Узнайте Секреты Воспитания Ребенка И Легко Получите Результат

имя и адрес пусто пусто


5 простых приемов для развития у ребенка самостоятельности.

Узнать

 


Методика выполнения движений с ребенком от специалиста высшей квалификации

Скачать бесплатно

 



Содержание, карта сайта.

Как заинтересовать ребенка к чтению


10 нескучных способов, как увлечь детей чтением

Несмотря на то что сегодня практически каждый носит в своём кармане большую часть всемирной библиотеки, общий уровень грамотности, эрудиции и кругозора детей не увеличивается. И здесь мы снова сталкиваемся с вечным вопросом: «Что делать?». И это вовсе не риторический вопрос. Необходимо показать детям, что от чтения можно получать удовольствие и положительные эмоции. Алихан Динаев по мотивам исследования филолога и педагога Евгении Абелюк и на основе личного опыта рассказывает о десяти эффективных приёмах.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

1. Читайте детям вслух

И начинайте делать это как можно раньше. Многие специалисты, опираясь на научные исследования, советуют начинать буквально с первого дня жизни ребёнка. Чем больше вы разговариваете с ним, чем больше он слышит слов вокруг себя, тем быстрее он заговорит и проникнется интересом к книгам.

При этом надо не бубнить что-то несвязное себе под нос, а читать «с чувством, с толком, с расстановкой». Читайте так, словно вы — единственный актёр в большом спектакле, играющий все роли одновременно. Слова ребёнка произносите милым и забавным детским голосом, слова бабушки — старческим женским голосом, речь какого-нибудь чудовища разбавьте устрашающими нотками.

Если автор пишет, что герой прокричал, — кричите, если он прошептал — сделайте то же самое! А если он воет — то почему бы на несколько секунд не разыграть роль волка при свете луны?

Вам кажется это смешным? Да, так оно и есть. Но кто сказал, что если это выглядит комичным, то это плохо? Поверьте, дети будут в полном восторге, а их искренний и заразительный смех будет разливаться по всему дому. Автор этих строк успешно испробовал этот метод на своих племянниках. Он одинаково захватывает и 11-летнего пятиклассника, и 7-летних девочек, и даже 2,5-летнего мальчика, который, проявляя чудеса выдержки, почти 15 минут увлечённо слушал историю из книги «Чарли и шоколадная фабрика». А когда его дедушка начал громко расспрашивать о том, что все они здесь делают, ещё толком не умеющий говорить ребёнок поднёс указательный палец ко рту и произнёс: «Тссс!»

3. Дочитайте до самого интересного места — и остановитесь

Используйте тот же приём, что и сценаристы с режиссёрами хороших сериалов. Обычно серия или весь сезон заканчивается на каком-то неожиданном, кульминационном моменте, заставляя зрителей неделями или месяцами ждать продолжения, обсуждая едва ли не каждый кадр последнего эпизода. То же самое можно сделать и в чтении книг: ребёнок будет с нетерпением ждать продолжения. А многие просто не выдержат и будут просить научить их читать как можно быстрее, чтобы узнать, чем все закончилось. Если же применить этот метод к ребёнку, который уже умеет читать, то наверняка он уже на следующее утро будет разыскивать книжку и читать её сам.

Сегодня издатели делают такие красивые обложки для детских книг, так красочно их оформляют, что они обязательно привлекут внимание даже самого избирательного ребёнка. Старайтесь приучать ребёнка к тому, что их везде окружают книги. Ходите с ними в книжные магазины и давайте им вдоволь побродить по рядам книг, изучить все полки. Сводите детей в библиотеку, покажите им, как там может быть красиво. А если библиотека окажется большой, то любой дошкольник или ученик будет надолго впечатлен её размерами, красотой и видами из окон.

Это, пожалуй, ключевой совет. Родители сами должны читать. В противном случае вероятность, что их дети увлекутся чтением, крайне мала. Пусть дети с ранних лет регулярно видят вас с книгой в руках, читают и изучают вашу домашнюю библиотеку.

Нет ничего плохого в том, чтобы читать не классические бумажные книги, а электронные. И если уж телефон стал естественным и неотъемлемым продолжением рук ваших детей, то пусть используют его с пользой. Предложите им скачать, например, приложение Bookmate («Букмейт»). Это не просто программа для чтения с огромной библиотекой. Это ещё и настоящая социальная сеть для любителей книг, где они могут находить себе новых друзей, делиться впечатлениями и обмениваться книжными полками.

7. Проводите параллели между героями и собой, находите общее и отличное

Сравнивайте литературных персонажей с собой, родными, знакомыми и, конечно, с самим ребёнком. Задайте ему вопрос: «Чем ты похож на Маленького принца? А чем ты отличаешься? А что бы ты сделал на его месте, встретив Лиса?» Эти и подобные вопросы подогревают интерес к содержанию романа, рассказа или сказки.

В хорошей книге всегда есть место загадкам. А уж если школьник читает, например, Жюля Верна, то они там почти на каждой странице любого произведения. Но можно задавать себе и другие вопросы. Как поднять Обломова с дивана? Как помочь Муму сбежать от Герасима и спасти её от смерти?

Иногда юному читателю важно увидеть главных героев и места, где они обитают. Картинки, рисунки, графика — все это может оказать большую помощь. И если вашему ребёнку не интересен даже «Гарри Поттер», то он вряд ли откажется от той же книги, изданной недавно с иллюстрациями британского художника Джима Кея. Его рисунки поразили даже Джоан Роулинг. Они настолько красивые, яркие и захватывающие, что их всё время хочется разглядывать и изучать. Они заинтересовывают и увлекают, давая простор фантазии и воображению. А это то, что нам нужно.

