Узнайте Секреты Воспитания Ребенка И Легко Получите Результат

имя и адрес пусто пусто


5 простых приемов для развития у ребенка самостоятельности.

Узнать

 


Методика выполнения движений с ребенком от специалиста высшей квалификации

Скачать бесплатно

 



Содержание, карта сайта.

Шахматы обязательный предмет в школе


Шахматы стали обязательным школьным предметом

С 1 сентября занятие заменит третий урок физкультуры

Никита КЛЮЧЕНКОВ

Регулярные шахматные игры улучшают успеваемость почти в полтора разаФото: Алексей БУЛАТОВ

Изменить размер текста:

Минпросвещения решило сделать шахматы обязательным школьным предметом. Изменения федеральной образовательной программы готовились с 2017 года.

Еще будучи главой Минобрнауки Ольга Васильева заявила: «Я убеждена, что в школе должны играть в шахматы. Со статистикой трудно спорить. В нашей стране и за рубежом у детей, которые играют в шахматы в школе, показатели успеваемости выше на 35–40%. Эта интеллектуальная игра развивает ребенка».

Шахматы действительно имеют сильное влияние на когнитивные способности сообщает сайт mk.ru. Этот вопрос неоднократно исследовался в психологических и педагогических научных работах. Способности к аналитике, планированию и быстрому мышлению требуются во всех сферах знаний, но довольно неэффективно развиваются «классическими» предметами. Многие педагоги жалуются на устаревшие программы, предполагающие запоминание большого количества и без того легкодоступной информации в ущерб умению самостоятельно и эффективно с ней работать.

В апреле 2019 года насчитывалось 18 000 российских школ, где были введены занятия по шахматам, это почти половина всех общеобразовательных учреждений. Программы и учебники уже готовы, проходит массовая допподготовка преподавателей. С 1 сентября все российские первоклашки начнут заниматься шахматами по 33 часа в год, и с второго по четвертый классы на час больше. Это не создаст дополнительной нагрузки, так как предмет просто заменит третий урок физкультуры, который многие учителя и родители критиковали как «избыточный».

ИСТОЧНИК KP.RU

Подпишитесь на новости:

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

www.kp.ru

«Обязательные шахматы в школе — это слишком!»

школы 7 августа 2019

С 1 сентября шахматы станут обязательным предметом в школах.

В наступающем учебном году школьников ждет новый предмет – шахматы. Программы преподавания и учебники уже разработаны, а в регионах повсеместно готовятся шахматные педагоги,  сообщает «Московский комсомолец». Первоклашек будут обучать шахматам 33 часа, а со второго по четвертый классы ребята будут заниматься на час больше — 34 часа. В переводе на школьное расписание – один урок в неделю.

Мы собрали мнения мам и учителей по этому поводу. Главные опасения: что уйдет из расписания из-за нововведения и как детям справиться с возросшей нагрузкой.

Екатерина, 33 года, Москва:

Мой ребёнок с 1 класса занимается шахматами в школе 1273. Это отличный досуг для детей, на мой взгляд. Игра в шахматы учит мыслить наперёд и просчитывать свои действия, а также «додумывать» за оппонента и просчитывать его ходы. Это отличный навык, который пригодится в жизни и который легче всего развить именно через шахматы.

Логику в школе изучать надо непременно. И шахматы — это один из оптимальных вариантов.

Одного раза в неделю вполне достаточно. Но! Не на обязательной основе! Куда их вместить, если и так по 4-5 уроков в день обязательных. И у многих детей после школы ещё и своя программа по спорту/музыке/ рисованию. Обязательные шахматы в школьной программе — это слишком! Тогда надо сокращать какие-то основные предметы или учиться в субботу. А это все неприемлемые варианты.

Где найдут столько учителей, которые действительно интересно смогут донести шахматную теорию?

Анна, 36 лет, Москва:

Школьное время – не резиновое. Чтобы сделать шахматы, нужно будет забрать одну физкультуру. Именно так, по-моему, собирались это сделать. Детям в современной школе нужно больше движения. Никто их не выводит на прогулки, на переменах не разрешают бегать. Одну физкультуру забрали, дали шахматы. Нехорошо. Если дети ходят в кружок по шахматам, то, скорее всего, дети сами настроены на получение этих знаний. И учителя там, как правило, хорошие. Когда же дети в количестве 30 человек в классе должны будут сидеть и слушать предмет, который им навязали, ничего хорошего из этого не выйдет.

