Узнайте Секреты Воспитания Ребенка И Легко Получите Результат

имя и адрес пусто пусто


5 простых приемов для развития у ребенка самостоятельности.

Узнать

 


Методика выполнения движений с ребенком от специалиста высшей квалификации

Скачать бесплатно

 



Содержание, карта сайта.

Сам себе логопед для детей


Сам себе логопед. Видео уроки, консультации и занятия он-лайн.

Сайт для тех, кто хочет помочь своему ребёнку правильно и красиво говорить.

Здравствуйте!

Я – учитель-логопед Высшей квалификационной категории, “Почётный работник общего образования”, стаж работы по любимой профессии – 32 года!

С 2010 года руководитель краевого профессионального объединения учителей-логопедов Алтайского края.

С 2012 года руководитель Краевой методической комиссии.

Наш сайт очень важен и интересен для родителей и педагогов, которые искренне хотят помочь ребёнку правильно общаться с окружающими: ведь это главная цель занятий с логопедом! Практика показывает, что более 30% детей, поступающих в общеобразовательную школу, имеют стойкие речевые нарушения.

И, только при правильно и своевременно организованной логопедической помощи, ребёнок сможет справиться с имеющимися речевыми нарушениями и освоить программу школы, а, значит, иметь одинаковые шансы с хорошо говорящими детьми на успех в будущем.

Успех и успеть – слова однокоренные! Успейте помочь своему малышу: начните занятия с ребёнком по развитию речи уже сейчас.

С уважением, Елышева Найля Шамилевна.

www.samsebelogoped.com

Логопедические занятия для детей 5-6 лет в домашних условиях

Чистота речи дошкольника — залог его будущих ученических побед. Не секрет, что дети, у которых есть проблемы с произношением звуков, хуже учатся. Кроме того, они более замкнутые, ведь общение, на которое им придется идти с ровесниками, отнимает у них слишком много сил.

Чтобы быть понятыми, таким деткам нужно постараться, а потому именно в 5-6 лет начинают формироваться комплексы, которые могут сопровождать человека всю оставшуюся жизнь. Помочь ребенку родители могут и сами, в домашних условиях.

В этом материале мы представим несколько самых эффективных логопедических занятий и методик развития речи для детей 5-6 лет.

Достаточно часто родители, которые замечают у своего малыша определенные коверканья слов и нечеткое произношение, ошибочно полагают, что с возрастом все наладится само собой.

В этом есть доля истины — речевой аппарат детей дошкольного возраста несовершенен, он находится в процессе становления. Ряд проблем с произношением звуков действительно детям удается «перерасти». Однако уповать на это безответственно, тем более, что не все дефекты речи корректируются с возрастом сами собой.

В 5-6 лет у ребенка могут наблюдаться различные нарушения, которые потребуют разного подхода и помощи разных специалистов:

При этом нарушении слух у ребенка не нарушен, выраженных проблем с речевым аппаратом не наблюдается, однако он неверно произносит согласные.

Наиболее часто дети путают звуки «Ш», «Ж», «Л», «Р». Ребенок может подменять звук в слове на похожий (гора-кора), может вообще пропускать звук, может произносить его неправильно — оглушать или озвончать.

В дошкольном возрасте такой дефект встречается чаще всего. Он проявляется в остановке при произношении и затруднении дальнейшего произношения.

Причин, которые могут вызвать заикание множество — от неврологических проблем до психоэмоциональных нарушений. В 5-6 лет дефект речи очень выражен, его невозможно перепутать ни с чем другим.

О таких дошколятах говорят, что они «гундосят». Порой бывает достаточно сложно понять, что именно говорит ребенок, поскольку произношение «в нос» коверкает даже простые звуки родного языка.

Довольно часто причина такого дефекта кроется в ЛОР-патологии, например, в заложенности носа из-за аденоидов. Однако и после лечения у отоларинголога ребенок может некоторое время продолжать говорить по привычке «в нос». Ему нужны развивающие логопедические занятия.