Многим книгам, конечно, все возрасты покорны. Но если вы хотите именно заинтересовать ребёнка чтением, то «Денискины рассказы» Виктора Драгунского или «Путешествие вокруг света за 80 дней» того же Жюля Верна будут в числе лучших примеров. Но если ваш 15-летний сын говорит, что не хочет читать романы, написанные «давно умершими седыми и бородатыми стариками из позапрошлого века», то посоветуйте ему, например, книгу «Изгои» — недавно впервые переведённую на русский язык классику американской литературы. Её автор Сьюзан Хинтон написала «Изгоев», когда ей было 18 лет (начала писать ещё в 15), а главным героям романа — от 14 до 20 лет. Несмотря на юный для писателя возраст, книга Хинтон стала бестселлером, общий тираж которого более 20 миллионов экземпляров.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Правда ли, что наши дети меньше читают (и виноват ли в этом интернет)

100 лучших новых книг для детей и подростков

20 самых странных и милых ляпов в советских мультфильмах

mel.fm

Как заинтересовать ребенка читать: подбираем книги и хитрые приемы по возрасту

О, как знакома ситуация: родители бьются-бьются над своим чадом, а оно ну ни в какую не хочет читать, и вообще книги терпеть не может, от одного упоминания о них впадает в истерику… К сожалению, приходится с горечью констатировать этот факт: наши дети плохо и мало читают, не стремятся этому учиться. А научившись, максимум, что читают – сообщения в чатах соцсетей… Да, заинтересовать ребенка чтением порой бывает непросто. Но родительская обязанность – подобрать тот самый единственный ключик, который откроет малышу бескрайний и увлекательный мир книг, полный ярких эмоций и незабываемых открытий.

Пока малыш не умеет читать

Многие думают, что покупать и предлагать ребенку книжки нужно, когда он уже умеет читать – а иначе они просто будут валяться на стеллаже. Это в корне неверный подход. Чем раньше малыш познакомится с книгами, тем более естественной и неотъемлемой частью его жизни они станут (как, например, ложка или полотенце). Соответственно, как только он научится реагировать на интонации и яркие картинки (а это намного раньше годовалого возраста), мама может начинать читать ему книжки. Особенно полезно делать это перед сном. Так вырабатывается своеобразный ритуал укладывания, что значительно облегчит засыпание.

До года это должны быть небольшие четверостишия (или даже двустишия), забавные прибаутки, потешки, которые не утомят малютку. При этом лучше, если сами книжки будут не только яркими, с крупными картинками, но и очень плотными – малыши обожают их грызть и сосать.

С годовалыми детками и малышами немного старше уже можно пробовать рассматривать и описывать картинки в книжках, просить их повторить простые звуки (завыл ветерок, замычал бычок). При таком подходе ребенку через время будет легче (да и интереснее) научиться читать самому.

Чтение обязательно должно быть актерским: маме недопустимо монотонно «на одной волне» бубнить что-то фоновое. Действие необходимо воспроизводить так, чтобы малыш мог ярко представить себе каждого персонажа: вот мышка пропищала тоненько, вот что-то промурлыкал кот, а вот – сладкоголосо вещает лисичка, свирепо рычит злой медведь; бабушка говорит старушечьим голосом, девочка – детским. Иногда они кричат, смеются, шепчут, плачут… Это покажет ребенку, что мир книг – это мир эмоций, такой яркий и разнообразный.

Можно периодически посещать книжные магазины и библиотеки, выбирать какие-то книги для себя и предлагать малышу сделать свой выбор. Выбор у него должен быть обязательно!

Что еще важно в младшем дошкольном возрасте? Конечно, игра! Это для малыша — главное средство естественного познания мира, отношений, характеров, причин и следствий. Поэтому отношения его с книгами должны стать увлекательной игрой.

Что можно придумать?

  • Проигрывать прочитанное в домашнем кукольном театре (или театре теней).
  • Устроить соревнование малыша с его ровесниками (непременно с призами) – кто больше найдет на картинке (в корзинке, коробке) предметов или персонажей из прочитанного произведения.
  • Сочинить свои истории по мотивам прочитанного произведения, придумать ему свой финал.
  • Нарисовать персонажей сказки, слепить, вырезать или смастерить из подручных материалов.
  • Изобразить настроение или характер героев сказки пантомимой, танцем.
  • Проводить эксперименты, проверяя явления, описанные в книжке.

Возможно, находчивые родители придумают и свои варианты игр. Главное, чтобы ребенок тут же не выбросил из головы прочитанное, а держал в памяти, вспоминал, представлял, анализировал. То есть закреплял материал.

Показывайте ребенку пример: с самого раннего возраста он должен видеть, что у вас много книг, что ваша семья их постоянно читает. Тогда он вырастет в книжном окружении, и оно станет для него естественным. Если же вы сами не берете в руки ничего, кроме планшета или ноутбука, очень глупо требовать от ребенка чего-то отличного. Ведь «ребенок учится тому, что видит у себя в дому».

А если он уже читает?

Да, основная проблема – именно в этом: дети учатся читать (часто при помощи угроз и ультиматумов), но «загнать за книжку» их невозможно. Если все вышеизложенные правила были игнорированы родителями, скорее всего, их отпрыска эта чаша тоже не минует. Учиться читать не рано и в 4 года, как не поздно и в 6 лет. Но учиться любить книги, считать их важной составляющей своей жизни, малыш должен практически с рождения — на родительском примере.

Но даже если случилось и так, ситуацию можно исправить. Правда, потребуется куда больше усилий, терпения, фантазии. И – любви к своему чаду. Если уж с первых лет жизни родители не сделали его книголюбом, это упущение, прежде всего, их.

