Узнайте Секреты Воспитания Ребенка И Легко Получите Результат

имя и адрес пусто пусто


5 простых приемов для развития у ребенка самостоятельности.

Узнать

 


Методика выполнения движений с ребенком от специалиста высшей квалификации

Скачать бесплатно

 



Содержание, карта сайта.

Истерика у детей


Истерики у детей

Истерики у детей – состояния крайней возбужденности, сопровождающиеся резкой сменой настроения, криками, потерей самообладания. Возникают непроизвольно. Ребенок плачет, падает на пол, выгибает тело дугой, бьется головой, стучит кулаками о поверхности. Реакция развивается на основе негативных эмоций – раздражения, негодования, отчаяния, усиливается при повышенном внимании окружающих, попытках успокоить малыша. Диагностика проводится детским психиатром, психологом. Основной метод исследования – клиническая беседа. Частота приступов, выраженность симптомов корректируются поведенческими техниками. Обучение родителей производится методом консультирования.

В медицине термином «истерика» описывают нервный припадок, состояние психического, моторного возбуждения со слезами, криками, судорогами. В разговорной лексике данное понятие используется для обозначения капризного, спланированного, манипулятивного поведения. Основное отличие истинной истерики от капризов – непроизвольность: ребенок не может самостоятельно запускать, контролировать течение и завершение реакции. Истерические приступы наблюдаются у 90% детей от 1 года до 3 лет. Пиковый период – кризис трехлетнего возраста (2-3 года), суточная частота припадков достигает 10-15. К 4 годам риск истерик снижается, ребенок полностью овладевает речью, способен выражать эмоции вербально.

Истерики у детей

Во время возрастных кризисов первого года и трех лет дети активно проявляют негативизм по отношению к требованиям родителей, упрямятся, пытаются отстаивать свои желания, становятся строптивыми, перечат правилам, традициям семьи. Истерики являются признаками переходного этапа развития. Причины – ситуации, провоцирующие гнев, злость, необходимость сопротивления:

  • Физический дискомфорт. Голод, жажда, боль, зуд повышают вероятность эмоционального неконтролируемого приступа. Духота, перегрев становятся причинами ночных истерик.
  • Отсутствие внимания взрослых. Эмоциональное возбуждение малыша накапливается, отсутствует возможность поделиться эмоциями. Результат – неконтролируемый выплеск негодования, раздражения, обиды.
  • Усталость, утомление. Риск истерики повышается после активных игр, общения с детьми, насыщенного эмоциями события. Приступы случаются вечером после дальних поездок, шумных праздников, длительных прогулок.
  • Гиперопека. Кризисное состояние характеризуется потребностью проявлять самостоятельность. Чрезмерная забота родителей провоцирует естественное сопротивление ребенка, выражающееся истерикой.
  • Конфликты со сверстниками. Дети не обладают достаточным развитием речи для пояснения собственных желаний, игровых позиций. Отсутствуют навыки коммуникации, необходимые для разрешения конфликтов. Протест выражается истерическим приступом.
  • Непоследовательное поведение взрослых. При отсутствии четкой системы родительских ограничений у ребенка нет ориентиров для выстраивания собственного поведения. Истерики провоцируют неустойчивые запреты, сменяющиеся дозволенностью.

В основе детских истерик лежит функциональная незрелость структур мозга, психофизиологические изменения кризисного периода развития. Созревание мозговых структур происходит от низших отделов к высшим – от подкорковых структур к коре. При формировании истерики накапливается нервное возбуждение, вырабатываются гормоны стресса. Активизируется лимбическая система – возникает эмоция гнева, стимулируются вегетативные реакции (напрягаются мышцы, учащается сердцебиение, дыхание). Цепочка физиологических процессов не включает активацию коры – отсутствует оценка ситуации, выбор действий. Истерика развивается волнообразно: резко нарастает гнев, ярость, на пике они сменяются горем, постепенно эмоциональный приступ ослабевает, становится обычным плачем.

К 1 году дети начинают демонстрировать самостоятельность – возрастает любопытство, стремление к исследованиям. Потребности становятся осознанными, желания определяют поведение малышей. Препятствия, запреты провоцируют истерические реакции. Начало сопровождается громким плачем, криком. Ребенок напрягается, зажмуривает глаза, но слезы отсутствуют. Высокий мышечный тонус сменяется импульсивными движениями – малыш сжимает кулаки, стучит по окружающим поверхностям. При приближении взрослого царапается, кусается, дерется. Постепенно реакции гнева затухают. Ребенок плачет, слезы текут обильно, мышцы расслабляются. После истерики наблюдаются признаки усталости, утомления.

Трехлетние дети переживают кризис, характеризующийся стремлением действовать устанавливать правила, доминировать. Усложняются социальные отношения, активно развивается речь. Сопротивление взрослым проявляется вербально и в поведении. Истерики провоцируются запретами, отказами, предъявлением требований. Приступ отличается разнообразием симптомов: трехлетки чаще падают, бьются головой, закусывают зубами обивку мебели. Большие приступы сопровождаются судорогами, «истерическим мостом» (выгибанием туловища дугой), кратковременной остановкой дыхания. После приступа ребенок долго плачет, жалуется на головокружение, тошноту, боль от ушибов, царапин.

Истерики у детей имеют физические и психические осложнения. Первые возникают после падений, ударов головой об пол, стены, мебель. Малыши получают ушибы, царапины. Неправильная реакция родителей на истерику закрепляет данный способ поведения – ребенок начинает сознательно копировать приступы с целью достижения целей. К подростковому возрасту формируются истерические черты характера: демонстративность, эгоцентризм, стремление привлекать внимание, зависимость от мнения окружающих. Неприемлемое поведение (плач, крики, запрокидывания головы) трансформируются в конверсионное расстройство (истерический невроз), проявляющийся выпадением физиологических функций при эмоциональных переживаниях.

В большинстве случаев истерики – симптом кризисных этапов развития. Эмоциональные приступы корректируются родителями самостоятельно. Вопрос об обращении к врачам возникает, если ребенок теряет сознание, надолго задерживает дыхание, наносит повреждения себе и окружающим, страдает от ночных кошмаров, страхов, резких перепадов настроения, испытывает тошноту, боли после истерического припадка. Диагностика выполняется педиатром, психологом, врачом-психиатром, неврологом. Используются клинические и физические методы:

  • Беседа. Врач опрашивает родителей: собирает анамнез, уточняет время начала истерик, частоту, продолжительность приступов. Выясняет наличие судорог, остановок дыхания, обмороков, нарушений сна, пищеварения. Психолог определяет стиль воспитания, характер ситуаций, провоцирующих приступы.
  • Наблюдение. На консультации врач оценивает поведение, эмоциональные реакции ребенка. Отмечает проявления упрямства, негативизма к замечаниям и просьбам взрослых – признаки возрастного кризиса.
  • Осмотр. При выраженной симптоматике невролог исследует сформированность двигательных навыков, рефлексов. Проводит дифференциальную диагностику, исключая патологии нервной системы как причину приступов с судорогами, потерей сознания. При необходимости назначает инструментальные обследования (МРТ головного мозга, УЗДГ сосудов головы).

Возрастные приступы истерики – временное явление. Специальная терапия детям не требуется, эмоционально-поведенческие нарушения исчезают после завершения кризиса. Родителям назначается консультация психолога. Специалист рассказывает о механизмах, составляющих основу переходного периода, способах коррекции приступов, дает индивидуальные рекомендации по организации свободного времени ребенка, необходимых изменениях воспитания. Предупредить истерики позволяют следующие приемы:

  • Правильный режим отдыха. Сбалансированность процессов возбуждения-торможения ЦНС поддерживается рациональным чередованием расслабления и активности. Важен полноценный сон, подвижные игры на свежем воздухе, творческие занятия, требующие включения познавательных процессов.
  • Озвучивание чувств ребенка. Полезно говорить с малышом о переживаниях, чувствах, актуальном состоянии. Беседы разовьют способность пояснять устно, понимать эмоции.
  • Возможность выбора. Необходимо предоставить ребенку возможность самостоятельного принятия решений. В ситуациях, где существует несколько вариантов действий, родителям рекомендуют позволять сделать выбор ребенку.
  • Объяснение причин запретов. Важно говорить о причинах ограничений: опасность для здоровья, причинение вреда человеку, важность выполнения другой деятельности. Объяснения создают отношения равноправия, а не подчинения.

