Узнайте Секреты Воспитания Ребенка И Легко Получите Результат

имя и адрес пусто пусто


5 простых приемов для развития у ребенка самостоятельности.

Узнать

 


Методика выполнения движений с ребенком от специалиста высшей квалификации

Скачать бесплатно

 



Содержание, карта сайта.

Сочинение в 4 классе как писать


Как научить детей писать сочинение в начальной школе?

Автор: Евгения Климкович

Здравствуйте, друзья! На связи Евгения Климкович! Желаю Вам доброго времени суток и предлагаю поговорить о творческой составляющей образовательного процесса. А именно о том, как научить детей писать сочинения?

К сожалению, многие из нас сталкиваются с тем, что обладающий богатой фантазией и большим запасом слов школьник не может выразить свои мысли на бумаге. Всё плохо? Не дано от природы? Конечно же нет! Не стоит опускать руки и мириться с этой ситуацией. Правильно и красиво писать сочинения уже в начальных классах под силу любому ребенку, и научить его этому – не только работа педагогов, но и наша с вами задача.

С чего начать?

Любая творческая работа начинается с темы. Задана тема преподавателем или выбрана ребёнком самостоятельно – имеет принципиальное значение? Абсолютно никакого! Наша с вами цель – понять, разбирается ли ребёнок в данном вопросе, поэтому начинаем обсуждать и рассуждать.

Позвольте вашему школьнику выразить свои мысли, задавайте наводящие вопросы, ищите в дополнительных источниках нужную информацию – всё это поможет собрать исходный материал для будущей работы, исключить не относящееся к теме и оставить только самое необходимое.

Работаем по плану

Ну вот, ваш ребёнок определился, чему будет посвящено сочинение, но, мыслей так много, все они так перепутались. Что делать? Начинаем составлять план, который выстроит в красивые рамки все рассуждения и позволит получить структурированный результат.

Расскажите своему маленькому школьнику про трёх основных «китов», на которых строится творческая работа: введение, основная часть и заключение.

Главная цель на этом этапе – дать понять, что должен содержать в себе каждый из пунктов плана, и чем они друг от друга отличаются.

Когда именно разрабатывать план действий – до сбора необходимого материала или после – решать исключительно основному участнику процесса. Некоторые дети легко справляются с выбором темы и обозначением границ, но не могут определиться, о чем они будут писать. Для таких случаев будет целесообразным вначале собрать информацию, а потом написать план работы. Главное условие – план не должен появляться уже после написания сочинения.

Пишем на черновик

Как бы ни хотелось нашим детям побыстрее справляться с домашними заданиями, чтобы освободить побольше времени для развлечений и прогулок, зачастую им приходится мириться с предварительным выполнением заданий на черновиках.

Убедить своего школьника в том, что черновики – это не двойная работа, а возможность вовремя исправить ошибки и недочеты, должен уметь каждый родитель. Хотите помочь ребенку стать впоследствии добросовестным исполнителем? Приучите его стремиться к аккуратно исполненному результату уже в начальной школе, и это поможет ему в дальнейшем обучении.

Независимо от формы сочинения, будь то повествование, описание по картине или рассуждение, задача работы – раскрыть главную мысль.

Именно этому посвящена основная часть – содержание. Тем не менее, как показывает практика, с содержательной частью школьники справляются намного проще, чем с вступительной.

Гораздо труднее для детей найти первую фразу, с которой необходимо начать. И из этой, на первый взгляд сложной, ситуации есть выход.

Объясните своему ученику, что введение вытекает из сути основной части его работы, указывает, почему выбрана такая тема, и, для упрощения процесса, его написание можно отложить на второй план. Поверьте, что ребёнок справится гораздо успешнее с этой задачей, когда будет готова середина.

Подведение итогов и формулирование выводов будет  заключительным этапом работы. Главное правило на этом этапе – не ограничивайте ребёнка в объёмах, дайте волю его мыслям. Он ведь не волшебник, он только учится!

На данном этапе участники процесса меняются местами: поработать придется вам, родители. Мы с вами будем читать, вычеркивать, исправлять и дополнять. Только все ли родители делают это правильно? К сожалению, нет. Зачастую этот процесс выглядит как техническая корректура готового материала.

Вы готовы и впоследствии исправлять ошибки своего школьника или хотели бы, чтобы ребёнок овладевал знаниями и применял их самостоятельно?

Давайте будем не только править, но и объяснять, почему мы это делаем. Не исправлять ошибки, а указывать на них, предлагая варианты их устранения.

А вдруг у ребёнка на это есть своя, отличная от вашей, точка зрения, которая имеет право на существование?

К разному возрасту разный подход

С написанием сочинений школьники сталкиваются уже в 1 классе. На уроках русского языка начинающим ученикам предлагается в устной форме рассказать о себе, выразить свои эмоции и чувства, дать описание по картинке.

Как правило, уже к моменту поступления в школу малыши имеют основные навыки описательного процесса. Наша с вами задача в этот период – развивать словарный запас.

Сделайте  хорошей привычкой во время совместных прогулок  с ребёнком описывать какие-либо предметы, элементы природы, используя для этого прилагательные, добавляя новые, неизвестные  слова. Одновременно интересно и полезно!

Самостоятельная работа по индивидуальным темам начинается у детей во 2 классе. Здесь и пригодятся освоенные навыки описания, потому что основная тематика сочинений – сюжетные рассказы. В этом возрасте школьников учат находить главную мысль в готовом тексте. Читайте книги, просите ребёнка пересказывать и выделять основное.

В 3 классе к описательному творчеству добавляется рассуждение. Излагая свои мысли, учащиеся делают выводы из своих наблюдений, приводят доказательства, дают оценку. К концу обучения в 3 классе в качестве наглядных примеров педагоги начинают использовать картины.

Здесь важно уделить внимание изображениям переднего и заднего плана, фону, деталям. Научите своего школьника «читать» картину. А с описательной функцией ребенок уже умело справляется, не так ли?

