Узнайте Секреты Воспитания Ребенка И Легко Получите Результат

имя и адрес пусто пусто


5 простых приемов для развития у ребенка самостоятельности.

Узнать

 


Методика выполнения движений с ребенком от специалиста высшей квалификации

Скачать бесплатно

 



Содержание, карта сайта.

Поощрения для детей в детском саду


Методы стимулирования детей дошкольного возраста

наталья стионова Методы стимулирования детей дошкольного возраста

«МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Свое выступление хочу начать словами Сухомлинского «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества. (слайд 2)

Трудовое воспитание маленьких детей начинается с самообслуживания: умывание, одевание, снимание и надевание одежды в определенном порядке, расстегивание и застегиванием пуговиц, складывание одежды. В самообслуживании перед ребенком становится конкретная цель, достижение которой понятно ребенку и жизненно необходимо для него. Результат, которого он достигает в самообслуживании, нагляден и открывает ему известные перспективы совместной деятельности: оделся – можно идти на прогулку, убрал игрушки – можно идти заниматься. Обслуживая себя. Ребенок проявляет определенные физические и умственные усилия; они тем заметнее выступают в деятельности ребенка, чем он младше и чем менее он владеет навыками самостоятельного одевания, умывания и еды.

Известно, что в детском саду воспитанникам мы не ставим оценок, но для дошкольника важно, чтобы его похвалили, чтобы результат его деятельности не оставался не замеченным, чтобы его увидели родители, сверстники, поддерживали и поощряли настроение «я сам!», а также научить детей целенаправленному действию. Поощряя малыша, важно чтобы он видел и цель действия, и результат работы.

В своей работе использую метод стимулирования детей. Наглядно метод стимулирования воспитанников выглядит в виде фишек, которые выдаются детям. Фишки выдаются детям не только за результат, но и за старание, прогресс.

(Слайд 3) Фишки сделаны в виде наклеек на шкафчики, они классифицируются по временам года: осенью – это корзина (приклеиваются на все шкафчики детей, в виде поощрения в корзину кладутся осенние листочки или банка с овощами; (Слайд 4) зимой – это елочка, в виде поощрения на нее приклеиваются игрушки; весной – это ваза, в виде поощрения заполняется цветами; (слайд5)летом – это ежик, на которого приклеиваем яблочки.

Дети стараются заработать как можно больше поощрений, очень хорошо помогает приучать детей к самооценке, мотивирует к культурному поведению, общению со взрослыми, сверстниками, привычки говорить правду, соблюдать чистоту, порядок в шкафчике, в игровой зоне, выполнять полезную деятельность, вести себя культурно, отзывчиво. (Слайд 6)

По окончании определенного периода, который оговаривается с детьми заранее важно подвести итог: дети могут самостоятельно или с помощью воспитателя сосчитать свои наклейки, также визуально видно, чья корзина, ваза и т. д. наиболее наполнена, наиболее красива, визуально ребенок видит, кто приложил максимум усилий, а кому нужно постараться. (Слайд 7)

Нацелевая детей на результат необходимо объяснять детям, что они собирают корзину с осенним букетом для мамы, украшают елку для малышек и т. д. (Слайд 8,9) Для более старших школьников можно ввести цветовую оценку: красный лист, шарик – отлично, молодец; зеленый – хорошо; желтый, синий – нужно постараться. (Слайд 9)

В течении дня хвалю ребенка словесно, взглядом, но похвала должна быть дозированная, искренняя, эмоциональная. Похвала должна быть не только за результат, но и за процесс старания, прогресс.

Формирую у детей разнообразные навыки поведения, отражающие уважение ко взрослым, положительное отношение к сверстникам, бережное отношение к вещам, которые, превращаясь в привычки, становятся нормой поведения: привычка здороваться и прощаться, благодарить за услугу, класть любую вещь на место, культурно вести себя в общественных местах, вежливо обращаться с просьбой.

Особенностью детей дошкольного возраста является ярко выраженная способность к подражанию. В то же время недостаточно развитая произвольность поведения, неумение контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание могут приводить к нежелательным поступкам.

Я считаю, что метод стимулирования, делает первостепенной задачу формирования нравственных навыков поведения, перерастающих в процессе накопления опыта в нравственные привычки. Спасибо за внимание!

www.maam.ru

Поощрение детей: как и зачем поощрять

Анастасия Репина Поощрение детей: как и зачем поощрять

Когда дети ведут себя плохо – они обращают на себя всеобщее внимание, когда они ведут себя хорошо – это никого не удивляет. Тем не менее, дети очень часто ждут одобрений своих действий, стараются заслужить похвалу.

Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей в семье – каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.

Поощрение и наказание – простейшее из средств родительского влияния. Они предоставляют родителям возможность выражать своё отношение к поступкам ребёнка. И у каждого родителя имеется своё устоявшееся мнение по поводу наказаний и поощрений ребёнка.

Большинство родителей, как показывает практика, отдают предпочтение – наказанию, а психологи, которые занимаются проблемами поведения и подсказывают родителям приёмы эффективного взаимодействия с детьми, делают акцент на позитивном подходе. Они советуют родителям переключить внимание с проступков ребёнка на его хорошие поступки. Позитивный подход выражается, прежде всего, в поощрениях и наградах, то есть в благоприятных последствиях.

Поощрение – это признание, одобрение действий, согласие с ними. Это метод прямо противоположный наказанию. Он объясняет детям, что такое «хорошо», как можно и нужно поступать. Поощрение является позитивной составляющей полноценного воспитания. К сожалению, ему не уделяется должного внимания, о нем мало говорят и мало пишут. Все о нем знают, но каждый представляет и использует поощрение по-своему. Кто-то отдает ему основополагающую роль и в воспитании пользуется только им. Кто-то считает, что главное пресечь плохие поступки, а поощрение лишь балует детей. Сколько людей, столько и мнений.

Важность поощрения детей

Дети дошкольного возраста очень восприимчивы к поощрениям. Слова одобрения, похвала взрослых являются для них стимулом самоутверждения в положительных поступках, уверенности в собственных возможностях. Одобрение, высказанное вовремя и умело, пробуждает в ребенке здоровое самолюбие: медлительный старается быть проворным, небрежно выполняющий задание стремится подтянуться и делать все лучше.

