Узнайте Секреты Воспитания Ребенка И Легко Получите Результат

имя и адрес пусто пусто


5 простых приемов для развития у ребенка самостоятельности.

Узнать

 


Методика выполнения движений с ребенком от специалиста высшей квалификации

Скачать бесплатно

 



Содержание, карта сайта.

Значение развития физических качеств у детей дошкольного возраста


Развитие физических качеств у дошкольников

Елена Гунякова Развитие физических качеств у дошкольников

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей является одной из основных задач дошкольного образования. Дошкольное детство является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка и развития физических качеств детей.

ФГОС определяет содержание образовательной области «Физическое развитие», которое включает приобретение опыта в различных видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений.

Какие физические качества мы выделяем? И где нам может пригодится (понадобится) приобретенный опыт, в каких жизненных ситуациях?

сила Перепрыгнуть через ручей, поднять, сдвинуть что-то тяжелое

ловкость Ходить, не задевая препятствия, катание на велосипеде

выносливость Проходить большие расстояния, выполнять однообразную работу

быстрота Доплыть, добежать до остановки

гибкость Дотянуться до чего-то далеко расположенного

равновесие Катание на лыжах, коньках, пройти по узкой дощечке, бордюру

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что высокий уровень развития физических качеств помогает в различных жизненных ситуациях. Чем выше уровень развития физических качеств, тем успешнее двигательная деятельность ребенка, тем выше его способность к овладению новыми формами движений, тем выше умение целесообразно пользоваться ими в жизни, повышается самоуважение, уверенность в движениях.

Воспитание физических качеств является существенной стороной физического воспитания. Все физические качества являются врожденными, т. е. даны человеку в виде природных задатков, которые необходимо развивать, совершенствовать. Именно в дошкольном возрасте осуществляется наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие. Воспитание физических качеств в единстве с обучением детей двигательным навыкам оказывает влияние на их совершенствование, оздоровление всего организма, повышение эмоционально-положительного состояния психики; дети проявляют всё большую уверенность в выполнении движений, быстрее усваивают новое, стремятся к большим достижениям, проявляют творческую самостоятельность. Развитие физических качеств проявляется в конкретных действиях, основных движениях: ходьбе, беге, прыжках, лазанье, метании, игровых и спортивных занятиях. При выполнении любого упражнения, основного вида движения в той или иной степени проявляются все физические качества, но преимущественное значение приобретает какое-либо одно из них. Например, при беге на короткие дистанции — быстрота; при беге на длинную дистанцию — выносливость, а при прыжках в длину и в высоту с разбега — сила в сочетании с быстротой. Например, способность к быстроте движений позволяет быстро бегать, плавать, ездить на велосипеде. А кратковременные силовые напряжения необходимы в прыжках, лазанье, при метании предметов. Предлагаю рассмотреть развитие физических качеств у дошкольников.

Ловкость - это сложное качество, характеризующееся хорошей координацией и высокой точностью движений. Ловкость развивается в основных видах движений (лазание, в общеразвивающих упражнениях с предметами, с оборудованием, в подвижных играх, в спортивных играх. Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Так, в подвижных, спортивных играх детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленным; быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников. Ловкость развивается при выполнений упражнений, проводимых в усложненных условиях, требующих внезапного изменения техники движения (подъемы на лыжах на горку и спуски с нее и др.). При проведении игр-эстафет (бег между предметами, пролезание в обруч и др.). Для определения ловкости выполняется челночный бег на время.

Возраст Средний результат

мальчики Средний результат

девочки

5 лет 12,7 +/- 1,5 13,0 +/- 1,5

6 лет 11,5 +/- 1,1 12,1 +/- 1,0

7 лет 10,5 +/- 1,1 11,0 +/- 1,0

Быстрота - способность человека выполнять движения в наикратчайшее время.

Быстрота развивается в танцевальных движениях, в упражнениях, выполняемых с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью, на скорость (добежать до финиша как можно быстрее, с изменением темпа (медленный, средний, быстрый и очень быстрый, а также в подвижных играх, когда дети вынуждены выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего). Развитию быстроты способствуют скоростно-силовые упражнения, выполняемые в процессе организованной образовательной деятельности, в свободной двигательной деятельности, на прогулке: прыжки, метание (толчок при прыжке в длину и в высоту с разбега, бросок при метании совершается с большой скоростью). Для развития быстроты целесообразно использовать хорошо освоенные упражнения, при этом нужно использовать индивидуально-дифференцированный подход, учитывать физическую подготовленность детей, а также состояние их здоровья. Для определения быстроты дети бегут 30 метров на время.

Возраст Мальчики Девочки

4 года 8,5 9,4

5 лет 8,1 8,5

6лет 7,3 7,8

7 лет 6,5 7,0

Гибкость - способность достигать наибольшей величины размаха (амплитуды) движений отдельных частей тела в определенном направлении. Гибкость зависит от состояния позвоночника, суставов, связок, а также эластичности мышц.

Гибкость развивается при выполнении физических упражнений с большой амплитудой, в общеразвивающих на утренней гимнастике, на занятии, побудки после сна. У детей дошкольного возраста опорно-двигательный аппарат обладает большой гибкостью. Следует стремиться к сохранению этой естественной гибкости, не злоупотребляя упражнениями на растягивание, которые могут привести к необратимым деформациям отдельных суставов (например, коленного). Упражнения на гибкость целесообразно сначала выполнять с неполным размахом, например, сделать 2—3 полунаклона, а потом уже полный наклон, 2—3 полуприседания, затем — глубокое приседание. Для определения гибкости ребенок выполняет наклон вниз, стоя на скамейке, либо, сидя на полу, отодвигает кубик от себя.

Возраст Мальчики Девочки

4 года 8 – 10 9 – 12

5 лет 5 – 8 8 – 12

6 лет 7 - 9 6 - 11

Равновесие - способность человека сохранять устойчивое положение во время выполнения разнообразных движений и поз на уменьшенной и приподнятой над уровнем земли (пола) площади опоры. Это качество необходимо человеку, чтобы передвигаться в помещении и на улице, не задевая предметы, друг друга, успешно справляться с обязанностями, необходимыми при разных работах (верхолаз и др.).

Равновесие зависит от состояния вестибулярного аппарата, всех систем организма, а также от расположения общего центра тяжести тела (ОЦТ). У дошкольников ОЦТ расположен высоко, поэтому им труднее сохранить равновесие. При выполнении упражнений, смене положений центр тяжести тела смещается и равновесие нарушается. Требуется приложить усилия, чтобы восстановить нужное положение тела. Для дошкольников это достаточно сложно.

Равновесие развивается в таких видах движений как ходьба, бег по скамейке, в упражнениях, выполняемых на уменьшенной и приподнятой площади опоры (катание на коньках, велосипеде, также в упражнениях, требующих значительных усилий, чтобы сохранить устойчивое положение тела (метание на дальность, прыжок в длину с места и с разбега и др.). Для оценки функции равновесия выполняется стойка на одной ноге, другая согнута под углом 90 градусов и отведена в сторону.

(Игра «Муравьишки»)

Возраст Мальчики Девочки

6 лет 9 сек 8 сек

7 лет 10 сек 9 сек

Сила - степень напряжения мышц при их сокращении.

Развитие силы мышц может быть достигнуто в общеразвивающих упражнениях с увеличенным весом предметов (набивной мяч, мешочки с песком и др., с использованием преодоления сопротивления партнера (в парных упражнениях, в упражнениях, включающих поднятие собственной массы (прыжки). Эти упражнения используются на утренней гимнастике, на занятиях, в свободной двигательной деятельности, на прогулке. Следует использовать разнообразные упражнения для развития силы всех групп мышц, уделяя преимущественное внимание мышцам-разгибателям. Но нужно обязательно учитывать анатомо-физиологические особенности дошкольников, не следует стремиться к максимальным результатам и превышать нормы для прыжков в длину, в высоту, так как это может отрицательно повлиять на развитие костной системы, а также внутренних органов. Не рекомендуются упражнения, вызывающие задержку дыхания, большое напряжение организма. Нужно постепенно повышать интенсивность выполняемых упражнений, массу предметов (мешочков с песком и др.). Для определения силы мышц живота дети выполняют подъем туловища из положения лежа на спине, ноги закреплены, руки скрещены на груди, сесть-лечь. Для определения силы мышц спины дети, лежа на скамейке, удерживают на весу верхнюю часть туловища, ноги зафиксированы. Для определения силы мышц рук и плечевого пояса дети выполняют вис на согнутых руках на перекладине.

(подтягивание по скамейке)

1. Сила мышц живота

Возраст Мальчики Девочки

6 лет 13 -15 14 -16

7 лет 15 -17 16 - 18

3. Сила мышц рук и плечевого пояса

Возраст Мальчики Девочки

6 лет 11, 0 – 17, 0 11,0 – 16, 0

7 лет 13, - 20,0 11, - 17,0

2. Сила мышц спины

Возраст Мальчики Девочки

6 лет 35 34

7 лет 40 39

Выносливость - способность человека выполнять физические упражнения допустимой интенсивности возможно более длительное время.

