Узнайте Секреты Воспитания Ребенка И Легко Получите Результат

имя и адрес пусто пусто


5 простых приемов для развития у ребенка самостоятельности.

Узнать

 


Методика выполнения движений с ребенком от специалиста высшей квалификации

Скачать бесплатно

 



Содержание, карта сайта.

Как воспитать в ребенке самостоятельность и ответственность


Как можно воспитать в своем ребенке самостоятельность?

Из-за социального давления и устойчивых трендов в сфере воспитания детей, современные родители стремятся уделять развитию ребенка как можно больше времени.

В ход идут курсы и обучающая литература для мам и пап, кружки и секции для малыша, а также престижные школы и дошкольные учреждения.

Осознавая повышенный уровень нагрузки ребенка, домочадцы стараются оградить его от всех забот и хлопот, на корню пресекая стремление юного члена семьи к самостоятельности и ответственности.

Как лечить невроз у детей? Узнайте об этом из нашей статьи.

Что значит: самостоятельный и ответственный?

Самостоятельность и ответственность — это не врожденные, а приобретенные черты характера.

В зрелом возрасте они помогут ребенку добиваться своих целей, принимать решения осознанно и взвешенно, не боятся сложных решений.

Но как эти качества проявляются в маленьком человечке?

к содержанию ↑

Самостоятельность

В классическом варианте самостоятельность — это навык принимать решения и распоряжаться своей жизнью по собственному усмотрению.

Но так как дети целиком и полностью зависимы от родителей, к ним справедливо будет применять другое определение самостоятельности: способность без посторонней помощи выполнять простые и доступные для своего возраста действия, а также занимать себя без посторонней помощи на продолжительный период времени.

Признаки самостоятельности:

  • способность действовать по личной инициативе и распознавать моменты, когда необходимо принять участие в той или иной ситуации;
  • способность выполнять простые (уже привычные крохе) дела без контроля и помощи со стороны взрослых;
  • способность совершать действия осознанно, исходя из сложившихся условий и ситуации;
  • умение ставить цели и задачи, а также осознанно выполнять их в новых/непривычных условиях;
  • способность оценивать свою собственную деятельность и контролировать ее в процессе;
  • способность переносить усвоенные модели поведения на новые ситуации и условия.
к содержанию ↑

Ответственность

Ответственность — это умение принимать решение, осознавать необходимость действия и отвечать за последствия принятых решений.

Ответственный ребенок осознает себя как причину совершенных поступков.

К компонентам ответственности относятся:

  • понимание поставленной задачи;
  • согласие с данной задачей (без попыток убежать от реальности или замаскировать ее под желаемое);
  • способность самостоятельно мотивировать свои действия.
к содержанию ↑

Как узнать о готовности?

Как определить, может ли ребенок быть самостоятельным и ответственным?

Ответственность и самостоятельность не заложены на генетическом уровне.

А базовый темперамент ребенка влияет на проявление этих качеств лишь в незначительной степени.

Главным фактором, играющим роль в вопросе наличия или отсутствия ответственности и самостоятельности, является воспитание. Поэтому потенциально каждый ребенок может стать ответственной и самостоятельной личностью.

Но надо учитывать, что дети младшего дошкольного возраста не обладают развитым самосознанием и не могут прогнозировать последствия своих поступков.

Не стоит мучить кроху, пытаясь превратить его в «маленького взрослого».

Есть четыре вида ответственности, которые подвластны малышу:

  • заботливое отношение к своему телу и здоровью (не обжечься, не пораниться и т.д.);
  • уважение к членам общества (не кричать, когда другие спят и т.д.);
  • аккуратное отношение к своим и чужим вещам (не рвать книги, не рисовать на обоях, не ломать игрушки и т.д.);
  • ответственность за данные обещания.

Самостоятельность же проявляется ежесекундно. Это попытки ребенка самостоятельно одеться, раскрасить рисунок на свое усмотрение, выбрать посуду для приема пищи и проч.

Как справиться с раздражением на ребенка? Читайте об этом здесь.

к содержанию ↑

В каком возрасте можно развивать эти качества?

Самостоятельность важно поощрять с самого рождения малыша.

Вот кроха пытается встать на ноги и сделать первый шаг, опираясь на стул.

Но заботливая мамочка сразу бежит на помощь, чтобы придержать свое чадо за ручки. В следующий раз ребенок будет осознанно ждать помощи и откажется от попытки встать самостоятельно.

Ориентироваться на конкретный возраст нельзя, ведь все дети растут и развиваются с разной скоростью. Но можно опираться на пошаговую схему:

к содержанию ↑

Первый этап

Малыш становится помощником. Он еще не выполнял поставленную вами задачу самостоятельно. Но с помощью родителей юный помощник берет на себя инициативу и выполняет часть работы.

Вместе со старшими членами семьи ребенок может мыть полы, кормить домашних питомцев, готовить бутерброды и проч. Объясните задачу и отстранитесь.

Очень важно поощрить малыша за выполненную работу и не вмешиваться, даже если что-то идет не так.

Ведь если родитель перехватит инициативу, в детской душе зародится страх перед самостоятельными действиями: «А вдруг в следующий раз что-то снова пойдет не так? Легче передать бразды правления опытным «игрокам».

к содержанию ↑

Второй

Ребенок уже обладает определенными навыками и при необходимости может воспроизвести «пройденный материал».

Теперь родитель просто напоминает и контролирует. Делать это нужно мягко и без давления.

Как вариант, можно сказать ребенку о расстроенных и грязных ложках, которые ждут, когда их помоют. Или напомнить ему об одиноком пальто, которое забыто в коридоре и хочет встретиться со своими друзьями-куртками в шкафу.

А после того, как ребенок самостоятельно выполнит действие, ему полагается поощрение.

к содержанию ↑

Третий

На этом этапе ребенок уже принял модель ответственного поведения и выполняет все без напоминаний и контроля.

Родители должны служить примером ответственного поведения. В противном случае на третьем этапе дети станут подрожать старшим и уклоняться от своих обязанностей.

Как это поможет ребенку в жизни?

Самостоятельность — это фундамент успешной жизни.

Если родители не поспособствовали развитию самостоятельности и ответственности, вступив во взрослую жизнь, ребенок будет плыть по течению или «цепляться» за сильных людей в поисках поддержки и опоры.

