Узнайте Секреты Воспитания Ребенка И Легко Получите Результат

имя и адрес пусто пусто

studbooks.net

лепка - это... Что такое лепка?

  • ЛЕПКА — ЛЕПКА, лепки, мн. нет, жен. (иск.). 1. Действие по гл. лепить. Лепка бюста. || Скульптурное воспроизведение каких нибудь предметов из гипса, глины и др. пластических материалов. Заниматься лепкой. Урок лепки. || То или иное качество вылепленного… …   Толковый словарь Ушакова

  • Лепка —         создание скульптуры из мягких материалов (глина, воск, пластилин) путём наращивания или удаления пластической массы. Лепка один из первичных, основных процессов работы скульптора; методом лепки выполняются эскизы, а также модели,… …   Художественная энциклопедия

  • ЛЕПКА — ЛЕПКА, и, жен. 1. см. лепить. 2. Вид пластики создание скульптурных произведений из пластичных материалов. Художественная л. Класс лепки. 3. собир. Произведения такого искусства. Коллекционировать лепку. 4. перен. О чертах лица, очертаниях головы …   Толковый словарь Ожегова

  • Лепка — придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике, пластмассам типа поликапролактона и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов стеков и т. п. Один из базовых приёмов широкого жанрового диапазона станковой и… …   Википедия

  • Лепка —         создание скульптуры из мягких пластических материалов (глина, воск, пластилин) путём наращивания или срезания массы. Л. один из первичных, основных процессов работы скульптора; методом Л. выполняются Эскизы и модели. Л. является одной из… …   Большая советская энциклопедия

  • Лепка — I ж. 1. процесс действия по гл. лепить I 1., 2. 2. Результат такого действия; то, что вылеплено из пластического материала или прилеплено к чему либо; лепление 2.. II ж. Форма, контуры, очертания чего либо; лепнина. Толковый словарь Ефремовой. Т …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • лепка — лепка, лепки, лепки, лепок, лепке, лепкам, лепку, лепки, лепкой, лепкою, лепками, лепке, лепках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • лепка — л епка, и …   Русский орфографический словарь

  • лепка — (1 ж) …   Орфографический словарь русского языка

  • лепка — и; ж. 1. к Лепить (1 зн.). Урок лепки. Материал для лепки. Закончить лепку статуи. 2. То, что вылеплено. Л. украшала помещения дворца. Художественная л. 3. какой. Книжн. Форма, контуры, очертания чего л. Красивой лепки лоб. Изящная л. губ. ◁… …   Энциклопедический словарь

dic.academic.ru

ЛЕПКА - это... Что такое ЛЕПКА?

  • ЛЕПКА — ЛЕПКА, лепки, мн. нет, жен. (иск.). 1. Действие по гл. лепить. Лепка бюста. || Скульптурное воспроизведение каких нибудь предметов из гипса, глины и др. пластических материалов. Заниматься лепкой. Урок лепки. || То или иное качество вылепленного… …   Толковый словарь Ушакова

  • Лепка —         создание скульптуры из мягких материалов (глина, воск, пластилин) путём наращивания или удаления пластической массы. Лепка один из первичных, основных процессов работы скульптора; методом лепки выполняются эскизы, а также модели,… …   Художественная энциклопедия

  • лепка — лепные украшения, пластика, вылепливание, лепнина Словарь русских синонимов. лёпка лепные украшения, лепнина Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 …   Словарь синонимов

  • Лепка — придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике, пластмассам типа поликапролактона и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов стеков и т. п. Один из базовых приёмов широкого жанрового диапазона станковой и… …   Википедия

  • Лепка —         создание скульптуры из мягких пластических материалов (глина, воск, пластилин) путём наращивания или срезания массы. Л. один из первичных, основных процессов работы скульптора; методом Л. выполняются Эскизы и модели. Л. является одной из… …   Большая советская энциклопедия

  • Лепка — I ж. 1. процесс действия по гл. лепить I 1., 2. 2. Результат такого действия; то, что вылеплено из пластического материала или прилеплено к чему либо; лепление 2.. II ж. Форма, контуры, очертания чего либо; лепнина. Толковый словарь Ефремовой. Т …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • лепка — лепка, лепки, лепки, лепок, лепке, лепкам, лепку, лепки, лепкой, лепкою, лепками, лепке, лепках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • лепка — л епка, и …   Русский орфографический словарь