Итак, к каким уловкам можно прибегнуть, чтобы в 1 классе ребенок не шарахался от учебников и не «терял» список литературы на лето?

  • Хвалите малыша перед родственниками и друзьями за то, как он умеет и любит читать.
  • Всегда и везде читайте с ребенком все, что только можно прочитать: этикетки, вывески, рекламу, ценники, открытки и другие «читабельные» вещи, которые могут попасться на глаза на улице, в магазине, на прогулке, в гостях.
  • Оставляйте малышу на холодильнике добрые послания из букв-магнитиков: сначала – короткие, затем – все длиннее, постепенно увлекая его и в мир ваших с ним отношений.
  • Подбирайте книги с привлекательными иллюстрациями. Черно-белые невыразительные гравюры способны оттолкнуть его от чтения того или иного произведения, тогда как яркие, сюжетные, захватывающие, наоборот, подстегнут.
  • Если ребенок много времени проводит в компьютере, научите его пользоваться электронными книгами – возможно, такой формат привлечет его больше.
  • Предлагайте почитать книги, по которым снято кино или мультфильм, – заодно он научится анализировать, улавливать разницу между оригиналом и его экранизацией (конечно, у ребенка 5 лет без помощи взрослых хорошего анализа не получится).
  • Читайте с ребенком по ролям: озвучивайте одного персонажа, а он – другого (папа – третьего). Или, если в произведении повествование идет от автора – за автора читает мама, а за остальных персонажей (со всем актерским мастерством) – ребенок.
  • Обрывайте чтение на самом интересном месте, найдя какую-то вескую причину (нужно бежать в магазин, доваривать суп, пора спать и т. д.). Это подстегнет маленького ленивца потрудиться над самостоятельным чтением, ведь жуть как хочется узнать – что там дальше?
  • Оставляйте книги везде, где они могут попасться ребенку на глаза: на его прикроватной тумбочке, в гостиной, на кухне, в прихожей и даже в туалете – там-то точно заняться нечем, и отвлекать от чтения никто не будет.
  • Читая дочке или сыну какое-то произведение, сравнивайте его героев с близкими малышу людьми: кто из них на какого персонажа похож, чем отличается от него? На кого похож сам ребенок? Поступил бы он так же, как герой, и почему? Когда персонажи книг становятся настолько ближе, процесс чтения автоматически увлекает.
  • Открывайте неочевидные для юного чтеца вещи в каждой книжке: делайте очевидные для вас, но скрытые от него выводы, показывайте ситуацию с другой точки зрения, чем у него самого, объясняйте, с какой целью автор написал именно так. Это не только заинтересует ребенка, но и научит анализировать прочитанное, пытаться понять авторский замысел.
  • Периодически просите ребенка помочь вам с домашними делами: пусть почитает вам что-нибудь, пока вы моете посуду или гладите белье – ведь это такие скучные занятия!
  • Не заставляйте свое чадо насильно дочитывать книгу, угрозами или лишениями, если видите, что произведение ему не интересно. Это вызовет только еще больший протест.
  • Не ставьте своему «антикниголюбу» жестких условий: пока не прочитаешь 20 страниц – никаких друзей (телефонов, компьютеров, мультиков, шоколадок…). Эффект будет тот же самый – усиление ненависти к чтению.

Еще одна маленькая хитрость, чтобы показать дошкольнику или даже школьнику 7, 8 лет, что книги – это хорошо: дарите их ему в качестве награды или поощрения, к каким-либо праздникам или датам.

Какие книжки выбирать?

Вопрос немаловажный, учитывая обилие разномастной печатной продукции на современных книжных полках. Но учитывать придется не только это.

Как правильно подбирать книжки для своего ребенка? На что обращать внимание?

  • Учитывайте возрастные особенности. До года это могут быть потешки, прибаутки, книжки в картинках с рассказами о том, как кто-либо ведет себя в течение дня (как умывается, что кушает, чем занимается). После года самыми подходящими будут небольшие народные сказки (про Курочку Рябу, Репку, Колобка, Теремок), а также произведения К. Чуковского. С детьми младшего дошкольного возраста полезно организовывать чтение в виде игры. Младшим школьникам придутся по душе и по возрасту всевозможные детские энциклопедии, а также сказки и рассказы о жизни их сверстников – их чувствах, дружбе, занятиях. Ведь в этот период учеба и построение отношений в новом социуме для ребенка важнее всего.
  • Прислушивайтесь к пожеланиям самого малыша, учитывайте его интересы. Если ему нравятся, к примеру, бабочки, глупо дарить ему энциклопедию о динозаврах. А если он любит детективные сюжеты, то сказки о принцессах его мало заинтересуют. Пусть его домашняя библиотека состоит из литературы по тем темам и в тех жанрах, которые его привлекают. По крайней мере, в период пробуждения любви к чтению.
  • Не настаивайте на классике. Порой случается, что ребенок отказывается читать произведение, автор которого жил «триста лет тому назад» или в котором повествование ведется с использованием множества устаревших слов, непонятных выражений, «стариковской» реальности. В таком случае нужно постараться подобрать произведения современных авторов. Помочь с выбором могут воспитатели, учителя, библиотекари.

Чтение – один из основных и важнейших навыков современного человека. Без любви к самостоятельному чтению ребенок просто не сможет гармонично развиваться. А помочь ему полюбить книжки – задача пусть и не всегда легкая, но требующая обязательного решения. Основные из них изложены в этой статье. Но это не истина в последней инстанции. Родители могут придумать и другие способы влюбить свое чадо в литературу.

Текст

razvivashka.online

Как заинтересовать ребенка чтением?