Развитие выносливости требует большого количества повторений одного и того же упражнения. Однообразная нагрузка приводит к утомлению, и дети теряют интерес к этому упражнению. Поэтому лучше всего применять разнообразные динамические упражнения, особенно на свежем воздухе: ходьбу, бег, передвижение на лыжах, катание на коньках, санках, велосипеде, плавание и др. Полезны также подвижные игры, которые вызывают положительные эмоции и снижают ощущение усталости. Рекомендуются и прогулки (пешие, на лыжах, во время которых упражнения чередуются с отдыхом. Дозировка упражнений и длительность занятий от группы к группе увеличиваются. И это также способствует развитию выносливости. Для определения выносливости выполняется степ-тест. Отслеживается частота сердечных сокращений, способность восстановления пульса.

Планируя основные виды движений на занятии, я отмечаю для себя, какое физическое качество сегодня я буду развивать. Какие качества можно развивать в основных видах движений?

ходьба Выносливость, быстрота, равновесие

бег Быстрота, выносливость, ловкость, равновесие

прыжки Сила, ловкость, быстрота, равновесие

метание Ловкость, сила, быстрота, равновесие

лазание Ловкость, гибкость

Для отслеживания результативности нашей деятельности проводим мониторинг развития физических качеств в начале учебного года и в конце. Мы используем диагностикой предложенной Н. В. Полтавцевой, Е. Н. Вавиловой, А. Б. Лагутиным. На основе результатов осеннего мониторинга я планирую свою работу с детьми.

Работа по развитию физических качеств невозможна без сотрудничества инструктора по физической культуре, узких специалистов, педагогов. Во время занятий, на прогулке, в самостоятельных играх я обращаю внимание педагогов на тех детей, у кого вызывает трудности какое-либо движение, прошу их провести индивидуальную работу во время прогулки, свободной деятельности, учитывая индивидуальные особенности ребенка, его возможности, обращая внимание на то, как он переносит нагрузку.

www.maam.ru

Статья Развитие физических качеств детей дошкольного возраста

Физические качества детей дошкольного возраста

Полноценное физическое развитие, дошкольника – это прежде всего своевременное формирование двигательных навыков и умений, развитие интереса к различным доступным ребёнку видам движений, воспитание положительных, нравственно-волевых черт. В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста необходимо решать образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений, развитие двигательных и физических качеств, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение специальных знаний. Успешное решение этих задач возможно лишь при комплексном использовании средств физического воспитания: природных факторов, гигиенических мероприятий, физических упражнений.

Отбор содержания для развития двигательных навыков должен осуществляться на основе общих принципов физического воспитания.

Принцип развивающего обучения. Предлагаемые упражнения должны быть направлены не на имеющийся в данный момент у детей уровень качеств, а опережать его, требовать приложения усилий для овладения новыми движениями.

Принцип воспитывающего обучения. Работа, направленная на развитие двигательных качеств, должна обязательно предусматривать и решение воспитательных задач, например воспитание настойчивости, смелости, выдержки.

Принцип всесторонности. Обеспечение высокого проявления качеств в разнообразных видах двигательной деятельности, обеспечения общего подъёма функциональных возможностей организма.

Принцип систематичности. Последовательное усложнение содержания, связь нового с уже усвоенным, повышение требований к уровню качеств по мере их развития.

Принцип сознательности и активности детей. Сознательное отношение детей к предлагаемым упражнениям увеличивает прочность их усвоения, воспитывает самостоятельность, инициативу.

Принцип индивидуального похода. Основывается на учёте разного уровня двигательных качеств, имеющихся у детей, и требует дифференцированного отношения, гибкости в подборе двигательных заданий.

Характеристика физических качеств.

Физические качества – это быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость, глазомер, равновесие. При выполнении любого упражнения в той или иной степени проявляются все физические качества, но преимущественное значение приобретает какое-либо одно из них. Например, при беге на короткие дистанции — быстрота; при беге на длинную дистанцию — выносливость, а при прыжках в длину и в высоту с разбега — сила в сочетании с быстротой.

В дошкольном возрасте преимущественное внимание должно быть уделено развитию ловкости, быстроты, глазомера, гибкости, равновесия, но не следует забывать и о соразмерном развитии силы и выносливости.

Быстрота — способность человека выполнять движения в наикратчайшее время. Высокая пластичность нервных процессов, сравнительная легкость образования и перестройка условно-рефлекторных связей у детей создают благоприятные условия для развития у них быстроты.

Ловкость — это способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.

Сила — степень напряжения мышц при их сокращении.

Выносливость — способность человека выполнять физические упражнения допустимой интенсивности возможно более длительное время.

Глазомер — способность человека определять расстояние с помощью зрения и мышечных ощущений.

Гибкость — способность достигать наибольшей величины размаха (амплитуды) движений отдельных частей тела в определенном направлении.

Равновесие — способность человека сохранять устойчивое положение во время выполнения разнообразных движений и поз на уменьшенной и приподнятой над уровнем земли (пола) площади опоры.

Значение физических качеств в воспитании детей дошкольного возраста.

Физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на достижение физического совершенства. В процессе физического воспитания осуществляется умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание.

Воспитание физических качеств является не менее существенной стороной физического воспитания. Целенаправленное управление прогрессирующим развитием силы, быстроты, выносливости и других физических качеств затрагивает комплекс естественных свойств организма и тем самым обуславливает количественные изменения его функциональных возможностей. Все физические качества являются врожденными, т.е. даны человеку в виде природных задатков, которые необходимо развивать, совершенствовать.

Физическая подготовленность детей характеризуется совокупностью сформированных двигательных навыков и основных, физических качеств. Физическими (двигательными) качествами называются, отдельные качественные стороны двигательных возможностей ребенка, его двигательные способности. Они проявляются в конкретных действиях, основных движениях: ходьбе, беге, прыжках, лазанье, метании, игровых и спортивных занятиях.

Одно и то же качество может определять успех в выполнении разных действий. Например, способность к быстроте движений позволяет быстро бегать, плавать, ездить на велосипеде. А кратковременные силовые напряжения необходимы в прыжках, лазанье, при метании предметов.

Физические качества у детей проявляются через двигательные навыки и умения, а они, в свою очередь, обусловлены достаточным уровнем их развития. Эти две стороны двигательной функции тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Если формирование двигательных навыков у детей закрепляется при низком уровне развития двигательных качеств, то в дальнейшем это может привести к закреплению неправильных навыков выполнения движения.

Для выполнения ряда движений детям дошкольного возраста необходим определенный уровень развития быстроты, ловкости, силы, выносливости. Без этого движениям детей, несмотря на их разнообразие, не хватает экономичности, целесообразности, они не могут проявить полностью имеющийся резерв возможностей организма. Уровень физической подготовленности во многом отражает возможности функциональных систем организма. Лучшие показатели физических качеств (например, быстроты) отмечаются при хорошем функциональном состоянии организма, при благоприятном эмоциональном фоне. В свою очередь при накоплении в организме усталости или при отрицательных эмоциях заметно снижаются частота движений и их скорость, двигательная реакция замедляется, увеличивается число неточных движений, особенно сложно координированных.

Объективность оценки физической подготовленности во многом определяется знанием возрастных особенностей и закономерностей развития у дошкольников моторной сферы, в т. ч. физических качеств. Наиболее важными из этих особенностей являются их обусловленность незавершенностью формирования физиологических структур организма и наличие в динамике физического развития ребенка чувствительных к внешним воздействиям периодов. Характерными для дошкольников считаются также большая изменчивость пропорций тела и неравномерность развития функциональных систем организма. Все это диктует необходимость реализации строго соответствующих возможностям детей методов обучения и диагностики развития двигательных навыков и физических качеств.

Методика воспитания физических качеств.

Задачи по воспитанию физических качеств.

1.Быстрота развивается в процессе обучения детей основным движениям. По данным Е.Н. Вавиловой для развития скоростных качеств нужно упражнять детей в быстром и медленном беге. Развивать умения быстро реагировать на сигнал. Учить поддерживать высокий темп в движении.

2.Ловкость. У ребёнка воспитание ловкости связано с развитием координации движений, умением согласованно, последовательно выполнять движения. Задача развития ловкости требует систематической смены упражнений или применения их в новых вариантах для поддержания новизны и некоторого повышения координационной трудности.

3.Глазомер. Задачи по его воспитанию связаны с любым упражнением, которое выполняют дети на занятиях по физической культуре. Нужно учить детей измерять расстояние на глаз.

4.Гибкость. Определяется эластичностью мышц и связок, поэтому нужно упражнять детей в их растягивании, в умении напрягать и расслаблять мышцы. Объём и интенсивность упражнений должны увеличиваться постепенно.