Для того чтобы поощрение являлось оценкой детского поведения и приобретало нравственный оттенок, надо, чтобы оно содержало в себе такие конкретные определения, как «послушный», «добрый», «вежливый», «трудолюбивый», «внимательный», «заботливый», «честный», «щедрый» и т. п. Этими словами как бы подчеркивают нравственный смысл того или иного поступка. Несмотря на разногласия, поощрение играет большую, значимую роль в воспитании детей. Формирует личностные качества, направляет на верное поведение. Благодаря поощрению ребенок чувствует себя включенным в жизнь, замеченным, небезразличным, нужным. Это с хорошей стороны отражается на психологическом состоянии, эмоциях. Кроме того, поощрение учит хорошим поступкам, показывает, что они действительно нужны людям.

С помощью этого метода воспитания развиваются следующие качества, черты характера: доброта; ответственность; справедливость; аккуратность; честность; способность к обучению; уверенность; самоконтроль и многие другие.

Но есть в поощрении свои особенности. Не всегда оно несет в себе положительную линию. Бездумное, неправильное его применение чревато не самыми лучшими последствиями. Если регулярно поощрять без повода, просто так, или, что хуже, за плохие поступки, то ребенок станет показывать свою избалованность. Проявляться это будет в его капризности, нежелании слушать родителей, считаться с мнением кого-либо. Плохие поступки, действия, слова участятся, при этом ребенок искренне будет думать, что он все делает правильно, как надо.

Не все так просто, как кажется. Поэтому важно знать, как пользоваться таким легким и доступным методом воспитания.

Способы поощрения

Поощрение используется во всех сферах деятельности и имеет свои результаты. Работает не зависимо от возраста на детях и взрослых. Например, для мотивации хорошего качественного труда, выполнения должностных обязанностей работники награждаются премиями, почетными грамотами. Уже из этого можно сделать выводы об эффективности воздействия поощрения. Для детей используют свои способы.

Похвала – это самое распространенное, широко используемое, универсальное поощрение. Предполагает словесную форму воздействия. За хорошие поступки малыша хвалят, говорят ему, что он сделал правильно, его действия поддерживаются, одобряются со стороны взрослых. При использовании этого способа надо выбирать слова и интонацию. Хвалить нужно не самого ребенка (это вы можете сделать в любое время, а его конкретный поступок. Например, слова «какой ты у меня молодец» лучше заменить на «спасибо, ты мне очень помог, я ценю это».

Ласка направлена на проявление нежности. Сюда можно отнести объятия, поцелуи, одобрительные поглаживания по голове, спине. Ребенку они важны не менее слов родителей и говорят о многом. Главное, что он чувствует любовь, теплоту. Такая форма похвалы применяется чаще к маленьким детям.

Дополнительное время совместных игр, занятий, развлечений. Это способ мотивирующего поощрения. Часто используется для того, чтобы добиться от ребенка необходимых действий. То есть для получения вознаграждения ему предлагается выполнить какое-либо условие. Например: «как только ты приберешь игрушки, мы пойдем играть на площадку».

Снятие запретов, расширение прав. Если ребенок образцово себя ведет, помогает родителям, его можно поощрить, разрешив делать то, что раньше ему запрещалось. В зависимости от возраста и самостоятельности, например, ложиться спать на час позже обычного, принимать решения совместно со взрослыми. Этот способ поощрения может быть использован при общем хорошем поведении, не зависимо от каждого отдельного положительного поступка.

Великолепное воздействие оказывает на детей поощрение, когда родители привлекают ребенка к совместной работе. Известно стремление малышей стирать, шить, готовить обед, мастерить, как мама или папа. В качестве поощрения можно, например, разрешить постирать носовые платки, помочь маме накрывать стол для гостей или помочь папе чинить велосипед, проверять исправность полотера. Участие в делах взрослых, конечно, является для дошкольника большой радостью. А сколько гордости испытывает малыш, когда рассказывает в детском саду своим сверстникам: «Мы с папой починили…» «Мы с мамой принимали гостей!» и т. д. Безусловно, поощрение – трудом требует от взрослых учета возраста ребенка и его интересов.

Сладости, игрушки, другие вознаграждения являются очень сильной мотивацией. Чтобы в дальнейшем не случилось так, что ребенок будет ждать, требовать материальный стимул за каждое хорошее дело, пользоваться таким способом необходимо с осторожностью. Лучше не привязывать подарки к конкретным действиям ребенка. Либо использовать их как вознаграждение за дела, требующие длительного выполнения, например, окончание с отличием учебного года.

Наилучший результат поощрения достигается при одновременном использовании нескольких его способов.

Правила поощрения

Для того чтобы поощрение выполняло воспитательную функцию, объясняло о том, что такое «хорошо», обучало поступать так, как этого требует ситуация, необходимо правильно им пользоваться. Вот несколько правил, которых следует придерживаться.

1. Любое поощрение должно быть справедливым, соответствовать поведению и поступкам детей. Нецелесообразно хвалить, снимать запреты, одаривать подарками за все мелочи, особенно однотипные: сам надел колготки, футболку, застегнул куртку и т. д. И наоборот, нельзя оставлять без внимания более значимые и учащие чему-то поступки: малыш помог маме прибраться дома, вымыл посуду, подросток помог перейти дорогу пожилому человеку.

2. Не следует поощрять детей из чувства жалости. Предположим, малыша обидели, толкнули. Не правильно будет успокаивать его шоколадкой, конфеткой. Ему нужна поддержка, помощь. Лучше дайте ему совет, как поступать в аналогичных ситуациях.

3. Если целью является расположить к себе ребенка, понравиться ему, то подкуп похвалой, лаской и подарками неуместен. Первым делом необходимо наладить дружеские доверительные отношения с ним посредством общения.

4. Надо постепенно отучать ребенка от постоянного материального вознаграждения за конкретные действия. В противном случае он начнет требовать свои законные, как ему будет казаться, подарки. Поступки должны совершаться просто так, бескорыстно.

5. Хваля детей, всегда говорите, какое действие вы поддерживаете, чтобы они знали, что делать можно и нужно.

