Узнайте Секреты Воспитания Ребенка И Легко Получите Результат

имя и адрес пусто пусто


5 простых приемов для развития у ребенка самостоятельности.

Узнать

 


Методика выполнения движений с ребенком от специалиста высшей квалификации

Скачать бесплатно

 



Содержание, карта сайта.

Как воспитать самостоятельного ребенка


Как воспитать самостоятельного ребёнка: метод ленивой мамы

Сколько мы слышали смешных и печальных историй о том, как взрослых дяденек и тётенек приводят на собеседование мамы? Как выпускники идут в приёмную комиссию за ручку с бабушкой? Все эти проблемы растут из детства, в котором родители трясутся над детьми, не спят ночами, устают от огромного количества дел.

Анна Быкова уверена: можно обойтись и без бессонных ночей, и без скандалов и капризов. Для этого нужно вырастить самостоятельных детей, таких, которые не будут нуждаться в помощи родителей.

Как быть ленивым родителем

Вообще-то лень при таком подходе — это лукавство. Истинной ленью тут и не пахнет. Воспитание детей, которым не нужен постоянный контроль, требует от родителей огромнейших трудозатрат.

Мамина «лень» в основании должна иметь заботу о детях, а не равнодушие.

Анна Быкова

Ребёнок может стать самостоятельным только потому, что приходится. Например, если он всё время предоставлен сам себе и о нём некогда позаботиться. Но такая самостоятельность проигрывает по уровню развития сознательно воспитанной, когда родители делают всё, чтобы ребёнок перестал в них нуждаться как можно раньше.

Разберём основные принципы ленивой мамы.

Никогда не делайте за ребёнка то, что он может сам

Не делать за ребёнка то, что он уже может, — это, по сути, не мешать. Например, в полтора года ребёнок может справиться с ложкой, а в три — одеться, убрать на место игрушки, в пять — разогреть в микроволновке завтрак, в семь — вернуться из школы и самостоятельно делать уроки. Почему ребёнок этого не делает?

Да потому что ему не позволяют этого родители, которым проще и быстрее накормить, одеть, собрать, привести за ручку.

Дети на самом деле умнее, чем кажется. И голодный ребёнок не будет отказываться от каши, а уставший не будет засыпать со скандалом. Дело родителей — только помочь: дать кашу, почитать сказку, подсказать, какая на улице погода и что лучше надеть.

Как узнать, что может ребёнок

Поскольку все дети разные, то и сроки развития индивидуальны. Нигде не опубликованы таблицы, в которых указано, в каком возрасте ребёнку можно вручать нож, а в каком — посылать в магазин за хлебом.

Когда руки тянутся сделать что-то за малыша, задайте себе вопрос: почему ребёнок не может сделать это сам? Одно дело — не может физически, потому что не развита моторика, потому что устал, потому что болеет. Тут нужны родительские действия.

Другое дело — не может, потому что не хочет, требует внимания, капризничает. В таком случае нужно поговорить, успокоить, подсказать, но не делать ничего лишнего.

И, наконец, если ребёнок просто пока не умеет, его надо научить.

Учите ребёнка, а не делайте за него

Учить ребёнка нужно по схеме «показать → сделать вместе → дать сделать с подсказкой → дать сделать самому». Причём пункты «сделать вместе» или «сделать с подсказкой» придётся повторять далеко не один раз.

Прежде чем восьмимесячный сын стал правильно сползать с высокого дивана, я разворачивала его в нужную сторону, наверное, раз пятьсот. В три года достаточно было десять раз показать, как работает швабра, и один раз проконтролировать, чтобы ребёнок с энтузиазмом натирал полы. В пять лет, глядя, как папа работает бокорезами, ребёнок проскакивает этап «сделаем вместе» и правильно пользуется инструментом.

Ленивый родитель готов потратить часы и дни, чтобы сделать дом безопасным и научить ребёнка играть самостоятельно.

Зато потом он будет наслаждаться возможностью выспаться в выходные, потому что ребёнок не станет кидаться к маме и папе сразу после подъёма.