И потом, главный вопрос: где найдут столько учителей, которые действительно интересно смогут донести шахматную теорию? Пока я не могу найти ничего хорошего в этой истории: мне кажется, это будет еще один предмет, к которому будут относиться спустя рукава. Но кто знает… Возможно, идея была в том, что дети научатся просчитывать свои ходы наперед. Инициатива хороша, на реализация может пострадать.

Учителя в целом разделяют позицию родителей. Вот как прокомментировала нововведение учитель начальных классов московской гимназии №1514:

Сама идея очень хорошая, но есть ряд НО:

— Нужны педагоги.

— Нужен час в неделю, то есть его надо или забрать от какого-то предмета, или добавлять в учебный план. Под это нужно финансирование.

— Классы целесообразно делить на подгруппы, а значит, финансировать в удвоенном количестве этот час.

Какому-то ребенку игра может попросту не даваться, несмотря на все его старания, он будет постоянно проигрывать и чувствовать себя не успешным. А это плохо скажется и на учебной мотивации и на самооценке ребенка.

Есть у обязательных шахмат и еще один минус, на который нам указала психолог-педагог Ася Бурштейн:

Само то, что это будет обязательно – уже не очень хорошо. Несомненно, шахматы полезны. Но все дети разные и интересы у них тоже разные. Кроме того, шахматы – это действительно сложная игра, она требует невероятно большой умственной работы, что не всем свойственно Какому-то ребенку игра может попросту не даваться, несмотря на все его старания, он будет постоянно проигрывать и чувствовать себя не успешным. А это плохо скажется и на учебной мотивации и на самооценке ребенка.

Большинство школ закономерно оказались не готовы к введению шахмат в обязательную программу. Но решения есть — это привлечение спортивных федераций, частных организаций, он-лайн уроки.

Антон Кузин, основатель Русской шахматной школы : 

О шахматах в школе говорили много лет. Всегда были и те, кто за и те, кто против. Сегодня закон уже принят. И к нам, шахматным организаторам, постоянно обращаются общеобразовательные школы. С просьбами: помочь выстроить процесс обучения, подготовить кадры, подобрать методику, организовать турнирную сетку. Большинство школ закономерно оказались не готовы к введению шахмат в обязательную программу. Но решения есть — это привлечение спортивных федераций, частных организаций, он-лайн уроки. Например, наша школа взаимодействует уже более, чем с 45 школами Москвы. Обо всем этом буду рассказывать на форуме «Город образования».

Польза от шахмат бывает только в одном случае: когда ребенок  шахматы любит. Когда он получает от них удовольствие.  Когда это твое.

Давид Маркосян, Международный гроссмейстер, тренер по шахматам, основатель школы — студии «Победи Великана»:

Конечно же, я могу только приветствовать инициативу популяризировать шахматы, более того, я отлично понимаю основной замысел тех, кто шахматы хочет ввести как обязательный предмет. Шахматы замечательно корректируют учебу, успеваемость, поведение, самооценку, успешность, формируют способность принимать решения. Есть статистика, что среди шахматистов совершенно нет наркоманов.

Но слово «обязаловка» мне не нравилось с детства, и эту позицию разделяют практически все шахматисты.  Польза от шахмат бывает только в одном случае: когда ребенок  шахматы любит. Когда он получает от них удовольствие.  Когда это твое.

А как предмет в школе… Там могут быть оценки.  И могут не считаться с темпераментом, возможностями и склонностями ребенка. Все равно ему надо это будет изучать. Не знаю, как этот момент можно обойти, исправить.

Было бы лучше, например, организовать систему бонусов. Если ты посещаешь занятия шахматами и добиваешься определенных успехов,  то  получаешь какие-то привилегии при поступлении в ВУЗ, как вариант.

И конечно необходимо,  чтобы было больше по-настоящему профессиональных преподавателей. Сейчас шахматы надо объяснять современным детям иначе, чем еще лет 5-10 назад. И это принципиальный момент.  Преподаватель должен не только знать теорию, он сам должен быть в процессе, играть, участвовать в турнирах и при этом уметь общаться и находить подход к детям.