В 4 классе дети начинают развивать умение писать сочинение на литературные темы.

Сочинения по литературе считаются одними из самых сложных творческих работ.

  1. Во-первых, для его написания необходимо знать произведение.
  2. Во-вторых, необходимо составить точный и развернутый план работы.

Поэтому читать, читать, и ещё раз читать!

К завершающему этапу образования в начальной школе при написании таких работ ребенок уже умело использует:

  • описание;
  • анализ;
  • оценку;
  • сравнение.

И всё это – заслуга не только педагога, но и ваша личная, уважаемые родители.

Хотя, с тем, что от педагога зависит многое, не поспоришь. Друзья, посмотрите, каким замечательным и наглядным может быть обыкновенный урок русского языка)

В заключение хочется пожелать вам удачи и творческих успехов. Помните: ваш ребёнок – это индивидуальность с личным мнением. Не навязывайте ему своих мыслей, не оказывайте «медвежьей услуги», выполняя за него работу ради хорошей оценки. Будьте рядом и помогайте, но дайте ему возможность делать ошибки, нарабатывая собственный опыт.

Также позволю себе порекомендовать вам статью о развитии техники чтения, без которой в школе вообще никуда. А еще думаю будет полезно узнать о том, как научиться быстро и интересно учить стихотворения и готовиться к пересказу.

Друзья, оставляйте свои комментарии и делитесь статьей в социальных сетях, и мы вместе постараемся сделать жизнь наших детей интересней.

Всего вам самого доброго!

Детишкам привет!

Всегда ваша, Евгения Климкович!

shkolala.ru

Как научить ребенка писать сочинение в начальной школе: простые советы

Сочинение – обязательный вид письменных работ по русскому языку и литературе в школьной программе. Оно призвано научить ребенка излагать свои мысли логично и последовательно, грамотно, убедительно; выражать свое отношение к теме, делать выводы. Умение писать сочинение понадобится уже на начальном этапе обучения, но особенно пригодится школьникам при сдаче ЕГЭ. Как научить ребенка писать сочинение?

Виды сочинений

Каждый вид школьных сочинений имеет свою структуру, особенности изложения, критерии оценки. Сегодня существуют такие виды:

  • Сочинение-описание. Главное значение при их написании имеют художественно-изобразительные средства языка (эпитеты, сравнения, метафоры). Основная особенность описаний — последовательный переход от общего к частному. Это может быть описание картины, героя, интерьера, пейзажа, времен года. Именно с описаний детей начинают обучать написанию сочинений уже в начальной школе. Простейшие описания ребенок должен уметь делать уже к концу 1 класса.
  • Сочинение-повествование (рассказ). Это тоже своего рода описание, но описывать нужно действия, события (поездка, каникулы, выходной, любимый урок). Поэтому основное внимание уделяется последовательности изложения мыслей. Для такого сочинения обязательны завязка, кульминация и последующая развязка. Главная роль в нем – у глаголов. Во 2 классе ребенок уже должен уметь писать простое повествовательное сочинение.
  • Сочинение-рассуждение. Для учащихся это наиболее сложный вид письменных работ, требующий максимальной концентрации, глубокого знания темы и умения ее проанализировать, выразить свое отношение. Структуру такой работы обязательно составляют идея (тезис), доказательства (аргументы), вывод (ответ на главный вопрос). В таком жанре пишутся сочинения на свободную тему, обзоры, отзывы, эссе.

Начните обучение сочинению-описанию еще до школы: пусть ребенок устно рассказывает о том, что изображено на картинке, что он видит за окном, на прогулке, в своей комнате. Обращайте внимание дошкольника на последовательность изложения мыслей: от одного предмета к другому, не перескакивая. То есть сначала полностью описывается один предмет, только после этого нужно переходить к другому, а не «метаться» между ними туда-сюда по несколько раз.

Действуем последовательно

Сочинение – это не просто письменная работа. Она всегда структурирована. Нельзя написать «как на душу легло», чтобы получилась работа, соответствующая критериям высокой оценки. Сочинение может быть очень глубоким и содержательным, но при этом учитель оценит его невысоким баллом, потому что написано оно, например, не точно по теме, или она раскрыта не полностью, или ребенок в процессе написания «ушел влево» – сам себя увел рассуждениями в дебри вопроса, который рассматривать не требовалось, но при этом упустил суть…

Поэтому и учить ребенка нужно, последовательно обучая работе над каждым элементом.

Что должен уметь учащийся, чтобы написать «правильное» сочинение?

  • Строго следовать теме.
  • Выделять ее границы.
  • Выбирать идею.
  • Составлять план работы.
  • Подбирать материалы к сочинению.
  • Соблюдать структуру плана.
  • Писать вступление и заключение.
  • Работать с черновиком.

Для получения хорошей оценки важно также, чтобы написана работа была с соблюдением норм русской современной грамматики, лексики, пунктуации, синтаксиса. То есть не содержала совсем или имела минимум незначительных ошибок. Поэтому так важно не только собрать все «ингредиенты» в нужном порядке, но и уметь внимательно переписать начисто, проверить написанное. Здесь уже нужны знания правил русского языка.

Следуем теме

Далее будут изложены приемы, с помощью которых учащихся обучают навыкам написания сочинений педагоги в школах. Но их с успехом можно применять и дома, если у ребенка возникают те или иные трудности.

Итак, тема. Первое, что нужно внимательно изучить, – содержание темы: что конкретно нужно раскрыть. То есть если дана тема природы в драме Островского «Гроза», писать нужно именно о природе в этом произведении, а не о природе в творчестве Островского вообще. А вот тема «Любовная лирика в творчестве Пушкина» предполагает, что нужно проследить тему любви в стихах Пушкина на протяжении всей его жизни, анализа одного стихотворения будет явно недостаточно.

