Узнайте Секреты Воспитания Ребенка И Легко Получите Результат

имя и адрес пусто пусто


5 простых приемов для развития у ребенка самостоятельности.

Узнать

 


Методика выполнения движений с ребенком от специалиста высшей квалификации

Скачать бесплатно

 



Содержание, карта сайта.

Что должен знать ребенок в 3 года памятка для родителей


Что должен уметь ребёнок в 3 года (мальчик и девочка) — памятка для родителей

В нашей стране мамы имеют право на декретный отпуск до достижения детьми 3 лет, после чего малыши отправляются в сад. Существуют общепринятые в социуме нормы того, что должен уметь делать и знать ребенок в 3 года, перечень этого – своеобразная памятка для родителей, по которой можно определить готовность малыша к посещению садика и развитию других, более сложных, навыков.

Конечно же, не стоит относиться к такому перечню фанатично, ведь все дети разные и их возможности и способности отличаются, что вполне нормально и признано наукой и медициной. Следует воспринимать эти критерии, как ориентиры, цель, к которой нужно стремиться.

Как научить ребёнка считать примеры в пределах 10 и 20? 🙌

Памятка родителям, что должен уметь малыш в 3 года

Мамы и папы имеют свое личное мнение о развитии детей, но также в государственных законах прописаны стандарты наличия определенных навыков у ребенка в конкретном возрасте, которые сокращенно называются ФГОС и входят в общую образовательную систему государства.

Речь

Не зря детей такого возраста называют «почемучками», ведь их интерес к окружающему миру возрастает с каждым днем, они уже могут воспользоваться своим словарным запасом, чтобы задать интересующие вопросы. Характерными параметрами речи для трехлеток являются:

  • наличие словарного запаса в пределах 1500 слов и больше;
  • умение выражать свои мысли короткими предложениями;
  • способность называть и описывать знакомые предметы;
  • использование определенных знаний в речи, например имя папы, мамы, домашнего питомца;
  • усовершенствование построения предложений и увеличение их длины.
Особенности развития речи в 3 года

Также они могут замечать и пытаться исправить ошибки в речи своих сверстников, что является хорошим показателем.

Память и мышление

Именно в этом возрасте логическое мышление начинает активно действовать и позволяет исследовать мир и получать нужную информацию. Закладываются основы будущего в определенной профессии путем развития его памяти и мышления. Малыши уже умеют:

  • различать предметы и выявлять отличия в подобных;
  • запоминать маленькие стишки и песенки;
  • рассказывать о событиях, произошедших пару дней назад;
  • пересказывать небольшие сказки, прочитанные мамой или папой;
  • строить различные пирамиды, собирать небольшие пазлы, дома из «Лего»;
  • считать до 5-10;
  • строить простые логические цепочки.
Для родителей очень важно сосредоточить свое внимание на ответах, в которых нуждаются дети, и дать им максимум информации об окружающем мире.

Бытовые навыки

Трехлетние дети хотят быть самостоятельными и многое делать сами, а задача родителей позволить им это и научить выполнять бытовые действия правильно. Малыши такого возраста уже могут:

  • самостоятельно одеваться и раздеваться;
  • застегивать пуговицы и замочки на одежде;
  • умываться, мыть ручки и чистить зубки;
  • вытирать ноги и понимать, когда запачкал одежду;
  • знать и использовать слова благодарности, просьбы;
  • собрать свои игрушки и расставить их по местам;
  • использовать столовые приборы.
Большинство малышей с радостью помогают маме на кухне, а папе с ремонтом, и не следует лишать их такого удовольствия.

Двигательная активность

Бегать, прыгать – естественная необходимость детей, она ярко выражена в 3 года и малыши очень любят играть с другими детьми в подвижные игры, их навыки выражены в:

  • ходьбе назад и вперед;
  • игре с мячом;
  • езде на трехколесном велосипеде и/или самокате;
  • стоянии на одной ноге и удержании равновесия;
  • преодолении ступенек.

Дети 3 лет нуждаются в постоянной подвижности для нормального развития опорно-двигательного аппарата и других органов, для них обязательные частые и длительные прогулки на свежем воздухе, где они могут потратить свою энергию.

Родителям важно понимать, что каждый малыш развивается индивидуально и перечень его возможностей и умений в 3 года может отличаться от общепринятых параметров.

Психофизиологические особенности развития мальчика в 3 года

Важно учитывать пол при оценке умений и навыков детей в определенном возрасте, поскольку данный фактор является важным и оказывает влияние на адаптацию малыша. Все знают, что при рождении вес мальчика обычно больше и в возрасте 3 лет  он, как правило, достигает 12-18 кг. Стандартный вес у девочек того же возраста примерно на килограмм меньше.

Наглядно-действенное и образное мышление является доминантным у малыша мужского пола, и он познает мир через действие, не опираясь на речь. Поскольку у мальчишек более развито правое полушарие мозга, то уже к 3 годам они хорошо ориентируются в пространстве. Мальчик физически более вынослив и его двигательная активность зачастую превышает возможности бегать и прыгать у девочек того же возраста.

Психологические особенности детей 3 лет

При утомлении ребенка первым признаком будет его вялость и отсутствие подвижности, а также снижение концентрации внимания. Для полноценного формирования мальчику необходимо больше пространства для игры, что обусловлено его физическими особенностями. Не следует огорчаться, если малыш не знает так много стихов, как соседская подружка его возраста, ведь память мальчика 3 лет развивается медленнее, чем у девочек и это будет продолжаться еще пару лет.

Особенности развития девочки

Поскольку для девочек характерно быстрое развитие левого полушария головного мозга, то их речевой аппарат и количество употребляемых слов будет постоянно расти, поскольку характерной особенностью данного возраста является познание мира через вопросы и ответы. Память девочек развивается очень быстро и это способствует тому, что они могут быстро выучивать стихи, песни и новые слова, понятия. В процессе игры они пытаются описать все свои игрушки и то, что с ними происходит.

Для девочек характерна быстрая социальная адаптация и желание общения со всеми окружающими в таком возрасте.

