, рамки-вкладыши;
  • сортеры разных модификаций – с геометрическими фигурами, животными, фруктами и овощами;
  • конструктор с крупными элементами;
  • крупную мозаику (пластиковую, магнитную или деревянную);
  • кукол, пупсов;
  • надежные машинки, в том числе и толкатели.

Иногда полезную идею того, чем поиграть родителям и малышу, подают развивающие мультфильмы для детей от 1 года. Их персонажи, а также ненавязчивая форма обучения помогают ребенку понять, что же нужно делать с игрушками.

Учимся разговаривать

В год многие малыши имеют достаточный запас слов, который дает возможность поддерживать коммуникацию с мамой. Он знает, кто есть кто в его окружении, может попросить кушать, пить, высказать одобрение или неудовольствие. Весь последующий год знаковый – словарный запас ребенка будет расти не по дням, а по часам, во многом это зависит от самих родителей. С ребенком нужно разговаривать, комментировать ему все процессы, но делать это доступным и простым языком.

Большими помощниками в этом есть развивающие мультфильмы для детей от 1 года с короткими песнями и стишками. Их простые рифмы и незатейливые слова легко воспринимаются на слух, а сочетание звука и изображения дает возможность ребенку быстрее выучить названия персонажей и их действия.

Книга – лучший друг с первых дней жизни!

Привить любовь к чтению совсем маленькому ребенку гораздо проще, чем в более старшем возрасте. Современные издательства печатают великолепную литературу для детей самого раннего возраста. Плотные картонные страницы, крупные рисунки с четким изображением и без мелких деталей – требования, которым должны отвечать книги для малыша. Ну а список авторов очень обширный:

  • Елена Благинина.
  • Борис Заходер.
  • Корней Чуковский.
  • Агния Барто и многие другие замечательные детские писатели.

Развивающие мультфильмы для малышей

Как уже говорилось выше, просмотр мультфильмов в столь раннем возрасте возможен лишь в ограниченном количестве. Для того чтобы мультики не стали для ребенка только удовольствием, но и приносили пользу, их нужно подбирать с умом. В современном прокате их огромное количество на любой вкус и возраст, но какие же развивающие мультфильмы для детей 1-3 лет действительно будут полезны?

Среди наиболее популярных есть короткометражные истории: «Грузовичок Лева», «Тетушка Сова», «Черепаха Аха-Аха», «Тини Лав». Кроме того, полезными будут мультфильмы, которые помогают учить буквы, цвета, фигуры, животных и названия предметов.

Творите!

В то время, когда малыш научился сидеть, перед ним открылся удивительный мир. Он смог взглянуть на окружающую его среду под новым углом, еще интереснее ребенку стало, когда он пошел. Маме необходимо постоянно искать новые источники познания для своего чада, и творчество – отличное подспорье для этого.

С ребенком раннего возраста тоже можно рисовать, заниматься лепкой, делать аппликации и собирать конструктор, научить его составлять изображения из мозаики и всячески поощрять его творческие порывы.

Развивающие центры для детей от 1 года практикуют подобные занятия. Среди признанных мамами значатся: «Радуга», «Мозаика», «Муравейник». Очень важно, что сейчас создано большое количество материала для совсем несмышленых малышей – это и нетоксичные пальчиковые краски, кинетический песок, безопасный пластилин. Очень многие группы для развития практикуют лепку из соленого теста, подкрашенного пищевыми красителями.

Дите в массы

Да-да, гармоничное развитие малыша невозможно без общения. Закрыв ребенка в квартире, ограничив его общение, невозможно ожидать от него великих свершений. Конечно, самостоятельно можно добиться интеллектуального развития, ребенку просто не останется ничего другого, как заниматься тем, что предлагают ему родители.

Однако процесс познания гораздо стремительнее и естественнее происходит, когда ребенок находится в обществе. Так он сможет почерпнуть что-то полезное не только от горячо любимых родителей, но и от родственников, других детей на площадках, в игровых комнатах и центрах раннего развития.

Детство – это праздник!

Взращивая вундеркинда и будущего гения, родители должны помнить о том, что они в первую очередь занимаются этим для себя. Ребенок, а особенно в таком малом возрасте, не нуждается в мировом признании, ему не нужно знать алфавит и таблицу умножения. Как бы сильно ни хотелось маме и папе, чтобы их малыш преуспел в жизни, вряд ли у него это получится без счастливого, беззаботного и безоблачного детства.

fb.ru


Смотрите также

Подпишитесь на бесплатный курс "Секреты воспитания"
и получите бесплатно
Секретную книгу.

Из данного курса Вы узнаете о тайнах народной педагогики, о секретах современных технологий воспитания и массу другой полезной информации для решения Ваших проблем.
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

12 простых формул для подготовки ребенка к детскому саду

Узнать

 


Адаптационные игры с песком

Узнать

 


Как быть счастливыми родителями

Узнать