Узнайте Секреты Воспитания Ребенка И Легко Получите Результат

имя и адрес пусто пусто


5 простых приемов для развития у ребенка самостоятельности.

Узнать

 


Методика выполнения движений с ребенком от специалиста высшей квалификации

Скачать бесплатно

 



Содержание, карта сайта.

Как подростка научить ответственности


Формирование ответственности у подростков: советы психолога

Елена Петрусенко — психолог, специалист по работе с подростками.

Согласно толковому словарю Ожегова, ответственность — это необходимость отдавать отчёт в своих действиях. Психология трактует данное понятие немного шире.  

Ответственность — это способность исполнять обязательства и следовать принятым в обществе правилам, а также осознавать последствия своего влияния на мир.  

Ответственность глазами подростка

В подростковом возрасте человеку нормально быть инфантильным. Кому-то в большей, кому-то в меньшей степени, но в любом случае, для подсознания нормальны паттерны, согласно которым за всё отвечают родители.

Картина мира подростка неполна, а опыт скуден, он не может в полной мере осознать глубину слова «ответственность». Ему бывает сложно проследить причинно-следственную связь между поступком или событием и последствиями.

Хорошая новость: ответственность не является частью характера. Это ценностный ориентир, который подросток может приобрести с помощью взрослых.

Советы по воспитанию ответственности

С помощью этих рекомендаций можно помочь ребёнку преодолеть подростковый инфантилизм и стать более зрелым.

1. Не навязывайте ребёнку свои цели  

«Вот исполнится тебе 18-ть, будешь сам решать, а пока я за тебя отвечаю!» — такую фразу можно часто услышать от отцов и матерей. И это нормально в ситуации угрозы жизни или здоровью ребёнка. Но родители зачастую применяют этот аргумент слишком часто.

Чтобы воспитать ответственного ребёнка, который будет сам отвечать за свою жизнь, необходимо узнать, каковы его цели. Быть может, он вовсе не хочет поступать в тот вуз, который вы для него выбрали?  

Спрашивайте у подростка, чего он хочет! Возможно, его цель покажется вам глупой. Но ни в коем случае не высмеивайте и не воспринимайте её в штыки.

Любую цель можно мягко скорректировать. Для начала обозначьте задачи, которые придётся реализовать для достижения выбранной цели. Например, если подросток грезит стать звездой Голливуда, то он должен понимать, что ему как минимум нужен великолепный английский. Готов ли он работать над этим?  

Зачастую подростки с жаром берутся за реализацию каких-то задач, а в процессе понимают, что их первичная цель ложна, и на самом деле они хотят совершенно другого.  

2. Не путайте ответственность с послушанием

Если подросток под чутким руководством взрослого выполняет определённые вещи, это ещё не ответственность. Это исполнительность.

Послушный ребёнок прекрасно, с большим таким энтузиазмом и чувством собственного достоинства может сделать домашнее задание. А ответственный разработает план, который поможет ему всегда всё сдавать вовремя. Один — выполняет инструкции, другой — думает о последствиях.

Как ни парадоксально, именно исполнительные школьники чаще всего списывают. Им важно отчитаться перед мамой с папой: «Смотрите, у меня “пятёрка”!». Ответственные дети стремятся получать реальные знания и готовы отвечать как за хорошие, так и за плохие оценки.

3. Не сравнивайте ни с кем подростка

Сравнения — это несправедливый упрёк. Разве можно что-то требовать от индивида, не имеющего релевантного опыта? Сравнения причиняют боль.

У каждого ребёнка уникальное ядро психики. Оно формируется примерно до трёх лет под влиянием условий содержания, воспитания и взаимоотношений со взрослыми. И если «сын вашей подруги» уже в первом классе самостоятельно добирался до школы и делал уроки, то вовсе не обязательно, что ваш ребёнок тоже к этому готов.

Не стоит сравнивать подростка и с собой в прошлом: «Вот я в твои годы!». Это всё равно, что чемпиону по прыжкам с парашютом успокаивать того, кто впервые поднялся в небо. У вас есть опыт разрешения той или иной ситуации, а у подростка — нет.