С появление планшетов и компьютеров, а вместе с ними и разнообразных красочных, интересных игр, проблема чтения стала для детей школьного возраста особенно острой. Все реже дети интересуются чтением, им скучно, не интересно, чтение книг требует усидчивости и сосредоточенности, которые дети зачастую попросту не хотят проявлять. Кроме того, у большого количества детей в голове образовался своеобразный блок: в школе заставляют читать книги, а значит, они не могут быть интересными.

Вместе с тем, чтение формирует кругозор ребенка, увеличивает словарный запас, способствует развитию фантазии. Ребенок читает книгу и как бы смотрит на мир глазами другого человека, а значит, учится смотреть на ситуацию под разными углами, лучше понимать людей, ставить себя на их место. Без чтения, в конце концов, не получить 5-ку в школе. Это, впрочем, не должно обозначать, что читать нужно обязательно из-под палки, заставлять, настаивать и произносить заветное «никакого компьютера, пока не прочитаешь 2 главы».

Задача школы и родителя – не только научить ребенка чтению, но и заинтересовать книгами. К сожалению, школы зачастую не справляются с задачей. Научить учителя могут, а вот привить любовь к книгам намного сложнее. Зачастую, родителям приходится брать контроль над ситуацией в собственные руки. BrainApps расскажет, как заинтересовать ребенка чтением.

Когда ребенок должен начинать читать?

Чтобы не задаваться вопросом о том, как заинтересовать ребенка и научить читать с интересом, начните знакомство с книгами в раннем возрасте. Ребенок должен понимать, что книга – неотъемлемый атрибут жизни каждого человека, и его жизни в частности. Пока ребенок еще не умеет читать, он может играть с книгами вместо игрушек. Главное – вовремя привить уважение к книге, что нельзя мять страницы, рвать, рисовать, портить.

Пусть книги будут в свободном доступе, там, где малыш сможет до них дотянуться. Не забывайте читать ребенку перед сном, дети стремятся подражать взрослым, а значит, для полной заинтересованности, ребенок должен как можно чаще видеть вас с книгой в руках. Выбирайте интересные книги, интересуйтесь тем, что нравится вашему ребенку. Взрослые люди, любящие читать, в детстве, как правило, хотели как можно скорее научиться чтению, чтобы читать можно было самостоятельно, в любом количестве, вне зависимости от родителей.

6 советов, как заинтересовать ребенка чтением

1.    Совмещайте чтение с актерской игрой

Когда вы читаете ребенку книгу, постарайтесь отказаться от невнятного бубнежа и невыразительных интонаций. Такое чтение навивает скуку, хочется зевать и поскорее сменить занятие на что-нибудь более увлекательное. Делайте паузы, ударения, выделяйте слова голосом. Озвучивайте героев, говорите то тонким голоском, то внушительным басом. Проявите актерские способности! Незачем стесняться ребенка. Такое чтение действительно заинтересовывает ребенка и одинаково хорошо работает на детях любого возраста, от дошкольников до пятиклассников.

2.    Используйте распространенный художественный прием – клиффхэнгер

Если вы когда-нибудь с интересом читали книгу, или смотрели сериал, то наверняка знакомы с таким понятием, как клиффхэнгер. Глава, или серия сериала заканчивается напряженным событием, неожиданным поворотом, хочется как можно скорее узнать, что же будет дальше. Так создатели сериалов подогревают интерес к следующей серии, а авторы книг заставляют читателей перелистывать страницу и начинать следующую главу. Используйте этот прием, когда читаете ребенку. Чувствуете, что повествование подходит к кульминационному моменту, вот-вот, произойдет что-то, что изменит судьбу персонажа? Перестаньте читать. Отложите книгу, скажите ребенку, что дальше читать вы будете завтра. Как правило, детям настолько интересно узнать, что же будет дальше, что они пытаются начать читать самостоятельно. В педагогике такой метод называется методом Кассиля.

3.    Предоставьте право выбора ребенку

Сегодня дети читают не так охотно, как читали дети 10-20 лет назад. Это проблема не только родителей, но и книжных издательств. Поэтому, со своей стороны они делают все возможное, чтобы привлечь юных читателей: иллюстрации на страницах, яркие, привлекающие внимание обложки. Дайте ребенку выбрать книгу самостоятельно. Сходите в книжный магазин, а затем не подгоняйте, дайте возможность походить между книжными рядами, все разглядеть, подержать понравившиеся экземпляры в руках. Либо посетите библиотеку, возможно, ребенку понравится особенная атмосфера и красота бесчисленных книжных рядов.

4.    Покажите, что читать можно с любимого гаджета

Современные дети привыкли всегда держать в руках телефон или планшет. Их уже почти не привлекает шелест страниц, запах типографии, и это совершенно нормально. Научите ребенка пользоваться мобильными приложениями для чтения, возможно, так читать будет комфортнее и привычнее. В конце концов, какая разница, обычная книга или электронная книга, если ребенок ее читает?

5.    Подогревайте интерес и развивайте фантазию, проводя параллели и задавая вопросы

Некоторым малышам бывает сложно сопереживать героям, а значит, и интересоваться в полной мере сюжетом. Это все какие-то непонятные, далекие от него персонажи, почему ему должно быть интересно? Пока вы читаете книги, в процессе чтения попробуйте задавать ребенку вопросы: нравится ли ему персонаж? На кого он похож из родственников или друзей? Чтобы сделал ребенок, окажись на месте героя повествования? Проявите инициативу, попробуйте провести параллель между персонажами и людьми, которых ваш юный читатель знает. Как только ребенок поймет, что персонажи книги намного ближе к нему и людям, которые его окружают, читать станет интереснее.