При нормальном развитии у ребенка в дошкольном возрасте не возникает затруднений с составлением предложений, даже длинных, в которых слова употребляются в разных падежах и склонениях.

При недоразвитости речи у ребенка возникают трудности с «увязкой» отдельных слов в большую логическую цепочку, а также имеются проблемы с окончаниями даже хорошо знакомых слов. Нередко это связано с тем, что родители и представители старшего поколения при общении с ребенком сами намеренно коверкали слова, употребляли много уменьшительно-ласкательных суффиксов (чашечка, тарелочка, ботиночек), а также «сюсюкали».

Такое нарушение может быть обусловлено недостаточным общением со взрослыми, нехваткой развивающего общения, контакта со сверстниками, а также может являться последствием или симптомом неврологических нарушений, патологий центральной нервной системы.

Помимо домашних логопедических занятий, ребенку желательно посещать врача-невролога, специалиста по логопедии, принимать участие в групповых занятиях.

Занятия дома имеют некоторые преимущества по сравнению с занятиями у логопеда в поликлинике. Дома ребенку все знакомо и понятно, нет необходимости стесняться незнакомых людей. В игровой форме домашние занятия дают нисколько не меньшие результаты, чем коррекция в кабинете профессионального логопеда.

Дефекты речи в современном мире у детей встречаются, к сожалению, чаще, чем во времена детства их родителей. Дело в обилии информации, которая во многом заменяет детям с самого раннего возраста потребность в общении.

Вместо игры с другом или подругой на площадке дети предпочитают проводить свободное от садика время в интернете, играя с планшетом или компьютером, просматривая многочисленные мультфильмы по телевизору. Все это никак не способствует развитию речи.

В домашних условиях родители могут совмещать логопедические занятия с подготовкой к школе. Сделать это достаточно просто, достаточно сочетать упражнения на произношение звуков и слогов с играми, тренирующими память, запоминанием стишков и прозы, усвоением новой информации об окружающем малыша мире.

Развитие мелкой моторики при обучении рисованию и письму также способствует совершенствованию речевого аппарата.

Занятия в домашних условиях – это не только развивающие игры и упражнения для коррекции дефектов речи, но и приятное общение и взаимодействие между ребенком и взрослыми. Оно, несомненно, пойдет на пользу всем участникам этого процесса.

Подготовить ручки ребенка к письму, а заодно улучшить работу его речевого аппарата помогут пальчиковые игры. Для них можно использовать готовые наборы пальчиковых персонажей — героев любимых сказок.

Можно сочинять на ходу собственные сказки и истории, и это поможет ребенку развивать еще и фантазию. Хорошо, если представление «на пальцах» будет сопровождаться разученными стихами с элементами чистоговорок.

Чистоговорки лучше выбирать не только на проблемный звук, который не очень получается произносить у ребенка, но и на остальные сложные звуки тоже. Например, если у малыша проблемы с шипящими или звуком «Л», стоит выбирать чистоговорки, которые потребуют от малыша точного произношения именно этих звуков:

А у нас переполох — вырос чертополох,

Чтоб унять переполох, пропололи чертополох!

При проблемах со звуком «С» подойдет такая чистоговорка:

Су-су, су-су-су, так живет сова в лесу.

Мы с сестрой сове в лесу приносили колбасу.

Са-са-са, са-са-са, прилетала к нам оса,

Прибегала к нам лиса, побывала стрекоза.

При проблемах с произношением звука «Р» поможет такой стишок:

Ра-ра-ра, нам домой уже пора,

Ру-ру-ру, нарисуем кенгуру,

Ро-ро-ро, дождик капает в ведро,

Ры-ры-ры, тигры прыгали с горы.

Сочинять чистоговорки можно и самостоятельно, главное при этом — поставить проблемный звук в начало и конец фразы таким образом, чтобы не было возможности подменить его на созвучный иной звук или опустить его совсем. Это совсем не сложно.