4. Поощряйте самостоятельность

Чувства ответственности не может быть без чувства самостоятельности. Если родители постоянно напоминают подростку расписание уроков, моют за него чашку и не позволяют одному передвигаться по городу, то ответственность не развивается.

Необходимо усмирить страх за своё чадо и позволить ребёнку получать собственный опыт. Чем раньше, тем лучше.  

Давайте подросткам посильные задания. Прекрасно ориентируется в Сети? Пусть найдёт для семьи выгодные авиабилеты к отпуску. Отправляйте его в магазин не с конкретным списком, а просьбой купить продукты для ужина. Пусть возьмёт то, что посчитает нужным, и увидит, можно ли из этого что-то приготовить.

И не забывайте хвалить ребёнка за любое проявление самостоятельности! В психологии это называется положительным подкреплением. Обязательно отмечайте, когда ребёнок сам сделал уроки, вынес мусор или проявил другую инициативу. Так он поймёт, как здорово быть самостоятельным! Мама с папой довольны, можно заняться с ними чем-то интересным, а сам подросток удовлетворён, так как получил новый опыт.

Внимание — не путайте положительное подкрепление с банальным подкупом. «Сделаешь уроки сам — получишь сто рублей». Это не только не способствует формированию ответственности в ребёнке, но и демонстрирует, как взрослый спихивает с себя неприятные задачи.

5. Подкрепляйте права обязанностями

С подростками отлично работает конструкция «Если…, то...». Пример: если ты возьмёшь на себя ответственность за чистоту посуду после еды, то я разрешу тебе гулять до десяти.

6. Разграничивайте зоны ответственности

Возьмите листок бумаги и выпишите всё, что вас раздражает, беспокоит или пугает в собственном ребёнке. Это может быть что угодно. Например, не моет за собой посуду, занудствует, не убирается, излишне открыт или наоборот замкнут. У кого-то перечень будет состоять из одного, а у кого-то из множества пунктов.

Взгляните на получившийся список и подумайте, что из этого касается лично вас. Вряд ли разбросанные тетради можно назвать вашей проблемой. Это зона ответственности подростка. Даже если это ужасно бесит.

Пункты, которые влияют на вас и других домочадцев, необходимо обсудить с подростком. Спокойно, без крика и ультиматумов объясните, как невыполнение обязательств может негативно сказаться на окружающих и к каким последствиям привести.

Например, из-за беспорядка в комнате могут завестись тараканы, которые расползутся по всему дому. Если подросток несамостоятелен в этом вопросе, вам мне придётся заходить в его комнату и наводить порядок. При этом он, вероятно, будет злиться из-за нарушения его личного пространства.

7. Готовьте подростка к трудностям

Оградить ребёнка от всех невзгод и проблем — естественный родительский инстинкт. Но из-за гиперопеки дети вступают во взрослую жизнь неподготовленными.

Подросток должен понимать, что вокруг него довольно сложный мир, где у каждого свои задачи и обязательства. Так, вполне нормально поделиться с сыном или дочкой тем, что вам не нравится ваша работа, но вы не можете её сменить, так как нужно оплачивать коммунальные услуги. Эта информация даст тинейджеру представление о семейной ответственности и он вполне в силах её «переварить». Но не стоит излишне перегружать подростка подробностями. Пусть он поймёт всю неидеальность мира чуть позже.

8. Демонстрируйте путь решения проблемы

Чаще всего дети не видят путь от запроса (я хочу есть) до результата (котлета на тарелке). Взрослым проще решить проблему, чем объяснять, как это делается. И это ещё одна из причин, почему не формируется ответственность.

Обязательно демонстрируйте подростку, как протекают те или иные процессы. Позволяйте ему самому что-то делать: готовить еду, чинить велосипед, заполнять документы. Не кричите, если у него не получается. Лучше спросите: «Как ты думаешь, ты справился? Могу я тебе помочь?».

9. Вводите санкции за безответственное поведение

В юриспруденции ответственность предполагает меры принуждения к нарушителям. И с этой гранью ответственности подросток тоже должен быть знаком.