Истерики начинаются неожиданно, аффект быстро нарастает, достигая пика. Родителям нужно знать о принципах поведения, позволяющих сократить продолжительность, выраженность приступов. Часто используются приемы, не приносящие результата – уговоры, ругань, угрозы, насильственные действия. Рекомендации психологов заключаются в следующем:

  • Оставаться спокойными. Не стоит демонстрировать раздражение, гнев в ответ на детскую истерику. Важно сохранить невозмутимость, находясь в поле зрения ребенка. Отсутствие взрослого может испугать, усилить реакцию истерики.
  • Не уступать. Нельзя изменять принятое решение (запрет, отказ), ставшее внешней причиной истерики. Уступки требованиям ребенка закрепляют крики, плач как способ получения желаемого.
  • Не наказывать. Ругань, шлепки, угрозы не успокаивают ребенка, но могут восприниматься как знаки внимания (истерики будут развиваться при его нехватке). Оптимальный вариант – игнорирование поведения малыша, занятие собственными делами.
  • Установить тактильный контакт. После пика аффекта желательно обнять, погладить, поцеловать ребенка. Мягкие прикосновения позволяют ему быстрее успокоиться.

Прогноз истерик у детей благоприятный, приступы завершаются самостоятельно к четырем годам. Профилактика основана на соблюдении режима дня, рациональной организации досуга, выстраивании доброжелательных и уважительных отношений с ребенком. Важно разговаривать «на равных», объяснять причины запретов, собственным примером демонстрировать приверженность правилам поведения, ритуалам. Физическую активность сменять отдыхом, равномерно распределять приемы пищи – малыш не должен чувствовать голод, усталость, скуку. Стоит обращать внимание на эмоциональное состояние ребенка, выяснять причины обид, капризов, агрессии, обсуждать их.

www.krasotaimedicina.ru

Почему истерика у ребенка – это хорошо. 10 причин | Азбука воспитания

Вам сложно поверить в то, что истерики у ребенка — это нормально? Действительно, сложно поверить, что они приносят пользу. И не только ребенку, кстати, а и вам, родителям… Но это так.

Детская истерика – страшный сон любого родителя. Страшно, что это случится на улице, страшно не сдержаться и накричать, сильно выматывает, в конце концов. Тем не менее, даже в истериках есть свои плюсы. Рассказываем – какие.

Истерики маленьких детей являются одним из самых сложных аспектов воспитания. Мы ощущаем себя хорошими родителями, когда наши малыши улыбаются и чувствуют себя «в своей тарелке», но мы становимся беспомощными и подавленными, когда они кидаются на пол, брыкаются и кричат. Тем не менее, верите вы или нет, детские истерики являются важной частью эмоционального здоровья и благополучия нашего ребенка, и мы можем научиться спокойнее относиться к ним.

Вот 10 важных причин, почему детская истерика не так плоха, как мы думаем.

Лучше наружу, чем в себя

Слезы содержат кортизол, гормон стресса. Когда мы плачем, мы буквально освобождаем наше тело от стресса. Было также обнаружено, что слезы снижают кровяное давление и улучшают эмоциональное самочувствие, если есть близкий человек для поддержки (контейнирования).

Когда ваш малыш находится на грани истерики, ему морально плохо – он сердится, расстроен или ноет. Возможно, вы также заметили, что после истерики его настроение улучшается.

Если ребенок устроил истерику, лучше спокойно позвольте ему до конца выплакать свои чувства, не прерывая процесс. «Плач – это не боль, но процесс, позволяющий ребенку расти целым и невредимым», – объясняет Дебора МакНамара, доктор философии, педагог и автор книги «Отдых, игра, рост: создание осмысленности дошкольников».

Плач может помочь вашему ребенку учиться

Несколько лет назад я работала няней у 5-летнего ребенка. Он строил модель из конструктора Лего, и вдруг случилась истерика, потому что у него что-то не получалось. Однако после истерики он сел и успешно собрал конструкцию.

Я видела много таких моментов, когда ребенок борется и эмоционально выражает свое разочарование, и это помогает ему очистить свой разум и научиться чему-то новому.

«Обучение так же естественно для детей, как и дыхание, – говорит Пэтти Випфлер, основатель Hand in Hand Parenting. – Но когда ребенок не способен сосредоточиться или слушать, обычно именно эмоциональная проблема блокирует его прогресс».

Исследования показывают, что для того, чтобы учиться, ребенок должен быть счастливым и расслабленным, и свободное эмоциональное выражение своего расстройства является частью этого процесса.

Ваш ребенок может лучше спать

Проблемы со сном часто возникают, потому что, по мнению родителей, лучший подход к истерикам и расстройствам – это попытка избежать их. Внешне эмоции ребенка сдерживаются, но они продолжают кипеть внутри. Так же, как и взрослые, дети плохо спят, когда они напряжены или пытаются переработать то, что происходит в их жизни. Разрешение ребенку дойти до конца его истерики улучшает его эмоциональное самочувствие и может помочь ему хорошо спать всю ночь.

Вы сказали «нет», и это хорошо

Скорее всего, истерика возникла у вашего малыша потому, что вы сказали «нет». И это хорошо! Слово «нет» дает вашему ребенку понимание четких границ относительно приемлемого и неприемлемого поведения.

Иногда мы избегаем говорить «нет», потому что не хотим иметь дело с эмоциональными последствиями, но мы можем твердо настаивать на определенных ограничениях, при этом высказывая свою любовь, сопереживание и обнимая ребенка.

Высказывание «нет» означает, что вы не боитесь трудной, эмоциональной стороны воспитания.

Ваш ребенок чувствует себя в безопасности, раз он показывает вам свои чувства

Истерики на самом деле являются большим комплиментом вам, даже если вы не осознаете этого! В большинстве случаев дети не используют истерики для того, чтобы манипулировать нами или получать то, что хотят. Часто ваш ребенок воспринимает ваше «нет», но истерика является выражением того, как он к этому относится. Вы можете твердо настаивать на своем и при этом сопереживать его печали. Расстройство о сломанном печенье или о носках неправильного цвета – только предлог, чтобы почувствовать вашу любовь и сопереживание, в которых он действительно нуждается.

Приступы гнева сближают вас

В это, может быть, трудно поверить, но наблюдайте и ждите. Ваш сердитый ребенок может не показывать вам благодарность за то, что вы рядом, но на самом деле это так. Позвольте ему пройти через бурю чувств, не пытаясь остановить или «исправить» их. Не говорите слишком много, но скажите ему несколько добрых, успокаивающих слов. Предложите объятия. Ваш ребенок впитает ваше безусловное принятие и будет чувствовать себя ближе к вам после этого.

Приступы истерики помогают ребенку в долгосрочном плане

Иногда детские эмоции проявляются другими способами, например, агрессией или отказом от сотрудничества при выполнении простых задач, таких как одевание или чистка зубов. Все это общие признаки того, что ваш ребенок борется со своими эмоциями.

Наличие большой истерики помогает вашему ребенку освободить чувства, которые могут помешать его естественному, принимающему «я».

Если истерика случается дома, меньше шансов, что это случится на публике

Когда дети могут полностью выражать свои эмоции, они часто предпочитают делать это дома, где чувствуют, что мы более доступны, для того, чтобы услышать их. «Чем больше мы просим наших детей сдерживаться как дома, так и на людях, тем больше растет напряженность внутри них», – говорит Мишель Пейт, инструктор по воспитанию детей. – Чем чаще мы находим время, чтобы выслушать чувства наших расстроенных детей дома, тем меньше законсервированных негативных эмоций они принесут, например, на экскурсию».

Ваш ребенок делает то, что большинство людей забыли, как делать

Когда ваш ребенок станет старше, он будет плакать меньше. Отчасти это происходит из-за того, что он взрослеет и учится регулировать свои эмоции. Отчасти этому учит общество, которое не очень принимает эмоциональное выражение.

Когда мы, взрослые, становимся сердитыми или испытываем стресс, это часто происходит из-за того, что нам тоже нужно позволить себе хорошо покричать!

Совсем не просто для взрослых, особенно мужчин, ощутить чувство безопасности и поддержки, чтобы действительно позволить себе выразить все наши эмоции. Поэтому позвольте вашему ребенку испытывать истерики, пока его эмоции все еще свободно проявляются.

Истерики лечат и вас тоже

Когда мы находимся в момент истерики рядом с ребенком, это вызывает в нас сильные чувства. Когда мы были молоды, наши родители, возможно, не относились к нашим вспышкам с сочувствием. Расстройство нашего ребенка может вызывать воспоминания о том, как с нами обращались, о чем мы, быть может, даже не подозреваем.

Осознанное воспитание своих детей может быть исцеляющим средством для наших собственных эмоциональных проблем, когда мы получаем поддержку и шанс услышать самих себя.

После эмоциональных моментов с ребенком, найдите время, чтобы попрактиковаться в самопомощи, поговорить с другом, посмеяться или, возможно, поплакать.

Сохранение спокойствия требует практики, но когда мы справляемся с этим, мы буквально перепрограммируем наш мозг, чтобы стать более спокойными и осознанными родителями.