  • лепка — (1 ж) …   Орфографический словарь русского языка

  • лепка — и; ж. 1. к Лепить (1 зн.). Урок лепки. Материал для лепки. Закончить лепку статуи. 2. То, что вылеплено. Л. украшала помещения дворца. Художественная л. 3. какой. Книжн. Форма, контуры, очертания чего л. Красивой лепки лоб. Изящная л. губ. ◁… …   Энциклопедический словарь

dic.academic.ru

Консультация для педагогов «Лепка для развития творческих способностей дошкольника»

Марина Буторина Консультация для педагогов «Лепка для развития творческих способностей дошкольника»

Лепка- это один из видов изобразительной деятельности дошкольников, основное назначение которой – образное отражение действительности. Значение лепки для развития ребенка огромно. Скульптор И. Я. Гинцбург говорил о значении лепки следующее: «…В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложения предмета. Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного – тела от приставных частей – все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки». Это – искусство детей – очень живое, непосредственное, с реалистическим и экспрессивным отношением к действительности. Искусство это очень осязаемо. Лепные фигурки как настоящие. Их можно трогать, рассматривать со всех сторон, быстро изменять по своему желанию. Разные фигурки легко объединяются в интересные композиции. А лепные картинки или интерьерные поделки очень украсят любое помещение. Все что видит и о чем мечтает ребенок, может воплотиться в лепных образах.

Лепка- один из самых эмоциональных из продуктивных видов изобразительной деятельности. Техника лепки- самая безыскусная, но при этом самая развивающая. В лепке синхронно работают две руки, и координируется работа двух полушарий. Лепка – это не только забавные игрушки и радость совместного общения,это и:

- координация движений обеих рук и развитие мелкой моторики;

- разнообразие сенсорного опыта (чувство пластики, формы, материала, веса);

- возможность создания объемных поделок;

- умение планировать работу и доводить ее до конца;

- богатое воображение.

В лепке, как и в любой творческой деятельности, ярко выражена направленность на конечный результат.

Лепка содействует гармоничному развитию личности ребенка, помогает создать обстановку эмоционального благополучия, обеспечить развитие у детей способностей к эстетической деятельности. Во время работы с пластилином, глиной ребенок получает эстетическое наслаждение от их пластичности, объемности, от форм, которые получаются в процессе лепки. Одновременно ребенок осознает различные свойства глины и пластилина, знакомиться с объемной формой, строением и пропорциями предметов, у него развивается точность движений рук и глазомер, формируются конструктивные способности.

Лепка оказывает влияние на развитие творческих способностей ребенка. Создание ребенком во время лепки самых простых скульптур- творческий процесс. Так, шарообразный комок глины ему представляется мячом, апельсином, яблоком, а согнутый до соединения концов глиняный столбик – кольцом, баранкой. Ценно, что свойства используемых в лепке материалов позволяют неоднократно менять форму, достигая желаемой выразительности.

Дети любят лепить. Задачей же воспитателя является пробуждение творческих сил ребенка, предоставление ему «пищи» для творчества. В младшем дошкольном возрасте пробуждение интереса к лепке может быть осуществлено через подражание ребенка деятельности взрослого. На глазах у детей в руках у воспитателя рождаются разные фигурки, что стимулирует их на собственную деятельность. А в старшем возрасте воспитатель лепит вместе с детьми, демонстрируя способы обращения с материалом.

Материалами для лепки детей дошкольного возраста могут быть любые пластичные тела: глина, пластилин, тесто, снег, влажный песок.

Глина

Основным и наилучшим материалом для лепки является глина. Она эластична, хорошо формуется; высохшее изделие обладает достаточной крепостью, сохраняет форму, хорошо принимает любую краску. Хранят глину в полиэтиленовых пакетах, чтобы не проходил воздух; время от времени глину обрызгивают водой. Для предохранения рук от прилипания глины, перед началом работы следует слегка смазать руки подсолнечным маслом. С самых первых занятий следует приучать детей аккуратно обращаться с глиной: не крошить, не сорить ею. Если глина попала на одежду- это не страшно, после высыхания она легко стряхивается.