5.Сила. Для дошкольников, свойственно преобладание тонуса мышц сгибателей над тонусом мышц разгибателей. Задача, связанная с развитием силовых качеств это стимулирование увеличение мышц разгибателей, давать упражнения выпрямляющие корпус и конечности ребёнка. Так же следить за гармоничным развитием всех мышц. При развитии силы не должны применяться максимальные напряжения, нужно учить детей рационально проявлять мышечное усилие.

6.Выносливость. Воспитание выносливости у детей сопровождается повышением функциональных возможностей, адаптацией к возникающим в организме в результате длительной напряжённой деятельности сдвигам ведущим к утомлению. Поэтому выносливость воспитывается путём применения упражнений и игр, оказывающих на организм более высокую физическую нагрузку. Тренировка дыхательной системы, сердечно-сосудистой и других.

7. Равновесие. Развивать равновесие у детей в различных упражнениях связанных с выполнением на уменьшение площади опоры, а также в упражнениях требующих значительных усилий, чтобы сохранить устойчивое положение тела (метание на дальность, прыжок в длину с места.)

Требования к подбору физических игр и упражнений.

Ловкость. К развитию ловкости приводит систематическое разучивание с детьми новых упражнений. Обучение повышает пластичность нервной системы, улучшает координацию движений и развивает способность овладевать новыми, более сложными упражнениями.

Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Так, в подвижных играх детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленным; быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников. Ловкость развивается при выполнении упражнений, проводимых в усложненных условиях, требующих внезапного изменения техники движения (бег между предметами, подъемы на лыжах на горку и спуски с нее и др.), с использованием различных предметов, физкультурного инвентаря, оборудования; с дополнительными заданиями, при коллективном выполнении упражнений с одним предметом (обруч, шнур).

Быстрота развивается в упражнениях, выполняемых с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью), на скорость (добежать до финиша как можно быстрее), с изменением темпа (медленный, средний, быстрый и очень быстрый), а также в подвижных играх, когда дети вынуждены выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего). Развитию быстроты способствуют скоростно-силовые упражнения: прыжки, метание (толчок при прыжке в длину и в высоту с разбега, бросок при метании совершается с большой скоростью). Для развития быстроты целесообразно использовать хорошо освоенные упражнения, при этом учитывать физическую подготовленность детей, а также состояние их здоровья.

Глазомер. Развивать глазомер можно при выполнении любых упражнений. При ходьбе дети должны уметь правильно ставить ногу, соблюдать направление; в прыжках – точно попадать ногой на доску, чтобы оттолкнувшись, совершить полет в нужном направлении, а затем приземлиться в определенном месте; при построениях в колонну по одному нужно на глаз измерить расстояние до впереди стоящего ребенка; в метании на дальность и особенно в цель – расстояние до цели и т.д. Важно при выполнении упражнений учить детей измерять расстояние на глаз, проверяя затем его шагами.

Гибкость зависит от состояния позвоночника, суставов, связок, а также эластичности мышц. Гибкость развивается при выполнении физических упражнений с большой амплитудой, в частности общеразвивающих. У детей дошкольного возраста опорно-двигательный аппарат обладает большой гибкостью. Следует стремиться к сохранению этой естественной гибкости, не злоупотребляя упражнениями на растягивание, которые могут привести к необратимым деформациям отдельных суставов (например, коленного). Упражнения на гибкость целесообразно сначала выполнять с неполным размахом, например, сделать 2-3 полунаклона, а потом уже полный наклон, 2-3 полуприседания, затем – глубокое приседание.

Равновесие. Это качество необходимо человеку, чтобы передвигаться в помещении и на улице, не задевая предметы, друг друга, успешно справляться с обязанностями, необходимыми при разных работах. Равновесие зависит от состояния вестибулярного аппарата, всех систем организма, а также от расположения общего центра тяжести тела. У дошкольников общий центр тяжести расположен высоко, поэтому им труднее сохранять равновесие. При выполнении упражнений, смене положения центр тяжести тела смещается и равновесие нарушается. Требуется приложить усилие, чтобы восстановить нужное положение тела. Равновесие развивается в большей степени в упражнениях, выполняемых на уменьшенной и приподнятой площади опоры (катание на коньках, велосипеде, ходьба, бег по скамейке), также в упражнениях, требующих значительных усилий, чтобы сохранить устойчивое положение тела (метание на дальность, прыжок в длину с места и с разбега и др.).

Сила. Развитие силы мышц может быть достигнуто благодаря увеличению веса предметов, применяемых в упражнениях (набивной мяч, мешочки с песком и др.); использованию упражнений, включающих поднятие собственной массы (прыжки), преодоление сопротивления партнера (в парных упражнениях). В детском саду следует использовать разнообразные упражнения для развития силы всех групп мышц, уделяя преимущественное внимание мышцам-разгибателям. Учитывая анатомно-физиологические особенности дошкольников, не следует стремиться к максимальным результатам и превышать нормы для прыжков в длину, в высоту, так как это может отрицательно повлиять на развитие костной системы, а также внутренних органов. Не рекомендуются упражнения, вызывающие задержку дыхания и большое напряжение организма. Интенсивность выполняемых упражнений, масса предметов (мешочков с песком и др.), дозировку физической нагрузки следует повышать постепенно.

Выносливость. Развитие выносливости требует большого количества повторений одного и того же упражнения. Однообразная нагрузка приводит к утомлению, и дети теряют интерес к этому упражнению. Поэтому лучше всего применять разнообразные динамические упражнения, особенно на свежем воздухе: ходьбу, бег, передвижение на лыжах, катание на коньках, санках, велосипеде, плавание и др. Полезны также подвижные игры, которые вызывают положительные эмоции и снижают ощущение усталости. Рекомендуются и прогулки (пешие, на лыжах), во время которых упражнения чередуются с отдыхом. Дозировка упражнений и длительность занятий от группы к группе увеличиваются, и это также способствует развитию выносливости.

Тестирование физических качеств дошкольников.

Выявлять уровень быстроты, ловкости, выносливости целесообразно в тех движениях, которыми дети достаточно свободно владеют, например, используя бег.

Быстрота определяется по времени пробегания (с хода) небольшого расстояния – 10 метров. Выбирается прямая или асфальтовая дорожка с плотным земляным покрытием или асфальтовым длиной не менее 20 метров. До линии старта должно быть 4-5 метров разбега и примерно столько же за линией финиша. Секундомером считается время бега от старта до финиша, не считая времени начального ускорения бега до стартовой линии и времени снижения скорости после финиша.

возраст, лет

пол

3

4

5

6

7

10 м с хода (сек)

М

3,5-2,8

3,3-2,4

2,5-2,1

2,4-1,9

2,2-1,8

Д

3,8-2,7

3,4-2,6

2,7-2,2

2,5-2,0

2,4-1,8

30м со старта (сек)

М

11,0-9,0

10,5-8,8

9,2-7,9

8,4-7,6

8,0-7,4

Д

12,0-9,5

10,7-8,7

9,8-8,3

8,9-7,7

8,7-7,3

С. Щ. Филлипова считает наиболее достоверным бег на 30 метров.

Ловкость выявляется:

1.Во время челночного бега, выполняемого на той же дорожке. Он включает бег по прямой 10 метров с двумя поворотами (общая дистанция 30 метров). На одной стороне кладётся два кубика , на другой стороне ставиться стул или скамейка. Дошкольнику предлагается игровое задание: взяв один кубик, ребёнок бежит на другую сторону, кладёт кубик , бежит за вторым, его так же переносит и останавливается. Показателем ловкости будет время затраченное на выполнение задания. Дети 5 лет мальчики 12,7 сек, девочки 13,0, 7 лет мальчики 10,5, девочки 11,0.

2. Обегание препятствий. Нужно обежать 8 предметов на подставке, расставленные с промежутком 1 метр друг от друга. До первого флажка и после последнего расстояние 1,5 метра, общая дистанция 10 метров. Мальчики 5 лет 7,2 сек., девочки 8,0; 7 лет мальчики 5,0, девочки 5,5.

Результаты челночного бега 3 х 10 м и обегания препятствий (сек)

возраст

лет

Челночный бег 3 х 10 м

Обегание препятствий

мальчики

девочки

мальчики

девочки

4

14,5

15,0

8,5

9,5

5

12,7

13,0

7 2

8,0

6

11,5

12,1

5,6

6,0

7

10,5

11,0

5,0

5,5

Выносливость Е. Н. Вавилова предлагает тест на время выполнения ходьбы и бега на дистанции 300 метров. Выбирается прямая без уклона дорожка длиной 50 метров, обозначается линия старта (она же финиша) и линия поворота. Ребёнок проходит отрезки 50 метров, чередуя бег и ходьбу – от старта до линии поворота идёт, затем бежит обратно и так повторяется ещё 2 раза. Так же тесты на количество приседаний, прыжков и бега на месте за 30 секунд, при этом пульс не должен увеличиваться более чем на 50 %. Пульс измеряется до и после тестирования.