Преимущества самостоятельного принятия решений:

  • ощущения контроля над происходящим (человек сам моделирует свою реальность путем действий, а не попадает в созданную окружающими реальность);
  • высокий уровень самооценки (человек не пассивная жертва, а творец);
  • мотивация (человек выполняет те действия, которые выбрал самостоятельно, а значит, верит в их рациональность и хочет достичь положительного результата);
  • развитие мышления (необходимость принятия собственного решения заставляет анализировать ситуацию, просчитывать результаты и находить оптимальные варианты действий);
  • здоровые отношения с окружающими (человек ценит свой выбор и выбор окружающих).

Ребенок, не развивший навыков принятия решений, нуждается в чужом одобрении и легко попадает под влияние со стороны.

Он сомневается в собственных силах и умениях, старается держаться в рамках привычного и боится пробовать что-то новое.

к содержанию ↑

Советы психологов и практические рекомендации

Как воспитать в ребенке самостоятельность:

  1. Не вмешивайтесь, если ребенок не просит об этом. Однако всегда реагируйте на просьбы о помощи.
  2. Не критикуйте выбор ребенка и не чините препятствий, если этот выбор не несет потенциальной опасности. Малыш хочет надеть синие носки вместо предложенных мамой зеленых носков? Пусть проявит самостоятельность в принятии решений. Ребенок хочет перейти дорогу в неположенном месте? Вот здесь уже можно вмешиваться. При этом нельзя быть строгим надзирателем, который устанавливает запреты без объяснения причин. Расскажите крохе о том, какие последствия может повлечь нарушение правил дорожного движения.
  3. Постепенно снимайте с себя обязанности, которые ребенок может выполнять самостоятельно. Не делайте этого даже если вам комфортнее сделать какие-либо действия самостоятельно (одеть малыша, когда он копошиться, убрать игрушки, когда он ленится или покормить с ложки, если поджимает время).
  4. Предлагайте малышу несколько вариантов выбора, с возрастом увеличивая количество «ходов».

    Так подрастающий человечек научится не просто слепо выполнять распоряжения матери, а самостоятельно анализировать и выбирать.

Как воспитать в ребенке ответственность:

  1. Определите зоны ответственности ребенка (уборка комнаты, уход за домашними растениями или питомцами и т.д.).
  2. Позволяйте малышу встречаться с негативными последствиями своих действий (или их отсутствия). Так ребенок научится понимать и принимать тот факт, что нет никаких сторонних сил, которые позволят избежать ответственности. Упреки и пресловутые «словесные пинки» будут лишь раздражать ребенка. А вот когда он пропустит ошибку через себя, этот урок будет усвоен (пример: не просушил пальто — не смог выйти на прогулку).
  3. Не бойтесь вводить ограничения, которые обезопасят, обеспечат сохранность жизни и здоровья.
  4. Не переделывайте работу ребенка у него на глазах. Такие действия со стороны взрослого служат подтверждением ошибочной установки о том, что ответственность всегда можно на кого-то переложить.

Как воспитывать капризного ребенка? Советы психологов помогут вам!

к содержанию ↑

Ошибки родителей

Пытаясь приучить детей к самостоятельности и ответственности, родители часто допускают типичные ошибки:

Повелительный тон

Ребенок следит за чистотой в комнате, кормит кошку и собирает портфель в школу.

Но делает он это не из-за того, что чувствует ответственность.

Причина кроется во властных родителях, которые постоянно приказывают малышу и не оставляют права выбора (не предлагают альтернативных вариантов).

к содержанию ↑

Подмена понятий

Поведение ребенка отрицают и пытаются выгородить малыша перед самим собой :

  • «Разве ты такой плохой? Нет, это в тебя домовой вселился.»
  • «Неужели ты не хочешь делать уборку? Да ты просто устал!»

Такая подмена понятий препятствует формированию осознанности. А без осознанности не может быть ответственности и самостоятельности.

Помощь из сострадания

Ребенок тянет с выполнением домашнего задания? Некоторые родители поспешат помочь и облегчить «ношу» ребенка. Ведь он такой маленький, хочет поиграть и побегать.

Школьник не хочет вставать после сигнала будильника? Ну как же его не растолкать! Ведь в школе будут неприятности. Такой подход приведет к тому, что ребенку станет комфортно не брать на себя ответственность.

Что делать, если ребенок не слушается? Ответ узнайте прямо сейчас.

к содержанию ↑

Насмешка

Ребенок зачастую не может выполнить поставленную задачу также хорошо, как родитель.

У него не хватает опыта, ловкости, сноровки и т.д.

Нельзя осуждать малыша за это или насмехаться над плодами его деятельности (даже по-доброму).

Он потеряет веру в собственные силы и откажется от проявления самостоятельности и ответственности.

Самое главное — стать примером правильного поведения для наследника, а не отчитывать и заставлять его.

Родители должны проявить терпение и понимание, чтобы в будущем гордиться ответственным, осознанным и самостоятельным человеком.

О том, как развить в ребенке самостоятельность, узнайте из видео:

Наша интересная группа Вконтакте:

psyholic.ru

Как воспитать ответственность и самостоятельность у ребенка.

Самостоятельный и ответственный: такое бывает!

Перед тем как воспитать в своем ребенке ответственность и самостоятельность, важно четко понимать, что входит в эти понятия. Иногда сами взрослые не до конца осознают, где разница между терминами и для чего такие качества нужны. Под ответственностью понимают возможность малыша устанавливать следствия своих поступков, под самостоятельностью – инициативность и умение отвечать за свои действия.

Малыш быстро овладевает этими качествами. В этот период родителям важно отказаться от гиперопеки. Помешать может и банальное желание взрослых мыть малышу руки, завязывать шнурки, застегивать пуговицы, если он это уже умеет.

Как правильно привить ребенку самостоятельность?

Даже взрослые люди не всегда могут похвастаться сформированной до конца самостоятельностью. Виноваты в этом 2 крайности, которые уходят корнями в детство. В одних семьях, часто обеспеченных,  ребенка освобождают от домашних дел. Все его свободное время уходит на подготовку уроков.

А в социально неблагополучных ячейках общества, наоборот, дети часто вырастают ответственными. Они сами принимают решения, обслуживают себя, учатся рассчитывать только на собственные силы. Педагоги советуют избегать радикальных методов, руководствоваться рассудком.