Пластилин

Услышав слово «пластилин» сразу же представляем, что предстоит лепить. Дети очень любят лепить из пластилина - это красочный, яркий пластичный материал для лепки. Благодаря развитию современной химической промышленности на прилавках магазинов можно увидеть много разных видов пластилина - обычный, перламутровый, флуорисцентный; в коробочках, баночках. Даже взрослому трудно устоять перед изобилием выбора – сразу хочется лепить. Чтобы пластилин к началу работы был мягок, его следует положить ненадолго в теплое место. Приемы лепки из пластилина разнообразны, но работать с ним надо осторожно, так как пластилин оставляет жирные пятна. Создавая работы из пластилина, дети самостоятельно решают не только задачи по созданию объема, но и задачи, связанные с выбором цвета. Пластилин прекрасно смешивается и получается большое разнообразие оттенков. Процесс смешивания пластилина очень интересен детям и тоже способствует развитию творческой активности.

Тесто

Техника работы с соленым тестом несложна. Она не требует значительных денежных затрат, не занимает много времени.

Рецепт теста: смешать 2 части муки с 1 частью мелкой соли и добавить немного воды. Хорошо вымесить. Тесто должно быть очень тугим. Хранить тесто лучше в полиэтиленовом пакете в холодильнике. Приемы работы с тестом очень схожи с приемами работы с пластилином. Но нужно учитывать что тесто более сложный материал и отдельные детали не нужно примазывать, а просто смочить водой. Оконченное произведение можно раскрасить, добавляя в краски клей ПВА. Тогда высохшая краска держится прочно, не смазывается, не растирается. Поделки из соленого теста займут достойное место в уголке изодеятельности, украсят интерьер группы, раздевалки, будут способствовать развитию эстетического восприятия.

Снег

Зимой во время прогулок материалом для создания лепных скульптур может быть снег. Лепка из снега- очень интересное и увлекательное занятие. Но обязательным условием для этого материала является достаточная влажность. Снег можно заготавливать в любую погоду, складывая его в определенное место и прихлопывать, а во влажную погоду гора снега готова для творения. Море положительных эмоций вызовет коллективная лепка снеговика или снежной крепости. Совместное обыгрывание построек сближает детей, укрепляет дружбу, формирует нравственные качества. И пусть живут изделия из снега недолго, но даже за короткое время они радуют всех своей необычной красотой.

Песок

Любимое занятие детворы на прогулке летом – игры с песком. Лепить из песка можно как отдельные постройки, так и целые города. Пользоваться для создания объемных фигур различными формочками, ведерками, лопатками. Как и для снега, так и для песка обязательное условие – достаточная влажность. Дети с большим удовольствием лепят из песка и обыгрывают свои постройки, будь то дорога для машины или торт для кукол. И не так важно, что может быть испачкана одежда, ведь это вполне устранимо, а вот полученные умения и навыки, эстетическое удовлетворение от сделанного стоят неизмеримо дороже.

Виды лепки :

- предметная

- сюжетная

- декоративная

В предметной лепке изображение отдельных предметов является более простым, чем в рисовании, так как в лепке ребенок имеет дело с реальным объемом и ему не надо прибегать к условным средствам изображения. Дети с интересом лепят фигуры людей и животных. При лепке этих предметов они передают лишь наиболее яркие, характерные признаки, а форма основных частей остается обобщенной. Поэтому главной задачей является обучение детей изображать в лепке основную форму предметов и наиболее яркие, характерные признаки.

Сюжетная лепка требует от детей большего объема работы, так как нужно вылепить каждый предмет, входящий в композицию, установить его, дополнить лепку деталями. Основные задачи при обучении сюжетной лепке : - научить задумывать и изображать лепные композиции из 2-3 предметов;

- научить творчески подходить к решению сюжета, выделяя основное;

- использовать различные приемы лепки.

Декоративная лепка – это создание детьми предметов на темы народного декоративно-прикладного искусства. Эта работа учит детей обращению с инструментом, различным приемам лепки, красивому декоративному заполнению пространства. Художественно-творческая деятельность проявляется не только в конечных продуктах детского творчества, но и в высказываниях детей в момент рождения замысла. Часто именно этот разговор, непосредственно предваряющий практическую деятельность, и является главным отправным толчком, рождающим художественный образ в детском творчестве.

Хочется сказать еще об одном виде лепки – по замыслу. Основная задача здесь состоит в том, чтобы дети самостоятельно учились задумывать тему лепки, опираясь на полученные умения и навыки, доводили работу до конца, проявляя самостоятельность и творческую активность в создании четкой формы предмета, в дополнении его деталями, в применении знакомых способов лепки.