Помогите решить задачу, а не решайте за ребёнка

Когда перед маленьким человеком ставят большие задачи, логично услышать в ответ, что он «не может». Как можно нарезать миску салата, когда тут целая гора овощей? Обычные родители нарежут сами, ленивые пойдут другим путём.

Они помогут разбить задачу на более мелкие. Например, сначала нарезать только огурцы, потом — только помидоры, а потом останется только зелень.

Разрешите ребёнку ошибаться

Ребёнок, осваивая новое дело, совершит массу ошибок, даже если занятие кажется взрослому ерундовым. Придётся отыскать внутри себя кнопку, которая отключит критику. Конечно, трёхлетний малыш со шваброй не намоет пол, а разве что намочит его.

Ленивые родители не станут отнимать ведро с водой. Они похвалят ребёнка, поблагодарят за помощь. А пока ребёнок смотрит мультфильм, незаметно вытрут лужи. Ленивые не станут ругать ребёнка за неправильно выбранный в магазине сорт чая или за слишком лёгкую, не по погоде, куртку.

Потому что любая ошибка — это опыт, а только опыт может сделать человека независимым.

Дайте ребёнку выбор

Чтобы ребёнок был самостоятельным, ему нужно выбирать. Причём выбирать по-настоящему, без обмана. Попросите ребёнка выбрать самостоятельно одежду, в которой он пойдёт гулять. Купить хлопья на завтрак. Решить, как провести выходной и в какую секцию отправиться после занятий.

Придётся присматриваться к ребёнку и доверять ему, быть рядом и подставлять плечо.

Это труднее, чем всё сделать своими силами. Но при таком подходе с каждым днём быть родителями будет легче.

Думайте над каждым «нельзя»

Часть запретов необходима, потому что мы заботимся о безопасности ребёнка. Но иногда за словом «нельзя» стоит забота о собственном удобстве. Проще запретить ребёнку брать в руки лейку, чем научить его поливать.

Ребёнок может опрокинуть цветок, рассыпать землю, может залить цветок, и вода потечёт через край горшка. Но именно так, через действия, ребёнок учится координировать движения, понимать последствия и исправлять ошибки.

Анна Быкова

Поэтому «нельзя» может быть только то, что небезопасно. Например, есть грязными руками или переходить дорогу в неположенном месте.

Когда в очередной раз жёсткое «нельзя» готово соскочить с языка, остановитесь, подумайте, ответьте себе на вопрос: «Почему нельзя?»

Анна Быкова

Если нельзя потому, что вам так удобнее, то счастья ленивого родителя вы не увидите ещё долго.

Заинтересуйте ребёнка

Для ребёнка любой процесс — это игра. Как только он перестаёт играть, заставить его что-то делать можно только с угрозами, наказаниями, запугиваниями и прочей нечистью, которую лучше не тащить в семейные отношения.

Желательно, чтобы опыт самостоятельности ребёнок получал на волне «Ух, как интересно попробовать!»

Анна Быкова

Когда ребёнок может что-то делать, но не хочет, заинтересуйте его. Разлил воду? Берём швабру, чтобы драить палубу вашего корабля, как настоящий матрос. Одна и та же игра надоедает быстро, так что придётся напрячь фантазию и предлагать разные варианты.

Мы не можем быть идеальными родителями, но наша задача — сделать так, чтобы ребёнок перестал в нас нуждаться. Этого, пожалуй, хватит.

Конкретные советы и примеры из педагогического опыта есть в книге. Прочитайте и ленитесь с пользой.

Купить на Litres.ru

Читайте также 🧐

lifehacker.ru

«Как воспитать самостоятельного ребёнка?» – Яндекс.Знатоки

Желая воспитать свободную, самостоятельную и уверенную в себе личность, родителям следует отказаться от стратегии вырастить удобного для себя ребенка и с радостью принять все его попытки проявлять себя. Создавая детям тепличные условия, отбирая у них право выбора и лишая их ответственности за собственные решения и поступки, мы оказываем медвежью услугу – мы не готовим их к самостоятельной жизни, не даем возможности прожить свой личный опыт, совершить собственные ошибки. Когда ребенок включен в повседневную деятельность, он начинает осознавать свою роль в семье, чувствует, что ему доверяют. Когда ребенку предоставляют выбор, он учится думать самостоятельно, анализировать, принимать решения. Если родители часто говорят ребенку: «Я верю, что ты сам сможешь это сделать», вместо того, чтобы бросаться к нему с помощью по первой просьбе, то он почувствует уверенность в своих силах и это отношение к себе сохранит на протяжении всей жизни.