Перед тем как воспитать самостоятельность у ребенка, мамы и папы должны осознать: это качество заложено в человеке от рождения. Сначала малыш учится держать голову, требовать материнское присутствие криком, потом знакомится с миром через разбитые коленки и обрисованные обои. Но родители должны помочь крохе, чтобы самостоятельность укладывалась в рамки социального поведения, а не во вседозволенность.

Старшее поколение обязано взять на себя обязанности:

  • До 1 года больше времени проводить с малышом. На то эти золотые месяцы и называются декретными, работа подождет! Кроха при помощи мамы активно исследует окружающее пространство, узнает запах маминых духов и печеного яблока, пробует на вкус лимон и сахар, изучает на ощупь предметы. Чем интереснее действительность, которую ему разрешают постигнуть, тем больше у крохи развивается интеллект, появляется интерес и чувство самостоятельности. Сюда же относят желание самому держать ложку, пить из чашки.
  • К 3 – 4 годам разрешить малышу себя обслуживать. Заваривать чай и готовить блинчики любимым родителям еще рано: важно помнить о технике безопасности. Но вместе со старшими можно готовить несложные блюда, мыть за собой посуду, выбирать одежду для прогулки или похода в детский сад. Формирование самостоятельности при воспитании детей – базовое качество, которому малыши сами могут поучить родителей. Нужно чаще спрашивать у крохи совет, давать выбор из 2-3 понятий, не торопить, забыть о негативной оценке. Хвалить нужно, если малыш все сделал правильно. Если его «работа» оставляет желать другого результата, проще сказать: давай попробуем еще раз?
  • Подарить свой «уголок» можно к 4 – 5 годам. Ребенок должен знать, что у него есть своя зона, где игрушки лежат в ими придуманном порядке, шкафчик заставлен только его книгами, а на столе лежат любимые карандаши и краски. Убирать, сортировать и перекладывать разрешено только малышу.  Кстати, можно выделить и уголок с «ненужными» обоями, или приклеить на стену планку из моющихся материалов. Пусть ребенок пишет, рисует на них, а во время генеральной уборки приводит в порядок свой «кабинет».
  • Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста, в 5 – 7 лет, требует возложения на сына или дочь определенных обязанностей. Поливка домашних цветов, уход за рыбками или попугаем становятся индикаторами его готовности к «взрослости». Если птица вылетит, а цветок превратится в «засохший, безуханный», как у Пушкина, стоит указать на это ребенку. Причину такого следствия он должен найти в своем поведении.

Важно! Доверять в этом возрасте младших братьев или сестер, уход за четверолапыми питомцами пока не стоит. Достаточно, чтобы ребенок сам, без напоминания, выполнял санитарно-гигиенические процедуры, одевался, причесывался, завтракал и проводил свой день по графику.

Распорядок дня составлять лучше с родителями, постепенно сын или дочь научатся сами расписывать список дел. Обязательными пунктами станут пункты из серии «надо»: выполнение уроков, занятия в кружках или домашние уроки с бабушкой или репетитором.

Блок «хочу» тоже должен присутствовать. Это встречи с друзьями, прогулки в парке, просмотр мультфильмов и т.д. Помощь родителям и домашние обязанности тоже лучше прописать – на красивом плакате или в формате «Эксель». Родителям тоже не помешает такое планирование недели, где в выходные дни вся семья найдет время для общего просмотра фильма в кинотеатре или для похода на пикник. Здесь старшее поколение точно найдет варианты, как воспитать в ребенке ту самую самостоятельность: во время разбивки палатки, ловли рыбы или приготовления супа.

Легко ли воспитать ответственность?

Быть в ответе за кого-то – значит, стараться исполнить долг перед ним, со всеми взваленными обязанностями. Это проще делать, когда малыш переступит порог хотя бы в 7 – 8 лет. Каждый родитель должен понять, что ответственность связана с самосознанием. Рационально оценивать, что сын или дочь должны, они могут только повзрослев.

Отлично стимулируют это качество простые упражнения, подготовленные взрослыми:

  •   Родителям придется самим выполнять все данные обещания. «Сказал – сделал» – первый принцип важной черты.
  • Читать добрые сказки, где герои не проходят стороной персонажей, нуждающихся в их помощи. Так воспитывается ответственность перед семьей, государством, перед своей совестью. Поучительными станут сказки «Все о Муми-троллях» Туве Янссон, «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, «Муха, Полботинка и Моховая Борода» Эно Рауда.
  • Напоминать и контролировать.

Перед тем как воспитать ответственность у ребенка, родители четко решают для себя брать под контроль порученные обязанности наследника, а в случае забывчивости – просто напоминать. Хорошо, если важные дела выписаны на магнитную доску, поставлены напоминания в телефоне или список дел крепится на магнит к холодильнику. Перед сном проделанное можно анализировать.

Психологи считают, что наступление самостоятельности и начало ответственности берут свои истоки от финансов. Как только ребенок научился зарабатывать – он уже повзрослел. Подростки получают деньги за работу курьерами, наборщиками текстов, пионервожатыми в лагерях. Могут помогать родителям в их бизнесе, выращивать с мамой и папой овощи для сезонных продаж и так далее.

Но некоторые педагоги считают, что разумное применение карманных денег – тоже начало пути во взрослую жизнь. Здесь крохе понадобится и рациональное мышление, и умение считать, думать, сопоставлять, терпеть, чтобы не растратить накопленное.

Но если взрослые все же переживают, удалось ли воспитание ответственности у детей, можно поиграть в «больного». Пусть мама или папа притворятся больным с назначением постельного режима. Автоматически роль старшего возьмет на себя ребенок.

Если он безоговорочно выполняет просьбы временно «недееспособного», старается ухаживать за ним, сам себя развлекает и выполняет обязанности взрослого, то воспитание было правильным. Будущим если не полководцем, то порядочным взрослым человеком на Земле станет больше. А это и есть миссия родителей.

detiivzroslie.ru

Как научить самостоятельности ребёнка и воспитать ответственность у подростка

Как научить ребёнка принимать решения самостоятельно, но обеспечить его безопасность и уберечь от необдуманных поступков? Психолог Данил Парникель рассказывает, как связаны между собой самостоятельность и ответственность и чем они различаются.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Самостоятельность — это «мама, я сам». То есть способность ребёнка выполнять действие без вмешательства и помощи родителя. Ответственность — это «мама, я сделаю». То есть готовность ребёнка соблюдать договоренности и действовать по принципу «сказал, что сделаю — сделал».