Кейт Орсон,

мама, педагог

ezhikezhik.ru

azbyka.ru

Истерика у ребенка в 1, 2, 3 года — что делать: 4 стадии, 6 причин и 12 методов от детского психолога

Последнее обновление статьи: 28.03.2018 г.

На вопрос, что такое истеричное поведение, мамы ответят, не задумываясь: агрессивность, громкие вопли, слёзы, неконтролируемые действия. Подобные признаки часто встречаются у детей от 2 до 5 лет.

В любом случае, истерика у ребёнка любого возраста не оставит равнодушным ни его близких, ни очевидцев приступа. Как вести себя в подобной ситуации маме? Наказывать? Шлёпать? Игнорировать? Жалеть? Главное – сохранять спокойствие.

Истерический приступ у детей (неважно, в каком возрасте – в 2, 3 года, в 7 или 8 лет) характеризуется эмоциональным возбуждением, агрессивностью, которая может быть направлена на окружающих или на самого себя.

Ребёнок начинает рыдать, кричать, падать на пол или землю, стучать головкой о стену или расцарапывать своё тело. При этом он практически полностью «отключается» от реальности: не воспринимает слова других людей и не ощущает боли.

В особо тяжёлых случаях встречаются непроизвольные судорожные реакции, которые известны в медицине под названием «истерический мост». Тело малыша выгибается в виду дуги, а его мышцы становятся напряжёнными.

Следует отличать истеричный приступ и каприз. Первый характеризуется непроизвольностью. Капризное же поведение – это преднамеренный шаг, в основе которого желание обладать какой-либо вещью. Подобные приёмы частенько входят в «арсенал» детей, склонных к манипуляционным действиям.

Истерика у маленьких детей чаще всего обычно протекает по схожему сценарию и включает в себя несколько стадий. Каждая из них характеризуется определёнными симптомами, знать которые нужно обязательно, поскольку это поможет быстрее прекратить приступ.

Основные стадии истерического приступа у детей:

  1. Предвестники. Перед «концертом» ребёнок 2 или 3 лет начинает высказывать неудовольствие. Это может быть хныканье, сопенье, длительное молчание или сжимание кулачков. В этот момент истерику ещё можно предотвратить.
  2. Голосовая. На этом этапе ребёнок начинает кричать, причём так громко, что может напугать окружающих. Требовать остановиться бесполезно – он оторван от реальности и никого не слышит.
  3. Моторная. Начинаются активные действия ребёнка – бросание вещей, топанье, катание по земле или полу. Эта фаза представляет для малыша наибольшую опасность, поскольку он может травмироваться, ведь боли он не ощущает.
  4. Заключительная. Получив «разрядку», истеричные дети ищут поддержку и утешение у родителей. Малыши устали физически и морально, так как столь сильное эмоциональное потрясение забирает у них много сил.

Обессиленный ребёнок обычно быстро засыпает, причём его сон будет достаточно глубоким.

Кто более всего подвержен истерикам?

Психологи отмечают, что не все малыши одинаково склонны к истерическим припадкам. Частота и сила эмоционального всплеска определяется типом темперамента и высшей нервной деятельностью:

  • меланхолики. Это дети со слабой нервной системой, характеризующиеся повышенной тревожностью, часто сменой настроения. Истерит такой малыш часто, однако по причине слабости ЦНС скорее возвращается в нормальное состояние;
  • сангвиники. Дети с таким типом нервной деятельности в любом возрасте (что в 2 года, что в 7 или 8 лет) обычно пребывают в хорошем настроении. Истерики могут случиться, если причиной тому стал сильный стресс. Однако подобное бывает редко;
  • холерики. Такие ребятишки отличаются неуравновешенным характером и яркими эмоциональными вспышками. Истеричные приступы возникают у маленьких холериков внезапно, причём часто сопровождаются агрессивными проявлениями;
  • флегматики. Такие детишки уже в 4 года (и даже младше) характеризуются спокойным поведением и рассудительностью. У них процессы торможения преобладают над возбуждением, поэтому истерики практически не возникают.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что на детские истерики будут жаловаться чаще мамы и папы маленьких меланхоликов и холериков, то есть детей с неуравновешенными типами нервной деятельности.

Прежде чем перейти непосредственно к факторам, которые провоцируют возникновение детской истерики, нужно подробнее остановиться на особенностях развития трёхлетних ребятишек.

Примерно в 3 года (плюс-минус 7 или 8 месяцев) у детей начинается период, известный под названием «кризис трёхлетнего возраста». С этого момента ребёнок осознаёт себя отдельной от родителей личностью, у него появляется стремление к самостоятельности.

О таком психологическом явлении, как кризис трёх лет, более подробно можно узнать из другой статьи детского психолога. В этом материале множество полезных советов, в том числе и по борьбе с истеричным поведением ребёнка.

У всех детей подобный кризисный период может проявляться по-своему, но обычно психологи выделяют своеобразное семизвездие признаков:

  • негативные реакции;
  • строптивое поведение;
  • упрямство;
  • деспотические замашки;
  • обесценивание;
  • своеволие;
  • протестные реакции.

Казалось бы, в 2 годика малыш был такой послушный, а сейчас начинает всё делать «назло»: снимает одежду, если его просят укутаться; бросает игрушку, если просят её поднять.

Истерики в это время встречаются достаточно часто, в особо тяжёлых ситуациях кроха капризничает по 7 или 8 раз на дню (конечно, классические истерические припадки бывают гораздо реже).

Когда ребёнку исполняется четыре года, истерики постепенно сходят на нет, поскольку в детском арсенале появляются другие, более совершенные методы выражения собственных эмоций и желаний.

Чтобы знать, как справиться с постоянными детскими истериками, необходимо иметь представление, из-за чего они возникают. Решение проблемы будет зависеть от того, что именно послужило спусковым механизмом истерической реакции.

Самой популярной подоплёкой истерики у малышей становятся конфликты, неизбежно возникающие в детско-родительских отношениях. Кроме того, не стоит забывать и о возрастных особенностях детей в 3 годика.

В общем и целом причиной истеричной реакции у трёхлеток могут стать несколько основных факторов:

  1. 3-летний малыш не отличается широким словарным запасом, так что рассказать о своих переживаниях, чувствах и эмоциях он пока не может. Поэтому на любую конфликтную или неоднозначную реакцию он станет реагировать истерикой.
  2. Спровоцировать нежелательную реакцию может и отказ родителей выполнять требование ребёнка, который хочет очередную машинку или куколку, просит купить мороженое или шоколадного медвежонка.
  3. У ребёнка истерика нередко возникает после рождения младших братьев и сестрёнок. Так он стремится привлечь родительское внимание, к тому же в нём говорит банальная ревность, поскольку центральное место теперь занял новорождённый.
  4. «Психи» могут возникать из-за обычного переутомления. Насыщенный день, в течение которого ребёнок побывал в садике, посетил с родителями супермаркет, заглянул в гости к знакомым детям, а потом посмотрел мультики – всё это способно привести к истерике.
  5. Истерики ребёнка становятся следствием его нежелания отвлекаться от любимого дела. Малыш, к примеру, строит куличики в песочнице, а мама в этот момент решает идти домой. В итоге кроха кричит и бьётся о землю.
  6. Банальное недомогание – ещё один частый катализатор истеричного приступа. Это ребёнок в пять лет может рассказать о болящем животе, а многие трёхлетние дети пока не способны донести информацию о своём состоянии.

Таким образом, у каждой истерики имеется какая-либо подоплёка. Стоит понимать, что трёхлетний ребёнок не собирается намеренно злить маму, напротив, собственный приступ тоже его пугает. Вот почему нужно правильно реагировать на детское поведение.

Предупреждение истерики

Если истерики у ребёнка 3 лет учащаются, советы психолога будут как нельзя кстати. И самая важная рекомендация – не допускать истерического припадка. То есть ваша цель – не борьба с реакцией, а её предупреждение и смягчение тяжести вспышек:

  1. Важно поддерживать режим дня. И малыши в 3 годика, и дети в 7 лет ощущают себя в безопасности, если следовать чёткому дневному распорядку. Поэтому нужно стараться укладывать ребёнка днём и вечером в определённое время.
  2. Нужно готовить ребёнка к грядущим изменениям. Например, предупреждать о будущем посещении садика нужно не тогда, когда малыш переступает впервые порог дошкольного учреждения, а за несколько недель до события.
  3. Необходимо твёрдо следовать своему решению. Не нужно менять своё твёрдое решение в ответ на истерики и капризы. Чем старше ребёнок, тем больше его плохое поведение превращается в способ манипуляции. К 7 или 8 годам вы попросту не справитесь с юным манипулятором.
  4. Следует пересмотреть запреты. С другой стороны, нужно провести «ревизию» ограничений и оставить только действительно жизненно важные. А вот от необязательных запретов лучше отказаться. Кто сказал, что делать бутерброды нельзя, если обед задержался?
  5. Стоит предоставлять детям выбор. Трёхлеткам важна самостоятельность и независимость, которую можно обеспечить обычной альтернативой. Ребёнок может сам решить, какую кофточку надеть на прогулку – синюю либо жёлтую.
  6. Пробуйте уделять максимум внимания. Дети стремятся получать родительское внимание любыми способами, даже плохими. Старайтесь тратить побольше времени на ребёнка и откликаться на его стремление побыть рядом с вами.