Рассмотрим пример. Родители дали школьнику сто рублей и попросили по пути домой купить хлеб, а он прогулял эти деньги с друзьями. Если родители просто отругают его, то велика вероятность, что ситуация повторится.

Должны последовать санкции. Не наказание, а именно санкции! Подросток должен знать, что безответственность разрушает договорённости. Если родители потеряют доверие, та самая конструкция «Если…, то...», сломается. Станет меньше обязанностей, но и права тоже убавятся.   

10. Будьте примером

Дети считывают мир через ощущения и постоянно наблюдает за родителями. Они тонко подмечают, как общаетесь и выполняете обещания именно вы. И если уж призывать подростка к ответственности, то нужно и самому её демонстрировать.

externat.foxford.ru

Как помочь подростку стать ответственным?

Как приучить к ответственности подростка?

Многие родители мечтают о том, чтобы к окончанию школы их дети становились сознательными, ответственными людьми, выбирали будущую профессию и уверенно шли к намеченной цели. Конец 11 класса, выпускные экзамены и последний звонок принято называть началом взрослой жизни. К этому моменту подростки готовы переехать на учебу в другой город, самостоятельно контролировать успеваемость, решать бытовые вопросы, а иногда и подрабатывать. Зачастую период финансовой зависимости от родителей затягивается до получения диплома об образовании. Но за другие сферы жизни ребенок способен нести ответственность. Важно не упустить этот момент ее появления в подростковом возрасте.

У детей может быть предрасположенность к точным наукам, идеальный музыкальный слух или талант к рисованию. Что-то нельзя изменить, какие-то качества в той или иной степени поддаются корректировке.

Доброту, отзывчивость, щедрость, любознательность принято поощрять. Плохое поведение обычно стараются исправить. Для этого родители прибегают к разговорам, угрозам, «кнуту и прянику». Воспитание — сложный процесс, не существует идеальных рецептов, которые подойдут всем. Помимо влияния семьи, есть близкое окружение на улице, в школе, во дворе, которое иногда обладает для детей большим авторитетом, чем мать с отцом.

Есть черты характера, которые заложены генетически, и их не исправить. Упрямство, импульсивность, лидерские задатки проявляются еще в детском возрасте. С такими детьми стоит общаться на равных, добиваться доверия и уважения, а не пытаться морально сломить. Нерешительность и пессимизм тоже сложно искоренить. Можно попробовать повысить уверенность ребенка в себе, хваля его за каждое достижение, восхищаясь им. Стоит самим относиться к жизни позитивно, с юмором.

Привычка отвечать за свои поступки не относится к врожденным. Маленький ребенок не отрицает своей вины за разбитую вазу до первых криков и порицаний за эту оплошность. Как только он распознает причинно-следственную связь между своим неловким движением и реакцией взрослого человека, он начинает стараться избежать ее в следующий раз.

Родителям стоит приложить усилия, чтобы не напугать ребенка. Можно не повышая голоса, объяснить, что от него требуется: помочь вытереть лужу и впредь играть аккуратнее. Тогда малыш поймет, что за ошибкой следуют последствия, а не наказание. И ему не будет так страшно брать на себя ответственность.

Психологи иногда советуют родителям сначала решать свои проблемы и избавляться от комплексов, тогда и ребенок чувствует себя увереннее. Несмотря на возраст, он заслуживает уважения к собственной личности. Все усилия стоит направлять на то, чтобы помочь ему полюбить себя и окружающих и быть счастливым, а не вписываться в общепринятые рамки.

Задумываться о воспитании ребенка стоит еще до его рождения. Когда подростки не уважают окружающих, не прислушиваются к советам взрослых людей, делают все наперекор им, повлиять на них не просто. Пубертатный период связан с гормональными перестройками, придирчивым отношением к себе и другим людям. Подростки часто импульсивны и сами страдают от своих слов и действий. В глубине души они ранимы и хотят, чтобы их принимали и воспринимали всерьез. Чувствуя поддержку и безусловную любовь, ребенок будет возвращаться домой даже при серьезных конфликтах.