Почистить зубы без помощи родителя — самостоятельность. Вспомнить об этом без напоминаний и честно почистить (а не имитировать чистку) — ответственность. Важно понимать, что одно с другим не приходит одновременно. Не зря иногда можно услышать про ребёнка: может, но не хочет.

Самостоятельность развивается раньше, а ответственность формируется на её основе. Уже дошкольник может проявлять самостоятельность: сам одеваться, убирать игрушки. Формирование ответственности — одно из центральных приобретений подросткового возраста.

Также важно помнить, что самостоятельность развивать проще, чем ответственность. Она опирается на набор навыков, которые приобретает и развивает ребёнок. Ответственность — более сложная материя. Готовность и способность принимать решения, выполнять обещания, прогнозировать последствия, анализировать опыт и не повторять ошибок — сложные задачи, с которыми далеко не каждый взрослый справляется успешно.

На принятие ответственности влияет много факторов: «сталкивался ли я с этой ситуацией раньше», «понимаю ли я, что происходит», «понимаю ли я пределы своих возможностей в этой ситуации», «чем я рискую, принимая решение».

Почему важно разделять самостоятельность и ответственность и не путать их 

То, что ребёнок умеет делать уборку, знает, как ухаживать за животным, может приготовить себе еду, сделать уроки, дойти до школы, работать на компьютере, ещё не значит, что он сделает уроки вовремя, будет убираться каждое воскресенье, гулять с животным, приготовит себе завтрак сам. Может — не значит должен.

  • Без шишек не обойтись. Прежде чем возмущаться по поводу очередной неуспешной попытки ребёнка сделать что-то самостоятельно, вспомните себя, вспомните, сколько раз вы сами ошибались, становясь самостоятельными. Не придуман до сих пор такой волшебный способ научиться чему-то без непосредственной практики. А где практика, там и первые ошибки — опыт, который служит фундаментом для будущих умений.
  • Опыт родителя не конвертируется в опыт ребёнка. «Поверь мне, я через это проходил» — одна из классических фраз, которой родитель пытается защитить ребёнка, рассказывая о своих ошибках. Но родитель сам пришёл к этому, совершая ошибки, и у него были свои родители, но ничего не поменялось. Дети могут прислушиваться к мнению родителей, учитывать их опыт, но никогда не смогут, просто выслушав «правильные» мысли и идеи, сделать их своими.
  • Необходимо определиться с приоритетами: собрать портфель самому или успеть в школу, сделать уроки самостоятельно или лечь спать вовремя. Если вы искренне удивлены катастрофической несамостоятельностью ребёнка, вспомните, как проходит его практика. Классический пример: запрос родителя на развитие самостоятельности ребёнка сопровождается иллюстрацией: «Он всегда собирается ну ооочень долго, в итоге я сам закидываю вещи в портфель и мы бежим в школу».

Если вы решили сделать ребёнка чуточку самостоятельнее, будьте готовы выделить некоторое время на наработку этого. Хотя это может привнести дискомфорт — уроки не сделаны, в школу опоздал, комната не убрана.

Начинать надо с малого. Если вам кажется, что ребёнку пора научиться делать уроки без напоминаний, ведь это его зона ответственности, недостаточно сказать «Так! С сегодняшнего дня я тебе не напоминаю про уроки, следи за этим сам». Лучше начать с малого: предложите следить за временем, когда ему следует приступать к домашнему заданию, обсуждайте трудности, помогайте находить решения.

2. Поддержка, а не критика

Если ребёнку трудно справиться с какой-то ответственностью. С ответственностью нельзя «справляться», ответственность берут, несут, принимают, ребёнок тоже это ощущает. Радости это ему доставляет мало, а порция критики ему вряд ли поможет.

3. Личный пример

Чтобы научить ребёнка выполнять договоренности, держать слово, отвечать за свои поступки, любому взрослому нужно соответствовать требованиям, предъявляемым сыну или дочери. В противном случае дети видят двойные стандарты, когда мама регулярно опаздывает к окончанию занятий, но ребёнка за задержку строго отчитывает.

Одна из самых непростых задач, которая неизбежно ложится на плечи родителей, — способность меняться вместе с ребёнком. Он растёт, говорит и думает по-другому каждый год, он меняется. И родитель тоже. И в этой постоянной динамике важно успеть уловить тот момент, когда ребёнок хочет и может начать что-то делать сам, способен принять на себя ответственность.

Фото: iStockphoto (jossdim)

mel.fm

Как воспитать у ребенка ответственность: 3 главных принципа

Ответственность - довольно абстрактная категория, связанная с волей, свободой, осознанием последствий. Можно часами объяснять ребенку, что вы имеете в виду, призывая его к ответственности, но гораздо проще предпринять конкретные шаги для развития этого качества.

В широком смысле под ответственностью мы понимаем готовность отвечать за что-либо: за отношения, за порядок в прихожей, за домашнего питомца, за свои поступки, слова и обещания. В общем, это способность, которая связана с желанием человека управлять своим кусочком вселенной, что для детей, вроде бы, должно звучать заманчиво. Ответственность - это оборотная сторона свободы: ты хозяин, ты управляешь ситуацией, значит и последствия расхлебывать тебе.

Традиционное «воспитание», в котором не учитывались всякие психологические тонкости, состояло в том, что ребенка призывали к ответственности, объясняя ему, какой он в сущности безответственный, безалаберный и легкомысленный человек: «Ботинки порвал, книжку забыл, долго собирался и всюду опоздал! Тьфу!» Неудивительно, что многие шарахаются от любой ответственности, ведь это слово давно стало синонимом головомойки: ага, говорят про ответственность, сейчас будут ругать. Вместо чувства ответственности, которое почему-то должно просыпаться после домашнего скандала, возникают другие эмоции: чувство вины, тревоги, недовольства собой. Исторически люди использовали вину как кнут, который должен поднимать к эталону, на котором блестят всевозможные добродетели. Подразумевалось, что если ребенка поругать, он тут же раскается и захочет исправиться.

Это тупиковый путь для формирования ответственности. В 21 веке можно смело утверждать, что дети - это не маленькие взрослые, что самобичевание не идет им на пользу, что до ответственности они дорастают вместе с развитием своей эмоционально-волевой сферы в благоприятных условиях, а значит, воспитывать ответственность нужно небольшими и вполне конкретными шагами.