Они проявляют свои эмоции открыто и понять, что происходит с ребенком, не составляет труда. В физическом развитии девочки и мальчики 3 лет не имеют особых отличий, кроме того, что вес и рост девочек обычно чуть меньше.

Родители должны понимать, что независимо от того, какие игрушки будут у малышки, она будет давать им особые роли – маленьких детей, поскольку это заложено природой. На данном этапе жизни девочки более послушны, чем их сверстники мальчики, но данный факт может меняться в зависимости от индивидуальных особенностей характера и воспитания детей.

Требования к умениям трехлетнего ребенка в детском саду, согласно ФГОС

В законодательстве РФ существуют стандарты дошкольного образования, которые указывают на использование учебных программ в детском саду и определяют объемы их выполнения. По сути ФГОС – это перечень требований к навыкам детей, посещающих учебные заведения разного типа, прописанный в законодательных актах.

Программа указывает, что независимо от форм и методов, которые используются при обучении детей дошкольного возраста, должны развиваться их следующие навыки:

  • социально-коммуникативные;
  • речевые;
  • познавательные;
  • художественно-эстетические;
  • физические.
Также в нормативном акте прописана подробная расшифровка вышеуказанных навыков и предполагаемых уровней их владения детьми разного возраста.

Указано, что программа обучения состоит из обязательной части и дополнительной, которая составляется на усмотрение педагогов сада. В документе описаны и дополнительные варианты применения его для детей с особыми потребностями и инклюзивного образования.

Отдельным пунктом в документе выделены целевые ориентиры для детей раннего возраста, в которые входит:

  • развитие интереса детей к окружающей среде и ее познанию;
  • овладение простыми бытовыми умениями;
  • активное развитие речи с применением ситуативных упражнений;
  • коммуникация со сверстниками и взрослыми;
  • изучение культуры и искусства с последующим использованием знаний;
  • физические упражнения для формирования крупной моторики.

Все детские сады на территории России руководствуются данным нормативным документом для составления своих программ обучения и развития малышей.

Что касается навыков, то желательно, чтобы ребенок при поступлении в детский сад умел:

  • самостоятельно есть при помощи ложки и пить из чашки;
  • пользоваться горшком;
  • говорить простыми фразами;
  • снимать/надевать хотя бы простые предметы одежды.

Как распознать отклонения в развитии и что делать

Конечно же, не следует паниковать, если малыш не умеет делать чего-то из этого большого списка по достижении им 3 лет, ведь медицинская наука и психология всегда учитывают индивидуальные особенности. Но все же наличие некоторых сигналов может служить маячком о том, что ребенок отстает в развитии. В таких случаях для родителей важно не упустить момент и не пустить дело на самотек, а помочь малышу.

Памятка родителям

Консультация со специалистом не помешает, если:

  • речь совсем не сформировалась и малыш не может внятно произносить слова, словосочетания, короткие предложения;
  • наблюдается постоянное слюновыделение, независимо от времени года и рода занятий;
  • ребенок не умеет ходить на горшок и не понимает его назначения;
  • отсутствуют навыки самостоятельного использования ложки, вилки, чашки;
  • малыш не может сам справиться с хотя бы несколькими предметами одежды;
  • в играх ребенок апатичен, не проявляет активность;
  • нет навыков использования игрушек – пирамидки, кубиков, мяча;
  • постоянные истерики и плач не прекращаются, даже когда рядом близкие люди;
  • не узнает дедушек, бабушек и других людей, которые постоянно бывают в доме;
  • не умеет стоить логические цепочки и не понимает, почему и что с ним происходит в разных бытовых ситуациях;
  • отсутствует интерес к общению с другими детьми.

Пожалуй, самое важное в такой ситуации сохранять спокойствие и быть готовым работать с ребенком, развивать его навыки и умения, изучать информацию об особенностях возраста и возможных трудностях, а также любить своего малыша, что является неотъемлемой частью его воспитания.

Несмотря на общепринятые понятия о том, какими навыками обладают дети 3 лет, нужно учитывать особенности характера, пол и среду, в которой они воспитываются. Желательно своевременно водить малыша к педиатру, чтобы определить и выявить возможные нарушения в формировании детского организма или психики на ранних этапах.

Родители должны быть готовы, что при поступлении в детский сад к малышу будут предъявлены некоторые требования в плане его возможностей и умений. От того, насколько они развиты, зависит и адаптация ребенка в незнакомой среде.

Автор статьи: Глухарь Раиса

  • Училась в ДонНУ Филологический факультет г. Донецк. Сейчас в декрете. В копирайтинге недавно, но такая работа очень понравилась из-за того, что она помогает мне развиваться и расширять свой кругозор.
  • Авторы статей
Загрузка...

kaknazvat.com

Что должен уметь ребенок в 3 года: мальчик, девочка. Памятка для родителей, программа развития

(Проголосуй первым!) Загрузка...

О том, что должен знать и уметь ребенок, особенно если он не посещает одно из детских дошкольных учреждений, стоит задуматься каждому родителю. Прежде всего, это важно в 3 года, когда малыш поднимается на очередную ступень своего взросления.

Общие особенности возраста

Что должен уметь ребенок в 3 года – очень важные знания для родителей, так как 3 года – это тот возраст, когда ребенок подходит к следующему этапу своего психического и физического развития.

Главные навыки:

  • Его представление об окружающем мире постепенно выходит за рамки семейного круга. Он начинает понимать, что взрослые, кроме семейных обязанностей, несут еще ряд общественных функций.

В 3 года у ребенка появляется желание «примерить» на себя образ взрослого, но возможности малыша еще ограничены. Поэтому начинает развиваться такой вид деятельности, как игра.