Людмила Чиркова

workingmama.ru

Должны ли шахматы стать школьным предметом?

Обязательность такого предмета, как шахматы, настораживает. Обучить игре первоклассника не так уж сложно. Но что делать с ребенком, если эта игра ему категорически неинтересна?

C 1 сентября 2019 года многим российским школьникам придется осваивать такой образовательный предмет, как шахматы.

«Я убеждена, что в школе должны играть в шахматы»

Как сообщает «МК» со ссылкой на Минпросвещения, в новом учебном году количество российских школ, в которых учащихся младших классов в обязательном порядке будут обучать игре в шахматы, значительно увеличится. Программы преподавания и учебники уже разработаны, повсеместно в регионах готовятся шахматные педагоги.

Еще в 2017 году нынешний министр просвещения Ольга Васильева заявляла: «Я убеждена, что в школе должны играть в шахматы. Со статистикой трудно спорить. В нашей стране и за рубежом у детей, которые играют в шахматы в школе, показатели успеваемости выше на 35-40%. Эта интеллектуальная игра развивает ребенка».

По данным Минпросвещения, к весне 2019 года шахматы в качестве предмета для начальной школы были введены в 18 000 учебных заведений в различных регионах России.

По заявлению министра Васильевой, конечной целью является всеобщий охват уроками шахмат российских учеников 1-4 классов.

«Ослепительные перспективы развернулись перед васюкинскими любителями»

Первое, что вспоминается, когда знакомишься с подобной инициативой, – это, конечно, «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова:

«— Шахматы! — говорил Остап. — Знаете ли вы, что такое шахматы? Они двигают вперед не только культуру, но и экономику! Знаете ли вы, что шахматный клуб четырех коней при правильной постановке дела сможет совершенно преобразить город Васюки?...

— Да! — кричал он. — Шахматы обогащают страну! Если вы согласитесь на мой проект, то спускаться из города на пристань вы будете по мраморным лестницам! Васюки станут центром десяти губерний!...

Ослепительные перспективы развернулись перед васюкинскими любителями. Пределы комнаты расширились. Гнилые стены коннозаводского гнезда рухнули, и вместо них в голубое небо ушел стеклянный тридцатитрехэтажный дворец шахматной мысли. В каждом его зале, в каждой комнате и даже в проносящихся пулей лифтах сидели вдумчивые люди и играли в шахматы на инкрустированных малахитом досках. Мраморные лестницы действительно ниспадали в синюю Волгу. На реке стояли океанские пароходы. По фуникулерам подымались в город мордатые иностранцы, шахматные леди, австралийские поклонники индийской защиты, индусы в белых тюрбанах — приверженцы испанской партии, немцы, французы, новозеландцы, жители бассейна реки Амазонки и завидующие васюкинцам — москвичи, ленинградцы, киевляне, сибиряки и одесситы. Автомобили конвейером двигались среди мраморных отелей».

Не все знают, но советские писатели, вкладывая в уста Бендера эти слова, вовсе не издевались над древней игрой, а добродушно подтрунивали над «шахматной лихорадкой», охватившей в этот период Советский Союз.

Увлечение оказалось затяжным и имевшим несколько взлетов. Их нетрудно обнаружить даже в классических советских комедиях. Например, в «Берегись автомобиля» мама Деточкина говорит о том, что турнир выиграл Корчной, хотя она болела за Таля. В конце 1970-х вся страна, затаив дыхание, следила за противостоянием Виктора Корчного, ставшего «невозвращенцем», и Анатолия Карпова в борьбе за звание чемпиона мира. Ну и, конечно, пиком любви к шахматам стала эпоха 1980-х, когда происходило великое противостояние Карпова и Каспарова.

Шахматный матч между Анатолием Карповым и Виктором Корчным. 1978 г.Шах с матом. Как Карпов и Корчной потрясли мирПодробнее

«Золотой век» отечественных шахмат

В ту пору в юношеском командном чемпионате Москвы по шахматам было три лиги, в каждую из которых входило по 10 команд, как правило, организованных при Дворцах и Домах пионеров. В каждой такой команде играли по 8 мальчиков и по 2 девочки. При этом это только верхушка айсберга – количество детей, занимавшихся шахматами, было огромным.

Многие начинали свое увлечение с шахматного раздела в журнале «Костер» или с передачи «Шахматная школа», выходившей на главном канале советского ТВ.