Обучение жизненным навыкам

О том, что формирование ответственности связано не волшебными фокусами в голове ребенка, а с приучением к самым обычным бытовым привычкам, говорят многие специалисты, например, психотерапевт Карен Раскин, автор книги «The 9 Key Techniques for Raising Respectful Children Who Make Responsible Choices» («9 ключевых методов воспитания вежливых детей, которые принимают ответственные решения» - прим.ред.):

  • Выделяйте маленькие зоны, в которых малыш может действовать самостоятельно, постоянно совершенствуя свой навык.
  • Не нагружайте его гигантским списком дел, вещи должны быть понятные и логичные. Даже двухлетка может помыть руки перед едой, вытереть бумажной салфеткой разлитое молоко, собрать шишки, которые вывалились  из карманов его курточки и попытаться отлепить свой пластилин от папиного кошелька.
  • Время от времени позволяйте ребенку помогать вам в быту, пусть это пахнет генеральной уборкой и переводом продуктов, дело того стоит.

Возможность выбора

Ответственность немыслима без осознанного выбора, поэтому имеет смысл с младых ногтей предоставлять ребенку пространство для личного решения. Он может выбрать себе книгу для чтения, игру или наряд в садик: штаны под юбку, шапка в виде зевающего лося, плащ супермена - ну и что? Один раз воспитательница как-нибудь это переживет. Кстати, когда пойти на горшок, и доедать ли этот вкуснейший бабушкин суп - тоже зона ответственности ребенка, не давите. Пусть он разберется с сигналами собственного тела. Растет дошкольник и растут варианты выбора: он может решить, что где разместить в своей комнате, как сложить свою одежду в шкаф, посещать ли общественное мероприятие с хороводом. Возможно, к школе ребенок оценит, насколько интересно принимать самостоятельные решения и будет собирать портфель без чужой помощи, наполняя его лишь самым необходимым - учебниками, камешками, рогатками.

Он сам может выбрать наряд в садик: штаны под юбку, шапка в виде зевающего лося, плащ супермена - ну и что? воспитательница переживет.

Чувство собственного достоинства

В психологии считается, что ответственность завязана на самооценке. Работает это примерно так: у человека возникает чувство компетентности и контроля, некая уверенность в том, что он может справиться с возникшими проблемами, и тогда он радостно берет на себя важное дело. Когда он видит, что дело спорится, а золотая рыбка уже неделю не бедствует и не всплывает кверху брюхом, ребенок чувствует гордость за свои достижения, еще больше растит самооценку и готов взять на себя новую задачу - попытаться пришить пуговицу к кукольным штанам.

Это не значит, что вся семья круглосуточно должна причмокивать языком и восхищаться ребенком: «Что за красавец, что за молодец!» Мы можем поддерживать детские начинания более эффективным способом: обеспечить собственный позитивный настрой и четкую обратную связь: «Семен! Спасибо! Ты очень помог мне загрузить стиральную машину. К сожалению, тюбик с краской был лишним в барабане. Давай попробуем загрузить машину еще раз». Говорите о последствиях детских дел, но не бейте по самооценке, она здесь страшно важна.

Совместная деятельность и домашние обязанности

Кроме образовательного, есть и иной смысл в приглашении детей к совместных делам. Например, ввинчивая вместе с папой гайки от стеллажа, ребенок чувствует, что его ценят, ощущает гордость и общность с трудовыми резервами семьи.

Американские исследователи из  колледжа Уэлсли в штате Массачусетс провели исследование, анализируя статьи и письма читателей в журналах для родителей в период с 1920-х годов до 2006-го, и без всякого удивления обнаружили, что за последнее столетие детские домашние обязанности постепенно исчезли и заменились на пару тривиальных забот: унести тарелку в мойку после ужина и пойти учить уроки. Между тем, именно домашние хлопоты помогают детям развивать эмпатию, вносить свой вклад в благополучие близких и развивать ответственность, считает один из авторов работы ассистент-профессора Маркелла Резерфорд. Не бойтесь поручать ребенку изготовление бутерброда или мытье чашки, иногда это окажется полезнее, чем развивающие занятия по тригонометрии.

Не бойтесь поручать ребенку приготовление  бутерброда или мытье чашки - иногда это может оказаться полезнее, чем развивающие занятия по тригонометрии три раза в неделю.

Формирование ожиданий

Упрекая ребенка в безответственности, мы выдаем самосбывающееся пророчество. Дети очень верят родительским ярлыкам и стараются соответствовать. Если парень постоянно теряет варежки, забывает на площадке машинки, не помнит, куда дел пластмассовое ружье, вместо того, чтобы придумывать рифмы к «растеряше», помогите ему. Изобретите секретные приемы суперагентов, которые осматривают песочницу, покидая ее, загибают пальцы, пытаясь сосчитать варежки или оборудуют свои автомобили веревочками, которые можно связать с ботинками. Если ребенок умеет читать, потренируйтесь в составлении списков, расписаний и нумерованных пунктов «что я проверяю перед выходом на улицу». В общем, вместо порции осуждения программируйте решения проблем.

Вопрос вместо указания

Людям, привыкшим к армейским порядкам, проще раздавать приказы: «Стой-сь, равняй-сь, кровать заправить!» Но любящие родители, которые несмотря на утреннюю спешку, интересуются у ребенка, какую из гигиенических процедур он забыл выполнить, выиграют в долгосрочной перспективе. Это же не они отправляют маленького человека чистить зубы, а он сам вспомнил, сам пошел и сам почистил… Да и еще и зеркало на радостях помыл.

Не переборщить

Домашние дела, самостоятельность и зоны ответственности  - хороши, но они должны соответствовать возрасту и способностям ребенка. Если загружать детей непосильными задачами, есть риск вызвать ощущение несостоятельности, а то и панику. Золушке однажды приказали за ночь перебрать мешки с зерном, но эта проблема может выглядеть пустяком по сравнению с предложением загрузить посудомойку, которая в два раза больше вашего помощника. Смотрите на ребенка, на то,  с чем он легко справляется, на то, что ему пока не удается, и делайте выводы.

www.parents.ru

Как приучить ребенка к самостоятельности? Советы родителям

Наступает время, когда каждый родитель приучает своего ребёнка самостоятельно есть, пить, одеваться, чистить зубы. Казалось бы, такие простые и обыденные вещи, которые каждый ребёнок рано или поздно научиться делать. Но самостоятельность заключается не только в обыкновенных физических навыках. Чтобы воспитать в ребенке самостоятельность, необходимо также уделять особое внимание и воспитанию волевой самостоятельности. Чтобы малыш мог принимать правильные решения в своей жизни и не боялся сделать ошибку.