Знания о том, что должен уметь ребенок в 3 года, нужны родителям для того, чтобы определить уровень развития своего малыша и, при необходимости, вовремя корректировать этот уровень

У 3-летнего ребенка игра еще примитивна и только начинает свое формирование как основной вид деятельности дошкольника:

  1. простые неразвернутые сюжеты ограничиваются 1–2 ролями;
  2. для игры используются игрушки и предметы-заменители (например, кубик – это телефон);
  3. игра проходит непродолжительно и без правил (правила только начинают формироваться).
  • У 3-летнего ребенка внимание и память развиты настолько, что он уже в состоянии запоминать по просьбе взрослого 3–4 слова, чуть позже – небольшие стихотворения (потешки, песенки).
  • Наглядно-действенное мышление, свойственное для этого возраста, позволяет малышу устанавливать (экспериментально) связи между предметом и действием. Например, воздушный шарик можно притянуть к себе, если потянуть за веревочку, к которой он привязан.
  • Благодаря предметно-игровой деятельности начинает развиваться воображение. Это особенно заметно во время игры, когда ребенок использует предметы-заменители.
  • В 3 года малыш может давать простые оценки своему поведению и поведению других детей (поделился игрушкой – хорошо, разорвал книжку – поступил плохо).
Трехлетние дети выбирают игрушки уже по гендерному принципу — мальчишки отдают предпочтение машинкам, а девочки — куклам
  • Ярче выражено гендерное поведение, например, при выборе игрушек.
  • Начинается период познавательных вопросов (взрослые должны понимать, что вопросы ребенка не должны оставаться без ответов).

Рост и вес

Малыш должен нормально развиваться не только психически, но и физически.

Для ребенка 3-х лет считается нормой:

  • для мальчика – рост от 92,5 см до 1 м, вес 13–16 кг;
  • для девочки – рост 91–99 см, вес 12–16 кг.

Речевые навыки

Что должен уметь ребенок в 3 года, и что он умеет – это не всегда тождественно. Речевые умения и навыки малыша полностью зависят от его окружения (особенно от взрослых).

Трехлетний ребенок при чтении взрослым сказок может подсказывать дальнейшие действия героев сказки или развитие событий

В три года ребенок должен иметь определенные навыки пассивной и активной речи:

1. Пассивная речь.

Младший дошкольник должен:

  • правильно соотносить предмет и его изображение, находить картинке названую часть предмета, обращать внимание на детали (например, у платья есть карманы, рукава, пуговицы);
  • понимать и выполнять инструкции взрослого («Принеси книгу, «Поставь стульчик к столу»);
  • показывать знание простых сказок («Колобок», «Теремок») путем подсказывания взрослому во время рассказа отдельных слов или действий, которые есть в данной сказке;
  • выражать эмоции и заинтересованность при прослушивании стихотворений, песенок, загадок, сказок.

2. Навыки активной речи:

  • К 3 годам словарь нормально развивающегося ребенка находится в пределах 700–1500 слов.
  • Малыш правильно называет предметы, качества и действия. Знает и использует обобщающие слова (чашка, тарелка – посуда).
  • В разговоре использует предложения, состоящие из 3–5 слов. При этом слова ставит в правильном роде, числе, падеже и правильно употребляет предлоги. Слова произносит четко, с верным ударением, предложения – с соответствующей интонацией.
  • Выговаривает все или почти все звуки. Исключением в данном возрасте могут быть сонорные, шипящие или свистящие звуки.
  • Умеет вести простой диалог: задает вопросы, выслушивает ответы или сам отвечает на заданные ему вопросы.
  • Знает, как правильно обращаться ко взрослому человеку. В общении употребляет слова вежливости: «здравствуйте», «до свидания», «спасибо».

Мышление

Так как для 3-летнего ребенка ведущей является предметная деятельность, то характерным для этого возраста становится наглядно-действенное мышление. Исследуя различные предметы, малыш познает мир и получает необходимый опыт.

Задача взрослых состоит в обеспечении ребенка различными предметами (игрушками, подходящими по возрасту играми), чтобы он мог изучать их.

Что должен уметь ребенок в 3 года в соответствии со своими возрастными особенностями и при правильном обеспечении предметного окружения:

  • сосредотачиваться на предмете;
  • устанавливать связи между предметом и явлением (например, если мяч толкнуть, то он покатится);
  • делать самые простые обобщения (все мячики – круглые).

Развитие моторики

Мелкая моторика — это способность координировать движения кистей и пальцев рук в соответствии с той задачей, которая стоит перед ребенком в данный момент. Работа мозга напрямую связана с мелкой моторикой. Поэтому для правильного развития малыша очень важны умения и навыки, которыми он должен владеть в тот или иной возрастной период.

В 3 года ребенок умеет отщипывать кусочки от пластилина и мастерить из них простые фигурки

Развитие моторики:

  • До 3 лет ребенок совершает хватательные движения всей кистью. 3-летний (и старше) малыш для выполнения определенных действий все чаще использует пальцы.
  • В 3 (4) года ребенок должен уметь правильно держать и пользоваться фломастерами, карандашами, мелками и кисточками.
  • Умеет отщипывать маленькие кусочки пластилина (глины) от большого куска, раскатывать их круговыми движениями ладоней, придавая форму шара или колбаски.
  • Сооружает по образцу различные постройки из деталей малого конструктора (размер деталей конструктора должны соответствовать возрасту ребенка).
  • Составляет простейшие аппликации: выкладывать по образцу приготовленные взрослыми детали, смазывать их клеем, прижимать к бумаге.

Бытовые навыки

Очень важным элементом в комплексном развитии ребенка является совокупность бытовых навыков, которым необходимо обучить малыша к этому возрастному периоду.

В возрасте 3 лет дети уже в состоянии справляться с рядом действий по самообслуживанию, выполнению несложных трудовых заданий. Взрослые должны давать возможность действовать ребенку самостоятельно в тех случаях, когда ему это по силам. Иначе он будет лишен определенного опыта, и это отрицательно скажется на его дальнейшем развитии.

В 3 года ребенок должен стремиться к самостоятельности и иметь такие бытовые навыки:

1. уметь пользоваться предметами в соответствии с их прямым назначением:

  • самостоятельно есть, правильно используя посуду;
  • мыть руки с мылом, вытираться полотенцем;
  • должным образом обращаться с носовым платком;
  • уметь пользоваться туалетом (после 3 лет следует отказаться от горшка и приучать ребенка к пользованию унитазом);
Трехлетние дети умеют убирать игрушки, мыть руки и пр.