Когда поощрение может нанести вред?

Как уже говорилось выше, необдуманное использование поощрения может принести больше вреда, чем пользы. Дети не будут видеть границ дозволенного, определять, где заканчивается «можно» и начинается «нельзя». Развивается перфекционизм, когда стремясь к наилучшему результату, они не в состоянии принять несовершенства, сильно переживают в случае неудач. Особенно тяжело таким детям во взрослой жизни, которая будет преподносить сложные задачи, создавать препятствия. Всегда быть первым, лучшим не удастся. Из-за чрезмерной похвалы у детей формируется завышенная самооценка, эгоизм, восхищение собой. Уважения к родителям, взрослым, сверстникам не будет.

Поощрение – это неотъемлемая часть воспитания. Пользуйтесь им, направляйте детей на благие поступки, прививая только положительные качества, которыми должен обладать человек.

В беседах с родителями воспитатель должен разъяснять, что поощрения несовместимы с потаканием любой вздорной прихоти ребенка. Только в сочетании с возрастающими требованиями они приносят желаемый результат. Поощрения тогда имеют педагогическую ценность, когда содействуют удовлетворению разумных потребностей, развивают в ребенке желание порадовать взрослых своим поведением.

www.maam.ru

"Поощрение детей в дошкольном учреждении"

Поощрение детей: как и зачем поощрять

Бадртдинова Светлана Сергеевна

Когда дети ведут себя плохо – они обращают на себя всеобщее внимание, когда они ведут себя хорошо – это никого не удивляет. Тем не менее, дети очень часто ждут одобрений своих действий, стараются заслужить похвалу.

Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей в семье, – каким образом поощрять, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.

Поощрение и наказание – простейшее из средств родительского влияния. Они предоставляют родителям возможность выражать своё отношение к поступкам ребёнка. И у каждого родителя имеется своё устоявшееся мнение по поводу наказаний и поощрений ребенка.

Большинство родителей, как показывает практика, отдают предпочтение – наказанию, а психологи, которые занимаются проблемами поведения и подсказывают родителям приёмы эффективного взаимодействия с детьми, делают акцент на позитивном подходе. Они советуют родителям переключить внимание с проступков ребёнка на его хорошие поступки. Позитивный подход выражается, прежде всего, в поощрениях и наградах, то есть в благоприятных последствиях.

Поощрение – это признание, одобрение действий, согласие с ними. Это метод прямо противоположный наказанию. Он объясняет детям, что такое «хорошо», как можно и нужно поступать. Поощрение является позитивной составляющей полноценного воспитания. К сожалению, ему не уделяется должного внимания, о нем мало говорят и мало пишут. Все о нем знают, но каждый представляет и использует поощрение по-своему. Кто-то отдает ему основополагающую роль и в воспитании пользуется только им. Кто-то считает, что главное пресечь плохие поступки, а поощрение лишь балует детей. Сколько людей, столько и мнений.

Важность поощрения детей

Дети дошкольного возраста очень восприимчивы к поощрениям. Слова одобрения, похвала взрослых являются для них стимулом самоутверждения в положительных поступках, уверенности в собственных возможностях. Одобрение, высказанное вовремя и умело, пробуждает в ребенке здоровое самолюбие: медлительный старается быть проворным, небрежно выполняющий задание стремится подтянуться и делать все лучше.

Для того чтобы поощрение являлось оценкой детского поведения и приобретало нравственный оттенок, надо, чтобы оно содержало в себе такие конкретные определения, как «послушный», «добрый», «вежливый», «трудолюбивый», «внимательный», «заботливый», «честный», «щедрый» и т. п. Этими словами как бы подчеркивают нравственный смысл того или иного поступка.Несмотря на разногласия, поощрение играет большую, значимую роль в воспитании детей. Формирует личностные качества, направляет на верное поведение. Благодаря поощрению ребенок чувствует себя включенным в жизнь, замеченным, небезразличным, нужным. Это с хорошей стороны отражается на психологическом состоянии, эмоциях. Кроме того, поощрение учит хорошим поступкам, показывает, что они действительно нужны людям.

С помощью этого метода воспитания развиваются следующие качества, черты характера:

доброта; ответственность; справедливость; аккуратность; честность; способность к обучернию уверенность; самоконтроль и многие другие.

Но есть в поощрении свои особенности. Не всегда оно несет в себе положительную линию. Бездумное, неправильное его применение чревато не самыми лучшими последствиями. Если регулярно поощрять без повода, просто так, или, что хуже, за плохие поступки, то ребенок станет показывать свою избалованность. Проявляться это будет в его капризности, нежелании слушать родителей, считаться с мнением кого-либо. Плохие поступки, действия, слова участятся, при этом ребенок искренне будет думать, что он все делает правильно, как надо.

Не все так просто, как кажется. Поэтому важно знать, как пользоваться таким легким и доступным методом воспитания.

Способы поощрения

Поощрение используется во всех сферах деятельности и имеет свои результаты. Работает не зависимо от возраста на детях и взрослых. Например, для мотивации хорошего качественного труда, выполнения должностных обязанностей работники награждаются премиями, почетными грамотами. Уже из этого можно сделать выводы об эффективности воздействия поощрения. Для детей используют свои способы.

Похвала – это самое распространенное, широко используемое, универсальное поощрение. Предполагает словесную форму воздействия. За хорошие поступки малыша хвалят, говорят ему, что он сделал правильно, его действия поддерживаются, одобряются со стороны взрослых. При использовании этого способа надо выбирать слова и интонацию. Хвалить нужно не самого ребенка (это вы можете сделать в любое время), а его конкретный поступок. Например, слова «какой ты у меня молодец» лучше заменить на «спасибо, ты мне очень помог, я ценю это».

Ласка направлена на проявление нежности. Сюда можно отнести объятия, поцелуи, одобрительные поглаживания по голове, спине. Ребенку они важны не менее слов родителей и говорят о многом. Главное, что он чувствует любовь, теплоту. Такая форма похвалы применяется чаще к маленьким детям.

Дополнительное время совместных игр, занятий, развлечений. Это способ мотивирующего поощрения. Часто используется для того, чтобы добиться от ребенка необходимых действий. То есть для получения вознаграждения ему предлагается выполнить какое-либо условие. Например: «как только ты приберешь игрушки, мы пойдем играть на площадку».