6.    Выбирайте книги с красочными иллюстрациями

Нет, это вовсе не значит, что ребенок будет рассматривать картинки в книге вместо того, чтобы заниматься чтением. Маленькому читателю намного проще погрузиться в сюжет или атмосферу книги, если он может подсмотреть, как все выглядело. Ребенок видит места, главных героев, пейзажи, ему проще представлять, что же происходит. Как мы уже говорили, книжные издательства сегодня заинтересованы в привлечении маленьких читателей, поэтому даже если речь идет о Гарри Поттере, возможно найти издание с красочными, изумительно проработанными иллюстрациями.

Если ничего не помогает. Еще несколько способов, как приучить ребенка к чтению

1.    Читайте по ролям

Если вы видите, что вашего собственного чтения не достаточно, чтобы заинтересовать чадо, пусть ребенок читает книгу вместе с вами. Вы можете читать диалоги по ролям, или, например, вы читаете авторскую речь, ребенок – прямую.

2.    Поставьте себя на место главных героев

Чем лучше у ребенка развита фантазия, тем проще ему погружаться в мир книги. Попытайтесь представить себя персонажами книги. Пусть чтение для ребенка не ограничивается лишь тем, что он читает книгу. Попросите написать небольшой рассказ от лица героя, попытайтесь представить, что происходило до или после событий повествования. Раздвигайте границы книги, так вы сможете сильнее заинтересовать своего юного читателя.

3.    Пусть ребенок вам помогает

Допустим, вы занимаетесь какими-то важными домашними делами: готовите, убираетесь, гладите. Пожалуйтесь ребенку на скуку и попросите, пусть он займется для вас чтением вслух. Он должен чувствовать, что приносит пользу. В процессе чтения ребенок, возможно, заинтересуется сюжетом и захочет дальше читать книгу самостоятельно. Пусть это превратится для вашей семьи в своеобразный ритуал, это не только заинтересует ребенка книгами, но и создаст более теплую атмосферу в семье.

Подведем итоги: что делать, если ребенок не читает книгу?

Если вы хотите, чтобы ваши дети увлеклись чтением и начали больше читать, необходимо помнить, что все дети разные. В первую очередь, вам нужно не сравнивать себя самого с ребенком, не рассказывать, что мама с папой в детстве читали очень много книг. Такой подход не работает, времена довольно сильно изменились, ребенку сложно сравнивать себя с родителем. Лучше поинтересуйтесь, чем увлекается чадо. Иногда, если ребенок не хочет читать книгу по художественной литературе, его больше заинтересует энциклопедия или какие-нибудь научные издания, написанные специально для детей. Вполне возможно, что чтение ребенку, конкретно в вашем случае, должно приносить практическую пользу.

Самое главное – не заставляйте ребенка читать. Пусть он не ассоциирует книги с обязаловкой и чем-то таким, что его заставляют делать. Последний совет на сегодня: дарите ребенку книги. На праздники и в моменты, когда хотите похвалить и поощрить. Так юному читателю будет проще осознавать ценность книг, он научится им радоваться.

iqclub.ru

Как приучить ребенка к чтению: 10 советов для родителей

Алена Лепилина

Что делать, если ребенок не читает? Этот вопрос занимает многих родителей. В наши дни детей отвлекает слишком многое: смартфоны, компьютеры, мультики, которые бесконечно идут по телевизору, — ребенка на улицу поиграть с друзьями не вытащишь, не то что книгой заинтересуешь. Но сдаваться не стоит. Выбрали 10 способов приучить ребенка к чтению. Пробуйте их один за другим или несколько сразу — какой-то непременно подействует.

1. Внесите элемент игры

Превратите чтение в игру и вам не придется ни секунды тратить на то, чтобы уговорить ребенка взяться за книгу. Сделайте постановку — домашний театр, — и пусть бабушки и дедушки станут благодарными зрителями, позовите в гости друзей вашего ребенка и устройте соревнование, обязательно с призами, — кто больше прочитает или найдет предметов на картинке (для этого хороши виммельбухи), покажите ребенку книги-лабиринты, сочиняйте истории, делайте поделки, рисуйте персонажей, вырезайте, раскрашивайте, проводите эксперименты, показывайте театр теней и делайте объемные фигуры из бумаги. Идей море. Только успевай воплощать.

Автор фото: Кристина Ковтун, — источник

2. Пусть ребенок читает то, что нравится

Если ребенок отказывается читать книги из школьного списка литературы, не «наседайте». Показывайте другие книги, чтобы он понял: есть не только скучные рассказы про осенний лес или былины о русских богатырях (тут уж кому что не нравится), а еще и фантастика, пьесы и, допустим, сатира. Да хоть мифы Южной Африки и предания Вьетнама — лишь бы чтение увлекало. Не надо в ребенка «запихивать» знания и уж тем более навязывать свои предпочтения.

Автор фото: Алия Гимранова, — источник

Попробуйте отыскать жанр, который придется ребенку по душе. А если уж дело совсем не идет, попробуйте «подсунуть» комиксы, пусть это и для многих как ножом по сердцу. Когда ребенок найдет что-то свое, он войдет во вкус и, вполне вероятно, со временем начнет читать все, что под руку попадется: будет глотать книги, а не булочки 🙂

3. Заведите дома большую библиотеку

Невозможно приучить ребенка к чтению, если дома элементарно нет книг или их очень мало. Всегда должна быть возможность подойти к книжному шкафу и взять что-нибудь.

Автор фото: Полина Мяличкина,— источник.