Главная ошибка большинства школьников – неумение отличить широкую тему от узкой.

Педагоги для решения этой задачи применяют следующие приемы:

  • После изучения произведения просят детей предложить возможные темы. Например, в романе Тургенева «Отцы и дети» это может быть тема любви, конфликта поколений, образ главного героя, особенности композиции и т.д. Главное, чтобы темы предлагали учащиеся.
  • Теперь нужно определиться, узкая тема или широкая. Детям предлагают разобрать тему по словам и выделить из них ключевые понятия (подчеркнуть, выделить цветом, обвести). Например, тема «Жизненный путь Евгения Онегина»: ключевым словом будет «путь». То есть нужна хронология жизненных событий героя. А тема «Чтение – лучшее учение» предполагает объяснение взаимосвязи этих двух понятий.
  • Учащимся раздают уже готовые сочинения, которые написаны не по теме. Необходимо определить, почему они не соответствуют теме, какой она должна быть в конкретном случае.

Выбираем идею

Основной подвох широких тем в том, что школьники зачастую пытаются объять необъятное, излагая все, что им известно по этому вопросу, не выделяя основной сути этого «потока информации». Например, перечислять все, что говорили критики о творчестве Лермонтова, в одноименной теме совсем не обязательно. Нужно выбрать несколько самых показательных примеров, отражающих суть, и разобрать их. Таким образом ребенок очерчивает для себя границы своей будущей работы, то есть определяет идею сочинения.

Учащиеся должны понять, что идея – та часть общей темы, которую выбирает для себя сам ребенок для каждого конкретного случая. Именно идея и предопределяет содержание будущей работы.

Например, при теме «Любовь в жизни человека» можно взять за идею значение материнской и романтической любви. Рассмотреть их на паре-тройке литературных и жизненных примеров. Этого будет достаточно.

Другое дело – темы узкие. Что особенного, например, в теме «Моя комната»? Последовательно описать расположение мебели – слишком примитивно. Здесь нужно действовать по принципу «от частного – к общему». Что именно вызывает чувство комфорта в этой комнате? Какие предметы в ней особенно дороги автору? С какими важными событиями в жизни автора она связана? Произошли они или только грядут? То есть от конкретного, частного описания переходят к общему: чувствам, эмоциям, событиям.

Соответственно, чтобы правильно выбрать идею, нужно конкретизировать общее или обобщить конкретное. Развить это умение можно только практически: предлагая детям находить как можно больше узких тем в одной широкой или выходить на как можно большее число широких тем из одной узкой.

Как составить план и подобрать материалы?

Более четко рамки будущего сочинения задает его план. Он помогает вести логическое повествование, не уходить в сторону, раскрывать тему. Любое сочинение содержит вступление, основную часть и заключение.

Научиться составлять план будущего сочинения можно, тренируясь на прочитанных произведениях. Прочли – составили план. Или прочитали параграф учебника, проанализировали, вывели план.

Это умение тренирует и другая работа: располагать в правильной последовательности перемешанные куски текста, а затем каждую часть называть.

Умение составлять план в соответствии с темой также вырабатывается практически: детям предлагают тему и готовые планы к ней. Им нужно проанализировать, насколько каждый план соответствует теме.

Составлять план можно как до, так и после сбора материала, главное – обязательно до того, как начнется непосредственно работа над написанием сочинения. Иначе в плане просто нет смысла.

Немало сложностей может вызвать и сбор материалов к сочинению, ведь от этого напрямую зависит глубина раскрытия темы и полнота сочинения.

Что может служить источником материалов?

  • Литературные произведения.
  • Другие книги.
  • Личный опыт.
  • Критические статьи.
  • Статьи, отзывы в интернете.

Как научиться результативно собирать материал? Для этого также существует несколько приемов:

  • Составление таблицы, в которой расписываются основные вопросы и подбираются материалы для ответов на них.
  • Кластер. Это подбор ключевых фраз, слов и понятий, о которых в конкретной работе будет идти речь, с постепенным дополнением более конкретизированными характеристиками.
  • Работа с вопросами. Эффективна в начальной школе в качестве помощи детям. Учителя предлагают учащимся опорные вопросы по теме, ответив на которые последовательно, они смогут написать сочинение.
  • Дневник памяти. Этот прием хорош для детей, сталкивающихся со страхом чистого листа (боязнь начинать работу, неуверенность). Если ребенок выбрал идею, составил план, ему вроде все понятно, но при этом он никак не может начать работу, полезно просто выписать на черновик все, что приходит в голову по данной теме: ассоциации, примеры, цитаты, слова, мысли, события… Дальше нужно будет все это систематизировать, оформлять, но лист-то уже не чистый, страх ушел!

Черновик – основа дела

Работе с черновиком ребенка тоже нужно учить. Неправильно, если он просто сядет и начнет писать полностью сочинение – как на чистовик. При этом у него нет возможности вносить серьезные правки, дописывать, корректировать. А между тем такая возможность должна быть обязательно – на то он и черновик!

Удобно согнуть лист пополам и писать текст слева. Правая часть остается для пометок, вставок, комментариев. При этом писать нужно только на лицевой стороне листа, чтобы весь текст был перед глазами. При больших объемах можно использовать несколько листов.

Парадоксально, но начинать лучше всего с написания заключения. Так учащийся сразу видит, в какую сторону ему развивать мысль, ставит себя в рамки плана и делает вывод к своей будущей работе, которая пока только осмысливается в голове. Но к моменту ее завершения школьник уже достаточно устанет для того, чтобы поставить эту красивую жирную точку в своей работе. А хороший вывод всегда оценивается очень высоко.

Потренироваться умению писать краткие и глубокие выводы можно с помощью простого приема: закончить рассказ. Сначала пусть это будет событийный рассказ, затем можно брать описательные тексты, рассуждения. Постепенно ребенок научится подбирать концовку и к собственным произведениям.