Снятие запретов, расширение прав. Если ребенок образцово себя ведет, помогает родителям, его можно поощрить, разрешив делать то, что раньше ему запрещалось. В зависимости от возраста и самостоятельности, например, ложиться спать на час позже обычного, принимать решения совместно со взрослыми. Этот способ поощрения может быть использован при общем хорошем поведении, не зависимо от каждого отдельного положительного поступка.

Великолепное воздействие оказывает на детей поощрение, когда родители привлекают ребенка к совместной работе. Известно стремление малышей стирать, шить, готовить обед, мастерить, как мама или папа. В качестве поощрения можно, например, разрешить постирать носовые платки, помочь маме накрывать стол для гостей или помочь папе чинить велосипед, проверять исправность полотера. Участие в делах взрослых, конечно, является для дошкольника большой радостью. А сколько гордости испытывает малыш, когда рассказывает в детском саду своим сверстникам: «Мы с папой починили…» «Мы с мамой принимали гостей!» и т. д.Безусловно, поощрение -трудом требует от взрослых учета возраста ребенка и его интересов.

Сладости, игрушки, другие вознаграждения являются очень сильной мотивацией. Чтобы в дальнейшем не случилось так, что ребенок будет ждать, требовать материальный стимул за каждое хорошее дело, пользоваться таким способом необходимо с осторожностью. Лучше не привязывать подарки к конкретным действиям ребенка. Либо использовать их как вознаграждение за дела, требующие длительного выполнения, например, окончание с отличием учебного года.

Наилучший результат поощрения достигается при одновременном использовании нескольких его способов.

Правила поощрения

Для того чтобы поощрение выполняло воспитательную функцию, объясняло о том, что такое «хорошо», обучало поступать так, как этого требует ситуация, необходимо правильно им пользоваться. Вот несколько правил, которых следует придерживаться.

1.Любое поощрение должно быть справедливым, соответствовать поведению и поступкам детей. Нецелесообразно хвалить, снимать запреты, одаривать подарками за все мелочи, особенно однотипные: сам надел колготки, футболку, застегнул куртку и т.д. И наоборот, нельзя оставлять без внимания более значимые и учащие чему-то поступки: малыш помог маме прибраться дома, вымыл посуду, подросток помог перейти дорогу пожилому человеку.

2.Не следует поощрять детей из чувства жалости. Предположим, малыша обидели, толкнули. Не правильно будет успокаивать его шоколадкой, конфеткой. Ему нужна поддержка, помощь. Лучше дайте ему совет, как поступать в аналогичных ситуациях.

3.Если целью является расположить к себе ребенка, понравиться ему, то подкуп похвалой, лаской и подарками неуместен. Первым делом необходимо наладить дружеские доверительные отношения с ним посредством общения.

4.Надо постепенно отучать ребенка от постоянного материального вознаграждения за конкретные действия. В противном случае он начнет требовать свои законные, как ему будет казаться, подарки. Поступки должны совершаться просто так, бескорыстно.

5.Хваля детей, всегда говорите, какое действие вы поддерживаете, чтобы они знали, что делать можно и нужно.

Когда поощрение может нанести вред

Как уже говорилось выше, необдуманное использование поощрения может принести больше вреда, чем пользы. Дети не будут видеть границ дозволенного, определять, где заканчивается «можно» и начинается «нельзя». Развивается перфекционизм, когда стремясь к наилучшему результату, они не в состоянии принять несовершенства, сильно переживают в случае неудач. Особенно тяжело таким детям во взрослой жизни, которая будет преподносить сложные задачи, создавать препятствия. Всегда быть первым, лучшим не удастся. Из-за чрезмерной похвалы у детей формируется завышенная самооценка, эгоизм, восхищение собой. Уважения к родителям, взрослым, сверстникам не будет.

Поощрение – это неотъемлемая часть воспитания. Пользуйтесь им, направляйте детей на благие поступки, прививая только положительные качества, которыми должен обладать человек.

В беседах с родителями воспитатель должен разъяснять, что поощрения несовместимы с Потаканием любой вздорной прихоти ребенка. Только в сочетании со все возрастающими требованиями они приносят желаемый результат. Поощрения тогда имеют педагогическую ценность, когда содействуют удовлетворению разумных потребностей, развивают в ребенке желание порадовать взрослых своим поведением.

Форма поощрения зависит от возраста детей и их индивидуальных особенностей.

Идеи по поощрению детей в детском саду

«Сундучек поощрений» Это небольшая шкатулка, в которой могут лежать различные небольшие сюрпризы, мелкие игрушки, наклейки, игрушки от киндерсюрпризов, солдатики, значки, красочные календарики, мелкие бусики, браслетики… вся та мелочь на которую обычно дети выпрашивают немного денег стоя возле уличных киосков и которые доставляют детям минутную радость и маленькое счастье.

Или «Сундучек сладостей». Название говорит само за себя, в таком сундучке могут храниться: жевательные конфетки, монпасье, чупа-чупсы, маленькие шоколадные медальки, шоколадки, и другие сладости.

Большое спасибо маме. Воспитатель говорит ребенку при других детях: «Ты очень хорошо себя ведешь, мне помогаешь, никого не обижаешь. Я написала открытку твоей маме, где говорю ей спасибо за то, что она тебя так хорошо воспитывает» Открытка маме вручается вечером.

«Герой дня». Ребенку, который весь день вел себя хорошо, помогал воспитателю, присуждается титул «Герой дня» (таких героев может быть несколько). Если ребенок несколько раз подряд заслуживает такой титул, он может выбрать для себя подарок из сундучка поощрений или особой коробки.

Присуждение в конце недели детям различных номинаций: «Доброе сердце», «Золотые руки», «Светлая головушка», «Рыцарь дня», «Самый душевный», « Золотой запас» - (для детей обладающих хорошим потенциалом, но которые по каким либо причинам не могут его реализовать) и др.

Важно при присуждении номинаций не просто словесно огласить номинацию, которую получил ребенок, но и сделать отличительный знак, который бы видели другие ребята. Можно повязать бант или специальную накидку, сделать к каждой номинации бумажную медальку.

