Узнайте Секреты Воспитания Ребенка И Легко Получите Результат

имя и адрес пусто пусто


5 простых приемов для развития у ребенка самостоятельности.

Узнать

 


Методика выполнения движений с ребенком от специалиста высшей квалификации

Скачать бесплатно

 



Содержание, карта сайта.

Возрастные кризисы у детей


Возрастные психологические кризисы у детей. Кризис 3-хлетнего возраста :: Polismed.com

Сайт предоставляет справочную информацию. Адекватная диагностика и лечение болезни возможны под наблюдением добросовестного врача. У любых препаратов есть противопоказания. Необходима консультация специалиста, а также подробное изучение инструкции!

Возрастные психологические кризисы у детей – это периоды активного взросления и формирования новых психических функций (восприятия, мышления, воображения, воли). Такие изменения являются значительной нагрузкой для нервной системы, поэтому редко проходят гладко. Например, те несколько недель, когда малыш активно приучается к горшку, он меньше говорит. Примерно, то же происходит и в другие периоды психологических кризисов – проявляется повышенная утомляемость, раздражительность, упрямство, негативизм, излишняя эмоциональность. После психологического кризиса ребенок, вооружившись новыми качествами, переходит из одного возраста в другой: Кризис 1-го года – переход из младенчества в ранний детский возраст; Кризис 3-х лет – переход из раннего детства к дошкольному возрасту; Кризис 7-ми лет – грань между дошкольным и младшим школьным возрастом; Кризис подросткового возраста в период между 11-ю и 15-ю годами – переломный момент, после которого наступает подростковый возраст. Длительность кризисного периода в среднем составляет 6 месяцев, но неправильные действия родителей (слишком строгое воспитание или вседозволенность) могут его продлить.

В этой статье будет подробно описан кризис 3-хлетнего возраста, который дети переживают на этапе с 2,5 до 4-х лет. Это период «рождения» личности, когда ребенок осознает себя отдельным от родителей и его девизом становятся слова: «я сам». До этого времени связь с матерью у малыша была настолько тесной, что у него не было желания отделиться. Во время кризиса появляются новые потребности, стремления и сильные эмоции. Ребенок не понимает, что происходит и это его очень тревожит. А поскольку в этом возрасте нервная система очень не устойчива, то внутренний дискомфорт проявляется раздражительностью, гиперактивностью, приступами гнева и истериками.

Более 60% родителей трехлеток отмечают, что изменения в поведении появились внезапно, словно ребенка подменили. Причем малыш плохо ведет себя не со всеми. Так дома он превращается в капризного тирана, а в детском саду его поведение остается хорошим. Такая избирательность – отличительная черта кризиса 3-хлетнего возраста.

Психологический кризис трех лет – сложный период, но преодолев его, ребенок получает важные личностные приобретения, необходимые для дальнейшего развития:

  • воля;
  • независимость;
  • самостоятельность;
  • гордость за свои достижения;
  • умение преодолевать трудности;
  • готовность к предметной и познавательной деятельности, что являются основой обучения.
Некоторые трехлетки проходят кризисный период довольно гладко. Такая ситуация характерна для семей, где есть несколько детей и 3-хлетний малыш пользуется относительной свободой. Однако большинство детей и их родителей остро испытывают кризис трех лет, признаки которого подробно описал Л.С. Выгодский, назвав их «семизвездием симптомов». 1.      Негативизм – является основным признаком этого кризиса и может проявляться в разных формах. Ребенок игнорирует требования и просьбы родителей, как будто не слышит их – это пассивный негативизм. Активный негативизм – ребенок возражает, отвечает отказом на все предложения, или целенаправленно делает наоборот. Негативизм очень осложняет общение с ребенком. «Давай оденемся и пойдем гулять», «Может, почитаем?» - малыш принципиально ответит «Нет!» на все предложения. Характерно, что предубеждение направлено, против определенного человека, чаще матери. При этом ребенок послушно выполняет все, что сказал отец или воспитательница. 2.      Упрямство. Эта черта заставляет ребенка добиваться своего. Он продолжает настаивать, даже если передумал, если ему показали, что получить желаемое сейчас невозможно. Отличительным признаком детского упрямства является бессмысленность. Например, ребенок отказывается идти домой после прогулки. Он уже устал, понимает, что дома его ждут мультфильмы и игрушки, но все же упорно стоит на своем. 3.      Строптивость. Склонность ребенка действовать против норм, правил и домашних порядков. «Мы все аккуратно складываем вещи» - говорит мама малышу, а тот в ответ высыпает все игрушки. В отличие от негативизма, строптивость проявляется со всеми взрослыми. Цель такого поведения – самоутвердиться, продемонстрировать свою силу воли, показать характер. 4.      Своеволие. Ребенок не слушает советов, а действует согласно своей прихоти. Поступки основаны лишь на собственных желаниях, и малыша не остановят просьбы или угрозы. «Не иди в лужу, будут мокрые ноги, и мы пойдем домой» - но ребенок забежит в лужу. Его сиюминутное желание потоптаться по воде, испытать новые ощущения, оказывается сильнее отдаленного желания поиграть на площадке. 5.      Бунт-протест. Ребенок постоянно конфликтует с родителями, хотя раньше такое поведение было ему не свойственно. Его протест часто проходит в форме истерик, которые сопровождаются криком, рыданиями, топаньем ногами, битьем головой о стену, падениями на пол. 6.      Стремление к деспотизму. Проявляется капризностью, грубым обращением с родителями, физической агрессией. Ребенок требует не удовлетворения своих нужд, а беспрекословного повиновения окружающих. Брат должен освободить ему стол, несмотря на то, что он делает уроки. Мать должна сидеть радом с ним, при этом ей нельзя отвлекаться на беседу. Такая позиция чаще формируется в семье, где малыша чрезмерно балуют. 7.      Обесценивание. Все что раньше имело ценность, резко теряет свою привлекательность. Ребенок начинает конфликтовать с родителями, ссорится с приятелями, ломает любимые игрушки, отказывается от блюд, которые предпочитал. Симптомы кризиса развиваются на основе внутреннего конфликта – желания малыша не соответствуют его возможностям. Поясним: ребенок уже чувствует себя достаточно взрослым, ведь он уже многому научился. Это дает ему основание полагать, что со всеми задачами он справится не хуже родителей, а значит и относиться к нему надо как к взрослому. Ребенок хочет делать все сам, у него есть желание стать самостоятельным. Однако ему еще объективно не хватает знаний, умений и физической силы. Зная это, родители продолжают его поучать, контролировать и оберегать, что не нравится ребенку и вызывает появление описанных симптомов.

Для трехлетнего ребенка характерно:

Иметь завышенную самооценку – вера в свои силы помогает осваивать новые виды деятельности. Неустойчивый эмоциональный фон, с чем связаны вспышки гнева по незначительному поводу. Сдерживать свои эмоции ребенок еще не умеет. Низкий самоконтроль – ребенок имеет слабую волю и его поступки управляются сиюминутными желаниями. Ребенок не может предвидеть последствий своего поступка, поскольку в его мозгу еще созрел для формирования причинно-следственных связей. Данные особенности считаются нормой для всех детей 3-4-х лет и не являются свидетельством психологического кризиса. Конфликты между 3-хлетним ребенком и его родителями или няней могут возникнуть по самому незначительному поводу. Спровоцировать их могут и неправильные действия ребенка, и некорректное поведение родителей.

Со стороны ребенка конфликт провоцирует:

Стремление настоять на своем. Позиция «будет так, как я скажу» характерна для всех 3-хлеток. Это своеобразная тренировка настойчивости, силы воли, испытание своих возможностей в управлении людьми. Эти навыки очень пригодятся вашему малышу во взрослой жизни, и искоренять их не стоит. Задача родителей не сломать характер, показав кто в доме главный, а научить ребенка договариваться. Конечно, в быту быстрее разрешить ситуацию, если взрослый прикрикнет. Однако такое поведение губительно сказывается на характере ребенка. Он рискует стать тираном или принять позицию жертвы. Поэтому родителям придется набраться терпения, чтобы спокойно объяснять и искать взаимовыгодные решения.

Привлечение внимания. Ребенок стремиться привлечь внимание, используя для этого все средства. В ход идут слезы, крики, ребенок может нарочно портить вещи, обижать брата или сестру. Задача родителя, четко объяснить ребенку, когда вы сможете уделить ему время: «Сейчас я закончу и мы поиграем».

Попытки манипулировать. Ребенок стремится управлять действиями членов семьи. Для этого он может вызывать различные эмоции: страх – «сделай, как я сказал, иначе я устрою истерику», жалость – «я так устал, мне болит животик/голова», ревность – «папа хороший, а тебя я не люблю». Если ребенок не хочет сам есть или одеваться, он делает это нарочно медленно, чтобы родители ему помогли. Если малыш освоит такую модель поведения, то в дальнейшем вы рискуете получить маленького тирана, который угрожает бросить школу, убежать из дома или отравиться таблетками. Говорите малышу, что такими методами он от вас ничего не добьется. Если ему что-либо нужно, то он должен вежливо попросить об этом.

Игнорирование требований родителей. Ребенок словно не слышит обращенных к нему слов. Он может быть занят или сознательно игнорировать просьбы идти домой, собирать игрушки. Исправить ситуацию поможет зрительный контакт. Присядьте возле ребенка, посмотрите в глаза, дождитесь ответа.

Стремление получить желаемую вещь. Иметь желания – нормально, тем более для ребенка. Будьте готовы, что он потребует многое из того, что увидит в рекламе или у других детей. Но далеко не всегда родители могут удовлетворить это желание здесь и сейчас, да и не нужно – это только разбалует ребенка. Спокойно разъясните малышу, что сейчас дать/купить вы не можете: «Я понимаю, что ты этого хочешь, мне тоже это нравится. Давай купим в другой раз/подождем до дня рожденья». Такой подход сформирует у малыша полезную установку – желания исполняются, нужно только подождать.