2. владеть элементарными навыками самообслуживания:

  • самостоятельно одеваться и раздеваться (взрослый может помочь справиться со сложными застежками и шнурками);

3. выполнять мелкие хозяйственно-бытовые поручения:

  • после игры складывать свои игрушки на место;
  • помогать взрослым накрывать на стол (разложить ложки, поставить хлебницу);
  • под присмотром взрослого полить цветы, покормить рыбок в аквариуме.

Двигательные навыки

Что должен уметь ребенок в 3 года в плане двигательной активности – это та информация о малыше, на которую взрослым следует обращать особое внимание. Любые нарушения в развитии двигательных умений и навыков должны вызвать тревогу. Это могут быть показатели проблем не только физического, но и психического здоровья ребенка.

В 3 года ребенок может поймать мяч двумя руками

К 3 годам малыш довольно активен и уже неплохо владеет своим телом:

  • В возрасте 3 (4) лет ребенок хорошо ходит и бегает, сохраняя координацию и меняя направление и темп.
  • Без проблем переходит от бега к ходьбе и наоборот (например, в игре «Догони меня»).
  • Умеет правильно спрыгивать с небольшой высоты: отталкиваться одновременно двумя ногами и правильно приземляться.
  • Прыгает с места в длину на расстояние около 40 см.
  • Ловит мяч двумя руками (может его бросать от груди и катить в заданном направлении).
  • При перешагивании предмета сохраняет равновесие (игра «Не наступи на линию»).
  • Свободно ползает на четвереньках, проползает под препятствием (игра «Доползи до мячика», «Пролезь в обруч»).
  • Умеет подниматься и спускаться по лесенке-стремянке (игра «Обезьянки»).
  • В подвижных играх умеет согласовывать свои движения с движениями других играющих.

Познавательное, интеллектуальное и эмоциональное развитие

На 4-м году жизни ребенок продолжает свое познавательное (интеллектуальное) развитие. Оно происходит по нескольким направлениям: предметная деятельность, познание окружающего мира, конструирование, настольные игры.

В 3 года у ребенка уже есть навык отличать предметы по цвету и форме

Предметная деятельность:

  • После 3 лет ребенок должен знать и различать цвета. В этом возрасте достаточно ориентироваться в 4-х: красном, желтом, зеленом и синем («Принеси все флажки зеленого цвета»).
  • Устанавливает сходство и различие между однородными предметами, основываясь на одном из признаков: цвете, форме или величине. Сравнивая исследуемые предметы с образцом, ребенок должен свои выводы аргументировать словами «такой», «не такой», «разные», «большой», «маленький». При анализе формы применять ощупывание, рассматривание, сопоставление.
  • Хорошим показателем психического развития является умение малыша сортировать предметы, опираясь сразу на несколько признаков. Например, сбор пирамидки, которая состоит из 4 и более разноцветных колец разного размера (сравнение по цвету и величине).
  • На 4-м году жизни малыш уже умеет использовать предметы в качестве бытового или игрового орудия для решения некоторых практических задач (например, достать закатившийся под кровать шарик при помощи указки или игрушечного меча).

Знания об окружающем мире

Общество и быт:

  • В 3 года ребенок должен иметь элементарные знания о профессиях: парикмахер – стрижет, учитель – учит, воспитатель – воспитывает детей.
В 3 года дети могут назвать части тела
  • Знать название города или населенного пункта, в котором живет.
  • Называть и показывать части тела, лица человека: руки, ноги, голова, глаза, рот, уши.
  • На 4-м году жизни малыш должен по внешнему виду определять физическое и эмоциональное состояние человека: грустит, смеется, болеет, устал, плачет.

Для нормального дальнейшего развития важно (особенно для развития игровой деятельности), чтобы в 3 года ребенок должен быть знаком с деятельностью близких: мама готовит еду, папа чинит игрушку, сестра делает уроки. Также называть предметы домашнего обихода и знать их назначение: пылесос нужен для уборки, кастрюли – для приготовления еды, шкафы – для хранения вещей.

Живая природа:

  • Ребенок, которому уже исполнилось 3 года, должен понимать, что такое дерево, трава, цветок, знать названия часто встречающихся овощей и фруктов.
  • Называть домашних, некоторых диких животных и их детенышей (кошка – котенок, курочка – цыпленок, белка – бельчонок, лиса – лисенок).
  • Узнавать птиц: воробей, ворона, попугай, голубь.
В 3 года дети уже различают времена года и присущие им характеристики

Неживая природа:

  • Определять элементарные свойства воды и функции: течет, бывает холодная и горячая, нужна для питья, стирки, есть в природе (лужи, реки, дождь).
  • Называть самые простые проявления времен года: зимой холодно, идет снег, весной распускаются листья и цветы, осенью листья желтеют и опадают.

Для расширения интеллектуальной и познавательной активности важно, чтобы у ребенка вызывали интерес игры с конструктором и сюжетными наборами («Домашние животные», «Дикие животные», «Автомобили»).

  • В возрасте 3 (4) лет малыш должен понимать, что создавать простые сюжетные конструкции можно путем соединения отдельных частей (например, 2 домика – это уже улица; дом, забор и домашние животные – это сельский дворик или ферма).
  • Ему должны быть знакомы элементарные пространственные представления: высокий, низкий, длинный.

Эмоциональное развитие

К 3 годам эмоциональное развитие ребенка также претерпевает значительные изменения. 4-й год жизни характеризуется как «кризис 3 лет». В этот период в поведении малыша появляются бунтарские настроения, связанные с тем, что его желания и возможности далеко не тождественны.

Кризис 3 лет известен как бунтарский период

Родители не должны удивляться ярким эмоциональным вспышкам, которые начинают проявляться в поведении малыша (он пытается психологически отделиться от тех, кто его опекает).

Наоборот, в 3 года следует ожидать таких проявлений, как:

  • негативизм;
  • упрямство (настаивает на своем, требует, чтобы учитывали его мнение);
  • строптивость (бунтует против норм воспитания, принятых в его семье);
  • стремится к самостоятельности;
  • может проявляться деспотизм (это характерно для семей, имеющих одного ребенка) или ревность (чаще проявляется в многодетных семьях);
  • обесценивание всего, что раньше ребенку нравилось (старые правила, игрушки, мультфильмы и многое другое).