А вот вступление практичнее писать после того, как будет готова основа. В таком случае введение будет грамотно подводить к дальнейшему повествованию, задавать ему тон. Проще говоря, ученику уже будет видно, на что нужно настраивать читателя.

Чтобы детям было легче написать вступление, им нужно предложить несколько клишированных вариантов:

  • Цепочка наводящих вопросов. (Что такое счастье? В чем оно заключается? Как понять, что ты счастлив? Как построить свое счастье? Об этом и рассуждает (имя писателя) в своем произведении (название).
  • Рассуждения о заголовке сочинения. (Любовь. Однозначно сказать, что это, невозможно, настолько она многогранна и субъективна. Об одной из таких граней и размышляет (имя писателя) в своем (название произведения).
  • Диалог с собеседником (в виде обращений ко второму лицу).
  • Начало в виде цитаты, афоризма, пословицы, отражающей суть темы.
  • Небольшая справка об авторе (поэте, художнике, писателе) либо о создании произведения.
  • Описание впечатлений, которые вызвало конкретное произведение у самого учащегося.

После того, как сочинение написано, учащийся должен уметь его вычитывать, исправлять допущенные ошибки. А также иметь возможность послушать анализ своей работы со стороны. В качестве критика могут выступать как учитель, так и родители, желающие помочь ребенку в освоении навыка письменных работ.

Только в этом случае у него будет понимание того, как писать – хорошо, а как – плохо.

Текст

razvivashka.online

» Как легко научить ребёнка писать школьные сочинения

Обучение в школе невозможно представить без регулярного написания сочинений. Последние годы, в связи с изменениями в программе учебных курсов, этот вид работ предполагается не только по родному языку, но и по иностранному. Однако навыки для написания творческой работы требуются одни и те же, поэтому очень важно вовремя научить, а точнее – помочь ребёнку научиться писать сочинения.

Виды сочинений в разных классах средней школы

В школе учат писать сочинения разных видов

Сочинение – творческая письменная работа ученика на заданную тему.

Это интересно. Если объединить все сочинения, написанные среднестатистическим учеником за школьную жизнь, то получится довольно увесистый двухтомник.

В процессе обучения в школе учащиеся должны овладеть навыками написания сочинений нескольких видов.

  • По источнику материала для работы сочинения бывают на основе собственного опыта, проведённой экскурсии, прочитанной книги или впечатлений от произведения живописи.
  • По степени самостоятельности письменные опусы могут быть индивидуальные и групповые. Что касается последних, то эта форма чаще всего используется в младших классах, когда детям ещё сложно самостоятельно организовать свои мысли и впечатления. Постепенно ученик учится писать индивидуальные работы.
  • По жанру выделяются описания, повествования и рассуждения. В начальных классах используется жанр повествования с элементами описания. Связано это с тем, что в повествовании говорится о каких-то действиях, и детям довольно легко справиться с сюжетными линиями. Для описания нужны более сложные навыки, в частности, наблюдательность. Ведь от ученика требуется указать признаки того или иного явления, героя, а для этого нужна внимательность. Что касается рассуждения, то этот жанр требует логического вплетения в работу своих личных суждений, поэтому такие сочинения пишут уже в старшей школе.
  • По стилю творческие работы могут быть обиходно-бытовыми, обиходно-деловыми, документальными, научными и публицистическими. Стиль сочинения выбирается соответственно жанру и тематике.

Сочинение должно соответствовать школьным требованиям к этому виду работ

Сочинения – неотъемлемая часть школьной программы. Поэтому существует ряд установленных Министерством образования и науки требований к написанию этого вида работ:

  • умение осмысливать факты, необходимые для написания сочинения.
  • способность наблюдать, выделять нужную информацию.
  • выбор подходящих для темы и жанра слов, словосочетаний.
  • построение предложений по законам грамматики.
  • умение составлять план будущего произведения.
  • организация написанного в соответствии с планом.
  • соблюдение орфографических и пунктуационных норм языка.

Зачем нужен план

В сочинении обязательно должен быть план

Многие дети с недоумением задают вопрос: а зачем нужен в сочинении план, если и так понятно, что нужно писать. Задача учителя и родителей в том, чтобы объяснить школьнику, что без плана сочинение не получится. Вернее, получится текст с хаотичным изложением мыслей. Грамотно сделанная творческая работа должна быть структурирована, чтобы читателю было легко осознавать прочитанное, с одной стороны, и тема была полностью раскрыта – с другой. Поэтому легче писать сочинение, если есть план. Обычно он состоит из трёх частей: вступления, основной части и заключения. Во введении следует аргументировать выбор темы, во второй части – изложить суть работы, а в заключении – подвести итоги всему вышесказанному. Для каждого жанра эти пункты дополняются в соответствии с рекомендациями педагога. Научившись работать с планом, ребёнок сможет быстро справляться с задачей написания сочинения.

Не разрешайте ребёнку писать сразу в чистовик — так у вас не будет возможности проверить и направить мысль в нужное русло

Работа родителей с ребёнком на предмет тренировки навыка писать сочинение должна строиться на основании возраста вашего школьника. Но всё же есть и общие для любого класса советы:

  • обязательно донесите до сознания своего малыша то, что он должен внимательно записать не только тему сочинения, но и выслушать рекомендации учителя относительно требований к написанному (особенно это касается жанра работы, ведь очень часто ученик получает низкую оценку из-за того, что вместо повествования сделал описание или в описании перешёл на рассуждение);
  • ни в коем случае не поддавайтесь соблазну сделать работу вместо ребёнка (это его творчество, там не должно быть чужих мыслей, даже если это идеи мамы или папы!), проявите терпение, если малыш долго настраивается или несколько раз перефразирует;
  • используйте черновик (написание сочинения – творческий процесс, поэтому возможны ошибки, которые ребёнок захочет исправить в процессе письма или по окончании);
  • стимулируйте мыслительную активность ребёнка (если вашему ученику трудно сосредоточиться на какой-то теме, натолкните на какие-то сопутствующие детали, например, если нужно написать о том, как прошло его лето, напомните о самом сильном летнем впечатлении, например, походе в заброшенную пещеру);
  • избегайте плагиата (очень важно, чтобы ребёнок учился излагать свои мысли, даже если кто-то уже удачно высказался на эту тему, к тому же, списывая чужие тексты, школьник никогда не научится мыслить самостоятельно).