Важно внимательно отслеживать, как ребёнок реагирует на развитие ситуации. Если вы замечаете предвестники истерического поведения (поджатые кулаки, хныканье, грозное молчание), лучше сразу переключить интерес малыша на что-то другое.

Если истеричный приступ ещё не зашёл слишком далеко, малыша можно отвлечь необычным предметом или внезапным поступком. Такой метод изредка срабатывает, однако следует знать и другие приёмы, позволяющие снизить накал страстей:

  1. Не паникуйте, не показывайте, что детская истерика вас задевает. Также необходимо следить за собственными эмоциями, поскольку мамины крики или агрессия лишь усилит накал страстей и усугубит ситуацию.
  2. Покажите, что слёзы и ор не влияют на ваше поведение. В самом начале истерики попросите ребёнка спокойно сказать, чего он хочет. При усилении приступа лучше покинуть помещение и обсудить детское поведение через некоторое время.
  3. Детские истерики иногда становятся игрой на публику. Остановить приступ можно, избавив малыша от «зрителей». Дома нужно просто оставить его в комнате, в общественных местах – постараться найти уединённый уголок.
  4. Что делать, если ребёнок не умеет выражать протесты другими способами? Ответ прост: нужно учить его описывать свои чувства словами. К примеру: «Я рассердился», «Я недоволен», «Мне неудобно» и пр.
  5. Стоит ли позволять ребёнку кататься по полу или земле? Это не очень верное решение, поскольку так он может нанести себе травму и даже увечье. Справляться с подобными ситуациями нужно, прижимая малыша к себе, даже если он отталкивается и пинается.
  6. Обсуждение того, как бороться с детскими истериками, не будет полным без понимания, что делать нельзя ни в коем случае. Психологи говорят о недопустимости наказаний. Шлепки во время приступа только ухудшат ситуацию и усилят негативную реакцию.

Не стоит думать, что после первого же применения одной из вышеописанных рекомендаций истерики исчезнут. Некоторые мамы думают, что как только они выйдут из комнаты, ребёнок успокоится. Такое попросту невозможно, поскольку для формирования новой привычки потребуется время.

Нужно понимать, что работа с ребёнком начинается именно после окончания истерических реакций. С ними следует разбираться последовательно и поступательно, если вы, конечно, не хотите, чтобы они повторялись вновь и вновь.

Прежде всего, необходимо научить ребёнка социально приемлемым методам выражения своих чувств и стремлений. Лучше всего это делать через сюжетно-ролевые игры или чтение специальной литературы – сказочных историй и стихотворения.

Также следует донести до детей мысль, что не всегда они смогут получить то, что им хочется. Тем более желаемое не достигается с помощью таких нежелательных поступков, как вопли, слёзы, дрыганье нижними конечностями.

Всегда объясняйте маленькому «хулигану», как сильно огорчил вас его поступок. Обязательно продемонстрируйте, что ваша любовь к нему безусловна, однако истерики заставляют вас испытывать массу неприятных эмоций.

Детские истерики нередко закрепляются в поведении ребёнка и превращаются в привычку. Поэтому быстро такую проблему не решить. Кроме того, продолжительность переобучения будет зависеть от типа темперамента малыша. Сложнее всего придётся с маленькими холериками.

Когда требуется помощь специалиста?

Чаще всего через шесть или восемь недель регулярной работы родителей истерики у ребёнка прекращаются. Однако в редких случаях подобное поведение не только не прекращается, но и становится всё более частым или тяжёлым.

Истерики у ребёнка 4-х лет – всё-таки скорее редкость, нежели обыденность. Поэтому если в этом возрасте истеричные приступы повторяются, можно предположить наличие болезней нервной системы.

К детскому невропатологу стоит обратиться, если:

  • истеричные поступки участились либо стали сопровождаться агрессивными актами;
  • ребёнок во время припадка падает в обморок или начинает задерживать дыхание;
  • истерики у ребёнка 5 лет до сих пор не пошли на убыль;
  • эмоционально возбуждённый малыш старается нанести повреждения близким людям, ровесникам или самому себе;
  • истерика обычно начинается ночью, сопровождаясь кошмарными снами, криками, сомнамбулизмом;
  • истерический припадок оканчивается одышкой, тошнотой, чрезмерным упадком сил.

Если медицинское обследование не обнаружит отклонений в здоровье, то, скорее всего, проблема может находиться в сфере детско-родительских отношений или в неадекватной реакции близких на поведение малыша.

Не следует давать ребёнку успокоительные препараты по собственному желанию. Неадекватная медицинская терапия может навредить малышу, поэтому проводить лечение можно лишь после осмотра у невропатолога и только назначенными лекарственными средствами.

Ответ на вопрос, как бороться с истериками ребёнка, волнует многих родителей. Особенно актуальной эта проблема становится, когда малышу исполняется три года.

Специалисты убеждены, что капризы и лёгкие истерические приступы не являются отклонением от нормы в трёхлетнем возрасте. Этот период характеризуется кризисными явлениями, которые и становятся источником проблемного поведения.

Обычно после окончания кризисного периода пропадают и истеричные припадки. Если же они повторяются после 4 — 5 лет, лучше обратиться к специалистам, которые подтвердят или развеют сомнения.

В целом же важно реагировать правильно на неоднозначные детские поступки. Родителям следует больше общаться с ребёнком, обучать его управлению своими эмоциями, демонстрировать свою безусловную любовь.

В этом случае истерики ребёнка утратят остроту и яркость, а, значит, в скором времени малыш прекратит использовать их в качестве инструмента давления на родителей. Следовательно, совсем скоро в семье воцарится спокойствие и мир.

kroha.info

2 типа истерик у детей (истерика верхнего и нижнего мозга) и правильная реакция родителей

Каждый родитель сталкивался с этим неприятным явлением — детской истерикой. Кто-то предпочитает игнорировать детские капризы, другие начинают раздражаться и громко отчитывают орущего ребенка. Но детские психологи просят родителей быть осторожнее: существует два типа детской истерики, каждый из которых требует кардинально разной родительской реакции. И важно уметь их различать.

Истерика верхнего мозга (верхнего этажа)

Этот тип детской истерики порождается сиюминутными эмоциями, сильным недовольством или желанием немедленно получить свое. Другими словами, это та самая неприятная ситуация, когда ваш ребенок внезапно встает посреди магазина, крича и топая ногами, настойчиво требуя купить ему новую куклу или радиоуправляемую машинку. Эта истерика — банальная попытка манипулировать родителем с целью добиться желаемого. Возникает она в верхнем отделе мозга и полностью контролируется самим ребенком.

Читаем подробно: детская истерика в магазине — как реагировать родителям

В подобной истерике ребенок полностью контролирует себя, прекрасно осознает происходящее вокруг, потому что причиной возникновения истерики верхнего этажа служит его собственное решение ее устроить. Даже если родителю со стороны так и не кажется, но в данной ситуации его ребенок совершенно адекватен. Это легко проверить: купите ребенку желаемую игрушку, и за долю секунду он снова станет спокойным, а его настроение вернется к полной норме.

Истерика верхнего этажа — это своего рода моральный терроризм, для разрешения которого есть только два пути:

  1. Согласиться и дать ребенку то, чего он требует.
  2. Игнорировать истерику, чтобы ребенок понял — его спектакль не имеет зрителей.

Психологи советуют спокойно относиться к детским истерикам подобного рода. Сохраняйте самообладание, оставайтесь хладнокровным. Не идите на поводу у ребенка, чтобы он не использовал в дальнейшем такого «грязного приема» для легкого и безоговорочного достижения своих целей. Спокойным тоном объясните ему, что в данный момент выполнить его желание вы не можете. Приведите весомые доводы, расскажите почему вы отказываетесь, например, покупать новую машинку. Ребенок должен усвоить, что для осуществления его сиюминутного желания сейчас банально нет возможности. И что вы не просто отказываете ему, чтобы настоять на своем.