Стремление к развлечениям. Дети любят мультфильмы, качели, игры с игрушками или с приятелями. Любая попытка прервать развлечение вызывает у ребенка негодование, и он проявляет его как умеет. С одной стороны он выплескивает эмоции. С другой стороны, малыш пытается криком переубедить взрослого, заставить его изменить решение.

Родители также могут провоцировать конфликт неправильными действиями

Строгий стиль воспитания. Строгость родителей и частые запреты – это рамки, которые ограничивают деятельность ребенка. В три года он чувствует необходимость изучать окружающий мир, проявляя фантазию (рисовать на стенах, переливать различные жидкости, пробовать на прочность предметы, ломая их). Относитесь с пониманием к его потребностям, не заставляйте все время сидеть смирно. Такой подход может привести к отставанию в умственном развитии. А недостаток похвалы за хорошие поступки и небольшие достижения мешает ребенку сформировать адекватную систему ценностей. Без похвалы он не поймет, что значит – хорошо себя вести.

Гиперопека. Ситуация, когда к ребенку приковано внимание всех членов семьи, все делается по его требованию, неминуемо заканчивается развитием кризиса. Такая атмосфера провоцирует малыша стать манипулятором, может сформировать у него истероидный тип акцентуации характера.

Недостаток внимания со стороны родителей. Находите время для общения с ребенком. В этом возрасте для нормального развития ему необходимо 14 объятий в день. Доброжелательное и спокойное общение – основа нормального развития и психического здоровья ребенка.

Родители должны помнить, что поведение ребенка значительно ухудшается, если он болен, голоден или не выспался. В такие моменты его поведение знак, что ему жизненно необходимы внимание и забота. В кризисный период 3-х лет основная цель ребенка – добиться признания его, как самостоятельной личности. Он требует, чтобы родители вели себя с ним, как со взрослым. При этом у него еще не достаточно умений делать и поступать «по-взрослому», родителям придется проявить терпение и помогать там, где малыш попросит.

Советы, которые помогут наладить общение с ребенком и постепенно преодолеть проявления кризиса

Сохраняйте спокойствие. Старайтесь не допускать слез, оскорблений и криков в адрес ребенка. Они демонстрируют вашу слабость и учат истеричной модели поведения. Родители не должны отстаивать свою позицию с помощью крика или физических наказаний, иначе ребенок рискует вырасти безвольным и безынициативным.

Соблюдайте режим дня. Кормите и укладывайте спать вовремя. Нервная система в этом возрасте легковозбудима, недосып или нехватка глюкозы делает ребенка раздражительным, склонным к капризам и конфликтам. Поэтому малыш должен соблюдать режим дня. У гиперактивных детей промедление с кормлением на 20-30 влечет за собой резкие вспышки гнева.

Пресекайте попытки манипулировать вами. Покажите, что истерикой вас не запугать: «мы поговорим, когда ты успокоишься». Ваша задача научить ребенка более цивилизованным методам решения проблем. Дайте понять, что с вами всегда можно договориться, если ребенок будет вести себя спокойно.

Отделяйте ребенка от его поведения. При каждом удобном случае повторяйте ребенку, что вы любите его безусловно, несмотря ни на что. Недовольство можно выражать его поступком или поведением, но не личностью. Используйте фразы, описывающие поведение: «мне не нравится, как ты себя ведешь», «ты поступил плохо». Таким образом, вы даете понять ребенку, что он не прав, не подрывая его самооценку. По той же причине нельзя навешивать на ребенка ярлыки – «ты непослушный, упрямый».

Научите слову «нельзя». Запреты – это маяки, по которым ребенок будет двигаться во взрослой жизни, уверено разделяя «хорошее» от «плохого». Разумные запреты с разъяснениями, что это делать нельзя для его же пользы, создают у ребенка чувство безопасности. Говорите четкими короткими предложениями, чтобы ребенок вас понял. Запреты должны соблюдаться в любой ситуации и с любым взрослым. Важно запрещать что-либо не часто, не более 5-ти раз в день, в остальных случаях лучше отвлечь ребенка.

Установите четкие правила. Создайте свод правил, которые нельзя нарушать. «Нельзя бить маму. Нельзя бросаться едой. Нельзя обижать младшего брата». Можете вместе с ребенком оформить его в виде яркого плаката и торжественно договориться соблюдать их. В случае нарушения напоминайте ребенку о вашей договоренности. Вы не должны отменять запрет в зависимости от настроения или ситуации. Такое поведение формирует в глазах ребенка образ слабых родителей, которые не способны защитить его в сложной ситуации.

Выполняйте свои обещания. Если вы пообещали выключить телевизор через 5 минут, то сделайте это. Если вы пригрозили лишить ребенка планшета, за целенаправленное непослушание, то выполните угрозу. В противном случае он поймет, что за вашими словами не следует никаких действий, и у него не будет мотивации вас слушаться. Если вы пообещали ребенку «пряник», например поход в зоопарк, то это обещание также необходимо сдержать.

Занимайте ребенка. Трехлетний малыш любознателен и энергичен, помогите ему пустить энергию в правильное русло. Длительные прогулки, активные игры на улице, интересные занятия, утомляют ребенка. После них малыш предпочтет спокойные игры, а не выяснения отношений.

Предлагайте «выбор без выбора». В ситуациях, когда вам требуется добиться послушания без споров, используйте хитрость – предлагайте на выбор два варианта, которые приемлемы для вас. В этом случае ребенок получает свою долю самостоятельности – к его мнению прислушались. А родитель сможет избежать негативизма. Лучше спросить: «ты будешь кушать ложкой или вилкой?», вместо - «будешь кушать?». «Ты наденешь курточку или пальто?», вместо - «сегодня нужно одеться потеплее». Не формулируйте вопрос так, чтобы на него можно было ответить - «Нет».

Отвлекайте. Если ребенок выражает свое недовольство, что грозит перерасти в истерику, попробуйте отвлечь его внимание. Говорите как со взрослым, не сюсюкайте, постарайтесь придумать интересный повод для беседы: «что бы ты хотел получить от Деда Мороза».

Пресекайте истерики. Хорошо, если вам удастся сделать это на первых порах, пока такая модель поведения не стала привычной. Спокойно сообщите ребенку, что он может вам рассказать о своих желаниях, когда успокоится. Отойдите, отвернитесь, но не упускайте ребенка из виду. Никак не реагируйте на его крики и плач. Когда приступ закончится, скажите, что вам было очень неприятно его поведение, и вы расстроены. Объясните, что криком он не сможет добиться желаемого результата. Но теперь, когда он хорошо себя ведет, можно подумать о его просьбе.

Выработайте четкую тактику поведения. Важно, чтобы ее придерживались все взрослые члены семьи. Случается, мама запрещает, а бабушка разрешает, и при этом упрекает мать за излишнюю строгость. Такая ситуация значительно усугубляет кризис и провоцирует ребенка на повторные истерики.

Демонстрируйте свои эмоции и называйте их словами. «Мне приятно, когда ты сам одеваешься», «я расстроилась, что ты не слушаешься». Таким образом вы учите ребенка, что эмоции можно выразить словами, а не плачем и криками. Второе преимущество такого подхода – вы даете ребенку ориентиры, «что такое хорошо и что такое плохо».

Уважайте стремление к самостоятельности – это единственный способ научиться делать что-либо. Конечно, навыки ребенка еще не позволяют сделать хорошо, то дело, за которое он взялся. Наберитесь терпения и не критикуйте. Будьте готовы доделать, убрать, исправить, помочь, когда вас попросят.

Спрашивайте совета и просите о помощи в незначительных делах. «Что ты хочешь на ужин?», «Какая кофточка тебе нравится?» Такая модель общения подчеркивает взрослость и значимость ребенка. Он понимает, что его уважают, и у него нет необходимости бунтовать.

Хвалите ребенка и говорите о ребенке хорошо в его присутствии. С восхищением расскажите папе или бабушке о его достижениях. Этот метод – мощная мотивация вести себя хорошо.

Используйте куклы перчатки, которые используют для домашнего кукольного театра. Трехлетний ребенок с большей охотой выполнит то, о чем его просит кукла, чем мамину просьбу. «Одушевить» можно любую любимую игрушку – дети с готовностью поддерживают эту игру. С помощью игрушки можно уговорить ребенка поесть, собрать вещи, одеться.

Дайте возможность ребенку выплеснуть эмоции. В этом ему помогут ролевые игры. Дайте возможность порычать в роли льва, побить подушку в роли супергероя, покричать на врагов в роли любимого персонажа. Сдерживаемые негативные эмоции требуют выхода, помогите малышу сделать это цивилизовано, чтобы предотвратить приступ гнева.

Случаются ситуации, когда проявление мягкости не идет на пользу ребенку. Вопросы, касающиеся здоровья и безопасности. Если ребенок рискует выпасть из окна, его нужно решительно забрать с подоконника, а не уговаривать спуститься. Если нужно принять лекарство или закапать уши, то родители должны твердо стоять на своем. В этом случае излишняя мягкость может привести к развитию осложнений и лечению в стационаре.

Ущемляются желания других членов семьи. Малыш может управлять своими делами и временем, а не жизнью других детей или родителей. Ребенку позволено быть равным, но не старшим в семье.

Истерика – не повод для уступки. Позволив ребенку криком добиться своего, вы рискуете сформировать у него вредную привычку. Лучше спокойно переждите, истерический припадок длится не более 6 минут. Затем постарайтесь успокоить, объяснить, отвлечь. Похвалите ребенка, за то, что он успокоился.