Чтобы помочь малышу стать самостоятельнее родители должны выполнять несколько условий: 1. Создать соответствующую его потребностям развивающую среду. Важно, чтобы в своем доме ребенок чувствовал себя уверено, чтобы не слышал многочисленные «нельзя». Даже у самого маленького малыша в доме должно быть свое место, и свои вещи, которыми он сможет распоряжаться по собственному уразумению. На кухне, в ванной, в комнате должны быть предметы доступные ребенку, особенно в те моменты, когда он проявит желание принять участие в домашних делах.

2. Демонстрировать ребенку, как выполнять те или иные действия и постоянно мягко вовлекать его в процесс. Только взрослый может научить малыша делать или не делать что-либо. Позволяйте ребенку участвовать в уборке дома, приготовлении пищи, дачных делах, постоянно просите ребенка помочь вам, и делите с ним работу.

3. Запастись терпением и давать ребенку столько времени, сколько ему требуется. Конечно, дети в силу возраста и физического развития могут потратить на самое простое дело намного больше времени, чем взрослый. И вы не раз, наверное, поймаете себя на мысли, что было бы проще и быстрее все сделать самому. Но ведь ваша цель – вырастить самостоятельную личность, а для этого следует запастись терпением.

4. Признавать право ребенка на ошибку и ни в коем случае не осуждать за нее. Когда человек берется за новое для себя дело и ошибается – это нормально. И ребенок будет часто проливать и просыпать, но если вы не будете осаждать его критикой за ошибки, то он довольно быстро сам осознает их и постарается исправить. Лучшим методом против ошибок является только ваш пример. Так это звучит в теории, а теперь рассмотрим, что можно сделать на практике, чтобы предоставить ребенку больше независимости.

Лучше всего самостоятельность ребенка проявляется в быту. Простые действия, которые мы совершаем изо дня в день и порой даже не задумываемся о них, для ребенка являются важным делом, которое он с готовностью осваивает и гордится своими успехами. И все что нужно – это предоставить ребенку независимость в ряде домашних занятий, и в скором времени вы увидите, как ребенок изменится. Он станет увереннее, спокойнее и …. счастливее. Именно, счастливее, потому что он получит возможность удовлетворить свои внутренние потребности.

Независимость в самостоятельном одевании и выборе одежды:

- организуйте удобное ребенку пространство для хранения одежды низкие полки или шкафчики, низкие вешалки и перекладины для плечиков. Чем доступнее будут вещи для ребенка, тем быстрее он проявит интерес к процессу выбора одежды, а уже это повлечет за собой стремление одеваться самостоятельно; - подбирайте одежду и обувь с простыми застежками кнопками, липучками; футболки с достаточно широкой горловиной; широкие штаны на резинке – все это будет способствовать тому, что ребенок быстро научится надевать и снимать вещи без вашей помощи; - храните в гардеробе ребенка одежду, соответствующую сезону. Так, если вы будете предоставлять малышу возможность самому выбрать одежду для прогулки, он не выберет футболку зимой, а теплый свитер летом; - организуйте в ванной или гардеробной корзину для грязного белья, объясните и покажите малышу, куда нужно бросать вещи для стирки;

- повесьте в доступном ребенку месте безопасное зеркало, довольно большое, чтобы можно было видеть себя в полный рост. Рядом с зеркалом можно сделать полку, где будет лежать расческа, ну а если у вас девочка, то еще и различные аксессуары.

Независимость в гигиенических процедурах:

- в ванной комнате вам понадобятся маленький стул или подставка для того, чтобы малыш мог становиться повыше и доставать до крана. Рядом с краном должно быть детское мыло с удобным дозатором, зубная паста и щетка в отдельном стаканчике. Позаботьтесь о том, чтобы низко висело полотенце; - горшок или насадка для унитаза тоже должны быть удобны и всегда доступны.

