Узнайте Секреты Воспитания Ребенка И Легко Получите Результат

имя и адрес пусто пусто


5 простых приемов для развития у ребенка самостоятельности.

Узнать

 


Методика выполнения движений с ребенком от специалиста высшей квалификации

Скачать бесплатно

 



Содержание, карта сайта.

Что должен говорить


Речь ребенка в 1 год: что должен говорить ребенок

Поезд  «Развитие» на всех парах приближается к станции «1 Год». Локомотив-мозг тащит множество вагончиков-умений, вагончиков-знаний, не снижая скорости. Впереди новая жизнь – вербальная или речевая.

Ваш малыш уже в совершенстве овладел доречевым общением – активно использует мимику, простые жесты, лепет. Со временем в общение со взрослым дети начинают добавлять устойчивые звукосочетания, которые обозначают простые действия («ам – ам», «бай – бай», «бух»), игры («ку – ку»), предметы и игрушки («тик – так», « му – му»).  С развитием общения связано и появление первых настоящих слов – призыв, просьба, обращение, указание – «мама», «папа», «дай», «тут».

Что же должен говорить ребенок в 1 год? 

Кто придумал нормы речевого развития? И как понять соответствует ли развитие речи ребенка этим нормам?

Нормы развития определены на основе масштабных исследований большого количества детей разных возрастов. Принятые в отечественной практике нормы оценки развития, разработанные Э.Л. Фрухт (скачать таблицу норм) предполагают, что в 12 месяцев ребенок произносит 5 – 10 несложных слов и легко подражает слогам. При этом он:

  • понимает названия нескольких предметов, действий, имена, выполняет отдельные просьбы (“найди, принеси, дай маме, положи тут”);
  • понимает слово “нельзя”;
  • по просьбе выполняет игровые действия («покачай куклу», «кати машинку»)

Речь значительного числа современных российских детей не соответствует таким «завышенным» требованиям по различным причинам. В этом возрасте наиболее значимыми могут быть медицинские факторы, действовавшие как в период беременности (интоксикации, гипоксия плода), так и в родовой и послеродовой период (стремительные/затяжные роды, неврологические проблемы).

Затруднять формирование речи могут, в том числе нарушения слуха. Если у Вас есть подозрения на снижение слуха – обратитесь к специалисту незамедлительно.

Причинами задержек речевого развития и возникновения речевых нарушений могут быть не только медицинские, но и социальные и психологические факторы: скупая речевая среда, двуязычие в семье, нарушение эмоционального контакта с матерью, разлука с ней.

В последние годы часто используются зарубежные  диагностические методики, которые более «лояльны». Так, согласно им, только к  15 – 18 месяцам ребенок может научиться произносить от 4 до 6 слов. К сожалению, такие методики, могут затруднить раннее выявление нарушений в развитии ребенка.

Как адекватно оценить развитие речи  ребенка в 1 год?

Думается, у Вас нет поводов для беспокойства, если малыш:

  • понимает обращенную речь в объеме возрастных требований;
  • свободно использует доречевые формы общения – мимику, жесты; активен в контакте;
  • произносит первые слова – обозначения («ав-ав», «кис – кис»).

Как развивать речь ребенка в 1 год?

В первую очередь – в процессе ежедневного общения, ухода за ребенком.

  • Помните, ребенок должен не просто слышать речь взрослых, а слова, которые обращены именно к нему.
  • Не допускайте агрессивного стиля общения, не используйте перегруженные монологи.
  • Говорите доброжелательным тоном, используйте ласковые, мелодичные слова, стихи, потешки, колыбельные и др.
  • Четко проговаривайте все слова; следите, чтобы малыш обращал внимание на движения ваших губ.
  • Говорите так, как будто сообщаете ему что-то важное; дотрагивайтесь до малыша, что бы он приготовился слушать.
  • ”Озвучивайте” действия и называйте  окружающие предметы.
  • Рассматривая предметы, перечисляйте их особенности и характеристики (где у кошки ушки?); подражайте игрушкам, голосам зверей (кто как говорит?).
  • Общаясь с ребенком, давайте ему время подумать, не торопитесь с ответом. Будьте ласковы, внимательны, поощряйте активность малыша.
  • Не говорите малышу “неправильно”. Лучше предложите два варианта : «Да, это собака, «ав-ав».
  • Следите за общим развитием ребенка (играйте в кубики, пирамиды, матрешки; работайте с пластилином и глиной, рисуйте и т.д.).
  • Развивайте слуховое внимание: например, учите его различать музыкальные игрушки, окружающие звуки.
  • Развивайте артикуляционный аппарат: вовремя отучайте от пустышки; следите, чтобы ребенок употреблял твердую пищу и др.
  • Развивайте движения пальцев рук (лепка, пальчиковые игры, массаж), сопровождайте пальчиковые игры чтением стихов, потешек.

Неиссякаемая энергия Вашего ребенка поможет двигаться скоростному поезду «Развитие» вперед и вперед. Теперь в его составе уникальный вагончик – речь – средство общения и мышления. Счастливого пути!

rechrebenka.ru

Что должен уметь ребенок в год: каким навыкам следует учить малыша и какие слова он должен говорить

Дети растут очень быстро, только успевай покупать новую одежду да обувь. Первый день рождения – это не только важный праздник для семьи, но и время проверки способностей и навыков. Что должен знать ребенок в первый год своей жизни и чему учить ребенка в 1 год?

Физическое развитие в год

Физическое развитие крайне важно, и это то, на что родители обращают внимание в первую очередь. Любое отклонение от нормы веса или роста вызывает волнение и тревогу, поэтому родители тщательно сравнивают имеющиеся показатели с врачебными таблицами. Как выглядит ребенок в этот период? Дети физически развиваются по-разному, но специалисты выделили усредненные показатели, которых они достигают к 12 месяцам. Лучше всего это выразить таблицей.