Сила измеряется динамометром, каждое из контрольных упражнений ребёнок выполняет не менее 2 раз с промежутком для отдыха. Выбирается лучший результат из двух попыток, так же сила измеряется во время броска набивного мяча и прыжка в длину с места.

Средние показатели броска набивного мяча:

возраст

мальчики

девочки

3

119-157

97-153

4

117-185

97-178

5

187-270

138-221

6

221-303

156-256

7

242-360

193-311

Средние показатели прыжков в длину:

Возраст

лет

Пол

В длину

В высоту

с места

с разбега

с места

разбега

3

М

47,0-67,6

Д

36,2-64

4

М

53,5-76,6

14-18

Д

51,1-73,9

12-15

5

М

81,2-102,4

118-139

20,2-25,8

36-42

Д

66-94

105-124

20,4-25,6

34-40

6

М

86,3-108,7

139-170

21,1-26,9

42-54

Д

Страницы: 1 | 2 | Весь текст

sundekor.ru

Развитие физических качеств у дошкольников

Очень важно помнить, что развитие ребенка проходит комплексно – сосредоточиваться исключительно на его эмоциональном и психическом развитии будет ошибкой. Формирование и развитие физических качеств играет важную роль. Речь идет не только о занятиях спортом. До этого ребенку необходимо развивать скорость, гибкость, координацию движений.

У малышей дошкольного возраста огромная потребность в движении — им необходимы подвижные игры, развлечения на свежем воздухе. Постепенно можно вводить спортивную деятельность. Дети 3-6 лет быстро учатся, но необходимо следить за уровнем их нагрузки. Спортивная деятельность поможет в адаптации ребенка к социуму, раскрывает его «я». Это отличная тренировка не только для его тела, но и для разума.

Необходимость физических нагрузок

Тут все согласны: физическая активность и продуманные нагрузки детям необходимы. В первую очередь для того, чтобы правильно развиваться. Малыши с первых месяцев проявляют интерес к двигательной активности: постоянно шевелят ручками и ножками, потом ползают, встают. Чем дальше, тем больше у них двигательных навыков. Подготовка тела к первому шагу проходит интенсивно. Если у ребенка нет интереса к движению, он постоянно лежит, то тормозится также его психическое и эмоциональное развитие. В основном такая ситуация характерна для детей с двигательными нарушениями или отставанием в развитии ЦНС.

Для здоровых малышей физические нагрузки очень важны. Уже в 2 года ребенок полон энергии, постоянно на ногах, играет с радостью, бегает. Ему нужно как можно больше простора для развития физических качеств. Иногда все это надоедает родителям, но вам нужно быть терпимыми: сейчас для малыша движения – это не только игра, но и развитие.

Физическая адаптация ребенка

Наша жизнь непосредственно связана с разного рода физическими нагрузками. Для того чтобы выжить, нам необходимо адаптироваться к ним. К счастью, у нас на это есть время (в основном). Ребенок рождается беззащитным, но подготовленным к долгому пути развития. Его тело быстро адаптируется к окружающей среде. Малыш сам себя подготавливает к дальнейшей жизни. Сначала учится сам держать головку, приподниматься. Потом — ползать, вставать на ножки. Упорные тренировки – и он уже ходит.

Дальнейшая физическая адаптация детей проходит быстрее. После того как малыш научится ходить, он начинает бегать, совершать все более и более сложные движения. Необходимо приспособиться к изменению нагрузок. Важно, что у детей дошкольного возраста есть потребность двигаться и любовь к движению — они будут рады прогулкам, подвижным играм, беготне. А сидеть на месте им, наоборот, тяжело. Это нормальное развитие физических качеств ребенка.

Родители могут помочь в этом, занимаясь с ним, придумывая совместные активные развлечения. Кто-то с детства ходит в походы, катается на велосипеде или роликах, лыжах. Другие живут рядом с водоемами, а значит, рано учатся плавать. Всегда и везде, даже в городе, есть место, где малыш может вести активный образ жизни. Главное, чтобы движение было в радость.

Когда стоит начинать занятия?

Простая гимнастика понравится малышу. Уже в 2 года можно делать с ним простые шуточные упражнения, которые напоминают игру. Приучите его по утрам делать зарядку. Это займет у вас не больше 5 минут, зато малышу будет легче проснуться. В этом возрасте занятия очень простые — развитие мелкой моторики, например. Предложите ребенку сжимать и разжимать кулачки по 5-10 раз. Это улучшит циркуляцию крови. Другие упражнения — прыжки, повороты головы, поднимание и опускание рук. Главное, делайте все вместе, тогда ему будет интереснее.

У детей 3-4 лет утренняя зарядка уже может длиться дольше — 10 минут. Сюда добавляются приседания – всего 3-5 для начала. Скорее всего, в этом возрасте он ходит в детский садик. Там воспитатели обязательно проводят небольшие занятия физкультурой. Во время прогулки детям предлагаются подвижные игры, в которых все направлено на развитие физических качеств: шуточный бег, приседания, особые комбинации игровых движений.

Главное — активность. В этом возрасте малыш может потерять несколько килограммов (до 5 кг) – это нормально, ведь его мышцы развиваются, уходит детский жирок. Дети уже не сидят на месте, а постоянно бегают, играют. Вы сами этому порадуетесь. Тем более что после дня активных игр в садике малыш отлично кушает и быстро засыпает.

Для детей 5-6 лет выбор упражнений уже большой. В этом возрасте многие секции принимают маленьких спортсменов для занятий. С каждым годом они будут все интенсивнее, если ребенок решит, что эта секция ему подходит. В этом возрасте занятия физической активностью очень желательны. Конечно, родители должны понимать, что водить ребенка в секцию насильно – плохая идея. Если ему или ей не нравится гимнастика, может, понравятся танцы или балет? Боевые искусства, фигурное катание? У ребенка огромный выбор, а вы поможете ему в этом.

Правильный режим дня

Малыши дошкольного возраста очень активны. Им необходим режим. Если ребенок ходит в садик, то уже привык вставать рано и спать днем. Если же он дома с мамой или бабушкой, лучше все равно придерживаться такого же режима дня, как в саду. Конечно, если вы дома целый день, почему бы не дать ему поспать до 10 утра? Для маленьких детей это еще нормально, но чем ближе школа и первый класс, тем нужнее вводить новый режим дня.

Школа — это подъем в 6-7 утра. Необходимо потихоньку приучать к этому ребенка. Сдвигайте его подъем на 30 минут – пусть привыкает постепенно. Дело в том, что уменьшить время сна от привычного на 3-4 часа — большой стресс для организма. Ребенку будет тяжело, он станет вялым, капризным, будет плохо концентрироваться. Поэтому соответственно нужно сдвигать и время его отхода ко сну, чтобы до подъёма он успел выспаться.

После того как малыш проснется, предлагайте ему зарядку. Постепенно увеличивайте количество упражнений. Это поможет проснуться. Когда он пойдет в школу, небольшая зарядка будет очень кстати. Обязательно нужен дневной сон – даже если малыш 4-6 лет говорит, что совершенно не устал и может играть дальше. Укладывать его спать нужно на 1-1,5 часа.

Лучше всего гулять 2 раза в день – перед обедом и вечером. На детскую площадку приходят малыши разного возраста, все они играют вместе. Это помогает в социализации ребенка и дает выход энергии перед сном. Для тех, кто ходит в садик, прогулка вечером тоже не помешает. Днем он гуляет с группой, но почему бы не вывести его еще разок вечером? Зимой — покататься с горки, летом — качели, беготня. Главное, чтобы была активность на свежем воздухе.

Физические качества

Развитие физических качеств измеряется по определенным показателям. Среди них, конечно же, быстрота (скорость), гибкость тела, выносливость (устойчивость к нагрузкам), координация движений. Все это не прихоть любителей спорта, а необходимые качества для правильного развития и полноценной жизни человека. Ребенку нужно как можно быстрее развить их.

У детей дошкольного возраста развитие этих качеств проходит ступенчато. Нельзя и даже опасно сразу давать им большую нагрузку. В этом возрасте кости уже более прочные, чем у младенцев, но все равно еще недостаточно крепкие – это чревато травмами. Большие нагрузки могут повредить опорно-двигательный аппарат, замедлить развитие сердечно-сосудистой системы.

Тренеры и воспитатели используют системный подход к спортивному развитию малышей. Применяются упражнения, активные игры, свободная двигательная активность (во время прогулок, например). Скажем, дети обожают кататься с горок. На горке от 7 до 10 ступенек. Сколько раз в среднем малыш скатится с нее? Каждый раз ему необходимо взбежать по ступенькам вверх. Для некоторых взрослых это была бы огромная нагрузка, но дети ее почти не замечают, ведь они увлечены процессом спуска. Получается, что это отличная тренировка!