Для изображения объемной формы в работе с детьми используют несколько способов лепки : конструктивный, пластический или скульптурный, комбинированный. Это традиционные способы лепки, которые в достаточной мере способствуют всестороннему развитию детей и рекомендованы программой детского сада.

Для поддержания интереса к процессу лепки и развития творческих способностей в работе с детьми можно использовать так называемые нетрадиционные способы и лепить не скульптуры, а картины.. Для этого необходимо подготовить основу (картонную, деревянную, или керамическую, покрыть ее тонким слоем пластилина, процарапать на ней задуманный рисунок или сделать эскиз на бумаге. А затем можно лепить детали по порядку и прикреплять их – придавливать, примазывать, разглаживать.

Барельеф – лепная картина с выпуклым изображением (детали выступают над поверхностью основы).

Горельеф – это рельеф с более выпуклым изображением, чем барельеф.

Эти два способа известны достаточно давно.

Пластилинография – нетрадиционная техника изобразительного искусства,по сравнению с двумя другими, появилась значительно недавно, но завоевала огромную популярность у педагогов. Принцип ее заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности. Основой может служить цветной картон, что во многом упрощает работу дошкольникам.

На протяжении нескольких лет я охотно использую эту технику в работе с детьми.

Чтобы создавать лепные картины ребенок должен хорошо освоить приемы лепки, которые используют в традиционных способах: отщипывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, оттягивание, прищипывание, примазывание, прижатие, сглаживание, налепы, процарапывние и др.

Детям младшего дошкольного возраста сложно самостоятельно работать в этой технике, так как у них недостаточно освоены эти приемы. Поэтому знакомить детей с этой техникой я начинаю поэтапно.

Первый этап – нанесение пластилина на поверность бумажной основы-силуэта (круги, листья, овалы, рукавички, елочки и др.) , закрепляем прием отщипывания, оттягивания.

Второй этап – это нанесение пластилина на бумажную основу, ограниченную контуром.

Третий этап – декорирование (пластилином, природными материалами – семенами подсолнечника, кабачков, тыквы, арбуза; бросовым материалом – крышки, пробки и др.) . Закрепляем приемы отщипывания, раскатывания, сплющивания, вдавливания.

Далее – изображение простых предметных картинок на основе (яблоко, дерево, зайчик и др.). Закрепляем приемы отщипывания, раскатывания, сплющивания, оттягивания.

Следующий этап – смешивание пластилина. Дети с интересом узнают, что пластилин можно смешивать так же, как и краски и начинают активно экспериментировать. Это занятие служит большим толчком для развития цветовосприятия, эстетического восприятия, творческого воображения.

Далее мы переходим с детьми к созданию коллективных работ для украшения интерьера (ваза с цветами) или картин с определенным сюжетом.

И уже в старшем дошкольном возрасте, овладев определенными умениями и навыками, ребенок может самостоятельно задумать и воплотить в картине свой творческий замысел.

Приятно, когда ребенок делает что то своими руками. И не важно, что штуковина получается немножко кривая и кособокая, главное, что малыш сам это сделал. Не только занимательной игрой, но и скрытым учебным процессом для ребенка будет лепка из различных материалов, где он самостоятельно сможет пофантазировать, проявить свое мастерство.

www.maam.ru


5 простых приемов для развития у ребенка самостоятельности.

Узнать

 


Методика выполнения движений с ребенком от специалиста высшей квалификации

Скачать бесплатно

 



Содержание, карта сайта.

Лепка что такое


Лепка - это... Что такое Лепка?

  • ЛЕПКА — ЛЕПКА, лепки, мн. нет, жен. (иск.). 1. Действие по гл. лепить. Лепка бюста. || Скульптурное воспроизведение каких нибудь предметов из гипса, глины и др. пластических материалов. Заниматься лепкой. Урок лепки. || То или иное качество вылепленного… …   Толковый словарь Ушакова

  • Лепка —         создание скульптуры из мягких материалов (глина, воск, пластилин) путём наращивания или удаления пластической массы. Лепка один из первичных, основных процессов работы скульптора; методом лепки выполняются эскизы, а также модели,… …   Художественная энциклопедия

  • лепка — лепные украшения, пластика, вылепливание, лепнина Словарь русских синонимов. лёпка лепные украшения, лепнина Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 …   Словарь синонимов