Познавательно! Советы Комаровского: как отучить ребенка от рук

Показатели Усредненное Мальчики Девочки
Масса 8,9 – 9,6 кг 7,7 – 12 кг 7 – 11 кг
Рост 74-75,7 см 71 – 80 см 68 – 79 см
Окружность головы 44,9-46,1 см 43 – 48 см 42 – 47 см
Окружность груди 48,3 — 48,7 см 46 – 52 см 46 – 51 см

Отклонения от представленных норм может быть в пару килограмм и до 5-10 см. При этом дети должны быть активными, не испытывать боли при передвижении, иметь прямые ножки и шею. Если же есть какие-то видимые проблемы с телосложением, или заметны боли при передвижении – необходимо срочно обратиться к педиатру.

Важно знать! Дети, которые рано начали вставать и ходить, обычно в дальнейшим отличаются быстрым развитием.

Это время ознаменовывается первыми самостоятельными шагами, у некоторых детей они могут быть даже без предварительного ползания.

Кроме того, физическое развитие ребенка в год подразумевает умение:

  • стоять, держась за что-то;
  • самостоятельно сидеть;
  • вставать без чьей-то помощи из любого положения;
  • ходить вдоль опоры или с поддержкой;
  • бегать (лишь некоторые детки это могут);
  • подниматься-спускаться по лестнице с поддержкой;
  • ползать;
  • забираться на мебель;
  • спускаться с кроватей и диванов.

До года дети набирают массу, которая в три раза превышает вес при рождении. После достижения года вес и рост замедляется. В среднем у них вырастает 8-10 зубов, но бывают и дети, у которых к этому времени вылезает лишь 2-3 зуба. Отклонением считаются только те случаи, когда в 12 месяцев совсем нет зубов. Стопы же в это время еще без изгиба, но по мере регулярной ходьбы на них начинается проявляться свод.

Умения и навыки ребенка в 1 год

Что должен уметь ребенок в один год? С полугода и до 2-3 лет крохи активно познают мир. Именно в год уже можно активно покупать конструкторы и игрушки, которые развивают мелкую моторику. Кроме этого, можно читать вместе книги, смотреть познавательные мультфильмы и заниматься прочими интересными занятиями. Они сами интересуются содержимым шкафов, ящиков и сумок, разбирают игрушки и рассматривают книжки.

Эмоциональные навыки

Помимо физического развития, важно следить за психологическим и эмоциональным здоровьем крохи. Он должен уметь улыбаться, реагировать эмоционально на события вокруг, уметь выражать свои эмоции. Ребенок в 1 год должен уметь:

  • радоваться веселым событиям вокруг;
  • проявлять эмоции по отношению к игрушкам: любить какие-то, какие-то отбрасывать, некоторых бояться;
  • узнавать близких и реагировать на их приход-уход;
  • находить родных на фото, и показывать пальчиком на вопросы о них;
  • пугаться незнакомых и стесняться их;
  • рассматривать книжки, листать их, с увлечением искать на страничках знакомых персонажей;
  • танцевать под музыку;
  • повторять движения за взрослыми (говорить по телефону, ругать кого-то);
  • подвергаться смене настроения;
  • реагировать на запреты (мимикой, криком, писком);
  • играться с зеркалом, корчить рожицы, смеяться.

Прослеживая взросление, можно замечать все новые эмоции, которые у крохи появляются. Как он по-разному реагирует на незнакомых людей – пугается их, старается спрятаться за родителей, стесняется, как узнает знакомых, как у него меняется настроение. Кроха начинает уже хитрить, проверяет родителей на «прочность», он продумывает свои действия, стремиться всеми средствами достичь своей цели.

Что должен говорить

Малыш уже активно издает звуки, отдельные слоги, у него появляются слова для определения мамы и папы, себя и знакомых предметов. Говорить ребенок в 1 год может и не начать.

Но он уже обязательно понимает слова и речь, которая обращена к нему, различает интонацию.

От 2 до 10-15 слов – это сколько слов должен знать малыш в это время.

Не следует волноваться, если кроха не говорит вообще, главное, чтобы он понимал речь, обращенную к нему.

Если этого не происходит, вот тут следует обратиться к специалисту.

Навыки речи могут проявляться в умении:

  • отвечать отдельными слогами или звуками на вопрос «кто это?»;
  • знает свое имя и отзывается на него;
  • пытается говорить «мама» и «папа»;
  • старается говорить и повторяет звуки за людьми и животными;
  • понимает значение слов «можно» и «нельзя».

Речь развивается быстрее, если постоянно говорить при крохе. Он набирает таким образом словарный запас, а это считается пассивным говорением. Развивать ребенка в год словесно просто: необходимо постоянно разговаривать с ним, проговаривать слова четко, издавать отдельные слоги побуждая его повторять их.

Что должен делать

Конечно, по сравнению с периодом ползания, намечается существенный прогресс – по мере познания окружающего мира все увереннее становятся передвижения по квартире, и к годику уже кроха может:

  • складывать пирамидки и кубики;
  • снимать крышки, складывать предметы в кастрюли и коробки, играть с посудой;
  • может проталкивать мелкие предметы в дырочки;
  • кормит и одевает игрушки;
  • может брать мелкие предметы пальчиками;
  • играет с мячом, может толкать коляску;
  • открывает шкафы, достает и складывает предметы;
  • подражает взрослым;
  • начинает тактильно проявлять чувства (обнимает, целует, толкает);
  • перелистывает самостоятельно странички;
  • понимает и выполняет простые просьбы (дай, покажи, где это лежит?);
  • может танцевать под музыку, подпевает песням;
  • хлопает в ладоши;
  • играет в «ку-ку».

Это лишь краткий перечень всех умений, которыми могут обладать малыши в этом возрасте. Всего этого может и не делать малыш, тут нет никаких стандартов, так что переживать не стоит, если сын не хочет складывать кубики. Главное, чтобы он находился в спокойной атмосфере, рос в любви, а все навыки будут постепенно появляться.