Родители могут близко общаться с детьми с малых лет, развивать в них независимое мышление, приучать к ответственности за свои поступки. Разговаривать по душам, обращаться как с равными: не обманывать, не манипулировать, не прибегать к физическим наказаниям, спрашивать совета, делиться переживаниями, признавать свою неправоту, давать право выбора в важных для них вопросах. Тогда даже маленький ребенок сможет вести себя по-взрослому: просить прощенья, стремиться к достижениям в учебе и спорте и работать над ошибками; анализировать конфликты с друзьями, свои и чужие поступки.

Заслужить доверие подростка сложно, если до этого отношения не были близкими. У молодых людей свои взгляды на музыку, кино, отношения, учебу. Попытки взрослых людей проявлять интерес к молодежным сообществам в интернете, сериалам и музыкальным группам часто вызывают смех или недоверие. Дети хорошо распознают неискренность. Не стоит пытаться разговаривать на их сленге или одеваться в их стиле.

Лучше иметь собственные увлечения, уважительно относясь к интересам ребенка. Чувство юмора — хороший инструмент в отношениях с подростками. Их притягивает легкое отношение к жизни, поскольку в этом возрасте на них возлагают много обязанностей и ответственности.

Когда родители по-настоящему принимают своих детей, со всеми их недостатками, пирсингом, фиолетовыми волосами, джинсами с дырками и нежеланием учиться, то проще избежать конфликтов. Не стоит пускать ситуацию на самотек, если ребенок связался с дурной компанией, пропускает школу. С ним следует говорить, спрашивать его, осознает ли он последствия своих решений.

Можно без криков, слез и истерик объяснить сыну или дочери, что придется выбрать либо учебу, либо работу. Существовать без дела не получится. Рассказать, каково зарабатывать деньги без образования. После разговора попросить подростка подумать и озвучить свое решение. Часто подобные беседы отрезвляют.

Подростковый возраст — это промежуточный этап между детством и взрослым состоянием. Появляется много новых желаний, стремлений, но осуществить их трудно из-за контроля родителей, финансовой несамостоятельности и недостатка опыта.

В это время важно помочь сыну или дочке найти себя, направить усилия в нужное русло, правильно распределять ресурсы. Учебные нагрузки, отношения с противоположным полом, конфликты с учителями могут выводить из душевного равновесия. Чтобы справиться со всеми проблемами и чувствовать себя уверенно, стоит грамотно расставлять приоритеты, успевать отдыхать, учиться и общаться с близкими людьми. При этом важно, чтобы ребенок сам составлял свой график, прислушиваясь к родительским советам. Ведь независимость начинается с ежедневной самостоятельности в мелочах.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

medaboutme.ru

Как научить подростка ответственности?

«Мы в ответе за тех, кого приручили» – так говорил Лис из повести «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. От себя же добавим, что мы также в ответе за себя и за свои поступки.

Уметь отвечать за свои слова и действия наряду с умением ставить перед собой цель и ее добиваться – навыки, необходимые каждому успешному человеку в современном мире. «Как научить подростка ответственности? Можно ли вообще это сделать?» - вопрос, который задают себе все ответственные родители. Конечно, ее можно воспитывать и собственным родительским примером. Но дело это не простое, это не вежливости ребенка научить, поэтому формирование ответственности у школьников требует дополнительных усилий.

Какая бывает ответственность? 

Различают 2 вида ответственности: социальная ответственность подростков и правовая ответственность подростков.Кроме того, что эти темы дети проходят в средних классах, вам, родители, тоже необходимо рассказать своему ребенку о каждой из них.

  1.  Социальная ответственность школьников – это их ответственность перед обществом и социальными институтами: семьей, школой, государством. У каждого человека есть свои права и обязанности, обсудите их со своими детьми более подробно.
  2. Правовая ответственность школьников. Да, ответственность подростков перед законом – не самая приятная тема. Но не говорить об этом нельзя. Ребенок обязан знать, что уже с 14 лет наступает ответственность подростков за правонарушения, что мелкая невинная кража из магазина не сойдет с рук, и за нее нужно будет понести наказание, не говоря уже о более серьезных проступках. Предупрежден значит вооружен, знаете же.

Беречь честь лучше смолоду, также и формирование ответственности у младших школьников будет эффективнее, чем у ребят постарше. Тем более, что развитие ответственности подростков происходит не сразу, а в несколько этапов.