Ребенок почти наверняка быстро успокоится, если вы будете действовать следующим образом:

  1. Объясните ему, что вы отлично понимаете его желания.
  2. Дайте резонные причины для отказа.
  3. Подчеркните ненормальность его поведения и пообещайте соответствующее наказание.
  4. Предложите сделку: вы купите ребенку машинку или куклу, как только это представится возможным.

«Эта кукла действительно очень красивая и я отлично понимаю, почему ты ее так сильно хочешь. Но сейчас у нас совсем нет лишних денег, мы не можем купить ее сегодня. Ты ведешь себя очень некрасиво, мне стыдно за тебя. Если ты не успокоишься, то мне придется наказать тебя, и тогда в эти выходные ты не поедешь в цирк. Если ты успокоишься и поймешь, что сейчас ведешь себя ужасно, то мы купим тебе куклу сразу, как только у нас появятся на нее деньги».

Читаем также: Что нельзя делать родителям, когда ребенок ведет себя невыносимо?

Если же ваш ребенок, даже несмотря на все ваши логичные доводы и спокойный тон, продолжает буйствовать и требовать своего, то обязательно исполните обещанное наказание. И донесите до него важную мысль о том, что теперь он никогда не получит желаемого. И это целиком и полностью его вина!

Ребенок должен осознать, что не все его желания обязаны мгновенно воплощаться в жизнь, но если он будет терпелив и научится вести себя адекватно, то в итоге получит то, чего так хочет.

Читаем также: 10 причин плохого поведения детей

Истерика нижнего мозга (нижнего этажа)

В отличие от истерики первого типа, истерика нижнего этажа — явление, порожденное временной неадекватностью ребенка. Сильные негативные эмоции или переживания захлестывают его настолько сильно, что он теряет способность мыслить здраво или вменять родительским словам. Этот тип истерики охватывает нижний отдел мозга, полностью перекрывает способность к самоконтролю и блокирует доступ к верхнему отделу.

Детская истерика нижнего этажа напоминает состояние аффекта, когда верхняя часть мозга попросту отключается, а мыслительный процесс блокируется. В эти минуты мозг ребенка функционирует совсем иначе, а любые ваши слова просто-напросто не дойдут до его сознания. Единственный путь прекратить этот тип истерики — снять психическое напряжение, чтобы ребенок смог быстрее прийти в себя.

Читаем также: Почему ребенок бьется головой об пол и стены — причины и как реагировать?

Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Ругать ребенка, стыдить его или кричать при истерике нижнего этажа бесполезно! Ребенок все равно не сможет понять вас.

Важно помочь ребенку выйти из состояния настоящей истерии, чтобы он не мог травмировать себя или нанести кому-либо (чему-либо) серьезный вред. Помните о том, что ребенок сейчас совершенно неадекватен! Нельзя игнорировать его состояние, оставлять одного в комнате или уходить прочь с отрешенным видом.

Когда любые здравые доводы и логика бессильны, то действуйте принципиально иным способом:

  • Возьмите ребенка на руки, крепко прижмите его к себе;
  • Тихо и ласково обращайтесь к нему, убедите свое чадо в том, что сейчас уже все хорошо;
  • Лучше унести ребенка подальше от того места, где у него начался приступ истерии;
  • Успокойте его тактильно: ласковые поглаживания и нежные объятия зачастую очень эффективны.

Первоочередной является необходимость вернуть ребенка в состояние здравой адекватности. И лишь после того, как он полностью пришел в себя, уже можно начинать вести спокойный диалог. Не стыдите ребенка и не пытайтесь его ругать, потому что истерика может повториться. Задача родителей — выяснить причины, по которым произошла вспышка истерии.

Ребенок, которого одолела истерика нижнего этажа прежде всего нуждается в утешении и родительской ласке!

«Ты настолько сильно не хотел доедать свой обед? Неужели каша тебе так не понравилась? Или ты уже был сыт и не хотел доедать? Не нужно так расстраиваться, ты же мог просто сказать, что уже наелся. Давай ты будешь говорить нам с папой, когда больше не захочешь есть, а мы не будем тебя заставлять. Хорошо, мы договорились?»

Родитель должен понять, что есть весомая разница между тем, когда ребенок истерит из-за своих прихотей и того, когда он всерьез подавлен и расстроен. Взрослому человеку тяжело снизойти до уровня своего чада. Но порой маленький ребенок может действительно сильно расстроиться из-за несущественного происшествия или мелочи, даже впасть в состояние горькой тоски. После того, как ребенок успокоится и его верхний отдел мозга сможет нормально функционировать, родитель должен попытаться спокойно поговорить с ребенком, вызвать на ответный диалог, призвав чадо порассуждать логически.

«Даже если еда показалась тебе не очень вкусной или если ты уже наелся, то не стоит вести себя таким образом. Это очень некрасиво! Ведь я старалась и готовила для тебя. Ты мог бы просто сказать, что не голоден, я бы не стала тебя заставлять есть. Нельзя выходить из себя, если тебе просто что-то не понравилось».

Именно в этот момент, когда ребенок предварительно был понят вами, получил свою долю утешения и сочувствия, вы можете проводить щадящие воспитательные меры. Верхний отдел мозга больше не блокируется, истерика позади, а ребенок становится восприимчив к вашим словам и наставлениям.

Как быстро распознать верный тип истерики

Не всякий родитель обладает навыками тонкого психолога, так что порой определить тип развернувшейся перед глазами детской истерики бывает очень трудно. И возникают сложности с выбором собственной ответной реакции. Но можно различить истерики по ряду нюансов.

Ложная истерика:

  • Вы замечаете, что кричащий ребенок вас слушает и понимает;
  • Ребенок быстро успокаивается после угроз о наказании;
  • Ребенка можно отвлечь или заговорить, переключить его внимание;
  • С ребенком получается договориться;
  • Истерика больше носит демонстративный характер.

Истинная истерика:

  • Ребенок не понимает ваших слов, он будто вас не слышит;
  • Он не успокаивается даже после того, как вы пообещали осуществить его желание;
  • Ребенок пытается причинить вам или себе вред, стремится что-то разбить, ударить кого-либо;
  • Он не может контролировать свое тело, а речь если и есть, то она бессвязна;
  • Истерика напоминает состояние аффекта.

Помните: порой даже взрослому человеку тяжело справляться со своими эмоциями, а для маленького ребенка это и вовсе часто бывает невозможно.

Читаем также: Как бороться с детской истерикой: советы психолога

Как узнать причины истерик и уметь мгновенно предупреждать их?

Все родители периодически сталкиваются с проблемой детских истерик – слезы, крики, валяния по полу в общественных местах ставят мам и пап в тупик. Чтобы ваша жизнь не превратилась в сплошной кошмар, а ваш ребенок перестал добиваться своего с помощью слез, психолог Виктория Люборевич-Торхова рассказывает об эффективных методах борьбы с детскими истериками:

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

razvitie-krohi.ru

Истерика у детей — что делать

Истерика у детей – вот тема сегодняшнего разговора. В этой статье мне бы хотелось остановиться на теме «скандалов» и «капризов» детей более подробно.

К ее написанию меня подтолкнул вопрос одного из участников группы. Родители ребенка спросили – нужно ли ходить с ним в общественные места? И как это делать, если случается, что ребенок устраивает там истерику? Свои комментарии я разместил в конце статьи.

Каждый родитель сталкивался с таким неприятным явлением, как истерика у ребенка. И часто родители спрашивают меня — как поступить в схожих ситуациях? Когда они ведут себя… не как воспитанные дети.

Когда стыдно за их поведение перед окружающими. Когда устал после работы. Когда терпение на исходе и вот-вот уже готовы вырваться слова, о которых любой нормальный родитель после всегда сожалеет и чувствует себя виноватым… Если ли альтернативные способы справляться с «истеричными» детьми?

Я выбрал для себя простую, но довольно эффективную технологию из 3-х этапов, о которой и расскажу далее.

Содержание статьи

Первый этап – подумать и предусмотреть

Выигранная война, та которой не было. У каждого родителя есть этот навык – он появляется в тот период, когда малыш начинает самостоятельно передвигаться по квартире и исследовать ее. Вот тогда мы учимся все предусматривать наперед – убрать все ценное и бьющееся с «его высоты».

Убрать все ядовитое и отравляющее из его зоны досягаемости. Перекрыть краны, закрыть розетки, заблокировать окна… и т.п. Вот один из способов справиться с истерикой у ребенка.

Но со временем этот навык теряет актуальность, но мой взгляд совершенно напрасно. Ведь он может помочь предотвратить множество «капризов» ребенка, если родитель подумает и позаботится заранее, что нужно убрать из зоны досягаемости.

Например, если проблема с компьютером, сидит все дни напролет – спрячьте его, уберите компьютер. Немого расстроится, потом найдет себе занятие по душе. Если ребенок при виде надувного городка устраивает истерику на улице – спланируйте маршрут так, чтобы не пересекаться с источником раздора.