Независимость в еде:

- организуйте на кухне небольшую полку или шкафчик, где будет храниться посуда для ребенка, стоять кувшин с питьевой водой, а также салфетки и тряпочки для уборки; - откажитесь от использования пластиковой посуды, используйте стекло и керамику. Так ребенок быстро научится понимать, что тарелки и стаканы – это хрупкие вещи и обращаться с ними следует осторожно. Просто покажите малышу, как аккуратно переносить предметы и ставить их на стол; - готовьте для ребенка еду, которую он сможет есть без особенных затруднений – не спагетти, а макароны, не пюре, а кусочки овощей и картофеля. Если ваш малыш уже орудует ложкой, то тогда готовьте вязкие каши, пюре, густые супы;

- дети любят участвовать в приготовлении пищи. По мере взросления ребенка предлагайте ему помочь вам – чистить бананы, резать безопасным ножом хлеб или овощи, замешивать тесто, формочками вырезать печенье и многое другое.

Независимость во время сна:

- низкая открытая кровать поможет вашему малышу сформировать правильное отношение ко сну – ведь детская кроватка – это не клетка, куда сажают ребенка родители, решив, что ему пора спать. Открытую постель ребенок может покидать самостоятельно, также он сможет и укладываться в нее по собственному желанию; - придумайте ежедневный вечерний ритуал, который будет подсказывать ребенку о том, что пришло время сна – вечерний чай, чтение книг при свете лампы, водные процедуры, прослушивание колыбельных. В таком случае вам не придется лишний раз напоминать ребенку о том, что пришло время ложиться спать, а процесс подготовки ко сну станет приятным времяпрепровождением для всей семьи.

Независимость в игре и занятиях:

- в детской организуйте для малыша низкие полки или ящики для хранения игрушек. Старайтесь выработать простую схему расстановки игрушек, где у каждого предмета будет свое место, не загромождайте полки, убирайте те предметы, которыми ребенок давно не играет - тогда малышу будет легче наводить порядок; - подберите детскую мебель – низкие стол, стул, кресло; - книги, развивающие пособия, материалы для творчества должны быть в свободном доступе, тогда малыш сможет в любой момент заняться любимым делом; - если ваш ребенок любит слушать аудиосказки или музыку, то поставьте в детской простой в использовании CD-проигрыватель, а на полочку положите несколько дисков. Ребенок быстро освоит процесс и сам сможет прослушивать любимые диски;

- пусть в доступе всегда будут щетка и совок, чтобы ребенок мог самостоятельно убрать мусор со стола или пола.

Итак, мы рассмотрели основные принципы организации домашней среды с целью помочь ребенку стать более самостоятельным. Конечно, не всем семьям доступно и приемлемо соблюсти весь список, но это не главное. Важнее всего принять тот факт, что ребенок – это отдельная личность, имеющая право на уважение и стремление быть независимым. А осознав это, родители без труда найдут способы помочь ребенку стать более самостоятельным.

yandex.ru

Как воспитать самостоятельного ребенка

Ребенок, рождаясь уже отдельная личность, и хотя в начале, он очень нуждается в маме и папе, в уходе и внимании, но с каждым днем малыш становится все более самостоятельным. Только от родителей зависит, как научить ребенка самостоятельности, насколько он вырастет зрелой, развитой и независимой личностью.

Как научить ребенка самостоятельности, практические советы.

Самостоятельность — это результат воспитания, а не врожденное качество личности. От действий родителей зависит и как воспитать самостоятельного ребенка. Вот несколько советов:

Приглашать ребенка к обсуждению.

Необходимо приглашать ребенка к обсуждению семейных дел и решений, тем более что он своим простым языком иногда может подсказать правильное решение. Как ни странно все решения у нас принимаются за детей, а им не дается право высказать свое мнение в том или ином семейном обсуждении. Родителям проще принять решение единолично, а не выслушивать еще и другое мнение, тем более оно может не совпасть со своим. Здесь стоит задача или согласиться или переубедить. Ваши доводы должны быть сильными и правильными, тогда ребенок с ними согласится.