Самый удачный пример чистоговорки был известен еще нашим бабушкам и прабабушкам. Это всем знакомые «люли-люли»:

Люли-люли-люли, прилетали гули,

Гулюшки-гули, милые лапули,

Ой люли-люли-люли, мы венок для них сплели.

Отличным логопедическим эффектом обладают многие «народные» стишки – «Гуси-гуси, га-га-га» и другие, которые всем знакомы с самого детства.

Построить занятие можно по следующей схеме:

  • Ритмичные движения в такт песенке или чистоговорке. Предложите ребенку походить по кругу, шагая исключительно в такт стихотворению. Потом шаги можно сменить на небольшие прыжки в такт.
  • Дыхательная гимнастика. После активной пятиминутки предложите дошкольнику глубоко подышать. При этом вдох он должен делать через нос, а выдыхать через рот тонкой струйкой.
  • Эмоциональные «раскраски». После дыхательной гимнастики попросите ребенка повторить чистоговорку с эмоциональным окрасом. Пусть мимикой и жестами показывает лису, сову, осу, гусей и т. д. Помогите ребенку, придумайте смешные образы, которые ему понравится пародировать.
  • Песни. А теперь стишки и чистоговорки можно пропеть. Если их не получается положить даже на простую музыку, как это делали наши прабабушки, напевая у колыбели «Люли-люли-гули», то можно специально разучить песенку-чистоговорку. Такие песенки можно найти на многочисленных видео-уроках логопедических занятий в интернете.
  • Следующим этапом могут стать пальчиковые игры. Попросите ребенка проговорить чистоговорку или стишок еще раз и продемонстрировать ее сюжет на пальцах (указательный и средний, поставленные на подушечки, могут изобразить идущего человека, а взмахи сложенных крест-накрест ладоней демонстрируют махи крыльев гусей и т. д.
  • После вышеуказанных упражнений можно перейти к более спокойным занятиям — логическим и познавательным. Разложите на столе перед дошкольником картинки с изображениями животных и насекомых, которые употреблялись в стишках. Попросите показать и назвать тех, у которых в названии есть звук «Р» (рыба, рак, ворона), а затем попросите показать и назвать тех, в чьих названиях нет «З» (собака, сова, кот). Это упражнение поможет ребенку быстрее освоить чтение.
  • В конце занятия попросите ребенка повторять за вами новое стихотворение и отдельные слова. Проделайте это несколько раз, отчетливо, не забывая хвалить ребенка. Следующее занятие стоит начать именно с этого, нового для дошкольника стишка или чистоговорки.

Постепенно вводите в оборот и скороговорки («Шит колпак не по – колпаковски, лит колокол не по-колоколовски», «Шла Саша по шоссе и сосала сушку», «На дворе трава, на траве дрова» и т. д. ).

Сделайте специальную гимнастику для речевого аппарата ребенка ежедневной. С нее лучше всего начинать очередное занятие. Она позволит подготовить мышцы, связки, язык и губы к произношению трудных для дошкольника звуков.

Гимнастика направлена на тренировку жевательных, глотательных и мимических мышц, именно они солидарно участвуют в процессе произношения, делают речь разборчивой и понятной.

В процессе произношения участвуют не только губы и язык, но и органы дыхания, грудная клетка, плечи, голосовые связки. Учитывайте это во время проведения гимнастики и старайтесь задействовать все составляющие голосообразования в равной мере.

Гимнастику следует делать сидя, в день желательно проводить 2-3 занятия, при этом на каждое стоит отвести не более 5 минут, за это время ребенок должен выполнить 2-3 упражнения из комплекса.

Предварительно родителям придется освоить все упражнения самостоятельно, чтобы уметь показать дошкольнику и добиться четкого и чистого исполнения. Для развития губ стоит проводить простые упражнения, такие, как удерживание губ в улыбке, при этом зубки должны быть полностью закрытыми.