Ко мне на занятия ходит мальчик 7 лет, часто и помногу времени он проводил за смартфоном в интернете. Если просто забрать — скандал. Родители, чтобы как-то ограничить время с девайсом, периодически выключают передачу данных на смартфоне.

Нет интернета – нет интереса. Смартфон спокойно лежит на полке, принимает звонки и отправляет смс, только интернет не работает. Ребенок периодически подходит проверить – не появилась ли связь. Но в целом очень спокойно переносит эту ситуацию, поскольку видит объективные причины (нет связи), и никто ему не ставит запрет.

Первый этап технологии – подумать о предстоящей деятельности и предусмотреть необходимые мероприятия заблаговременно, чтобы исключить повод для истерики у детей.

Второй этап – взять паузу и все взвесить

Часто мы реагируем на поступки ребенка молниеносно – только увидели его растерянного посреди комнаты с осколками вазы в руках.

И в одно мгновенье у нас в голове проносится версия того, как это могло случится. И вот уже мы все поняли, определили виновного и даже успели вынести ему приговор (придумать наказание) за доли секунды. От мгновения, когда увидели его, до момента, когда начали свой выдох и прозвучали наши первые слова.

Решение простое — взять паузу и во всем разобраться. Поверьте, ваш взгляд и так очень о многом поведал ребенку. А вот после паузы вы сможете задать уточняющие вопросы, для того, чтобы выяснить причины такого поведения.

И может так оказаться, что причиной всему было простая детская любознательность, тяга к экспериментам, стремление познать этот мир. Неужели правильно наказывать ребенка за его желание узнать новое, сделать свое собственное открытие? Конечно нет. Наша с вами родительская задача помочь ребенку в его стремлении учится, а не бить его по рукам и прививать ему чувство вины и неуверенности в себе.

А что происходит в жизни? Взрослые кричат, наказывают малыша. Он продолжает учится, потому что не может этого не делать. Но только теперь он учится тому, что мир вокруг опасен. Исследовать его не нужно, можно попасть в неприятности. Инициативу проявлять тоже вредно, это расстраивает родителей. Ко всему прочему ребенок не понимает, за что его наказывают. Он становиться зажатым, напряженным, так как теряет контакт, со своим защитниками-родителям.

Это напряжение вызывает стресс. А под влиянием стресса он даже не может ясно сформулировать и высказать свою мысль. Ему тяжело даже объяснить свое поведение вам, если вопрос «почему ты это сделал?!» звучит для него как угроза. Он будет молчать, просто из чувства страха наказания, которое последует за честным ответом. Так он еще и учится быть не искренним.

Думаю, каждый из нас хоть раз в жизни был свидетелем картины, когда взрослый отчитывает ребенка за провинность. А тот вжал голову в плечи и от страха не знает куда бы спрятаться… Уверен ни один родитель не желает подобного своему ребенку.

Тогда почему же мы сердимся? Потому что побочным эффектом его «экспериментов» являются наши потери – разбита дорогая сердцу ваза, или порезаны новые шторки на платья куклам, или нам кажется, что страдает наша репутация в глазах окружающих (посмотрите, эти люди не смогли нормально воспитать своего ребенка…) К этому вдобавок еще и масса эмоций, нервы на пределе, проблемы на работе и т.п. Как же с этим справиться?

Надо взять паузу. Принять для себя мысль, что мой ребенок изначально делает все правильно. У него есть адекватная, нормальная причина на такое поведение. Только иногда он выбирает не совсем подходящую форму для реализации своей идеи. Если принять эту установку, то следующие шаги будут естественны и очевидны.

Третий этап – спросить «для чего ты это сделал?» и предложить альтернативу

Спросить малыша, для чего он так сделал? Спросить спокойно, даже немного с любопытством, вам же на самом деле интересно – для чего? Либо самому подумать о возможных причинах. И вернуться к первому этапу – предпринять меры, чтобы в дальнейшем избежать повторения негативных последствий.

Если ребенок игнорирует вас или не хочет вам объяснять, почему он так делает, это нормально. Повторите свою просьбу еще раз, поясните ему для чего вам это нужно знать. Если вы хотите доверия с вашим ребенком, вы должны научить его, что быть честным и открытым с вами это безопасно, даже когда он совершает ошибку. Донесите до него, что он может вам доверять, и что вы хотите его понять.

Например – он решил поиграть с водой, для этого постарался наполнить водой всю ванную комнату. Как результат – затоплены соседи нижних этаже. То, что он играет с водой это здорово! То, как он решил это сделать – плохо, поскольку есть пострадавшие))). Выход – предложить ему альтернативу, в которой и он с водой поиграет, и соседи снизу будут в безопасности. Например – наливать воду в саму ванну, играть в ней вместе.

Другой пример — один молодой человек в возрасте 5 лет очень любил кидать в воду (в унитаз, в раковину, в ванну) разные предметы. Родители терпели (что уже было ошибкой) до момента пока в унитаз не улетел брелок сигнализации от машины.

Я предложил им поступать следующим образом – как только родители видят, что парень намеревается выбросить что-то в унитаз, сразу к нему присоединяться, и начинать вместе с ним кидать в унитаз кусочки туалетной бумаги. Можно рвать ее и комкать в шарики, можно полосками, можно листочками, можно фигурки складывать…, как угодно.

Важно!!! Родители следят, чтобы он выкидывал только туалетную бумагу. Игра прекращается, когда малыш сам перестает кидать. И так каждый раз. Через месяц парень наигрался в эту игру и больше ничего никогда не выкидывал в воду. Он научился кидать предметы в воду, в той достаточной мере, чтобы ему стало неинтересно.

Случается, дети поступают, на наш взгляд, абсолютно не разумно. Но на их взгляд, поступать надо именно так. И наша задача рассказать, научить и показать им приемлемые формы реализации собственных идей. Если первая альтернатива не сработала, не беда – предлагайте другую. И тогда просто не будет повода для истерики у детей.

Уверен ваши дети смогут еще не раз удивить вас своим нетривиальным подходом к игре. И уж точно они не ставят задачу вывести вас из себя, устроив беспорядок или закатив скандал в общественном месте. Иногда они поступают … несколько неожиданно с целью привлечь к себе внимание, но НИКОГДА они не стремятся причинить боль родителям.

Дети учатся уважать других и быть внимательными, отзывчивыми, когда сами родители понимают своих детей, и уважают их.

Иногда, нам кажется абсурдным то, что совершенно нормально для наших детей. Дети делают все со своим смыслом. Поэтому вместо того, чтобы считать, что ваш ребенок специально устраивает беспорядок, или мешает вам. Остановитесь и задайте ему вопрос – для чего он это делает? Вы удивитесь тому, что он ответит. И вы точно лучше поймете его мотивы. У детей богатое воображение. Чем больше мы понимаем и уважаем своего ребенка, тем больше он будет уважать нас, и в свою очередь будет становиться более внимательным отзывчивым к окружающим.

Как родители, мы иногда считаем, что ребенок пытается нас огорчить, и мы реагируем прежде, чем возьмем минуту на размышление, чтобы посмотреть на ситуацию с точки зрения нашего ребенка. Чтобы ребенок вырос самодостаточным, уверенным в себе и искренне счастливым человеком, надо научить его, что исследование мира – безопасное и очень увлекательное дело!

Помните, что ваш сын или дочь — это только ребенок. Даже когда вам кажется, что он – мастер игры на ваших нервах, на самом деле он просто ребенок. Ваш любимый, маленький, невинный малыш, который изо всех сил старается быть похожим на вас, подражать вам. Потому что, всем свои сердцем он хочет вашей любви и внимания. Чем больше мы даем детям свободы и уважения, тем больше они готовы прийти на выручку.

Вопрос от родителей

«Андрей Викторович добрый день! Мы иногда с ребенком выходим в город, но часто эти выходы заканчиваются скандалами или ссорами. Ребенок хочет побегать, покричать, но это не всегда уместно. И из-за наших запретов он расстраивается. Приходится ретироваться. Подскажите пожалуйста нужно ли ходить в общественные места с ребенком? Дает это что-то ребенку в плане психологического и речевого развития? В какие места лучше ходить? Как вести себя, если ребенок кричит, плачет, убегает или «прорывается» в запретные зоны — к продавцу за прилавок, к артистам на сцену, к повару на кухню и т.п. Спасибо!»

Да, нужно. В первую очередь это дает много информации родителям и специалистам. Насколько сложно ребенку адаптироваться к новой ситуации? Что мешает или раздражает ребенка? Какие занятия или виды деятельности, или игры ему нравятся? В связи со сложным поведением, дети с трудностями развития реже бывают в таких местах (магазины, кинотеатры, площади, игровые комнаты и т.п.) Однако родители могут узнать много нового, полезного, а иногда и просто забавного о своем ребенке, совершая подобные совместные прогулки.