Спрашивать советы у ребенка.

Спрашивать совета у ребенка в делах, которые его напрямую касаются. Когда малыш был еще совсем маленьким, то все решения за него принимались мамами и они просто привыкают к этому ничего не меняя впоследствии. Что одеть, куда пойти, чем заняться, что покушать это те вопросы, по которым надо советоваться, естественно принимая во внимание возраст. При не совпадении мнений, как надо и что хочет ребенок, попробовать объяснить свое мнение, почему нужно сделать именно этот выбор.

Давайте выбор ребенку.

Давайте ребенку делать выбор, но следует учитывать, что чем меньше ребенок, тем меньше должен быть выбор, потому что ему еще очень сложно выбрать из большого разнообразия. Рекомендуется делать выбор узкий, две, три позиции, например какой будешь смотреть мультфильм этот или этот. Это приучит к самостоятельности, выработает собственное мнение.

Помогать когда малыш просит.

Помогать когда малыш просит, но следует учитывать, что здесь главное слово «когда просит», потому что родители очень любят помогать много и всегда. Как можно воспитать самостоятельного ребенка, если вы все стараетесь сделать за него. Необходимо сократить количество помощи особенно в тех случаях, когда ребенок умеет делать это сам, если что то не получается тогда научите его просить помощи, проговорите с ним: «мама мне нужна твоя помощь», «как это сделать», «мама у меня не получается» и другие.

Развитие кругозора детей.

Развитие кругозора детей, это не просто книжки, а посещение новых мест, разговоры много обо всем и на разные темы. Вокруг нас множество разных предметов, много людей и событий, которые не известны детям и они задают вопросы, эти вопросы взрослым кажутся не важными и их игнорируют.

Создавайте условия ребенку для самостоятельной игры.

Давайте время и создайте условия ребенку для самостоятельных занятий и игр, предварительно напитав его своей любовью и заботой, т.е. дать ему дозу внимания, после которой он захочет остаться играть один. Без этой дозы он будет ходить за вами как хвост в надежде получить это внимание. У детей должно быть свое приватное пространстве, если не личная комната , то по крайней мере собственный угол. Старайтесь не отвлекать ребенка, если он чем то занят, не стоит лезть к нему с подсказками и помощью, а иначе как научить ребенка самостоятельности.

Позволяйте совершать детям ошибки.

Позволяйте совершать детям ошибки, то есть если вы наблюдаете за ребенком и видите, что сейчас что- то может произойти и это не угрожает его безопасности, то позвольте этому произойти. Не нужно бросаться на помощь или лезть своими советами, когда что то не получается, если конечно он сам не попросит помощи. Как можно воспитать самостоятельного ребенка если не дать ему право на ошибку. Старайтесь не перехватывать инициативу в том, чем занимается ваш ребенок, не пытайтесь спасать его от результатов своей деятельности, пусть он поймет, как и зачем это сделал. В случае если он сильно переживает за свои действия, плачет, вы можете предложить свою помощь, спросив об этом.

Возможность заниматься ребенку творчеством

Возможность заниматься ребенку творчеством не должно быть исключительно вашим желанием. Родители должны показать ребенку разнообразие, пройдя с ним, какие то тестовые занятия, например танцы, рисование или лепка, то есть показать, чем можно заняться. Малыш сам созреет и выберет то, что ему интересно.

Чтобы научить ребенка самостоятельности, старайтесь выполнять свои обещания.

Потому что если вы этого не делаете, то и ребенок берет за правило тоже их не выполнять. Поговорите на эту тему, расскажите, почему люди друг с другом договариваются, дают обещания и что бывает, если они не выполняются.

Читайте: Сколько можно ребенку смотреть телевизор.

vseprodetok.ru

Как воспитать самостоятельного и активного ребёнка

Даже маленькие дети требуют независимости и самостоятельности. «Я сам!» — говорит ребёнок и собирает игрушечную железную дорогу. Это здорово! Наш блогер, детский психолог Анита Вайаканти, рассказывает, как воспитывать в ребёнке самостоятельность и как её закреплять.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Прямое влияние на детскую самостоятельность оказывает «зона ближайшего развития», которую создают взрослые. Л. С. Выготский ввёл понятие «зона ближайшего развития» (ЗБР) ещё в начале ХХ века. Не буду писать об этом научными словами, так как знаю, что многие из вас ценят доступность и лёгкость чтения моих статей.