Кризис трех лет, симптомы которого были описаны, проходит довольно гладко в семьях, где выстроены правильные отношения между ребенком и родителями. Если, несмотря на все ваши усилия, проявления кризиса ярко выражены, то просто наберитесь терпения, ведь возрастной кризис редко длится более полугода. Ваша основная задача в этот период – помочь ребенку стать уверенной в себе, творческой личностью, что обеспечить ему успех во взрослой жизни.

www.polismed.com

Возрастные кризисы у детей. От рождения до 7 лет

Статьи для родителей » Дети »

Понятие «возрастной кризис» слышало большинство родителей. Чаще всего при этих словах представляется плачущий малыш, уничтожающий все вокруг и не желающий ничего слышать, или бунтующий подросток с ярко-зелеными волосами и серьгой в носу.

Но это только внешняя сторона кризиса, который не возникает на пустом месте. Истинной причиной является достижение определенного этапа развития нервной системы, без прохождения которого невозможно гармоничное развитие маленького человека. В такие периоды наш ребенок как никогда нуждается в поддержке, внимании и посильной помощи со стороны близких. Борьба только с внешними проявлениями может усугубить переход маленького человека на следующий этап становления личности.

Когда же происходят эти «ужасные» кризисы? На самом деле, границы возрастных изменений достаточно размыты, поскольку развитие каждого ребенка происходит по индивидуальной схеме.

Разумеется, появившееся на свет маленькое существо осваивает новую для него среду. Внешних проявлений подобного кризиса не так много — ведь все в чем нуждается малыш в этот период — это еда, сон, любовь и забота родителей.

Но как ни странно, именно в этот период закладывается доверие малыша к Миру. Излишне говорить, что новорожденный нуждается в постоянном внимании к своим потребностям со стороны мамы, и позитивных эмоциях исходящих от нее. На этом этапе ребенок особенно остро чувствует эмоциональные состояния окружающих его взрослых и либо «заражается» спокойствием от них, либо, напротив, нервничает и плачет, когда в семье не все в порядке.

Кризис раннего детства связан с новыми возможностями малыша и его вполне естественной потребностью в изучении сути предметов и явлений. Наибольшей сложностью в этот период является невозможность что-либо запретить малышу, не вызвав его бурный протест.

Усугубляется кризис 1 года еще и тем, что малыш начинает осознавать свою обособленность от мамы. Ребенок понимает, что самый важный человек в его жизни может уйти, оставить его одного. Поэтому в этот период наблюдается противоречивое поведение крохи — малыш то не может отойти ни на шаг, то напротив проявляет самостоятельность и устраивает скандал при попытках помочь.

Как справиться

Облегчить прохождение этого важного этапа в жизни маленького человека возможно, если следовать некоторым правилам.

  • Все опасные вещи убирайте подальше, обезопасьте свой дом и создайте благоприятную среду для исследовательской деятельности.
  • Отвлекайте малыша. Его внимание в этот период легко переключается с одного объекта на другой, поэтому вместо очередного «нельзя» можно воспользоваться хитростью и предложить ребенку что-то более интересное.
  • Сведите запреты к минимуму и неукоснительно следуйте им. Определите для себя небольшой перечень таких действий. Категоричных «нельзя» должно быть как можно меньше — около 5-10 пунктов. Это позволит установить некоторые границы дозволенного, не сильно ограничивая ребенка в исследовательской деятельности.
  • Если малыш нуждается во внимании — отложите дела и поиграйте с ним. Это не каприз — а острая потребность в безопасности.
  • Не используйте угрозы: «Вот уйду и оставлю тебя одного!». В этот период подобные высказывания могут подорвать веру малыша в себя и сказаться в дальнейшем на его самооценке.
  • Старайтесь отнестись с пониманием к негативным эмоциям ребенка. Ему еще очень сложно справиться с противоречивыми чувствами. Даже бьющемуся в истерике малышу требуются принятие, понимание и поддержка.

Снизить собственные негативные реакции возможно, если понимать, что хочет сказать малыш тем или иным действием. Например, убегающий на прогулке ребенок желает почувствовать, что необходим матери, ведь она должна последовать за ним.

Малыш требует какую-то вещь, которую ему нельзя и устраивает по этому поводу скандал? Попробуйте поставить себя на место ребенка. С одной стороны, ему интересно, а значит очень важно получить то, что привлекло его внимание. С другой — он ощущает собственную зависимость от желания и мнения взрослых.

О кризисе 3-х лет наслышаны даже те, у кого еще нет детей. Представляется он как нечто страшное и непонятное, когда малыш из послушного и милого ребенка вдруг превращается в неуправляемого бунтаря.

Тем ни менее, при становлении личности не бывает никаких «вдруг» и подобное поведение ребенка — необходимый этап взросления и осознания себя в этом мире.

В возрасте 2.5-4 лет малыш начинает осознавать себя как самостоятельную личность и «выстраивать» собственное «Я». Что на самом деле происходит с малышом, когда он становится неуправляем?

  • У ребенка в этот период начинает формироваться собственное мнение, которое может во многом отличаться от мнения родителей и вытекать в самый настоящий бунт.
  • Малыш начинает определять для себя границы дозволенного во взаимодействии с окружающими. Следовательно, может возникнуть острая реакция на запрет или прямое его нарушение. Нередки случаи, когда дети так же могут ударить или нагрубить.
  • У ребенка формируются собственные взгляды, а им, как известно, нужно следовать. Это может вытекать в упрямство, часто необоснованное с точки зрения взрослых. На самом деле малыш просто старается придерживаться однажды избранной позиции. Ведь это он решил!
  • Свое зависимое положение в этот период малышу принять особенно сложно. У него возникает стремление сделать все самому, он может остро реагировать на предложение помощи.
  • Отрицание прежних авторитетов может вылиться в детский негативизм, когда ребенок начинает отвергать предложения людей, прежде его направляющих. Причем направлено такое поведение, как правило, в первую очередь на самого близкого человека — маму.
  • У малыша появляется желание руководить, указывать родителям, как и что делать, ведь прежде только они могли устанавливать «правила». Теперь юный член семьи пытается отстоять и свое право отдавать команды.

Как справиться

Исходя из вышесказанного, это действительно сложный период в жизни семьи. Не менее труден он и для самого ребенка. Поэтому, если Вы заметили, что малыш переживает кризис, особое внимание следует уделить именно причинам возникновения тех или иных негативных реакций. Только так можно будет наилучшим образом помочь малышу пережить непростой жизненный этап, а родителям сохранить собственные нервы.

Чтобы свести к минимуму негативные проявления кризиса придерживайтесь следующих рекомендаций.

  • Предоставьте малышу делать самому все, что он хочет, разумеется, в рамках разумного. Не старайтесь сделать что-то за него, а подскажите и покажите лишний раз, как он может справиться с проблемой самостоятельно.
  • Научитесь отступать. Это один из лучших способов борьбы с детским негативизмом. Ребенок бунтует против распорядка дня или правила? Найдите компромисс.
  • Предлагайте малышу как можно более широкий выбор, при этом отсекая неприемлемые варианты как можно мягче.
  • Отвлекайте чадо, если оно слишком упорствует в чем-либо.
  • Старайтесь хвалить ребенка за инициативу и самостоятельность в тех аспектах, которые считаете полезными, даже если малыш справился не блестяще. В следующий раз получится лучше.
  • Мягко, но настойчиво устанавливайте собственные границы. Не идите на поводу у ребенка, если он пытается командовать или указывать, что делать.
  • Не позволяйте малышу добиваться своего путем истерики или крика. Подобное поведение может закрепиться в будущем. Если Вы не можете в этот момент успокоить ребенка лучше дать ему побыть одному, а затем предложить компромисс.
  • Используйте хитрость в борьбе с детским негативизмом. Если отвергнутое прежде предложение мамы назвало протест, пусть его попробует повторить другой член семьи.

Что касается запретов, то так или иначе в этот период их станет больше. Ведь малыш будет буквально испытывать Вас на прочность. В этот период важно четко установить границы дозволенного, поскольку именно на них ребенок станет ориентироваться в дальнейшем.

Малыш растет, ему пора в школу и вот снова истерики и протесты. Подобное поведение связано как с внутренним состоянием самого малыша, так и с изменением его окружения и распорядка.

Во-первых, меняется способ получения информации ребенком и на смену игровому восприятию приходит учебный процесс, требующий выдержки, усидчивости и дисциплинированности.

Как справиться

Психика каждого ребенка индивидуальна, не всегда она успевает, в полной мере, перестроится к новому способу получения знаний — отсюда и утомляемость, нервозность, капризность. Важно понять, что малышу может сложно даваться новый ритм. Не наказывайте его за помарки в тетради или ошибки, старайтесь хвалить за достижения.

Позвольте малышу больше отдыхать. Не настаивайте на посещении кружков и секций. Предлагайте ему различные способы расслабления после учебного процесса — теплый душ, дневной сон, возможность погулять и поиграть.

Изменение внешней обстановки так же оказывает значительное влияние на ребенка в этот период. Он уже не просто отдельная единица в совокупности детей. Теперь, как никогда ранее, малыш начинает ощущать себя частью некой группы, класса. А в классе, как известно, не все равны — один прилежно учится, другой — заводила в играх, третий умеет постоять за себя.

Пытаясь определить свое место внутри группы детей, ребенок может начать нервничать из-за неудач в учебе или общении. Важно в этот период выявить причину эмоционального поведения малыша, а не навешивать на него ярлык «лентяя и лоботряса» если портфель опять полетел в угол, а уроки ранее послушный сын делать отказывается наотрез.

Важно отметить, что кризис 7 лет может наступить как раньше, так и позже положенного срока, а может и вовсе пройти гладко и без проблем. Все будет зависеть от темперамента ребенка, его готовности к школе и нагрузки на неокрепшую нервную систему.