Задача родителей- научить своего карапуза делать осознанный выбор. Приучить ребенка к самостоятельности следует с ранних лет, ведь именно в этот период формируется личность человека. В этой статье мы поговорим о том, как научить ребенка самостоятельности, какие бывают стили воспитания, какие ошибки допускают родители.

Что такое самостоятельность

Для того, чтобы приступить к воспитанию самостоятельного ребёнка, необходимо понять, что же такое самостоятельность.

Самостоятельность-это такое свойство человека, которое проявляется в инициативности, адекватной самооценке, критичности и способности быть ответственным за свои действия и поступки. Самостоятельный человек способен ставить перед собой цели, достигать их, может решать свои проблемы, существовать независимо от других.

Самостоятельность — это не только физические навыки и умения, самостоятельность — это образ жизни, умение делать правильный выбор, решать задачи, нести ответственность за свои действия, не зависеть от мнения других людей.

Воспитание самостоятельности у детей должно основываться на четырёх главных критериях:

  • необходимо формировать у малыша адекватную самооценку
  • Развивать у своего крохи инициативность
  • Развивать критическое мышление, особенно у подростков
  • Воспитывать чувство ответственности

Многие родители полагают, что самостоятельными дети становятся ближе к 10-15 годам. На самом деле, это ошибочное предположение. В таком возрасте уже сложно привить самостоятельность своему ребёнку, ему будет трудно сделать что-то без посторонней помощи и быть ответственным за свои поступки.

Когда ребенок становится самостоятельным? При должном воспитании уже и в три года малыш способен быть самостоятельным: он может о себе позаботиться, осознает свои обязательства, имеет простые навыки самообслуживания. У таких детей лучше развиваются такие качества, как целеустремленность и уверенность в себе.

Почему дети не самостоятельные. Как это начинается

Определённо, каждые родители желают своим детям только лучшего, заботятся о них, пытаются оградить малыша от всяких неудач, некоторые дают им чрезмерную опеку практически во всем. Такие родители боятся, что, проявив самостоятельность, ребёнок может совершить ошибку. Конечно, намного быстрее накормить свое чадо, пока он еще сам с трудом доносит ложку с кашей до рта, одеть его, убрать за него игрушки. Но таким образом родители пресекают всякую его инициативу. В результате чего некоторые дети вырастают безинициативными и беспомощными людьми.

Ещё один вариант-слишком строгие родители. В этом случае малыш просто боится сделать что-то самостоятельно, вдруг у него не получится или сделает неправильно, что может огорчить его маму или папу. Выход для него только один — не проявлять инициативы, чтобы не нести никакой ответственности за свои действия.

Наилучшее время для развития самостоятельности у детей дошкольного возраста начинается с возраста 2-3 лет. Именно в этот период малыши начинают становится наиболее инициативными. Наблюдая за окружающими, им хочется самим выполнять какие-либо действия. Наступает так называемый период «я сам».

В этом возрасте малыш начинает осознавать, что он является личностью, отдельной от мамы и папы, проверяет свою самостоятельность, на что он сам способен, при этом наблюдая за реакцией взрослых.

Очень важно позволять малышу быть самостоятельным, не нужно все делать за него. Но это не означает, что маленькому человечку нужно все разрешать. Такой подход может навредить, либо покалечить ребёнка. Родителям важно быть рядом, поддерживать кроху, помогать и объяснять.

Стили воспитания

50 лет назад психолог Диана Баумринд высказала мнение о том, что воспитание в семье строится на таких основных качествах, как отзывчивость и требовательность. Благодаря различным комбинированиям этих качеств появляются различные типы воспитания. Несмотря на это, всего лишь один из них позволяет воспитать у малыша адекватное чувство ответственности, при этом не нанося вреда для его личности.

Авторитарный стиль

Родители, которые воспитывают своих детей по такому типу, очень требовательны к своему крохе. Особое внимание они уделяют правилам и контролю. Они прекрасно понимают, как правильно и неправильно, что может быть разрешено и запрещено, что вредно, а что полезно. Родители убеждены, что только строгие правила способны уберечь их чадо от различных неудач. В случае, если малыш делает что-то не по правилам, его обязательно следует наказать, иначе он «сядет на шею».

В данном типе воспитания сочетаются высокая требовательность и низкая отзывчивость. Специалисты в сфере психологии утверждают, что такие дети вырастают людьми трудолюбивыми, но не уверенные в себе, безынициативными, с довольно низкой самооценкой. Дети авторитарных родителей не способны принять решение, они полагаются на мнение более авторитетного человеке.

Потакающий стиль

Родители, которые воспитывают своих детей согласно потакающему стилю, всегда прислушиваются к пожеланиям крохи и идут на встречу. Они верят, что различные запреты или наказания давно не актуальны и такие методики в воспитании устарели.

Чаще всего такие родители сами в детстве не получали достаточно заботы от своих родных. И таким образом они пытаются восполнить недостаток родительской ласки. К примеру, взрослые могут помнить, что их отец или мать были достаточно холодны к своему ребёнку, и они думают : «я буду воспитывать своего малыша иначе». Потакающие родители желают показать своему крохе, что они не только мама и папа, но и его друзья.

В данном стиле приоритетом является высокая отзывчивость. Требовательность здесь минимальна. Потакающий стиль воспитания не является правильным, поскольку родители, которые отказались от наказаний за проступки малыша, рискуют вырастить эгоистичного, самовлюблённого человека, который будет считать, что ему все должны, а его желания должны исполняться сию минуту.

Демократический стиль

Наиболее приемлемый тип воспитания — демократический. Здесь равномерно сочетаются требовательность и отзывчивость. Демократические родители умеют слышать своего малыша, принимают во внимание его мнение. В то же время они могут применить наказание за определённое поведение и поступки (например, когда ребёнок обижает другого, некорректно себя ведёт). Такие родители всегда могут объяснить малышу, что именно их огорчило, почему последовало наказание или запрет. Взаимоотношения всегда строятся на разговоре.

Демократичные родители отличаются от авторитарных тем, что первые всегда дают ребёнку некую свободу в рамках разумного. К примеру, родители, воспитывающие детей демократичным стилем скажут малышу: «ты можешь посмотреть мультики, но сначала убери свои игрушки». Такие дети учатся правильно воспринимать границы и нести ответственность за свои поступки.