Как правильно развивать

Кроха развивается самостоятельно довольно неплохо. Родители часто удивляются откуда их малыш знает то или это, если его никто не учил этому.

Но тем не менее маме и папе следует постоянно заниматься с отпрыском в игровом формате.

Не стоит его пытаться научить алфавиту или математике, начать необходимо с мелкой моторики, простых действий с мелкими предметами, различению цветов и форм.

Изначально, следует сделать упор на физические способности. Развивать ходьбу, прыжки, лазание. Делать это можно различными способами:

  • поддерживая за руки, давать возможность ходить и прыгать;
  • давать ребенку в 1 год ходить босиком по траве и песку;
  • мотивировать его залезать на кровать или диван, а затем слезать (с помощью игрушек);
  • играя, проползти под столом или стулом;
  • играть с большими коробками, пусть малыш залезает туда и вылезает;
  • учиться перешагивать через предметы, разложенные на полу;
  • бросать мяч и ловить мяч.
Обратите внимание! Помогает физическому развитию и активные прогулки на детских площадках.

Уже в таком возрасте можно приучать кроху лазить по шведским стенкам, залезать на горку, конечно помогая ему. А вот развитие мелкой моторики требует специальных средств. Чтобы развить моторику необходимо:

  • Рисовать красками и карандашами, вначале придерживая, а затем позволяя делать это самостоятельно.
  • Заниматься лепкой из пластилина, соленого теста и полимерной глины. Причём не только лепить фигурки, но и выткать в них палочки и пуговицы.
  • Клеить фигурки из бумаги, а также играть с наклейками. Сегодня продаются книжки с наклейками-животными, это позволяет не только развивать движения, но и учить животный мир.
  • Играть с веревочками: складывать шнурки, наматывать нитки на клубок.
  • Играть с кухонными мисками: переливать воду ложками, сортировать фасоль, пересыпать песок через сито.
  • Играть с мелкими предметами: откручивать крышки, собирать спички, бросать спички в банку, наполнять миски рассыпанной фасолью, играть с сортером.
  • Отлеплять липучки, застегивать пуговицы, учиться закрывать молнию, вешать прищепки на веревку.
  • Складывать пирамидки, и строить башни из кубиков.

Чему учить ребенка в 1 год определять необходимо родителям, ведь только они уже знают, что умеют их дети и на что следует обратить особое внимание.

Кроме мелкой моторики и ходьбы, следует:

  1. Стимулировать крупную моторику, играя большими машинками, мячиками и крупными игрушками.
  2. Постоянно разговаривать, читать вместе стихи и песенки. Называть цвета, формы и предметы громко, чтобы малыш мог запоминать.
  3. Позволять играть самостоятельно, изучая предметы вокруг.
  4. Играя, разыгрывать сценки, различные сюжеты с помощью игрушек.
  5. Играть в ванной со специальными игрушками, принадлежностями для песка.
  6. Слушать вместе музыку и танцевать.
  7. Играть в песочницах с лопатками и грабельками. Строить пасочки.
  8. Водить маленького на площадки, где он может поиграть с другими детками, развивая свои социальные навыки.
  9. Читать вместе книги и смотреть фотографии, называя персонажи по именам.

Развитие детей происходит очень естественным путем. Они повторяют все за взрослыми и учатся кушать, пить, ходить и прочему играючи. Сегодня масса развивающих книжек и игрушек, которые помогают детям осваивать новые задания, получать новые навыки. Что нужно малышу в 1 год? Лишь внимание и любовь родителей.

Полезное видео: что должен уметь ребенок в 1 год

beremenno.ru

Что должен говорить ребенок в первые три года

Существуют различные теории развития ребенка и научные концепции решения тех проблем, которые могут возникнуть у малыша. Но ни одна из них не может дать четкий ответ на вопрос, как справиться с проблемой ребенка в развитии речи. Каждая сложная ситуация требует гибкого и индивидуального подхода.

Мой малыш не говорит…

Дети, как и взрослые, отличаются по своим способностям, по-разному воспринимают окружающий мир, у каждого ребенка индивидуальный темп развития. Одни малыши более активны, любят играть со взрослыми и быстрее начинают говорить, другие менее активны, не очень охотно общаются со взрослыми и начинают говорить позднее своих сверстников.

Первые слова — важная веха в развитии малыша. В первые три года жизни малыша речь развивается стремительно и именно этот период особенно важен для развития речевого образа.

Первый год жизни

Примерно с трех месяцев кроха начинает издавать звуки (вокализировать), когда с ним беседует взрослый, он улыбается и радуется появлению родителей. В 3-6 месяцев малыш гулит, много раз повторяет одни и те же звуки, визжит, смеется, внимательно смотрит в лицо взрослого и пытается копировать движения губ. В 6-9месяцев ребенок издает звуки ммм, ссс, а так же слоги ма, ба, ла. В 9-12 месяцев малыш имитирует цепочки слогов (ма- ма, да-да), подражает покашливанию, цоканью. Примерно в 12-14 месяцев многие дети осмысленно произносят два слова.

Второй год жизни

На втором году жизни ребенок понимает больше слов, чем может произнести, причем не только слова, но и словосочетания, простые просьбы (например: «Покажи киску», «Дай мячик»). К концу второго года жизни ребенок знает названия некоторых предметов и действий. Малыш издает разнообразные звуки, более уверенно произносит слоги и слова, выражая свои чувства и эмоции. Речь малыша эмоционально и интонационно окрашена. По интонации родители могут понять, о чем «рассказывает» кроха: об увиденной на улице машине, о собаке, которая громко лает и т.д. Часто дети повторяют за взрослыми не слова целиком, а только их окончания, первые звуки или слоги: ки вместо киса, ать вместо дать и т.д.