Кроме отрицательных, четвертый год жизни несет и положительные моменты в эмоциональном развитии:

  • у ребенка ярко проявляются эстетические чувства (нравится красивая одежда, игрушки, природа);
  • ярко выражены эмоциональные состояния (грусть, радость, любовь, задумчивость, удивление, страх).

Математические представления

Что умеет и знает ребенок в 3 года, в дальнейшем должно стать основой многих математических понятий. Поэтому очень важно дать малышу тот объем математических знаний, который он уже может усвоить.

В возрасте 3 лет (и немного старше) ребенок должен уметь:

  • владеть понятиями «много-мало»;
  • делить предметы на множества по цвету, форме и размеру;
  • определять объединяющий признак (все апельсины круглые, все огурцы зеленые);
  • при определении количества предметов пользоваться словами «ни одного», «один», «много»;
  • сравнивать множества путем наложения предметов одного множества на предметы другого (например, 3 зайчика и 2 морковки: зайчиков больше, так как один зайчик остается без морковки);
  • уметь сравнивать предметы на основе величины (выше, шире, длиннее);
  • знать некоторые геометрические фигуры, такие как круг, треугольник, прямоугольник, квадрат (находить в окружающей обстановке предметы, имеющие названую геометрическую форму);
  • ориентироваться в пространстве: сверху, снизу, впереди, позади;
  • называть часть суток: утро, день, вечер, ночь.

Творчество

Свое творчество дети обычно выражают в таких видах деятельности, как рисование, лепка, конструирование, аппликация.

Трехлетние дети сами выбирают, каким цветом хотят рисовать

Рисование:

  • В возрасте 3 лет дети для своего рисунка самостоятельно выбирают цвет, правильно держат кисть, карандаш.
  • Рисунок располагают на всей площади листа.
  • Пользуются элементарными изобразительными приемами: мазки, штрихи, линии, пятна, простые геометрические формы.

Лепка:

  • Дети владеют простыми приемами лепки: раскатыванием, сплющиванием, вытягиванием (для придачи определенной формы кусочку пластилина), прижатием, примазыванием (для соединения частей).

Аппликация:

  • Дети самостоятельно подбирают бумажный фон для своей работы.
  • Составляют изображение из отдельных деталей, заготовленных взрослыми, располагают его по центру листа.
  • Знают правила приклеивания (промазать деталь клеем с изнаночной стороны, приложить ее смазанной стороной к бумаге, придавить тканевой салфеткой).
В три года ребенок может делать простые аппликации

Конструирование из бумаги:

  • Дети знакомы с такими приемами работы с бумагой, как разрывание и сминание. Показателем хорошо развитого воображения является способность увидеть в смятых комочках художественный образ (например, цветущую клумбу, яркие игрушки в песочнице).

Конструирование (строительный конструктор):

  • Дети знакомы с деталями строительного конструктора: кирпичиком, цилиндром, кубиком, призмой.
  • Умеют детали приставлять, прикладывать. Достраивают постройку в высоту, в длину.
  • Делают сюжетные композиции путем соединения нескольких построек (например, машина на мосту).

Навыки социального общения

Для того, чтобы найти свое место в обществе, следует обладать навыками общения. На каждом этапе своего развития дети получают определенный набор умений, позволяющий уверенно чувствовать себя в социуме.

В 3 года ребенок уже может озвучить свою просьбу взрослым

Социальные навыки:

  • Уже на этапе раннего возраста дети осуществляют контакт со взрослыми и сверстниками при помощи речи (изредка – неречевыми способами).
  • Ребенок должен уметь обращаться с просьбой к окружающим (поменяться игрушкой с другим участником игры, попросить взрослого завязать шарф) и сам слышать и выполнять поручения.
  • Знать и называть окружающих по имени (членов семьи, воспитателей, детей, с которыми играет).
  • Быть эмоционально отзывчивым, сопереживать другим.
  • Называть себя в первом лице («Я смотрю мультфильм»).
  • Четко осознавать свою половую принадлежность. По внешним признакам (одежда, прическа, имя) определять пол другого человека или его изображения.

Тревожные сигналы для родителей

Взрослые должны понимать, что незначительные, на первый взгляд, отклонения в поведении ребенка, не характерные для конкретного возраста, могут свидетельствовать об определенных проблемах в психическом или физическом развитии. Чем раньше будут замечены такие странности, тем быстрее и успешнее получится с ними справиться.

Насторожить родителей 3-летнего ребенка должны такие признаки в его поведении:

  • недоверчивость, нежелание общаться;
  • речь развита слабо (малый словарный запас, нечеткое произношение большинства слов, слова в предложении не связаны между собой грамматическими категориями);
  • не сосредотачивается на игре или игровые действия слишком кратковременны;
  • агрессивен, отбирает игрушки у других детей;
  • не сопереживает окружающим;
  • эмоциональное состояние неустойчиво и часто меняется (спокойное состояние быстро сменяется возбуждением и наоборот);
  • не может полностью воспроизвести показанные ему игровые действия;
  • самостоятельно не использует в игре предметы-заменители;
  • не проявляет никакого интереса к действиям взрослых и сверстников;
  • с большим трудом (и то частично) овладевает навыками самообслуживания.

Режим дня и правила организации питания

Нормальное детское развитие возможно при только при соблюдении правильного режима и норм питания.

Примерный режим дня

Занятие (вид деятельности)Время
1.Утреннее пробуждение6.30–7.30
2.Утренние процедуры (туалет, умывание)7.30–8.00
3.Завтрак8.20–9.00
4.Игры или занятиядо 10.00
5.Прогулка на свежем воздухе (подвижные игры)до 12.20
6.Обед12.30–13
7.Послеобеденный сондо 15.00
8.Просыпание (гимнастика пробуждения, туалет, одевание)15–15.30
9.Полдник15.30–16
10.Самостоятельная игровая деятельность16–16.30
11.Вечерняя прогулкадо 18.00
12.Ужин18.30–19.00
13.Прогулка (в теплое время года) или игры в помещениидо 20.00
14.Спокойные игры, чтение сказок, подготовка ко сну20.00–20.30
15.Ночной сонс 20.30 (21.00)

Питание должно быть 4-разовое, верно сбалансированное.