  • ЛЕПКА — ЛЕПКА, и, жен. 1. см. лепить. 2. Вид пластики создание скульптурных произведений из пластичных материалов. Художественная л. Класс лепки. 3. собир. Произведения такого искусства. Коллекционировать лепку. 4. перен. О чертах лица, очертаниях головы …   Толковый словарь Ожегова

  • Лепка —         создание скульптуры из мягких пластических материалов (глина, воск, пластилин) путём наращивания или срезания массы. Л. один из первичных, основных процессов работы скульптора; методом Л. выполняются Эскизы и модели. Л. является одной из… …   Большая советская энциклопедия

  • Лепка — I ж. 1. процесс действия по гл. лепить I 1., 2. 2. Результат такого действия; то, что вылеплено из пластического материала или прилеплено к чему либо; лепление 2.. II ж. Форма, контуры, очертания чего либо; лепнина. Толковый словарь Ефремовой. Т …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • лепка — лепка, лепки, лепки, лепок, лепке, лепкам, лепку, лепки, лепкой, лепкою, лепками, лепке, лепках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • лепка — л епка, и …   Русский орфографический словарь

  • лепка — (1 ж) …   Орфографический словарь русского языка

  • лепка — и; ж. 1. к Лепить (1 зн.). Урок лепки. Материал для лепки. Закончить лепку статуи. 2. То, что вылеплено. Л. украшала помещения дворца. Художественная л. 3. какой. Книжн. Форма, контуры, очертания чего л. Красивой лепки лоб. Изящная л. губ. ◁… …   Энциклопедический словарь

dic.academic.ru

ЛЕПКА - это... Что такое ЛЕПКА?

  • Лепка —         создание скульптуры из мягких материалов (глина, воск, пластилин) путём наращивания или удаления пластической массы. Лепка один из первичных, основных процессов работы скульптора; методом лепки выполняются эскизы, а также модели,… …   Художественная энциклопедия

  • лепка — лепные украшения, пластика, вылепливание, лепнина Словарь русских синонимов. лёпка лепные украшения, лепнина Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 …   Словарь синонимов

  • ЛЕПКА — ЛЕПКА, и, жен. 1. см. лепить. 2. Вид пластики создание скульптурных произведений из пластичных материалов. Художественная л. Класс лепки. 3. собир. Произведения такого искусства. Коллекционировать лепку. 4. перен. О чертах лица, очертаниях головы …   Толковый словарь Ожегова

  • Лепка — придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике, пластмассам типа поликапролактона и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов стеков и т. п. Один из базовых приёмов широкого жанрового диапазона станковой и… …   Википедия

  • Лепка —         создание скульптуры из мягких пластических материалов (глина, воск, пластилин) путём наращивания или срезания массы. Л. один из первичных, основных процессов работы скульптора; методом Л. выполняются Эскизы и модели. Л. является одной из… …   Большая советская энциклопедия

  • Лепка — I ж. 1. процесс действия по гл. лепить I 1., 2. 2. Результат такого действия; то, что вылеплено из пластического материала или прилеплено к чему либо; лепление 2.. II ж. Форма, контуры, очертания чего либо; лепнина. Толковый словарь Ефремовой. Т …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • лепка — лепка, лепки, лепки, лепок, лепке, лепкам, лепку, лепки, лепкой, лепкою, лепками, лепке, лепках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • лепка — л епка, и …   Русский орфографический словарь

  • лепка — (1 ж) …   Орфографический словарь русского языка

  • лепка — и; ж. 1. к Лепить (1 зн.). Урок лепки. Материал для лепки. Закончить лепку статуи. 2. То, что вылеплено. Л. украшала помещения дворца. Художественная л. 3. какой. Книжн. Форма, контуры, очертания чего л. Красивой лепки лоб. Изящная л. губ. ◁… …   Энциклопедический словарь

dic.academic.ru

Лепка как вид художественно-прикладного искусства и ее влияние на развитие детского творчества

По толковому словарю русского языка С.И.Ожегова лепка - вид пластики - создание скульптурных произведений из пластических материалов [12]. В современной литературе по художественному творчеству лепка определяется как придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов - стеков и т. п. Один из базовых приемов широкого жанрового диапазона станковой и декоративно-прикладной скульптуры [13]. Значение лепки для развития ребенка огромно. Это - искусство детей - очень живое, непосредственное, с реалистическим или экспрессивным отношением к действительности.