Третий год жизни

На третьем году жизни ребенок говорит и понимает речь намного лучше, чем раньше. Его словарный запас увеличивается в 2-3 раза. Малыш говорит короткими фразами, использует как простые, так и распространенные предложения, но делает много грамматических ошибок. В этом возрасте ребенок задает взрослому много вопросов: «Почему?», «Где?», «Зачем?». Малыш еще четко не умеет произносить звуки. Он смягчает многие согласные: говорит сям вместо сам, коза превращается в козя, а машинка в масинку и т.д. Некоторые звуки ребенок заменяет другими (вместо ш произносит с или пропускает трудные звуки). Кроха понимает двухступенчатую просьбу, с которой к нему обращаются взрослые. Например: «Пойди в комнату и принеси мячик»; «Если съешь кашу, я дам тебе конфету». Теперь малыш не только понимает речь взрослого, но и запоминает то, что ему говорят (слухоречевая память).

Первые слова

Все родители с нетерпением ждут, когда ребенок произнесет свои первые слова: мама или папа. Но многие дети еще до того, как скажут мама, начинают использовать другие слова, хотя родители и не считают их настоящими словами (ам- ам- хочу есть, ав- ав- собачка). Все малыши вначале говорят о том, что знают и думают.

Российские и зарубежные исследователи детской речи обнаружили определенную закономерность в том, как ребенок усваивает первые слова и их значения. Существуют первостепенные по значению группы слов, которые учатся понимать и произносить дети. Это такие группы первых слов:

  • люди, окружающие ребенка (мама, папа, баба, тетя, дядя, ляля и др).
  • животные и птицы (мяу, ки, ав-ав, му, ко-ко и т.д.)
  • еда (ам-ам, ням-ням, пить, суп, чай)
  • движения (топ-топ)
  • сон (а-а, бай-бай)
  • действия (дать, на, тук-тук и т.д.)
  • состояние (бо-бо-больно)
  • согласие (да, нет)
  • место (там)
  • предметы в доме (але, тик-так)
  • осуждение за поступки (ай-ай)
  • прощание (пока-пока).
Любой навык ребенок осваивает в несколько этапов. Например, чтобы научиться самостоятельно ходить, свои первые шаги ребенок делает сначала с опорой или поддержкой взрослого. Также малыш учиться говорить: сначала произносит отдельные звуки (лепечет), затем звукосочетания (гулит), и наконец, слова.

Почему не слышно слов?

Родители, узнав от специалистов, что у ребенка есть проблемы с развитием речи, стремятся понять, чем они вызваны. Этот вопрос становится особенно важным, если в семье ни у кого не было нарушений речи. Они могут возникнуть под влиянием неблагоприятных внешних и внутренних обстоятельств.

Причины, которые вызывают речевые нарушения, могут быть различными:

Внутриутробная патология

Негативные факторы особенно опасны в первые три месяца беременности. Они могут привести к недоразвитию или повреждению центральной нервной системы ребенка, и в частности, речевых зон коры головного мозга. К таким факторам относят:
  • Внутриутробная гипоксия (недостаточное кровоснабжение головного мозга плода).
  • Инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, корь и т.д.).
  • Травмы, полученные матерью во время беременности, падения и ушибы (особенно в области живота) могут привести к отслойке плаценты и преждевременным родам.
  • Нарушение сроков вынашивания плода (недоношенная или переношенная беременность).
  • Прием лекарственных препаратов.
  • Стресс, который испытывает будущая мама, может приводить к гипоксии плода.
  • Наследственная предрасположенность, генетические аномалии.
По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата, например, неправильная посадка и количество зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твердого и мягкого неба, особенности развития речевых зон головного мозга и даже заикание. Если один из родителей поздно начал говорить, подобные проблемы могут возникнуть и у ребенка.

Неблагоприятные роды и их последствия

  • Родовые травмы, вызывающие внутричерепное кровоизлияние, могут повредить речевые зоны головного мозга. Причины могут быть разные: узкий таз матери, наложение щипцов и т.д.
  • Асфиксия — недостаток снабжения головного мозга кислородом из-за нарушения дыхания, например при обвитии пуповиной, вызывает минимальные повреждения головного мозга.
  • Малая масса тела новорожденного и низкая оценка по шкале Апгара.
  • Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни.
Если ребенок в первые годы жизни часто болеет простудными заболеваниями или перенес нейроинфекции и инфекционно- вирусные заболевания, то нарушение речи является частым их следствием. Речь ребенка не совершенна и перечисленные неблагоприятные факторы могут легко нарушить ее развитие. В этом возрасте выделяются несколько критических периодов развития речи:
  1. в 1-2 года интенсивно развиваются речевые зоны головного мозга;
  2. в 3 года малыш осваивает фразовую речь;
  3. в 6-7 лет он поступает в школу и овладевает письменной речью.
В эти периоды увеличивается нагрузка на центральную нервную систему ребенка, что создает предрасполагающие условия для нарушения речевого развития или «срыва» речи (заикания).

Татьяна Бутакова, психолог, руководитель школы развития

mamuli.club

Учимся говорить красиво: 6 ошибок в разговоре

На днях, знаете, ээээ… было такое, когда я говорил, пытался сказать что-то и просто не мог ничего сказать, потому что нууу… я не знаю, просто ничего не приходит на ум.

Сравните с таким вариантом:

На днях я не мог говорить, потому что ничего не приходило в голову.

И с этим:

На прошлой неделе во время разговора с потенциальным клиентом я не мог сказать и слова, потому что в голове было пусто.

Какой пример, по-вашему, более удачный и с большей вероятностью может привлечь внимание людей? Конечно, последний.

В первом случае — обилие ненужных слов, которые только навевают скуку на слушателей. Во втором удалён весь словесный мусор, однако явно хромает смысловая составляющая: предложение сухое, ни о чём. Третий же вариант дополнен нужными подробностями, которые открывают для слушателя картину происходящего. Живые, «наглядные» фразы без слов-паразитов и неоправданных повторов воспринимаются и запоминаются гораздо лучше.