На килограмм своего веса ребенок должен получать:

  • белка – 3–3,5 г;
  • жира – 3,5–4 г;
  • углеводов – 13–15 г.

В рационе необходимо присутствие разных продуктов.

Примерные нормы основных продуктов питания для дошкольника раннего возраста:

  • Молоко. Для питья и приготовления молочных блюд достаточно 600 г (часть можно заменять кефиром, простоквашей);
  • Творог. Достаточно 40 г в день.
  • Яйца. Одно в день (лучше желток, так как белок чаще вызывает аллергические реакции). Яйцо можно добавлять в супы, пюре, каши.
  • Мясо. По 60 г в день 5–6 раз в неделю в вареном, жареном виде, в виде тефтелей и котлет. Можно давать говядину, телятину, куриное мясо, нежирную свинину, рыбу. Мясные блюда для детей хорошо сочетать с овощными гарнирами. Мясные супы и бульоны полезны (они богаты экстрактивными веществами).

Однако не стоит злоупотреблять. От 3 до 5 лет их норма потребления составляет 250–300 г в день. 1 или 2 дня в неделю стоит делать вегетарианскими.

  • Хлеб. Для ребенка в день достаточно 100 г хлеба из пшеничной муки и 50 г из ржаной. Но стоит учитывать потребление и других мучных изделий: булок, сухарей, пирогов, печенья.
  • Овощи и фрукты относятся к полезным продуктам питания. Поэтому (если нет особых противопоказаний) их не стоит ограничивать в дневном рационе.

Здоровое и правильное развитие каждого ребенка зависит в большой степени от его родителей. Поэтому папам и мамам важно понимать, что должен знать и уметь ребенок (и не только в 3 года). Такую информацию можно получить в любом дошкольном учреждении (или просмотрев специальные программы). Однако всегда стоит помнить, что ребенок – личность, которую не стоит загонять в строгие рамки.

Автор: Ирина Журавка

Оформление статьи: Натали Подольская

Видео про умения и навыки детей в 3 года

Что должен уметь ребенок в 3 года:

kidteam.ru

Памятка для родителей «Что должен уметь ребёнок в 3–4 года»

Елена Борисова Памятка для родителей «Что должен уметь ребёнок в 3–4 года»

Внимание.

Выполнять задания, не отвлекаясь в течение 5-7 минут.

Удерживать в поле зрения 4-5предметов.

Складывать разрезную картинку из двух, трех, четырех частей.

Находить одинаковые предметы без помощи взрослого.

Самостоятельно называть сходства и различия в картинках.

Складывать простые постройки из конструктора.

Повторять за взрослым движения в определенной последовательности.

Мышление.

Собирать пирамидку из семи колец, складывать мисочки друг в друга от большего к меньшему.

Подбирать вкладыши в куб с прорезями (животные, фигуры).

Находить пару каждому предмету.

Отвечать на вопросы (сколько лап у кошки, как сделать чай сладким

Подбирать противоположные слова (зима холодная-лето тёплое, мышка маленькая-слон большой)

Решать простые логические задачи

Находить лишний предмет (4-й лишний).

Называть по картине, что не правильно изображено («Нелепицы»).

Память.

Рассказывать наизусть потешки, стихи, загадки.

Пересказывать сказку.

Запоминать содержание сюжетного рисунка.

Воспроизводить в памяти яркие события своей жизни.

Запоминать и называть 4-5 предметов.

Повторить за взрослым на слух 4-5 слов.

Определять, какой из 5 предметов исчез со стола.

Выполнять задание, состоящее из 3-4 команд (пойти в комнату - сесть на диван - взять куклу - принести ее на кухню).

Мелкая моторика рук.

Запускать мелкие волчки.

Кистями рук делать «фонарики».

Нанизывать крупные пуговицы, бусинки на нитку.

Завязывать узлы на толстой веревке, шнуре.

Застегивать пуговицы, крючки, молнии.

Проводить линии по точкам.

Показывать в воздухе колечки, попеременно соединяя каждый палец с большим.

Заштриховывать фигуры прямыми линиями, раскрашивать картинки.

Математика.

Показывать в комнате предметы, которых по одному, и тех которых много.

Показывать предметы, которые по форме похожи на круг, квадрат, треугольник.

Показывать правую и левую руку.

Показывать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу от него.

Сравнивать группы предметов, используя прием наложения, приложения, объяснять словами, каких предметов больше, меньше, каких поровну.

Узнавать и называть квадрат, круг, треугольник.

Сравнивать два-три предмета по величине (длине, ширине, высоте) объяснять словами, какой больше - меньше, шире - уже, выше - ниже, длиннее -короче.

Понимать слова - верхняя, нижняя, слева, справа, направо, налево, прямо.

Развитие речи.

Отвечать на простые вопросы.

Употреблять предложения с однородными членами.

Правильно употреблять существительные с предлогами: в, на, под, за.

Понимать обобщающие слова: мебель, транспорт, игрушки, посуда, обувь, одежда.

Согласовывать слова в роде, числе, падеже.

Произносить все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных.

После рассмотрения предмета, сюжетной картинки или игрушки составлять простой описательный рассказ из 3-4 предложений об этой игрушке.

Знать: как собака лает, кошка мяукает, корова мычит, петух кукарекает, мышка пищит, свинья хрюкает и т. д. что умеют делать - рыба плавать, птица летать, змея ползать, заяц прыгать, человек ходить.

Окружающий мир.

Называть свое имя, фамилию, имена мамы и папы, бабушки и дедушки.

Называть свой возраст.

Называть свой город, в котором он живет, домашний адрес.

Называть 2-3 дерева.

Знать 2-3 профессии.

Называть домашних и диких животных.

Различать и называть погодные явления.