Этапы формирования ответственности у детей

  1. Этап 1. Я могу. Самостоятельность и ответственность подростков идут рука об руку, и воспитание одного совершенно невозможно без другого. На первом этапе ребенок должен исследовать себя, свои возможности. Нужно научить его верить в свои силы.
  2. Этап 2. Мои цели. Научите ребенка правильно формулировать цели и продумывать пути их достижения. Чем четче цель поставит перед собой ребенок, чем подробнее он продумает план ее достижения, тем быстрее он ее достигнет.
  3. Этап 3. Я принимаю решение. Научите ребенка совершать выбор правильно и осознанно. Расскажите ему, как аргументировано высказывать свое мнение, это пригодится ему на следующем этапе.
  4. Этап 4. Мой результат. А вот уже когда выбор сделан, нужно научить ребенка за него отвечать. Ребенок должен видеть границы своей ответственности и понимать, что же это значит – отвечать за себя. Ответственность подростков – тема сложная, и для того, чтобы этому научить, необходим комплексный подход.
  5. Этап 5. Моя инициатива. Когда ребенок пройдет все предыдущие этапы, реально  себя оценит и поймет за что он в силах отвечать, он сможет расширить свои возможности. Подросток осознает, что способен на большее, будет проявлять инициативу и действовать без страха неудач и сомнений.

Подводя итоги, выделим главное - залог формирование успешного и ответственного человек

  1. Воспитание мотивации к развитию,
  2. Навыков постановки целей
  3. Принятия ответственности за результат.

И чтобы ваш ребенок наверняка понял логику в ряде слов «подросток поступок ответственность», запишите его на наш тренинг «Я сам: развитие чувства ответственности» по ссылке http://tren-kot.ru/course/ya-sam-razvitiye-chuvstva-otvetstvennosti

Мы воспитаем чувство ответственности подростков, в том числе и вашего ребенка, а вы получите +1 к своей собственной ответственности  Или следуйте этим правилам каждый день и увидите эффект.

Результаты программы подтвердили много теперь уже ответственных участников.

www.tren-kot.ru

Как воспитать в подростке чувство ответственности

4 июня 2014

Автор КакПросто!

Развить в подростке чувство ответственности - очень важная задача. Родители должны прививать ребенку такое качество личным примером и воспитанием. Желательно делать это с малых лет, однако даже в переходном возрасте можно сформировать чувство ответственности.

Содержание статьи

  • Воспитывайте с детства
  • Как научить подростка ответственности
Повышайте ответственность постепенно. Подростку сложно из избалованного ребенка превратиться в ответственного взрослого. Поэтому переход должен быть плавным, с постепенным повышением сложности.С раннего детства установите правила, которые ни в коем случае нельзя нарушать. Желательно, чтобы ребенок вырос с этими знаниями, потому что привить их в переходный период очень сложно. Научитесь воспринимать подростка как взрослого. Прошли детские годы, когда родители полностью брали на себя ответственность за малыша. До определенного возраста опекать и защищать ребенка от проблем – прямая обязанность взрослых. Но важно знать меру и позволить подростку самому изучать мир. Больше общайтесь с подростком, не дайте ему отдалиться от вас. Ваши разговоры не должны носить оттенок нотаций, вы не отчитываете ребенка, а объясняете и обсуждаете сложные ситуации в жизни. В таком ключе общение принесет больше результатов, чем воспитательные беседы.Дайте подростку свободу. Не контролируйте каждый шаг, когда он идет с друзьями гулять. Не донимайте бесконечными звонками. Ослабьте контроль и покажите, что вы доверяете. Если ребенок слепо выполняет указания родителей, он не научится самостоятельности и не станет ответственным за свою жизнь. Позвольте подростку совершать ошибки и исправлять последствия. Это не относится к криминальным или опасным занятиям. Но если студент прогуляет занятия и ему придется отрабатывать пропущенный материал, в дальнейшем он не будет так легкомыслен. Не стойте над душой. Позвольте ребенку самостоятельно справиться со своими обязанностями. Не нужно напоминать или составлять подробную инструкцию. Если спросит – подскажете, но дайте возможность проявить себя. Начать можно с простых дел, а с возрастом усложнять поручения.Напоминайте подростку о предстоящей взрослой жизни. Определите для себя, в каком возрасте вы отпустите ребенка в самостоятельное плавание. Постепенно подготавливайте его к этому. Сначала размытыми «Скоро ты будешь все делать самостоятельно», а потом конкретизируйте «Через 2 года станешь совершеннолетним, и тебе придется себя обеспечивать».