Видео с юмором: Проблемы при выборе темы для творческого задания

Как учесть возрастные особенности ребёнка

Прежде чем учить писать сочинения. научите ребёнка внимательно переписывать тексты

Как говорилось выше, при работе над таким творческим навыком, как написание сочинения, следует учитывать возрастные особенности ребёнка. Для младших школьников под этим подразумевается игровая методика. Педагоги советуют начать с написания изложений (пересказа прочитанного текста). Только построить работу нужно интересно. Например, «Пишем в две руки»: предложите малышу писать изложение вместе, каждый себе, а потом сравнить и выделить ошибки друг друга. Со временем переходите на изложения с собственным продолжением – и вы удивитесь, как развилась фантазия вашего маленького школьника. Предлагайте ребёнку описывать картины, иллюстрации. Причём необязательно письменно. В этом возрасте главное – научить излагать свои мысли в любой форме. А вот для среднего звена исключительно письменное изложение подобных заданий просто необходимо – в этом возрасте закрепляются навыки грамотного письма. Также в 5-9 классах детям можно предлагать описывать архитектурные объекты, писать отзывы на увиденные фильмы, спектакли. Хорошо бы давать им возможность пофантазировать на тему: «А как бы я сделал этот фильм, построил это здание» и т.д. Что касается старших классов, то ведущим жанром становится рассуждение. И снова, как и в младшем звене, предлагайте как можно больше заданий на устное рассуждение по теме. Неплохо помогают в отработке навыка написания сочинений и тематические споры с доказательством своей точки зрения и толерантным опровержением чужой.

После написания сочинение следует несколько раз перепроверить

Для каждого жанра сочинений есть свои нюансы написания. Рассмотрим методику работы над наиболее распространёнными видами творческого опуса.

По картине (жанр «описание»)

Итак, для создания сочинения по картине нужно:

  1. Хорошо рассмотреть саму картину, отметив для себя сюжет и цветовую палитру.
  2. Подготовить фактический материал (то есть указать, кто автор, когда картина была написана, основная идея картины и т. д.)
  3. Написать план работы над сочинением.
  4. Оформить введение и основную часть (в главном разделе обязательно указать, что находится на переднем, а что на заднем плане картины, а также какую палитру использовал художник).
  5. В заключении необходимо попробовать представить настроение художника, которое он передал изображённым сюжетом или цветом (если речь идёт о пейзаже).

По произведениям литературы

Если сочинение задано по литературному произведению, то в этом случае работа строится так.

  1. Внимательно читаем произведение, выделяя главных и второстепенных персонажей.
  2. Для каждого героя подбираем словесную характеристику, максимально полно отражающую его поведенческую линию.
  3. Выделяем в тексте наиболее значимые для темы сочинения цитаты.
  4. Знакомимся с критическими статьями по произведению (если таковые есть) для того, чтобы понять сложные нюансы образов произведения (например, чтобы определить, положительный или отрицательный герой Шариков в «Собачьем сердце» Булгакова, полезно почитать критические очерки М. Чудаковой).
  5. Пишем план нашего опуса.
  6. Делаем наброски текста.
  7. Проверяем, дополняем, не забывая про цитаты.
  8. Пишем заключение.

На другие темы

Нередко школьник получает задание по написанию текста в вольном стиле. Для детей младших классов чаще всего работы даются в жанре повествования. Обычно такой тип изложения проблем у школьников не вызывает, поэтому мы не станем излагать правила написания.

С течением времени, в большинстве своём в старших классах, начинает преобладать ещё один жанр сочинения – рассуждение. Тут существует один общий принцип, который поможет с лёгкостью изложить большинство тем. Работая над текстом, необходимо:

  1. Вдуматься в тему.
  2. Выдвинуть гипотезы.
  3. Желательно найти подтверждение тезисам в искусстве и литературе.
  4. Составить план.
  5. Записать мысли по плану.
  6. Чётко сформулировать выводы по теме.

Написание сочинения – это не только важный этап учебного процесса. Это ещё и возможность личностного роста. Ведь в процессе работы ребёнок должен отстаивать свои идеи, доказывать свою правоту, а для этого ему необходимо обладать достаточным объёмом информации по той или иной теме. Чтобы научить школьника писать сочинение, его следует научить думать. А это требует от родителей постоянного внимания к своему чаду, заинтересованности в его жизни и огромного терпения.

  • Автор: Наталья Василишин
  • Распечатать

paidagogos.com

4 легких правила написания сочинения на отлично!

Каждый школьник рано или поздно сталкивается с написанием сочинения. Посредством постоянной практики сочинения у ребенка  развивается воображение, происходит одновременное обучение грамматике, культуре речи и словесным оборотам, что развивает способность правильно и чётко выражать мысль. Сочинение всегда считалось хорошим способом развития у ребенка аналитических навыков  и творческих способностей. 

Многие дети испытывают трудности  при написании сочинения, в этом нет ничего удивительного, ведь не каждый человек от рождения умеет грамотно излагать свои мысли. Научиться писать творческие работы легко и под силу каждому ребенку, просто нужно знать несколько универсальных правил для создания отличного сочинения.

Правило №1. Определить и продумать идею, которая будет развиваться в сочинении.

Перед тем как приступить к написанию следует сформулировать основную мысль сочинения, необходимо ответить на вопрос: что я хочу сказать своей работой, к какому выводу должен прийти? Предполагается прямой ответ на вопрос темы.