Эта массовость давала потрясающие результаты. В начале 1990-х, когда в Москве проходила шахматная Олимпиада, организаторам приходилось отгонять рядовых российских любителей подальше от столиков, где играли команды послабее. Причина была в том, что российские перворазрядники зачастую… подсказывали ходы членам сборных команд из тех стран, где шахматы были менее развиты.

С тех пор утекло много воды, и увлечение шахматами в России давно пошло на спад. Игра, объективно говоря, не смогла тягаться с новомодными гаджетами и интернетом. Хотя истинные поклонники играют в шахматы теперь уже в гаджетах и по интернету.

Как это работало в СССР

В 1980-х годах в кружке Дома пионеров Волгоградского района города Москвы, где занимался шахматами автор этих строк, висела цитата: «Шахматы – гимнастика ума». Ее авторство приписывалось Владимиру Ильичу Ленину. И пусть сегодня Ленин не в фаворе у власть предержащих, спорить с правильностью этой фразы невозможно. Действительно, шахматы способствуют развитию мышления, учат анализу, способности принимать решения в трудных ситуациях.

Попытки введения в школьную программу уроков шахмат на местном уровне предпринимались уже давно и небезуспешно. Но стоит заметить, что в лучшие советские годы занятия шахматами не были обязательными. Те, кто хотел заниматься, приходил в кружки, большинство из которых находилось вне школ. Секции были доступными, обучение – бесплатным. Но вот обязательность такого предмета, как шахматы, настораживает. Обучить игре первоклассника не так уж сложно. Но что делать с ребенком, если эта игра ему категорически неинтересна?

Со мной в секцию шахмат в свое время пришли трое одноклассников. Через полгода занятий остался только я один. И это вполне нормальная ситуация. Теперь же может получиться так, что ученик, которому шахматы совершенно не близки, в течение нескольких лет вынужден будет ими заниматься. Вряд ли от этого будет реальная польза кому-либо.

«Это нельзя вводить насильно»

Вfm приводит слова заслуженного учителя РФ, директора московского Центра образования № 109 Евгения Ямбурга: «Это одна из тех инициатив, которую можно поддерживать. Другое дело, что это нельзя вводить насильно, потому что нужно, чтобы для этого были те, кто может «заразить» детей. Я, например, знаю очень интересную театрализацию, когда дети одеваются в короля, королеву, в слонов, переступают шашечные поля, которые есть уже во многих местах. Все зависит от того, кто и как это делает».

В век развития технологий компьютеры переигрывают людей в шахматы вчистую. Даже на серьезных турнирах организаторы вынуждены отбирать у шахматистов мобильные телефоны и планшеты, чтобы те не пользовались подсказками. А обязательные уроки шахмат в этой связи и вовсе могут превратить в цирк, особенно в условиях отсутствия достаточного количества тех, кто, как было сказано выше, может «заразить» школьников интересом к игре.

Шахматы, занятия которыми проходят по доброй воле самих учеников, могут принести огромную пользу. А вот от обязательности пользы не будет никому – ни детям, ни шахматам.

Отсюда

pikabu.ru

В России шахматы станут обязательным предметом для школьников

В регионах уже активно готовят педагогов.

С 1 сентября все больше российских школ начнут включать в список обязательных предметов обучение детей игре в шахматы. Такие занятия будут проводиться для учеников младших классов. Оказывается, эксперимент по введению уроков шахмат в нескольких регионах был признан успешным. Именно поэтому чиновники приняли решение постепенно внедрять данный предмет во все образовательные учреждения страны. Об этом сообщает «Московский комсомолец» со ссылкой на Министерство просвещения РФ.

Планируется, что первоклассники за учебный год уделят шахматам 33 часа. А учащиеся 2-4 классов — 34 часа. Это значит, что урок по шахматам будет проводиться раз в неделю. Сообщается, что программы преподавания и учебники уже разработаны. А в регионах не первый год обучают педагогов данному предмету. В целом же, в Минпросвещения полагают, что освоить программу преподавания шахматам может любой учитель начальных классов. Для этого достаточно будет ознакомиться с методическим пособием.