Помню, как сама в детстве выбирала книги по принципу «потому что гладиолус» — читала все, что попадалось на глаза: большая советская энциклопедия, Булгаков, По, сказки народов мира, Горький, Беляев, энциклопедии «Я познаю мир» — история, физика, космос, растения, искусство, медицина и еще штук двадцать на разные темы, — Хмелевская, Даррелл, Стругацкие, книги про динозавров, взросление детей, психологию и даже крылатые выражения на латыни (их я заучивала — даже не могу сказать, для какой цели). В ход шло все. И я искренне уверена, что это серьезно повлияло на мою любовь к чтению.

4. Не заставляйте дочитывать до конца

Если вы видите, что книга «не идет», ребенок то и дело вздыхает, отвлекается, вертится, как уж на сковородке, да и вообще делает все что угодно, лишь бы не переворачивать следующую страницу — пусть закрывает эту книгу. Чтение из-под палки к хорошему не приведет. Никогда не принуждайте ребенка сидеть за неинтересной ему книгой, иначе вы добьетесь ровно противоположного эффекта. Даже взрослым советуют это делать: Игорь Манн использует «тест 50 страниц» — если за 50 прочитанных страниц книга «не цепляет», ее просто надо отложить в сторону. Не говоря уже о детях.

От интересной книги не оторваться! Автор фото: Мария Еремина, — источник.

5. Покажите, что удивительного в книгах

Еще в школе нас учили разбирать произведения, видеть глубинный смысл, догадываться, о чем думал автор и что хотел сказать. Попробуйте провернуть этот трюк с ребенком, только не ударяясь в пространные размышления, а показывая прочитанное с неожиданной стороны. Найдите в книге необычное и покажите ребенку. Когда объясняете ему что-то, проводите неочевидные параллели — так, чтобы юный нехочуха действительно заинтересовался.

Автор фото: Ирина @kmigirazuma, — источник

6. Ориентируйтесь на ведущую деятельность

Отечественный психолог Леонтьев, а затем Эльконин и Давыдов развивали идею ведущей деятельности — это «основное занятие» ребенка, внутри которого развивается личность. В каждом возрасте ведущая деятельность своя: с 3 до 7 лет — сюжетно-ролевая игра, до 11 лет — учеба, позже — интимно-личностное общение (вот почему для подростков сверстники становятся значимее, чем семья). Любовь к чтению можно прививать через ведущую деятельность: для малышей придумывайте игры с книгами, детям постарше давайте энциклопедии по интересующим их темам, подростку можно «подсунуть» книгу об отношениях.

источник

7. Не ставьте условий

Частенько от родителей можно услышать: «Пока не прочитаешь десять страниц, на улицу не пойдешь». Наверное, это самое худшее, что можно придумать. Никогда не ставьте условия и не лишайте ребенка удовольствий, будь то сладкое, прогулка с друзьями или поездка с классом на экскурсию. Иначе книга для него станет врагом. Но никак не другом.

А лучше давайте книжки с самого нежного возраста. Ребенок их полюбит. Автор фото: Irin Knuremko, — источник.

8. Выбирайте красивые книги

Психологи отмечают, что примерно до 12 лет у ребенка превалирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Вот почему важно обращать внимание на визуальную составляющую детских книг: яркую обложку, красивые иллюстрации, качественную бумагу. Книга должна притягивать, словно магнит. Восхищать. Вызывать восторг. Тогда ребенку не придется напоминать о чтении.

Добрая жизнеутверждающая книга с волшебными иллюстрациями. От нее в восторге даже взрослые. Мы в МИФе обожаем Мамазавра! — Источник.

9. Оставляйте книги на видном месте

Это уже трюк восьмидесятого уровня, но почему бы не попробовать. Пусть книги в доме лежат везде: прибейте полочку на кухне, оставляйте книги на обеденном столе, если у вас есть гостиная или большой коридор — «поселите» их и там, положите на тумбочку возле кровати ребенка. И не забудьте про ванную комнату и уборную 😉 Серьезно! Там как в самолете: внимание не распыляется, отвлекающих факторов минимум, так что рука сама потянется к книге.

источник

10. Читайте вместе с ребенком

Этот способ сработает на маленьких детях: они нежно привязаны к родителям и хотят проводить вместе все время, поэтому стоит подумать о том, чтобы разнообразить свой досуг чтением. Читайте по ролям, просто по очереди — по страничке, предложите ребенку озвучивать героев разными голосами: лисичка говорит высоким тоненьким голоском, волк басит, а колобок смешно поет.

И обязательно читайте деткам перед сном, — источник

И, наконец, последнее. Будьте для своего ребенка самым лучшим примером. Героем. Вдохновляйте. Показывайте, что сами неравнодушны к книгам. Увлекайте в волшебный мир книг. Если вы всем сердцем любите читать, если в семье предпочитают телевизору книги, а «залипанию» в гаджетах — совместный досуг, слова «Мой ребенок не читает», скорее всего, никогда и не прозвучат. А если проблема все же есть, то в ваших силах ее решить.

Обложка поста: pexels.

P.S.  Хотите узнавать о самых интересных детских книгах и получать скидки на лучшие новинки? Подписывайтесь на нашу рассылку.  В первом письме — подарок.

deti.mann-ivanov-ferber.ru

Как заинтересовать детей чтением? Про девочку, которая не любила читать

Жила была девочка Ирочка. В обычной советской семье. Мама, папа, старший братик, бабушки и дедушки. И все в этой семье любили читать.

Папа мог оставить все зарплату в книжном магазине. Дедушка собирал и сдавал макулатуру, чтобы потом получить книги. Мама с бабушкой обожали детективы, а братик увлекался историей. Все читали взахлеб. Кроме Ирочки.

Первое время все расстраивались. Потом бабушки с дедушками решили: «ну девочка, что с нее взять, главное – замуж выйти удачно». И только мама не оставляла попыток увлечь дочь чтением.