Для серьезных тренировок физических качеств необходимо пройти стадию физкультурных игр. Сейчас главная задача тренера — заинтересовать ребенка спортивной активностью. Если урок построен на принуждении, осуждении, то этого никогда не произойдет. Постепенно вовлекайте детей дошкольного возраста в более серьезную активность.

Быстрота

Это, конечно же, бег. Можно устроить веселую эстафету:

  • челночный бег;
  • бег с препятствиями.

С каждым разом крепнут ножки, а значит, ребенок может бегать все дольше и быстрее. Это тренировка не только скорости, но и выносливости. А это важное физическое качество, которое полезно в любой ситуации. Увеличивается и скорость реакции человека – его мышцы готовы к действию тогда, когда это необходимо.

Тренер или воспитатель, проводящий занятия, должен следить за состоянием каждого ребенка. Если оказывается, что даже после малой нагрузки малыш задыхается, не может продолжать занятие, сильно потеет — необходимо срочно отвести его в кабинет врача.

Гибкость

Занятия гимнастикой растяжками позволяют добиться хорошей гибкости тела. Это упражнения на матах, ковриках:

  • стойка на плечах («березка»);
  • растяжки (основы балета и танца);
  • шпагат.

Гибкость тоже связана с выносливостью и координацией. Конечно же, любые растяжки и гимнастические упражнения должны проводиться тренером. Очень важен его опыт работы именно с детьми дошкольного возраста. Дети, которые начали заниматься гимнастикой в раннем возрасте, достигают отличных результатов. Но этот спорт предполагает огромные ограничения в питании и режиме.

Выносливость

Занятия на физическую выносливость показаны как мальчикам, так и девочкам. Хотя большая нагрузка, естественно дается мальчикам. В возрасте 3-6 лет эта разница будет минимальной. Мальчиков готовят к «мужским» видам спорта. Выносливость тренируется статическими нагрузками и упражнениями. Например, таких как вис на прямых или согнутых руках. Норматив – от 10 до 20  секунд для этого возраста.

Для того чтобы выносливость повышалась, необходимо увеличивать нагрузки поэтапно. Тело должно физически адаптироваться к ним.

Ловкость

Для детей дошкольного возраста развитие ловкости не будет сложным. Это двигательные упражнения, сопряженные с преодолением разных препятствий. Например, нужно бежать, а потом пролезть в обруч и продолжить бег. Тут же применяются разные прыжки, лазанье по канату. Задействуются глубинные мышцы тела. Ловкость развивается параллельно с гибкостью.

Координация движений

Задания на координацию движений помогают развитию чувства баланса. Без координации развитие физических качеств не может проходить достаточно интенсивно. Координация необходима для любого вида спорта. Для этого используются:

  • упражнения на брусьях;
  • упражнение «ласточка»;
  • стойки на одной ноге попеременно.

Считается, что координацию можно развивать. Есть много детей, которых называют неуклюжими. Все дело в плохо развитых мышцах пресса и спины. Есть мышечный каркас прочный, то координировать свои движения становится проще, задействуются даже глубинные мышцы.

В развитии координации помогут танцы, плавание, катание на коньках и велосипеде.

Физическое и психическое развитие

Помните: нет движения — есть остановка в психическом развитии. Подвижность, быстрота, координация и гибкость позволяют нам исследовать мир. Залезть на стул, чтобы лучше осмотреть комнату, например. Кажется, что это очень просто, но на самом деле чем активнее малыш, тем скорее он получает информацию о мире, в котором живет. Это дает пищу его эмоциям и психике. Подвижность, поиски нового стимулируют речь, коммуникацию. Малыш уже может позвать вас поиграть с ним, отвести за руку, чтобы показать что-то.

Постоянно призывать малыша дошкольного возраста посидеть спокойно, помолчать — огромная ошибка. Девочки и мальчики в равной степени любят подвижные игры, им везде нужно залезть, все потрогать, рассмотреть и задать массу вопросов родителям. Не волнуйтесь, это говорит как раз о том, что ваш ребенок совершенно здоров — просто наступила пора исследовать мир. А для этого необходимы все эти физические качества.

Активность среди детей своего возраста помогает наладить коммуникации. Проще говоря, играя с другими детьми, ребенок заводит друзей. Даже если вы пришли на незнакомую площадку, а малыш легко включился в игру, это уже говорит о прогрессе в его коммуникативных способностях. В возрасте 3-6 лет просто сидеть на скамеечке с мамой ужасно скучно. На хорошей площадке есть все необходимое, чтобы малыши играли и развивались.

Помощь в адаптации к садику

Физическую активность используют как помощь в адаптации к новым условиям. Воспитатель предлагает совместную игру, в которую вовлечены все дети группы. Это может быть челночный бег, хоровод и т.д. Это весело, заставляет детей общаться, делать что-то вместе. После этого гораздо легче подружиться друг с другом и с воспитателем. Кстати, челночный бег — самая любимая шуточная эстафета малышей. Ставятся два кубика или любые другие ограничители расстояния. Малышу нужно пробежать короткое расстояние, сделав один или два поворота.

Эстафета – это уже так называемое многоуровневое упражнение. Развивает координацию, скорость, точность движений. Играют две команды. Суть игры — передавать эстафету следующему игроку как можно быстрее. Когда все детишки команды пробегут свою дистанцию, эстафетный предмет возвращается к первому. Побеждает команда, которая сделает это быстрее. Так тренируется сплоченность группы: дети переживают друг за друга, поддерживают. Это простое, но эффективное упражнение.

Волевое развитие психики

Спорт помогает в волевом развитии психики. Это значит, что ребенок принимает некоторые правила и ответственность за свои действия. Если он хочет добиться результатов в спорте, то необходимо пересиливать себя, развиваться, преодолевать усталость или нежелание. Кстати, если вы будете лишь заставлять его, через слезы и скандалы тащить на тренировку, то волевое развитие, наоборот, затормозится.

Когда ребенку интересно, он может быть очень упорным в своей деятельности. Так маленькие спортсмены формируют свой характер. Это помогает им не только в спорте, но и в учебе. Развивать свои физические качества непросто. Но если есть воля и желание быть лучше, то все получится. А как вознаграждение — моральное удовлетворение от своих достижений.

Волевое развитие психики подразумевает контроль над эмоциями. Маленькие дети еще не очень хорошо справляются с чувствами. Участие в соревнованиях, физическая подготовка помогает им быть более уравновешенными. Победа и поражение должны приниматься правильно. Тогда можно сказать, что психическое развитие идет своим ходом. А может, даже чуть быстрее – благодаря тому, что малыш научился контролировать себя.

Выплеск энергии

Что происходит с детьми возраста 3-6 лет, если целый день они сидят дома? Ограниченность движений, нет выплеска эмоций. А ведь энергии у них хватит на двух взрослых! Если ее не расходовать, то происходит перевозбуждение. Желание бегать, играть, тратить накопленный энергетический ресурс есть, а возможности нет. Тогда вы столкнетесь с целым букетом проблем:

  • плохой сон — самое первое, что ждет малыша. Нет усталости, значит, плохо засыпаем, а потом не можем проснуться;
  • плохой аппетит. Нет расхода калорий, значит, нет потребности их возмещать – кормление превращается в муку для детей и родителей;
  • излишняя эмоциональная активность: ребенок кричит, не может усидеть на месте. Ругать его за это просто глупо;
  • неконтролируемое поведение. Выход энергии должен быть, а вот какой — решать родителям. Или малыш час побегает на улице, или устроит в квартире настоящий хаос.

Все это очень пагубно сказывается на психическом развитии. Пара прогулок в день, посещение спортивной секции или танцевального кружка исправят положение. Это несложно.

Детский сад

Это место, где хочешь не хочешь, а двигаться придется. Программы детских садов подготовлены так, чтобы дети могли развиваться комплексно. Активность, физическая культура обязательно входят в ежедневные занятия малышей. Хороший воспитатель знает, как занять детей.

Подвижные игры

Существуют десятки игр, которые подразумевают участие большой группы (10-15 человек). Все они выполняют одинаковые задания, связанные с двигательной активностью. В этих играх нужно приседать, бегать, управлять своей координацией. Дети даже не замечают, как тренируются. Этот вид деятельности подходит для детей раннего дошкольного возраста. Простая тренировка для них была бы скучной, а игра — как раз то, что нужно.

Игры направлены на развитие основных физических качеств. Воспитатели знают, что игры должны проводиться в усредненном темпе. В группе разные дети с разными возможностями – необходимо подбирать такие мероприятия, которые были бы по силам всем участникам группы, а не выделяли особых. Точно так же любимы детьми футбол, игры с мячом. Это и игра, и хорошая тренировка выносливости.

Упражнения

Игры играми, но упражнения важны. Многие из них направлены на мелкую моторику. Это тоже своего рода игры. Развитие моторики происходит во время:

  • сбора конструкторов;
  • складывания мозаик;
  • творческой деятельности, такой как лепка, рисование.