К слову, еще летом 2018 года Министерство просвещения РФ рассказывало, как в Новосибирском государственном техническом университете состоялось торжественное вручение дипломов программы профессиональной переподготовки «Педагогика дополнительного образования (шахматы)». Тогда обучение прошли 36 шахматистов Новосибирской области, имевших высшее или среднее специальное образование. Полученный диплом дал им право преподавать шахматы в школах или учреждениях дополнительного образования.

Стоит отметить, что в апреле 2019 года уроки по шахматам проходили уже в 18 тысячах российских школ (примерно 48% от общего количества данных образовательных учреждений). А в Югре этот предмет уже является обязательным для всех учеников начальных классов.

Кроме того, в июле, выступая на заседании Совета Федерации Ольга Васильева рассказала: «В 46 регионах играют в шахматы и в урочное, и в неурочное время, потому что школы сами определяют, куда определить час, отведенный для изучения шахмат». Действительно, в некоторых образовательных учреждениях на шахматы выделают один час из трех обязательных для уроков физкультуры.

Конечная наша цель — чтобы с первого по четвертый класс в шахматы играли в обязательном порядке все школьники. Но сегодня вопрос «урочки» или «неурочки» шахмат школы регулируют сами. Тем не менее мы рассматриваем возможность появления в обновленных образовательных стандартах такой нормы,

— отмечала министр.

Добавим, что в обучении шахматам власти видят одни плюсы. Исследования это подтверждают. _ «Очевидно, что в тех школах, где есть шахматные секции и кружки, выше успеваемость по предметам, которые важны для нас сейчас — это точные науки и математика. Успеваемость повышается на 35-40 процентов по сравнению с другими учениками. Тем более это органично для страны с такими шахматными традициями, как Россия»_, — заявлял еще в сентябре 2018 года замминистра просвещения РФ Павел Зенькович.

Фото: VOSTOCK

Читать ещё •••

Лучшие моменты Премьер-лиги

Шахматы , Павел Зенькович , Ольга Васильева , Совет Федерации

sport.rambler.ru

В российских школах введут обязательные уроки шахмат :: Общество :: РБК

По словам министра образования, один час обучения игры в шахматы в неделю может быть добавлен в программу начальной школы уже в 2018 году

Фото: Klaus-Dietmar Gabbert / DPA / ТАСС

В ближайшие два года в расписании занятий​ учащихся начальной школы должны появиться уроки шахмат, заявила, выступая на правительственном часе в Совете Федерации, глава Минобрнауки Ольга Васильева.

«Да, мы планируем ввести в ближайшие два года, может быть, даже со следующего года. Это очень простая программа: с 1-го по 4-й класс — один час в неделю», — сказала Васильева, отвечая на вопрос одного из сенаторов о возможности введения обязательных уроков шахмат в школах всех регионов России.

По словам министра, программа будет построена таким образом, что любой учитель, независимо от возраста, сможет самостоятельно, «используя методическую рекомендацию», научить детей играть в шахматы.

Васильева подчеркнула, что ее ведомство провело большую предварительную работу и убедилось, что шахматы действительно приносят детям пользу.

«Ни для кого не новость, что игра в шахматы напрямую связана с качеством образования наших детишек. Это правда», — заявила Васильева, отметив, что в сорока регионах России школьники уже играют в шахматы и именно эти 40 регионов «показывают совершенно другие результаты при оценках».

www.rbc.ru

Шах и мат школьной программе: Минобрнауки вводит новый предмет

Новые обязательные предметы в школах — игры и не только. По распоряжению министра Ольги Васильевой, шахматы должны стать обязательными к обучению. Какие еще предметы нужно ввести в школьную программу?

Шахматы войдут в школьную программу. Об этом глава Минобрнауки Ольга Васильева сообщила на пленарном заседании Совета Федерации.

Уже сейчас в 40 регионах страны дети играют в шахматы в рамках факультатива, и все они, по словам Васильевой, показывают более высокие учебные результаты, чем другие их сверстники. Новый обязательный предмет появится в начальных школах в ближайшие два года. «Это будет очень простая программа, один час в неделю. Там не требуется дополнительных компетенций для учителя», — заявила руководитель ведомства.