В действительности, стили воспитания родителей могут отличаться. Например, папа строгий, а мама довольно мягко относится к своему малышу. Родителям важно придти к одному определенному типу воспитания. Только в этом случае, карапуз начнёт осознавать, что можно делать, а что — нет. Не забывайте о том, что малыш должен знать, что его слышат и его мнение также важно.

Как не нужно воспитывать самостоятельность у ребёнка

Научить ребенка быть самостоятельным на самом деле не так трудно, как кажется. Часто мамы и папы, желая помочь своему крохе, мешают адекватному развитию его личности. Конечно, когда малышу год-два, он ещё не в состоянии сам себя полностью обслужить, и родители ещё многие годы будут опекать и поддерживать своего ребёнка. Но это не означает, что родители должны принимать всегда за него решение и выполнять какую-либо работу.

Типичные ошибки родителей в воспитании самостоятельного ребёнка

  1. Повелительный тон. В этом случае в комнате у малыша будет всегда чисто, но не из-за того, что он сам этого хочет, а потому что он просто боится пойти против воли родителей. В данном случае взрослые не дают права выбора, не учитывают мнение крохи.
  2. Подмена понятий. Здесь родители всячески выгораживают ребёнка: «не хочешь убирать за собой игрушки? Ничего страшного, ты наверное просто немного устал». Подмена понятий мешает формироваться чувству осознанности. А без этого невозможно воспитать самостоятельность.
  3. Помощь из сочувствия. Ребёнок до последнего не берётся за уроки? Мамы или папы хотят помочь своему чаду, потому что он ещё такой маленький и ему хочется поиграть. В этом случае ребёнок не научится нести ответственность.
  4. Насмешки. В основном, ребёнок раннего возраста ещё не способен выполнять какие-либо просьбы взрослых также хорошо, как сами родители. Он ещё не набрался достаточного опыта или ловкости. Ни в коем случае нельзя насмехаться или шутить, даже по-доброму, над результатами его деятельности. В противном случае, малыш может потерять веру в себя и не захочет больше проявлять инициативу.

Как воспитать самостоятельного ребенка

Занимаясь развитием самостоятельности у детей раннего возраста, родителям необходимо запастись терпением. Ведь иногда проще взять и покормить малыша, убрать за него игрушки и т.д., тем самым препятствуя его собственной инициативе. Только от родителей зависит, насколько самостоятельным, независимым и ответственным вырастит карапуз.

Основные рекомендации, как помочь ребенку стать самостоятельным:

  1. Позволяйте малышу делать самостоятельный выбор. Не нужно все решать за ребёнка, предоставьте ему выбор: «сегодня пойдём гулять в парк или на детскую площадку?», «что будешь на завтрак: омлет или запеканку?», «какую кофточку оденем: зеленую или синюю?». Таким образом, малыш учится думать и принимать решение.
  2. Просите помощь у ребёнка, доверяйте несложные дела по дому. Например, помочь разобрать сумку с продуктами, выбросить ненужный мусор во время уборки. Всегда хвалите ребёнка, даже если результат вас не совсем устроил. Малыш будет знать, что мама ценит его помощь, и ему снова захочется помочь.
  3. Позвольте малышу заниматься исследованием, получать опыт. Ребёнок может разобрать новую игрушку не потому что хочет сломать её, ему интересно, как она устроена. Старайтесь избавиться от таких слов, как «не трожь!», «не бегай!», «не прыгай!».
  4. Ребёнку постарше поручите выполнять ежедневные обязанности, прививайте трудолюбие, например, поливать цветы или менять воду для кошки или собаки. Первое время его нужно будет контролировать и напоминать. Не забывайте поощрять малыша, а когда приходят гости, рассказывайте, какой у вас ответственный и самостоятельный ребёнок и, что благодаря ему, у вас на подоконнике растут такие красивые цветы.
  5. Не нужно делать за малыша то, что он сам уже умеет. Если ребёнок уже может держать ложку и доносить до рта, позвольте ему самостоятельно есть.
  6. Учите ребёнка, показывайте на собственном примере. Сначала покажите, как заправлять свою постель, потом сделайте вместе, а уже после дайте малышу делать это самостоятельно.
  7. Позвольте ребёнку совершать ошибки. После завтрака предложите своему крохе помыть за собой тарелку. И неважно, насколько качественно он это сделает. Не критикуйте, наоборот, похвалите его, а сами, пока малыш увлечён игрой, помойте как следует.
  8. Думайте над каждыми своими запретами. Конечно, есть необходимые запреты для безопасности малыша (переходить дорогу в неположенном месте, объедаться сладостями), но иногда слово «нельзя» родители произносят для своего же удобства. Ведь проще запретить малышу трогать швабру, чем показать, как правильно мыть пол.
  9. Помогайте, когда ребёнок просит. Научите малыша, чтобы в случае, когда он самостоятельно не в силах что-то сделать, просил вас о помощи. Но это не должно выглядеть так, что ваше чадо не хочет убирать игрушки, потому что устал, и вы тут же начинаете заниматься уборкой. Нет, здесь помощь родителей совершенно не нужна. Ребёнку необходимо помогать, если действительно он не может справиться самостоятельно с какой-то задачей.
  10. Создайте условия для самостоятельного занятия или игр. К примеру, заниматься творчеством. Если ребёнок уже достаточно взрослый, ему необязательно лепить, рисовать, либо делать аппликации под присмотром взрослого. И не забывайте о свободе выбора, пусть малыш сам решит, хочет ли он сегодня лепить или рисовать. Учите ребенка самостоятельно находить себе занятия.
  11. Просите у ребёнка совета или мнения. Когда малыш был ещё совсем маленький, родители все решали за него. Если придерживаться такого поведения и дальше, то ребёнок привыкает к тому, что за него могут решить любую проблему. А если вы советуетесь со своим ребёнком, он чувствует свою значимость.
  12. Верьте в своего ребенка. Если вы поддерживаете малыша, верите в его силы, то впоследствии это даст огромный успех в воспитании самостоятельности. Хвалите, говорите ему. что у него все получится, спрашивайте. нужна ли ему ваша помощь.
  13. Постарайтесь избегать гиперопеки. Не нужно постоянно водить ребенка за руку, запрещать быстро ездить на велосипеде и так далее. Тем самым вы подавляете его инициативу и у малыша может развиться не совсем адекватная самооценка.
  14. Подавайте правильный пример. Ведь малыши всегда копируют поведение близких. Если вы никогда не моете посуду после принятия пищи, то и ребенок, вероятней всего, никогда этого делать не будет.