И читали по очереди, и книги мама подбирала те, что ее захватывали и увлекали. Ничего не помогало… Ирочка читала, конечно, школьную программу. Иногда читала и книги вне школы, но очень медленно и совсем без азарта.

Младшие классы, средняя школа, старшие классы. Ничего не менялось. Некоторые книги Ирочка любила. Например, Беляева “Человек-амфибия”, “Ариэль”, “Голова профессора Доуэля”, но читала она так медленно, что на один роман уходило несколько месяцев.

Но вот старший брат поступил в институт. И в лучших семейных традициях, стал всю стипендию оставлять в книжном магазине. И дома появились стопки книг. Совсем незнакомых авторов. Роджер Желязны, Майкл Муркок, Айзек Азимов, Эндрю Нортон, Пол Андерсон, Гарри Гаррисон и другие. Ирочка смотрела на них. Потом взяла одну – прочитала, вторую – прочитала, третью. И понеслось…

Вместо подготовки к геометрии в 10 классе она дочитывала “Поселок” Кира Булычева. Не могла оторваться. А “Властелина колец” осилила в рекордные сроки. Книга была одна, ее читал весь институтский курс брата, и после нескольких месяцев ожидания прочитать надо было очень быстро. Книгу ждала очередь желающих.

И сейчас, много лет спустя, Ирочка по-прежнему много читает. В очередях, в транспорте, везде, когда есть минутка времени.

В чем оказался секрет?

Просто те книги, что читали бабушка, дедушка, папа и мама, были не интересны тогда еще маленькой девочке. А других ни родители, ни брат не знали. А вот ВУЗ старшего брата в корне изменил ситуацию. И все новые авторы были очень даже интересны и увлекательны.

Так что надо сделать родителям, чтобы увлечь детей чтением?

1. Не торопиться с обучением чтению. Это сложный процесс, цель которого – понять текст. Мозг маленьких детей в 1,5-3 года просто не готов к этому. Ребенок запоминает буквы, даже произносит их, читает, но смысла текста не понимает. Логопеды рекомендуют начать изучать азбуку, буквы и учиться читать обычным деткам в районе 5-ти лет. Но еще важнее следить за ребенком, заметить у него интерес и начать ему помогать в освоении этого нового навыка.

2. А вот что полезно делать с пеленок, так это читать ребенку короткие стихи и потешки. А заучивание стихов – отличная тренировка памяти для родителей.

3. Чтение пред сном – это и время общения с ребенком, и отличный ритуал для засыпания. Можно воспользоваться моим рейтингом сонных книжек: https://ihappymama.ru/sonnye-knizhki-dlya-malyshki-kak-usypit-rebenka/

4. Играть в игры на внимание, запоминание, пространственное мышление, развивающие мелкую и крупную моторику.

5. Читать вслух, обсуждать, смотреть за реакцией ребенка.

6. Фантазировать с ребенком, придумывать продолжения, пересказывать знакомые истории на новый лад, менять сюжет, соединять героев разных книг и придумывать свои истории.

7. Рисовать героев и сюжеты, лепить, шить, ставить домашние спектакли, придумывать игры с любимыми персонажами.

8. Читать по очереди. Родители могут остановиться на интересном месте и отложить книгу. Если ребенку будет интересно, он продолжит читать сам.

9. Читать по ролям.

10. Обустроить уютный уголок для чтения.

11. Постепенно вводить более сложные книги. «Вводить серьезное чтение, понимание его, надо постепенно, усиливая серьезность книг». (3)

Еще: «Важно поддерживать и сохранять живую душу ребенка. Во всех занятиях – в игре, в желании самому что-то сделать, что-то узнать. Интерес к серьезному чтению развивается, когда ребенку предоставлена свобода. И вам стоит это учитывать». (3)

ihappymama.ru

Как приучить ребенка к чтению: 13 советов родителям: 3 книги

Многие родители сталкиваются с проблемой: дети наотрез отказываются брать в руки книгу. Научить ребенка читать – еще половина задачи. Важно привить любовь, чтобы чтение было не необходимостью, а приятным и интересным занятием. На основе исследований нейропсихологов и педагогов мы составили перечень советов, которые помогут вашему сыну или дочери в раннем возрасте заинтересоваться сказочными мирами и сюжетами. Чтобы потом с интересом браться за полезную литературу и с удовольствием – за новый роман.

1. Подавайте пример

В таком ответственном деле, как воспитание, важен собственный пример. Одно дело – семья, в которой родители проводят вечера с книгой или газетой, а совсем другое – когда папа не может оторваться от компьютера, а мама не пропускает ни одного сериала. Вполне естественно, что маленький ребенок не потянется за букварем или книжкой с картинками, если есть планшет или смартфон с игрушками. Так что же делать? Читайте сами! Маленький ребенок, глядя на ваше заинтересованное лицо, нахмуренный лоб или счастливую улыбку при чтении, поймет, что вам известен какой-то секрет. Наверняка ему захочется приобщиться таинству.

2. Объясните ценность

С ранних лет вашего ребенка обращайте внимание на то, что книга – это ценность, а не просто бумага и текст, обернутые в цветную обложку. Не выкидывайте и не разбрасывайте книги. Книга – не игрушка, и тем более нельзя допускать, чтобы дети рвали страницы или рисовали на них. В каждом доме должен быть книжный шкаф, а в случае, если какие-то книги вам больше не нужны, их можно сдать в библиотеку или раздать знакомым.