Совместный выход позволяет оценить навыки саморегуляции малыша. Как ребенок будет подстраиваться  к новой ситуации? Может ли он потерпеть, собраться, сконцентрироваться ради чего-то приятного или ему очень сложно это делать? Ждет ли ребенок эти совместные выходы, готовиться ли к ним? Например, сам собирает вещи, берет игрушки для занятий, например, самокат.

В какие места лучше ходить?Это места комфортные для вас и вашего ребенка. Можно выбирать их по количеству людей, типу активностей, по уровню внешних раздражителей (яркость света, громкость звука, резкость запахов, интенсивность движения и т.п.). Например, прогулка по набережной в утреннее время позволяет покататься на самокатах или велосипедах, при этом количество людей будет меньше, чем в вечернее время. Прогулка в батутный центр в дневное или утреннее время также будет более комфортна по количеству людей.

Если выбрать наоборот позднее вечернее время для прогулок по центру города, то скорее всего будет довольно много людно, яркие огни рекламы, возможно музыка. В дневное время площадки перед домом могут быть свободны.

Если ребенок устраивает истерику, кричит или плачет, это не комфортная ситуация для него и для вас. Это значит где-то допущен просчет. Находится ребенку в таком уровне дискомфорта, когда он скандалит, конечно не полезно. Нужно выйти из этой ситуации, успокоить ребенка. После этого проанализировать ситуацию. Понять, что пошло не так и почему? Что помешало ребенку себя чувствовать нормально? И, снизив эти факторы до приемлемого уровня, снова выйти на прогулку. А потом постепенно повышать нагрузку и уровень сложности.

Если ребенок прорывается в запретные места и этим сложно управлять, то лучше на первом этапе не посещать такие места. Или выбрать место, где уместно заходить за прилавок или к артистам. На ум приходит домашний театр, где дети могут находиться во время представления на сцене, или игровые детские комнаты профессий, где ребятишки сами пробуют быть продавцами, строителями, военными и т.д.

Если ребенок нормально переносит посещение общественных людных мест, то это дает очень много ему, в плане общего развития. Благодаря таким прогулкам развивается навык саморегуляции,  в том числе снижается интенсивность истерики у детей.

Например, мама двоих детей повела старшего к стоматологу на прием, а младший с ЗПР уже знает, что такое стоматолог и естественно не любит туда ходить. Однако же они пришли, старший ушел на прием, а мама с младшим остались дожидаться в коридоре. Сначала он немного похныкал, но, когда понял, что его в этот раз не коснется, успокоился и спокойно играл с мамой в коридоре поликлиники 30 минут. Таким образом получилось, что ребенок в целом приятно провел время, в не очень для него приятном месте. Развивается способность ребенка сконцентрироваться, собраться, если нужно – немного потерпеть. Ну и следующий поход к стоматологу может быть уже не таким страшным, помня, что один раз ему там было в общем то неплохо.

Во время совместных выходов развивается навык, который можно назвать, как совместное внимание. Это основа для общения и исследовательского интереса.

Например, папа с ребенком на набережной кормят чаек. Процесс увлекательный и динамичный. Внимание обоих направлено на то, что происходит перед ними – чайки кружат, пикируют,взлетают, кричат! Перехватывают хлеб друг у друга, зависают на расстоянии вытянутой руки перед ребенком, прося хлеб и т.п.

Это дает широкие возможности для сопереживания, поскольку эмоции захлестывают и хочется ими поделиться. А рядом кто? Только папа, значит с папой и будем вместе переживать, делиться, показывать друг другу, визжать от восторга, подпрыгивать от радости и в шутку боятся (чайки иногда очень близко пикируют ).

Следующий положительный момент совместных прогулок в общественные места – развитие умения двусторонней коммуникации. Общения на интересующую обоих тему. В этом смысле улица дает прекрасную возможность для развития спонтанных инициатив и общения. На улице постоянно что-то происходит. Что-то неожиданное, интересное, увлекательное, новое, яркое или шумное! Все это привлекает внимание, рождает любопытство, желание подойти, узнать, попробовать, рассмотреть поближе, потрогать и т.п.

Помимо того, что все это дает дополнительную нагрузку на сенсорные системы ребенка, что также помогает в развитии речи. Это создает повод для общения, желания что-то обсудить, спросить, узнать, получить объяснения. И это общение может происходить по-разному – при помощи предложений и слов, при помощи одних звуков, и даже при помощи мимики и жестов.

Ребенок учится обращаться ко взрослому не только с просьбами, но и с вопросами. А также со своим желанием поделиться увиденным и услышанным! Дети кстати могут очень удивить своих родителей выбором объекта для двусторонней коммуникации. У взрослых же появляется возможность научится видеть мир заново, детскими глазами, если они будут следовать за своими детьми в их выборе.

Простая польза, как от любых других прогулок – возможность подышать свежим воздухом. Улучшает сон, повышает аппетит, оставляет румянец на щеках малыша и дает возможность расширить знания об окружающем мире.

Справляться с истериками у детей проще, чем кажется.

В заключение хочу пригласить вас принять участие в работе on-line школы развития речи «Круг общения».

Вы научитесь самостоятельно профессионально заниматься со своим ребенком. При поддержке специалистов школы разработаете индивидуальную программу, получите сопровождение на все время обучения. Сами выберете удобный для вас формат общения – по скайпу или через любой из мессенджеров. Все видеозаписи консультаций останутся у вас навсегда. Присоединяйтесь к on-line школе по ссылке.

До скорого! Логопед-дефектолог Андрей Шевченко

si-speech.ru

Истерики у ребенка — что делать.

С возрастом у детей появляется все больше желаний и потребностей, которые не всегда возможно выполнить. Они начинают бурно проявлять сильную эмоциональную реакцию на запреты родителей.  Желаемое недостижимо — у ребенка истерика. Что вызывает такое поведение: ошибки в воспитании, характер ребенка или серьезное заболевание? И как правильно справляться с истериками ребенка?

Причины истерик

В жизни ребенка есть определенные критические периоды, когда от родителей требуется особое внимание. «Истерика» с точки зрения медицины — нервное возбуждение, припадок. Сопровождается слезами, криками, судорогами.

Физиологические причины

У ребенка до 3 лет истерические припадки обусловлены незрелостью головного мозга. У ребенка 2 лет недостаточно развита речь и жестикуляция. Он еще не может адекватно оценивать ситуацию и совершать правильные действия. Однако пытается отстаивать свою позицию, негативно относится к требованиям родителей. В критический период такие эмоциональные состояния как гнев, ярость нарастают очень быстро. Ребенок перестает себя контролировать и не слышит обращенные к нему слова.

Приступы неконтролируемого поведения могут спровоцировать:

  • дискомфорт от голода, жажды, болей, духота и перегрев;
  • переутомление после слишком активных игр, длительных прогулок, поездок;
  • перевозбуждение после праздников, походов по магазинам и других насыщенных эмоциями событий;
  • конфликтные ситуации из-за неумения разъяснить свои желания окружающим и отсутствия навыков коммуникации;
  • плохое самочувствие, когда болезнь только начинается, недомогание.

Особое внимание нужно обращать на приступы неконтролируемого поведения у грудничков, когда их трудно успокоить. Иногда истерики без видимой причины связаны с проявлением психических или нервных расстройств. Консультация с врачом поможет выявить причину нарушения и вовремя начать лечение.

Ошибки в воспитании

Чем старше становится ребенок, тем более осознанно его поведение. У него появляются новые интересы и желание быть независимым. Ему становится недостаточно того, что было позволено раньше. Он прекрасно понимает, что достигнуть цели можно, если «закатить истерику».

Промахи родителей, из-за которых ребенок сознательно начинает истерить:

  • очень строгие запреты, часто совершенно необоснованные, злоупотребление родительской властью;
  • родители разрешают все, и ребенок не знает слово «нельзя»;
  • отмена запрета после начала приступа истерики;
  • конфликтная ситуация, когда один из родителей что-то запрещает, а другой тут же дает разрешение;
  • поощрение манерности, актерствования и других черт демонстративного поведения;
  • недостаток внимания, ласки и любви, пренебрежительное отношение со стороны близких или приказная угрожающая интонация;
  • ссоры и скандалы в семье;

Характер и темперамент ребенка

Часто склонность к истерикам объясняется особенностью характера и темперамента ребенка. Некоторые дети легко возбудимы, вспыльчивы и агрессивны. Другие плачут и истерят по любому поводу. Существует понятие «истерический характер» и гиперактивность. Такое поведение часто используют для привлечения к себе внимания. Стараются быть более заметными. Один из способов – бурная истерика, которая быстро заканчивается, если рядом нет «зрителей», и настроение меняется очень быстро.