Начать стоит с 30 секунд и постепенно удерживать улыбку 1-2 минуты. Также эффективно развивает артикуляцию складывание губ трубочкой. Принцип тот же — сначала трубочку из губ следует удерживать 20-30 секунд, но постепенно продолжительность упражнения увеличивается.

Немного сложнее будет даваться складывание губ в бублик, при этом зубки плотно смыкаются, а губы вытягиваются трубочкой, но размыкаются, поэтому можно увидеть зубки. Постепенно задания усложняют и добавляют движение, которое должно придать подвижность губам. Так, губы в трубочке можно двигать по кругу, влево и вправо, вверх и вниз, изображая хобот слона или пятачок поросенка.

Вытянутые губы, сложенные как у рыбки, смыкают и размыкают. Так получается занимательная беседа рыб на дне моря. А если выдыхать через рот, заставляя губы от воздушного потока вибрировать, то получится очень смешная сердитая лошадка, которая фыркает совсем как настоящая.

Укрепить губки ребенка поможет очень веселая игра, при которой малышу нужно зажатым между губами карандашом нарисовать в воздухе что-то. Задача взрослого — отгадать то, что изобразил ребенок.

Для тренировки щек можно поиграть в воздушные шарики, надувая щеки и удерживая их в таком состоянии как можно дольше. При этом можно делать смешные рожицы. Если надувать по очереди правую, а затем левую щечку, то получится хомячок, а если втянуть обе щеки внутрь ротовой полости и удерживать их в таком положении, получится голодный и смешной суслик.

Потренировать язык можно, изображая собаку. Для этого язык высовывают и расслабленно кладут на нижнюю губу. Можно совмещать такое упражнение с короткими вдохами и выдохами ртом. Если высунуть напряженный кончик языка, можно поиграть в комариков, а движения языка вверх-вниз и вправо-влево, а также загибание его в трубочку помогут не только с удовольствием провести пятиминутку свободного времени, но и потренировать мышцы языка.

Тренировка челюсти может пройти с удовольствием, если малыш вместе с мамой попробует изображать обезьянку, максимально «вывешивая» челюсть вниз, или рассерженного льва, напрягая нижнюю челюсть в оскале и издавая характерное рычание.

Приступать к домашним логопедическим занятиям следует только после того, как ребенка осмотрели специалисты — ЛОР, невролог и логопед. Они помогут найти истинные причины дефекта речи и подскажут некоторые приемы, которые будут направлены на устранение конкретного дефекта у данного ребенка, учитывая его анатомические и другие особенности. Логопедическое обследование поможет установить, в какой части речевого аппарата возникает зажим или другое препятствие.

Заниматься с ребенком следует ежедневно. У малыша должна быть возможность постоянно практиковать новые движения и произношение. Поначалу дошкольник может жаловаться на усталость, ведь правильная постановка речевого аппарата для него вновь. Однако постепенно она станет естественной, все будет получаться без особых усилий, нормальная постановка губ и языка станут нормой.

Родителям следует инициировать начало занятия только тогда, когда чадо хорошо отдохнуло, поело, находится в хорошем настроении, готово к игре и занятиям. Через силу, через принуждение логопедические занятия не проводят, поскольку пользы от них будет немного, если ребенок будет относиться к ним как к повинности.

Маме и папе нужно набраться терпения, ведь процесс коррекции дефектов речи достаточно длительный и кропотливый.

Не ругайте ребенка, если у него что-то не получается. Но всегда добивайтесь точного исполнения упражнения. Для этого малышу можно помогать — руками, шпателем, чайной ложкой. Язычок и губки должны оказаться в правильном положении.

Не стоит стесняться спрашивать у специалистов совета. Также желательно ознакомиться с литературой по логопедии. Для данного возраста можно порекомендовать книгу Н. Теремковой «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет», «Уроки логопеда — игры для развития речи» Е. Косиновой и «Веселую логоритмику» Е. Железновой. Если есть желание помочь ребенку справиться с дефектом речи, начинать стоит именно с прочтения этих книг.