Кажется, какое это может иметь отношение к спорту? Однако без мелких движений мы не можем научить наше тело более сложным. Например, координации. А без координации и ориентации в пространстве какой может быть бег с препятствиями?

Физкультура

Подходит для детей 3-6 лет – в этом возрасте уже можно постепенно вводить занятия физической культурой. Конечно, пробежать километр малыш не сможет, но сейчас занятия положат начало его правильному физическому развитию. Что можно предложить детям?

  • бег на расстояние 20-30 метров для начала и 50-60 метров для тех, кто уже бегает уверенно;
  • приседания от 10 до 20 раз;
  • прыжки на месте;
  • прыжки в длину и в высоту;
  • вис на руках;
  • канат (лазанье по канату);
  • упражнения на гибкость, например кувырки.

Все это уже доступно для детей дошкольного возраста. Конечно, все упражнения проводятся под присмотром тренера и воспитателя – детей не оставляют одних в зале для тренировок. Каждое из этих упражнений может быть усложнено. Так, например, простой вис на руках превращается в вис на согнутых руках, а затем в первые подтягивания тела.

После занятия рекомендуется дать малышам 5 минут свободы. Они могут снять нагрузку, бегая, кувыркаясь на матах и играя друг с другом. Это важный момент, который нельзя упускать.

В детском саду занятия физкультурой проводятся только для тех детей, которые получили на это справку-разрешение от врача. После болезни не рекомендуется заниматься физической культурой 1-2 недели.

Спортивные кружки

Серьезные занятия спортом лучше всего начинать с ранних лет. Некоторые секции принимают малышей уже с 3-4 лет. Для начала это общая физическая подготовка. Дальше тренер может посоветовать каждому из них какой-то определенный вид спорта. Выбор сегодня просто огромный, так что для каждого ребенка найдется что-то по вкусу. Для развития физических качеств отлично подходят:

  • легкая атлетика;
  • плаванье;
  • игровые кружки (футбол, хоккей, теннис);
  • танцы (бальные, народные, современные или балет);
  • гимнастика;
  • коньки, лыжи;
  • боевые искусства.

Главное, проверьте, чтобы в кружке было все для обеспечения безопасности занятий. Лучше всего поговорить с тренером, узнать о его собственной карьере, достижениях. Вам должны разрешить присутствовать на тренировках. Если все идет хорошо и ребенку там нравится, то все отлично.

Любой вид спорта помогает в развитии физических качеств. Если ваш ребенок не хочет заниматься чем-либо, поговорите с ним, узнайте причину. Всегда можно выбрать другой кружок. Малыши сейчас экспериментируют, пробуют разные активности, ищут себя – просто помогите им.

Прежде чем начать занятия

Важно знать физическое состояние своего ребенка. Для этого проходите с малышом регулярный контроль врача и следуйте его указаниям.

Обследование физического состояния

Ваш педиатр назначит режим посещения врачей. Прежде чем отдать малыша в садик или школу, спортивную секцию, обязательно посоветуйтесь с доктором. Вы можете не знать о каких-то проблемах, которые помешают малышу вести полноценную жизнь. Например, произошло отставание в развитии мышц и скелета. Тогда ребенку противопоказаны обычные нагрузки и нужна лечебная физкультура.

То же самое с системой кровообращения, легкими. В этом возрасте могут быть временные затруднения, которые уйдут при правильном лечении и физкультуре. Но для этого вам необходимо советоваться с врачом. Просто так отправить малыша со слабым сердечком на легкую атлетику очень опасно.

Врач посоветует правильный режим питания и витамины для ребенка. Даже если малыш абсолютно здоров, витамины ему помогут. Это дополнительный источник:

  • кальция для крепких костей;
  • магния и калия;
  • витаминов группы В, без которых правильное развитие невозможно;
  • витамина D3 для хорошего самочувствия и т.д.

Придерживайтесь советов врача во время болезней ребенка. Это поможет ему правильно развивать свои физические качества без вреда общему состоянию организма.

Ограничение физической активности

Если врач выявил у малыша нарушения работы ЦНС или других важных органов, то ему потребуется коррекционная физкультура. В этом случае, скорее всего, ребенок не сможет посещать обычные дошкольные и школьные учреждения. Но это не значит, что он не должен развиваться физически.

Лечебная физкультура показана малышам с проблемами двигательного аппарата – с ними занимаются дефектологи и врачи. Для многих полезна активность, ведь она облегчает состояние ребенка. Например, бассейн. Здесь ребенку проще почувствовать свое тело, научиться управлять им настолько, насколько это возможно. Даже малышам с разными степенями инвалидности показаны занятия в бассейне.

С такими малышами обязательно нужно заниматься. Некоторые физические нарушения наблюдаются и при полном сохранении интеллекта, а это значит, что умственно и психически развитый ребенок может быть «заперт» в теле, причем все осознавая. Дать ему возможность вести активную жизнь очень важно. Сейчас есть множество программ по физической адаптации таких детей разного возраста.

rebenkoved.ru

Глава 1. Теоретические основы развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста

У ребенка с 3 до 7 лет жизни под воздействием обучения условные связи закрепляются и совершенствуются. Повышается физическая подготовленность, совершенствуются психофизические качества.

Таким образом, понимание особенностей развития нервной системы ребенка позволяет педагогом посредством упражнений и подвижных игр укреплять и совершенствовать его нервную систему.

За период раннего и дошкольного детства непрерывно изменяются показатели физического развития: роста, массы тела, окружности головы, грудной клетки.

За первый год жизни рост ребенка увеличивается примерно на 25 см. К 5 годам он удваивается по сравнению с первоначальным.

Масса тела ребенка на первом году жизни утраивается по сравнению с массой при рождении. После года отмечаются прибавки на каждом году жизни по 2 – 2,5 кг. К 6 -7 годам она удваивается по сравнению с показателями годовалого ребенка.

Окружность грудной клетки при рождении – 32 – 34 см. В течение первых 3 – 4 месяцев жизни она увеличивается на 2,5 – 3 см в месяц, затем прирост ее снижается. В конце года она составляет около 0,4 – 0,5 см в месяц, за первый год окружность грудной клетки увеличивается на 12 – 15 см. Примерно так же происходит увеличение грудной клетки за весь остальной период дошкольного возраста.

Костная система ребенка богата хрящевой тканью. Кости его мягкие, гибкие, недостаточно прочные, поэтому они легко поддаются как благоприятным, так и неблагоприятным воздействиям. Эти особенности костной системы требуют внимания педагогов к подбору физических упражнений, мебели, одежды и обуви в соответствии с функциональными и возрастными возможностями ребенка.

Окостенение опорно-двигательного аппарата начинается с 2 – 3 лет. Оно происходит постепенно в течение всего дошкольного детства. В этот период формируются изгибы в шейном, грудном, поясничном отделах позвоночника. Физиологическое развитие позвоночника играет жизненно важную роль и влияет на формирование правильной осанки, техники движений, состояние внутренних органов, дыхательную и нервную системы. S – образный изгиб позвоночника предохраняет скелет от травм при выполнении физических упражнений.

В дошкольном детстве происходит формирование свода стопы. Оно начинается на первом году жизни и интенсивно продолжается с освоением ребенком ходьбы весь дошкольный период. В укреплении свода стопы важнейшую роль играют физические упражнения. Важно также подобрать ребенку соответствующую обувь.

Мышечная система у ребенка раннего возраста развита недостаточно, мышечная масса у него составляет около 25% массы тела. По мере развития движений ребенка увеличиваются масса и сократительная способность мышечной ткани. Под воздействием физических упражнений происходит увеличение силы мышц.

В младшем возрасте у ребенка мышцы-сгибатели развиты больше, чем разгибатели, поэтому часто его движения и осанка бывают неправильными: сутулая спина, опущенная голова, сведенные плечи и т.д. К 5 годам увеличивается мышечная масса, нарастает мускулатура нижних конечностей, увеличиваются сила и работоспособность мышц. Сила мышц увеличивается с 3,5 – 4 кг к 7 годам. С 4 лет появляются различия в показателях у мальчиков и девочек. Значительно увеличивается становая сила - сила мышц туловища. Она увеличивается к 7 годам до 32 – 34 кг по сравнению с 15 – 17 кг в 3 – 4 года.

Статическое состояние мышц называется мышечным тонусом. Мышечный тонус в дошкольном возрасте имеет большое значение для формирования правильной осанки. Мышечный тонус туловища создает естественный «мышечный корсет». С годами у ребенка укрепляются мышцы спины и живота. Это является результатом, как регулярного функционирования центральной нервной системы, так и положительным воздействием физических упражнений.