Правило №2. Композиционно правильно оформить текст.

Важно изначально продумать содержание всего сочинения,  определить вступление, основную часть и заключение. Очень важно понимать, что  каждая творческая работа должна строиться по правилам композиции, чтобы она не оказалась сумбурной и неинтересной.

Правило №3. Наполнить текст содержанием, соответствующим выбранной теме

Нередко встречаются случаи, когда сочинение написано хорошо, но содержание плохо совпадает с выбранной темой. Важно всегда понимать подходят те или иные предложения, фразы и доводы к основной теме сочинения.

Правило №4. Убедительно аргументировать приводимые доводы

Умение доказать свою точку зрению играет важную роль в написании хорошего сочинения. Слова, не подкрепленные доводами абсолютно не выразительны. Нужно всегда понимать, что хорошие аргументы должны основываться на фактах и  иметь самое прямое отношение к делу.

Всему этому Ваш ребенок сможет научиться в Образовательном центре  «Аристотель», который предлагает школьникам обучающий курс «Интересное сочинение», созданный специально для развития у ребенка способности логично и последовательно отобразить тему при создании собственного текста, а также научиться  убедительно аргументировать приводимые доводы.

Своеобразие  обучающей методики заключается в пошаговой проработке  каждого этапа сочинения, четкий алгоритм работы, который позволяет написать сочинение, отвечающее всем Программным требованиям к данной работе Государственной Итоговой Аттестации и Единого Государственного Экзамена.

По итогам прохождения курса ребенок приобретет навыки композиционно правильного оформления сочинения, вследствие чего сможет последовательно, шаг за шагом создавать  творческие работы и демонстрировать самостоятельность и оригинальность суждений.

stolicadetstva.com

Как писать сочинения в начальной школе

Работа над сочинением в начальной школе.

Развитие связной речи младших школьников – одно из важных направлений в работе над развитием речи. Эффективным средством развития связной речи является написание сочинений.

Сочинение- вид учебной работы учащихся, в основе которой лежит самостоятельное создание как письменного, так и устного высказывания. (Словарь-справочник / Под ред. Т.А. Ладыженской).

Это один из самых трудных видов деятельности для младших школьников, поскольку предполагает максимальную самостоятельность учащихся.

Написание сочинение - сложный вид деятельности. На протяжении всей начальной школы учащиеся овладевают основными видами сочинений:

  • сочинения по наблюдениям;

  • сочинения по картинам;

  • сочинения на основе прочитанного (отзыв);

  • сочинения в форме письма;

  • сочинения с элементами рассуждения.

В начальной школе ученики знакомятся с основными типами сочинений: сочинение – повествование, сочинение – описание, сочинение – рассуждение.

В процессе обучения в первом классе учащиеся приобретают первоначальный опыт работы над сочинением.

Чтобы первоклассники приобретали необходимые умения для написания сочинений, необходима система упражнений, основанная на принципе наращивания трудностей:

  1. Построение простых предложений: учимся правильно располагать в нём слова, видеть границы предложения;

  2. Составление предложений, объединенных темой;

  3. Восстановление деформированного текста; составление деформированного текста по серии сюжетных картинок;

  4. Устные ответы на вопросы, объединенные темой;

  5. Составление предложений по сюжетным картинкам;

  6. Устные рассказы по прочитанному.

Во 2 классе работа над сочинениями усложняется. Сочинения во втором классе -

– это небольшие сюжетные рассказы. Проводятся они как в устной, так и в письменной форме.Со 2 полугодия в сочинения и рассказы включаются элементы описания – краткие описания отдельных предметов, животных, людей. В описаниях широко используются прилагательные.

План работы над сочинением во втором классе:

1. Сообщение темы и задач предстоящего сочинения. На данном этапе необходимо вызвать интерес, желание выразить свои мысли, создать хорошее настроение.

2. Подготовительная беседа. Определяем, о чем будем писать (тему), с какой целью будем об этом рассказывать (выявляем главную мысль).

2. Коллективное составление плана.

План – это «про­ект» предстоящего высказывания, его «скелет», каркас. В начальных классах план обязателен при подготовке всех рассказов и сочинений. Во 2 клас­се роль плана выполняют вопросы учителя; в 3 классе план составляется коллективно; в 4 классе - самостоя­тельно. В начальных классах рекомендуется простой план из 3-5 пунктов, которые могут формулироваться в виде вопросов или назывных предложений.

3. Коллективное составление, рассказывание и обсуждение вариантов предстоящего сочинения. Рассказы составляются коллективно, затем два – три ученика их повторяют. Постепенно количество повторений сокращается до одного.

4. Орфографическая подготовка к написанию трудных слов. Запись на доске и орфографический разбор отдельных слов.

5. Запись учащимися составленного рассказа. Приступая к сочинению, напоминаем ученикам, что любая творческая работа должна содержать три основных части: вступление, основную часть и заключение. 

6. Самопроверка.

Основные виды сочинений во 2 классе:

  • Сочинения по наблюдениям (сочинения – описания):

1) описание отдельного предмета по непосредственному наблюдению («Игрушка», «Домашнее животное») или по прошлым наблюдениям («Берёза весной и осенью»);

2) описание трудового процесса, который выполнялся учеником;

3) описание картин природы и других явлений.

  • Сочинения по картинам художников. Сочинения по картинам весьма распространены в начальной школе. Начинается такая работа со сбора материалов о художнике. Рассказ о художнике и истории создания картины. Беседа по картине ведётся при помощи наводящих вопросов, основная задача которых - помочь учащимся понять содержание. Например, рассматривая сюжетную картину, учитель может задать следующие вопросы: Что изображено на картине?  Где и в какое время происходит действие? Что можно сказать о героях, изображенных на картине?