В следующем видео вас ждет еще больше информации о развитии речи у ребенка 5-6 лет.

o-krohe.ru

Сам себе логопед: постановка звуков "р", "ж", "ш", "ч"

  • Поделиться на Facebook
  • Поделиться ВКонтакте
  • Поделиться в Одноклассниках

Дети, как губки, впитывают в себя окружающие звуки. Они попугайничают и, подобно лесному дрозду, пытаются имитировать слова, которые слышат. Так мы все учимся говорить – сначала слышим, потом воспроизводим.

bambinostory.com  

В детстве я совершенно не выговаривала звук [Р]. Проблема большинства детей, не так ли? Ведь этот звук – один из самых сложных в произношении – причем не только для французов.  

Тогда мне очень помогли стихи на имитацию нужного звука. Настоящий взрывной [Р] наконец-то был получен. Собственный детский опыт подтолкнул меня к сочинению стихов, где каждое слово имело бы в своем составе труднопроизносимый звук.

Правильный старт

Подобную тактику применяют на своих занятиях логопеды. Правда, сначала специалисты проводят с детьми артикуляционную гимнастику (движение губ), затем проговаривание отдельных звуков и только потом чтение слоговых рядов (кра-кро-кри) и слов. Чтение стихотворений с повторяющимся звуком – это последняя стадия закрепления.

Крохам и дошколятам

Маленьким деткам любимого Корнеем Чуковским возраста (от 2 до 5 лет) подойдут такие же маленькие стихотворения – в две-пять строчек. Конечно, все зависит от подготовленности ребенка. Ведь некоторые дети уже в 2 года могут «заболтать» взрослого.

ТИГР Стишок-рычалка развивает звук [р]

Грозный и огромный тигр – Мастер он звериных игр. На траву вдруг резко прыг – И издал свирепый рык. Но я тигру пригрожу,  Громче тигра зарычу.

Ррррррррр!

ТРАКТОР ТРИЖДЫ ЗАТРЕЩАЛ Скороговорка для развития произношения дифтонга [тр]

Трактор трижды затрещал - И прицеп затрепетал. Громко тарахтел мотор,

Словно ротор-метеор.

ПРИГЛАШУ Я ЛУЧШЕ ГЛАШУ Стишок-шипелка развивает произношение звука [ш]

Приглашу я лучше Глашу, чтобы вместе скушать кашу. Наша каша будет краше

со стаканом простокваши.

Помощь школе

Длинные стихи – более сложный уровень. Они могут использоваться для детей, уже умеющих говорить, но все еще коверкающих слова. Это подготовка к школе. В любом случае, подобные стихотворения так же неплохо чеканят дикцию взрослого человека. Так что на досуге оказывается полезным выучить один такой вирш наизусть и прочесть.

ЖАДНЫЙ ЖУК Стишок-жужжалка развивает произношение звука [ж]

Жёлтый жук нёс старый жёлудь. Жёлудь очень был тяжёлый. Жёлтый жук был жутко жадным, Даже листик было жалко. Жук свой путь держал под гору, Жёлудь же терял опору. Жук сердито гнал всех прочь, Кто желал ему помочь. Жёлудь вдруг с жука свалился, С горки живо укатился. Жук теперь вздыхает сложно.

Жёлудь он сжевать не сможет.

ПЧЕЛКА Стишок-жужжалка развивает произношение звука [ж]

С медом коржик я сжую, И про пчелку расскажу. Пчелка в улее живет И нам жалует свой мед. Пчелку надо уважать И никак не обижать. Есть у пчелки тоже жало. Обижать же пчелку жалко. Потому я с ней дружу

И, как пчелка, все жужжу.

МОХНАТЫЙ МИШКА Стишок-шумелка для развития произношения шумного звука [ш]

В школу шел мохнатый мишка. У него под мышкой книжка. Мишка шумным был мальчишкой, Забиякой и врунишкой. И грустила мама мишки,  Что шалит ее сынишка. Но любил он маму слишком – Обижать ее не вышло. Стал хорошим и послушным, Собирал свои игрушки. И теперь поет кукушка,

Что он лучший на опушке. 