Знать, в какое время бывает снег, растут цветы, летают бабочки, лепят снеговика, тает снег, когда на деревьях желтеют листья.

www.maam.ru

Памятка для родителей малышей «Что должен уметь ребенок в возрасте 2–3 лет?»

Любовь Душебаева Памятка для родителей малышей «Что должен уметь ребенок в возрасте 2–3 лет?»

Памятка для родителей малышей

Что должен уметь ребенок в возрасте 2-3 лет?

Познавательное развитие:

- различать и называть предметы ближайшего окружения;

- знать имена членов своей семьи и персонала группы;

- узнавать и называть некоторых домашних и диких животных, их детенышей;

- различать некоторые овощи, фрукты (1-2 вида);

-различать некоторые деревья ближайшего окружения (1-2 вида);

- иметь элементарные представления о природных сезонных явлениях

- может образовать группу из однородных предметов;

- различать «много» предметов и «один», узнавать шар и куб.

- различать большие и маленькие предметы, называть их размер;

- Речевое развитие:

- иметь активный словарный запас (не менее 1000-1200 слов);

- повторить за взрослым небольшое предложение, в том числе содержащее вопрос или восклицание;

- поделиться информацией («Коля пришел», пожаловаться на неудобство (замерз, устал) и действия сверстника (отнимает);

- сопровождать речью игровые и бытовые действия;

- слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения;

- пользоваться речью как средством общения со сверстниками.

Художественная литература:

- слушать стихи, сказки, рассказы. При повторном их чтении проговаривать слова, небольшие фразы.

- вместе с педагогом рассматривать иллюстрации в знакомых книгах.

- читать стихи с помощью взрослого (А. Барто из цикла «Игрушки» и др.).

Художественно – эстетическое развитие:

- знать что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать; pазличать красный, синий, зеленый, желтый.

- раскатывать комок глины прямыми и круговыми движениями кистей рук, отламывать от большого комка глины маленькие комочки, сплющивать их ладонями; соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу;

- лепить несложные предметы; аккуратно пользоваться глиной.

- различать основные формы деталей строительного материала;

- с помощью взрослого сооружать разнообразные постройки, используя большинство форм;

- рaзворачивать игру вокруг собственной постройки.

Музыкальное воспитание:

- вместе с воспитателем подпевать в песне музыкальные фразы;

- двигаться в соответствии с характером музыки, начинать движение с первыми звуками музыки;

- выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук;

- различать и называть музыкальные инструменты: погремушки, бубен.

www.maam.ru

Памятка педагога-психолога для родителей «Что должен уметь ребенок в 3–4 года»

Виктория Сергеевна Полякова Памятка педагога-психолога для родителей «Что должен уметь ребенок в 3–4 года»

Внимание.

Выполнять задания, не отвлекаясь в течение 5-7 минут.

Удерживать в поле зрения 4-5 предметов.

Складывать разрезную картинку из двух, трех, четырех частей.

Находить одинаковые предметы без помощи взрослого.

Самостоятельно называть сходства и различия в картинках.

Складывать простые постройки из конструктора.

Повторять за взрослым движения в определенной последовательности.

Мышление.

Собирать пирамидку из семи колец, складывать мисочки друг в друга от большего к меньшему.

Подбирать вкладыши в куб с прорезями (животные, фигуры).

Находить пару каждому предмету.

Отвечать на вопросы (сколько лап у кошки, как сделать чай сладким).

Подбирать противоположные слова (зима холодная-лето тёплое, мышка маленькая-слон большой).

Решать простые логические задачи.

Находить лишний предмет (4-й лишний).

Называть по картине, что не правильно изображено («Нелепицы»).

Память.

Рассказывать наизусть потешки, стихи, загадки.

Пересказывать сказку.

Запоминать содержание сюжетного рисунка.

Воспроизводить в памяти яркие события своей жизни.

Запоминать и называть 4-5 предметов.

Повторить за взрослым на слух 4-5 слов.

Определять какой из 5 предметов исчез со стола.

Выполнять задание, состоящее из 3-4 команд (пойти в комнату - сесть на диван- взять куклу- принести ее на кухню).

Мелкая моторика рук.

Запускать мелкие волчки.

Кистями рук делать «фонарики».

Нанизывать крупные пуговицы, бусинки на нитку.

Завязывать узлы на толстой веревке, шнуре.

Застегивать пуговицы, крючки, молнии.

Проводить линии по точкам.

Показывать в воздухе колечки, попеременно соединяя каждый палец с большим.

Заштриховывать фигуры прямыми линиями, раскрашивать картинки.

Математика.

Показывать в комнате предметы, которых по одному, и тех которых много.

Показывать предметы, которые по форме похожи на круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.

Показывать правую и левую руку.

Показывать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу от него.

Сравнивать группы предметов, используя прием наложения, приложения, объяснять словами, каких предметов больше, меньше, каких поровну.

Узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник.

Сравнивать два-три предмета по величине (длине, ширине, высоте) объяснять словами, какой больше - меньше, шире - уже, выше -ниже, длиннее -короче.

Понимать слова - верхняя, нижняя, слева, справа, направо, налево, прямо.

Развитие речи.

Отвечать на простые вопросы.

Употреблять предложения с однородными членами.

Правильно употреблять существительные с предлогами: в, на, под, за.

Понимать обобщающие слова: мебель, транспорт, игрушки, посуда, обувь, одежда.

Согласовывать слова в роде, числе, падеже.

Произносить все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных.

После рассмотрения предмета, сюжетной картинки или игрушки составлять простой описательный рассказ из 3-4 предложений об этой игрушке.

Знать, как собака лает, кошка мяукает, корова мычит, петух кукарекает, мышка пищит, свинья хрюкает и т. д. что умеют делать - рыба плавать, птица летать, змея ползать, заяц прыгать, человек ходить.

Окружающий мир.

Называть свое имя, фамилию, имена мамы и папы, бабушки и дедушки.

Называть свой возраст.

Называть свой город, в котором он живет, домашний адрес.

Называть 2-3 дерева.

Знать 2-3 профессии.

Называть домашних и диких животных.

Различать и называть погодные явления.