Лепка в силу своей специфики является эффективным средством познания объемно-пространственных форм действительности - важного фактора в общем развитии ребенка. В педагогическом отношении роль лепки также важна, как и других общеобразовательных предметов. В раннем возрасте она нередко представляет собой более активное развивающее начало, чем рисунок. Трехмерное изображение объемных предметов помогает школьникам познать объекты в реальной полноте их формы. Работа с материалами лепки, учащиеся расширяют круг знаний о свойствах материалов, овладевают полезными техническими навыками, тренируют руку и глаз, а пространственное мышление [14].

Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Разные фигурки легко объединяются в интересные композиции. С ними можно играть и показывать спектакли. А лепные картинки или интерьерные поделки очень украсят любое помещение. Все, что видит и о чем мечтает ребенок, может воплотиться в лепных образах. Так рождается особый мир - маленький, игрушечный, но как настоящий. Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространстве [15].

Лепка - один из самых эмоциональных из продуктивных видов изобразительной деятельности. Скульптор И. Я. Гинцбург говорил о значении лепки следующее: «…В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Эта азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета. Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного - тела от приставных частей - все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки».

Техника лепки - самая безыскусная, но при этом самая развивающая. В лепке синхронно работают две руки, и координируется работа двух полушарий.

Лепка - это не только забавные игрушки и радость совместного общения, это и: - координация движений обеих рук и развитие мелкой моторики; - разнообразие сенсорного опыта (чувство пластики, формы, материала, веса); - возможность создания объемных поделок; - умение планировать работу и доводить ее до конца; - богатое воображение и эстетический вкус.

В лепке, как и в любой творческой деятельности, ярко выражена направленность на конечный результат. Лепка содействует гармоничному развитию личности ребенка, помогает создавать обстановку эмоционального благополучия, обеспечивать развитие у детей способностей к эстетической деятельности. Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки и другие предметы окружающего мира. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды художественной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие интересы ребенка.

Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют ребенку овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующего длительного обучения. В лепке решение этой задачи значительно облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом. Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается - объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются [16].

Лепку можно классифицировать по материалу: из глины, пластилина, соленого теста, снега, песка и др. Каждая из них имеет свои особенности и возможности, поэтому не следует заменять их друг другом, а использовать разные материалы, в зависимости от поставленных целей и задач.

Глина. Основным и наилучшим материалом для лепки является глина. Она эластична, хорошо формуется; высохшее изделие обладает достаточной крепостью, сохраняет форму, хорошо принимает любую краску. Глина, добытая в разных местах, имеет свой индивидуальный цвет: желтовато-коричневый, красноватый, серо-белый, зеленовато-голубой, бурый. Некоторым детям не нравиться лепить из глины, потому что исходный материал темный некрасивый. Требует подготовительной работы по счистке и замачиванию.

Для предохранения рук от прилипания глины, перед началом занятия следует слегка смазать руки подсолнечным маслом. С самых первых занятий следует приучать детей аккуратно обращаться с глиной: не крошить, не сорить ею, не отщипывать крохотные кусочки. Если глина и попала на одежду - это не страшно, после высыхания она легко стряхивается. Легко смывается водой с рук.

Просушенные глиняные работы могут храниться длительное время. Их можно раскрашивать красками. Для увеличения прочности глиняные изделия необходимо подвергать обжигу в специальной печи [17].

Пластилин. Искусственная, долго не сохнущая пластическая масса. Пластилин применяется в основном при лепке мелких орнаментированных деталей. Пластилин тверже глины, поэтому его перед лепкой необходимо хорошо размять в руках. Главное преимущество пластилина, по сравнению с глиной, в том, что он не сохнет и всегда сохраняет пластичность, необходимую для лепки. Основной плюс пластилина - разнообразие цветов. Создавая работы из пластилина, дети самостоятельно решают не только задачи по созданию объёма, но и задачи, связанные с выбором цвета. Пластилин прекрасно смешивается и получается большое разнообразие оттенков. Пластилин можно многократно использовать.

Но пластилин имеет ряд недостатков. Он требует предварительного согревания, в то же время как в сильно разогретом состоянии он теряет пластичность, прилипает к рукам, вызывая неприятные ощущения, оставляет жирные, трудноудаляемые пятна. Для самых маленьких детей лучше подойдёт флуоресцентный пластилин (он более мягкий), для детей постарше - пластилин любой другой серии.

Сейчас в магазинах имеется пластилин не только различных сортов, но и с различными свойствами. Например, немецкий формпласт после окончания работы погружают на несколько минут в горячую воду - и он затвердевает. Правда такой пластилин второй раз уже не используешь [18].