Ранее президент Международной шахматной ассоциации (ФИДЭ) Кирсан Илюмжинов встречался с Ольгой Васильевой. Возможно, эта встреча повлияла на решение Министерства ввести шахматы в школьную программу, рассказывает глава фонда «Шахматы в школе» Никита Ким^

«Задачей это программы не является подготовка профессиональных шахматистов и гроссмейстеров. Главная задача — это привить детям навыки и качества, которые дают шахматы. Первый базовый навык шахматиста — сначала подумай, потом сделай. Мы начали реализовывать программу в Москве два года назад. На сегодняшний день в 250 школах из 750 преподаются шахматы, представьте себе, через десять лет дети вырастут, мы получим поколение, треть которого будет сначала думать, а потом делать, а это, наверно, может быть, иной качественный уровень жизни, иные решения, которые принимаются. Это, наверно, здорово. Второй очень важный вопрос — это методические пособия. Мы выпустили методический комплект, который включает в себя учебники, рабочие тетради и пособия для учителей. И третий вопрос — кто преподает? У нас был выбор, будут ли это шахматисты или учителя, и мы поняли, что детьми должны заниматься те, кто понимает в детях, то есть именно преподаватели начальных классов, учителя физкультуры, математики, те, кому абстрактно интересны шахматы. И мы переподготавливаем учителей, и за 32 часа они получают навыки преподавания шахмат и приходят в школу, уже готовые для того, чтобы осуществлять педагогическую деятельность. Мы сейчас готовим такую электронную площадку, которая объединит всех детей России и всех детей, может быть, даже мира на каком-то этапе примкнут, чтобы мальчик из Калининграда мог играть онлайн с мальчиком из Москвы, а мальчик из Перу мог сражаться с мальчиком из Армении. Будет создан единый базовый сервис, который будет позволять осуществлять педагогическую деятельность в полном объеме».

Какие еще предметы можно было бы добавить в школьную программу?

Вадим Дымов, основатель компании «Дымов»:

«Интересное предложение завести шахматы, конечно. Но почему не шашки? Не судоку? Или почему не домино ввести в образование, тоже неплохая игра. Но там можно какие-нибудь городки, крестики-нолики. В целом интересное предложение. Конечно, шахматы стоят на первом месте из всех игр. Я считаю, что игры в программе — это не плохо. Я вспоминаю свою школу, если бы давали поиграться больше, думаю, я поумнее вырос точно. Больше проблема в том, что должен подход немножко измениться к детям. Я не думаю, что шахматы — решение этой проблемы, но с детьми надо просто больше играть».

Глава инвест-компании Legacy Square Capital, а также президент шахматной федерации Москвы Владимир Палихата считает, что, помимо основных предметов, ученикам в школе должны преподавать финансовую грамотность.

Владимир Палихата:

«Люди могут закончить с красным дипломом школу, а элементарных вещей, каким образом вести собственные финансы, они не понимают. На Западе дети проходят это как обязательный предмет. Это необязательно должен быть отдельный предмет, это может быть какое-то дополнение. Из своего опыта скажу, я закончил школу, институт, но, в любом случае, мне пришлось по новой все изучать, потому что нас в школе этому не учили».

А один из основателей компании «Вимм Билль Данн», вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Давид Якобашвили переживает, что общий уровень образования современных детей неуклонно падает.

Давид Якобашвили:

«Не хватает общего образования детям. Задают детям вопрос, где такая столица, где такой город, что было в 1945 году, что случилось? Дети даже не знают этого. Вообще, ноль. Мы были намного образованнее в их возрасте. Конечно, надо включать определенные предметы по общему образованию. Нужен один предмет точных наук и один предмет касательно гуманитарных наук. И еще языки».

Ранее министр образования Ольга Васильева называла пять направлений дополнительного образования, которые, по ее мнению, должны быть в каждой школе и проводиться бесплатно: это театральный, музыкальный, технический, спортивный кружки и шахматы. Также Васильева уже вернула в школы астрономию. С этого года старшеклассники изучают ее в рамках курса физики.

Как москвич сменил ориентацию по вине Apple

news.rambler.ru


Смотрите также

Подпишитесь на бесплатный курс "Секреты воспитания"
и получите бесплатно
Секретную книгу.

Из данного курса Вы узнаете о тайнах народной педагогики, о секретах современных технологий воспитания и массу другой полезной информации для решения Ваших проблем.
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

12 простых формул для подготовки ребенка к детскому саду

Узнать

 


Адаптационные игры с песком

Узнать

 


Как быть счастливыми родителями

Узнать