Зона ближайшего развития — это процесс развития ребёнка в ходе совместной деятельности со взрослым (взаимодействия). Я бы сказала даже, что это уровень развития ребёнка.

Каждый ребёнок в определённом возрасте может самостоятельно выполнять какие-то задания. Для выполнения других дел ему требуется участие взрослого человека, то есть это «дела», которые он может делать «вместе», а не сам. То, что я обозначила как «вместе», и есть ЗБР. Чем чаще ребёнок делает что-либо вместе с родителями, тем больше увеличивается круг дел, которые он в дальнейшем, по мере взросления, сможет выполнять самостоятельно.

Ребёнок, которым занимались родители, выполняли какие-либо дела совместно, будет развиваться быстро, уверенно и благополучно

Так же как и ребёнок, который часто слышал «да» на банальные просьбы «Поиграй со мной»; «Можно мне с тобой?»; «Можно я тоже буду это делать?» и так далее.

Мне понравился пример Ю. Б. Гиппенрейтер про езду на велосипеде и ЗБР. Очень наглядно. Сначала вы сажаете ребёнка на велосипед, который держите спереди и сзади. Затем, после нескольких уверенных катаний, отпускаете руль и держите велосипед только сзади. Спустя какое-то время вы отпускаете велосипед, но бежите рядом, страхуя ребёнка. Когда ребёнок уже окончательно освоил мастерство катания на велосипеде, вы гордо смотрите, как он рассекает самостоятельно.

Это работает и с чтением. Попробуйте сначала читать интересные книги вместе и обсуждать их. Со временем ребёнок сам захочет дочитывать до конца интересную главу, особенно когда мама/папа задерживается, а книга ну уж очень интересная. Постепенно ребёнок начнёт читать книги сам и даже рекомендовать их родителям. Для этого важно, чтобы вы все были увлечены процессом в начале. Из совместной деятельности всегда рождается самостоятельность, а не наоборот. Важно это помнить и поддерживать своих детей. Развивать в них инициативность, целеустремлённость и самостоятельность.

Вместе не равно вместо! Помните о примере про велосипед. Сейчас я бы хотела подарить вам одно интересное задание. Если вы родитель старшего дошкольника или школьника, то оно, скорее всего, будет актуальным для вас.

Возьмите (вместе с ребёнком) лист бумаги и разделите его на две части. На одной пусть ребёнок запишет (если ещё не умеет писать, вы можете помочь), что он делает сам. На другой — что делает вместе с кем-нибудь из родителей. Выполнив это задание, вы сможете наглядно увидеть успехи ребёнка и понять, где он справляется без вашего участия, а где всё же ещё нужна ваша помощь. Обязательно обсудите выполненное задание с ребёнком и похвалите его самостоятельность! Со временем пункты из столбца «вместе» будут перемещаться в столбец «сам». Заметить самостоятельность и позитивно закрепить её в ребёнке никогда не помешает.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

mel.fm

Как воспитать самостоятельного ребенка

Самостоятельность ребенка напрямую связана с независимостью и свободой выбора, что придется признать и принять его родителям. Если вы хотите воспитать в сыне или дочери самостоятельность, будьте готовы столкнуться с решениями, которые они начнут принимать лично. Именно поэтому к таким переменам в жизни вашей семьи нужно ответственно подготовиться.

Когда мы были маленькими, мир за окном не казался таким враждебным. Детей оставляли играть во дворе в компании сверстников, спокойно отпускали одних в школу и на секции, отправляли в магазин за молоком и хлебом. В современных реалиях самостоятельность прививают другими способами. Главное – не упустить момент и не взрастить в малыше инфантильность, нерешительность и тревожность.

Да, вам будет страшно, ведь «он еще совсем кроха, у него мало знаний и опыта, без контроля взрослых он не обойдется». Ваши опасения имеют основания, поэтому у самостоятельности, которой вы хотите наградить ребенка, должны быть четкие рамки. Подчините свободу принятия решений правилам – и все будет хорошо.