Соленое тесто. Самый безопасный и экологичный материал для занятий лепкой с детьми. Техника работы с солёным тестом несложна. Она не требует значительных денежных затрат, не занимает много времени на подготовку исходного материала.. Приёмы изготовления из солёного теста очень схожи с приёмами работы с пластилином. Но нужно учитывать, что тесто более нежный материал и отдельные детали примазывать не надо, а просто смочить водой.

Сушат изделия из теста на воздухе, а для ускорения процесса можно запечь в простой духовке. Оконченное произведение можно раскрасить, добавляя в краски клей ПВА. Тогда высохшая краска держится прочно, не смазывается, не растирается. А для придания глянца и лучшего внешнего вида, а также увеличения срока службы изделия из теста покрывают лаком.

Поделки из солёного теста следует хранить в сухом месте, обращаться с ними нужно осторожно, так как высохшее тесто довольно хрупко. А уж если отломался какой-то элемент, его можно приклеить клеем ПВА.

Снег. Зимой во время прогулок материалом для создания лепных скульптур может быть снег. Лепка из снега - очень интересное и увлекательное занятие. Но обязательным условием для этого материала является достаточная влажность. Начинается работа с того, что скатывается снежный ком. Если поделка высокая, то друг на друга ставятся несколько комков. Эта конструкция укрепляется в стыках (похлопыванием, налепами), а затем отсекается лишнее и дополняется отдельными частями.

Песок. Любимое занятие детворы на прогулке летом - игры с песком. Лепить из песка можно как отдельные постройки, так и целые города. Пользоваться для создания объёмных фигур различными формочками, ведерками, лопатками. Как и для снега, так и для песка обязательное условие - достаточная влажность. Песок поливается рано утром водой и ко времени наступления прогулки он становится достаточно хорошим для лепки. Лепить из песка нужно быстро и сильно не прихлопывать, так как он может обсыпаться, и постройка рухнет на глазах.

Воск. Очень приятен на ощупь и на запах, но он очень быстро остывает и твердеет, поэтому из воска хорошо лепить с детьми постарше, так как маленькие не успевают сообразить, что нужно сделать. Воск разрезают на кубики 3см на 3 см и погружают в горячую воду и лепят пока он теплый. Воск остается мягким 3-4 минуты, потом застывает.

Масса для лепки. Высокотехнологичный полимерный материал, экологически чистый, комфортный в использовании. В состав массы входят полимер, вода и красители на растительной основе. Масса пластична и приятна на ощупь. Лепится легко и приятно. Застывает в течении 2 часов, полностью в течении суток. Готовое изделие получается легким и упругим, стойким к повреждениям. Масса сохраняет свою эластичность при правильном хранении в герметично закрытой упаковке. Если масса стала терять свою эластичность, рекомендовано ее взбрызнуть водой из пульверизатора и герметично закрыть баночку.

Масса имеет богатую цветовую палитру, состоящую из ярких и спокойных цветов. Цвета массы для лепки легко смешиваются, и как в однородные, так и при не полном перемешивании в «мраморные» оттенки, причудливые узоры.

Папье-маше. В переводе с французского означает «жеваная бумага». Это масса из бумаги клея. В сыром состоянии она очень эластична, а высыхая становиться твердой и прочной. Применяется при изготовлении различной театральной бутафории, кукол, используется как материал в скульптуре малых форм.

Изделия из папье-маше легкие и прочные, а в случае поломки реставрируются очень просто: достаточно иметь под рукой клей и бумагу. Процесс оклеивания модели кусочками бумаги называется машированием или формовкой [18].

Синтетическая глина. Это паста на минеральной основе - ДАС. Этот материал, обладая всеми пластическими свойствами натуральной глины, не требует предварительной очистки и термической обработки. Продается в упаковке уже готовой для лепки, с необходимым содержанием влажности. Пока паста ДАС еще не высохла, ее можно изменять и лепить из нее скульптуры. Чаще всего паста бывает одноцветной - белой. В синтетическую глину можно «заворачивать» различные предметы. Затем она сама по себе затвердевает, после чего изделия нужно раскрасить, как изделия из глины [19].

Способы лепки для изображения объемной формы.