Не давайте слабину. Очень сложно смотреть на неудачные попытки ребенка, могут появиться мысли сдаться и самостоятельно решить все его проблемы. Но такая тактика навсегда сделает подростка зависимым от вас и безответственным. Если вы сказали, что учеба полностью на его совести, не нужно решать задачи или писать диплом. Только пройдя через это испытание, ребенок сможет повзрослеть и научиться ответственности.

Видео по теме

Распечатать

Как воспитать в подростке чувство ответственности

www.kakprosto.ru

Помогаем подростку стать самостоятельнее – Развитие ребенка

Рейтинг20

Рекомендации о том, как научить подростка быть самостоятельным и отвечать за свои поступки

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

Когда ребенок вступает в подростковый возраст, родителям свойственно беспокоиться о том, как удовлетворить его потребность в самостоятельности и в то же время обеспечить ему всестороннюю безопасность. В этом вопросе трудно найти золотую середину, и страх о благополучии подростка часто берет верх. С другой стороны, все родители хотят, чтобы их ребенок в будущем стал независимым взрослым.

Подросток и самостоятельность

Подростку требуется больше самостоятельности, чем раньше. Вы увидите эту потребность даже в его простых повседневных делах. В этом непростом возрасте ребенок больше узнает о взрослой жизни и о том, что такое ответственность. Также в этом время он наиболее склонен к неоправданному риску. Сохранить баланс между самостоятельностью и безопасностью – сложная задача, ведь подростки акцентируют свое внимание только на самостоятельности.

Любите и поддерживайте подростка

Это самое важное, что вы можете для него сделать. В этом возрасте дети часто стыдятся физических проявлений родительской любви, особенно в присутствии других людей. Но существует много других способов проявить любовь и заботу:

  • Интересуйтесь занятиями и друзьями ребенка.
  • Проявляйте интерес к его хобби и увлечениям.
  • Будьте хорошим слушателем.
  • Чаще говорите ребенку, что вы любите его.
  • Всегда считайтесь с мнением подростка.
  • Не осуждайте и не оценивайте.
  • Не высмеивайте его в присутствии других людей.

Следуя данным советам, вы сделаете ребенка более уверенным в себе и счастливым. В свою очередь, он станет намного ответственнее.

Уважайте эмоции и потребности подростка

Подросток – пока еще не взрослый, но это не значит, что с его мнением не нужно считаться. Важно понимать, что в подростковом возрасте эмоции и психика еще не сформированы и сильно хаотичны. Подросток часто смущается, злится и беспокоится. Это вполне нормально, и это естественная часть взросления. Ваша задача – показать ребенку свое уважение и полную поддержку:

  • Всегда проявляйте уважение к ребенку, слушая, что он хочет вам сказать.
  • Как можно чаще давайте ребенку возможность почувствовать себя ценным, прислушивайтесь к его мнению.

Это хороший способ наладить общение. Он будет чувствовать, что его любят и уважают. А ваше общение будет более доверительным.

Доверительно разговаривайте с подростком на личные темы

Подросток нуждается в личном пространстве. Любая мелочь может показаться ему нарушением его личных границ. В подростковом возрасте родителям важно установить подростку рамки дозволенного:

  • Хорошим способом показать ребенку, чего от него ждут в семье, считается установление семейных правил. Важно, чтобы вы при этом были честны и устанавливали правила разумно. Например, нормально требовать от подростка, чтобы он возвращался домой в 9-10 часов вечера, но требовать быть дома к 7 часам – слишком строго.
  • От друзей, сверстников и из Интернета подросток много узнает о сексе. Эта информация не всегда правильная, поэтому стоит открыто поговорить на эту тему с подростком. Говорите уверенно, не стесняясь. Поймите, что вы являетесь для него главным источником правильной, проверенной информации, поэтому будьте открыты для общения. Если вам некомфортно говорить на данную тему – попросите об этом супруга.
  • Поговорите с ребенком о сексе, но акцентируйте его внимание на том, что вы не одобряете половую связь в раннем возрасте. Расскажите подростку о методах контрацепции, о негативных последствиях ранней беременности и о том, как обезопасить себя от сексуального насилия.
  • Обязательно расскажите подростку о вреде наркотиков. Если ребенок решительно хочет попробовать алкоголь – предложите ему устроить дома вечеринку с друзьями и позвольте употребить алкоголь в небольшом количестве. Убедитесь, что все присутствующие на вечеринке пришли к вам с разрешения их родителей.

Поймите, что подросток – уже не ребенок

  • Многие родители считают, что подросток – всё еще ребенок, но не все окружающие согласны с данным мнением. Расскажите подростку, что первым шагом на пути к самостоятельности является понимание того, что он уже не ребенок. И не стоит ожидать, что люди будут снисходительны к нему так же, как к маленькому ребенку.
  • Скажите подростку, что он должен вести себя как взрослый, если хочет, чтобы люди относились к нему серьезно. Расскажите, как поступают взрослые в той или иной ситуации.

Подросток и ответственность за поступки

  • Когда подросток берет на себя ответственность за свои действия и слова, он становится более самостоятельным. Объясните ему, что всегда необходимо отвечать за поступки. Люди охотно взаимодействуют с ответственными людьми, способными отстаивать точку зрения.
  • Расскажите подростку, что допускать ошибки в процессе взросления и обучения – нормально. Научите его признавать свои ошибки и радоваться правильным решениям. Также научите быть максимально честным и признавать ошибочные решения.

Покажите подростку, как заслужить доверие окружающих

  • Если вы хотите, чтобы ваш подросток стал самостоятельным – помогите ему заслужить доверие людей. Как только окружающие увидят, что подростку можно доверять – они дадут ему возможность самостоятельно принимать решения.
  • Приучите ребенка к тому, чтобы он придерживался установленных правил, всегда сообщал родителям, где он находится, слушал старших.

Домашние обязанности – неотъемлемая часть самостоятельности

  • Самостоятельность означает не только свободу, но и такие вещи, как обязанности и ответственность. Скажите подростку, что он уже достаточно взрослый, и ему нужно выполнять хотя бы простейшие обязанности по дому. Позвольте ему помогать вам по мере возможностей и выполнять некоторые дела.
  • В выполнении домашних обязанностей подросток может обращаться к вам за помощью, но при этом он должен проявить инициативу. Он уже достаточно взрослый для того, чтобы готовить ужин для всей семьи, ухаживать за растениями, покупать продукты.

Научите подростка готовить

  • Навык приготовления различных блюд пригодится не только девочкам. Если подросток научится готовить, он станет самостоятельнее и будет меньше зависеть от других.
  • Вместе с ребенком находите интересные рецепты в Интернете и готовьте их дома. Можно устраивать дни иностранной кухни и пробовать оригинальные блюда, а заодно больше узнать о культуре и обычаях других стран.

Научите ребенка правильно расставлять жизненные приоритеты

  • Обретая самостоятельность, ребенок должен научиться отличать главное от второстепенного, а также правильно расставлять приоритеты. Объясните ребенку, что есть дела, которым следует уделить главное внимание, и есть те, которые можно выполнять в свободное время.
  • Подросток должен понимать, что некоторые дела могут казаться срочными, однако их можно отложить. И наоборот: он может откладывать важные дела из-за того, что они кажутся слишком сложными.
  • Помогите подростку составить список дел на день. Предложите ему расставить дела в порядке их важности, начиная с наиболее срочных. Подскажите, где он неправильно расставляет приоритеты.