Правильное понимание эмоций, которые испытывает ребенок в том или ином случае. Его внутренних противоречий и направления развития маленькой личности позволят легче преодолевать кризисы взросления.

hvatalkin.ru

Возрастные кризисы у детей дошкольного возраста

Почти все родители и воспитатели отмечают, что в определенный период ребенок так сильно меняется, что становится не похожим на себя прежнего. Из послушного, веселого или спокойного малыш превращается в капризного и настырного. Участившиеся проявления негативизма и бунта в его поведении, кажется, лишены здравого смысла… Причиной подобных перемен являются возрастные кризисы у детей.

Кризис – необходимое условие развития. Поэтому возрастная психология уделяет внимание изучению критических периодов детства и выработке рекомендаций, как взрослому вести себя с ребенком в это время.

Кризисы в психическом развитии ребенка в дошкольном детстве

В дошкольном возрасте кризисы развития ребенка являются тем поворотным моментом, который направляет формирование личности по определенному пути. Направление может быть прогрессивным, обеспечивающим рывок в развитии дошкольника, но также может стать тормозящим, если ограничивать ребенка в проявлении самостоятельности и активности.

Каждый возрастной этап (а в дошкольном детстве почти каждый год) характеризуется формированием определенных психологических процессов и особенностей. До поры до времени ребенку достаточно тех умений и качеств, которые у него уже сформировались. Но наступает час, когда заявляет о себе потребность в крайне важных новых умениях и способах поведения.

Эти новые приобретения появляются не по мановению волшебной палочки. Ребенку нужно их постепенно освоить, что требует как внутренних, так и физических усилий.

Тот переломный период, когда ребенок переходит с одной ступеньки на другую, и который приводит к качественным изменениям в развитии личности, и называется возрастным кризисом.

Например, в таком нежном возрасте как 1 год детям нужно научиться ходить, осмысленно произносить первые слова, понять, что есть «Я». Очень непростые задачи! Малыш прикладывает огромные усилия и преодолевает кризис первого года жизни.

В дошкольном возрасте от 3 до 7 лет дети переживают два кризисных этапа:

  • Кризис 3 лет
  • Кризис 7 лет

Следует учитывать, что эти переходные периоды в развитии дошкольника растягиваются и смещаются. Поэтому чаще говорят о кризисе третьего года жизни, который может начаться в 2,5 или же задержаться до 3,5 лет. Преддошкольный критический период приходится на 6-7 лет.

Границы начала и завершения кризиса четко не обозначаются, но прослеживается некий пик бурных проявлений характера в виде капризов, упрямства, раздражительности, противостояния.

Кризисы возрастного развития у детей наступают, когда их новые, только что открывшиеся  потребности вступают в противоречие с прежними, которые удовлетворяются привычным способом. Например, малыш загорелся желанием самостоятельно обуваться. Мама хочет завершить сборы на прогулку быстрее, но ее повзрослевшее чадо противится надеванию ботиночек и требует «Я сам». Потребность справляться самостоятельно борется с потребностью быстрого обслуживания, и первая из них гораздо важнее для трехлетки.

Кризисы — это периоды выраженных перемен, в процессе которых у дошкольника меняется отношение к самому себе и взаимоотношения с окружающим миром.

Как происходит развитие во время возрастного кризиса

Непростые периоды с резкими переменами в ребенке зачастую доставляют столько беспокойства родителям, что они сомневаются в положительном значении кризиса. Причина заключается в том, что положительные приобретения детей становятся очевидными для окружающих не сразу.

Первое, что становится внезапным и неприятным открытием для взрослого, – ребенок стал капризничать на ровном месте и проявлять необъяснимую строптивость.

Когда наступают изменения в развитии ребенка, родители, как правило, не готовы, потому что они живут в другом темпе. Взрослым удобно «как было», и как было вчера, а малыш ведет себя иначе.

Чтобы не затягивать кризисную перестройку, родителям важно вовремя устранить потерявшие свою актуальность запреты и поддержать активность и самостоятельность ребенка. Если папы и мамы не готовы перестроить свое отношение к ребенку, в ответ они получат характерные негативные проявления, которые называют симптомами кризиса.

Особенности протекания кризисов дошкольного возраста

Если рассматривать кризисы на фоне общего хода развития, то в эти периоды ребенок меняется так быстро, как будто его подстегнули. В развитии личности в принципе нет равномерности, а в детстве скачкообразность физиологического и внутреннего роста особенно выражена.

Особенно в трехлетнем возрасте или на пороге школы выпячиваются недоразумения, вносящие сложности в общение детей и взрослых. Объясняется это тем, что ребенок нуждается в изменении формы отношений, а взрослые продолжают общаться с ним как и раньше. Родители не успевают заблаговременно перестроиться, и реализуют свою потребность – опекать своего дитя так, чтобы привычным способом обеспечить его безопасность и свое спокойствие.

«Заявка» на самостоятельность и проявление своей воли исходит от дошкольника, и взрослые не всегда готовы ее принять. Хочет ребенок самостоятельно сходить в магазин – родители понимают, что это важный навык, и следовало бы обучить этому своего сынишку или дочку, но им тревожно отпускать ребенка одного. Пока приобретение важного социального навыка затмевается родительским страхом, дошкольник противостоит доступными ему способами: отказывается выполнять то, о чем просят взрослые, обижается, закатывает истерику и пр.

От взрослых дошкольник ждет не запретов и опеки, а признания и оценки его детских успехов, так как важнейшим новообразованием в этом возрасте является гордость за свои достижения.

Можно сказать, что механизмом развития в период кризиса является «тренировка в естественных условиях». Чтобы овладеть новыми навыками, нужно испытывать свои способности – осуществлять конкретные действия, выполнять новые задания. А двигателем развития выступают новоявленные потребности.

Значение кризисов в психическом развитии ребенка

Сущность процесса развития состоит в том, что переход с одной ступени на следующую происходит через кризис. Мы только что прояснили, что это некая точка, после которой не работают прежние правила. Не может ребенок на каждом возрастном этапе делать только то, чему он научился раньше. В его опыте и сознании идет постепенное накопление, на смену которому приходит рывок. Количественные накопления переходят в качественные.

Достижением кризисных периодов дошкольного возраста является становление самосознания, появление у ребенка волевых качеств с их дальнейшим укреплением, обретение своего представления, что он может. По сути, происходит рождение личности, свободы воли.

Личностные приобретения 3 и 7 лет несколько отличаются, но имеют сходство в том, что они обеспечивают автономизацию ребенка от взрослого.

Такой рывок в развитии требует пересмотра правил и отношений, которые организовывали жизнедеятельность дошкольника прежде. Но и в тех прежних отношениях было много полезного. Поэтому в условиях кризиса перед ребенком стоит задача научиться отстаивать свои интересы, сохраняя отношения с окружающими. А взрослые должны принять потребность в изменении и обеспечить определенную свободу действий ребенку, не разрушая доверительных взаимоотношений с ним.

alldoshkol.ru

Все возрастные кризисы жизни: от 1 до 40-60 лет – Зожник

Объективное взросление нашего организма сказывается и на нашем психологическом самочувствии. Но возрастные кризисы – это не только страдания и опасности, но и отличная возможность «апгрейда».

Наверное, многие знают любопытный факт, что с китайского языка слово «кризис» переводится неоднозначно. Оно состоит из двух иероглифов – один переводится как «опасность», а другой – «возможность».

Любой кризис, будь он на государственном или на личностном уроне, является своеобразным новым стартом, площадкой-перевалочным пунктом, где можно постоять, задуматься и определить для себя новые цели, проанализировать все, что мы умеем, и все, чему хотим научиться.

Иногда это происходит осознанно, иногда – бессознательно. Кризисы не всегда очень точно привязаны к определенному возрасту, у некоторых они наступают раньше или позже на полгода-год и протекают в разной степени интенсивности. Но в любом случае важно понимать причины их возникновения и типичные сценарии, чтобы пережить их с минимальными потерями и максимальной выгодой для себя и своих близких.

Детский возраст – проблемы и ориентиры

У детей кризисы также связаны с определенными изменениями в мироощущении, приобретением новых умений, познанием мира вокруг него. Самыми популярными возрастными кризисами в детском возрасте Лев Выготский [1], советский психолог и основатель культурно-исторической школы в психологии, называл:

  • кризис новорожденного – отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста;
  • кризис 1 года – отделяет младенчество от раннего детства;
  • кризис 3 лет – переход к дошкольному возрасту;
  • кризис 7 лет – соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом;
  • кризис подросткового возраста (13 лет).

Получается, что маленький человек, только родившись, уже переживает кризис. Но по поводу дальнейших кризисов у детей мнения психологов расходятся. Так, А. Леонтьев утверждает, что «В действительности кризисы отнюдь не являются неизбежными спутниками психического развития ребенка. […] Кризиса вовсе может не быть, потому что психическое развитие ребенка является не стихийным, а разумно управляемым процессом — управляемым воспитанием» [2].

Кризисные периоды у детей больше привязаны к возрасту, чем у взрослых, так как связаны в развитием когнитивных способностей и индивидуальных черт характера.

У детей до 7 лет кризисы связаны преимущественно со стремлением к самостоятельности, связанным с развитием когнитивных потребностей, и сопутствующими ему запретами взрослых.

А вот в возрасте примерно 7,5-8,5 лет у ребенка появляется так называемое чувство психологической автономии (позже похожее часто переживает молодежь студенческого возраста). Самое сложное для родителей – определять необходимую меру самостоятельности для детей во время этих возрастных кризисов. Грубые нарушения личных границ ребенка, жесткие ограничения его попыток познания мира и самостоятельных решений имеют, как правило, печальные последствия во взрослой жизни.

По словам психологов, из таких детей вырастают, как правило, очень нерешительные, неинициативные и застенчивые люди, которые оказываются неконкурентными на рынке труда и неприспособленными ко взрослой жизни, а также избегают ответственности за свои поступки. Поэтому основной совет – поиск компромиссов с ребенком, развитие умения договариваться, обосновывать запреты, а главное – проявление уважения и внимания к детям, их желаниям и выбору.