ПОЧЕМУЧКА Стишок развивает произношение звука [ч]

Почемучка, между прочим, Почемучать любит очень. Почемучает он маму, Почемучает упрямо. - Почему?! – вопит он звучно. –  Колет пальчики колючка? Почему на небе тучка? Почему у деда внучка? Почему я Почемучка?!!! Маме с папой будет взбучка –

Не отстанет Почемучка.

Автор текста и стихов Маргарита Герасименко

Уважаемые читатели! У вашего малыша были проблемы с произношением букв Р, Ж, Ч, Ш и др.? Вы прибегали к помощи логопедов? Ждем ваши комментарии!

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

rebenok.by

Логопедический тренинг «Сам себе логопед»

Людмила Чистякова Логопедический тренинг «Сам себе логопед»

Все дети индивидуальны, и некоторые, в силу различных причин, неправильно произносят звуки родного языка, и это приобретает силу привычки. Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, правильно формировать которые довольно сложно, поскольку ребенку необходимо научиться управлять своими органами речи, осуществляя постоянный контроль за собственной речью и речью окружающих.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой, некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи логопеда.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением.

4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем- и детям, и взрослым- научиться говорить правильно, четко и красиво.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы.

Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Публикации по теме:

Устный журнал «Помоги себе сам» Устный журнал «Помоги себе сам» (духовно – нравственное воспитание, развитие эмоционально – волевой сферы детей 6 -7 лет) Цель: учить.

Деловая игра с педагогами «Я здоровье берегу-сам себе я помогу» Деловая игра с педагогами на тему: «Я здоровье берегу – сам себе я помогу» «Здоровье – наш бесценный дар! Его все ценят – млад и стар».

День здоровья. «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» Сценарий спортивно-музыкального праздника для детей старшего дошкольного возраста «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» Инструктор по.

Конспект НОД «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу» Цель: Формирование навыков здорового образа жизни. Программное содержание: Дать детям представление о том, что соблюдение.

Летний оздоровительный проект «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!» Наш девиз: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!»Разработала: Воспитатель группы №12 – Красноруцкая Марина Александровна. Проблема: Что.

Педагогический проект «Я здоровье сберегу — сам себе я помогу» Педагогический проект на тему: «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу». Воспитатели: Ахметшина Алсу Асхадулловна Миннибаева Альфия Абдуллаевна.

Развлечение для малышей «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» Развлечение для малышей. Тема: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу». Цели. Укреплять физическое и психическое здоровье детей через улучшение.

Сюжетно-ролевая игра «Сам себе режиссер» Пояснительная записка к сюжетно-ролевой игре тема: «Сам себе режиссер». Не секрет, что современные родители, мало читают детям книги, предпочитая.

Тренинг для педагогов «Помоги себе сам» Психологический тренинг «Помоги себе сам» Бог может простить нам грехи наши, но нервная система никогда. Уильям Джеймс Цель: Эмоциональное.

Тренинг по преодолению профессионального выгорания «Помоги себе сам» ренинг по преодолению профессионального выгорания «Помоги себе сам» Цель: создание условий для сохранения и укрепления здоровья педагогов,.

www.maam.ru

Проект «Сам себе логопед»

Евгения Зверкова Проект «Сам себе логопед»

Одним из важнейших направлений в деятельности ДОУ - является работа с родителями, как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые нарушения. Дети с нарушениями речи имеют трудности в звукопроизношении, фонематическом восприятии, выраженное отставание в накоплении словарного запаса. Наличие пробелов в развитии фонетики, лексики, грамматического строя связной речи служит серьезным препятствием в усвоении программы детского сада. Поэтому, с целью формирования полноценной звуковой культуры речи и фонематического восприятия у детей, в нашем ДОУ проводится дополнительная индивидуальная работа. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.