Для чего ребенку самостоятельность?

Несамостоятельность равна зависимости. Дети, которых постоянно опекают, берегут и балуют взрослые, как правило, имеют заниженную самооценку. Они эгоистичны и не уверены в себе, что часто скрывается за агрессией, подхалимством или грубостью. Но случись что серьезное, они тут же побегут к взрослым, потому что внутри застенчивы, слабы духом, не приспособлены к жизни.

Дайте ребенку шанс научиться преодолевать трудности и выстраивать нормальные отношения с окружающими людьми, чтобы он:

  • Обрел здоровую самооценку.
  • Был активным и любознательным, нашел цель в жизни.
  • Чувствовал себя нужным. Осознавал, что ему доверяют.
  • Мог сам спланировать свой день.
  • Терпеливо и спокойно занимался делом, которое ему нравится.
  • Брал на себя допустимую для его возраста ответственность.
  • Преодолевал препятствия, не теряя силу духа.
  • Умел постоять за себя и говорить «нет».
  • Активно участвовал в социальной жизни, имел друзей.
  • Всерьез воспринимал других людей, равно как и его воспринимают всерьез.
  • Чувствовал себя свободным, довольным и счастливым.

ВАЖНО: Позволить ребенку быть самостоятельным – не значит позволить ему творить все, что вздумается. Детская самостоятельность – это необходимость и способность делать все, что можно и нужно в раннем возрасте, без помощи родителей.

Что мешает ребенку расти самостоятельным

Ваш ребенок – личность. Да, вчера вы кормили его с ложечки и меняли подгузники, но он все равно отдельный от вас человек, у которого есть возможность вырасти успешным или переложить всю ответственность за свою жизнь на вас.

Если вам больше нравится первый вариант, позвольте крохе уже с 1 года обрести самостоятельность, соответствующую его возрасту. Пусть исследует мир и пробует свои силы, а вы наберитесь терпения, забыв о том, что:

  • Вам некогда. Разумеется, одеть ребенка, собрать его игрушки по всей квартире, накормить или взять на руки, потому что он еле тащится по улице, исследуя каждый камешек, быстрее и проще. Но вам придется принимать условия игры. Если хотите воспитать самостоятельного ребенка, вот вам совет психологов: дайте ему столько времени, сколько потребуется на завязывание шнурков,уборку, питание, передвижение и т.д.
  • Это опасно. Падающие предметы, углы, разбивающиеся вазы – даже дома малыша подстерегает множество рисков. Ваша задача – обеспечить ему безопасную среду для реализации потребности в изучении всего подряд и снабдить необходимыми знаниями. Например: «Включенный в розетку утюг сильно нагревается и обжигает. Потрогай его сейчас, пока он теплый. Чувствуешь? Чтобы не получить ожог, никогда не трогай включенный утюг!». Личный опыт фиксируется в детской голове лучше, чем теоретические знания.
  • Он еще маленький. В любом возрасте ребенок сталкивается с проблемами, с которыми может справиться самостоятельно, наблюдая за последствиями своих действий и делая выводы. Покажите ему, куда ставить кроссовки после прогулки. У него получилось это один раз под вашим присмотром? Теперь он должен постоянно выполнять это действие без каких-либо отговорок. Сам.