Подростки – переход во взрослую жизнь

Первым более-менее «взрослым» кризисом считают подростковый. Эрик Эриксон, автор эго-теории личности, называет возраст 12-18 лет наиболее уязвимым для стрессовых ситуаций и для возникновения кризисных состояний [3]. Перед юношами и девушками становится выбор – профессии, идентификации себя в какой-то социальной группе.

Типичный пример из истории – различные неформальные движения (хиппи, панки, готы и многие другие), мода на которые периодически меняется, но какая-то часть остается постоянной, либо группы по интересам (разные виды спорта, музыка).

Подростковый кризис – это период, сопровождается чрезмерной опекой и контролем со стороны родителей. А еще запретами, ссорами, возникающих из-за попыток их обойти и многое другое. Все это мешает ребенку познать себя и выявить особенности, присущие только ему – как отдельной личности.

В этот период увеличивается риск потребления наркотиков и алкоголя – для подростков это не только способ стать «своим» в компании, но и ослабить постоянное эмоциональное напряжение. Ведь из-за гормональных «качелей» и других физиологических изменений в организме молодые люди постоянно испытывают зашкаливающие эмоции, когда настроение изменяется по сто раз в день.

Именно в этот период также приходят мысли о будущем, которые подвергают юношей и девушек дополнительному стрессу. Кем я хочу стать и чем заниматься во взрослой жизни? Как найти свое место под солнцем? Школьная система, к сожалению, не особо помогает найти ответы на эти вопросы, а только усугубляет кризис выбора, так как задает определенные дедлайны процесса.

Среди зарубежного опыта любопытными являются примеры подростков в Южной Корее и США. Правда, в первой стране они довольно неоптимистичны. Там считается, что хорошие перспективы трудоустройства есть только у выпускников всего нескольких самых престижных университетов. Потому довольно распространены случаи, когда подростки доводят себя до истощения и нервных срывов (а нередко – и до суицида) из-за предстоящего выпуска и подготовки на курсах. Эта проблема заставила медиков забить тревогу и поднять вопрос на государственном уровне.

А вот среди американских подростков и их родителей распространен более здравый подход – в этом возрасте нормально не знать, чего именно ты хочешь. Потому немало тинейджеров после окончания школы берут себе год перерыва на раздумья (так называемый gap year) – чтобы попутешестовать, поработать, получить новый опыт и принять правильное для себя решение без давления извне.

На постсоветском же пространстве до сих пор нередкими являются случаи, когда родители сами определяют, в какой университет и на какую специальность будет поступать ребенок.

Итог предугадать несложно – навязанная профессия может оказаться вовсе не той, о которой мечтал абитуриент. Дальнейших сценариев может быть масса, но для подростка большинство из них не помогут провести студенческие годы с пользой для себя и самоопределиться.

В США составили список самых популярных кризисных причин, по которым подростки бросают школу: алко- и наркозависимость, беременность, потеря интереса к учебе, финансовые трудности, запугивание сверстниками, сексуальные домогательства, расстройства психики, проблемы/жестокость в семье.

С кризисом самоидентификации также связано принятие тинейджером своей внешности. Для девушек этот момент может стать особенно острым – сравнение себя с кумирами, моделями из глянцевых журналов угнетает и может послужить причиной нарушения пищевого поведения. К сожалению, самые частые пациенты специализированных отделений для анорексиков – именно молодые девушки.

Потому так важно в период взросления для подростка ощутить поддержку своей семьи, которая готова принять его выбор. Так же, как и в детском возрасте, не рекомендуется жестко обрывать стремление ребенка к независимости. Основные советы психологов родителям сводятся к одной простой сентенции – вспомните себя в бытности подростком, свои мечты и стремления, конфликты со взрослыми, и поставьте себя на место ребенка.

К слову, подростковый кризис все-таки стоит на грани между детскими кризисами, которые более-менее регламентированы по возрасту, и взрослыми, которые привязаны скорее не к определенному времени, а к процессу выбора.

Детские кризисы означают крах существующей ранее в сознании ребенка системы, а взрослые подразумевают уже самостоятельное построение этой самой системы определенным индивидом. Первый серьезный выбор для подростка (университета, профессии) и является тем самым символом перехода во взрослую жизнь.

«Четверть века» и новые вопросы

Следующий возрастной кризис ученые относят к возрастному периоду примерно в 20-25 (по другим классификациям – 30) лет. Уже упомянутый Эрих Эриксон [3] называет его «ранней зрелостью», так как в это время молодые люди уже начинают задумываться о дальнейших судьбоносных решениях в своей жизни – построении карьеры, создании семьи, а также подводят первые итоги.

Главными остаются все те же вопросы самоопределения, самоактуализации, возникает потребность в самоуважении. Известный американский психолог, основатель гуманистической психологии, Абрахам Маслоу, считал движение в сторону самоактуализации залогом психологического здоровья [4].

В целом он описывал самоактуализацию и как процесс роста и развития личности, и как способ этого роста, и как результат этого роста. Последнее он считал привилегией людей зрелого возраста, но старт самого процесса психолог относил как раз к молодому возрасту.

Кризис 30 лет сегодня «переполз» на более ранний возраст, но нынешнее поколение 30-летних окрестили «поколением Питера Пена» за нежелание вырастать, тогда как 25-летние переживают кризис самоактуализации в полной мере.

Поиски себя в этот период неизбежны без сравнений с другими – будь то окружение человека, либо герои любимых фильмов и сериалов того же возраста. Но тут появляется соблазн – найти модель для подражания, либо же наоборот отрицать все общепринятые нормы. В обоих случаях конструктивного решения быть не может, ведь рано или поздно придется сделать собственный выбор, и чем позже, тем больше вероятность, что кризис затянется.

Четвертьвековая отметка в сегодняшних реалиях сдвинула проблемы бывших 30-летних в свою сторону. Многие жизненные ценности и возможности потерпели существенные изменения за последние 15-20 лет.

До 25 молодые люди успевают поработать на нескольких работах, ведь традиция не менять работодателя десятилетиями замята в прошлом (если не считать, например, японскую модель общества). Но при этом они остаются потерянными – на чем они все-таки хотели бы остановиться? В этом случае может помочь составление списков и расставление приоритетов – в жизни в целом и в отдельных ее сферах. Таким образом будет проще поставить конкретные задачи и определиться с шагами на пути к их воплощению. Это и будет тот самый важный шаг на пути к самоактуализации.

Кроме того, в этот период часто обостряется ощущение одиночества, экзистенциального вакуума и социальной изоляции, которые связаны с вышеописанными проблемами самоактуализации и самоопределения. Главный совет, который психологи дают 25-летним – не сравнивайте себя с другими.

В этом аспекте придется постичь дзен, так как в эру соцсетей, где все выкладывают только самую лучшую сторону своих жизней, такое умение впору считать суперспособностью. Важнее всего понять и выделить, что нужно и интересно именно вам, а не навязано окружением, друзьями, родными. Это поможет упорядочить мысли и определить дальнейший вектор движения – от пересмотра своих хобби и привычек до покорения карьерной лестницы.

Кризис четверти жизни – это чаще всего переоценка ценностей и подведение первых итогов, которые не приводят к клинической депрессии, а являются площадкой для новых стартов и начинаний.

Средний возраст как флешбек. Кризис среднего возраста

Пожалуй, это самый популярный кризис, который нашел отображение в искусстве, – о кризисе среднего возраста написано множество художественных книг, сняты фильмы, поставлены спектакли (Зожник тоже не обошел его стороной – мы публиковали “Как преодолеть кризис среднего возраста“). О нем бытует ряд клише – от покупки бессмысленно дорогой спортивной машины до романов с молодыми партнерами и попыток утопить свои печали в алкоголе.

Сам термин «кризис среднего возраста» был введен в психологию канадским исследователем Эллиотом Жаком на обозначение периода жизни между 40 и 60 годами, когда человек начинает переосмысливать прожитое и утрачивается интерес к происходящему вокруг, фигурально выражаясь, все теряет краски.

Карл Густав Юнг в своем докладе «Жизненный рубеж» [5] даже предлагал создать для сорокалетних специальные школы, которые смогли бы подготовить их к будущей жизни, так как, по его словам, невозможно прожить вторую половину жизни по тому же сценарию, что и первую.

Самой большой ошибкой Юнг считает привычку оглядываться назад: «[…] для большинства людей слишком многое остается непережитым — часто даже возможности, которые они не смогли бы реализовать при всем желании, — и, таким образом, они переступают через порог старости с неудовлетворенными притязаниями, которые невольно заставляют их смотреть назад. Таким людям смотреть назад особенно пагубно. Им скорее нужна перспектива, прицельная точка в будущем. […] Я обнаружил, что целенаправленная жизнь в целом лучше, богаче, здоровее, чем бесцельная, и что лучше идти вперед вместе со временем, чем назад против времени».

Кинолента «Красота по-американски» отлично иллюстрирует все стереотипы кризиса среднего возраста. В свое время фильм произвел фурор – в 1999 году он получил 5 статуэток «Оскар», в том числе – награду за лучший фильм года.

Возрастные границы кризиса среднего возраста весьма размыты, потому что зависят от перечня факторов – например, финансового положения, карьерных достижений, состояния личной жизни, наличия увлечений, и других социокультурных факторов.

Стереотипы, навязанные обществом, также играют против людей, переживающих этот кризис (как, впрочем, и предыдущие – подростковый и четвертьвековой). Современная российская ученая О. Хухлаева [6] называет такие стереотипы:

  • последствия «культа молодости»;
  • негативный стереотип старости;
  • стереотипное отношение к детским качествам как к негативным;
  • убеждение в том, что счастливая жизнь – обязательно материально и социально успешная;
  • необходимость активного освоения в первой половине жизни социальных ролей.