Подводя итоги, можно сказать, что самое главное для воспитания самостоятельного ребёнка — это просто не мешать ему и не делать за него то, что он сам может, а только показывать и направлять. Не нужно искать оправдания в нехватки времени (легче малыша накормить или одеть), или что малыш ещё совсем маленький. Тем самым родители постепенно с каждым разом все больше и больше препятствуют развитию самостоятельности и инициативности малыша.

Сейчас существует очень много полезных книг и уроков на тему «как приучить ребенка к самостоятельности«. Рекомендуем вам пройти онлайн-интенсив Елены Даниловой по развитию самостоятельности и ответственности «Я сам».  Автор дает очень много интересной информации о воспитании самостоятельности у детей с 1 года и до 12 лет.

vdecrete.ru

Как воспитать в ребенке самостоятельность

Что мешает ребенку быть самостоятельным

Идеальная картина: мама просит ребенка убрать игрушки в своей комнате, и он сразу же идет и раскладывает все по местам. Картина еще идеальнее: ребенок видит беспорядок в комнате и сам убирает игрушки по местам. Но в жизни чаще бывает иначе.

Ребенок занят делом. Своим делом. И чтобы он все бросил и побежал убирать машинки, кубики, карандаши, у него должен быть весомый мотив отказаться от собственных интересов в пользу другого занятия. Родители должны объяснить, зачем им понадобилась помощь ребенка, почему он должен идти убирать игрушки. Жалобы мамы, например, “у меня уже сил нет за тобой все убирать” не действуют. Особенно если она после уборки идет заниматься фитнесом. Откуда силы? Получается, сказала неправду, придумала отговорку. И зачем в следующий раз вообще прислушиваться.

Излишняя осторожность и опасения родителей, что ребенок сделает что-то не так, что он что-то испортит, мешают развитию самостоятельности. Увы, многие мамы и папы готовы сделать всё сами, считая, что справятся быстрее и лучше. Но должно быть наоборот. Только через игру и позитивный настрой мы сможем помочь детям стать самостоятельными.

Этот навык закладывается на границе раннего и дошкольного возраста, дальнейшее развитие происходит через игры, учебную деятельность, повседневные дела.

Необходимо создавать ситуации, когда самостоятельность ценится, становится привлекательной и в какой-то мере престижной для ребенка. Первое время лучше помогать выполнять свои же просьбы. Это как в плавании: нельзя учить плавать, бросая ребенка в воду. Здесь отлично работает 4-этапная схема:

1 шаг. Мама сама собирает игрушки и предлагает малышу помочь ей.

2 шаг. Мама и ребенок вместе начинают уборку.

3 шаг. Ребенок убирается в комнате, мама приходит на подмогу.

4 шаг. Ребенок все делает сам.

Таким образом, ребенок постепенно поймет, зачем ему это надо и будет сам проявлять инициативу.

Главное не забудьте поблагодарить, похвалить и обратить внимание на то, как стало красиво или как сильно он помог, например, маме, папе, бабушке, что у них появилось больше времени на совместные игры.

В чем дети хитрее взрослых

Дети любят тянуть с выполнением родительских просьб. Есть выражение, что “дело должно отлежаться в столе”. Дети тоже очень быстро схватывают эту схему и активно пользуются ей. Подождать, а потом родители сами все сделают. Так происходит потому, что взрослым важнее добиться результата, а не самостоятельности.

Представим, ребенок рассыпал макароны. И вот он возится с ними минут 10, бабушка не выдерживает и сама быстро все собирает. Это ошибка. Ребенок ее быстро считывает и понимает, что он не справился, им недовольны. Захочет ли он в следующий раз сам все убрать? Нет, ведь есть же бабушка, которая лучше знает, которая сама отлично все сделает. Рано или поздно, но сделает.

У самостоятельных детей всегда есть четкое понимание, что они должны сделать, зачем и когда. Стоит обозначать границы ответственности ребенка: например, выбрать 2-3 дела, которые полностью будут находиться под его контролем. Первое время это могут быть совсем небольшие задачи, как например, следить, чтобы пластилин всегда лежал в баночках с плотно закрытыми крышками, или чтобы до завтрака кровать была заправлена. Это несложно. Но ребенок должен понимать, что это требование, которое он может выполнить и знает, зачем он должен это делать. Не уберет пластилин — тот засохнет. В такие моменты семья не должна тут же покупать новый, чтобы ребенок мог осознать последствия своей лени и уклонения от обязанностей.

Как связаны самостоятельность и эмоции

У самостоятельного ребенка хорошо развиты волевые качества, он более решителен и уверен в достижении своих целей. Также существует связь между самостоятельностью и эмоциями. Самостоятельный человек чаще испытывает радость, успех, счастье от преодоления трудностей. Менее самостоятельные, сталкиваясь с трудностями, чаще проявляют слёзы, невыдержанность, грубость.

Воспитание самостоятельности в ребенке — процесс не однодневный. Он требует от родителей терпения и понимания. Зато когда вы покажете детям, как вы цените их инициативу, исполнительность, активность, они сами будут искать способы брать инициативу на себя. И пусть все начинается с “охраны” пластилина от засыхания, немного погодя это выльется во взрослую самостоятельность и ответственность.

Самое важное правило для родителей

Родителям следует помнить важное правило: «Не делай за ребенка то, что он может сделать сам». Задача взрослого — поддерживать желание ребёнка быть союзником и другом. И тогда у вас вырастет человек, который умеет принимать важные жизненные решения и несет ответственность за свои поступки и слова.

Рекомендуем:

Воспитывать надо себя, а дети подтянутсяКаждого ребенка есть за что похвалитьВо сколько лет отдать ребенка в 1 класс

zen.yandex.ru


Смотрите также

Подпишитесь на бесплатный курс "Секреты воспитания"
и получите бесплатно
Секретную книгу.

Из данного курса Вы узнаете о тайнах народной педагогики, о секретах современных технологий воспитания и массу другой полезной информации для решения Ваших проблем.
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

12 простых формул для подготовки ребенка к детскому саду

Узнать

 


Адаптационные игры с песком

Узнать

 


Как быть счастливыми родителями

Узнать