3. Читайте вслух

Начните с чтения вслух – только так ребенок может научиться читать, проговаривая звуки и постепенно понимая взаимосвязи букв, слогов и слов. Дети очень любят, когда родители разыгрывают сказки по ролям, а потом и сами втягиваются в процесс чтения. Это сближает и ассоциируется с самым приятным и интересным времяпрепровождением. Но не превращайтесь в раба чтения – передавайте инициативу. Ребенок может читать вам, бабушке, любимой игрушке или кошке – слушателя найти несложно.

4. Хвалите

Да, не забывайте хвалить за чтение с выражением, когда ребенок правильно произносит сложные слова и не торопится. Ласковое прикосновение, похвала, поощрение шоколадкой или игрушкой сделают свое дело. Ребенок поймет, что читать не так сложно, что у него получается, что он может добиться еще лучших результатов.

5. Прервитесь

Прием, который помогает повысить интерес к рассказу и понять, насколько важно уметь читать. Все просто: читая книгу, остановитесь на самом интересном месте. Сделайте вид, что вы что-то вспомнили и не можете продолжить, пока не запишете важную мысль. Ребенок не станет долго ждать – ему интересно продолжение! Если он уже умеет читать, хотя делает это неохотно, тогда сам возьмет книгу и дочитает за вас. Или же поймет, что вы не всегда сможете читать ему любимые сказки, а читать самому, в общем-то, все-таки стоит научиться.

6. Визуализируйте

Стих, сказку, рассказ можно не только разыграть в лицах, но и отобразить в рисунке, символах и на схеме, составить план. Так ребенку будет понятнее текст, поскольку вы будете опираться на ключевые слова и фразы. И запомнить «нарисованный» стих гораздо проще. Помимо фантазии «здесь и сейчас», этот метод развивает воображение, которое сильно пригодится в будущем – на школьных уроках, на работе, в сложных жизненных ситуациях.

7. Играйте

Если для вашего ребенка шкаф – это ковчег, а хлебная баранка – это руль автомобиля, ему будет проще начать читать и полюбить чтение как интересную игру. Некоторые дети с трудом осваивают чтение из-за своих особенностей развития. В первую очередь это связано с недостатком игр в раннем возрасте. Чтение – это тоже игра, поскольку при этом включается воображение. Читать без способности представлять предметы и события бессмысленно. А если у ребенка не получается представить и понять – ему будет скучно.

8. Развивайте воображение

Клиенты нейропсихологов – дети с нарушением восприятия, внимания, памяти и логического мышления. Без всего этого трудно полюбить чтение. Но помочь таким детям, коих очень много, можно. Для этого разработаны специальные развивающие игры. Уделяя им хотя бы по 20 минут ежедневно, можно добиться больших успехов в чтении! Игры, завязанные на угадывании букв, интонаций, скороговорках, ассоциациях не будут казаться скучными уроками, к ним захочется возвращаться вновь и вновь.

9. Покажите мир

Человек, никогда не слышавший пения птиц, не ощутивший дуновения ветра и не погружавшийся в морские воды, не сможет себе этого представить. Некоторые дети растут буквально в тепличных условиях: редко гуляют, мало двигаются, не общаются со сверстниками и не испытывают новых эмоций. То есть не получают жизненного опыта. Таким детям трудно фантазировать. Натыкаясь на описания и явления, которых они не видели в жизни, они пропускают их мимо глаз и души – не понимают смысла, не заинтересовываются. Поэтому крайне важно не только проводить время за книгой, но и показывать ребенку новые картины мира. Обсуждать, обращать внимание на явления, трогать объекты, задавать вопросы («Смотри, это чайка. Как ты думаешь, почему она летит так низко?»).

10. Не жалейте время

Чтобы научить ребенка читать, требуется много времени. Если у него не получается, нет желания, он выказывает протест – потребуется еще больше времени. Не полагайтесь на учителей, вы справитесь не хуже! Авторитет для вашего ребенка – вы сами, и перед вами открывается возможность сблизиться, передать ему свои знания и умения, привычки, любовь к тем или иным книгам, авторам и издательствам. Не пренебрегайте этим.

11. Пусть чтение станет наградой

Полюбив «игры в слова», ребенок будет воспринимать эти минуты и часы как подарок или награду. Убрал разбросанные вещи? Молодец! А теперь можно и почитать. Через развивающие игры, плавно переходящие в чтение, дети учатся с интересом относиться и к книгам. Пусть совместное чтение будет вашим любимым занятием. И тогда вы все чаще будете слышать вопрос: а когда мы пойдем читать?

12. Обсуждайте прочитанное

Превратите чтение в дополнительную тему для разговора: обсуждайте прочитанное, приводите примеры и аналогии. Почему герой поступил так, а не иначе? На кого из ваших родных и друзей он похож? В диалоге на тему произведения ребенку будет проще понять мотивы поступков, запомнить сюжет.

13. Превратите чтение в ритуал

Если ваш ребенок уже не маленький, учится в школе, но с презрением относится к чтению, заведите привычку хотя бы несколько дней в неделю уделять время книге – как самостоятельно, так и вместе с ребенком. А приступать к нему следует с расстановкой – как к ритуалу. Ведь не зря существовала традиция вечерних чтений, когда глава семейства зачитывал произведения, а вся семья слушала, затаив дыхание. Для такой цели отлично подойдут летние вечера на даче!

mybook.ru


Смотрите также

Подпишитесь на бесплатный курс "Секреты воспитания"
и получите бесплатно
Секретную книгу.

Из данного курса Вы узнаете о тайнах народной педагогики, о секретах современных технологий воспитания и массу другой полезной информации для решения Ваших проблем.
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

12 простых формул для подготовки ребенка к детскому саду

Узнать

 


Адаптационные игры с песком

Узнать

 


Как быть счастливыми родителями

Узнать