Современный «культ молодости» – не только о внешности и привлекательности (хотя для женщин она тоже становится камнем преткновения), а и о проявлениях так называемого эйджизма – дискриминации по возрастному признаку.

Людям среднего возраста часто бывает проблематично сменить работу – где-то их посчитают недостаточно энергичными, где-то – слишком квалифицированными (в английском языке даже есть специальный термин – overqualified). Что означает, что за богатый опыт, образование, дополнительные умения и прочий спектр отличных показателей потенциального сотрудника просто… не будут брать на работу. Ведь платить ему придется соответственно его заслугам и умениям, тогда как на вакантную должность можно взять более молодого, менее умелого, но легко обучаемого сотрудника. И таким образом сэкономить финансовые ресурсы компании.

Стереотип старости также прижился в нашем обществе – обычно изменения как дестабилизирующий фактор воспринимаются негативно. И даже если у человека во время кризиса среднего возраста накопится недовольство и желание что-либо изменить, он может держаться до последнего за устоявшуюся жизнь, которая его не устраивает.

Также негативно воспринимаются обществом любые проявления «ребячества». На самом же деле ущемление своего внутреннего Ребенка в любом возрасте психологи считают травматичным для психики. Например, уже упомянутый Карл Юнг [5] считал, что благодаря Ребенку внутри себя каждый человек может развить новые возможности, повысить способности к обучению и активизировать творчество, научиться заново радоваться жизни и воспринимать ее позитивно, бескорыстно любить себя и окружающий мир.

Сам психолог неоднократно проводил своеобразный эксперимент – сперва вспоминал, какие игры приносили ему в детстве наибольшее удовольствие (кубики, построение песчаных замков, домиков из бутылок и прочее). Затем, после сопротивления установкам Юнг решил повторить детскую игру, и с удивлением обнаружил, что научные вопросы, над которыми он длительное время раздумывал, выстроились в систему.

После чего ученый многократно повторял этот эксперимент, когда у него возникали жизненные трудности, и именно во время игры находил ответы на нужные вопросы. Из этого он сделал вывод, что импульсы, заложенные из детства, ни в коем случае не следует приглушать, а следовать им, несмотря на общественное мнение.

Секрет гениальности – в том, чтобы сохранить дух детства на всю жизнь (писатель и философ Олдос Хаксли).

Что касается последних двух стереотипов, названных О. Хухлаевой (про то, что счастливая жизнь обязательно материально и социально успешная), они тоже являются спорными и часто приводят к разочарованию. Так, многие материально успешные люди могут в какой-то момент с удивлением обнаружить, что деньги автоматически не делают их счастливыми, потому что процесс их зарабатывания вынуждает отказаться от многих вещей, которые приносят удовольствие. А кажущаяся успешность во всех социальных ролях (например, успешный бизнесмен, порядочный семьянин, хороший сын своих родителей и так далее) приносит фрустрации, сомнения и перекосы в личностном развитии, в результате чего – постоянное переутомление и напряженность.

Также в этом возрастном отрезке есть и независимые переменные – например, горькое осознание смертности, ведь в этот период жизни люди часто могут переживать утраты близких родственников и друзей, что провоцирует экзистенциальный страх.

Многие в этот момент ищут утешения в религии и вере в потусторонний мир, но, по мнению психологов, замыкание на этом может привести к новым расстройствам. Ведь по сути, вера не всегда способна разрешить внутренний конфликт и переработать его в продуктивные действия.

Перемены происходят и на уровне физиологии – например, у женщин начинается менопауза, которая связана как с сильной гормональной, так и с психологической перестройкой. Мужчины также переживают андропаузу, когда происходит снижение тестостерона в крови.

Все вышеперечисленные факторы, безусловно, стрессовые. Но их наличие в целом не всегда означает наступление глубокого кризиса, который перетекает в клиническую депрессию. Кроме того, возрастные рамки тоже не являются очень жесткими – кризис среднего возраста в любой форме может случиться как раньше, так и позже. Но важно уловить как момент его начала, так и возможного обострения, чтобы вовремя можно было обратиться к профессионалу.

В целом же рекомендации психологов сводятся к довольно банальным истинам – не бойтесь перемен и не поддавайтесь панике. Также советуют наладить дружеские отношения с детьми, заняться чем-то новым, развиваться в неопробованных ранее направлениях.

Банальные, но действенные советы в случае необостренного кризиса среднего возраста – не бояться перемен и не поддаваться панике. Keep calm, в общем.

Автор: Татьяна Фисенко, специально для Зожника

Источники:

1. Выготский Л. С. Психика, сознание, бессознательное // Корнилов, К. Н. (Ред.). Элементы общей психологии (Основные механизмы человеческого поведения). М: изд-во БЗО при педагогическом факультете 2-го МГУ, 1930. Год 1.Вып. 4. С. 48-61. 2. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т / А.Н. Леонтьев. – М , 1983. // Т. 2. – С. 288. 3. Erik H. Erikson. Identity, youth and crisis. New York: W. W. Norton Company, 1968 4. Маслоу А. Мотивация и личность = Motivation and Personality / пер. с англ. А. М. Татлыбаевой. — СПб.: Евразия, 1999. — 478 с. 5. Юнг К. Г. Жизненный рубеж // Проблемы души нашего времени. – СПб.: Питер, 2016. – 336 с.

6. Хухлаева О. В. Кризисы взрослой жизни. Книга о том, что можно быть счастливым и после юности / М.: Генезис, 2009. – 208 с.

Читайте также на Зожнике:

Психические расстройства на пальцах

Как опыт ранних лет записывается в ДНК

Психоз похудения или навязчивое стремление к ЗОЖ

55 советов ученых, чтобы прожить дольше

Откуда берется облысение и опасно ли оно для здоровья?

Максим Кудеров Четверг, 17.08.2017

zozhnik.ru

Возрастные кризисы у детей

Возрастной кризис — это переломное состояние в развитии детей, когда один возрастной этап сменяется другим. Эта своеобразная точка перелома, после которой прежние правила уже не действуют. Кризис возникает на стыке 2-х возрастов. Он свидетельствует о завершении одного этапа развития и перехода на следующий этап.

возрастные кризисы у детей иллюстрация

Содержание.

1.Возрастной кризис. Общие понятия. Кризисы у ребенка кратко

Кризис — это переход из одного возрастного этапа в другой. Все возрастные кризисы — это этапы становления личности. Таким образом важно, что б все возрастные кризисы были пройдены ребенком успешно и своевременно.

«У нас не может хорошо получаться то, чему мы не учились». Поэтому важная роль родителей в воспитании детей знать о возрастных кризисах и уметь их пережить. Так как от того, как вы будете поддерживать своего ребенка, помогать ему в его развитии зависит его дальнейшая жизнь.

возрастные кризисы у детей таблица

Существуют несколько классификаций возрастных кризисов у детей. Но основные кризисы следующие:

Кризис новорожденности — 1-я сепарация ребенка. Роды. Ребенок из внутриутробного развития попадает во внешний мир.

Кризис 1-го года жизни. Ребенок учится самостоятельно передвигаться, и уже меньше нуждается в ручках взрослого. Он исследует окружающий мир, предметы. Ему все интересно, ребенок не готов к запретам со стороны взрослых. В связи с этим ребенок может капризничать, не слушаться, бурно выражать свое недовольство.

Кризис 3 лет под лозунгом «я сам». Этот период может начаться раньше 3-х лет, у некоторых детей заметны черты этого кризиса после 2-х лет. Также этот возрастной кризис может затянуться при непоследовательном поведении родителей и отдельных психологических характеристик личности самого ребенка.

Кризис 7 лет. Связан с новой ролью в жизни у ребенка. Теперь он школьник. Ребенок получает не только новую социальную роль, но и возможность отслеживать свои чувства и эмоции. Родители уходят на второй план, авторитетом может стать учитель.

Подростковый кризис. Возникает обычно с 12 лет, у мальчиков может начаться позже. Длится до 15-16 лет, может затянутся при авторитарном настрое родителей. Важна поддержка семьи, принятие ребенка.  В это время происходит очередная заключительная сепарация с родителями. Они теперь не авторитет для ребенка. Окружение ребенка выходит на первый план.

2.Кризис новорожденности

Кризис новорожденности у ребенка начинается во время родов. Ребенок попадает из внутриутробного развития во внешний мир, испытывая при этом стресс. У малыша происходит много физиологических изменений, он начинает впервые дышать самостоятельно при помощи легких, попадает в другую среду.

Когда ребенок начинает выделять маму, улыбаться ей (или другому взрослому), тогда считается данный кризис пройденным. Называется это «комплекс оживления», происходит к 2-3 месяцам.

малыш новорожденный

Как и любой другой кризис, в этот кризис ребенок может быть капризным, успокаиваться только на ручках. Таким образом ребенок в это время нуждается во внимании, в тепле. В этот период очень важно, что б за малышом заботился один взрослый человек (мама, папа, бабушка). Если потребности в контакте с любящим взрослым не удовлетворить, это может сказаться на дальнейших этапах развития ребенка.

В это время между мамой и малышом возникает симбиоз, они продолжают быть единым целым. Все чувства, эмоции, настроение с легкостью передаются ребенку. Так важно в это время маме быть спокойной и счастливой!

Мама привыкает быть всегда с малышом, все за него делать, опекать, зная, что ребенок полностью от нее зависит. По мере взросления ребенка к 10-12 месяцев возникает следующий кризис.

3.Возрастной кризис 1 года у ребенка психология

В это время ребенок начинает осознавать, что он и мама не единое целое, и настроение и желания ребенка могут не совпадать со взрослыми. Радость от размазанной каши по столу или разрисованным обоям вряд ли малыш может разделить с мамой.