Использование экрана достижений. В группах или комнате ребенка можно сделать панно, на котором ребенок будет наглядно видеть, как он меняется. За каждое усилие, достижение, хороший результат и прогресс ребенок поощряется фишками. После того как ребенок наберет определенное количество фишек его ждет или материальное поощрение или исполнение желаний.

Почти все родители уверены в том, что похвала позволяет ребенку убедиться в родительской любви, обрести уверенность в своих силах и заряжает оптимизмом. Между тем, похвала, которая бывает «полезной» и «вредной» – таит в себе массу коварных и хитрых моментов. Это своего рода искусство… искусство воспитания.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе

Составление рассказа по скороговорке

Цель. Научить самостоятельно составлять короткий рассказ на темы скороговорок. Формировать навыки связной речи, использовать сложноподчинённые предложения, подбирать слова, близкие по смыслу.

Материал: коробка, подбор картинок по загадкам, набор игрушек, игрушка для составления рассказа по скороговорке.

Ход занятия.

В группу приносят коробку.

– Ребята, давайте посмотрим, что там. Смотрите, картинки и загадки. Давайте найдём каждой загадке её картинку-отгадку: /дети отгадывают загадки /

v Есть спина, а не лежит, четыре ноги, а не ходит,

Но всегда стоит и всем сидеть велит. Стул.

v Выросло, повыросло из бороды повылезло,

Солнышко стало, ничего не стало. Сосулька.

v И летом весело, и осенью сытно, и зимой тепло. Дерево.

v Стоит Яшка в красной рубашке,

Кто мимо пройдёт, всяк ему поклонится. Земляника.

v Глаза на рогах, а домик на спине. Улитка.

v Гудит мохнатенький, летит за сладеньким. Пчела.

v Языка нет, а правду скажет. Зеркало.

v На голове пуговка, в носу сито. Одна рука, да и та на спине. Чайник.

v Зимой протянулся, а летом свернулся. Шарф.

v Есть корешок, есть шляпка, а не гриб. Зонт.

v В лесу родилась, на воде живу. Лодка.

v Два колёсика подряд, их ногами вертят,

А поверх торчком сам хозяин крючком. Велосипед.

– А у этих картинок нет загадок, но есть слова «да» и «нет».это значит, что надо придумать и задать вопрос о той картинке, которая задумана. Выигрывает тот, кто первый догадается, что изображено на картинке. /картинки о транспорте, птицах, насекомых/

Например: На картинке изображена бабочка. Вопросы:

1. Предмет на картинке живой? Да.

2. Он большой? Нет.

3. У него четыре лапы? Нет.

4. У него есть крылья? Да.

5. Тело покрыто перьями? Нет.

6. Есть усики? Да.

7. Питается сладким соком? Да.

8. Бабочка.

– Посмотрите, в коробочке лежит мешочек, а в мешочке предметы. Как же узнать, что лежит в мешочке? Надо на ощупь обследовать предмет, и рассказать о своих ощущениях. По этому рассказу дети должны определить, что спрятано в мешочке.

/в мешочке лежат фигурки животных, овощи, фигурки насекомых и рыб/

– А ещё в коробочке лежит игрушка Козлик. Об этой игрушке есть скороговорка.

Мимо речек, мимо сёл

Шёл и трёх овечек вёл,

Вёл с кочевья трёх овечек

Один серенький козёл.

О чём говорится в этой скороговорке?

Кого вёл козлик?

Откуда они шли?

Мимо чего они шли?

Что такое кочевье?

Почему они шли с кочевья?

Как ты думаешь, куда они шли?

Давайте теперь составим рассказ про козлика, который шёл по дорожке с тремя овечками.

Рассказы детей.

Подведение итогов занятия.

infourok.ru

Поощрения для детей в детском саду

Похвала и поощрение правильные составляющие любого вида деятельности. Именно за счет правильного поощрения для детей в детском саду ребята растут самостоятельными и воспитанными, гармонично развиваются и самосовершенствуются. Важно отмечать не только плохое поведение, но и замечать успехи и победы, какие бы маленькие они, с точки зрения взрослого человека, не были.

Зачем поощрять детей

Когда малыш только начинает свой путь к самостоятельности для него любая похвала взрослого прибавляет гораздо больше уверенности в правильности своих поступков. Он закрепляет у себя понимание, что в данный момент поступает правильно, что именно этого ждут от него взрослые. При этом кроха не просит помощи, а делает все самостоятельно. Любое доброе слово, которое будет употреблено к месту, прибавят сил и желания самосовершенствоваться любого из ребят.

Важность самого поощрения приобретает нравственный оттенок и накладывает свой неизгладимый отпечаток при формировании характера малыша. Все мы стремимся привить самые лучше черты: заботливость, сострадание, доброту, желание и способность к обучению, чувство меры и справедливости, честности и аккуратности. Смысл поощрения для детей сводится к тому, чтобы отделить и зафиксировать в памяти такие положительные моменты, чтобы записать именно этот положительный опыт и сделать его эталоном поведения.

Основная особенность поощрения детей

Как правило, к особенностям поощрения детей в саду можно отнести один негативный момент. Если малыша хвалят за все подряд (особенно за сам процесс, но не результат), то в итоге кроха все время будет ждать похвалу и капризничать при ее отсутствии. Например, вы делаете поделку к празднику мам, один ребенок старается, доводя картинку до идеала. Второй делает быстро, да так, что в итоге вы только и можете сказать ‘тяп-ляп’. Оба малыша при этом гордятся своими поделками. Но у каждого из них разное восприятие. Хотя ожидание похвалы со стороны воспитателя, после проведенного занятия, и мамы, после вручения поделки, они ждут одинакового. Но с одной стороны, вы видите, что малыша поощряют и хвалят только за хороший результат (с учетом его возрастных возможностей), а второго хвалят за все подряд. При этом первый скажет: ‘Я старался! Смотри, как красиво получилось!’, а второй даже, если понимает, что поделка так себе, ответит: ‘Ну я же ее сделал сам!’ Переделывать и совершенствовать он ее явно не собирается.

Поэтому, раздавая поощрения детям в саду или дома на занятиях, не забывайте о том, что можете просто его избаловать!