А вот рассматривая картину-пейзаж, учитель может задать такие вопросы: Что изобразил художник на полотне? Какой цвет является основным в картине? Почему? С помощью каких красок художник создает впечатление, например, летнего солнечного дня? Чтобы создать у нас радостное или тревожное настроение, какие краски использует художник?

Переходя к композиции картины необходимо рассмотреть передний план, задний, центральную часть, определяя сюжет. 

Важным этапом урока развития речи при обучении написанию картины является словарно- стилистическая работа. Чтобы исключить повторы подбираем синонимы к словам: художник (живописец, пейзажист, мастер кисти), создает (пишет), картина (полотно, репродукция).

В ходе беседы, учащиеся осуществляют коллективный поиск слов, необходимых для описания произведения живописи, подбирают образные языковые средства: эпитеты, сравнения. Закончить сочинение необходимо, выражая своё отношением к герою, картине, описывая свои чувства, которые вызывает картина. От класса к классу требования к описанию картины усложняются, вводятся элементы анализа, развивается наблюдательность детей.

В 3- 4 классах школьники учатся работать самостоятель­но.

Сочинения третьеклассников - это небольшие сюжет­ные рассказы, сочинения по сюжетным картинкам, сочинения на основе прочитанного (сочинения –отзывы).

Методика работы над сочинениями та же, что и во 2 классе.

С новым видом работы- сочинение с элементами рассуждения, учащиеся знакомятся в 4 классе. Рассуждение – наиболее сложный способ изложения мыслей, так как основывается на понимании причинно- следственных связей явлений и событий, на умении делать выводы из наблюдений, доказывать выдвинутые положения.

В тексте- рассуждении объясняется, доказывается что-либо.

Написанию таких сочинений предшествует большая подготовительная работа.

В начальных классах проводится целенаправленная работа над сравнением, сопоставлением, противопоставлением в основном по живым наблюдениям, объяснение причинно-следственных связей явлений; Учащиеся учатся давать объяснение какому- либо явлению, событию, приводятся размышления о предмете. Текст отвечает на вопросы «Почему?», «Что из этого следует?». Например: «Почему осенью с деревьев опадают листья?», «Почему я люблю книги?», «Почему нужен друг?»

Сочинения в форме письма.

В сочинениях- письмах выражаются эмоциональные переживания детей, их отношение к событиям повседневной жизни, к окружающим людям. Требования к сочинениям в форме письма: писать грамотно, ясно, адресуясь конкретным лицам.

Письмо особым образом оформляют: вначале пишут приветствие и называют человека, которому письмо адресовано, а в конце ставят подпись, дату.

Начинается работа такого вида с коллективного составления небольших писем.

Каждое письмо имеет составные части:

1. Обращение.

2. Сообщение.

3. Прощание.

4. Подпись.

Сочинения – отзывы проводятся в 3-4 классах.

 В 1 и во 2 классах дети, как правило, еще не пишут развернутых отзывов, они лишь записывают названия прочитанных книг, фамилии их авторов, очень кратко излагают содержание книги или какого - то эпизода и указывают, понравилась им книга или нет. Так постепенно школьники подготавливаются к 3 классу, где впервые проводится урок обучения письму отзывов.

План работы над сочинением-отзывом:

1. Подробная беседа о книге (кратко излагается сюжет, описываются главные действующие лица, анализируется идейное содержание произведения).

2. Выставка: портрет автора, иллюстрации художников к изучаемому произведению, рисунки самих учащихся.

3. Знакомство с образцами отзывов о прочитанных книгах, анализ.

4. Составление коллективного отзыва, его обсуждение и запись в тетрадь (с дополнениями и изменениями).

Сочинения- отзывы это одна из самых перспективных работ по развитию речи в начальной школе. Постепенно усложняясь, в основном звене школы они перерастут в сочинения на литературные темы.

Сочинение в начальной школе является важнейшим методом воспитания ребенка, потому что при изложении своих мыслей он приучается осмысливать и оценивать пережитое, развивает наблюдательность, учит сопоставлять и сравнивать, делать выводы, заставляет ученика упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями времени, учит красиво высказываться, кроме этого обогащает язык и учит грамотности.

Сочинения развивают творческое начало ребенка, способствуют становлению его личности, дисциплинируют мышление, имеют большое воспитательное значение, так как повышают речевую культуру и культуру поведения в целом.

ПАМЯТКА

Как подготовиться к сочинению

  • Определи, о чём следует написать в сочинении (тема).

  • Определи, с какой целью ты будешь об этом рассказывать

(главную мысль).

  • Наметь, какие части будут в сочинении, озаглавь их

(план текста).

  • Определи, о чём нужно сказать подробнее.

  • Подбери слова и выражения, которые помогут точно и выразительно раскрыть тему и главную мысль текста.

  • Составь устный рассказ по плану. Запиши его в черновик.

  • Прочитай окончательный вариант своего сочинения, внеси, если нужно, последние исправления.

  • Проверь правописание слов и постановку знаков препинания.

Запомните, что при написании сочинений вы можете пользоваться всеми видами словарей.

ПАМЯТКА

Как подготовиться к сочинению

  • Определи, о чём следует написать в сочинении (тема).

  • Определи, с какой целью ты будешь об этом рассказывать

(главную мысль).

  • Наметь, какие части будут в сочинении, озаглавь их

(план текста).

  • Определи, о чём нужно сказать подробнее.

  • Подбери слова и выражения, которые помогут точно и выразительно раскрыть тему и главную мысль текста.

  • Составь устный рассказ по плану. Запиши его в черновик.

  • Прочитай окончательный вариант своего сочинения, внеси, если нужно, последние исправления.

  • Проверь правописание слов и постановку знаков препинания.

Запомните, что при написании сочинений вы можете пользоваться всеми видами словарей.

multiurok.ru

Как написать сочинение. Школьный помощник | Азбука воспитания

Главная сложность в написании сочинения на ЕГЭ по русскому языку — определение проблемы, затронутой в предложенном тексте. Если проблема определена неверно, за сочинение можно — по доброте эксперта — получить 2-5 баллов, не больше, из максимальных 23.