В этот период у ребенка начинается развиваться речь, он начинает ходить. Теперь открыт путь к исследованию, но, как правило, родители привыкшие быть с ребенком бок о бок не рады такой познавательной активности. В это время часто из уст взрослого звучит: «сядь», «не трогай», «не бери».

В этот период происходит «проверка родителей на прочность». Ребенок, если не согласен с мнением взрослого, может лечь на пол, топать ногами, громко плакать, кричать.

ребенок 1 года капризничает

Очень важно в это время родителю:

стать поддержкой своему ребенку

не менять своего мнения в связи с поведением ребенка

обосновывать свое решение, почему нельзя

отвлекать малыша интересными занятиями

давать самостоятельность

запрещать не все подряд, а что действительно небезопасно и неприемлемо для вас

В этот возрастной период закладываются такие личностные характеристики, как самооценка, доверие к себе и своему телу. Также в это время происходит отработка точности движения. Необходимо предоставить безопасность своему малышу, и в то же время давать ему свободы.

Уже в этом возрасте можно давать ребенку больше самостоятельность: кушать ложкой, разбирать стиральную машину, выбрать цвет покупаемой одежды.

4.Кризис 3 лет

Период «я сам» (наступает примерно в 2,5 года) — ребенок хочет делать многое самостоятельно, но в силу возраста еще не может.

В этом возрасте ребенок капризный, упорный, не хочет выполнять просьбы родителей.

Манипуляции в этом возрасте еще не осознанны, т.к. сделать что-то специально либо назло ребенок может только ближе к 9 годам.

ребенок капризный в магазине

Что нужно делать родителям в этот период:

быть спокойными

понимать, что это норма развития; ребенок делает так не специально

давать самостоятельность, где можно

давать право выбора без выбора — т.е. предлагать 2-3 варианта на выбор. «Я не хочу надевать кофту». «Ок, хорошо, какую кофту тебе достать: с динозавром или с машинкой?»

быть последовательными в своих решениях. Если нельзя конфету перед супом, то никогда ее нельзя. А не так: сегодня нельзя, а завтра маме надо поговорить по телефону и стало можно

поменьше надзирательного тона. В этом возрасте происходит переломный момент и ребенку не хочется делать то, что скажут родители. Нужно обговаривать варианты с ребенком. «Сначала чистим зубы или читаем книжку?»,  без надзирания: «Сейчас чистишь зубы, потом почитаем сказку»

уметь поддержать и успокоить ребенка. Если ребенок истерит, не нужно говорить ему какой он плохой, утешьте его, дайте пережить свои эмоции, а потом переключите внимание.  В этом возрасте еще можно придумать интересную альтернативу для ребенка.

помнить, что этот возрастной кризис может затянуться у ребенка, если быть не последовательными в своих действиях и решениях.

В этот период закладываются такие личностные характеристики, как самодостаточность, умение принимать решения, уверенность в себе и своих силах. Важно в этот период выстраивать границы дозволенного у ребенка. Он должен понимать, что делать категорически нельзя, а где можно попробовать!

вам может быть интересно «Что делать, если ребенок постоянно просит что-то купить» 

5.Кризис 7 лет у ребенка возрастная психология

Наступает возрастной кризис в 6-8 лет.

В этот период:

у ребенка появляется новая социальная роль — школьник

ваш ребенок учится отслеживать свои чувства и эмоции

возникает необходимость и потребность в коммуникации со сверстниками

В этом возрасте можно очень сблизиться со своим ребенком, если знать про возрастной кризис и уметь правильно приспособиться к нему.

4-й возрастной кризис — 7 лет

Что делать родителям в этот период:

понимать, что их авторитет уходит с лидирующего места. Это место с легкостью занимает учитель.

не обвинять ребенка в проявлении своих чувств и эмоций, учить более экологично их выражать

давать свободу выбора и действий

сократить до минимума помощь в учебном процессе

любить и принимать своих детей, какие они есть

быть готовыми выслушать своего чада без оценки

вера в силы и возможности ребенка

В этот период необходимо выработать список домашних обязанностей у вашего ребенка. Пусть это будут те дела, которые по силе ребенка и которые он сам готов выполнять. Не нужно навязывать их, без согласия и желания. Ребенок должен понимать причинно-следственную связь за выполнение работы по дому, на которую он согласился. Если он не польет цветок, то тот может засохнуть, если не будет убираться на письменном столе, то может не найти нужную ему вещь и т.д.

Также во время этого возрастного кризиса нужно ставить условия ребенку такого плана:

«хочешь гулять — сначала нужно выполнить уроки»

«хочешь поиграть в планшет — убери сначала за собой посуду» и т.д.

Таким образом, вы не заставляете ребенка что-то делать, просто рассказывайте, что нужно сделать, что б получить желаемое.

вам может быть интересно «Подборка книг для младших школьников»

6.Подростковый кризис (12-16 лет)

В этот период наблюдается большой скачок роста у ребенка, гормональные изменения.

Подросток ощущает перегрузки нервной системы, при этом он деятельный, неусидчивый. Все это ведет к повышенной утомляемости, переменам настроения. Девочки превращаются в девушек. Мальчики —  в юношей. Взрослые дети пытаются привыкнуть ко всем изменениям и понять, как жить дальше.

ребенок-подросток

Что нужно знать родителям:

в этот период для ребенка на 1-е место выходит его окружение, друзья. Поэтому так важно знать, с кем общается и чем занимается ваш ребенок

быть терпеливыми к вспышкам гнева и агрессии своего чада, понимать, что дети не хотят вам грубить, у них так выходит

найти в себе силы  принять вашего взбунтовавшегося ребенка, его интересы, увлечения

в это время важно, что б у ребенка была своя комната. Если нет возможности выделить свою комнату, то хотя бы свой угол огороженный шторой, перегородкой, ширмой

ребенок должен знать, что родители его любят, ценят, принимают и желают ему добра.

терпеливо ждать, когда возрастной кризис у ребенка закончится

Если подростковый кризис не пережить в полной мере (например, родители очень строгие не давали свободы в выборе одежды, увлечений), то в полной мере он может проявиться после 20 лет и затянуться на 5 и более лет.

Также важно понимать, что дети-подростки могут уйти в наркотики и алкоголь, если родители очень авторитарны, если семья обеспеченная, и родителям просто некогда заниматься ребенком, если семья наоборот социально-неблагополучная.

вам может будет интересно «Книги для подростков — топ 35»

7.Петрановская возрастные кризисы у детей

Петрановская — психолог

Людмила Петрановская — известный психолог, которая специализируется на воспитании детей.

Она на простом языке объясняет, что происходит с ребенком в тот или иной момент жизни, дает подсказки родителям, как себя вести. Автор известных книг  «Что делать, если…», «Что делать, если…2», «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка», «Если с ребенком трудно», «Selfmama. Лайфхаки для работающей мамы».

Также Людмила Петрановская ведет тренинги и семинары про возрастные кризисы у детей. В этой статье мы представим основные выдержки с ее семинаров по каждому кризису.

Людмила Петрановская рассказывает, что ребенок не развивается линейно, что существуют скачки роста и развития. Наступает момент, когда ребенок может резко сказать «нет» на что раньше с легкостью соглашался. Родители, как правило, не успевают за изменением детей, не готовы к их кризисам.  В нашей голове ребенок меньше, чем есть на самом деле.  Родители испытывают стресс, т.к. не готовы к новому «изменившемуся» ребенку, они еще не решили, как себя вести.

Если вы услышали фразы: «Нет», «Не хочу!», «Не буду», «Ты плохая», «Уходи», «Не люблю тебя» — значит вы столкнулись с возрастным кризисом ребенка. Выдохните, это нормально и это проходит! Главное подойти к этому со всей любовью к вашему ребенку, мудростью и терпению!

1-й кризис роды

Сепарация — выход ребенка «в свет». Ребенок нуждается во внимании, в ручках.

кризис 1-го года

К концу 1-го года ребенок учится сам передвигаться и  понимает, что сам способен достать, что ему нужно.

В этот период он осваивает себя, предметы. Весь его день состоит из обучения. Но люди ему еще не интересны, осваивает пространство.

кризис 3-х лет

В это время ребенок осваивает речь, происходит развитие коммуникации. Он начинает противопоставлять себя другим.

Ребенок становится капризным, упрямым, вредным. Теперь он умеет держать контакт с желаемым, его сложнее отвлечь. Но он еще не научился справляться с отказами родителей, с фрустрацией (психическое состояние, возникающее в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям).

подборка «почему плачут дети»

3-х летка не может еще себя утешить и ему нужен рядом с собой мудрый взрослый, который ему поможет.

Еще этот кризис называют кризисом негативизма, в этот период происходит становление личности, чувств, умение вести себя в конфликте.

кризис 3-х лет
Что нужно делать родителям:

использовать разные дружелюбные стратегии в отношении с детьми. Где-то настоять, где-то уступить, не устраивая ругательства внутри семьи или в обществе

проговаривать чувства ребенка, т.к. он еще не понимает своих чувств

дать опыт малышу, что делать, если что-то пошло не так, как хочется

дать возможность освободиться от своих негативных чувств. Разрешить поплакать, ударить подушку (но не кота и не маму!)

не обязательно давать все, что яростно просит ребенок, давать своим видом понять, ничего страшного не случится при отказе

выполнять роль сильного мудрого взрослого

кризис 7 лет

Людмила Петрановская рассказывает, что кризис 7 лет в основном происходит внутри ребенка. Ребенок может не выражать свои чувства открыто. Правда это может вылезти через нервные тики, дерматит, другие виды проявления психосоматики.

Если раньше его поведение было более импульсивным, «полевым», спонтанным, то в 7 лет созревают те участки мозга, отвечающие за волевое поведение. Таким образом в этот период детям приходятся постоянно «притормаживаться», останавливать свои порывы. Особенно трудно приходится гиперактивным детям.