Таким образом, познание особенностей психофизического развития, формирования двигательных функций позволяет сделать вывод о необходимости создания для ребенка возможности правильно двигаться, т.е. заложить у него основы физической культуры. Важную роль здесь, об этом нельзя забывать, играют воспитание и обучение.

studfiles.net

Значение развития двигательных качеств детей старшего дошкольного возраста

Организм ребенка-дошкольника находится в периоде становления функций, их непрерывного совершенствования, поэтому весь комплекс средств физического воспитания (режим, гигиена, закаливание, активные движения, подвижные игры, спортивные упражнения) должен обеспечить решение главной задачи -- воспитание здорового, гармонически развитого ребенка.

Под физическими качествами и способностями мы понимаем такие качества и способности, которые характеризуют его физическое состояние, это - прежде всего состояние его морфофункционального развития: конституция его организма и физиологические функции последнего. К числу признаков, характеризующих конституцию организма, относятся, в частности, такие показатели его телосложения, как рост, вес, окружность тела и др. Среди разнообразных физиологических функций человеческого организма особо следует отметить двигательную функцию, которая характеризуется способностью человека выполнять определенный круг движений и уровнем развития двигательных (физических) качеств [8].

Нервная система детей дошкольного возраста отличается большой пластичностью, на основе чего у ребенка легко образуются новые условные связи. Это свойство необходимо использовать для формирования в раннем возрасте различных двигательных навыков, а также навыков самообслуживания. Однако организм дошкольника еще мало сопротивляется неблагоприятным условиям среды: у детей легко возникает желудочно-кишечные, простудные и другие заболевания [4].

Теория физического воспитания учитывает психофизиологические особенности детей дошкольного возраста: возможности работоспособности организма, возникающие интересы и потребности, формы наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления, своеобразия преобладающего вида деятельности в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и подготавливается «переход ребенка к новой высшей ступени его развития» [5].

В общей системе воспитания развитие двигательных качеств детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются здоровье, общая выносливость и работоспособность, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего гармонического развития личности.

Формирование двигательных качеств, навыков и умений тесно связано с интеллектуальным и психическим развитием ребенка с воспитанием нравственно-волевых черт личности.

На протяжении дошкольного детства осуществляется беспрерывное развитие физических качеств, о чем свидетельствует показатели общей физической подготовленности детей. У дошкольников от 5 до 7 лет становая сила увеличивается вдвое: у мальчиков она возрастает с 25 до 52 килограмм, у девочек с 20,4 до 43 килограмм. Улучшаются показатели быстроты. Время бега на 10 метров с хода сокращается у мальчиков с 2,5 до 2,0 секунд, у девочек с 2,6 до 2,2 секунд. Изменяются показатели общей выносливости. Величина дистанции, которую преодолевают мальчики возрастает с 602,3 метра до 884,3 метра, девочки с 454 метра до 715,3 метра.

Вместе с тем ученые утверждают, что максимальные темпы прироста физических качеств по годам не совпадают. Более высокие увеличения показателей быстроты отмечаются в возрасте от 3 до 5 лет, ловкости от 3 до 4 лет, силовых способностей от 4 до 5 лет. В возрасте от 5 до 6 лет обнаружены некоторые замедления силовых показателей. Необходимо учитывать это при организации целенаправленной работы по развитию физических качеств дошкольников [3].

На развитие физических качеств дошкольника оказывают влияние различные средства и методы физического воспитания. Эффективным средством развития быстроты являются упражнения направленные на развитие способности быстро выполнять движения. Дети осваивают упражнения лучше всего в медленном темпе. Педагог должен предусмотреть, чтобы упражнения не были продолжительными, однообразными. Желательно их повторить в разных условиях с разной интенсивностью, с усложнениями или наоборот, со снижением требований.

Для развития ловкости необходимы более сложные упражнения по координации и условиям проведения: применение необычных исходных положений (бег и исходное положение стоя на коленях, сидя, лежа); прыжок из исходного положения стоя спиной к направлению движения; быстрая смена различных положений; изменения скорости или темпа движения; выполнения взаимосогласованных действий несколькими участниками. Могут быть использованы упражнения, в которых дети прилагают усилия, чтобы сохранить равновесие: кружиться на месте, качание на качелях, ходьба на носках и др.

Упражнения для развития силовых способностей делятся на 2 группы: с сопротивлением, которое вызывает вес бросаемых предметов и выполнение которых затрудняет вес собственного тела (прыжки, лазания, приседания). Большое значение имеет количество повторений: небольшое не содействует развитию силы, а чрезмерно большое может привести к утомлению.

В раннем и дошкольном возрасте важно решать задачи воспитания практически всех физических качеств. В первую очередь следует обращать внимание на воспитание координационных способностей, в частности на такие компоненты, как чувство равновесия, точность, ритмичность, согласованность отдельных движений. При освоении новых движений предпочтение отдается методу целостного разучивания. При расчленении движений ребенок теряет его смысл, а, следовательно, и интерес к нему. Ребенок хочет сразу видеть результат своего действия. [9]

Необходимо, чтобы занятия физической культурой доставляли детям радость, поддерживали хорошее настроение, побуждали к самостоятельности.

В детских дошкольных учреждениях средствами развития двигательных качеств служат физические упражнения, оздоровительные силы природы, гигиенические и социально-бытовые факторы.

studfiles.net

§ 4. МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Кенеман А. В. и Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста

42

К 4 годам под влиянием упражнений улучшается координация движений рук и ног в беге, совершенствуются полетность, ритмичность. Однако ребенок не имеет еще достаточной длины шага. Поэтому детям дают упражнения в беге через начерченные линии, кружки, а также в быстром беге с увертыванием и ловлей.

Ребенок 5 лет в основном овладевает техникой бега, хотя в деталях не достигает достаточной четкости. При обучении внимание обращается на совершенствование деталей техники бега, его легкости и скорости. .

Ввозрасте 6 лет дети овладевают доступной им техникой бега. Бегут легко, ритмично, стремительно, равномерно, с хорошей координацией движений, полетностью, соблюдением направления. При обучении основное внимание обращается на совершенствование бега, развитие его скорости (дистанция 30 м). Дети упражняются в выполнении различных заданий, в беге с увертыванием.

Вцелях совершенствования качества бега у детей, как и при ходьбе, целесообразно использовать различные виды: бег на носках, бег широким шагом, бег с высоким подниманием бедра, тренирующий мышцы брюшного пресса, спины и стопы; легкий, ритмичный бег под музыку, влияющий на воспитание координации и легкости движений; бег между предметами и с предметами (скакалки, обручи); бег с преодолением препятствий и на ограниченной плоскости (очерченные границы), содействующий приобретению ориентировки в пространстве и координации движений; бег с различными заданиями, выполняемыми по сигналу и на ориентировку в пространстве; бег наперегонки; бег с увертыванием и ловлей, врассыпную, служащий хорошим упражнением для ориентировки в пространстве и в коллективе, воспитывающий ловкость и быструю реакцию на изменение в окружающей ребенка обстановке. Воспитательное значение упражнений в беге состоит в приобретении детьми многообразных, полезных ориентировок.

112

113

Воспитание физических качеств является одной из основных сторон физического воспитания. Уровень развития физических качеств определяет успешность двигательной деятельности детей и способность к овладению новыми формами движений, умение целесообразно пользоваться ими в жизни.

Развитие основных физических качеств (быстрота, ловкость, выносливость, сила и гибкость) происходит в тесной связи с формированием двигательных навыков. Упражнения, способствующие этому, в строгой последовательности и с постепенным усложнением двигательных заданий, включаются в физкультурные занятия, подвижные игры, спортивные упражнения, а также используются при самостоятельной двигательной деятельности детей на прогулке.

Кенеман А. В. и Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста

43

Выносливость — способность противостоять утомлению в' ка-какой- либо деятельности1. Выносливость определяется функциональной устойчивостью нервных центров, координацией функций двигательного аппарата и внутренних органов (А. Н. Крестовников). В дошкольном возрасте энергетические ресурсы организма расходуются. на возрастное развитие, поэтому слишком большая нагрузка может повредить процессам роста. У ребенка следует постепенно воспитывать общую выносливость, т. е. выносливость в продолжительной работе умеренной интенсивности, повышающей функцию основных систем организма.

Различные виды деятельности вызывают различное утомление — умственное, сенсорное, эмоциональное, физическое. Любая деятельность может вызвать в какой-то степени соответствующие компоненты утомления, однако в процессе физического воспитания наибольшее значение имеет физическое утомление, связанное с мышечной деятельностью.

1 Теория и методика физического воспитания. М., 1976, с. 209. 128

«Программа воспитания в детском саду» предусматривает постепенное воспитание общей выносливости путем увеличения в каждой группе объема, интенсивности и длительности упражнений, выполняемых в умеренном и равномерном темпе (ходьба, бег, прыжки и т. д.), в подвижных играх — постепенным увеличением их продолжительности, усложнением двигательных заданий.