Если бы в 1987 году президент США Рональд Рейган в своей речи о Берлинской стене сказал что-то вроде:

Эта стена — это что-то ммм… что не должно быть там, так что, в общем, давайте её поскорее уберём.

Такое сообщение попросту затерялось бы в информационном потоке. Вместо этого был брошен лаконичный и ёмкий вызов:

Наиболее частые слова-паразиты: вот, как бы, просто, в общем, это самое, будем говорить, как говорится, короче, типа, ну не знаю, прямо, значит так, угу. При желании не так уж сложно избавиться от этих и прочих ненужных «наполнителей». Вот три действенных метода:

  1. Запишите свой разговор на диктофон, а потом послушайте и проанализируйте. Оцените, можно ли было сказать что-то более коротко, есть ли у вас слова-паразиты. Скорее всего, придёте к выводу, что лучше вообще не заполнять паузы, чем вставлять в них невнятное мычание или лишние повторы.
  2. Попросите друга записать для вас какой-нибудь раздражающий звук. Это может быть громкий гудок или скрежет. И пусть он его включает каждый раз, когда вы снова употребите в беседе запретное слово.
  3. Многие лучше воспринимают информацию в письменном или печатном виде. Попробуйте составлять короткие заметки (речи, диалоги). Затем перечитывайте их и спрашивайте себя, можно ли сделать каждое предложение более коротким, образным и мощным. Конечно, все мы пишем и говорим по-разному, у каждого свой стиль, но общие принципы всё же есть.

2. Проблемы с ритмом речи

Наверняка вы замечали (если не за собой, то за кем-то из окружающих) дефекты речи ритмического характера. Когда слова произносятся отрывисто, со слишком большими паузами, или наоборот, человек тараторит так, что слушатель не успевает понять его мысли.

Чтобы ощутить разницу в восприятии, попробуйте произнести представленную ниже фразу. Чётко проговаривайте каждый слог и делайте короткие паузы между словами. Слушайте звучание вашей речи:

Сегодня я пойду в спортзал. Возможно, с подругой.

У вас получится так называемая «ступенчатая» речь, в которой слишком много акцента делается на отдельные слоги, и это — ошибка.

А теперь попробуйте смешать каждое слово со следующим, чтобы получился как бы один цельный пассаж. Прочтите без заминок, но и не слишком торопясь:

Сегодняя-пойдув-спортзал-возможнос-подругой.

Может показаться, что этот вариант звучит несколько небрежно. На самом деле речь с такими плавными переходами-связками становится более лёгкой для восприятия на слух.

Что касается слишком быстрого темпа, есть риск не только остаться недопонятым, но и сболтнуть чего-то лишнего (например, в порыве эмоций). Отследить скорость речи поможет, опять же, запись на диктофон.

Попробуйте глубже вдыхать перед каждым предложением и думать о том, что вас слушают с большим интересом и спешить вам некуда.

3. Неумение использовать язык тела

Многие люди знают разницу между закрытым и открытым вариантами в языке тела, но продолжают использовать закрытые жесты, когда надо бы, наоборот, открыться.

Движения и мимика характеризуются как открытые, если они выражают дружественный настрой и готовность к взаимодействию: когда не прячутся ладони, взгляд направлен в глаза собеседника, стопы обращены в его сторону и тому подобное. Закрытые жесты включают в себя скрещенные руки или ноги, поглядывания в сторону или на телефон, сжатые кулаки — всё, что показывает напряжение или даже агрессию.

У всех нас есть естественные склонности вести себя тем или иным образом в зависимости от ситуации. Если вы не согласны с кем-то, тело автоматически реагирует: вы сужаете зрачки, отворачиваете голову, скрещиваете руки. И наоборот, когда вас понимают, слушают и поддерживают, вы неосознанно открываетесь.

Однако не всегда стоит подавать собеседнику невербальные сигналы, зачастую ситуация требует обратного. Попробуйте контролировать движения своего тела и выражение лица при разговоре. Обращайте внимание на положение рук, на то, какие мышцы лица напрягаются. Потренировавшись, вы сможете этим управлять.

4. Привычка спорить

Само по себе выражение несогласия — это не плохо. Как говорят, в споре рождается истина. Так появляются творческие идеи, стимул учиться и что-то улучшать. Всё это бывает полезно и необходимо для социального взаимодействия, даже если вы выступаете против многих людей.

Несогласие можно считать ошибкой только тогда, когда от согласия или несогласия собеседников ничего не зависит и не меняется. То есть если это пустой спор, который не приносит никаких результатов, кроме раздражения оппонентов. Суть подобных дискуссий не в том, чтобы узнать что-то новое. Когда вы утверждаете, что кто-то неправ, вы вступаете с ним в словесную битву за статус. И именно поэтому большинство спорщиков остаётся при своём мнении — чтобы сохранить достоинство.

В следующий раз, когда вы услышите нелепую или неверную, на ваш взгляд, точку зрения, сначала выясните, почему человек так считает, а не спешите опровергнуть его.

Если, даже выслушав аргументы, вы не согласны с чьим-то мнением, не вступайте в бесполезный спор. Вместо этого переведите разговор на другую тему, где вы сможете прийти к взаимопониманию. Такой области нет? Тогда просто избегайте общения с этим человеком.

5. Отсутствие тем для разговора

В малознакомой компании или в беседе с новыми для вас людьми слова могут очень быстро иссякнуть из-за сложностей в выборе общей темы. Наверное, каждому из нас хотя бы раз в жизни приходилось вытягивать из себя какие-то фразы, пытаясь заполнить неловкие паузы. Чтобы не попадать в некомфортные ситуации, можно заранее придумать список дежурных тем и пользоваться ими при случае.

Представьте обстоятельства, когда вы хотите начать разговор с незнакомым или малознакомым собеседником: около кулера на работе, при встрече в кафе, на остановке.