Малыши с высокой нервной возбудимостью, подверженные различным страхам и фобиям, часто преувеличивают свои переживания.

Причины истерик у детей:

  1. Повышенная возбудимость;
  2. Неустойчивое настроение;
  3. Излишняя впечатлительность;
  4. Внушаемость;
  5. Эгоизм.

В чем отличие истерик от капризов

Капризничая, ребенок выражает свое недовольство или желание. Так он пытается отразить свое физическое состояние – голод, усталость, недостаток сна или болезненное недомогание. Плач, крики, отталкивание родителей ручками – все это легкая форма негодования. При таком поведении малыш способен контролировать свои эмоции, с ним можно договориться, отвлечь и успокоить.

Истерика у детей отличается от капризов тем, что она непроизвольна и является тяжелой формой поведения. Обычно эта бурная реакция сопровождается рыданиями, очень громкими криками и топаньем. Малыш раскидывает игрушки, валяется по полу, может даже биться головой и рвать волосы. В некоторых случаях приступ истерики у ребенка сопровождается судорогами, припадками и выгибанием дугой. Иногда очень сильный приступ сопровождается рвотой, дрожью, слюнотечением, недержанием мочи. У малышей раннего возраста может произойти остановка дыхания из-за спазма гортани.

Для родителей важно отличить детскую истерику от эпилептического припадка, когда ребенок резко падает, теряет сознание. Начинаются сильные судороги. Изо рта начинает выделяться пена. При таких симптомах следует сразу обращаться к врачу.

Стресс. Реакция на постороннее воздействие

Некоторые родители, воспитывая ребенка, прибегают к очень жестоким приемам, не отдавая отчета, что детская психика не такая «закаленная» как у взрослых. Запугивания страшными сказочными персонажами, злыми врачами и полицейскими и т.д. развивают у детей страхи. В дальнейшем встречи с этими или похожими на них персонажами вызывают у ребенка сильный испуг и, как следствие нервный срыв и ночные кошмары.

У детей очень богатая фантазия. После просмотра фильма, не предназначенного для детей, ему начинает казаться, что кто-то прячется в шкафу или под кроватью. Боится шорохов и темноты. Любая мелочь, которую он не может себе объяснить оборачивается сильным страхом.

Кроме этого, сильный стресс и нервный срыв могут вызвать:

  • У детей с неподготовленной и слишком чувствительной психикой испуг может возникнуть от любой неожиданной ситуации. Например, неожиданно подбежала собака или клоуны в цирке.
  • Угроза ремня и рукоприкладство приводит к запредельному раздражению нервной системы и стрессу.

  • Серьезные и непредвиденные обстоятельства, свидетелем или участником которых стал маленький человек – это аварии, стихийные бедствия, пожары и катастрофы.
  • Тяжелый развод родителей, когда каждый из них стремиться унизить другого в глазах ребенка. Длительная разлука с горячо любимыми родителями или с одним из них.
  • Неправильное объяснение родителями каких-либо жизненных обстоятельств и ситуаций.
  • Смена привычной обстановки и окружения, например при первых посещениях детских учреждений. Изменение режима сна и питания.

Как снять нервное напряжение

Как помочь развить у ребенка навыки борьбы с нервным напряжением? В первую очередь надо удалить причины, вызывающие стрессовое состояние:

Расспросить о чем переживает и что чувствует ребенок. Откровенность и доверие при разговорах о том, чего боится ребенок, что его раздражает и чего он добивается. Учитывать его желания.

При любых поступках и сложных ситуациях открыто демонстрировать свою любовь. Взять ребенка на руки, крепко обнять, шептать на ушко, как его любят.

Четкое разграничение поступков, которые может совершать ребенок и что делать не стоит. Чрезмерный контроль за каждым шагом приведет к срыву. Помочь осознать границы дозволенного. Разрешить быть независимым и учить отвечать за свои поступки.

Отвлечь, найти занятие, которыми он с удовольствием будет заниматься. Поощрять интересы ребенка. Заниматься вместе с ним его любимым делом. Следить за информацией, которая поступает к ребенку при просмотре передач и программ по телевизору

Контролировать свое поведение. В сложных ситуациях стараться сохранять спокойствие, чтобы ребенок был уверен в защите со стороны взрослых.

Развивая рациональное мышление, убедить что фантазии и реальность разные вещи. Объяснить причины поступков и их последствия.

Режим, правильное питание и сон.

Необходимость телесного контакта

Ребенок сильно перевозбудился или перенервничал истерика для него своеобразное средство для снятия излишнего напряжения. Объятия, поглаживания, легкий массаж помогут ребенку расслабиться и спокойно засыпать. Ребенок нуждается в прикосновениях мамы, хочет прижаться к ней.

При недостатке ласки и внимания со стороны родителей будет добиваться от родителей такого контакта любыми способами. Чем меньше малыш, тем больше он ему необходим для хорошего самочувствия и правильного развития.

Манипуляция окружающими

Истерические припадки, с помощью которых ребенок пытается добиться от близких чего-то своего, обычно начинаются с 1,5-2 лет. Если у ребенка ранее истерики возникали из-за усталости, нервных расстройств и дискомфорта, то теперь малыш понимает, что таким образом он может получить желаемое или отказаться выполнять требования, которые не нравятся.

В этих случаях мамам и папам никогда нельзя идти на поводу у ребенка. Иначе он будет постоянно добиваться своего, начиная крик и истерику.

В возрасте 3-х лет ребенок уже чувствует себя личностью. Проявить самостоятельность он пытается, своевольничая и проявляя упрямство.  Не стоит заострять внимание на его поведении. Нужно вести себя так, чтобы малыш понимал, что его любят, но не хотят общаться, когда он, наблюдая за реакцией близких людей

пытается ими манипулировать.  К выводу, что таким поведением он ничего не добьется, ребенок должен прийти сам. Лучше всего создать иллюзию выбора, избегая прямых указаний, не допуская ответа «нет».

Манипулировать своими близкими, устраивая истерики опасная привычка. Она негативно влияет на формирование характера и породит множество проблем в будущем.

Капризы и детские истерики проходят, когда ребенок научится выражать требования и желания словами.

Истерика у ребенка — что делать

Доктор Комаровский советует: правильно реагировать на капризы ребенка

очень важно. В такой момент ребенок находится в незащищенном психическом состоянии. Все, что происходит с ним в это время остается в подсознании и обуславливает его поведение в дальнейшем.

Чтобы правильно решить, как бороться с капризами, как поступать во время истерики, нужно адекватно оценить ситуацию, выяснить ее причину. Основные принципы поведения родителей:

Успокоиться самому. Не злиться и не кричать на ребенка, а спокойно переждать приступ. Не идти на поводу ребёнка. Не кричать и не пугать наказанием.

Истерика в магазине, на детской площадке, при большом скоплении людей – не обращать внимания на советы и недовольство окружающих. Постараться как можно скорее вывести или вынести малыша их закрытого помещения подальше. Лучше на воздух. Умыть лицо и дать попить.

Обнять, прижать к себе, посадить на колени, или взять на руки и дать ему поплакать. Если он не дает это сделать – подержать за руку, поглаживать по спинке.

Убедить, что мама – здесь и очень любит его. Называть его чувства: «ты испугался»,    «ты устал», «ты сердишься», то есть    описывать вслух, что происходит с    ребенком и давать ему понять, что вы – его поддержка.

Не пытаться образумить ребенка. Он не будет слушать никакие доводы. Постараться переключить его внимание.

Все методы уже испробованы, а регулярные частые истерики продолжаются. Если ребенок не болен и нет угрозы его здоровью, оставить ребёнка одного выплакаться и просто некоторое время не обращать внимания на крик. Не нужно ругать и запирать ребёнка, а дать понять, что можно будет заняться вместе чем-то интересным, когда плакать надоест.

Не надо бояться детских истерик. Просто следует правильно на них реагировать. Понимать, что у малыша такие же эмоции и чувства, как у взрослых. Просто он пока не умеет их правильно выразить. Нельзя контролировать чувства. Можно контролировать только поведение.

nello.ru


Смотрите также

Подпишитесь на бесплатный курс "Секреты воспитания"
и получите бесплатно
Секретную книгу.

Из данного курса Вы узнаете о тайнах народной педагогики, о секретах современных технологий воспитания и массу другой полезной информации для решения Ваших проблем.
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

12 простых формул для подготовки ребенка к детскому саду

Узнать

 


Адаптационные игры с песком

Узнать

 


Как быть счастливыми родителями

Узнать