Теперь ребенок сталкивается с оценкой, т.к. в школе существует система оценок и сравнивание себя и других.

Ребенку нужно время, чтобы «переварить» оценочную систему и понять свою значимость, вне зависимости от школьных оценок. Хорошо, когда в семье благоприятная поддерживающая среда. Тогда ребенку можно поделиться с родителями своими переживаниями, адаптироваться к новым условиям.

кризис 7 лет

Обычно этот период заканчивается благополучно к 8 -9 годам.

вам может быть интересно «Как повлиять на ребенка»

подростковый кризис

Подростковый кризис у ребенка считается самым бурным. У ребенка-подростка возникает необходимость в своих оценках, суждениях, планах на жизнь, в психической автономии от родителей.

Первые проявления подросткового кризиса начинаются в 11-12 лет, заканчиваются в 16-17 лет.

подростковый кризис
Во время подросткового кризиса: 
  • у ребенка-подростка происходит глобальная перестройка мозга
  • он начинает думать о будущем
  • перестает жить только в настоящем времени
  • появляется мотивация
  • у подростка меняется представление о себе
  • он не может представить полностью картину последствий своего выбора
  • на эмоциональном уровне психологическое отдаление от родителей, поведение следования прекращается
  • ребенок-подросток не ориентируется на родителей, не разделяет их оценки.

Хотелось бы отметить, что интенсивность проявления и длительность возрастных кризисов у детей разные.

Это зависит от многих факторов: от взаимоотношений внутри семьи  от темперамента и характера ребенка, от подготовленности родителей и их знаний,  от внутреннего состояния родителя, его мудрости, количества детей в семье

вам может быть интересно:

15 идей чем заняться с детьми дома

lucky-woman.com

Возрастные кризисы у детей — как помочь ребенку преодолеть возрастной кризис

Сегодня хочется поговорить на тему, которая рано или поздно затрагивает любую семью:

Возрастные кризисы у детей — как распознать возрастной кризис, и как помочь ребенку преодолеть кризис возрастного развития.

У всех детей возрастные кризисы проходят примерно в одном и том же возрасте. Проходят через возрастные кризисы все дети. Особенностью развития детей младшего возраста является ее скачкообразность — периоды плавного и спокойно усвоения и переваривания информации сменяются своеобразными скачками в развитии. И, хотя, для родителей периоды детских кризисов становятся проверкой на прочность, большинство детских психологов едины в своем мнении — кризисы необходимы ребенку для полноценного развития.

Каждый возрастной кризис у детей — это переход ребенка на новую ступеньку самостоятельности.

Это, пожалуй, ключевая мысль, которую нужно понять и помнить родителям.  После этого родителям проще понять потребность ребенка и мотивацию его поведения во время кризиса любого возраста. И помните вам тяжело, но ребенку в это время еще тяжелее. Поэтому задача родителей — помочь ребенку научиться понимать себя, свои желания и потребности и таким образом преодолеть очередной кризис возрастного роста.

В детской психологии принято выделять 3 кризисных периода у детей младшего возраста:

  • Первый период — это кризис новорожденности. Наступает он примерно в 6-8 месяцев;
  • Второй период — кризис раннего детства или кризис одного года. Он проходит в период от 12 до 18 месяцев;
  • Третий период — так называемый кризис трех лет. Самый яркий из детских кризисов. Его можно ожидать в период от 2х и до 4х лет.

В различной литературе так же часто встречается кризис пяти лет, но по сути своей — это продолжение или развитие кризиса трех лет.

Проявление возрастных кризисов у детей

Первым признаком приближающегося возрастного кризиса у ребенка является увеличивающееся количество негативных проявлений в поведении. Родители замечают, что ребенка как будто подменили. Сладкий и послушный вчера ангелочек сегодня капризничает, раздражается по любому поводу, любую вашу просьбу воспринимает в штуки.

Начало и конец кризисного периода распознать достаточно сложно. В начале родители не могут распознать кризис сразу потому, что не связывают изменения в поведении ребенка с кризисом, а скорее склонны жаловаться на капризность, непослушание или избалованность ребенка. Окончание кризиса подходит незамеченным поскольку отступает он тогда, когда родители и ребенок учатся жить в гармонии, уважать и принимать интересы друг друга, а происходит это обычно не за один день.

Возрастной кризис 1 года

Возрастной кризис первого года жизни ребенка связан с тем, что ребенок переходит из состояния ползающего малыша, в малыша самостоятельно ходящего и пытающегося высказывать свои первые потребности и желания.  Часто в этом возрасте ребенок уже хочет делать многое сам — дотянуться до верхней полки, кушать самостоятельно ложкой, исследовать пространство квартиры на уровне выше полуметра от пола, но при этом физическое развитие, развитие координации и беспокойные заботливые родители не дают ему такой возможности, ограничивая свободу и пространство для исследования и действия.

Самое верное орудие мамы в борьбе с этим кризисом — спокойствие и бесконечная любовь к своему ребенку.

Максимально обезопасьте окружающее пространство и дайте ребенку волю в исследовании пространства. Уберите все действительно опасные вещи с глаз ребенка. Вместо запретов — начинайте объяснять ребенку что это за предметы, зачем они нужны, как они работают. Исследовав многие предметы и не найдя в них ничего интересного для себя ребенок потеряет интерес.

Но только представьте как забавно для малыша наблюдать за мамой, которая каждый раз подрывается и бежит размахивая руками, стоит ему только подойти и потянуться к ручке кухонной плиты 🙂

Возрастной кризис 3 лет

В возрасте около трех лет у ребенка появляется потребность не только делать что-то самостоятельно, но и принимать самостоятельные решения. Ребенок начинает осознавать себя как самостоятельную, отдельную от мамы и папы личность, со своими желаниями и переживаниями. Переживая этот кризис ребенок понимает свое место в семейной иерархии.

Чтобы максимально спокойно пережить этот период — учитесь (да, да именно Вы, родители, не ребенок) предоставлять ребенку возможность выбора, уважать его как личность, идти с ним на компромиссы и договариваться.

Ребенок не хочет есть кашу? Нет, скорее всего он просто хочет настоять на своем и отказ от той же каши на завтрак для него самый простой способ проявить свое мнение и отрицать ваше мнение. Предложите ему выбрать какую кашу ты хочешь на завтрак рисовую или овсянку? И отвечая вам ребенок озвучит уже свое мнение: Я выбираю на завтрак овсяную кашу. И вот уже и кашу любит, и выбор сделал самостоятельно, и понимает, что его мнение важно.

Важно, что выбор всегда должен быть закрытого типа — с перечислением возможных вариантов и в количестве не более 2-3 штук. Ты будешь овсянку или манную кашу, пойдем гулять на площадку или на горку, оденем вот эту красную или вот эту белую кофту?

Так же не забываем, что у ребенка развивается потребность действовать самостоятельно — расширяйте область действий, которые доступны для ребенка самостоятельно. Активно привлекайте его к помощи и не забывайте хвалить результаты деятельности ребенка.

Возрастной кризис 5 лет

Как мы уже упомянули выше, кризис пяти лет — это продолжение и развитие кризиса 3х лет.  Как и предыдущие — это кризис самостоятельности. У ребенка появляется еще больше потребностей в самостоятельных действиях. Оценивайте возможности ребенка и продолжайте расширять перечень дел, которые вы доверяете ребенку. В возрасте 5 лет у ребенка уже могут появиться не просто дела, но и обязанности — полить цветы, подмести пол, помыть свою обувь, накрыть на стол или убрать со стола после еды, убрать свою постель после сна и так далее.

Кроме того, в возрасте 4-5 лет у ребенка начинается период повышенной потребности в общении с окружающими. Родителей часто бывает не достаточно, ребенку становится нужно общение со сверстниками и его отсутствие так же может стать основой для развития кризиса 5 лет.

Возрастной кризис 7 лет

Следующим кризисом для ребенка станет кризис 7 лет — это переход ребенка из детского возраста в статус школьника. Игра для ребенка отходит на второй план, а познание мира ребенок продолжает уже другими способами.  В жизни ребенка появляются дополнительные критерии оценки его деятельности.

Более подробно о каждом из кризисов мы напишем отдельно в статьях на нашем блоге, а теперь очень важный вопрос — как вести себя родителям и как помочь пережить ребенку кризисные периоды?

Как пережить кризисы у детей?

  • Постараться понять потребности ребенка в текущем возрастном кризисе;
  • Старайтесь смотреть на происходящее не только со своей позиции, но и с позиции ребенка;
  • Подстраивайтесь под ребенка. Часто яркое протекание возрастного кризиса у ребенка связано с неправильным поведением по отношению к нему самих родителей;
  • Быть последовательными. Устанавливать запреты там, где они угрожают жизни и здоровью ребенка. Не менять своих решений от того, что ребенок плачет или упрашивает;
  • Мотивировать свои решения на доступном ребенку языке;
  • Оставаться спокойным в любой ситуации!

И, в заключении, хочу предложить вам посмотреть видео — вебинар от детского психолога Элеоноры Борисовой Возрастные кризисы детей от года и до 5 лет

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями

Присоединяйтесь к нам в социальных сетяхЧитайте лучшие статьи, узнавайте о новых материалах, принимайте участие в наших обсуждениях.  

happykids.world


Смотрите также

Подпишитесь на бесплатный курс "Секреты воспитания"
и получите бесплатно
Секретную книгу.

Из данного курса Вы узнаете о тайнах народной педагогики, о секретах современных технологий воспитания и массу другой полезной информации для решения Ваших проблем.
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

12 простых формул для подготовки ребенка к детскому саду

Узнать

 


Адаптационные игры с песком

Узнать

 


Как быть счастливыми родителями

Узнать