Подготовьте 10 тем, которые подойдут для разговора с любым человеком в любой ситуации.

Это проще, чем кажется. К примеру, всегда можно расспросить о жизни или работе (конечно, ненавязчиво и деликатно), обсудить последние новости (но желательно избегать политики), спросить совета по какому-нибудь вопросу. Беспроигрышный, хоть и не слишком интересный вариант — беседы о погоде.

6. Безграмотная речь

Не стоит забывать и о том, что разговор с грамотным, образованным человеком воспринимается лучше, чем с тем, кто путается в падежах и словарных ударениях. Повышайте культуру своей речи, больше читайте, пользуйтесь словарями. Но при этом важно помнить о чувстве меры: не превращайтесь в занудного умника и не грузите собеседника слишком сложными для него фразами и терминами.

Таковы самые распространённые ошибки в разговорной речи. Есть ли у вас какие-то из них? Может, вы знаете хороший способ от них избавиться? Поделитесь опытом в комментариях.

Читайте также 🧐

lifehacker.ru

Как научиться красиво говорить и грамотно излагать свои мысли

Умение говорить красиво будет полезно каждому человеку, независимо от профессии. Собеседники всегда позитивно реагируют на поставленный голос, хорошую дикцию, грамотно построенные фразы и оправданные интонации. Осваиваем вступление к искусству риторики.

Как научиться правильно и красиво говорить

Среди профессий, востребованных в последнее время, большинство основаны на умении красиво и правильно говорить. Адвокаты, политики, дикторы на многочисленных теле- и радиоканалах, преподаватели, те, кто работает с клиентами — словом, представители огромного числа успешных людей должны говорить так, чтобы их слушали, им внимали, ими восхищались.

Что же значит «говорить красиво»? В первую очередь, это грамотно, членораздельно, убедительно. Человек с «кашей» во рту, вещающий в эфире радиостанции, вызывает лишь желание переключиться на другую волну, а к преподавателю, вставляющему через каждое слово, слова-паразиты, вряд ли будут ходить на лекции.

Поэтому работа над своей речью включает три основных направления:

  • тренировка дикции (чёткого произношения);
  • работа над техникой и содержанием речи;
  • увеличение своего словарного запаса и развитие речи.

Помимо вербальных (словесных) есть невербальные средства речи: жестикуляция, интонация, мимика, общение взглядом и т. д. Правда, эти средства начнут «работать», если основное орудие — ваша красивая речь — будет давать свои плоды.

Правильность речи, чёткость происхождения гласных и согласных звуков, смена интонаций, выделение голосом — все эти характеристики вашей речи помогут вам оказывать воздействие практически на любого человека, расположить его к себе, убедить в своей правоте или в необходимости продолжить с вами дальнейшее сотрудничество.

Тренировка дикции

Начинать тренировку нужно с правильного дыхания. Если неправильно дышать, то это может повлечь за собой срыв голоса, затянувшиеся паузы, искажение смысла фразы. Поэтому во время публичных выступлений ораторы пользуются не обычным дыханием, а речевым. Обычного дыхания может просто не хватить, поэтому важно учиться правильно расходовать воздух и вовремя его восстанавливать. В этом случае пользуются диафрагменным дыханием. Оно развивается целой системой дыхательных тренировок, но они требуют упорства и большого терпения.

Дальше начинается работа непосредственно над правильным произношением — дикцией. Для этого нужно произвести простые действия:

  • Записать на диктофон ваше прочтение любого текста.
  • Прослушать получившуюся запись.
  • Дать прослушать её другим.
  • Сопоставить своё мнение и чужое.
  • Выделить основные недостатки.

Наиболее часто встречаются следующие ошибки произношения:

  • неправильное произношение гласных звуков в слабой позиции (без ударения);
  • «съедание» отдельных согласных звуков;
  • утрата гласных звуков;
  • неправильное соединение согласных звуков при их соединении;
  • нечёткое произнесение шипящих и свистящих звуков;
  • неправильное произнесение мягких звуков и т. д.

Заниматься исправлением дикции желательно с помощью специалистов. Сейчас есть множество организаций, где работают логопеды. Конечно, в основном, занятия рассчитаны на детей, но можно брать частные уроки, чтобы быстрее достичь нужного эффекта.

Советы тем, кто будет самостоятельно заниматься дикцией

Все занятия нужно начинать с упражнений на расслабление мышц, отвечающих за правильную артикуляцию. Лучше соблюдать определённую последовательность выполнения упражнений. Начинать упражнения нужно с самых простых, постепенно переходя к более сложным. Заниматься необходимо каждый день. Переходить к отработке следующего упражнения только после полного усвоения предыдущего. Каждый день нужно ставить новые цели и задачи. Достигнутые результаты время от времени нужно поддерживать повторением основных упражнений.

Работа над содержанием и техникой своей речи

Одна из частых ошибок речи — чересчур быстрая речь. Когда человек торопится, что называется, тараторит, его трудно воспринимать. Нужно научиться контролировать темп своей речи. Для начала можно произносить в очень медленном темпе какой-нибудь речевой материал, не требующий особого понимания. Это может быть последовательность цифр, например, до ста, названия месяцев, городов или стран, список мужских или женских имён.

Лучше записывать эту последовательность, чтобы можно было произносить слова в прямом и обратном порядке. Со временем, запомнив эту последовательность, лучше воспроизводить по памяти, одновременно тренируя и память. Потом нужно переходить к повторению текста на слух. Причём он должен быть записан в быстром темпе, а вот повторять нужно будет в медленном темпе.

Как «поставить» голос

Конечно, термин «постановка голоса» больше относится к музыкантам, актёрам и другим творческим профессиям. Он означает, что нужно тренировать силу голоса, его диапазон и тембр. Силу голоса можно натренировать, если громко и чётко произносить тексты различного характера: стихотворения, басни, оды, стихи в прозе.