Способы поощрения детей в детском саду

Одно дело, когда вы проводите занятия дома и хвалите малыша за успехи. Другое, когда его замечают в коллективе и отмечают отдельными поощрениями. Как вы понимаете, для кого-то важно получить устное признание в слух, а кому-то нужно что-то материальное, например, штампик за хорошо выполненную работу или наклейку веселого смайлика за урок. Для каждого ребенка способ свой, но во время занятий в саду лучше придерживаться единого вида поощрения. Например, самый лучший рисунок будет показан всей группе, и его повесят на весь день на доску почета. Для малыша это весомый аргумент, чтобы довести не только процесс создания рисунка до конца, но и сделать это идеально!

Все способы поощрения детей в саду можно подразделить:

  • Похвала. Самый просто, с одной точки зрения, но самый действенный и распространенный способ. Каждый малыш хочет оказаться в центре внимания, даже интроверты порой мечтают, чтобы их похвалили перед всей группой.
  • Тактильные. Их чаще всего выбирают дети младших групп. Так как они более зависимы от простого поглаживания по голове или объятий. Для них тактильный контакт более желателен, так как помогает им преодолевать себя даже в самых сложных ситуациях.
  • Возможность получить что-то взамен сделанного. То есть, дети просятся пойти в саду на прогулку, а игрушки они разбросали по всему полу. Воспитатель может предложить им в качестве поощрения вариант в котором они убирают быстро все игрушки на места, а потом совместно идут гулять. Дети часто соглашаются на такой способ поощрения, потому что от действия, до получения ими результата они видят реальную возможность сделать все самостоятельно и быстро.
  • Разрешить в качестве поощрения сделать что-то не свойственное для него. Детям в саду можно предложить погулять чуть подольше или провести дополнительные занятия по рисованию или лепке. То есть, когда они выполнили условия воспитателя, то получили дополнительное время на свои удовольствия. Хотя обычно такого не предполагает расписание.
  • Оказать больше доверия. Например, в саду для этого выбирают в старших группах дежурного по столовой, которые ответственны за раскладывание ложек перед приемом пищи, и отслеживание, чтобы каждый ребенок все съел. Возможность побыть в качестве воспитателя для малыша большая честь и похвала.
  • Материальные стимулы. К ним нужно относиться с осторожностью, чтобы не перегнуть палку и не заставить ребенка ожидать от вас поощрения. В данном случае в саду это сделать сложно, хотя возможно. Кто съел обед – на полдник получает 2 порции фруктов или запеканки. Для кого-то это будет чем-то обыденным, но некоторым ребятам такой стимул по душе.

Идеи поощрения детей в детском саду

Так как чаще всего в садике поведение детей только формируется, и они привыкают к нормам и требованиям воспитателя, то его отличительной чертой может стать признание при всей группе и вечером при родителе, который забирает ребенка из садика, хорошего поведения или оказания помощи воспитателям. Для этого вы можете создать шкатулку с кладом. В нее положите все те вещицы (можете согласовать этот момент с родительским комитетом), которые так интересны ребятам. Это могут быть простые игрушки, наклейки, сладости, фонарики и штампики. Идея заключается в том, чтобы каждый ребенок старался и тянулся к поощрениям. Для каждого была возможность получить желанный сюрприз из шкатулки с кладом. Поэтому вы можете утвердить номинации, например, ‘самое прилежное поведение’, ‘доброе сердце’, ‘золотые руки’, ‘трудолюбивый помощник недели’ и так далее. В каждом коллективе вам возможно нужно будет дополнять эти номинации по своему.

Далее, когда ребенок за неделю набирает определенно количество отметок, он в конце недели получает приз из шкатулки, который вручается каждому ребенку перед всем коллективом! Обязательно нужно отметить данный факт и перед мамой – вручить открытку с указанием достижений за неделею или медаль уже при ней. Малыш будет гордиться своими успехами, стараться расти и развиваться.

Итоги

Как вы уже поняли, поощрение не такой уж и простой вариант отметить у вашего ребенка склонность к чему-то одному. Это возможность, в которой таиться много непредвиденного и коварного. Неправильное поощрение может привести к избалованности и капризности ребенка. Правильная и вовремя сделанная похвала может поддержать малыша в нужный момент. Здесь как в цирке, главное научиться держать равновесие, а когда будете жонглировать – не забывайте ловить нужный момент! Успехов вам в этом нелегком и противоречивом искусстве воспитания!

Фото: свободные источники Интернет

(Пока оценок нет) Загрузка...

rucheyok.ru

Как правильно поощрять детей? Советы психолога

Поощрение детей – очень эффективный способ воспитания, являющийся дополнительным стимулом для хорошего поведения. Вот почему необходимо использовать самые разные формы похвалы.

Но родителям следует осторожно подходить к поощрениям, поскольку их избыток может отрицательно сказаться на формировании детской личности. Как же правильно поощрять ребенка и за что хвалить не стоит?

Психологи уточняют, что захваливание детей зачастую приводит к появлению таких неприятных черт характера, как капризность, эгоизм, инфантильность. Некоторые мамы и папы не видят разницы между поощрением и материальной наградой, стремясь заручиться детским послушанием с помощью денег.

Следовательно, похвала может стать как полезным, так и вредным «инструментом» воспитания.

Овладеть же искусством поощрения вам помогут несколько простых правил, усвоив которые, вы сможете избежать множества воспитательных ошибок.

Чем можно поощрять ребенка?

На самом деле, существует много форм одобрения малышей, которые работают эффективно в зависимости от конкретных ситуаций. Какие же способы поощрения выделяют психологи?

  1. Широко используемый и самый распространенный метод поощрения – обычная похвала, которая предполагает словесное воздействие. Попросту говоря, за хорошее поведение ребенка хвалят, его действия одобряются, поддерживаются родителями.
  2. Еще один действенный метод – ласка, к которой относят поцелуи, объятия, нежные поглаживания по спине или голове. Порой они важнее и намного эффективнее, чем обычные слова. Такая форма поощрения чаще всего применяются к маленьким деткам.
  3. Интересным способом мотивирующего поощрения является дополнительное время для совместных развлечений или игр. Его часто применяют для того, чтобы добиться от детей необходимого поступка. К примеру: «Мы пойдем на игровую площадку, как только ты уберешься в комнате».
  4. Если подросшие дети хорошо себя ведут, помогают взрослым, их можно поощрить, расширив права и сняв запреты на какие-либо действия. Например, школьникам разрешают ложиться спать на полчаса-час позже за хорошие отметки.
  5. Мотивируют детей на нужные поступки игрушки, сладости и прочие вознаграждения. Однако к подобному способу стоит относиться с осторожностью, поскольку многие дети начинают требовать материальный стимул за каждый свой поступок.