В ходе работы над звуковой культурой речи необходимо:

• помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей,

• разъяснить и показать им, в чем состоит работа по формированию фонетической стороны речи,

• подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого.

Изучив литературу по вопросам речевого развития и вопросам взаимодействия специалиста с семьями воспитанников, пришли к выводу о разработке практико-ориентированного проекта, в котором приняли бы участие и дети, и родители, и специалисты ДОУ. С начала учебного года в нашем ДОУ стартовал проект «Сам себе логопед».

Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между:

ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно - логопедической помощи нуждающимся в условиях ДОУ общеразвивающего вида;

необходимостью участия родителей в работе над формированием звуковой культуры речи.

отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению;

Исходя из вышеизложенного, мы видим актуальность и значимость проблемы повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Участники проекта:

Педагог по речевому развитию, дети старшего дошкольного возраста, их родители, музыкальный руководитель, воспитатель ИЗО, инструктор ФИЗО.

Цель проекта:

Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Задачи:

1) выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с семьями воспитанников, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;

2) разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников через организацию и проведение клуба “Красноречие”;

3) создать методическую копилку для родителей «Сам себе логопед»;

4) выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, общего подхода к воспитанию.

Ожидаемые результаты:

1. Активное участие родителей в педагогическом процессе по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях.

2. Родители самостоятельно используют материалы из копилки “Сам себе логопед”.

3. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.

Организация работы участников проекта:

Педагог по речевому развитию – руководитель проекта.

• организует работу клуба;

• диагностика уровня развития звуковой культуры речи детей;

• анкетирование родителей;

• сбор анамнеза;

• ознакомление родителей с формами, методами и приемами коррекции речевых нарушений;

• практическое усвоение родителями приемов логопедического воздействия.

Инструктор ФИЗО:

• ознакомление с игровым материалом для формирования правильного речевого дыхания;

• вооружение приемами развития общей координации движений и статической и динамической организации пальцев рук.

Воспитатель ИЗО:

• ознакомление с приемами развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук через художественно – изобразительную деятельность.

• расширение кругозора родителей в области нетрадиционных методов изодеятельности.

• рекомендации родителям по использованию дома метода комментированного рисования.

Музыкальный руководитель:

• предоставление игрового материала по формированию фонематического слуха.

• ознакомление с методами и приемами развития просодической стороны речи.

В рамках работы клуба проводятся семинары-практикумы, мастер - классы, консультации, “круглые столы”, “родительские гостиные”, «творческие мастерские», конкурсы (скороговорщиков, чтецов, выставки работ, изготовленных родителями в творческих мастерских, в завершении проекта планируется проведение мероприятий для детей и родителей («Праздник красивой речи», брейн – ринг между сотрудниками ДОУ и родителями «Логопедический фристайл»).

www.maam.ru

Развитие речи ребенка: сам себе логопед

 Логопедические упражнения для детей   

На прием к зубной фее: обзор детских стоматологических клиник в Киеве

      Ваш малыш растёт и говорит первые слова, а вам даже в голову не приходит системно взяться за развитие речи ребенка? Как понять, всё ли в пределах нормы – ведь нарушение может проявиться не обязательно в плохой дикции, но и в ограниченном словарном запасе, а может заявить о себе и не очень правильный алгоритм грамматического построения предложений?

По мнению специалистов, развитие речи годовалого ребенка требует исключения из лексикона родителей пресловутого сюсюканья и коверкания слов, сленговых и жаргонных выражений. Зато полезны регулярные упражнения, направленные на общее развитие.

В последующие пару лет рекомендуется усиленно общаться с малышом, задействовать методики раннего развития, одобрять первые попытки заговорить, стандартно исправлять ошибки.

С крохой старше 4 лет занятия с логопедом являются обязательным звеном педагогической работы. После 5 лет самое время спохватиться родителям детей с явными дефектами речи. Ведь к 6-7 годам на него обрушится огромная нагрузка подготовки к школе, поэтому развитие речи к тому моменту уже должно быть пройденным этапом.