Конструктивный способ. При этом способе образ создается из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название). Конструктивным способом дети начинают лепить очень рано - уже в 2-3 года - и часто сами «открывают» его для себя. С развитием воображения, умения владеть руками, способности планировать свою работу, этот способ совершенствуется: увеличивается количество деталей, усложняется их взаимное расположение, более тщательной и выразительной становиться доработка.

Пластический или скульптурный. Более сложный метод по сравнению с конструктивным. Заключается он в лепке из целого куска, постепенном измении его - вытягивании, оттягивании, загибании, вдавливании необходимых частей.

Комбинированный способ. Это способ, объединяет два способа: конструктивный и скульптурный. Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей. Как правило, самые крупные детали выполняются скульптурным образом, а мелкие создаются отдельно и присоединяются к скульптурной форме. Он является универсальным по своим возможностям.

По видам скульптуры можно выделить лепку круглых форм (круглая скульптура) и рельефную лепку. К видам рельефной лепки относятся барельеф - лепная картина с выпуклым изображением (детали выступают над поверхностью основы) и горельеф - это рельеф с более выпуклым изображением, чем барельеф.

По содержанию лепка бывает - предметная, сюжетная, декоративная, комплексная [16].

В предметной лепке изображение отдельных предметов для ребёнка является более простым, чем в рисовании, так как в лепке ребёнок имеет дело с реальным объёмом и ему не надо прибегать к условным средствам изображения. Дети с интересом лепят фигуры людей и животных. При лепке этих предметов они передают лишь наиболее яркие, характерные признаки, а форма основных частей остаётся обобщённой. Поэтому главной задачей является - обучение детей умению изображать в лепке основную форму предметов и наиболее яркие, характерные их признаки.

Сюжетная лепка требует от детей большого объёма работы, так как нужно вылепить каждый предмет, входящий в композицию, установить его, дополнить лепку деталями. Сюжетом для лепки могут служить эпизоды из окружающей жизни, содержание некоторых сказок, рассказов. Выразительность сюжетных композиций зависит не только от того, как дети умеют изображать форму, но и от того, как они связывают фигуры между собой изображением действия.

Основные задачи при обучении сюжетной лепке: - научить детей задумывать и изображать лепные композиции из нескольких предметов; - учить творчески подходить к решению сюжета, выделяя основное; - использовать различные приёмы лепки.

Декоративная лепка. В декоративной лепке дети создают декоративные или декорированные изделия - это вазы, маски, панно, лепные орнаменты, изделия по мотивам мелкой декоративной пластики народных умельцев и игрушек, украшения (бусы, броши), сувениры. Эти изделия связаны с жизнью, поэтому имеют больше смысла для ребенка. Например, большая художественная выразительность и непосредственность глиняных игрушек, красота материала из которого они выполнены, постепенно превратили их из немудреной детской забавы в произведения искусства, доставляющие эстетическое наслаждение не только детям, но и взрослым [20].

В школьной практике бывает так, что само знакомство с изобразительным искусством начинается с произведений большого искусства, а их понимание требует некоторой специальной подготовки. Декоративные же изделия, народная пластика - «это образы, близкие мировосприятию и мироощущению ребенка, это художественный язык, доступный для понимания и усвоения даже совсем маленькими детьми, это техника, виртуозно отточенная временем и руками сотен мастеров»[21].

На примере изделий декоративно-прикладного искусства проще продемонстрировать детям единство формы и содержания, особенности композиции, так как при их рассмотрении дети не отвлекаются на сюжетные стороны работы. Декоративная лепка позволяет учить детей предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка, условно решать форму предмета, красивому заполнению пространства.

Вывод:

Лепка в силу своей специфики является эффективным средством познания объемно-пространственных форм действительности - важного фактора в общем развитии ребенка.

Лепка - осязаемый, эмоциональный, развивающий, продуктивный вид творческой деятельности, способствующий полноценному развитию школьников всех уровней обучения.

Лепка, как вид не только художественного, но и прикладного творчества может стать содержанием предметного кружка по технологии для учащихся средних классов. Что и является предметом нашего исследования.


Смотрите также

Подпишитесь на бесплатный курс "Секреты воспитания"
и получите бесплатно
Секретную книгу.

Из данного курса Вы узнаете о тайнах народной педагогики, о секретах современных технологий воспитания и массу другой полезной информации для решения Ваших проблем.
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

12 простых формул для подготовки ребенка к детскому саду

Узнать

 


Адаптационные игры с песком

Узнать

 


Как быть счастливыми родителями

Узнать