Когда проблема определена, создать структуру сочинения довольно легко:

Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ (структура)

  1. Формулировка проблемы (в виде дуалистического тезиса или проблемного вопроса).
  2. Комментарий к проблеме.
  3. Позиция автора по проблеме.
  4. Ваша позиция по затронутой проблеме.

5, 6. Аргументы, доказывающие состоятельность вашей позиции (не менее 2).

7. Вывод, который в общем смысле повторяет вашу (и авторскую) позицию по проблеме.

Нетрудно заметить, что проблема является основой каждой части сочинения, которых должно быть 7 (если экспертная комиссия ЕГЭ не настаивает на обязательном вступлении).

Рассмотрим подробнее особенности написания каждой части на примере сочинения по отрывку из рассказа А. П. Чехова «Слёзы крокодила».

Определение и формулировка проблемы, комментарии к проблеме, позиция автора

Как ни странно это звучит, но формулировать проблему мы станем, когда определим позицию автора. Прочитайте текст и ответьте на вопросы: какой теме он посвящён? что осуждает, чем восхищается, что хотел сказать нам автор?

Чехов посвятил свой рассказ двуличности человека, причём самой ужасной, когда человек не замечает её в себе. Иудин сокрушается о несовершенстве мира, несправедливости его («Н-да, – продолжал он задумчиво, – в плане у мироздания, очевидно, не было нищеты, продажности и позора, а на деле они есть. Их создало само человечество. Оно само породило этот бич…») и тут же отбирает у вдовы «сиротскую копейку» («И шесть рублей будет многовато. Больше пяти не давайте, иначе мы так прогорим.»). Страшно в этой сцене то, что Иудин искренне сокрушается о мировом зле и так же искренне его вершит. Автор осуждает героя рассказа, что проявляется даже в названии «Слёзы крокодила» и «говорящей» фамилии Иудина. Чехов будто спрашивает: можно ли изменить мир, в котором люди не умеют различать зло и добро?

Примерно так должны выглядеть наши рассуждения. Сразу оговоримся, что можно было увидеть и другие проблемы, но они — так или иначе — затрагивали бы вопрос о двуличности, некритическом отношении к себе человека.

Обратите внимание на последние два предложения в нашем рассуждении — они озвучивают позицию автора и проблему, затронутую в тексте. Теперь нам легко записать первые три абзаца сочинения, немного расширив и преобразовав наше рассуждение.

Сначала — проблемный вопрос: Можно ли изменить мир, не меняясь самому, а только сокрушаясь о его несовершенстве, осуждая других?

Далее — комментарии к проблеме (они в основном и повторят наше рассуждение, можно лишь изменить начало: Этот вопрос мы читаем между строк чеховского рассказа. Его герой — хозяин ломбарда Иудин — совершенно точно определяет всю уродливую несправедливость жизни, причём делает это наедине с собой, искренне… и далее как рассуждали).

Затем — позиция автора: Чехов считает, что начинать изменять мир нужно с себя. Если каждый будет делать хотя одно доброе дело в день, будет поступать по совести, а не выгоде, миру не нужны будут законы и революции — он станет прекрасен! Но для этого необходимо научиться не разделять свои мысли и поступки, перестать двуличествовать.

Ваша позиция, аргументы

Ваша позиция будет повторять позицию автора по своей сути. Сразу оговоримся, что возможно и не соглашаться с автором, однако такая работа потребует намного больше усилий, неопровержимых аргументов и бесспорного мастерства в написании сочинений-рссуждений, ведь вам придётся опровергать «вечные истины», которые всегда и становятся основой экзаменационных текстов.

Когда собственная позиция сформулирована, приводятся аргументы для её подтверждения. Их должно быть минимум два: 1 читательский (из художественной или публицистической литературы) и 1 «жизненный» (исторические аналогии, данные статистики, широкоизвестные факты современности и т. п.) или 2 читательских — обе комбинации оцениваются одинаково (3 балла), если подобраны удачно.

Аргумент должен иметь следующую структуру: повторение в общих чертах или по сути исходной позиции (в нашем случае: человек говорит одно, делает другое, зло умножается) — результат, который вы предсказываете в своем мнении по проблеме (изменится человек — изменится мир).

В качестве читательского аргумента для рассказа Чехова можно выбрать сюжетную линию с Иудушкой Головлёвым из «Господ Головлёвых» М. Е. Салтыкова-Щедрина (Иудушка постоянно говорит о Боге, печётся о правильности жизни, «блаалепии», а сам доводит до безвременной смерти сыновей, мать, а в итоге — и себя).

Ещё одним читательским аргументом вполне может служить история, рассказанная в повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». Она, разумеется, очень неоднозначна, но в простой интерпретации выпускника станет ярким свидетельством духовной слепоты человека, обвиняющего мир и не желающего видеть себя как есть.

Вывод

Вывод ещё раз — уже во второй — подтверждает позицию автора (а теперь и вашу). Его желательно сделать более открытым: с прогнозами, пожеланиями, даже моралью, например: Только совершенствуя себя, искореняя свои несовершенства, мы можем изменить жизнь. Человека не сделать лучше против его воли, ему нельзя «привить любовь к Родине или чувство сострадания»: своим примером, своим духовным подвигом мы искореняем мерзости — и собственные, и окружающих.

https://сезоны-года.рф

azbyka.ru


Смотрите также

Подпишитесь на бесплатный курс "Секреты воспитания"
и получите бесплатно
Секретную книгу.

Из данного курса Вы узнаете о тайнах народной педагогики, о секретах современных технологий воспитания и массу другой полезной информации для решения Ваших проблем.
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

12 простых формул для подготовки ребенка к детскому саду

Узнать

 


Адаптационные игры с песком

Узнать

 


Как быть счастливыми родителями

Узнать