Диапазон вполне можно расширить, если произносить разнообразные текстовые упражнения на самых высоких или самых низких тонах. При этом голос в идеале должен становиться выше или ниже, в зависимости от конечной цели. Тембр же голоса зависит от обертонов, то есть от добавочного тона, звучащего как своеобразное эхо. Обертон появляется в момент отражения звука от стенки естественного резонатора (собственного черепа, грудной полости, гортани и прочих).

Развитие речи

К сожалению, современные люди всё больше становятся косноязычными, не могут грамотно выразить мысль, путаются в значениях слов. Это объясняется множеством причин.

Во-первых, сейчас мало читают, так как больше проводят время у монитора компьютера или экрана телевизора.

Во-вторых, слишком мало слышат образцы грамотной речи. Ведь не секрет, что даже с экрана телевизора редко услышишь образцы правильной и красивой речи. О радиостанциях вообще говорить не приходится: диджеи общаются с радиослушателями так же, как привыкли общаться с друзьям, — пересыпая свою речь жаргонными словами и выражениями.

В-третьих, редко смотрят театральные постановки. Ведь для театра требуется особый стиль одежды, там нужно вести себя культурно, самое главное — понимать содержание отдельных мизансцен, сложность характера героев. Всё это требует от людей лишних усилий, поэтому гораздо проще сходить в кино, поесть попкорн и «поржать».

Однако если вы твёрдо уверены, что ваша речь отличается бедностью словаря, обилием речевых ошибок и неправильным построением предложений, а вы намерены научиться владеть вниманием аудитории, то вам просто необходимо срочно начинать работу над собственной речью.

Учимся говорить красиво

Итак, вот советы, которые помогут научиться овладеть красивой и грамотной речью.

1. Стройте правильно предложения

Неграмотную и однообразную речь выдают прежде всего неправильно построенные предложения. Когда человек мучительно подбирает слова для продолжения начатой мысли, делает длинные паузы, а в результате получает «корявую» мысль, это говорит о том, что он не владеет техникой правильного построения предложений.

Учиться правильному построению нужно начинать с письменных упражнений, записывая в отдельную тетрадь интересные мысли, наблюдения, афоризмы. В дальнейшем, непосредственно перед выступлением, нужно составить текст заранее на бумаге, пересказывая по готовому плану, повторяя отдельные выражения.

Можно вообще вести дневник (это модно, судя по сериалам вроде «Дневника доктора Зайцевой» и подобных ему), записывая впечатления за день, какие-то свои наблюдения, рассуждения. Всё это способствует в целом развитию речи, ну и правильному построению предложений в частности.

2. Увеличивайте словарный запас

Бедность речи выдаёт скудный словарный запас. Если человек выражает свои оценки, суждения, замечания одними и теми же словами, это говорит о том, что ему трудно выражать свои мысли из-за отсутствия знаний. Поэтому подобная речь производит отталкивающее впечатление, а сам человек не будет иметь авторитет, особенно среди тех, кто хорошо владеет речью.

Согласитесь, в наше время, скажем, косноязычный директор школы — это нонсенс. Он просто не сможет выступать перед учителями, а значит, не сможет завоевать авторитет ни среди коллег, ни среди учеников своей же школы. Ведь даже безграмотные ученики понимают, что учителя, а уж тем более директор, должны быть грамотным во всех смыслах этого слова.

Как же разнообразить свою речь? Конечно, в первую очередь, работать с толковым словарём. Услышав новое для себя слово, нужно найти его значение в словаре, выписать и запомнить. Причём запоминать слово нужно только в контексте, то есть в предложении. Употреблённое без контекста, слово может быть непонятным или восприниматься в искажённом значении.

Неплохо разгадывать хотя бы кроссворды или сканворды, ведь там тоже даются значения слов, причём иногда в иносказательном или ироничном смысле, что помогает научиться понимать многозначность слова. Ещё важно читать статьи в различных журналах — не только в глянцевых.

Например, чтение экономических новостей поможет разобраться в финансовой и юридической сферах и значительно обогатит вашу речь терминами из этих областей. Если интересоваться медициной, пусть даже глядя передачи вроде «Жить здорово» и подобных ей, можно разобраться во множестве медицинских понятий, начиная от элементарной инъекции и заканчивая узкоспециальными терминами.

Читая статьи по психологии, можно расширить своё словарный запас множеством достаточно современных понятий, ведь у нас сейчас почти каждый или сам себе психолог, или сам себе врач. В идеале, лучше расширять круг своего общения. Ведь поддерживая отношения с юристами, специалистами в области IT-технологий, врачами, учителями и т. д., вы вольно или невольно будете слышать новые для вас слова, начиная постепенно разбираться в их смысле, а потом и вводя в свою собственную речь.

3. Учитесь выделять главное

Внимание к деталям хорошо для наблюдения. А вот во время выступлений, особенно публичных, излишняя детализация может привести к ослаблению интереса и скуке. Поэтому важно научиться сжимать любую информацию. С помощью компьютерных программ сжимать объём информации довольно просто. А как это сделать с текстом?

Огромную роль играет составление плана. План позволяет определить последовательность, сосредоточить внимание на главном, а также сделать акцент на важнейших деталях. Для сжатия текста используются три основных приёма — исключение, обобщение и замена. Овладение этими приёмами поможет из любого самого растянутого и неинтересного текста создать настоящий шедевр красноречия.

4. Избавляйтесь от слов-паразитов

Нет ничего более тягостного, чем публичная речь, пересыпанная словечками вроде «типа», «вот», «так сказать», «как бы» и множеством других. Не случайно их и называют словами-паразитами, потому что они вживляются в речь, убивая её красоту и звучание. Поэтому здесь требуется очень кропотливая работу по очищению своей речи от «речевых шлаков». Для начала нужно записать своё выступление на публике с помощью диктофона. Далее требуется прослушать это выступление, отметив те слова, которые засоряют его. Попросите знакомых постоянно замечать подобные слова в общении с ними, каждый раз поправляя вас.