Дети дошкольного возраста обладают большими возможностями в проявлении общей выносливости. Уровень развития этого качества у детей зависит от возраста, пола и степени подготовленности. По данным В. Г. Фролова, целесообразным для воспитания общей выносливости является бег со средней скоростью, бег трусцой, продолжительное выполнение подскоков и прыжков (рис. 21). Основной формой воспитания выносливости у детей дошкольного возраста являются систематические занятия на. свежем воздухе, основное содержание которых составляют 2—3 подвижные игры. В этих играх половина времени уделяется бегу, чередующемуся с ходьбой, общеразви-вающими упражнениями, лазаньем и метанием.

Воспитание выносливости осуществляется в процессе спортивных упражнений (ходьба на лыжах,' езда на велосипеде, плавание).

Кенеман А. В. и Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста

44

Рис. 21. Развитие качества выносливости. Бег на выносливость (по длине дистанции пробега).

На рисунке показано возрастное развитие качества выносливости. Этот показатель отражает значительные возможности детей 3—7 лет к проявлению данного качества. Отмечается значительный рост его в возрасте от 3 до 5 лет и от 6 до 7 лет у мальчиков.

1 Теория и методика физического воспитания. М., 1976, с. 229. 129

Возрастные показатели развития физических качеств детей 3—7 лет

Таблица 3

Возрастные показатели развития физических качеств детей 3—7 лет (средние данные)1

Возраст

3 года

4 года

5 лет

6 лет

7 лет

Показатели

Скорость бега на 10 м хо-

М

3,17

2,92

2,35

2,1

1,96

да, в с

Д

3,24

2,94

2,41

2,2

2,0

Скорость бега на 30 м со

М

10,7

9,62

8,55

8,0

7,5

старта, в с

Д

10,9

10,2

9,03

8,2

7,9

Прыжок в длину с места, в

М

49,3

70,2

88,7

97,0

114.1

см

Д

49,8

62,3

79,8

92,2

106,6

Прыжок вверх с места, в

М

17,0

23,0

27,0

см

Д

17,1

23,0

26.0

Метание правой рукой

М

1,9

3,6

5,2

5,9

8,0

вдаль, в м

Д

1,7

3,0

3,6

4,3

5,2

Метание левой рукой

М

1,5

2,6

3,5

4,7

5,3

вдаль, в м

Д

1,3

2,3

3,2

3,9

4,6

Метание набивного мяча

М

118,3

137,0

188,8

218,2

286,8

(1 кг) из-за головы, в см

Д

117'6

134,1

162,0

190,7

228,8

Расстояние при беге на

М

256,1

463,1

601,3

680,4

884,3

выносливость, в м

Д

241,0

374,7

454,0

659,1

715,0

1 Как видно из таблицы, у детей с 3 до 7 лет отмечается рост показателей всех физических качеств. При этом уже с 3 лет выявляются различия у мальчиков и девочек (Г. П. Юрко и В. Г. Фролов).

130

Кенеман А. В. и Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста

45

ГЛАВА СЕДЬМАЯ.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ СПОРТИВНЫХ ИГР

§1. ХАРАКТЕРИСТИКА ИГРЫ КАК СРЕДСТВА

ИМЕТОДА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Впроцессе физического воспитания детей дошкольного возраста подвижной игре принадлежит ведущая роль. Являясь одним из основных средств и методов физического воспитания, подвижная игра позволяет эффективно разрешать оздоровительные и воспитательно-образовательные задачи. Она оказывает всестороннее воздействие на физическое развитие и оздоровление ребенка.

Впроцессе игры двигательная активность детей вызывает деятельное состояние всего организма, усиливает процессы обмена, повышает жизненный тонус.

Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении подвижных игр, тесно связан с положительными эмоциями детей, возникающими в процессе игровой деятельности и благотворно влияющими на психику ребенка.

Эмоциональный подъем создает у детей стремление к достижению общей для всех цели и выражается в ясном осознании задачи, в лучшей координации движений, более точной ориентировке в пространстве и игровых условиях, в ускоренном темпе выполнения

135

ваданий. При такой увлеченности детей и захватившей их радостной устремленности к достижению цели повышается роль воли, помогающей преодолевать различные препятствия.

Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитания физических качеств.

Впроцессе игры ребенок направляет свое внимание на достижение цели,

ане на способ выполнения движения. Он действует целеустремленно, приспосабливаясь к игровым условиям, проявляя ловкость и тем самым совершенствуя движения. Поэтому, например, такая игра, как «Волк во рву», проводится тогда, когда дети уже овладели прыжком в длину с разбега.

П. Ф. Лесгафт писал: «В играх применяется все то, что усваивается при систематических занятиях, поэтому все производимые здесь движения и дейст-

вия вполне должны соответствовать силам и умению занимающихся и производиться с возможно большей точностью и ловкостью»1.

Это положение подтверждается работами советских педагогов (М. М. Конторович, Л. И. Михайлова, А. И. Быкова, Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, Н. Н. Кильпио, Н. В. Потехина, Э. Я. Степаненкова, С. Я. Лайзанеидр.), которые внесли значительный вклад в разработку методики проведения подвижных игр в детском саду.

Кенеман А. В. и Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста

46

Как двигательная деятельность подвижная игра обладает определенной спецификой: она требует от ребенка быстрой реакции на сигналы и неожиданные изменения игровой обстановки. .

- Различные ситуации, возникающие в игре, создают необходимость в изменении характера движения и действий, степени мышечного напряжения, быстром изменении направления движения. Например, в игре «Ловишки» каждый ребенок должен внимательно следить за действиями водящего. При его приближении ребенок стремительно убегает в противоположную сторону. Почувствовав себя в. безопасности, замедляет темп движения, тормозит его, приостанавливается. При новом приближении водящего он вновь ускоряет движение.

Почти в каждой подвижной игре существуют сигналы к изменению игровых действий и движений детей. Например, сигнал «Построиться!» в игре «Дружные ребята» вызывает быструю реакцию детей, выражающуюся в изменении действий, направления и характера движения: легкий бег врассыпную изменяется на целеустремленный в прямом направлении для скорейшего построения в колонны друг за другом на заранее обусловленных местах.

Такая активная двигательная деятельность тренирует нервную систему ребенка, совершенствуя и уравновешивая процессы возбуждения и торможения.

-

1 Л е с г а ф т П. Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Собр. лед. соч., т. I. М., 1951, с. 309.

136

В подвижной игре ребенок учится регулировать степень напряжения внимания и мышечной деятельности: в зависимости от складывающейся игровой ситуации он может чередовать движения с отдыхом. Это содействует воспитанию наблюдательности, сообразительности, способности ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей среды, находить выход из создавшегося положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять смелость, ловкость, инициативу, выбирать самостоятельно способ достижения цели.

Кенеман А. В. и Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста

47

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Формы организации физического воспитания представляют собой воспи- тательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности детей, основу которой составляет двигательная активность ребенка. Совокупность этих форм создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей.

К формам организации физического воспитания детей относятся: 1) физкультурные занятия; 2) физкультурно-оздоровительные мероприятия (утренняя гимнастика, физкультминутки, закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями) и 3) повседневная работа по физическому воспитанию детей (подвижные игры, прогулки, индивидуальная работа с отдельными детьми и с небольшими группами, самостоятельные занятия детей различными видами физических упражнений, праздники).

Все эти формы, отвечая общим задачам физического воспитания и всестороннего развития ребенка, находятся во взаимосвязи; каждая из них имеет свои специальные задачи, определяющие ее место в режиме дня дошкольного учреждения.

Соотношение форм организации физического воспитания в различных группах детского сада определяется воспитательно-образовательными задачами с учетом возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей, степенью их физической .подготовленности, а также конкретных условий данной группы и всего учреждения.

В группах раннего возраста основной формой работы с детьми являются индивидуальные занятия физическими упражнениями (подвижные игры, гимнастика, массаж).

Утренняя гимнастика и физкультурные занятия проводятся начиная с первой младшей во всех группах, но в каждой они имеют своеобразие по подбору двигательного материала и методике проведения.

Физкультминутки, имеющие преимущественное значение в старших группах детского сада, включаются в занятия и между двумя занятиями как момент активного отдыха и восстановления работоспособности детей.

Закаливающие процедуры используются во всех группах. Однако воздушные ванны в движении с постепенным снижением темпе-

165

ратуры, в помещении и на воздухе применяются по преимуществу в старших группах.

Подвижные игры и разнообразная самостоятельная двигательная деятельность детей на воздухе являются непременным содержанием повседневной детской жизни во всех возрастных группах.

studfiles.net


Смотрите также

Подпишитесь на бесплатный курс "Секреты воспитания"
и получите бесплатно
Секретную книгу.

Из данного курса Вы узнаете о тайнах народной педагогики, о секретах современных технологий воспитания и массу другой полезной информации для решения Ваших проблем.
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

12 простых формул для подготовки ребенка к детскому саду

Узнать

 


Адаптационные игры с песком

Узнать

 


Как быть счастливыми родителями

Узнать