Наилучший эффект можно достичь, используя различные способы поощрений в зависимости от возраста малыша, его психологических особенностей.

Родительские ошибки при поощрении детей

Мы уже говорили, что необдуманное применение похвалы способно навредить как самому ребенку, так и вашим отношениям с ним. Проверьте, не повторяете ли вы при общении с малышом следующие ошибки.

  1. Иногда дети ведут себя хорошо только в присутствии других людей, желая получить награду или произвести впечатление. Часто это происходит из-за чрезмерного захваливания родителями и бабушками: «Ты самый умный мальчик на свете!»
  2. Маленькие манипуляторы растут в тех семьях, в которых взрослые стараются «подкупить» детей различными наградами за любой хороший поступок. Ребенок поделился с младшей сестренкой машинкой? Взрослые покупают ему новую игрушку и т.д.
  3. Некоторые родители хвалят свое чадо, принижая при этом достоинства других детей. К примеру: «У тебя рисунок намного красивее, чем у Маши». Предпочтительнее сравнивать ребенка с самим собой, указывая на то, что с каждым достижением он становится умнее, хозяйственнее.

Как поощрять ребенка за хорошее поведение?

Чтобы поощрения были искренними, уместными и правильно понятыми детьми, нужно правильно ими пользоваться.

Предлагаем несколько рекомендаций психологов, которых стоит придерживаться при воспитании ребенка.

  1. Любая похвала должна быть справедливой и соответствовать детскому поведению. Так, не стоит хвалить, задаривать подарками за естественное в его возрасте поведение: малыш в очередной раз надел кофточку, зашнуровал ботинки и т.д. И напротив, обязательно отмечайте важные достижения и значимые поступки: ребенок помог маме донести сумку, нарисовал красивый рисунок.
  2. Предпочтительнее хвалить не самого малыша, а его хороший поступок. Если ребенок убрал игрушки в детской, не стоит говорить: «Ты у меня умница». Скажите лучше: «После уборки твоя комната стала такой чистой. В нее очень приятно заходить». И не отделывайтесь при похвале общими фразами, вроде: «Красивый рисунок». Отметьте те элементы изображения, которые вам особенно понравились: яркие цветы, выглядящее совсем живым дерево, веселые зайчата.
  3. Часто детям не требуется похвала или вознаграждение, для них важно получить удовольствие от самого творчества или нового достижения. В этом случае родители могут озвучить чувства ребенка и поддержать тем самым стремление к познанию. «Я очень рада, что ты научился ездить на велосипеде. Ты выглядишь радостным и довольным своим успехом! Теперь мы будем кататься с тобой вместе в парке».

Конечно, в каждой семье есть свои собственные правила поощрения и похвалы. Главное, чтобы они помогали устанавливать хорошие взаимоотношения между домочадцами и не препятствовали воспитанию малыша.

Можно ли поощрять ребенка деньгами?

У метода денежного вознаграждения есть как сторонники, так и ярые противники. Последователи данного способа отмечают, что еженедельные выплаты за хорошие оценки или небольшие суммы за вымытую посуду дисциплинируют детей. Противники же считают, что ребенок, получающий деньги за хозяйственные дела, ориентируется только на внешний результат.

Многие психологи также негативно относятся к денежным вознаграждениям. Специалисты уверены, что домашние поручения дети должны выполнять бескорыстно. Если же вы хотите, чтобы ребенок научился распоряжаться деньгами, подождите, пока он подрастет. Младшему школьнику уже можно давать карманные деньги на мелкие расходы.

Опытные родители предлагают альтернативные способы награды за хорошее поведение. Если вам не нравится идея с денежным вознаграждением, найдите альтернативу деньгам.

Например, разноцветные бусины, яркие пуговицы станут отличной заменой монетам. Выработайте с ребенком систему оплаты, согласно которой мытье посуды будет соответствовать, к примеру, двум пуговицам.

В этом случае, дети должны суметь «заработать» за неделю на что-то весомое, чтобы у них была мотивация двигаться дальше. Поощрением может стать совместный поход в кинотеатр, цирк, посещение детского развлекательного центра.

Применять ли метод денежного вознаграждения, решать только родителям.

Не забывайте, что при выборе способа поощрения следует учитывать личные качества своего чада. И даже выбрав наилучший способ, используйте его очень осторожно, поскольку чрезмерное применение похвалы и наград может легко превратиться в родительскую обязанность.

www.mapapama.ru

Фишечки-наклеечки. О вреде оценочной системы в детском саду.

С утра привела ребенка в садик. Заметила красивые ёлочки на каждом шкафчике, старательно раскрашенные малышами. Порадовалась, как красиво украшают к Новому году группу. А вечером я узнала, что ёлочки «с душком»…

— У меня уже есть одна наклеечка! — похвастался ребенок, когда вечером мы шли из садика домой. А потом, вздохнув, добавил: — А у Насти уже две. У меня не получилось хорошо погулять. —  Что значит «не получилось хорошо погулять»? — Ну, это когда не бегаешь, не балуешься. Девочкам, конечно, легче хорошо гулять. Они почти не бегают. — А как связаны «хорошо гулять» и наклеечка? — Когда что-то хорошо делаешь, тебе дают наклеечку. Наклеечку надо наклеить на свою ёлочку. У кого будет больше всех наклеечек, Дед Мороз тому принесет приз.

Воспитатели придумали систему оценивания наших деток. И тут я почувствовала закипающую ярость.