Как помочь ребенку стать самостоятельным, сохранив с ним гармоничные отношения

  • Уберите тревожность. Большую часть действий ребенок от двух лет совершает самостоятельно. Вы можете следить за каждым его шагом, но спешить к нему на помощь стоит только тогда, когда это действительно необходимо. Но и тут нужно задать предварительный вопрос: «Тебе нужна помощь?».
  • Не «негативьте». «Не беги быстро, упадешь». «Не ходи туда, а то злой дядя тебя заберет». «Сейчас порежешься». «Сейчас уколешься». «Ноги хочешь переломать?». Вы все делаете правильно, если хотите, чтобы ваш ребенок боялся всего на свете и прижимался к вашей юбке. Кстати, такие программы срабатывают мгновенно: ребенок бежит по дорожке и понятия не имеет, что может упасть. Но мама кричит: «Осторожно!». И вот уже малыш летит носом в асфальт.
  • Стимулируйте самостоятельность. При желании за ребенка можно даже играть и разговаривать. Этим вы лишаете его стимула к развитию. Поощряйте желание одеваться, есть, листать книгу, строить пирамидки и т.д.
  • Создайте атмосферу стабильности и безопасности. Дети моментально впитывают негатив и становятся маленькими параноиками, если их родители не соблюдают режим дня, негативно высказываются о мире, сами чего-то постоянно боятся. Окружите малыша добром, показывайте новые возможности, делайте его жизнь интересной.
  • Исключите шаблоны и стереотипы. Взрослый человек – это набор готовых сценариев, система ценностей и установок, полученных с личным опытом. Вы неосознанно передаете их ребенку, но вместо того, чтобы облегчить ему жизнь, они ограничивают его мышление. Процесс воспитания – это взаимный обмен. Вы учите малыша, а он учит вас. Подключите творчество, откройте разум, будьте готовы принимать его мысли, рассуждения и умозаключения.

Любите, общайтесь, доверяйте, помогайте развиваться – и ваши дети вырастут благополучными, понимающими, цельными личностями.

А ваш ребенок самостоятельный?

zen.yandex.ru

Как воспитать самостоятельного ребенка?

Давайте сегодня разберем, каким же образом прививать самостоятельность своему ребенку.

Первым делом, это равенство. Ребенок должен понимать, что у него как и у взрослого есть не только права, но и обязанности, которые необходимо выполнять. Конечно, посильные по возрасту. Это могут быть следующие действия: застелить кровать, убрать в своей комнате, помыть посуду и т. д.

Покажите как это делаете вы, попробуйте сделать вместе, а потом предложите выполнить самостоятельно. Не торопите, даже если ребенок делает всё медленно и неуклюже, это всего лишь вопрос времени.

Постарайтесь ребенка включить в систему семьи. Это значит, что у каждого в доме есть определенные обязанности. Например, папа ходит на работу и зарабатывает деньги, мама хозяйничает по дому, а ребенок может, например, поливать цветы, кормить питомцев, ходить за хлебом и т. д. Ребенок должен понимать, что выполняя каждый день свои обязанности, он вносит вклад в благополучие семьи.

Обязанности по дому не должны быть принуждением, ребенок должен сам проявлять интерес к их выполнению. Можно придумать систему поощрений и наград. Это может быть поездка куда-нибудь, дополнительное время за компьютером, сладости и т. д. Однако важно разграничить за какие действия ребенок будет получать награду. Например, убрать за собой посуду, почистить зубы и застелить кровать должны быть без поощрений и выполняться безусловно.

Многие родители ограничивают доступ ко взрослым вещам и это неправильно. Каждый мальчик хочет быть как папа и делать то, что делает папа, позвольте ему в сопровождении взрослого забивать гвозди «взрослым» молотком, научите его закручивать гайки и т. д. Девочку научите соответственно женским занятиям. Это может шитье, готовка на кухне, стирка и т. д. Не ограничивайте действия, а помогайте в начинаниях.

Дополнительные занятия — кружки, секции, постоянные упражнения — также помогают развить самостоятельность. Они учат придерживаться графика, планированию времени, настойчивости.

Совет: попробуйте вместе с ребенком заниматься на Kids Smart, получайте награды, дипломы за выполненные правильно упражнения.

Итак, научив ребенка выполнять самостоятельные действия, вы закладываете хороший фундамент. Ребенок, таким образом, сможет понять, что все достижения зависят только от него.

kids-smart.ru


Смотрите также

Подпишитесь на бесплатный курс "Секреты воспитания"
и получите бесплатно
Секретную книгу.

Из данного курса Вы узнаете о тайнах народной педагогики, о секретах современных технологий воспитания и массу другой полезной информации для решения Ваших проблем.
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

12 простых формул для подготовки ребенка к детскому саду

Узнать

 


Адаптационные игры с песком

Узнать

 


Как быть счастливыми родителями

Узнать