Знать, в какое время бывает снег, растут цветы, летают бабочки, лепят снеговика, тает снег, на деревьях желтеют листья.

www.maam.ru

Памятка для родителей «Показатели развития: что должен знать и уметь ребенок в 3 года»

Яна Никитина Памятка для родителей «Показатели развития: что должен знать и уметь ребенок в 3 года»

Речевые навыки

Речь ребенка к 3 годам кардинально меняется. Словарный запас составляет около 1,5 тысяч слов, активно используется из них 500-600 слов.

• правильно произносит свое имя и фамилию, имена родителей и близких людей;

• составляет предложения из пяти и более слов, правильно используя предлоги;

• предложения состоят в основном из существительных, местоимений и глаголов;

• запоминает короткие детские стихи, рассказывая их по памяти;

• употребляет в разговоре слова в единственном и во множественном числе;

• знает многие прилагательные, но в речи использует редко, чаще употребляет их отдельно, характеризуя предмет или явление;

• различает антонимы и правильно использует их (большой – маленький, высокий – низкий);

• ведет диалог.

В этом возрасте у некоторых детей начинается «возраст почемучки», когда они задают вопросы обо всех предметах и явлениях, которые встречаются на их пути. Важно набраться терпения и удовлетворять любознательность малыша. С ребенком нужно много разговаривать, читать книги, учить стихи и тексты песен.

Мышление

Ребенку в 3 года уже доступны простейшие причинно-следственные связи, он делает выводы из увиденного и услышанного, пытается объяснить некоторые явления:

1. Составляет несложные логические цепочки. Так, он вполне способен определить, что ночью шел дождь, если утром в окно увидел лужи.

2. Сравнивает картинки или предметы, находит сходства и отличия, группирует их по общему признаку.

3. Собирает пазлы, состоящие из 6-8 элементов. Без труда собирает пирамидку, учитывая величину колец. Из кубиков составляет башенку.

4. Владеет понятиями «один-много».

5. Знает до 10 цветов, различает их и сам называет, знает и различает основные геометрические фигуры, понятия времен года, названия овощей, фруктов, цветов и прочее.

6. Сравнивает фигуры по форме, цвету, группирует их, расставляет по размеру – от большего к меньшему, подбирает один предмет к другому по заданному признаку.

Развитие моторики

Специалисты советуют развивать моторику ребенка вплоть до школьного возраста, ведь именно от этого зависит четкость движений, даже то, насколько правильно он будет держать ручку при письме. В 3 года ребенок должен уметь выполнять следующее:

• легко собирать по одной бусинке, горошине и другому мелкому предмету;

• надевать бусины на нитку;

• лепить шарики из пластилина;

• резать бумагу ножницами;

• собирать мозаику.

Бытовые навыки

Бытовые навыки в этом возрасте уже достаточно развиты, все необходимые гигиенические и другие повседневные процедуры малыш вполне может выполнить самостоятельно:

• сам уверенно одевается, некоторые даже могут различать правую и левую ноги, переднюю и заднюю сторону в одежде;

• знает свои вещи и умеет ими пользоваться;

• расстегивает и застегивает пуговицы на одежде, складывает в шкаф вещи;

• убирает за собой игрушки, расставляет их по местам;

• самостоятельно аккуратно ест ложкой, некоторые дети довольно ловко управляются вилкой;

• использует по назначению носовой платок, вытирает испачканное лицо салфеткой;

• моет руки перед едой, вытирая их полотенцем;

• снимает обувь и верхнюю одежду, приходя домой с улицы.

Двигательные навыки

Трехлетние дети очень активны и подвижны. Координация уже полностью развита, малыш свободно контролирует свои движения, проверяя собственные возможности и способности:

• уверенно и быстро бегает;

• играет в мяч: пинает его, подкидывает, ловит;

• легко поднимается и спускается по лестнице, в том числе вертикальной, чередуя ноги;

• сам забирается на горку и скатывается с нее;

• держит равновесие, стоя на носочках, может пройти так достаточно большое расстояние;

• ходит задом наперед;

• ездит на трехколесном велосипеде;

• держит равновесие и прыгает на одной ноге;

• кувыркается вперед и назад.

Познавательное, интеллектуальное и эмоциональное развитие

Психические процессы: внимание, память и мышление – к 3 годам уже хорошо развиты. Малыш неплохо ориентируется в пространстве, может показать дорогу к магазину или детской площадке. Он уже способен концентрировать внимание на одном занятии до 5 минут.

Рассказывая о событиях дня, кроха приукрашает реальность. Иногда это воспринимается взрослыми как ложь, однако это лишь проявление фантазии, которая к этому времени начинает развиваться.

Ребенок понимает, что он самостоятельная личность, пытаясь во всем проявлять индивидуальность, отстоять свое мнение, которое часто оказывается противоположным мнению родителей. С этим же связана замена местоимения «мы» на «я»: «я пойду», «я сделаю».

Навыки социального общения

Навыки общения с другими людьми приобретают для ребенка все большее значение. Если раньше он довольствовался общением с родителями, то теперь все больше стремится быть в кругу сверстников. Еще недавно дети играли рядом, в возрасте же 3 лет они начинают играть вместе, делясь игрушками, с удовольствием осваивая совместные ролевые игры:

• ребенок легко знакомится с другими детьми, хотя некоторые все еще предпочитают самостоятельные игры коллективным;

• воспринимает и подчиняется правилам определенной игры;

• во время игры видит и понимает опасность, может предотвратить ее;

• в общении с окружающими употребляет слова «спасибо» и «пожалуйста», «здравствуйте» и «до свидания».

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста

Показатели развития: что должен знать и уметь ребенок в 3 года

Педагог-психолог Никитина Я. В

www.maam.ru


Смотрите также

Подпишитесь на бесплатный курс "Секреты воспитания"
и получите бесплатно
Секретную книгу.

Из данного курса Вы узнаете о тайнах народной педагогики, о секретах современных технологий воспитания и массу другой полезной информации для решения Ваших проблем.
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

12 простых формул для подготовки ребенка к детскому саду

Узнать

 


Адаптационные игры с песком

Узнать

 


Как быть счастливыми родителями

Узнать