Чтобы вовремя приняться за развитие речи ребенка дошкольного возраста, протестируйте кроху на основные признаки задержки речевого развития:

1.   Особенности поведения:

a.  Гипервозбудимость, расторможенность

b.  Пассивность, инфантильность

2.   Рассеянное внимание, неспособность к концентрации, бессистемная игра с предметами

3.   Неловкая моторика:

a.  неразвитость движений кисти

b.  тонкие движения пальцев

c.   почти отсутствует щипцовый захват

d.  речевой аппарат плохо развит, ребёнок не может повторить за взрослым движения губами и языком

4.   Явные проблемы с дикцией: малыш с трудом выговаривает слова, глотает слоги, не артикулирует шипящие, свистящие звуки, искажена буква Р или Л, нелогично строит предложения.

В зависимости от глубины проблемы следует предпринять меры: занятия со специалистами, посещение логопедической группы в детском саду, комплекс упражнений и массажей, направленных на улучшение общей моторики и физического развития.

Как развивать речь ребёнка, чтобы закрепить новые навыки, и организовать ежедневный тренинг дома?

Логопедические упражнения для детей и домашнее обучение помогут родителям существенно улучшить положение дел:

  1. В игровой форме следует пробовать воспроизводить шумы и голоса: рычите, шипите, жужжите, щёлкайте языком, причмокивайте губами. Доводите каждый звук до чёткого исполнения.
  2. Артикуляционная гимнастика. Просите малыша следить и повторять каждое движение: вытягивать губы в трубочку, надувать щёки, высовывать язык, касаться им щёк, губ, зубов.
  3. Увлекайте кроху простой сборкой конструкторов, мозаики, лепкой, изготовлением аппликаций – это развивает мелкую моторику.
  4. Коллекционируйте скороговорки и труднопроизносимые слова: сначала попробуйте произносить их медленно.  Сверяя правильность и произношение, постепенно наращивайте темп.
  5. Работайте над речевой техникой: тренируйте правильное дыхание, практикуйте любое упражнение на развитие лёгких – надувайте воздушные шары, дыханием толкайте по ровной поверхности мячик для настольного тенниса
  6. Учите ребёнка играть голосом – просите произнести любое слово громко, вполголоса, тихо, шёпотом. Предложите называть предметы и говорить целые предложения с высокими и низкими интонациями, меняйте темп слов и общую скорость беседы.
  7. Развитие речи ребенка дошкольного возраста напрямую зависит от словарного запаса. В 1,5 года ребёнок обходится набором из 15-20 слов. С 5 до 7 лет карапуз должен знать уже до 3500 слов, включая образные выражения и устойчивые словосочетания. Читайте сказки, учите пословицы и поговорки, рассказывайте друг другу басни и стихотворения. Каждое занятие может быть посвящено освоению целого круга понятий в рамках отдельно взятой темы. Обогащайте речь и память малыша новыми словами и терминами. Название каждого понятия следует сверять с малышом на правильность употребления в общем потоке речи.

Помните: любые занятия – со специалистом, или в домашних условиях – должны быть регулярными! Вместо усиленной кратковременной нагрузки лучший результат дадут ежедневные несложные упражнения, которые помогут дошкольнику в игровой форме исправить проблемы с речью. Используйте альбомы по звукопроизношению, видео-уроки и самоучители (например, «Говорим с пелёнок»), приложения на AppStore (“Говорим с мамой»). Говорите чётко и грамотно! 

Версия для печати 4

www.childbrand.ua


Смотрите также

Подпишитесь на бесплатный курс "Секреты воспитания"
и получите бесплатно
Секретную книгу.

Из данного курса Вы узнаете о тайнах народной педагогики, о секретах современных технологий воспитания и массу другой полезной информации для решения Ваших проблем.
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

12 простых формул для подготовки ребенка к детскому саду

Узнать

 


Адаптационные игры с песком

Узнать

 


Как быть счастливыми родителями

Узнать