Научите ребенка заботиться о собственной безопасности

  • Когда подросток становится более независимым, родители часто опасаются за его безопасность. Отдайте подростка в секцию самообороны. Когда он будет знать, как защитить себя в опасных ситуациях, ему будет не так страшно проявлять самостоятельность.
  • Объясните ребенку, что всегда необходимо заботиться о собственной безопасности, вне зависимости от того, насколько он уверен в своих силах. Не стоит гулять в опасных местах или идти гулять с людьми, с которыми он не чувствует себя в безопасности.
  • Научите подростка не заходить в лифт с незнакомцами и не ходить на вечеринки к незнакомым людям.

Подросток должен знать, к кому обращаться в ситуации опасности

  • Ребенок должен наизусть выучить номера телефонов, по которым он может позвонить в опасных ситуациях или тогда, когда ему понадобится помощь.
  • Подросток должен знать адрес ближайшего отделения полиции и больницы и то, как туда можно быстро добраться в случае необходимости.

Когда ваш ребенок переживает трудности подросткового возраста, вам тоже приходится непросто. Но подростковый возраст – хорошее время для того, чтобы поделиться с ним своими тревогами. Это даст ему понять, как сильно вы его любите и как сильно о нем заботитесь. Так он станет более ответственным и начнет заботиться о собственной безопасности.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи: 5.00 из 5 на основе 4 оценок.

Facebook

Twitter

Вконтакт

Развитие ребенка 28.07.2017

childdevelop.ru

Как научить подростка брать на себя ответственность

Дети редко бывают самостоятельны в подростковом возрасте. Ещё реже они склонны брать на себя дела по дому или, например, заботу о младших сёстрах и братьях. На самом деле то, что родители иногда принимают за эгоизм можно объяснить банальным отсутствием опыта. Брать на себя ответственность — не инстинкт, этот навык нужно воспитывать.

1. Помогите ребёнку ощутить себя взрослым

Если вы требуете от него взрослых и разумных поступков, но ждёте дома не позже шести, у него возникнет диссонанс. С одной стороны, ему готовят новую социальную роль, в которой у него появляется много дополнительных обязательств. С другой, его права пока не расширились и контроль за его жизнью целиком лежит на других людях.

Предложите ребёнку сделать что-то самостоятельно и дайте как можно больше больше свободы. Пускай он, например, выберет в интернете какую-то утварь домой, подберёт подарок для родственников или просто сходит за продуктами. С вас только вводные — список, бюджет, срок, — и как можно заранее. Он сам выберет удобное время и, если нужно, попросит помощь. Старайтесь не напоминать и не давить.

2. Серьёзно относитесь к «детским» обязательствам

Каждый ребёнок живёт в жётском расписании и уже берёт на себя много ответственности: ему нужно готовить уроки, вежливо вести себя с учителями, помогать друзьям, успевать осваивать кучу информации.

В определённом возрасте мы начинаем принимать всё это как данность и становимся более требовательными к подросткам. Некоторым это покажется несправедливым и может родить конфликт.

Если сегодня у ребёнка действительно нет времени помочь по дому из-за учёбы или обязательств перед друзьями, мягко объясните, что в будущем будет разумно ставить помощь семье на первое место, и только потом планировать другие дела. «Детские» заботы, например, в школе, не должны стать причиной конфликта: воспринимайте их так же, как собственные задачи на работе.

3. Предложите ребёнку поучаствовать в волонтёрских проектах

Работая с пожилыми или с детьми поменьше, например, в лагере, даже просто помогая убирать мусор на субботнике, подросток сможет лучше осознать ценность своего труда. Что ещё важнее — его влияние на благосостояние окружающих.

В следующий раз, когда он будет чувствовать, что может помочь, у него уже будет модель поведения. Он будет знать, как важна его помощь, как много он сможет сделать, будет знать, что его воспримут всерьёз.

zen.yandex.ru


Смотрите также

Подпишитесь на бесплатный курс "Секреты воспитания"
и получите бесплатно
Секретную книгу.

Из данного курса Вы узнаете о тайнах народной педагогики, о секретах современных технологий воспитания и массу другой полезной информации для решения Ваших проблем.
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

12 простых формул для подготовки ребенка к детскому саду

Узнать

 


Адаптационные игры с песком

Узнать

 


Как быть счастливыми родителями

Узнать