Вам же нужно научиться контролировать темп речи, чтобы было время остановиться перед тем, как успели что-то подобное ляпнуть. Пусть лучше будет небольшая пауза, чем «эканье» и «беканье». Это требует от человека самодисциплины, постоянного самоконтроля, но результат, безусловно, стоит таких жертв.

5. Расширяйте разговорную практику

Сейчас, в век тестирования и списывания готовых домашних заданий, редко предоставляется возможность выступать с монологической речью. Поэтому-то бывшие школьники и студенты и приходят потом на работу косноязычными. Поэтому, если задаться целью научиться говорить правильно, важно уже в школе использовать все возможности для публичного выступления.

Устные ответы на уроках, выступления на различных научно-практических конференциях, выступления перед одноклассниками, на сцене — всё это поможет не только стать уверенным в себе, но и заставит говорить связно, грамотно, убедительно.

Конечно, поможет и чтение классической художественной или научно-популярной литературы, потому что вы всегда сможете приводить примеры из книг или современной действительности. А ничто не делает речь более убедительной, как приведение большого количества аргументов.

Используйте жесты, которые позволят и вам ощущать больше комфорта, находясь перед аудиторией, и слушателей вызовут правильные ассоциации. Если сначала вы будете выступать, подглядывая в конспект, то частые и продолжительные выступления в скором времени помогут вам чувствовать себя уверенно даже во время непосредственного общения с залом или определённым кругом людей.

Мы подготовили специально для вас интересный тест, при помощи которого можно определить, приятный ли вы собеседник или нет.

© Самосадкина Екатерина, BBF.RU

Page 2

Ученые всерьез спорят о том, могут ли простые, но регулярные интеллектуальные нагрузки повысить уровень IQ. Ясно одно — мозг нуждается в тренировках не меньше, чем тело, нужно только правильно составить программу занятий и выбрать оптимальные нагрузки.

Дарья Кириёк — член международной федерации коучей ICF, и автор selfmade-пространства для женщин «Бюро Продуктивности» рассказывает, как перестать корить себя за безделье и начать извлекать из этого выгоду.

Наш сайт предлагает материалы и развивающие игры для тренировки когнитивных способностей и памяти. Классические шашки, нарды и пасьянсы способствуют творческому подходу к поиску решений, но появляются и очень интересные новинки.

Современный этикет — это правила поведения, помогающие производить приятное впечатление и строить эффективное общение. Они включают в себя опрятность, культуру речи, вежливость и умение держаться в различных ситуациях (за столом, в транспорте, в театре).

Жалоба, Зависть, Критика, Лень, Привычка

Известный норвежский тренер по личностному росту Эрик Бертран Ларссен убежден, что практически каждый человек способен достичь гораздо большего.

Здоровье, Совет, Экспертное мнение Все мы знаем фразу: как день начнешь, так его и проведешь. В этой статье Владимир Якуба — предприниматель, автор книг и обучающих фильмов, делится правилами, как начинать свой день, чтобы он был плодотворным и успешным.

О саморазвитии говорят все чаще и это радует. Все больше людей понимают, что изменить свою жизнь, не уделяя внимания своему развитию и не прилагая усилий, крайне сложно. В целом, саморазвитие — это целенаправленная работа над собой, которая приводит к гармонии и процветанию. Таким образом, это не хобби, а постоянная деятельность, которой должен заниматься каждый разумный человек, не желающий плыть по течению.

Развиваться нужно на физическом, социальном, интеллектуальном и духовном уровнях. Только в этом случае возможно создание гармоничной личности. Инвестиции в себя всегда приносят хорошие результаты, даже если их невозможно измерить. Считается, что лучшим временем для начала занятий становятся сложные периоды в жизни. Но нам кажется, что лучше начать личностный рост прямо сейчас и предотвратить неприятные события, насколько это в наших силах.

Если вас посещают мысли о саморазвитии, рекомендуем развить их и познакомиться с материалами на этой странице. Мы уверены, здесь вы найдете много интересного и полезного.

bbf.ru

Говорите правильно!

  • Женщины британской королевской семьи показали, как можно выразить свое мнение без слов

  • 20+ проникновенных фото, которые показывают, как быстро растут наши питомцы

  • 15 фактов о хаски, которые помогут раз и навсегда понять, подойдет ли вам эта порода

  • 15+ фото детей, родители которых не знают, смеяться им или плакать

  • 10 главных ошибок, которые иностранные туристы совершают в России

  • 14 секретов, о которых не рассказывают обычным пассажирам самолетов, а зря

  • 17 крайне неловких СМС-переписок, после которых невольно хочется провалиться сквозь землю

  • Девушка, побывавшая в 30 странах, рассказала, как путешествовать, не тратясь на жилье

  • 20+ человек поделились цитатами из кино и сериалов, которые навсегда поселились в их голове

  • 10 актуальных трендов в маникюре, которым следуют модницы всего мира

  • Почему все вокруг разводятся и как с этим жить

  • 16 фактов о стране, в которой живут самые счастливые люди в мире

  • 7 распространенных мифов о гормонах и как они влияют на организм на самом деле

  • Люди поделились своими вариантами идеальных вопросов для первого свидания, которые не упоминаются в научных статьях

  • 17 неожиданных находок, предназначение которых было раскрыто лишь благодаря интернет-экспертам

  • Отец почти не принимал участия в моем воспитании. Я хочу рассказать, как это повлияло на мою жизнь

www.adme.ru


Смотрите также

Подпишитесь на бесплатный курс "Секреты воспитания"
и получите бесплатно
Секретную книгу.

Из данного курса Вы узнаете о тайнах народной педагогики, о секретах современных технологий воспитания и массу другой полезной информации для решения Ваших проблем.
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

12 простых формул для подготовки ребенка к детскому саду

Узнать

 


Адаптационные игры с песком

Узнать

 


Как быть счастливыми родителями

Узнать