Я вспомнила свою группу, своих деток-трехлеток во время обеда. И няню Олю, которая назидательно приговаривала, раскладывая по тарелкам второе: — А Дедушка Мороз в окно за вами подглядывает, запоминает, кто как кушает. Кто хорошо кушает — тому и подарок принесет. А кто плохо кушает — без подарочка останется. — Оля! — осаживала я няню грозным шёпотом, — Не превращай доброго волшебника в надзирателя! Дед Мороз всем дарит подарки, не зависимо от аппетита и поведения. Не надо ожидание праздника превращать в стресс сомнений «А вдруг мне ничего не подарят»

Я вспомнила очаровательного пятилетнего мальчика, которого привели ко мне на консультацию по причине формирующегося невроза из-за введенной воспитателем оценочной системы. Там были не наклеечки. Там были фишечки. На каждом шкафчике висел карманчик. За хорошее поведение и правильные ответы на занятиях воспитатель выдавала ребенку фишечку, которую нужно было положить в карманчик. За 10 фишечек на шкафчик приклеивалась медаль. Целый день, изо дня в день дети группы находились в стрессе оценивания и конкуренции. Самое ужасное было то, что заработанные фишечки воспитатель могла изъять из карманчика за «плохое поведение». Самый первый оделся на прогулку — получи фишечку. Самый последний оделся — минус фишечка. Дети наперегонки бежали к воспитателю завязывать шарфики и застегивать курточки (в 4-5 лет еще не все могут справиться с этим самостоятельно), чтобы не остаться последним и не потерять фишечку. При этом важно было еще никого не задеть, не толкнуть, потому что, если толкнешь, то минус фишечка. А если толкнули тебя — ты попадаешь в ситуацию, когда дать сдачи и отстоять свои границы равносильно потери фишечки и медали в перспективе. (Вы что для себя выбираете: отстаивание своих границ личности или продвижение по службе с повышением оклада? Согласитесь, подобный выбор может фрустировать.)  Мама мальчика как-то застала в раздевалке такую сцену: малыш запутался в колготках и пока он их крутил и выворачивал, сильно отстал от остальных. Он рыдал и просил друга подождать его. Представляете дилемму пятилетнего ребенка? Поддержать друга в беде и потерять фишечку. Или сохранить девятую фишечку, за которой будет медаль, но есть риск потерять друга. Даже на уровне взрослого это непростой нравственный выбор. Не все дети могут справляться с таким нервным напряжением. Некоторые вылетают в невроз.

Я представила, что предстоит нам ближайшие две недели, пока на шкафчиках висят ёлочки. Каждый вечер ребенок будет мне перечислять, кому и за что дали наклеечку. Будет радоваться своей наклеечке и досадовать, когда наклеечка достанется другому. Может быть , до слез обидится, если решит, что наклеечки распределяют несправедливо. Или придумает всю прогулку спокойно просидеть на скамеечке, только чтобы заработать наклеечку. Дети в группе станут считать, у кого сколько наклеечек, и оценивать по ним, кто лучше, кто хуже. У детей в этом возрасте еще неустойчивая самооценка, отсутствие наклеечки может очень болезненно восприниматься. Дети могут начать смеяться над теми, у кого мало наклеечек. Активизируется чувство зависти. Ведь приз хочется каждому. Может возникнуть соблазн переклеить наклеечку с чужой ёлочки на свою. Я не хочу такого стресса ни для себя, ни для своего ребенка, ни для других детей.

Интересно, как бы в аналогичной ситуации чувствовали себя педагоги? Вот ёлочка Марьи Васильевны. Вот ёлочка Светланы Петровны. Дети голосованием каждый вечер решают, кто сегодня был лучшим воспитателем и кому дать наклеечку по итогам дня. У кого из педагогов будет больше наклеечек, тому от родительского комитета будет подарочек. Я бы не хотела оказаться в такой ситуации…

К счастью, нам очень повезло с воспитателями. Они действительно любят детей и творчески подходят к работе. Им казалось, что это будет интересная игра, которая будет стимулировать детей на хорошее поведение. Просто не знали о «побочных эффектах», о возможном негативном влиянии на детскую психику. Но на мою просьбу убрать систему оценивания отреагировали адекватно. Более того, из разговора с воспитателями я узнала, что ими подразумевалось модерирование ситуации, при которой «побеждает дружба» и приз получают все дети. Распределяя наклеечки, они собирались следить, чтобы у всех наклеечек было поровну. Казалось бы, гуманно. Но ведь это заведомая ложь. И как-то безнравственно по отношению к детям: «Старайтесь, деточки, старайтесь. А результат нам известен заранее» Ребенок, который действительно очень старался на занятии, в результате будет неприятно удивлен, что наклеечка досталась не ему, а другому ребенку, без объективных на то причин, просто потому что воспитателю нужно было как-то выровнять счет.

На следующий день «наклеечной» системы уже не было. Мама «из соседнего шкафчика» радостно выдохнула: «Хорошо. А то мне дочь с утра весь мозг вынесла, что если мы опоздаем на зарядку, она наклеечку не получит. Я уж приготовилась каждый день на полчаса раньше вставать»

Кстати, я очень лояльна к тем наклеечкам, которые клеит в тетрадку логопед при индивидуальных занятиях просто за то, что ребенок дома позанимался. Потому что в этом случае отсутствует сравнение с другими детьми.

Я считаю полезными игры-соревнования, даже если в них кто-то из детей бывает фрустрирован проигрышем — это тоже ценный для ребенка опыт. Но одно дела игра, ограниченная по времени и пространству. И совсем другое – рейтинговая оценочная система, которая охватывает всю жизнедеятельность ребенка внутри садика.

Не надо в детском саду фишечек-наклеечек. Берегите психику детей. Родители имеют полное право просить отмены подобных систем. В этом вас поддержат и методическое объединение психологов, и районо.

психолог Анна Быкова копирование материалов только с указанием авторства и активной ссылки на источник!

annabykova.ru


Смотрите также

Подпишитесь на бесплатный курс "Секреты воспитания"
и получите бесплатно
Секретную книгу.

Из данного курса Вы узнаете о тайнах народной педагогики, о секретах современных технологий воспитания и массу другой полезной информации для решения Ваших проблем.
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

12 простых формул для подготовки ребенка к детскому саду

Узнать

 


Адаптационные игры с песком

Узнать

 


Как быть счастливыми родителями

Узнать